Моей научно-исследовательской работы «Воздействие музыки на человека в повести Л. Н. Толстого «Крейцерова соната» ирассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет»»





Скачать 245.7 Kb.
НазваниеМоей научно-исследовательской работы «Воздействие музыки на человека в повести Л. Н. Толстого «Крейцерова соната» ирассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет»»
Дата публикации20.05.2015
Размер245.7 Kb.
ТипРассказ
100-bal.ru > Литература > Рассказ


ОГЛАВЛЕНИЕ

стр.

Введение…………………………………………………………………………………..……………1

Основная часть.

Глава 1……………………………………………………………………………………..……......….2

Глава 2…………………………………………………………………………………..……………3-7

Глава 3……………………………………………………………………………………................8-12

Заключение…………………………………………………………………..………………..………11

Библиографический список…………………………………………………………………..……...12

Сноски……………………………………………………………………………………………..…..13

Приложения.

  1. Портрет А. И. Куприна.

  2. Л. Н. Толстой и Софья Андреевна в Ясной Поляне, 1908 год.

  3. Л. Н. Толстой и Софья Андреевна.

  4. Фильм В. Гардина «Крейцерова соната».

  5. Иллюстрация к рассказу А. И. Куприна «Гранатовый браслет».

  6. Портрет Л. В. Бетховена.


ВВЕДЕНИЕ

Тема моей научно-исследовательской работы – «Воздействие музыки на человека в повести Л.Н. Толстого «Крейцерова соната» и рассказе А. И.Куприна «Гранатовый браслет»».

Во введении я расскажу о том, почему решила выбрать именно эту тему, что толкнуло меня на подробное изучение этого вопроса. Также я сообщу о поставленных мною целях, раскрою задачи, которые должны быть решены в ходе работы, дам краткую характеристику предмета исследования.

Этой темой я заинтересовалась потому, что она мало изучена. Школьная программа по литературе не отводит отдельные часы на знакомство с теми музыкальными отрывками, которые писатели включают в свои произведения.

И моя главная цель - понять, каково влияние музыки на нравственность и поведение человека: благотворно оно или разрушительно? При работе над рефератом мне надо было ответить на многие вопросы. Например, такие, как: какие именно чувства вызывает музыка композитора Л. В. Бетховена, какую роль играла музыка в жизни писателя Л. Н. Толстого, как относился к музыке писатель А. И. Куприн.

Чтобы достичь поставленных целей, я прочитала много критической литературы, газетные и журнальные статьи, музыкальную литературу, а также произведения самих авторов - «Крейцерову сонату» Л. Н. Толстого и «Гранатовый браслет» А. И. Куприна.

Все этапы моей исследовательской работы будут отражены в данном реферате. Весь реферат состоит из трех частей: введения, основной части и заключения. Основная часть состоит из трех глав. Первая глава включает в себя общую характеристику данной темы, анализ поставленной проблемы. Вторая и третья главы – исследовательская и теоретическая часть работы. Заключение является последней частью моей работы. В нем я подведу итоги исследования, сделаю основные выводы и постараюсь сформулировать перспективы работы на будущее. Завершает реферат список использованных источников литературы.

ГЛАВА I

Музыка - одна из самых вдохновенных форм искусства. Своим ритмом, мелодией, гармонией звуков, динамикой, разнообразием звуков, колоритов и нюансов музыка передает бесконечную гамму чувств и настроений. Ее сила заключается в том, что, минуя разум, она прямо проникает в душу, в подсознание и создает настроение человека.

Так что же на самом деле творит музыка с нашей душой? Соответственно своему содержанию музыка может вызвать в человеке самые возвышенные и благородные чувства, содействовать, например, молитвенному настроению, или, напротив, может вызвать самые греховные и темные желания. Музыка способна погрузить нас в пучину самых разных чувств и переживаний. Она ободряет и радует, разглаживая морщины и смягчая улыбку. Подобное воздействие оказывают многие произведения Гайдна, Моцарта, Россини, Бетховена.

В природе музыки отсутствует тот элемент статичности и «фиксированности», который присущ другим видам искусства, даже если брать наиболее подвижные, философически наполненные его формы, например, поэтическое слово. Музыка – это единственный вид искусства, для которого тютчевский образ молчания-исповеди из стихотворения «Silentium» («мысль изреченная есть ложь») наполняется реальным и удивительно глубоким смыслом.

«С трудом верится, - говорил Л. Н. Толстой, - что такие драгоценности покоятся в библиотеках и остаются мало знакомыми публике. Музыка этих композиторов уносит меня в другой мир… я закрываю глаза, и мне кажется, что я живу в давно протекших столетиях, далеко ушедших от меня, хотя я уже перешагнул за восьмой десяток»1.

ГЛАВА II

От любви не утаишь ничего: либо она высвечивает истинное благородство души человеческой, либо – пороки и низменные желания.

Иногда кажется, что о любви в мировой литературе сказано всё. Что можно поведать о любви после шекспировской истории Ромео и Джульетты, после пушкинского «Евгения Онегина», после «Анны Карениной» Льва Толстого? Можно продолжать этот список творений, воспевших трагизм любви. Но у любви тысячи оттенков, и в каждом ее проявлении своя светоносность, своя печаль, свой излом и свое благоухание.

Многие писатели в своих произведениях проверяли и будут проверять своих героев, посылая им это чувство. Каждый автор пытается по своему объяснить любовь, внести лепту в ее определение.

Есть такие шедевры искусства, которые не могут оставить равнодушным никого, которые сами будто бы излучают теплый свет, вдохновляя человечество на великие дела во имя любви.

Именно таким мне видится рассказ А. И. Куприна «Гранатовый браслет».

