Программа учебной дисциплины «Когнитивная лингвистика»





НазваниеПрограмма учебной дисциплины «Когнитивная лингвистика»
страница1/7
Дата публикации03.05.2015
Размер0.8 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Литература > Программа
  1   2   3   4   5   6   7


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

ДН(М).В8.2 Когнитивная лингвистика
ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ бакалавра по направлению

050300.00 Филологическое образование

Профиль ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

Очная форма обучения

(код и наименование направления подготовки бакалавриата (магистратуры) с указанием
профиля (названия магистерской программы)

Утверждено на заседании кафедры

англ. языка и англ. филологии

факультета ФЖ и МК

(протокол № 1 от 13 сентября 2010 г.)
Зав. кафедрой

____________________ С.А.Виноградова
1. Программа учебной дисциплины «Когнитивная лингвистика»
2. АВТОР: Учебная программа по курсу «Когнитивная лингвистика» подготовлена кандидатом филологических наук, доцентом кафедры английского языка и английской филологии факультета филологии, журналистики и межкультурных коммуникаций МГПУ Беличенко Еленой Александровной.
3. РЕЦЕЗЕНТЫ: кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка и английской филологии МГПУ Гарбар И.Л.;

кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков и методики преподавания Кобцева С.А.
4.ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Курс «Когнитивная лингвистика» является одним из специализированных курсов по выбору в системе методологических теоретических дисциплин профессиональной направленности, имеющих целью специализацию при подготовке филолога-бакалавра.

Основная цель изучения курса – обобщение и систематизация современных фундаментальных знаний в области когнитивной лингвистики и когнитивной семантики в особенности. Необходимость разработки данного курса обусловлена потребностью восполнить пробел в существующих учебниках по лингвистическим дисциплинам по целому ряду вопросов, связанных с современным освещением традиционной проблемы соотношения языка и мышления. Отсюда определяются основные задачи спецкурса: познакомить студентов с накопленным в отечественной и зарубежной лингвистике опытом проведения когнитивно-ориентированных лингвистических исследований, их основной проблематикой и методологией, а также с новыми способами осмысления центральных вопросов языкознания, углубить базовые знания студентов, имеющиеся после прохождения курсов языкознания, лексикологии и теоретической грамматики; помочь студентам сориентироваться в выборе направления научного исследования при написании дипломных работ и научных докладов в этой области.

Материал курса составлен таким образом, чтобы позволить преподавателю решить ряд методических задач в процессе изучения данной дисциплины: углубить теоретическую и профессиональную подготовку студентов-филологов; научить студентов приёмам проведения когнитивно-ориентированных исследований, привлечь внимание студентов к основным спорным и нерешённым проблемам когнитивной лингвистики с целью формирования аналитических и исследовательских навыков у будущих преподавателей и специалистов в области филологии.

Изучение дисциплины способствует формированию когнитивного подхода к пониманию процессов функционирования языка и неразрывности как единого целого комплекса “язык-речь”. С этой точки зрения предполагается разъяснение основных положений, научных понятий и терминов когнитивной лингвистики с целью применения полученных знаний непосредственно на практике, при проведении научных исследований, повышая уровень лингвистической компетенции студентов в целом.
5. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Когнитивная лингвистика относится к дисциплинам по выбору цикла дисциплин направления ДН ООП ВПО.

Курс отражает современный подход к рассмотрению явлений, описываемых в рамках классических языковых дисциплин, изучаемых на протяжении трех лет обучения в ВУЗе, и находится в непосредственной связи с такими лингвистическими дисциплинами, как «Введение в языкознание», «История английского языка и введение в спец. филологию», «Теоретическая грамматика», «Лексикология». Успешное овладение курсом является частью профессиональной подготовки квалифицированного бакалавра-филолога.

В плане межпредметных связей, когнитивная лингвистика смыкается с такими науками как «Русский язык и культура речи», «Философия», «Логика», «Древние языки и культуры».

Для успешного освоения дисциплины учащиеся должны:

  • владеть навыками работы с научной литературой;

  • иметь четкое представление о теоретических и практических аспектах языка, изучаемых в блоке языковых дисциплин;

  • владеть навыками проведения лингвистического анализа текста;

  • иметь представления об общенаучных методах анализа: анализ, синтез, сопоставление, сравнение и т.д. и уметь их использовать.


6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Изучение курса осуществляется на лекциях, практических занятиях, а также в процессе самостоятельной работы студентов с рекомендуемой литературой. Особое внимание направлено на активное применение полученных знаний учащимися в аспекте повышения общей профессиональной подготовки в прохождении целого блока лингвистических и методических дисциплин.

Учебная программа по специальному курсу «Когнитивная лингвистика» подготовлена на основе теоретических трудов и разработок следующих авторов: Болдырев Н.Н. «Когнитивная семантика», «Семантика и категоризация» (сборник), Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Панкрац Ю.Г., Лузина Л.Г. «Краткий словарь когнитивных терминов», Никитин М.В. «Курс лингвистической семантики», Лакофф Дж. «Лингвистические гештальты», «Когнитивное моделирование», «Фундаментальные направления современной американской лингвистики» (сборник) и т.д. и в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования (ГОС ВПО).

В результате изучения дисциплины формируются следующие компетенции:

Социокультурная компетенция – степень знакомства с социально-культурным контекстом функционирования речи.

Общенаучная компетенция – овладение навыками научно-исследовательской работы в лингвистике; овладение методами и методиками поиска, анализа и обработки языковых данных; овладение основами современной информационной библиографической культуры;

Научно-методическая компетенция – овладение методикой изучения материалов в области когнитивной лингвистики их практического применения в профессиональной деятельности.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

  1. Знать: понятийный аппарат когнитивной лингвистики; основные теории; основы концептуального анализа.

  2. Уметь: работать с научной литературой для извлечения необходимой информации при подготовке к лекциям и семинарам; применять концептуальный анализ при работе с текстом; синтезировать теоретические знания с языковой практикой.

  3. Владеть: базовыми понятиями и теориями когнитивной лингвистики; навыками самостоятельной постановки исследовательских задач и их решения в рамках грамотного начального концептуального анализа конкретного языкового материала.

Программа учебного спецкурса «Когнитивная лингвистика» предназначена для подготовки бакалавров по направлению подготовки 050303 «Филологическое образование» как продолжение процесса изучения студентами основ лексического и грамматического строя английского языка с позиций теории когнитивизма и призвана помочь сориентироваться бакалавру в выборе темы научной работы.

7. Объем дисциплины и виды учебной работы:

Общая трудоемкость дисциплины (модуля) составляет 3 зачетные единицы
(из расчета 1 ЗЕТ= 36 часов); 108 часа.


п/п

Шифр и наименование направления с указанием профиля (названием магистерской программы), формы обучения

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудоемкость в

часах/ЗЕТ

Всего аудит.

Часов в интеракт.форме. (из ауд.)

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Часы на СРС

(для дисц-н с экзаменом, включая часы на экзамен)


1

050303

Филологическое образование; профиль 050306 Иностранный язык


4


8


86/3


36


30


20


16




50


Зачет



8. Содержание дисциплины

Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:





п/п

Наименование разделов

и тем

Количество учебных часов

Всего ауд.ч./в интер. форме

Лекции

ПР/СМ

ЛБ

Часов на СРС

1

Введение. Когнитивная лингвистика: направления исследования.

6/6

4

2




12

2

Когнитивная семантика. Концептуализация и категоризация.

6/6

4

2




12

3

Структуры представления знаний в языке.

8/6

4

4




12

4

Категоризация мира.

8/6

4

4




12

5

Категоризация языковых единиц.

8/6

4

4




24




Итого по курсу

36/30

20

16




72


9. Содержание разделов дисциплины
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа учебной дисциплины «Когнитивная лингвистика» iconПояснительная записка курс «Когнитивная лингвистика»
Автор: Учебная программа по специальному курсу «Когнитивная лингвистика» подготовлена кандидатом филологических наук, доцентом кафедры...
Программа учебной дисциплины «Когнитивная лингвистика» iconРабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Когнитивная...
Лингвистика (Теория преподавания иностранных языков и культур) очной формы обучения
Программа учебной дисциплины «Когнитивная лингвистика» iconРабочая учебная программа дисциплины Учебно-методическое обеспечение...
Специальность 050303. 65 Иностранный язык (английский) с дополнительной специальностью
Программа учебной дисциплины «Когнитивная лингвистика» iconУчебно-методический комплекс Дисциплины «Когнитивная лингвистика»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...
Программа учебной дисциплины «Когнитивная лингвистика» iconОсновная образовательная программа 031100. 62 Лингвистика
Рабочая программа учебной дисциплины «Общее языкознание» составлена в соответствии с требованиями ооп: 031100. 62 Лингвистика на...
Программа учебной дисциплины «Когнитивная лингвистика» iconКиселёва С. В. д ф. н., доцент кафедры иностранных языков спб филиал...
Утверждена отделом документационно-содержательного обеспечения учебного процесса Ургпу
Программа учебной дисциплины «Когнитивная лингвистика» iconВ. П. Захаров Корпусная лингвистика
Оно включает также программу учебной дисциплины «Корпусная лингвистика», которая изучается студентами отделения структурной и прикладной...
Программа учебной дисциплины «Когнитивная лингвистика» iconПрограмма дисциплины «Политическая лингвистика» для направления 035800....
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 035800....
Программа учебной дисциплины «Когнитивная лингвистика» iconПопова Зинаида Даниловна Стернин Иосиф Абрамович
Когнитивная лингвистика прочно заняла свое место в парадигме концепций современного мирового языкознания. Именно ее возникновение...
Программа учебной дисциплины «Когнитивная лингвистика» iconРабочая программа дисциплины опд. В. 02 «Практика аудирования» для...
«Лингвистика и новые информационные технологии», специальности 031301. 65 «Теоретическая и прикладная лингвистика», введённому в...
Программа учебной дисциплины «Когнитивная лингвистика» iconПрограмма дисциплины «Оценка лингвистических систем и компонентов»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...
Программа учебной дисциплины «Когнитивная лингвистика» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины Практическая фонетика...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 035700 лингвистика, профиль подготовки «Теория и практика...
Программа учебной дисциплины «Когнитивная лингвистика» iconПрограмма дисциплины «Теория языка»  для направления 035800. 62...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 035800. 62 «Фундаментальная...
Программа учебной дисциплины «Когнитивная лингвистика» iconКафедра русского языка
Рабочая программа учебной дисциплины «Введение в профессию» составлена в соответствии с требованиями ооп 035700. 62, Лингвистика
Программа учебной дисциплины «Когнитивная лингвистика» iconКафедра русского языка
Рабочая программа учебной дисциплины «Введение в профессию» составлена в соответствии с требованиями ооп 035700. 62, Лингвистика
Программа учебной дисциплины «Когнитивная лингвистика» iconРабочая программа дисциплины когнитивная психология (наименование...
Об обеспечении требований пожарной безопасности в Кузнецовской средней общеобразовательной школе


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск