Исследование (русский язык и литература) Класс 7 Тема «Использование производных предлогов и союзов в повести Л. Н. Толстого «Детство»





Скачать 86.89 Kb.
НазваниеИсследование (русский язык и литература) Класс 7 Тема «Использование производных предлогов и союзов в повести Л. Н. Толстого «Детство»
Дата публикации19.09.2014
Размер86.89 Kb.
ТипИсследование
100-bal.ru > Литература > Исследование

Интегрированный урок – исследование (русский язык и литература)


Класс -7

Тема «Использование производных предлогов и союзов в повести Л.Н. Толстого «Детство»

Тип – обобщение

Цель: 1)Обобщить исследование по употреблению производных

предлогов и союзов в русской классической литературе на примере повести Л. Н. Толстого « Детство»;

2 ) воспитывать любовь к русской классической литературе и на примере литературных героев учить высоконравственному отношению к своим близким.

Задачи - завершить работу по группам и сделать выводы – открытия по исследованию;

- повторить правописание производных предлогов и союзов;

- привлечь внимание к изучаемо литературе;

- сохранить благоприятный микроклимат в ходе урока

Предварительная работа: класс делится на группы , каждой- ДЗ по употреблению отдельной ч. р . в тексте Л. Н. Толстого с выходом на исследование.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, текст повести,

карточки для самостоятельной работы.

ХОД УРОКА .

1.Слово учителя( актуализация темы) Сегодня мы обобщаем наше проектное исследование по употреблению и написанию производных предлогов и союзов в

русской классической литературе 19 века на примере повести Л.Н.Толстого «Детство».

Перед нами поставлены следующие цели: - сделать выводы по проектно -исследовательской работе и параллельно повторить орфографию производных предлогов и союзов;

- подготовить себя к написанию тестового задания ЕГЭ А -19;

- творчески завершить изучение повести «Детство» написанием небольшого размышления «Детство – это счастливая пора» ( 50 слов) с использованием самых ярких служебных частей речи (подготовить себя в выполнению части С ГИА)

Вначале вспомним эпиграф к изучению повести.

Ученик : это начальные слова главы 15 с одноименным названием и наше ДЗ – письмо по памяти.

Учитель : В тетрадях – число , классная работа,тема .

  1. ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА (письмо по памяти )

« Счастливая, невозвратимая пора детства!Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней ? Воспоминания эти освежают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений». (23 орфограммы)

( После самостоятельного написания отрывка ученик

на интерактивной доске делает проверку правильности выделения орфограмм ,в тетрадях все остальные учащиеся проверяют с помощью взаимопроверки и ставят соседу по парте оценку. Затем учитель спрашивает ребят о качестве выполнения

работы.) СЛАЙД 3

2.Исследовательская работа .

Учитель: приступаем к нашим открытиям! Приглашаем группу, которая наблюдала над словами « В продолжени(?) – в течении(?)» слайд 4

«Он выиграл в продолжение своей жизни несколько миллионов» (гл. 10 « Что за человек был мой отец?») уч –ся на слайде показывает правильное написание и объясняет.

ВЫВОД (открытие 1) :Производный предлог « в продолжение»

Употребляется в повести только один раз, т.к. переносное значение « временной отрезок» ещё не вошло в широкое употребление. По этой же причине производный предлог « в течение» в данном произведении вообще не употребляется.Да и сейчас эти предлоги больше характерны для официально – деловой речи. (вывод по исследованию делается учащимися и записывается в тетрадь.)

Учитель:Следующая группа исследователей работала над употреблением слова « ( На ) счёт»

= « о»

«(На)счёт предсказаний я те- « Матушка на этот счёт была дурного

бе рассказывала.» о нём»

ГЛ. « Юродивый»

Частота употребления – 8 раз

( объсняем написание, работая интерактивно с о слайдом № 5; делаем выводы)

Вывод( открытие №2): В литературном языке 19 века часто используется выражение « на этот счёт, на мой счёт.»

Широко распространенного в современном русском языке выражения « на счёт ( в банке) ,т.е. прямого значения, нет,

Т.к. не было условий для его возникновения(банковский счёт возник в России только к концу 19 века.

Учитель : Теперь перед нами интереснейший предлог уступки « (НЕ ) СМОТРЯ на…

«( Не)смотря на это , на меня часто находили минуты отчаяния»

( гл.19 « Ивины»

Частота употребления- 20 раз !

(Объясняем написание на слайде №6 ,делаем выводы)

Вывод ( ОТКРЫТИЕ №3 ): В главах 17-20 частота употребления этого предлога 11 раз! Предположим, это связано с идейным содержанием повести: на этих страницах идёт представление тех героев,которым Николенька Иртеньев как раз не симпатизирует: кн. Корнакова, кн. Иван Иваныч, Сергей Ивин .

( см. ОПОРНУЮ СХЕМУ по повести).Таким образом,эот предлог помогает раскрыть внутренний мир героя, « диалектику души»

Учитель:Изучая производные предлоги, мы постоянно сталкивались с самостоятельными частями речи.

Таковым является наречие ( В )ПОСЛЕДСТВИ…

«Рассуждая об этом (в)последствии…, я понял, что у неё доставало присутствия духа заняться своим делом.»

( гл.28 « Последние грустные воспоминания»

Частота употребления – 4 раза

(объясняем написание на слайде № 7 , делаем выводы)

ВЫВОД (ОТКРЫТИЕ №4):На протяжение повести педлог ВСЛЕДСТИЕ не употребляется,т.к. он характерен для деловых бумаг, а наречие , имеющее другое лексическое значение « после , потом» достаточно употребимо в русской классической литературе 19 века.

Учитель:Не менее интересно употребление различных союзов в тексте

Л. Н. Толстого.Предоставляю слово исследователям союзов:

СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ:

ТО( ЖЕ) = ТАК(ЖЕ)

«В эту минуту я тоже думал « Нагнувшись над червячком, Катенька сде-

Об этом.» ла то самое движение, и в то(же) время

( гл. 14. « Стихи») ветер поднял косыночку с её беленькой

шейки.»

частота употребления – 15 раз

(Объясняя написание ,работаем на слайде №8 ; делаем промежуточный вывод о том, что в современном русском языке полностью сохранилось употребление 19 века.) -Открытие №5

ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ:

ЧТО(БЫ)

Я стал бояться , чтобы она не Что(бы ) это было за счастье,если (бы) можно

приняла меня за дурака… весь век прожить с ней в этом тёмном …

( глава « До мазурки»)

(Объясняя ,работаем на слайде№8, делаем выводы по употреблению подчинительных союзов)

ВЫВОД (ОТКРЫТИЕ № 6.

Работая с подчинительными союзами , мы установили, что рекордсменом в нашей группе является союз ЧТОБЫ ( употребляется 68 раз!). Чаще всего в главе 25 « Письмо» и в гл. 28 « Последние грустные воспоминания». Мы думаем , что это связано с раскрытием «диалектики души» матушки Натальи Савишны.

3.Рефлексия « Тестовая работа по усвоению написания данных частей речи

с использованием предложений из исследования.»( СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ – КАРТОЧКИ).

Цель : подготовится к ЕГЭ по заданию А19.

ДЗ: творческая работа « ДЕТСТВО – ЭТО СЧАСТЛИВАЯ ПОРА»Как вы понимаете эти слова? Написать размышление , используя два аргумента из повести.

Цель: подготовить себя к выполнению части С ГИА.

4. Подведение итогов.

ОБЩИЙ ВЫВОД ПО исследованию:

Исследуя повесть « Детство « на предмет употребления производных предлогов и союзов, мы увидели,что эти служебные части речи играют немаловажную роль в произведении.Употребление производных предлогов и омонимичных слов связано со сферой употребления 19 века , а союзы помогают автору глубже раскрыть «диалектику души» Николеньки Иртеньева и его близких.

См. опорную схему по повести.) СЛАЙД



ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Примерная письменная работа в форме С2.2.

« Детство - это счастливая пора»

В повести Л. Н.Толстого рассказывается о детстве Николеньки Иртеньева. Для него

это счастливая пора! Это действительно так.

Во- первых ,мальчик в течение повести был окружён любящими родителями: маман он очень любил( « любовь к ней и к богу слились в одно чувство»), а папа ува-

жал( гл.3 .)

