Скачать 0.8 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный педагогический университет» (МГПУ) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ДН(М).В8.2 Когнитивная лингвистика ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ бакалавра по направлению 050300.00 Филологическое образование Профиль ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК Очная форма обучения (код и наименование направления подготовки бакалавриата (магистратуры) с указанием профиля (названия магистерской программы) Утверждено на заседании кафедры англ. языка и англ. филологии факультета ФЖ и МК (протокол № 1 от 13 сентября 2010 г.) Зав. кафедрой ____________________ С.А.Виноградова 1. Программа учебной дисциплины «Когнитивная лингвистика» 2. АВТОР: Учебная программа по курсу «Когнитивная лингвистика» подготовлена кандидатом филологических наук, доцентом кафедры английского языка и английской филологии факультета филологии, журналистики и межкультурных коммуникаций МГПУ Беличенко Еленой Александровной. 3. РЕЦЕЗЕНТЫ: кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка и английской филологии МГПУ Гарбар И.Л.; кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков и методики преподавания Кобцева С.А. 4.ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Курс «Когнитивная лингвистика» является одним из специализированных курсов по выбору в системе методологических теоретических дисциплин профессиональной направленности, имеющих целью специализацию при подготовке филолога-бакалавра. Основная цель изучения курса – обобщение и систематизация современных фундаментальных знаний в области когнитивной лингвистики и когнитивной семантики в особенности. Необходимость разработки данного курса обусловлена потребностью восполнить пробел в существующих учебниках по лингвистическим дисциплинам по целому ряду вопросов, связанных с современным освещением традиционной проблемы соотношения языка и мышления. Отсюда определяются основные задачи спецкурса: познакомить студентов с накопленным в отечественной и зарубежной лингвистике опытом проведения когнитивно-ориентированных лингвистических исследований, их основной проблематикой и методологией, а также с новыми способами осмысления центральных вопросов языкознания, углубить базовые знания студентов, имеющиеся после прохождения курсов языкознания, лексикологии и теоретической грамматики; помочь студентам сориентироваться в выборе направления научного исследования при написании дипломных работ и научных докладов в этой области. Материал курса составлен таким образом, чтобы позволить преподавателю решить ряд методических задач в процессе изучения данной дисциплины: углубить теоретическую и профессиональную подготовку студентов-филологов; научить студентов приёмам проведения когнитивно-ориентированных исследований, привлечь внимание студентов к основным спорным и нерешённым проблемам когнитивной лингвистики с целью формирования аналитических и исследовательских навыков у будущих преподавателей и специалистов в области филологии. Изучение дисциплины способствует формированию когнитивного подхода к пониманию процессов функционирования языка и неразрывности как единого целого комплекса “язык-речь”. С этой точки зрения предполагается разъяснение основных положений, научных понятий и терминов когнитивной лингвистики с целью применения полученных знаний непосредственно на практике, при проведении научных исследований, повышая уровень лингвистической компетенции студентов в целом. 5. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО Когнитивная лингвистика относится к дисциплинам по выбору цикла дисциплин направления ДН ООП ВПО. Курс отражает современный подход к рассмотрению явлений, описываемых в рамках классических языковых дисциплин, изучаемых на протяжении трех лет обучения в ВУЗе, и находится в непосредственной связи с такими лингвистическими дисциплинами, как «Введение в языкознание», «История английского языка и введение в спец. филологию», «Теоретическая грамматика», «Лексикология». Успешное овладение курсом является частью профессиональной подготовки квалифицированного бакалавра-филолога. В плане межпредметных связей, когнитивная лингвистика смыкается с такими науками как «Русский язык и культура речи», «Философия», «Логика», «Древние языки и культуры». Для успешного освоения дисциплины учащиеся должны:
