Учебно-методический комплекс дисциплины





НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины
страница1/5
Дата публикации29.04.2015
Размер0.57 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Литература > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
СД.Ф.13 Методика преподавания ИЗО

с практикумом


Основная образовательная программа подготовки специалиста

по специальности

«050708 - Педагогика и методика начального образования

с дополнительной специальностью»

Утверждено на заседании кафедры

ДиНО факультета ПиП

(протокол №______ от __________)

Зав. кафедрой Смага А.А.

___________________________



РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.
Структура программы учебной дисциплины
1.1 Автор программы: И.И.Дьяченко, к.п.н., доцент МГПУ

1.2. Рецензенты: А.А.Штец, к.п.н., доцент, А.М.Аксёнова, главный специалист Комитета по образованию г. Мурманска.

1.3 Пояснительная записка:

Курс изобразительного искусства с практикумом имеет целью подготовить студентов, будущих учителей начальных классов, к самостоятельному проведению занятий по изобразительному искусству в I-4 классах, а также к применению знаний, умений, навыков, полученных при обучении рисованию, в воспитательной работе и в преподавании других предметов в начальных классах.

Наряду с этим курс рисования на факультете по подготовке учителей начальных классов способствует общему, и в особенности эстетическому, воспитанию студентов, что весьма важно для формирования личности будущего учителя.

Важнейшими задачами в обучении и воспитании студентов на занятиях изобразительным искусством программа ставит:

  • дать студентам основу изобразительной грамоты, познакомить с правилами и приемами рисования с натуры, изучить основы перспективы, строение, конструкцию, положение предметов в пространстве;

  • познакомить с вопросами теории цвета, приемами и последовательностью выполнения акварельной живописи, техникой работы гуашью, учить владеть цветом как элементом художественной формы;

  • дать представление о специфике образной природы декоративно-прикладного искусства;

  • способствовать формированию творческих способностей и наклонностей студентов;

  • развивать художественный вкус и эстетические чувства, раскрывать эстетическую сущность искусства, помогать формированию эстетического идеала.

Соответственно поставленным учебно-воспитательным задачам структуру программы определяют пять основных видов занятий: рисование, живопись, декоративная работа, композиция, методика преподавания изобразительного искусства в начальной школе. Ознакомление студентов с произведениями изобразительно искусства осуществляется в процессе учебных занятий по всем видам. Основные виды занятий по рисованию и методике преподавания должны быть взаимосвязаны друг с другом.

Студенты должны знать:

  • основы изобразительной грамоты с последовательностью выполнения работ в различных техниках;

  • элементы теории (композиция, перспектива, светотень, цвет и т.п.);

  • процесс стилизации, переработки предметов действительности в декоративную форму.

Студенты должны уметь:

  • владеть цветом как средством передачи натуры, приемами и последовательностью выполнения акварельной живописи, техникой работы гуашью, приёмами декоративного рисования и изготовления эскизов, оформления учебных пособий;

  • создать образ в изображении, подчеркнув идейный замысел, смысловые связи в рисунке;

  • выполнять сюжетный рисунок в процессе работы над композицией на заданную тему.

Задача курса методики преподавания изобразительного искусства — вооружить студентов научными теоретическими знаниями, обосновывающими содержание программы по изобразительному искусству для начальных классов. На практических занятиях студенты составляют методические разработки уроков и изготовляют наглядные пособия к ним. В ходе педагогической практики студенты проводят пробные уроки в школе.

Рекомендации к организации занятий

Прохождение каждой учебной темы следует начинать с изложения теоретического материала. Преподаватель сообщает соответствующие законы и правила, демонстрирует наглядно изучаемые явления перспективы, светотени и т. д. Студенты должны вести записи, сопровождая их зарисовками в специальных альбомах, которые в конце года представляются к зачету.

При изучении каждого раздела программы целесообразно демонстрировать произведения изобразительного искусства. Внимание студентов акцентируется на тех элементах в системе изобразительно-выразительных средств, которые наиболее ярко отражены в произведении художника и помогают студентам эстетически воспринять действительность.

Изложенный теоретический материал усваивается и закрепляется студентами на практических занятиях по рисованию. Для более прочного и сознательного усвоения следует применять разнообразные виды упражнений на лабораторных занятиях: рисование с натуры (как длительные рисунки, так и наброски), рисование по представлению, рисование по па­мяти с изменением положения или освещения предмета, различные графические и конструктивные упражнения, перспективные задачи и т. д.

Для обеспечения педагогической направленности обучения необходимо связывать изучаемый материал программы с практикой работы в школе, чаще применять рисование на классной доске. Объясняя студентам задания по рисованию, следует обращать их внимание на методическую сторону (рассказывать, каким образом лучше объяснить аналогичные задания ученикам). Следует также практиковать перед началом рисования выполнение студентами небольших эскизов рисунка по стадиям.

Помня, что рисование с натуры является основным и наиболее трудным разделом рисования и что нельзя допускать больших перерывов, следует включать краткие (5—10 минут) наброски с натуры во все лабораторные занятия, не только по рисованию с натуры, но и по другим видам работы: декоративному, тематическому рисованию.

