Скачать 447.03 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ)
ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА В АСПИРАНТУРУ для аспирантов образовательной программы послевузовского профессионального образования по научной специальности 10.01.03 – литература народов стран зарубежья(Литература Китая; Литература Японии)Форма подготовки (Очная/заочная)Владивосток 2011 РАЗДЕЛ 1. Древнекитайская литература Специфика древнего искусства. Синкретизм древнего искусства. Мифология. Роль мифологических образов и мотивов в литературе и искусстве Китая. «Книга песен» («Шицзин»). Проблема датировки памятника. Структура памятника. Идейно-тематическое богатство «Книги песен». Особенности поэтической формы. Значение «Книги песен» для китайской литературы. Классический период. 7-3 века до н.э. Философские сочинения как литературные произведения. Золотой век китайской философии. Философские школы. Конфуций и его труд «Луньюй». Отражение в конфуцианской прозе социальных проблем древнего Китая. Особенности формы конфуцианских трактатов. Роль конфуцианства в сохранении и развитии духовной культуры Китая. Лаоцзы (6-5 вв. до н.э.) и его сочинение «Даодэцзин». Притчи даосских мыслителей Чжуанцзы, Лецзы, Янчжу. Формирование прозы малых форм в философских трудах конфуцианцев и даосов. Первые индивидуальные поэты древнего Китая. Цюй Юань (340-278 гг. до н.э.). Сун Юй (290-223 гг. до н.э.) Народная поэзия «юэфу». Художественные особенности народных песен. Судьба жанра «юэфу». Роль древней литературы в развитии изящной словесности Китая. РАЗДЕЛ 2. Литература Китая в средние века Специфические жанры средневекового Китая. Роль и назначение поэзии в средневековой китайской литературе. Иерархия жанров. Понятие «жанр» в средневековой литературе. Поэзия 2-6 веков. Тао Юаньмин поэт «садов и полей». Влияние поэтического творчества и личности Тао Юаньмина на развитие художественной и социальной мысли Китая. Классическая поэзия «ши» в 7-10 вв. Причины расцвета китайской поэзии в период Тан. Разновидности поэзии «ши»: люйши»(регулярный стих), «цзюэцзюй» (оборванные срофы), «гутиши» (стихи древней формы). Особенности формы и содержания жанра. Природа и человек в поэзии Ван Вэя. Ли Бо. Личность поэта и мирская суета. Поэт и Вселенная. Ду Фу. Социальные проблемы в творчестве Ду Фу. Поэтический жанр «цы» (романс) в 7-13 вв. Роль городской культуры в формировании жанра «цы». Особенности формы «цы». Проза. Танская новелла. Роль города в формировании элитарной культуры служилого сословия. Художественный вымысел. Тематическая классификация новеллы: любовная, сатирическая, героическая, фантастическая. Прозаическаие жанры сунского Китая (10-13 вв.). Новелла, городская повесть («хуабэнь»). Появление нового героя в повести и его место в средневековой китайской литературе. Эпопеи 14 века. Историческая эпопея Ло Гуаньчжуна «Троецарствие». Героическая эпопея Ши Найаня «Речные заводи». От «пинхуа» к эпопее (13-16 вв.). От эпопеи к роману (13-17 вв.). Культура Китая в 15-17 вв. Романы «Ветка сливы в золотой вазе», «Путешествие на Запад» У Чэнъэня. Драма. Литературные истоки юаньской драмы. Судьба юаньской драмы. РАЗДЕЛ 3. Литература Китая в новое время Основные черты исторической эпохи нового времени (середина XVII- нач. XX вв.). Проблема периодизации истории новой китайской литературы. Идеологичность классической литературы и ее общественная роль. Специфика и этапы развития литературы в новое время. Особенности литературного процесса в связи с глубокими изменениями в общественно-политической жизни страны. Влияние маньчжурского владычества на культуру Китая. «Письменные судилища» в XVII-XVIII вв. Неоконфуцианство - идеология китайского феодализма. Воздействие экзаменационной системы на развитие литературы. Проблема «иерархичности» жанров («высокая» и «низкая» литература). Усиление в китайской литературе XVII в. демократических и патриотических идей. Истоки демократической прозы, ее связь с книжными традициями. Поэтика китайской новеллы. Творчество Пу Сунлина (1640-1715). Жизнь новеллиста. Колорит эпохи в новеллах Пу Сунлина. Обилие сюжетов и фантазия художника. Роль фантастики и приемы эзоповского повествования у Пу Сунлина. Народные истоки новелл. Развитие Пу Сунлином искусства повествования и литературного языка. Особенности идеологических и культурных процессов в XVIII в. Репрессивный характер культурной политики маньчжур. Создание «Сыку цюаньшу цзунму» («Высочайше утвержденное полное собрание книг по четырем разделам») - фальсификация духовного наследия китайской нации. Содержание литературного процесса в XVIII в. Специфика развития китайского романа XVIII в. Реалистическое изображение маньчжурского общества в романах У Цзинцзы (1701-1754) «Неофициальная история конфуцианцев» и Цао Сюэциня (1715-1763) «Сон в красном тереме». История текста романа и проблема авторства. «Сон в красном тереме»- энциклопедия феодальной жизни Китая. Роман воспитания чувств. Особенности художественного метода (элементы реализма в типическом изображении общественных отношений, черты сентиментализма). Философские основы романа. Проблема личности и нравственного идеала, отраженная в образах главных героев Цзя Баоюя, Линь Дайюй и пр. «Сон в красном тереме» и его влияние на духовное развитие китайского общества. Поэтика романа (единство композиции, индивидуализация героев, богатство языка). Биографический метод в филологии и школа хунсюэ - «хунлоумэноведение». Модернизация ее приемов в 20-е и 30-е гг. XX в. сторонниками прагматизма. Дискуссии, посвященные роману, после 1949 г. Особенности литературного процесса в XIX- начале XX вв. Характер развития культуры этого периода. Виды китайского романа в XIX в. Специфика развития. Любовный роман и его особенности. Авантюрные жанры (судебные романы о судьях Ши и Бао). Ши Юйкунь и его роман «Трое храбрых и пятеро справедливых». Элемент занимательности, увлекательности и причины его появления в прозе. Творчество Ли Жучжэня (1763-1830). Его сатирико-фантастический роман «Цветы в зеркале». Энциклопедический характер романа. Проблема женских прав как самостоятельная тема в романе. Утопический, сатирический, научный, фантастический, просветительский характер романа. Критика национальной жизни. Бурное развитие неофициальной периодической печати в конце XIX в. начале XX в. Движение за «новый стиль», разговорный язык. Первые литературно-художественные журналы. Расцвет политического романа. Ли Баоцзя (1867-1906), его романы «Наше чиновничество, «Живой ад» и др. У Вояо(1866-1910). Его роман «За 20 лет», Лю Э (1857-1909) и его роман «Путешествие Лао Цаня». Цзэн Пу (1871-1935) и его роман «Цветы в море зла». Характер социального обличения. Связь обличительной прозы с предшествующей сатирической литературой. Отражение революционных тенденций в романах Лю Э и Цзэн Пу. Писатели-обличители как издатели и публицисты. Оценка Лу Синем обличительного романа. Проблема просветительства в китайской литературе. РАЗДЕЛ 4. Литература Китая в новейшее время Литература «Движения 4 мая» (1917 –1927). Подъем национально-освободительного движения в Китае. Антифеодальная антиимпериалистическая направленность «Движения 4 мая» 1919 г. Национальная революция 1925-27 гг. Кризис и поражение революции. Образование и деятельность журнала «Синь циннянь» («Новая молодежь») – новый этап в истории движения «за новую культуру». Три течения в русле этого движения (марксистское, революционно-демократическое, либерально-буржуазное). «Литературная революция» как составная часть антифеодального, антиимпериалистического «Движения 4 мая». Рассказ Лу Синя «Записки сумасшедшего» (1918) – первое воплощение идейно – эстетических принципов «литературной революции». Формирование новой прогрессивной культуры. Утверждение реализма при одновременном появлении и существовании других творческих методов – натурализма, романтизма, символизма и др. Ускоренное развитие китайской литературы, влияние различных направлений зарубежной литературы. Жизнь и творчество Лу Синя (1881-1936) – основоположника прогрессивной китайской литературы новейшего времени. Эволюция мировоззрения и творческого метода Лу Синя. Сборники художественной прозы: «Клич», «Блуждания», «Дикие травы», «Старые легенды в новой редакции». Традиционное и новаторское в творчестве Лу Синя. Гуманизм, тема маленького человека. Судьба писателя и его творческого наследия. Ведущие литературные общества и журналы 20-х гг. История создания, идейно-эстетические принципы, общее и особенное в деятельности «Общества изучения литературы» (1921), общества «Творчество» (1921) и общества «Новолуние» (1923). Китайская литература в период между поражением национальной революции (1925-27) и началом антияпонской войны (1928-1937). Влияние революционной борьбы в Китае на развитие литературы. Дискуссия о революционной литературе 1928-29 гг. Позиция Лу Синя и Мао Дуня. Позиция представителей общества «Новолуние». Создание Лиги левых писателей (1930). Роль Лиги в литературном процессе 1930-х годов. Деятельность Лу Синя, Мао Дуня, Дин Лин и других писателей. Мао Дунь (1896-1981) – крупнейший писатель Китая. Эволюция творческого метода Мао Дуня. Жанры повести и романа в творчестве Мао Дуня. Отражение революционных событий 1925-1927 гг. в ранних произведениях («Разочарования», «Колебания», «Поиски»). Роман «Перед рассветом» (1932) – социальная эпопея китайской действительности 30-х годов. «Лавка Линя» и рассказы «Деревенская трилогия» - город и деревня в период социально-революционных потрясений. Углубление критики буржуазной действительности, поиски положительного героя в творчестве писателей 30-х годов. Творчество Ба Цзиня (1904-2005). Творчество крупнейшего китайского писателя Лао Шэ (1898-1966) – мастера городской прозы, тонкого психолога, исследователя человеческой души, певца Пекина. Роман «Записки о кошачьем городе» (1933). Новеллистика Лао Шэ 30-х годов. Дискуссия о путях развития китайской литературы в условиях эскалации японской агрессии. Борьба писателей за создание единого национального фронта работников литературы и искусства. Лозунги «Литература национальной обороны» и «Массовая литература национально-революционной войны». Литература периода антияпонской народно-освободительной войны (1937-1949). Национально – освободительная война китайского народа против японской агрессии (1937-1945). Влияние войны Сопротивления на литературный процесс в Китае. Создание и деятельность «Всекитайской ассоциации работников литературы и искусства по отпору врагу» (1938). Новые темы и идеи в литературе военного времени. Решение задач сближения литературы с массовым читателем. Рождение новых форм и жанров. Использование традиционных форм, близких и понятных народу. Применение элементов фольклора в творческой практике профессиональных писателей. Литература Китайской народной республики. Содержание литературного процесса в первые годы КНР до объявления курса "Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ" (1949-1956). Первый Всекитайский съезд работников литературы и искусства (1949) и его влияние на литературную жизнь первых лет КНР. Литературно-художественное творчество первых лет КНР. Рассказы и повести Чжао Шули и Лю Байюя, романы Чжоу Либо и Дин Лин, стихи и поэмы Тянь Цзяня, Цзан Кэцзя, Кэ Чжун-пина - ориентиры для китайской литературы 50-х гг. Расширение интернациональных связей в области литературы, в частности, между СССР и КНР. Проблема творческого метода. Борьба за социалистический реализм и отступление от его принципов. Появление тенденций к схематизму и упрощенчеству в художественном творчестве. Националистические мотивы в творчестве некоторых писателей. Идеологические кампании в области литературы и искусства первых лет КНР. Особенности литературного процесса в Китае от объявления курса "ста цветов" (1956) до "урегулирования" в литературе и искусстве КНР и X Пленума ЦК КПК (сент. 1962). Цель курса "Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ", его содержание и эволюция. Временный расцвет сатирической литературы. Рассказы и очерки Лю Биньяня, Ван Мэна. "Борьба с правыми" - новый этап борьбы с творческой интеллигенцией. Трагедия китайской литературы в условиях «культурной революции» (1966-1976). Расправа с творческой интеллигенцией. Литературная продукция времён «культурной революции»: «образцовые революционные пьесы», «житийные очерки», культовые стихи и песни. Конец 70-х гг. и 80-е годы – «новый период» китайской литературы. Литература «шрамов», «дум о прошлом», «поиска корней». Осмысление итогов «культурной революции», её значения и роли в жизни общества; поиски выхода из духовного тупика, в котором китайская культура оказалась в результате утраты национальных традиций и подчинения "революционно-утилитарному" взгляду на литературу и искусство. Разоблачительный и романтический пафос литературы "нового периода". Открытие прежде запретных тем, использование новых художественных средств, впитывание западных теорий. Реализм, обогащенный модернистскими приемами и средствами изображения. Творчество Ван Мэна (1934-) и Чжан Сяньляна (1936-). Произведения Ли Чжуня, Шао Хуа, Цун Вэйси, Шэнь Жун, Е Вэйлиня, Хань Шаогуна, А Чэна, Гао Сяошэна, Лю Синьу и других писателей. «Поздний новый период" или "постновый период" китайской литературы 90-х гг. Некоторые новые тенденции литературного процесса в Китае последнего десятилетия. Отражение в произведениях молодых китайских писателей крушений романтических идеалов отцов, "шрамов" "культурной революции". Острое ощущение отчужденности, поиска своего места в мировой культуре. Воспроизведение "скучной жизни". Реальность, факт как движущая сила искусства. Отказ от вымысла, простой язык, идеализация, уход от моральной ответственности. Путь от "литературного реализма" к "реалистической литературе". Утрата надежды на западную культуру и ее духовные ценности. Поиски новых ориентиров в национальной философии, религии, культуре, морали, истории и отражение их в литературе. Вопросы к вступительному экзамену
Научная литература Основная 1. Дао Дэ Цзин. Прозоритмический перевод с древнекитайского и исследование А.Е. Лукьянова, поэтический перевод В.П. Абраменко. – М.: издательство «Стилсервис», Институт Дальнего Востока РАН, исследовательское общество «Тайцзи», 2008. – 452 с. 2. Духовная культура Китая. Энциклопедия в пяти томах. М.: 2006-2010. 3. Китайская литература // История всемирной литературы. - М.: 1987-1995. Т. 1-8. 4. Литература Востока в новое время. - М.: 1975. 5. Литература Востока в новейшее время (1917-1945). – М., 1977. 6. Лаоцзы. Книга о пути и добродетели (Даодэцзин) / Сост., перевод. Предисл., коммент. И.И. Семененко. – М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 2008. – 528. – (Канон философии) 7. Тань Аошуан. Китайская картина мира. Язык, культура, ментальность. М.: 2004 8. Словарь литературоведческих терминов. http:// slovar.lib.ru 9. Энциклопедия Брокгауза и Эфрона. http://dic.academic.ru Дополнительная
ЧАСТЬ 2. ЛИТЕРАТУРА ЯПОНИИ ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ ЯПОНИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ РАЗДЕЛ 1. ЛИТЕРАТУРА VIII−XII вв. ТЕМА 1. ПЕРВЫЕ ПИСЬМЕННЫЕ ПАМЯТНИКИ (VIII в.) Свод мифов и легенд, исторических преданий и древних песен «Кодзики» («Записи о делах древности», 712). Историческая хроника «Нихонги», или «Нихонсёки» («Анналы Японии», 720), этнографические описания японских провинций «Фудоки» («Записи о землях и нравах», 713). Национальная поэтическая антология «Манъёсю» («Собрание мириад листьев», 759). Антология китайских стихов (канси) «Кайфусо» («Милый ветер поэзии», 751). Обработка мифов в «Кодзики» в свете единой исторической концепции феодального государства. Предисловие к «Кодзики» составителя свода О-но Ясумаро. Космогонические мифы памятника. Эсхатологический миф. Космологические мифы «Кодзики». Поэтическое творчество японского народа, представленное в «Кодзики». Язык и стиль бессюжетной прозы. Применение китайской письменности для записи памятника. Процесс становления и утверждения литературной поэзии, ее вырастание из народно-песенной традиции. Формы и жанры поэзии «Манъёсю». Утверждение жанра танка (короткая песня) в раннем японском стихе. Специфические приемы и средства раннего японского стиха. Выдающиеся поэты антологии «Манъёсю». |
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности... Программа вступительного экзамена в аспирантуру составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре... | Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 10. 02. 01 «Русский язык» Русский язык (филологические науки) и учебного плана подготовки аспирантов в гоу впо «мгоги» по основной профессиональной образовательной... | ||
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 38. 06. 01 «Экономика» Программа предназначена для подготовки к сдаче вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 38. 06. 01 «Экономика», профиль... | Программа вступительного экзамена в аспирантуру Программа предназначена для подготовки к сдаче вступительного экзамена в аспирантуру Московского университета им. С. Ю. Витте по... | ||
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по дисциплине «Иностранный язык» Рабочая программа составлена на основании федеральных государственных требований к структуре основной образовательной программы послевузовского... | Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности... Целью проведения вступительного экзамена в аспирантуру по педагогике является выявление фундаментальных педагогических знаний соискателя,... | ||
Программа вступительного экзамена в аспирантуру Научная специальность Программа предназначена для подготовки к сдаче вступительного экзамена по специальности «Теория и история права и государства; история... | Программа вступительного экзамена для подготовки аспирантов Программа составлена в соответствии с утвержденными фгт и рекомендациями по формированию основных профессиональных образовательных... | ||
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 47.... Программа предназначена для подготовки к сдаче вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 47. 06. 01 «Философия, этика... | Программа вступительных испытаний по философии для поступающих в... ... | ||
Программа вступительных испытаний по философии для поступающих в... ... | Программа вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 38. 06. 01 «Экономика» Программа вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 38. 06. 01 «Экономика» профиль «Экономическая теория» – М.: Финансовый... | ||
Программа вступительного экзамена в аспирантуру для подготовки научно-педагогических... Целью вступительного экзамена является выявление уровня знаний поступающих в аспирантуру по теоретическим разделам дисциплины «Луговодство... | Правила допуска аспирантов и соискателей к экзамену по иностранному... Е проведения кандидатского экзамена на кафедре и распространяются на всех аспирантов и соискателей, сдающих экзамены по иностранным... | ||
Программа вступительного экзамена в аспирантуру фгбоу впо «рэу им. Г. В. Плеханова» Программа вступительного экзамена в аспирантуру фгбоу впо «рэу им. Г. В. Плеханова» составлена в соответствии с федеральными государственными... | Программа вступительного экзамена в аспирантуру Научная специальность Программа предназначена для подготовки к сдаче вступительного экзамена по специальности «Конституционное право; муниципальное право».... |