6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины Изучение курса осуществляется на лекциях, практических занятиях, а также в процессе самостоятельной работы студентов с рекомендуемой литературой. Особое внимание направлено на активное применение полученных знаний учащимися в аспекте повышения общей профессиональной подготовки в прохождении целого блока лингвистических и методических дисциплин. Учебная программа по специальному курсу «Когнитивная лингвистика» подготовлена на основе теоретических трудов и разработок следующих авторов: Болдырев Н.Н. «Когнитивная семантика», «Семантика и категоризация» (сборник), Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Панкрац Ю.Г., Лузина Л.Г. «Краткий словарь когнитивных терминов», Никитин М.В. «Курс лингвистической семантики», Лакофф Дж. «Лингвистические гештальты», «Когнитивное моделирование», «Фундаментальные направления современной американской лингвистики» (сборник) и т.д. и в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования (ГОС ВПО). В результате изучения дисциплины формируются следующие компетенции: Социокультурная компетенция – степень знакомства с социально-культурным контекстом функционирования речи. Общенаучная компетенция – овладение навыками научно-исследовательской работы в лингвистике; овладение методами и методиками поиска, анализа и обработки языковых данных; овладение основами современной информационной библиографической культуры; Научно-методическая компетенция – овладение методикой изучения материалов в области когнитивной лингвистики их практического применения в профессиональной деятельности. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Программа учебного спецкурса «Когнитивная лингвистика» предназначена для подготовки бакалавров по направлению подготовки 050303 «Филологическое образование» как продолжение процесса изучения студентами основ лексического и грамматического строя английского языка с позиций теории когнитивизма и призвана помочь сориентироваться бакалавру в выборе темы научной работы. 7. Объем дисциплины и виды учебной работы: Общая трудоемкость дисциплины (модуля) составляет 3 зачетные единицы (из расчета 1 ЗЕТ= 36 часов); 108 часа.
8. Содержание дисциплины Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
9. Содержание разделов дисциплины СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ |
Пояснительная записка курс «Когнитивная лингвистика» Автор: Учебная программа по специальному курсу «Когнитивная лингвистика» подготовлена кандидатом филологических наук, доцентом кафедры... | Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Когнитивная... Лингвистика (Теория преподавания иностранных языков и культур) очной формы обучения | ||
Рабочая учебная программа дисциплины Учебно-методическое обеспечение... Специальность 050303. 65 Иностранный язык (английский) с дополнительной специальностью | Учебно-методический комплекс Дисциплины «Когнитивная лингвистика» Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет... | ||
Основная образовательная программа 031100. 62 Лингвистика Рабочая программа учебной дисциплины «Общее языкознание» составлена в соответствии с требованиями ооп: 031100. 62 Лингвистика на... | Киселёва С. В. д ф. н., доцент кафедры иностранных языков спб филиал... Утверждена отделом документационно-содержательного обеспечения учебного процесса Ургпу | ||
В. П. Захаров Корпусная лингвистика Оно включает также программу учебной дисциплины «Корпусная лингвистика», которая изучается студентами отделения структурной и прикладной... | Программа дисциплины «Политическая лингвистика» для направления 035800.... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 035800.... | ||
Попова Зинаида Даниловна Стернин Иосиф Абрамович Когнитивная лингвистика прочно заняла свое место в парадигме концепций современного мирового языкознания. Именно ее возникновение... | Рабочая программа дисциплины опд. В. 02 «Практика аудирования» для... «Лингвистика и новые информационные технологии», специальности 031301. 65 «Теоретическая и прикладная лингвистика», введённому в... | ||
Программа дисциплины «Оценка лингвистических систем и компонентов»... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности... | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины Практическая фонетика... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 035700 лингвистика, профиль подготовки «Теория и практика... | ||
Программа дисциплины «Теория языка» для направления 035800. 62... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 035800. 62 «Фундаментальная... | Кафедра русского языка Рабочая программа учебной дисциплины «Введение в профессию» составлена в соответствии с требованиями ооп 035700. 62, Лингвистика | ||
Кафедра русского языка Рабочая программа учебной дисциплины «Введение в профессию» составлена в соответствии с требованиями ооп 035700. 62, Лингвистика | Рабочая программа дисциплины когнитивная психология (наименование... Об обеспечении требований пожарной безопасности в Кузнецовской средней общеобразовательной школе |