Интегрированный урок – исследование (русский язык и литература) Класс -7
Тема «Использование производных предлогов и союзов в повести Л.Н. Толстого «Детство»
Тип – обобщение
Цель: 1)Обобщить исследование по употреблению производных
предлогов и союзов в русской классической литературе на примере повести Л. Н. Толстого « Детство»;
2 ) воспитывать любовь к русской классической литературе и на примере литературных героев учить высоконравственному отношению к своим близким.
Задачи - завершить работу по группам и сделать выводы – открытия по исследованию;
- повторить правописание производных предлогов и союзов;
- привлечь внимание к изучаемо литературе;
- сохранить благоприятный микроклимат в ходе урока
Предварительная работа: класс делится на группы , каждой- ДЗ по употреблению отдельной ч. р . в тексте Л. Н. Толстого с выходом на исследование.
Оборудование: интерактивная доска, презентация, текст повести,
карточки для самостоятельной работы.
ХОД УРОКА .
1.Слово учителя( актуализация темы) Сегодня мы обобщаем наше проектное исследование по употреблению и написанию производных предлогов и союзов в
русской классической литературе 19 века на примере повести Л.Н.Толстого «Детство».
Перед нами поставлены следующие цели: - сделать выводы по проектно -исследовательской работе и параллельно повторить орфографию производных предлогов и союзов;
- подготовить себя к написанию тестового задания ЕГЭ А -19;
- творчески завершить изучение повести «Детство» написанием небольшого размышления «Детство – это счастливая пора» ( 50 слов) с использованием самых ярких служебных частей речи (подготовить себя в выполнению части С ГИА)
Вначале вспомним эпиграф к изучению повести.
Ученик : это начальные слова главы 15 с одноименным названием и наше ДЗ – письмо по памяти.
Учитель : В тетрадях – число , классная работа,тема .
ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА (письмо по памяти )
« Счастливая, невозвратимая пора детства!Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней ? Воспоминания эти освежают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений». (23 орфограммы)
( После самостоятельного написания отрывка ученик
на интерактивной доске делает проверку правильности выделения орфограмм ,в тетрадях все остальные учащиеся проверяют с помощью взаимопроверки и ставят соседу по парте оценку. Затем учитель спрашивает ребят о качестве выполнения
работы.) СЛАЙД 3
2.Исследовательская работа .
Учитель: приступаем к нашим открытиям! Приглашаем группу, которая наблюдала над словами « В продолжени(?) – в течении(?)» слайд 4
«Он выиграл в продолжение своей жизни несколько миллионов» (гл. 10 « Что за человек был мой отец?») уч –ся на слайде показывает правильное написание и объясняет.
ВЫВОД (открытие 1) :Производный предлог « в продолжение»
Употребляется в повести только один раз, т.к. переносное значение « временной отрезок» ещё не вошло в широкое употребление. По этой же причине производный предлог « в течение» в данном произведении вообще не употребляется.Да и сейчас эти предлоги больше характерны для официально – деловой речи. (вывод по исследованию делается учащимися и записывается в тетрадь.)
Учитель:Следующая группа исследователей работала над употреблением слова « ( На ) счёт»
= « о»
«(На)счёт предсказаний я те- « Матушка на этот счёт была дурного
бе рассказывала.» о нём»
ГЛ. « Юродивый»
Частота употребления – 8 раз
( объсняем написание, работая интерактивно с о слайдом № 5; делаем выводы)
Вывод( открытие №2): В литературном языке 19 века часто используется выражение « на этот счёт, на мой счёт.»
Широко распространенного в современном русском языке выражения « на счёт ( в банке) ,т.е. прямого значения, нет,
Т.к. не было условий для его возникновения(банковский счёт возник в России только к концу 19 века.
Учитель : Теперь перед нами интереснейший предлог уступки « (НЕ ) СМОТРЯ на…
«( Не)смотря на это , на меня часто находили минуты отчаяния»
( гл.19 « Ивины»
Частота употребления- 20 раз !
(Объясняем написание на слайде №6 ,делаем выводы)
Вывод ( ОТКРЫТИЕ №3 ): В главах 17-20 частота употребления этого предлога 11 раз! Предположим, это связано с идейным содержанием повести: на этих страницах идёт представление тех героев,которым Николенька Иртеньев как раз не симпатизирует: кн. Корнакова, кн. Иван Иваныч, Сергей Ивин .
( см. ОПОРНУЮ СХЕМУ по повести).Таким образом,эот предлог помогает раскрыть внутренний мир героя, « диалектику души»
Учитель:Изучая производные предлоги, мы постоянно сталкивались с самостоятельными частями речи.
Таковым является наречие ( В )ПОСЛЕДСТВИ…
«Рассуждая об этом (в)последствии…, я понял, что у неё доставало присутствия духа заняться своим делом.»
( гл.28 « Последние грустные воспоминания»
Частота употребления – 4 раза
(объясняем написание на слайде № 7 , делаем выводы)
ВЫВОД (ОТКРЫТИЕ №4):На протяжение повести педлог ВСЛЕДСТИЕ не употребляется,т.к. он характерен для деловых бумаг, а наречие , имеющее другое лексическое значение « после , потом» достаточно употребимо в русской классической литературе 19 века.
Учитель:Не менее интересно употребление различных союзов в тексте
Л. Н. Толстого.Предоставляю слово исследователям союзов:
СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ:
ТО( ЖЕ) = ТАК(ЖЕ)
«В эту минуту я тоже думал « Нагнувшись над червячком, Катенька сде-
Об этом.» ла то самое движение, и в то(же) время
( гл. 14. « Стихи») ветер поднял косыночку с её беленькой
шейки.»
частота употребления – 15 раз
(Объясняя написание ,работаем на слайде №8 ; делаем промежуточный вывод о том, что в современном русском языке полностью сохранилось употребление 19 века.) -Открытие №5
ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ:
ЧТО(БЫ)
Я стал бояться , чтобы она не Что(бы ) это было за счастье,если (бы) можно
приняла меня за дурака… весь век прожить с ней в этом тёмном …
( глава « До мазурки»)
(Объясняя ,работаем на слайде№8, делаем выводы по употреблению подчинительных союзов)
ВЫВОД (ОТКРЫТИЕ № 6.
Работая с подчинительными союзами , мы установили, что рекордсменом в нашей группе является союз ЧТОБЫ ( употребляется 68 раз!). Чаще всего в главе 25 « Письмо» и в гл. 28 « Последние грустные воспоминания». Мы думаем , что это связано с раскрытием «диалектики души» матушки Натальи Савишны.
3.Рефлексия « Тестовая работа по усвоению написания данных частей речи
с использованием предложений из исследования.»( СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ – КАРТОЧКИ).
Цель : подготовится к ЕГЭ по заданию А19.
ДЗ: творческая работа « ДЕТСТВО – ЭТО СЧАСТЛИВАЯ ПОРА»Как вы понимаете эти слова? Написать размышление , используя два аргумента из повести.
Цель: подготовить себя к выполнению части С ГИА.
4. Подведение итогов.
ОБЩИЙ ВЫВОД ПО исследованию:
Исследуя повесть « Детство « на предмет употребления производных предлогов и союзов, мы увидели,что эти служебные части речи играют немаловажную роль в произведении.Употребление производных предлогов и омонимичных слов связано со сферой употребления 19 века , а союзы помогают автору глубже раскрыть «диалектику души» Николеньки Иртеньева и его близких.
См. опорную схему по повести.) СЛАЙД
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Примерная письменная работа в форме С2.2.
« Детство - это счастливая пора»
В повести Л. Н.Толстого рассказывается о детстве Николеньки Иртеньева. Для него
это счастливая пора! Это действительно так.
Во- первых ,мальчик в течение повести был окружён любящими родителями: маман он очень любил( « любовь к ней и к богу слились в одно чувство»), а папа ува-
жал( гл.3 .)
Во – вторых, не только родители, но и просто близкие люди тоже поддерживали
в сложных ситуациях и желали Николеньки добра.Например, Нататалья Савишна
(«Её жизнь – чистая , бескорыстная любовь и самопожертвование»)
Что бы делал Николенька, если бы не было таких людей!
Я очень хотел бы , чтобы моё детство и отрочество было похоже на удивительно добрый мир героев Толстого!
( 94 слова)
Приложение № 3
Карточки для самостоятельной работы
Самоанализ интегрированного урока русского языка и литературы
« Использование производных предлогов и союзов в повести « Детство»
Данный урок проводился в рамках районного семинара директоров и зам.директоров по ВР ОУ Киришского района. Тема семинара: « Всесторонний мониторинг в образовательном процессе».
С классом работаю третий год. Уровень работоспособности обучающихся достаточно высокий. В классе есть учащиеся, которые увлечены предметом, активно работают на уроках, их познавательный интерес находится на достаточно высоком уровне . Присутствует группа ребят, способных выполнять творческие задания.
Тема« Использование производных предлогов и союзов в повести « Детство» является последней в теме «Употребление предлогов и союзов в речи»
Урок – обощение изученного материала проводился в форме исследования худо-
жественного текста на примере повести Л. Н. Толстого
Цель :1. обобщить исследование по употреблению производных предлогов и союзов
повести.
2.На примере русской классической литературы воспитывать высоконравственное отношение к своим близким
Задачи:
- завершить работу по группам и сделать выводы – открытия по исследованию;
- повторить правописание предлогов и союзов;
- привить интерес к изучаемой литературе;
- сохранить благоприятный микроклимат во время проведения урока
Для достижения поставленных задач пользовалась различными формами и приемами.
В начале урока, чтобы пробудить интерес учащихся, предложила им вспомнить ключевую фразу повести и написать письмо по памяти ( ДЗ) Это сразу нацелило ребят на грамотность и идею повести. Для проведения мониторинга степени сложности данного задания рекомендовала сигнализировать окончание выполнения задания поднятием руки. В результате 15 человек из 25 уложились в запланированное мною время, а несколько человек справились с задачей раньше.Проверяющий на интерактиной доске ученик показал образец выполнения задания. Ребята с помощью взаимопроверки
подвели итог выполнения этого задания:10 чел. – без ошибок; 12 – 1-2 ош.; 3- более 3.
Далее учащимся было предложено завершить работу по группам, сделав выводы по исследованию прошлого урока, выслушав командира каждой группы . Выводы – открытия записывались в тетрадь в ходе урока, а выступающий работал со своим словом на интерактивной доске.
Выводы делались в форме эвристической беседы, в ходе которой ребята сравнивали употребление служебных ч. р. в современном языке с классической литературой 19 века
Для итогового усвоения правописания использовала форму контроля по карточкам,
составленном на материале повести ( приложение 2 ). Работы были проверены сразу, методом взаимопроверки.
Считаю, что урок достиг цели, так как все задачи, поставленные в начале урока, были выполнены. Выполнение задач достигалось использованием разнообразных методов и приемов. В результате за урок - «5» - 5, «4» - 17, «3» -4, «2»- 0. Таким образом, качество обученности составило 90 %. Все учащиеся получили отметки, которые были озвучены.
В результате полученных при помощи мониторинга данных, считаю целесообразным усложнять задания итогового контроля, увеличивать их объем, сокращать время на выполнение заданий.
На уроке были использована схема – опора (кластер) по изучению повести (приложение 1) и презентация ,заранее составленная по материалам исследования (приложение 3). Ребята получили творческое домашнее задание по развитию речи( приложение 2)
Учитель: / Урядникова Е. Г./ |