Александр Иванович Куприн – один из выдающихся писателей-реалистов конца XIX – начала XX века. Он вошел в наш духовный обиход как певец светлых и здоровых человеческих чувств. Он настойчиво ищет в самой реальной, современной, «будничной» действительности людей, «одержимых» высоким чувством любви, способных подняться, хотя бы в мечтах, над окружающей прозой жизни. И, как всегда, он обращает свой взор к «маленькому», простому человеку.

Заглянув вместе с автором в каморку влюбленного отшельника Желткова, позднего романтика в жестоком и расчетливом мире, я испытала настоящее потрясение и поняла, что, оказывается, ничего не знаю о любви!

Мелкий чиновник, одинокий и робкий мечтатель, влюбляется в молодую светскую даму, представительницу так называемого «высшего сословия». Восемь лет продолжается безответная и безнадежная любовь. «Я не виноват, Вера Николаевна, что Богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к вам»2, - так начинает свое письмо Желтков.

Любовь – счастье… Мне же такая безответная любовь представляется великим горем! На первый взгляд, кажется, что человек, которого «не интересует в жизни ничего: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей»3, вся жизнь которого заключается в одной единственной женщине, не может быть счастлив, несмотря на то, что он не мог каждый день, каждый час, каждую минуту дарить свою любовь Вере Николаевне. Наверное, поэтому он подарил ей гранатовый браслет своей прабабки – самое дорогое, что у него было, чтобы хоть как-то соединить себя с ней. Желтков был безумно счастлив уже тем, что к его подарку прикасались руки его богини. Больше всего меня поразило, с какой внутренней энергией А. И. Куприн воспевает любовь. Поистине это чудо, божественное провидение встретить в жизни именно такое чувство, и тут Вере Николаевне повезло. В ее судьбе засияла любовь вечная, бескорыстная, искренняя, о которой мечтает каждая женщина и на которую не способно большинство мужчин.

«Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя – это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которою богу было угодно за что-то меня вознаградить»4.

Наверно, просто невозможно описать словами то ощущение глубочайшей потери, которое испытала Вера Николаевна, когда поняла, что такая любовь прошла мимо нее. Особую силу рассказу придает то, что в нем любовь существует как нежданный подарок, озаривший вдруг жизнь, тусклую обыденность, всколыхнувший устоявшийся быт.

«Любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны её касаться»5, - говорит мудрый, видевший жизнь генерал Аносов.

Княгиня вновь и вновь воспоминает слова генерала Аносова и мучается тяжелейшим для нее вопросом: любовь ли была или сумасшествие? Последнее письмо Желткова ставит всё на свои места. В нем довольно ясно вырисовывается его духовный облик. Хотя любовь к Вере Николаевне Шеиной всецело владеет Желтковым и письмо проникнуто этим всемогущим чувством, оно написано человеком, который ни на что не надеется и готов отдать все. С этого момента в рассказе начинает звучать мотив неразделенной любви. Любовь, которая «сильна, как смерть», водит рукой Желткова, когда он пишет письмо к княгине Шеиной. Любовь ему диктует вдохновенные слова, в которых и огромное чувство, и покорность самоотречения, и дань глубокого преклонения. Его письмо дышит благородством. Это пишет человек, которого преобразила любовь.

Последнее письмо Желткова поднимает тему любви до самого высокого трагизма. Оно предсмертное, поэтому каждая его строка наполнена особенно глубоким смыслом. Но еще важнее, что смертью героя не заканчивается звучание патетических мотивов всевластной любви. Великое чувство, «поразившее» Желткова, не умирает вместе с ним. Его смерть духовно воскрешает княгиню Веру, раскрывает перед ней мир неведомых ей доселе чувств, ибо любовь к мужу никогда не была таким «чудом», о существовании которого она узнала теперь.

Вера Николаевна получает последнюю записку Желткова, в которой, как и в письме, содержатся просьбы о сонате Бетховена. «… Вы очень музыкальны, я Вас видел чаще всего на бетховенских квартетах, - так вот, если Вы обо мне вспомните, то сыграйте или прикажите сыграть сонату D-dur №2, op.2»6.

Трагическая эмоциональная волна как бы нарастает, достигая высшего предела в заключительной главе, в которой тема великой и очищающей любви раскрывается наконец полностью в патетических аккордах гениальной сонаты. Под звуки торжественной и печальной музыки начинает трепетать и как бы раздваиваться душа княгини Веры. Женщина потрясена тем, что мимо нее прошла большая любовь, «которая повторяется только один раз в тысячу лет»7. Музыка властно владеет Верой Шеиной, и в ее душе слагаются слова, которые как бы нашептывает ей погибший. Под музыку возникают ритмические фразы. Трудно определить жанровые особенности этого отрывка, навеянные темой трагической любви и выражающего одновременно скорбную патетику бетховенского произведения. Перед нами своеобразное стихотворение в прозе, - здесь и моления о любви, и глубокая скорбь о недостижимости ее; здесь отражается соприкосновение душ, из которых одна слишком поздно поняла величие другой. Вера Николаевна как бы перевоплощается, обретает великую силу любви, навеянную погибшим. Она шепчет слова, которые мог бы произнести только он, она охвачена чувствами, которыми судьбе угодно было наградить только ее. Это баллада о любви, оказавшейся сильнее смерти и победившей после смерти, состоит из шести строф – по числу музыкальных фраз сонаты Бетховена – и завершается признанием того, что великая любовь на миг – может быть, навсегда – соединила две души.

«Успокойся, дорогая, успокойся, успокойся. Ты обо мне помнишь? Помнишь? Ты ведь моя единственная и последняя любовь. Успокойся, я с тобой. Подумай обо мне, и я буду с тобой, потому что мы с тобой любили друг друга только одно мгновение, но навеки. Ты обо мне помнишь? Помнишь? Помнишь? Вот я чувствую твои слезы. Успокойся. Мне спать так сладко, сладко, сладко»8.

Лирика этого напевно-музыкального периода окрашена тихой грустью, скорбной радостью, сознанием всепобеждающей красоты и величия подлинной любви.

После прочтения рассказа «Гранатовый браслет» мне невольно захотелось послушать «Аппассионату» Бетховена. Слушая бетховенскую сонату, я отмечала изменения в характере музыки композитора (я окончила музыкальную школу): тревожное предчувствие, взрыв, утешение, примирение. В сознании ассоциативно возникали образы, так или иначе присутствующее в произведении А. И. Куприна: осенний дождь, морские волны, человек, читающий письмо… «В середине августа, перед рождением молодого месяца, вдруг наступили отвратительные погоды, какие так свойственны северному побережью Черного моря. То по целым суткам тяжело лежал над землею и морем густой туман, и тогда огромная сирена на маяке ревела днем и ночью, точно бешеный бык. То с утра до утра шел не переставая мелкий, как водяная пыль, дождик…»9.

А. И. Куприн указывает в качестве эпиграфа к своему произведению на сонату №2 Л. В. Бетховена и часть ее Largo Appassionato (широко, страстно). В письме к Ф. Д. Батюшкову писатель замечает: «Теперь я пишу «Браслет», но плохо дается. Главная причина – мое невежество в музыке…»10. Считая себя невежественным в музыке, Куприн любил ее как все прекрасное, по собственному его признанию. Остается только удивляться чуткости «невежественного в музыке» Куприна, сумевшего так точно «подобрать» музыку к своему произведению.

Я не могу не согласиться с мнением музыкального критика А. Рубинштейна: «Как он схватил, а главное сумел перенести в эпическое произведение характерные черты музыкальной композиции? Что это – случайное открытие или результат долгих и целеустремленных поисков в области предполагаемых им возможных сближений музыки с прозой? Мы не знаем. Психология творчества не дает пока что ответа на подобные вопросы, лишь скупо фиксируя тот факт, что музыкальные впечатления нередко стимулируют работу писателя. Но можно с уверенностью сказать, что поразительная структурная упорядоченность… - результат обдуманного творческого процесса, направленного в русло определенных приемов»11.

Задушевность, теплота, насыщенность переживания – вот весьма характерные, преобладающие черты образов Largo Appassionato. И это черты новые, которых в подобной мере не было в фортепианном творчестве ни у Гайдна, ни у Моцарта. Прав был, конечно, А. Рубинштейн, находивший тут «новый мир творчества и звучности».

Не человек, как таковой, но человек, данный в конкретной обстановке, на фоне внешнего мира, - вот наиболее существенная реалистическая тенденция бетховенских фортепианных сонат.

В центре творческого внимания Бетховена постоянно оказывались человек, человеческое общество, быт и природа. Строя свои концепции, Бетховен всегда показывал отношение человека к внешнему миру, всегда стремился дать субъект не в отрыве, а в единстве с объектом, с окружающей его действительностью.

Чтобы ответить на вопрос, каково же влияние музыки (бетховенской сонаты) на нравственность и поведение человека, я вновь обратилась к главному источнику – к тексту самого рассказа «Гранатовый браслет». «Она почти ни одной секунды не сомневалась в том, что Женни сыграет то самое место из Второй сонаты, о котором просил этот мертвец с смешной фамилией Желтков.

Так оно и было. Она узнала с первых аккордов это исключительное, единственное по глубине произведение. И душа ее как будто бы раздвоилась. Она единовременно думала о том, что мимо нее прошла большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет. Вспомнила слова генерала Аносова и спросила себя: почему этот человек заставил ее слушать именно это бетховенское произведение, и еще против ее желания?»12

Можно ли теперь сомневаться в том, насколько благотворным оказалось влияние бетховенской сонаты на душу Веры Николаевны Шеиной, которая, как оказалось, тоже способна любить, любовь была совсем не чужда ей, просто стремление к ней давно притупилось. Она «была строго проста, со всеми холодно и немного свысока любезна, независима и царственно спокойна»13.

Рассказ «Гранатовый браслет» - «один из самых благоуханных рассказов о любви», - как сказал о нем К. Г. Паустовский. В нем пошлости мира противопоставляется жертвенная, бескорыстная, благоговейная любовь. Прикоснуться к тайне ее маленький чиновник Желтков не может позволить и не позволяет никому. И как только ее касается дыхание пошлости, он кончает с собой. Для писателя А. И. Куприна любовь есть единственная ценность мира, единственное средство его нравственного преображения. «Княгиня Вера обняла ствол акации, прижалась к нему и плакала. Дерево мягко сотрясалось. Налетел легкий ветер и, точно сочувствуя ей, зашелестел листьями. Острее запахли звезды табака…»14.

Таинственное слияние человека и природы создает гармонию человеческих отношений, создает счастье земного бытия.

ГЛАВА III

В 80-е годы XIX века Л. Н. Толстой приходит к полному отрицанию своей предшествующей литературной деятельности, видя в ней лишь средство возбуждения греховных страстей. В соответствии с этим взглядом он переходит к художественным произведениям, в которых главной своей задачей ставит учить народ нравственности. Так, появляются его произведения 80-90 годов: «Смерть Ивана Ильича» (1886), «Власть тьмы» (1886), «Крейцерова соната» (1890), «Плоды просвещения» (1891), «Хозяин и работник» (1985) и другие.