Во – вторых, не только родители, но и просто близкие люди тоже поддерживали

в сложных ситуациях и желали Николеньки добра.Например, Нататалья Савишна

(«Её жизнь – чистая , бескорыстная любовь и самопожертвование»)

Что бы делал Николенька, если бы не было таких людей!

Я очень хотел бы , чтобы моё детство и отрочество было похоже на удивительно добрый мир героев Толстого!

( 94 слова)

Приложение № 3

Карточки для самостоятельной работы



Самоанализ интегрированного урока русского языка и литературы

« Использование производных предлогов и союзов в повести « Детство»

Данный урок проводился в рамках районного семинара директоров и зам.директоров по ВР ОУ Киришского района. Тема семинара: « Всесторонний мониторинг в образовательном процессе».

С классом работаю третий год. Уровень работоспособности обучающихся достаточно высокий. В классе есть учащиеся, которые увлечены предметом, активно работают на уроках, их познавательный интерес находится на достаточно высоком уровне . Присутствует группа ребят, способных выполнять творческие задания.

Тема« Использование производных предлогов и союзов в повести « Детство» является последней в теме «Употребление предлогов и союзов в речи»

Урок – обощение изученного материала проводился в форме исследования худо-

жественного текста на примере повести Л. Н. Толстого

Цель :1. обобщить исследование по употреблению производных предлогов и союзов

повести.

2.На примере русской классической литературы воспитывать высоконравственное отношение к своим близким

Задачи:

- завершить работу по группам и сделать выводы – открытия по исследованию;

- повторить правописание предлогов и союзов;

- привить интерес к изучаемой литературе;

- сохранить благоприятный микроклимат во время проведения урока

Для достижения поставленных задач пользовалась различными формами и приемами.

В начале урока, чтобы пробудить интерес учащихся, предложила им вспомнить ключевую фразу повести и написать письмо по памяти ( ДЗ) Это сразу нацелило ребят на грамотность и идею повести. Для проведения мониторинга степени сложности данного задания рекомендовала сигнализировать окончание выполнения задания поднятием руки. В результате 15 человек из 25 уложились в запланированное мною время, а несколько человек справились с задачей раньше.Проверяющий на интерактиной доске ученик показал образец выполнения задания. Ребята с помощью взаимопроверки

подвели итог выполнения этого задания:10 чел. – без ошибок; 12 – 1-2 ош.; 3- более 3.

Далее учащимся было предложено завершить работу по группам, сделав выводы по исследованию прошлого урока, выслушав командира каждой группы . Выводы – открытия записывались в тетрадь в ходе урока, а выступающий работал со своим словом на интерактивной доске.

Выводы делались в форме эвристической беседы, в ходе которой ребята сравнивали употребление служебных ч. р. в современном языке с классической литературой 19 века

Для итогового усвоения правописания использовала форму контроля по карточкам,

составленном на материале повести ( приложение 2 ). Работы были проверены сразу, методом взаимопроверки.

Считаю, что урок достиг цели, так как все задачи, поставленные в начале урока, были выполнены. Выполнение задач достигалось использованием разнообразных методов и приемов. В результате за урок - «5» - 5, «4» - 17, «3» -4, «2»- 0. Таким образом, качество обученности составило 90 %. Все учащиеся получили отметки, которые были озвучены.

В результате полученных при помощи мониторинга данных, считаю целесообразным усложнять задания итогового контроля, увеличивать их объем, сокращать время на выполнение заданий.

На уроке были использована схема – опора (кластер) по изучению повести (приложение 1) и презентация ,заранее составленная по материалам исследования (приложение 3). Ребята получили творческое домашнее задание по развитию речи( приложение 2)

Учитель: / Урядникова Е. Г./

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследование (русский язык и литература) Класс 7 Тема «Использование производных предлогов и союзов в повести Л. Н. Толстого «Детство» iconТема: Слитное и раздельное написание производных предлогов. Различение...
Цели: показать условия выбора слитного и раздельного написа­ния производных предлогов; научить отличать производные пред­логи от...
Исследование (русский язык и литература) Класс 7 Тема «Использование производных предлогов и союзов в повести Л. Н. Толстого «Детство» iconУрок русского языка в 7 классе на тему «Слитное и раздельное написание производных предлогов»
...
Исследование (русский язык и литература) Класс 7 Тема «Использование производных предлогов и союзов в повести Л. Н. Толстого «Детство» iconУрок по теме: «Слитные и раздельные написания производных предлогов»
Цель: формировать навык правильного написания предлогов, учить определять стилистическую принадлежность предлогов
Исследование (русский язык и литература) Класс 7 Тема «Использование производных предлогов и союзов в повести Л. Н. Толстого «Детство» iconКонтрольная работа по русскому языку «Урок русского языка в 7 классе...
Оборудование: учебный комплекс «Русский язык. Теория. 5-9 кл.». В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова; «Русский язык. Практи­ка. 7 класс»...
Исследование (русский язык и литература) Класс 7 Тема «Использование производных предлогов и союзов в повести Л. Н. Толстого «Детство» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Русский язык. Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами
Исследование (русский язык и литература) Класс 7 Тема «Использование производных предлогов и союзов в повести Л. Н. Толстого «Детство» iconКоролькова Светлана Львовна Тьютор: Панферова Елена Юрьевна Учебная дисциплина: русский язык
Образовательное учреждение: гбоу гимназия №505 Красносельского района Преподаватель: Королькова Светлана Львовна Тьютор: Панферова...
Исследование (русский язык и литература) Класс 7 Тема «Использование производных предлогов и союзов в повести Л. Н. Толстого «Детство» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Особенности изображения духовного становления героев в повести Л. Н. Толстого «Детство» и произведении С. Т. Аксакова «Детские годы...
Исследование (русский язык и литература) Класс 7 Тема «Использование производных предлогов и союзов в повести Л. Н. Толстого «Детство» iconУрок русского языка тема
Цели: познакомить с правилом слитного и раздельного написания производных предлогов, формировать умение отличать их от частей речи,...
Исследование (русский язык и литература) Класс 7 Тема «Использование производных предлогов и союзов в повести Л. Н. Толстого «Детство» iconУчебник «Русский язык» 2 класс (Авторы: Иванов С. В., Евдокимова...
Русский язык 2 класс(наглядное пособие для интерактивных досок с текстовым заанием)
Исследование (русский язык и литература) Класс 7 Тема «Использование производных предлогов и союзов в повести Л. Н. Толстого «Детство» iconКонспект урока по русскому языку 3Б класс Учебник «Русский язык»
Русский язык. Дидактический материал. 3 класс, Канакина В. П., Горецкий В. Г русский язык. 3 кл. Рабочая тетр для нач шк, слайд –...
Исследование (русский язык и литература) Класс 7 Тема «Использование производных предлогов и союзов в повести Л. Н. Толстого «Детство» iconУрок: русский язык (2 класс). Тема урока: «Предлог. Правописание...
Повторить и закрепить знания о правописании приставок и предлогов и их различия при написании слов; формировать навык грамотного...
Исследование (русский язык и литература) Класс 7 Тема «Использование производных предлогов и союзов в повести Л. Н. Толстого «Детство» iconРабочая программа основного среднего общего образования «русский язык»
Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника для 5 класса общеобразовательных учреждений «Русский язык 5 класс»...
Исследование (русский язык и литература) Класс 7 Тема «Использование производных предлогов и союзов в повести Л. Н. Толстого «Детство» iconУчебно-демонстрационное оборудование
Союзы и предлоги; Частицы и междометия; Числительное и местоимение; Морфология; Грамматика; Русский язык 5-7 классов; Основные правила...
Исследование (русский язык и литература) Класс 7 Тема «Использование производных предлогов и союзов в повести Л. Н. Толстого «Детство» iconКонспект урока правописание гласных после шипящих в различных частях...
Бабайцева В. В. Русский язык 5 – 9 класс (теория), Русский язык 5 класс (практика)
Исследование (русский язык и литература) Класс 7 Тема «Использование производных предлогов и союзов в повести Л. Н. Толстого «Детство» iconКонспект урока русского языка в 7 классе на тему : «Правописание производных предлогов»
Конспект урока русского языка в 7 классе на тему: «Правописание производных предлогов»
Исследование (русский язык и литература) Класс 7 Тема «Использование производных предлогов и союзов в повести Л. Н. Толстого «Детство» iconЛитература при переводе на 2 курс
При переводе на 2 курс собеседование проводится по разделам: «Современный русский язык: фонетика», «Современный русский язык: лексикология»,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск