МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
| «УТВЕРЖДАЮ»
Проректор по учебной работе
д.м.н., профессор Н.В.Ярыгин
_____________________________
«_____» ______________ 2012 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СОЦИАЛЬНАЯ ДЕМОГРАФИЯ И ЭТНОГРАФИЯ
Направление подготовки
040400.62 Социальная работа (бакалавр)
Профиль подготовки
медико-социальная работа с населением
Квалификация (степень) выпускника
бакалавр
Форма обучения
очная
Москва 2012 г. Рабочая программа учебной дисциплины «Социальная демография и этнография» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки "Социальная работа" (квалификация (степень) "бакалавр"), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 декабря 2009 года № 709 и в соответствии с рабочим учебным планом направления подготовки 040400.62, утвержденным ректором Московского государственного медико-стоматологического университета О.О.Янушевичем 15 ноября 2010 года. Составитель: Е.Н.ПОДДУБНАЯ, доцент кафедры социальной медицины
и социальной работы, кандидат социологических наук
Рецензенты: И.Е.Лукьянова, профессор кафедры социальной медицины и социальной работы МГМСУ, доктор медицинских наук
О.Н.Краснова, доцент кафедры «Обществознание» РГУТиС, кандидат политических наук. Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры социальной медицины и социальной работы
« » 2012 года Протокол №
Зав. кафедрой, член-корр. РАО, профессор ______________ А.В.Мартыненко
Рабочая программа рассмотрена на заседании методической комиссии по направлению подготовки «Социальная работа»
«____»_________________2012 года Протокол № ____
Председатель методической комиссии, член-корр. РАО, профессор
___________________ А.В.Мартыненко Рабочая программа одобрена на заседании Центрального методического совета МГМСУ
«____»_______________2012 года Протокол № ____
Председатель ЦМС, член-корр. РАМН, профессор
_____________________Э.В. Луцевич
Цели и задачи освоения дисциплины
Целями учебной дисциплины «Социальная демография и этнография» являются: – формирование у студентов системы знаний в области основ демографии и этнографии;
– формирование представлений о главных теоретических и аксиологических парадигмах демографии, об основных направлениях демографических исследований, о теоретических основах демографического прогнозирования и демографической политики;
– ознакомление студентов с необходимым минимумом систематизированных знаний по общей теории народонаселения; формирование представлений о закономерных изменениях, происходящих в населении, влиянии на демографическое воспроизводство социально-экономических, экологических, национальных, политических и других факторов;
– формирование у студентов целостного представления о современной демографической и этнографической ситуации в мире, стране, регионе;
– формирование способности анализировать этнодемографические проблемы в современной России, направления, формы и методы этнодемографической политики. Задачами учебной дисциплины «Социальная демография и этнография» являются:
– ознакомление студентов с теоретико-методологическими основами дисциплины; – усвоение студентами теоретического и фактологического материала, овладение умениями и навыками самостоятельной работы по изучению этнических и демографических процессов;
– знание теоретических положений, обеспечивающих понимание особенностей демографической ситуации в стране и мире и тенденций её изменения;
– знание методов проведения расчетов, демографических показателей и использования их при анализе демографической ситуации в стране или регионе;
– приобретение первоначальных знаний в области социологического анализа демографических процессов и семейного поведения (рождаемости и репродуктивного поведения, смертности и самосохранительного поведения, брачности, разводимости и брачного поведения);
– ознакомление студентов с особенностями этнодемографической ситуации в России; выявление связи между этнодемографической ситуацией и профессиональной деятельностью социального работника;
– изучение половозрастных и этнических характеристик клиентов социальной работы, выявление этносоциальных аспектов жизни населения страны и региона.
Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Социальная демография и этнография» Б.3 входит в вариативную часть цикла «Математические и естественнонаучные дисциплины» подготовки бакалавра направления «Социальная работа». В процессе изложения материала учитываются межпредметные связи и наличие у студентов системных знаний в области социальной статистики и социологии, которые служат теоретической базой при освоении курса демографии.
Уровень освоения содержания курса предполагает знание системы понятий этнодемографической науки, умения применять эти понятия в анализе этнодемографической ситуации в стране или регионе, а также знакомство с различными точками зрения, парадигмами и концепциями теоретического характера этнодемографической науки. Изучение курса «Социальная демография и этнография» дает возможность студентам компетентно и целенаправленно подходить к изучению дисциплин профессионального цикла.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
Владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения
| (ОК-1)
| Использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач
| (ОК-9)
|
Использование в профессиональной деятельности основных законов естественнонаучных дисциплин, в том числе медицины, применению методов математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования
| (ОК-10)
| Способность использовать специфику и современное сочетание глобального, национального и регионального в развитии социальной сферы и управления, культуры общественной, государственной и личной жизни
| (ОК -17)
| Способность использовать специфику этнокультурного развития своей страны для формирования и эффективного использования социоинженерных и социально-технологических практик обеспечения психосоциальной, структурно и комплексно ориентированной социальной работы
| (ОК)-19)
| Способность целенаправленно и эффективно реализовывать современные технологии психосоциальной, структурной и комплексно-ориентированной социальной работы, медико-социальной помощи населению
| (ПК-9)
|
В результате освоения дисциплины студент должен демонстрировать следующие результаты образования:
ЗНАТЬ
| Цели и задачи социальной демографии и этнографии;
Основные понятия и концепции теоретического характера в этнодемографической науке;
Закономерности воспроизводства населения в зависимости от общественно-исторических условий;
Основные источники демографических данных и принципы построения демографических баз данных, их роль в медико-социальной работе;
Базовые демографические показатели, отражающие количественную характеристику народонаселения;
Демографические показатели, качественно характеризующие различные типы воспроизводства народонаселения;
| УМЕТЬ
| • Давать объективную оценку этнодемографическим процессам, происходящим в обществе;
• Проводить демографический анализ народонаселения в мире, стране, регионе;
• Анализировать количественные и качественные характеристики народонаселения на предмет выявления их несбалансированности и конфликтогенности;
| ВЛАДЕТЬ
| • Методами анализа социально - демографических явлений и процессов;
• Понятийным аппаратом современной демографии и этнографии, способами самостоятельного анализа литературы по социальной демографии и этнографии;
• Навыками проведения эмпирических социальных исследований в области демографии и этнографии, представления их результатов;
| БЫТЬ
КОМПЕТЕНТНЫМ
| • В определении научной и практической ценности решаемых задач в области социальной работы, составлении практических рекомендаций по использованию результатов научных исследований;
• В оценке эффективности работы социальных институтов и организаций, от которых зависит социальное благополучие населения России;
• В осуществлении прогнозирования, проектирования, моделирования и экспертной оценки социальных процессов и явлений в области психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы;
• При анализе специфики социокультурного пространства, инфраструктуры обеспечения социального благополучия представителей различных общественных групп.
|
Объём дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет – 3 зачетных единицы, 108 часов. Количество часов по учебному плану (очная форма обучения) Всего 108 часов
Аудиторные занятия 57 часа, в том числе интерактивных занятий
12 часов
Самостоятельная работа 51 часа.
№
п/п
| Тема
| Виды учебной работы,
трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
| всего
| Самост-ная работа
| Аудиторные занятия
| всего
| Лекцион.
| Групповые (семинары, практич.)
| Лабораторные
| Контр. раб.
| Реферат/ доклад
| Курс. Раб./проект
| Расчетно-графич.
| зачет
| экзамен
| Контр.точки по мод.-рейтинг
|
| 1
| Тема 1. Демография как отрасль знаний о народонаселении
| 13
| 6
| 7
| 3
| 4
|
|
| +
|
|
|
| +
|
| 2.
| Тема 2. История становления и развития демографической науки
| 12
| 6
| 6
| 2
| 4
|
|
| +
|
|
|
|
|
| 3
| Тема 3. Рождаемость, репродуктивное поведение
| 12
| 6
| 6
| 2
| 4
|
|
| +
|
|
|
|
|
| 4
| Тема 4. Семья, брачность, разводимость
| 12
| 6
| 6
| 2
| 4
|
|
| +
|
|
|
|
|
| 5
| Тема 5. Смертность, продолжительность жизни, самосохранительно поведение
|
12
|
6
|
6
|
2
|
4
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
6
| Тема 6. Миграция населения
| 12
| 6
| 6
| 2
| 4
|
|
| +
|
|
|
|
|
| |