«Крейцерова соната» Л. Н. Толстого стала выдающимся событием в литературной жизни конца 80-х годов XIX столетия, причем еще задолго до того, как текст официально был опубликован. Острота постановки и важность проблемы, публицистичность повести, драматизм сюжета — все это предопределило высокий на­кал полемики вокруг «Крейцеровой сонаты», в которой приняли участие критики различных направлений: от народников до цер­ковнослужителей.

Критики и литераторы писали – чаще всего под заголовком «По поводу Крейцеровой сонаты» - комментарии, полемические статьи.

«Повесть всех подняла, задела за живое»,— писала 30 октября 1889 года Кузминская С. А. Толстой. В «Неделе» была помещена такая за­метка: «В Петербурге идут нескончаемые толки о «Крейцеровой сонате». Черновой набросок ее, неотделанный, незаконченный, про­шедший в публику благодаря медвежьей услужливости друзей Л. Н. Толстого,— даже этот черновой список сделался событием».

Основой для замысла «Крейцеровой сонаты», по свидетельству самого Толстого, послужило письмо, полученное им от неизвестной женщины в феврале 1886 года. В Дневнике Толстой писал: «Так, основная мысль, скорее сказать, чувство, «Крейцеровой сонаты» принадлежит одной женщине, славянке, писавшей мне комическое по языку письмо, но замечательное по содержанию об угнетении женщин половыми требованиями».

По словам С. А. Толстой, «мысль создать настоящий рассказ была ему (Толстому) «внушена» актером В. Н. Андреевым-Бурлаком, который посетил писателя 20 июня 1887 года. Он же рас­сказал Толстому о судьбе случайного попутчика по железной до­роге, которому изменила жена.

Биограф Толстого П. И. Бирюков писал, что однажды скрипач Ю. И. Лясотта и С. Л. Толстой исполнили сонату Бетховена, по­священную Крейцеру. Она произвела особенное впечатление на Л. Н. Толстого и послужила одним из толчков к написанию по­вести.

Таким образом, можно сделать вывод, что перед нами произведение, к созданию которого писателя Л. Н. Толстого подтолкнули несколько фактов. Разумеется, эти факты (предположения) с полной достоверностью сегодня мог бы подтвердить или опровергнуть лишь сам Л. Н. Толстой.

В «Крейцеровой сонате» Л. Н. Толстой дает читателю представление о человеке в его отношении к свободе. Свободный человек (неважно, мужчина или женщина) – это человек целомудренный.

Позднышев – главный герой повести Л. Н. Толстого «Крейцерова соната». «…небольшого роста господин с порывистыми движениями, еще не старый, но с очевидно преждевременно поседевшими курчавыми волосами и с необыкновенно блестящими глазами, быстро перебегавшими с предмета на предмет…»15.

Пассажиры, оказавшиеся в купе поезда, горячо спорят о том, о чем спорит в это время вся Европа, а именно: об институте семьи, о возможностях расторжения брака и, не в последнюю очередь, о вопросе, занимающем с некоторых пор многие умы: о женском образование и эмансипации.

Позднышев обращает на себя внимание попутчиков в поезде странной взволнованностью во время разговора о любви, браке и разводах и признанием в убийстве собственной жены.

«Я знал, что я ударяю ниже ребер и что кинжал войдет. В ту минуту, как я делал это, я знал, что я делаю нечто ужасное, такое, какого я никогда не делал и которое будет иметь ужасные последствия. Но сознание это мелькнуло как молния, и за сознанием тотчас же следовал поступок. И поступок сознавался с необычайной яростью Я слышал и помню мгновенное противодействие корсета и еще чего-то и потом погружение ножа в мягкое»16. Позднышев подробно рассказывает одному из попутчиков историю своей жизни, критически переосмысливая прошлое. Из исповеди героя ясно, что до женитьбы он жил так, как жили все люди его круга. Будучи помещиком, кандидатом университета, предводителем, он был уверен, что живет «как надо», считая себя нравственным человеком и отдаваясь «разврату степенно, прилично, для здоровья», не делая из этого ничего исключительного в своей жизни и став, по его признанию, «блудником».

Женится Позднышев, как ему кажется, на «девушке, по своей чистоте достойной» его, «одной из двух дочерей когда-то очень богатого, но разорившегося пензенского помещика»17. Теперь он понимает, что его «любовь была произведением, с одной стороны, деятельности мамаши и портних, с другой – избытка поглощавшейся… пищи при праздной жизни»18. В истории сватовства Позднышева есть автобиографический для писателя мотив: знакомство невесты с дневниками будущего мужа, повергающее ее в ужас и состояние нравственной растерянности.

Вспоминая историю своей семейной жизни, Позднышев признает главную свою вину в том, что не видел и не хотел видеть в жене человека, не знал ее души, а прямо смотрел на н6ее как на «орудие наслаждения», хотя и ставил себе в величайшую заслугу исполненное им намерение вести частную семейную жизнь. Беда же, по мнению героя, пришла оттого, что женщина поставлена в обществе в ложные условия, которые диктуют ей необходимость «продавать» себя в замужество, испытывая унижение, а затем, в виде компенсации за это состояние, добывать и укреплять через чувственность свою власть над мужчинами. Семейную жизнь после появления детей Позднышев вспоминает как постоянное состояние «спасения от воображаемых и действительных опасностей», связанных с детским нездоровьем и волнениями жены по этому поводу. Дети же были и новым предметом раздора между супругами, и орудием борьбы в ссорах. Супруги чувствовали себя, с точки зрения Позднышева, как «два ненавидящих друг друга колодника, связанных одной цепью»19. От постоянной ревности, несогласий с женой, ссор и скуки Позднышев нашел со временем одно средство – «пьянство службы, охоты, карт»20.

Такая жизнь продолжалась для героя несколько лет, на протяжении которых в семье родится пять человек детей, до тех пор пока врачи не рекомендуют жене Позднышева не иметь их более. С этого времени страшный «зверь» ревности по отношению к этой молодой, привлекательной, цветущей тридцатилетней женщине безраздельно овладевает героем, отступая иногда лишь под влиянием грубой чувственности. Еще более дьявольская сила ревности, животной ненависти к жене овладевает Позднышевым после появления в его доме музыканта Трухачевского, в котором герой угадывает хорошо знакомый по грехам молодости тип пустого светского волокиты и «блудника».

«Дрянной он был человек, на мои глаза, на мою оценку. И не потому, какое он значение получил в моей жизни, а потому, что он действительно был такой»21.

Неконтролируемые, как дьявольское наваждение, ревность и ненависть руководят мыслями и действиями героя, приведшими его к убийству. Лишь после смерти зарезанной им жены и затем в тюрьме герой переосмысливает свою жизнь и поступки. С ним происходит нравственный переворот, который заставляет его видеть историю своей жизни именно в том освещении, которое передается в его исповеди.

Сразу же по прочтении повести А. П. Чехов писал А. Н. Пле­щееву: «...едва ли можно найти что-нибудь равносильное по важ­ности замысла и красоте исполнения. Не говоря уж о художествен­ных достоинствах, которые местами поразительны, спасибо повести за одно то, что она до крайности возбуждает мысль. Читая ее, ед­ва удерживаешься, чтобы не крикнуть: «Это правда!» или «Это нелепо!»22

Работая над рефератом, я пыталась найти ответ на вопрос:

- почему Л. Н. Толстой называет свой рассказ «Крейцерова соната»?

Ответ был найден в воспоминаниях его сына С. Л. Толстого: «Событием в музыкальном мире Ясной Поляны был приезд одного свойственника Льва Николаевича, Ипполита Михайловича Нагорнова, замечательного скрипача, мало выступавшего в концер­тах в России, но имевшего когда-то успех в Италии и Франции. Он много играл в Ясной Поляне, между прочим, «Крейцерову сонату», которая именно тогда произвела особенно сильное впечатление на Льва Николаевича. Может быть, уже в то время зародились те мысли и образы, которые впоследствии были так ярко выражены в повести «Крейцерова соната». Может быть, даже некоторые черты И. М. Нагорнова послужили для характеристики Трухачевского»23.

Как пишет далее он в своих воспоминаниях, «я не встречал в своей жизни никого, кто бы так сильно чувствовал музыку, как мой отец. Слыша музыку, Лев Николаевич не мог не слушать ее; слушая же нравившуюся ему музыку, он волновался, у него что-то сжималось в горле, он всхлипывал и проливал слезы. Беспричинное волнение и умиление были те чувства, который в нем возбуждала музыка. Иногда музыка волновала его против его воли, даже мучила его, и он говорил: «Чего хочет от меня эта музыка?» Таково было непосредственное действие музыки на Л. Н. Толстого в продолжение всей его жизни, начиная с детства и кончая последним годом его жизни, когда он говорил, что, если бы провалилась вся европейская цивилизация, он бы пожалел только о музыке.

Л. Н. Толстому не дано было творить в музыке и стихах, и, может быть, именно поэтому его особенно тянуло к тому и другому.

Уже в этот период своей жизни Толстой старается выяснить себе, почему музыка так сильно действует на слушателей. «Музыка не действует ни на ум, ни на воображение. В то время, как я слушаю музыку, я ни об чем не думаю и ничего не воображаю, но какое-то странное сладостное чувство до такой степени наполняет мою душу, что я теряю сознание своего существования, и это чувство – воспоминание. Но воспоминание чего? Хотя ощущение сильно, воспоминание неясно. Кажется, как будто вспоминаешь то, чего никогда не было. Основание того чувства, которое возбуждает в нас всякое искусство, не есть ли воспоминание?.. Чувство музыки не происходит ли из воспоминания о чувствах и переходах от одного чувства к другому?..»24

По мнению писателя, «каждая музыкальная фраза выражает какое-нибудь чувство – гордость, радость, печаль, отчаяние…, или одно из бесконечных сочетаний этих чувств между собою.»

Я полностью согласна с мнением писателя, что «музыка есть воспоминание о чувствах, что она различно действует на людей». Чем чище и счастливее было прошедшее человека, тем более он любит свои воспоминания и тем сильнее чувствует музыку. Напротив, чем тяжелее воспоминания для человека, тем менее он ей сочувствует, и от этого есть люди, которые не могут переносить музыку.

Такое действие музыки, независимо от рассудочного отношения к ней, особенно ярко описано Л. Н. Толстым в «Крейцеровой сонате».

Я не знаю, когда именно писатель Л. Н. Толстой в первый раз услышал «Крейцерову сонату» Бетховена, потому что об этом ничего не говорится в воспоминаниях его сына. Но в тексте рассказа я нашла размышления одного из героев о музыке, сходные с мыслями Л. Н. Толстого.

Мы не должны забывать что «Крейцерова соната» - художественное произведение, а Позднышев — художественный образ. В какой ме­ре автор вложил ему в уста свои собственные убеждения и в ка­кой мере эти убеждения видоизменяются тем особенным положе­нием, в которое Позднышев поставлен фабулой повести, об этом можно только догадываться.