В конце курса проводится зачет. К зачету студенты должны представить все рисунки, выполненные, в течение учебного года на лабораторных занятиях, альбомы с записями и зарисовками. На зачете студенты должны ответить на вопросы по теории, сопровождая свой ответ иллюстрациями на классной доске или на бумаге.

Учебная работа по курсу рисования с методикой преподавания проводится в форме обязательных теоретических и практических занятий. Теоретические занятия могут проводиться и как лекционные занятия, и в форме беседы. Преподаватель излагает программный материал, дает методические указания к изучению отдельных разделов, рекомендует студентам литературу для самостоятельной работы. В программе дано примерное распределение занятий по каждому разделу. Преподаватель вправе варьировать время теоретических занятий в зависимости от подготовленности данной группы, наличия наглядных пособий и т.д.

Все практические занятия проводятся только после сообщения преподавателем теоретического материала соответствующих тем и разделов.

Конспект урока должен содержать обоснование учебно-воспитательных и развивающих целей и задач, раскрывать методику проведения урока с использованием наглядных пособий.

В планах-конспектах урока студентам необходимо отображать: класс, вид урока, тему урока, цели и задачи урока, материалы и оборудование урока для учителя и ученика, схему оформления классной доски, эскизы наглядных пособий. Необходимо продумать систему вопросов, которые учитель задаст ученику по теме, а также в конце конспекта необходимо отметить прогнозируемые ошибки и способы их исправления.
1.4 Извлечение из ГОС ВПО:

История изобразительного искусства. Изобразительная деятельность как составная часть эстетического воспитания младших школьников. Изобразительная грамота и творчество. Психолого-педагогические основы изобразительной деятельности детей младшего школьного возраста. Организация изобразительной деятельности младших школьников и развитие их творчества на уроке и во внеклассной работе. Использование альтернативных программ в процессе обучения детей изобразительному искусству.
1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы


Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля

Трудо-

емкость

Всего

аудит.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам.

работа

«050708.00 -Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью информатика»

1,2

1,2,3

224

122

44

52

26

102

экзамен

«050708.00 Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью иностранный язык»

1,2

1-4

130

72

24

12

36

58

зачет

«050708.00 Педагогика и методика начального образования с доп. спец Информатика»

1,2,4

1-4, 8

130

72

24

12

36

58

Зачет, курсовая работа



1.6 Содержание дисциплины

1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:




Наименование

раздела, темы

Всего

ауд.

количество часов

ЛК

ПР

ЛБ

сам. раб.



1.

Раздел 1. Предмет и задачи курса.

Теория искусства, его виды и жанры.






6



2






6

2.

Искусство Древних цивилизаций




2

4




6

3.

Художественные направления в искусстве.




2

2




6

4.

Художественный стиль и анализ художественного произведения в искусствознании. Иерархия восприятия произведений искусства.




2

2




6


5.

Раздел 2. Теоретические основы обучения детей изобразительной деятельности.

Отечественные и зарубежные подходы к обучению детей рисованию.





2







6

6.

Методы обучения рисованию в России (18в. – н.20в.)




2

2




4

7.

Зарубежные методы обучения рисованию. Современные научные исследования в области аот-терапии.




2

2




4

8.

Методы обучения рисованию в отечественной школе.




2

2




8

9.

Цели и задачи преподавания изобразительного искусства в начальной школе.




2

2




4

10.

Дидактические принципы методики преподавания изобразительного искусства в начальной школе.




2

2




4

11.

Содержание занятий по изобразительному искусству в начальной школе.




2

4




10

12.

Теоретические основы обучения рисунку.




2

2

10

4

13.

Теоретические основы обучения живописи.



2

2

10

4

14.

Теоретические основы обучения декоративно-прикладному искусству.




2

4

8

4

15.

Раздел 3. Методика обучения детей изобразительной деятельности.

Методика рисования натюрмортов, фигуры человека, пейзажа.





2


4


10


6

16.

Методика работы над живописным изображением натюрмортов, фигуры человека, пейзажа.




2

4

10

6

17.

Методика освоения декоративной росписи.




2

4




4

18.

Методика работы над лепкой и росписью народных глиняных игрушек.




2

2

20

4

19.

Связь занятий изобразительным искусством с уроками чтения, природоведения, труда, физкультуры.




2

2

2

4

20.

Методика ознакомления младших школьников с произведениями изобразительного искусства.




2

4

2

2




Итого:




44

52

36*2

102



1.6.2 Содержание разделов дисциплины.
Раздел 1. Предмет и задачи курса.

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность : 040101. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информатика» для студентов очной формы обучения по специальности 040101. 65 социальная...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconПояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко
Учебно-методический комплекс дисциплины iconПояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс «дисциплины»
Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс «дисциплины»
Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины Культура повседневности зарубежных стран Направление/ специальность — 031400. 62, культурология...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «информатика»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Риторика»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины Источниковедение истории культуры Направление/ специальность — 031400. 62,культурология Форма...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск