педсоветом (протокол № 1 от 27.08.2013г.)
Утверждаю:
Директор ГБОУ Гимназии №1552
Авилова О. Г. /__________/
« » __________________ 2013г.
Рабочая программа по русскому языку
с учётом стандартов второго поколения
Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 10-го класса
Класс: 10 ФИО учителя: Черникова Ж.В.
Количество часов в неделю: 3 часа в учебном году: 102 часа Плановых контрольных работ: 7
Планирование составлено на основе (указать название программы)
(указать документ)
Примерные программы по учебным предметам (русский язык). Проект.
Стандарты второго поколения.
Москва. Издательство « Просвещение». 2011 год.
Учебник. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 класс. Автор: А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. «Просвещение», 2001 г. (название, автор, издательство, год издания) Тематическое планирование составила (ФИО) Черникова Ж.В. /__________/
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку для 10 - 11 классов (профильный уровень) составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с примерными программами начального общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. Общая характеристика учебного предмета Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускники школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. В процессе изучения русского языка создаются предпосылки для восприятия и понимания художественной литературы как искусства слова. На уроках русского языка закладываются основы, необходимые для изучения иностранных языков, что особенно актуально для такого образовательного учреждения, как ГОУ Гимназия №1552. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией. В содержании программы реализован актуальный в настоящее время личностно ориентированный и коммуникативно когнитивный подход к обучению, что выражается в установлении взаимосвязи между процессом изучения и процессом использования языка. Со держание курса представляет собой единство процесса усвоения ос нов лингвистики, элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности и процесса формирования умений нормативного, целесообразного, уместного использования языковых средств в разнообразных условиях общения.
Содержание обучения русскому языку на профильном уровне отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – углубление знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного за паса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями. Коммуникативная компетенция – совершенствование владения всеми видами речевой деятельности и культурой устной и письменной речи; умений навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы. Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения культуры, национально культурной специфики русского языка; расширение знаний о взаимосвязи развития языка и истории народа; совершенствование этикетных норм речевого общения, культуры межнационального общения.
В соответствии с выделенными компетенциями структурируется содержание программы. Она состоит из трех тематических блоков, в каждом из которых представлен материал, обеспечивающий развитие и совершенствование соответствующих знаний, умений и навыков.
Независимо от избранной теории и методики обучения определенное внимание должно уделяться каждой из названных компетенций. В то же время профильный курс русского языка должно обеспечить готовность к получению высшего филологического образования, поэтому приоритетным в данном курсе является формирование и совершенствование лингвистической компетенции учащихся.
В связи с этим программа предусматривает углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка;
языковой норме, ее функциях; функционально стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения. Изучение русского языка на профильном уровне обеспечивает овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; способность в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения. Профильный уровень нацеливает на применение полученных учащимися знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения. Важной составляющей курса является лингвистический анализ текста. Большое значении придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления. Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский (родной) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм
Цели обучения русскому языку на профильном уровне
Изучение русского языка старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культур ной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии, к получению высшего гуманитарного образования;
• углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
• овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;
• применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.
Результаты изучения учебного предмета: Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
• владение разными видами чтения;
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, в том числе и с помощью технических средств и информационных технологий;
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного го выполнения какой либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной (полной) школы программы по русскому языку являются:
1) представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;
3) владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы); приемами работы с книгой, периодическими изданиями;
• способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием его основного содержания, с выборочным извлечением информации);
• умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определенной функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (пересказ, план, тезисы);
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учетом замысла и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;
• владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;
• способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения (жестами, мимикой) в различных жизненных ситуациях общения;
• осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
4) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
5) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
6) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения: анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
7) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
1) сформированность представлений о лингвистике как части общечеловеческого гуманитарного знания;
2) сформированность представлений о языке как многофункциональной развивающейся системе; о стилистических ресурсах языка;
3) владение знаниями о языковой норме, ее функциях и вариантах; о нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
4) владение умениями анализировать единицы различных языковых уровней, а также языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;
5) сформированность умений лингвистического анализа текстов разной функционально стилевой и жанровой принадлежности;
6) владение различными приёмами редактирования текстов;
7) сформированность умений проводить лингвистический эксперимент и использовать его результаты в процессе практической речевой деятельности;
8) понимание и осмысленное использование понятийного аппарата современного литературоведения в процессе чтения и интерпретации художественных произведений;
9) владение навыками комплексного филологического анализа художественного текста
7) владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме, представлять результаты исследования, включая составление текста и презентации материалов с использованием
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на профильном (филологическом) уровне среднего (полного) общего образования в объеме 204 часа. В том числе: в Х классе – 102 часа, в ХI классе – 102 часа. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (10 класс).
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ
ЯЗЫКОВОЙ И ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ (ЯЗЫКОВЕДЧЕСКОЙ)
КОМПЕТЕНЦИЙ
(102 часа)
Общие сведения о языке (7 час).
Язык как общественное явление.
Три периода в истории русского языка.
Русский язык в современном мире.
Активные процессы в современном русском языке.
Языковая система (1 час).
Понятие о системе и структуре языка. Уровневая организация языка. Основные единицы разных уровней языка. Взаимосвязь единиц и уровней языка. Системные отношения между языковыми единицами. Фонетика. Орфоэпия. Орфография.(10часов).
Классификация фонетических единиц русского языка. Звук речи и фонема. Позиционные чередования звуков
речи. Ударение в русском языке. Интонационные особенности русской речи. Основные элементы интонации. Смыслоразличительная функция интонации. Основные требования к интонационно правильной и выразительной речи.
Изобразительные средства фонетики русского языка.
Лексика и фразеология (6 часов).
Слово – основная единица языка. Системные отношения в лексике русского языка; их выражение в многозначности, омонимии, синонимии, антонимии, паронимии. Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения, активного и пассивного запаса, сферы употребления, стилистической дифференциации. Фразеологические единицы русского языка.
Морфемика и словообразование (8часов).
Морфемы корневые и аффиксальные, словоизменительные и словообразовательные. Варианты морфем.
Система современного русского словообразования. Продуктивные способы образования частей речи в русском языке.
Словообразовательные средства выразительности речи.
Морфологя и орфография(31 час).
Грамматические категории, грамматические значения и грамматические формы. Основные способы выражения грамматических значений.
Проблема классификации частей речи в русистике. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки знаменательных частей речи. Служебные части речи и их грамматические признаки. Слова, находящиеся вне системы частей речи.
Трудные вопросы правописания окончаний и суффиксов разных частей речи. Правописание наречий. Правописание глаголов, деепричастий, причастий. Мягкий знак в конце слова после шипящих.
Правописание не и ни с разными частями речи.
Синтаксис (19 час).
Синтаксические единицы. Синтаксические связи и их типы. Средства выражения синтаксической связи.
Вопрос о словосочетании. Типы подчинительной связи в словосочетании. Сильное и слабое управление. Синонимия словосочетаний.
Предложение как единица синтаксиса. Интонационные и грамматические признаки предложения. Порядок слов в простом предложении, его коммуникативная экспрессивно- стилистическая роль. Предикативная (грамматическая) основа предложения. Тип простых и сложных предложений. Прямая и косвенная речь.
Синтаксис текста. Целостность и связность как конструктивные признаки текста.
Абзац как композиционно-стилистическая единица текста. Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Речеведческий анализ текста. Виды сокращения текста. Конспект. Реферат.Аннотация.
Рецензия. Функциональные стили речи. Изобразительные средства языка. Тропы и фигуры речи. СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ
КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ(12 часов)
Обучение написанию сочинений разных жанров, в том числе сочинений-рассуждений в формате ЕГЭ. Календарно-тематическое планирование
и методические рекомендации для учащихся и родителей
по русскому языку. 10 класс (3 часа в неделю, 102 часа в год )
дата
| № урока
| Тема
| Особенности урока
| ТСО
| Домашнее
задание
| Сентябрь
03
| 1/1
| Общие сведения о языке
(7часов)
Язык и общество
|
| ИКТ
| Упр. 269 (1 ч.) *1[1][1];
Повтор.§
18,19.**2[2][2]
| 03
| 2/2
| «Язык каждого народа создан самим народом» (К.Д. Ушинский)
|
| ИКТ
| Упр.269 (2 ч.)*;
выучить словарн. слова в упр.81**; §20**.
| 05
| 3/3
| Язык и история народа.
Нулевой срез.
|
| ИКТ
| Упр.267 (з.1-3)*;
выучить словарн. слова в упр.82**; §21**.
| 10
| 4/4
| Три периода в истории русского языка
|
| ИКТ
| Упр.113*,
выучить словарн. слова в упр.102**; §21**.
| 10
| 5/5
| Русский язык в современном мире
Р/Р. Обучение написанию сочинения по типу рассуждения. Например, о культуре речи носителей языка: «Как я оцениваю свою речь?» «Наблюдение за культурой речи моих одноклассников». «Культура речи в современном обществе» и т.д. (Демоверсия 2009 ЕГЭ, часть С).
|
| ИКТ
| Упр.270*;
выучить словарн. слова в упр.103 (ч.1)**.
| 12
| 6/6
| Активные процессы в современном русском языке
К/Р № 1. Сочинение-рассуждение.
|
| ИКТ
| Упр.275*;
выучить словарн. слова в упр.103 (ч.2)**.
| 17
| 7/7
| Активные процессы в современном русском языке.
Лабораторная работа/Тест
|
| ИКТ
| Упр.276*;
выучить словарн. слова в упр.104**.
| 17
19
24
| 8,9,10/1-3
| Фонетика. Орфоэпия. Орфография
(4 часа)
Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии
|
| ИКТ
| Упр.7*;
выучить словарн. слова в упр.108**.
| 24.09
26.09
| 11, 12/4-5
| Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке
|
| ИКТ
| Упр.12*;
выучить словарн. слова в упр.109**.
| 30
октябрь
01
01
| 13,14,15/6-8
| Принципы русской орфографии
|
| ИКТ
| Упр.112*, 118*;
Подготовиться к словарному диктанту.
| 03
08
| 16,17/8-9
| Фонетический разбор. Словарный диктант.
К/Р № 2. Диктант с решением тестовых задач на знание орфоэпической нормы (ЕГЭ, А1).
|
| ИКТ
| Упр.3-4*;
выучить словарн. слова в упр.110**.
| 08
| 18/1
| Лексика и фразеология
(6 часов)
Повторение по теме «Лексика» Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления
|
| ИКТ
| Упр.76*;
выучить словарн. слова в упр.111**; §2-8**.
| 10
15
| 19,20/2-3
| Активный и пассивный словарный запас
|
| ИКТ
| Упр.67*,69*, 70*;
выучить словарн. слова в упр.70*.
| 15
17
| 21,22/4-5
| Русская фразеология.
|
|
| Упр.94 (Власенков)
| 22
| 23/6
| Лексические и фразеологические словари
|
|
|
| 22
| 24/7
| Контрольный диктант с дополнительным заданием.
|
|
|
|
Примерный текст контрольного диктанта с дополнительным заданием.
Все, что происходит, творится в природе по нашей воле, — это, если хотите, является зеркальным отражением нас самих: наших знаний, гражданского самосознания, совестливости и доброты нашей, нашего эстетического вкуса. Свобода выбора, какой пользуется человек в природе, на землях общенародного пользования требует особой сознательности, особого чувства ответственности. И ничто, по-видимому, так ясно, так наглядно не говорит, сколь важна эта ответственность и какова ее действительная цена для всех нас, как бедствия лесных пожаров последних лет.
Думаю, что и после проведения в жизнь больших и сложных юридически законодательных, научно оправданных акций в защиту природы останется едва ли не самый сложный фактор — психология людей, нравственно-эстетическая сторона нашего отношения к природе, а ее-то изменить к лучшему всего труднее. Надо ведь побороть и облагородить, если это возможно, психологию хозяйственника-временщика, а главное, массовую обывательскую психологию иждивенческого, потребительского отношения к природе. (В. Романенко) (135 слов).
Дополнительное задание.
Сформулируйте и запишите основную проблему, поднятую в тексте, отношение к ней автора.
1. Дайте толкование слов (использованных в тексте значений) иждивенческий, потребительский, обывательский.
2. Составьте антонимический ряд со словами совестливость, доброта. 24
| 25/8
| Анализ результатов диктанта.
|
| ИКТ
| Упр.81*, 87*, 90*, 95*;
выучить словарн. слова в упр.112**; §9-10**.
| 29
| 26/9
| Тест в формате ЕГЭ (задание В8).
|
| ИКТ
| Упр.134*;
§11-17**.
| 29
| 27/10
| Анализ теста.
|
|
|
| 31
Ноябрь
12
12
| 28-30/1-3
| Морфемика и словообразование
(8 часов)
Обобщающее повторение по теме «Морфемика и словообразование»
|
| ИКТ
| 1)Упр. 105*, 106*, 119* или
2)Упр. 104*,121*.
§22-28**.
| 14
19
19
| 31-33/3-5
| Способы словообразования
|
| ИКТ
| Упр.115*, 128*, 134*.
| Декабрь
21
26
| 34,35/6-7
| Выразительные словообразовательные средства.
Тест на словообразование Часть В.
|
| ИКТ
| Упр.173**; §33**.
| |