В «Крейцеровой сонате» Позднышев так судит о музыке: «Говорят, музыка действует возвышающим душу образом – вздор, неправда! Она действует не возвышающим, ни принижающим душу образом, а раздражающим душу образом»25. И далее: «…хоть бы эту Крейцерову сонату, первое престо. Разве можно играть в гостиной, среди декольтированных дам, это престо? Сыграть и потом похлопать, а потом есть мороженое и говорить о последней сплетне. Эти вещи можно играть только при известных, важных, значительных обстоятельствах, и тогда, когда требуется совершить известные, соответствующее этой музыке важные поступки. Сыграть и сделать то, на что настроила эта музыка. А то несоответственное ни месту, ни времени вызывание энергии, чувства, ничем не проявляющегося, не может не действовать губительно»26.

В воспоминаниях С. Л. Толстого есть упоминание о том, как во время работы над «Крейцеровой сонатой» Лев Николаевич старался выяснить себе, какие именно чувства выражаются первым престо «Крейцеровой сонаты». Писатель считал, что «введение к первой части предупреждает о значительности того, что следует, что затем неопределенное волнующее чувство, изображаемое первой темой, и сдержанное, успокаивающееся чувство, изображаемое второй темой, - оба приводят к сильной, ясной, даже грубой мелодии заключительной партии, изображающей просто чувственность».

Вообще, отношение Л. Н. Толстого к Л. В. Бетховену было сложным, хотя музыка композитора (кроме последнего периода) производила на писателя очень сильное впечатление: в «Детстве» он описывает впечатление его героя от «Патетической сонаты»; в «Семейном счастье» он с любовью отзывается о «Лунной сонате»; рассказ «Крейцерова соната» озаглавлен сонатой Бетховена; соната «Appassionata» всегда волновала его; наконец, сам он нередко играл как сонаты Бетховена, так и оркестровые его вещи (в четыре руки).

Музыка, по моему мнению, имела над Л. Н. Толстым особую власть: для художника та область, в которой он как художник беспомощен, где он не Мастер, - есть область таинства, магии, волшебства. И тот, кто в этой заповедной области творит, для него Бог. Также я пришла к выводу, что Л. Н. Толстой не прощает музыке ее власти над ним. Ему казалось, что музыка подчиняет его волю, а он не хотел подчиняться никому и ничему. Л. Н. Толстого пугала страсть, которую не втиснешь в прокрустово ложе рациональных конструкций, потому что превыше всего в жизни и в искусстве он ставил рациональное начало. Это ясно видно из его дневников. По его мнению, «музыка способна вовлечь человека в хаос, потому что, минуя разум, прямо воздействует на чувства человека». В повести «Крейцерова соната» я нашла подтверждение этим мыслям. «Страшная вещь эта соната… И вообще страшная вещь музыка. …Она, музыка, сразу, непосредственно переносит меня в то душевное состояние, в котором находился тот, кто писал музыку. Я сливаюсь с ним душою и вместе с ним переношусь из одного состояния в другое, но зачем я это делаю, я не знаю»27.

Как Л. Н. Толстому нестерпимо было чувствовать власть музыки над собой, так и герою «Крейцеровой сонаты» Позднышеву нестерпима власть над ним всего «женского». Музыка, попав «в руки» пришельца-скрипача, становится разлучницей.

В «Крейцеровой сонате» Л. Н. Толстой приходит к такому идеалу, что если ему следовать, то человечество просто вымрет…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

А. И. Куприн – настоящий художник, громадный талант, заслуга которого состоит в том, что он в своем творчестве обратился к теме любви, теме во многом опошленной современной ему литературой, и вернул ей высокое поэтическое звучание.

Соната Бетховена «Аппассионата», одно из самых напряженных, томительных, страстных созданий человеческого гения в музыке, побудила А. И. Куприна к литературному творчеству. Звуки сонаты соединились в его воображении с историей светлой любви, которой он был свидетелем.

Он пишет о любви как о сложном и трудно определимом чувстве. «Для любви, - замечал писатель, - нужен особый талант, как для музыки, живописи, скульптуры, пения, стихотворства…»28.

В жизни каждого человека встречи с Л. Н. Толстым – этапы духовного развития. «Есть в таланте графа Толстого еще другая сила, сообщающая его произведениям совершенно особенное достоинство своею чрезвычайно замечательной свежестью – чистота нравственного чувства», - писал Н. Г. Чернышевский.

Когда я начала работу над рефератом, я поставила перед собой ряд вопросов, на которые должна была ответить в ходе исследования. Это были вопросы о том, какие именно чувства вызывает музыка композитора Л. В. Бетховена, какую роль играла музыка в жизни писателя Л. Н. Толстого, как относился к музыке писатель А. И. Куприн. На мой взгляд, мне удалось найти ответы на эти вопросы. Более того, я смогла выйти за рамки поставленных вопросов. Я провела небольшое исследование социологического характера среди учащихся 11 А класса. Учащимся были предложены следующие вопросы:

  1. Знакомо ли вам творчество Л. Н. Толстого и А. И. Куприна?

  2. Слушаете ли вы классическую музыку?

  3. Как вы считаете, каково влияние современной музыки на человека?

Анкетирование показало, что большинство школьников читают лишь произведения школьной программы («Гранатовый браслет» А. И. Куприна), не слушают классическую музыку, считая ее неинтересной, отдают предпочтение современным направлениям в музыке.

Работа, которую я проделала, может мне пригодиться в дальнейшем. Кроме того, я считаю, что на уроках литературы необходимо уделять больше внимания этой теме при изучении творчества писателей как XIX, так и XX веков.


Библиографический список

  1. Волков А. А. Творчество А. И. Куприна. – М., 1981.

  2. Интервью и беседы с Львом Толстым / Сост. В. Я. Лакшин. – М., 1986.

  3. Куприн А. И. Гранатовый браслет. Повести и рассказы. – М., 1984.

  4. Кутузов А. Г. В мире литературы. 11 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений гуманитарного профиля. – М., 2004.

  5. Сквозь даль времен. Учебник по русской литературе второй половины XIX века для 10 класса. Часть 1. / Под ред. профессора В.Г. Маранцмана. – СПб., 1998.

  6. Толстой Л. Н. Собрание соч.: В 12 т. – М., 1987.

Сноски

  1. Интервью и беседы с Львом Толстым / Сост. В. Я. Лакшин. – М., 1986.

  2. Куприн А. И. Гранатовый браслет. Повести и рассказы. – М., 1984.

  3. Куприн А. И. Гранатовый браслет. Повести и рассказы. – М., 1984.

  4. Куприн А. И. Гранатовый браслет. Повести и рассказы. – М., 1984.

  5. Куприн А. И. Гранатовый браслет. Повести и рассказы. – М., 1984.

  6. Куприн А. И. Гранатовый браслет. Повести и рассказы. – М., 1984.

  7. Куприн А. И. Гранатовый браслет. Повести и рассказы. – М., 1984.

  8. Куприн А. И. Гранатовый браслет. Повести и рассказы. – М., 1984.

  9. Куприн А. И. Гранатовый браслет. Повести и рассказы. – М., 1984.

  10. Волков А. А. Творчество А. И. Куприна. – М., 1981

  11. Фортунатова Н. М. Искусство композиции. Вопросы сюжета и композиции в русской литературе. - Н. Новгород., 1988.

  12. Куприн А. И. Гранатовый браслет. Повести и рассказы. – М., 1984

  13. Куприн А. И. Гранатовый браслет. Повести и рассказы. – М., 1984

  14. Куприн А. И. Гранатовый браслет. Повести и рассказы. – М., 1984

  15. Толстой Л. Н. Собрание соч.: В 12 т. – М., 1987. – Т.11. – С. 97.

  16. Толстой Л. Н. Собрание соч.: В 12 т. – М., 1987. – Т.11. – С. 108.

  17. Толстой Л. Н. Собрание соч.: В 12 т. – М., 1987. – Т.11. – С. 111.

  18. Толстой Л. Н. Собрание соч.: В 12 т. – М., 1987. – Т.11. – С. 114-115.

  19. Толстой Л. Н. Собрание соч.: В 12 т. – М., 1987. – Т.11. – С. 137.

  20. Толстой Л. Н. Собрание соч.: В 12 т. – М., 1987. – Т.11. – С. 137.

  21. Толстой Л. Н. Собрание соч.: В 12 т. – М., 1987. – Т.11. – С. 141.

  22. Толстой Л. Н. Собрание соч.: В 12 т. – М., 1987. – Т.11. – С. 551.

  23. Толстой Л. Н. Собрание соч.: В 12 т. – М., 1987. – Т.11. – С. 553.

  24. Интервью и беседы с Львом Толстым / Сост. В. Я. Лакшин. – М., 1986.

  25. Толстой Л. Н. Собрание соч.: В 12 т. – М., 1987. – Т.11. – С. 155.

  26. Толстой Л. Н. Собрание соч.: В 12 т. – М., 1987. – Т.11. – С. 155.

  27. Толстой Л. Н. Собрание соч.: В 12 т. – М., 1987. – Т.11. – С.135.

  28. Кутузов А. Г. В мире литературы. 11 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений гуманитарного профиля. – М., 2004.

Сноски

1 Интервью и беседы с Львом Толстым / Сост. В. Я. Лакшин. – М., 1986.

2 Куприн А. И. Гранатовый браслет. Повести и рассказы. – М., 1984.

3 Куприн А. И. Гранатовый браслет. Повести и рассказы. – М., 1984.

4 Куприн А. И. Гранатовый браслет. Повести и рассказы. – М., 1984.

5 Куприн А. И. Гранатовый браслет. Повести и рассказы. – М., 1984.

6 Куприн А. И. Гранатовый браслет. Повести и рассказы. – М., 1984.

7 Куприн А. И. Гранатовый браслет. Повести и рассказы. – М., 1984.

8 Куприн А. И. Гранатовый браслет. Повести и рассказы. – М., 1984.

9 Куприн А. И. Гранатовый браслет. Повести и рассказы. – М., 1984.

10 Волков А. А. Творчество А. И. Куприна. – М., 1981

11 Фортунатова Н. М. Искусство композиции. Вопросы сюжета и композиции в русской литературе. - Н. Новгород., 1988.

12 Куприн А. И. Гранатовый браслет. Повести и рассказы. – М., 1984

13 Куприн А. И. Гранатовый браслет. Повести и рассказы. – М., 1984

14 Куприн А. И. Гранатовый браслет. Повести и рассказы. – М., 1984

15 Толстой Л. Н. Собрание соч.: В 12 т. – М., 1987. – Т.11. – С. 97.

16 Толстой Л. Н. Собрание соч.: В 12 т. – М., 1987. – Т.11. – С. 108.

17 Толстой Л. Н. Собрание соч.: В 12 т. – М., 1987. – Т.11. – С. 111.

18 Толстой Л. Н. Собрание соч.: В 12 т. – М., 1987. – Т.11. – С. 114-115.

19 Толстой Л. Н. Собрание соч.: В 12 т. – М., 1987. – Т.11. – С. 137.

20 Толстой Л. Н. Собрание соч.: В 12 т. – М., 1987. – Т.11. – С. 137.

21 Толстой Л. Н. Собрание соч.: В 12 т. – М., 1987. – Т.11. – С. 141.

22 Толстой Л. Н. Собрание соч.: В 12 т. – М., 1987. – Т.11. – С. 551.

23 Толстой Л. Н. Собрание соч.: В 12 т. – М., 1987. – Т.11. – С. 553.

24 Интервью и беседы с Львом Толстым / Сост. В. Я. Лакшин. – М., 1986.

25 Толстой Л. Н. Собрание соч.: В 12 т. – М., 1987. – Т.11. – С. 155.

26 Толстой Л. Н. Собрание соч.: В 12 т. – М., 1987. – Т.11. – С. 155.

27 Толстой Л. Н. Собрание соч.: В 12 т. – М., 1987. – Т.11. – С.135.

28 Кутузов А. Г. В мире литературы. 11 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений гуманитарного профиля. – М., 2004.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Моей научно-исследовательской работы «Воздействие музыки на человека в повести Л. Н. Толстого «Крейцерова соната» ирассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет»» iconКонспект урока литературы в 11 классе "Да святится имя твоё" (Тема...
Оборудование: мультимедиа проектор, презентация, текст повести А. И. Куприна "Гранатовый браслет", фонограмма с записью Son. №2,...
Моей научно-исследовательской работы «Воздействие музыки на человека в повести Л. Н. Толстого «Крейцерова соната» ирассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет»» iconМетодическая разработка урока по литературе
Оборудование: мультимедиа проектор, презентация, текст повести А. И. Куприна "Гранатовый браслет", фонограмма с записью Son. №2,...
Моей научно-исследовательской работы «Воздействие музыки на человека в повести Л. Н. Толстого «Крейцерова соната» ирассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет»» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока. Особенности художественного воплощения темы любви в повести А. И. Куприна „Гранатовый браслет”
Моей научно-исследовательской работы «Воздействие музыки на человека в повести Л. Н. Толстого «Крейцерова соната» ирассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет»» iconПлан-конспект урока любовь в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет»
В. Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2008. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию...
Моей научно-исследовательской работы «Воздействие музыки на человека в повести Л. Н. Толстого «Крейцерова соната» ирассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет»» iconУрок литературы в 11 классе «Тема армии в повести А. И. Куприна «Поединок»
А. И. Куприна для осознания обществом кризиса всей русской жизни; гуманистический, антивоенный пафос повести
Моей научно-исследовательской работы «Воздействие музыки на человека в повести Л. Н. Толстого «Крейцерова соната» ирассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет»» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: показать значение повести Куприна для осознания обществом кризиса всей русской жизни; гуманистический, антивоенный пафос...
Моей научно-исследовательской работы «Воздействие музыки на человека в повести Л. Н. Толстого «Крейцерова соната» ирассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет»» iconПрограмма научно-исследовательской работы основной профессиональной...
Профессионально ориентированные и исследовательские технологии и используемые при выполнении научно-исследовательской работы
Моей научно-исследовательской работы «Воздействие музыки на человека в повести Л. Н. Толстого «Крейцерова соната» ирассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет»» iconИсследование (русский язык и литература) Класс 7 Тема «Использование...
Тема «Использование производных предлогов и союзов в повести Л. Н. Толстого «Детство»
Моей научно-исследовательской работы «Воздействие музыки на человека в повести Л. Н. Толстого «Крейцерова соната» ирассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет»» iconТехнологическая карта дисциплины «Психология» Кафедра
Б дв организация научно-исследовательской работы студентов являются формирование системы знаний об организации и проведении различных...
Моей научно-исследовательской работы «Воздействие музыки на человека в повести Л. Н. Толстого «Крейцерова соната» ирассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет»» iconТема: Наташа Ростова – любимая героиня Л. Н. Толстого
Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к роману, грамзапись «Лунная соната» Бетховена, кадры из фильма «Война и мир», «Первый...
Моей научно-исследовательской работы «Воздействие музыки на человека в повести Л. Н. Толстого «Крейцерова соната» ирассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет»» iconВоздействие музыки на организм человека
Целью данной работы является: выяснить, как влияет музыка на организм человека. Узнать в какой степени это влияние проявляется, какой...
Моей научно-исследовательской работы «Воздействие музыки на человека в повести Л. Н. Толстого «Крейцерова соната» ирассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет»» iconИтоги студенческой научно-исследовательской деятельности за 2009-2010 учебный год
Мая 2010 г в техникуме состоялась студенческая научно-практическая конференция «Шаг в будущее». Были подведены итоги научно-исследовательской...
Моей научно-исследовательской работы «Воздействие музыки на человека в повести Л. Н. Толстого «Крейцерова соната» ирассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет»» iconРабочая программа дисциплины «психология» для студентов
Б дв организация научно-исследовательской работы студентов являются формирование системы знаний об организации и проведении различных...
Моей научно-исследовательской работы «Воздействие музыки на человека в повести Л. Н. Толстого «Крейцерова соната» ирассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет»» iconЛитературный вечер по творчеству Уильяма Шекспира
Звучит соната №14 Бетховена «Лунная соната». На переднем плане- портрет У. Шекспира(под портретом- дата рождения и смерти), слова...
Моей научно-исследовательской работы «Воздействие музыки на человека в повести Л. Н. Толстого «Крейцерова соната» ирассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет»» iconОб итогах заочного тура XI районной научно- практической конференции имени Л. Н. Толстого
Л. Н. Толстого, посвященной творчеству Г. Р. Державина, Л. Н. Толстого, С. В. Михалкова, А. Н. Островского, В. Г. Короленко, М. М....
Моей научно-исследовательской работы «Воздействие музыки на человека в повести Л. Н. Толстого «Крейцерова соната» ирассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет»» iconРеферат с элементами исследовательской деятельности на тему: Символика цвета в повести
Целесообразность использования слов со значением цвета в повести А. Грина «Алые паруса»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск