Скачать 100.43 Kb.
|
Ученица: СЕМЬ ЧУДЕС СВЕТА… Такое название во времена античности получили поражающие своим великолепием , размерами , красотой ,техникой исполнения творения человеческого гения .Это египетские пирамиды, храм Артемиды в Эфесе, висячие сады Семирамиды в Вавилоне , Фаросский маяк в Александрии, статуя Зевса в Олимпии, Гелиоса в Родосе. А самое удивительное и неповторимое чудо - человеческий язык, позволяющий нам выразить свои мысли, чувства, настроения, передать удивительное и услышанное. Язык - это общая схема всех речений, принадлежащих людям определённой национальности. Это общие для всех них правила, по которым нужно строить свою речь, чтобы её поняли другие. Учитель: Но существует ещё и слово «речь».Что же это такое? Ученик: Речь- частное проявление языка. Говоря на русском языке, каждый привносит что-то своё, не всегда нужное и полезное, но привносит. У каждого из нас своя привычка и манера говорить любимые слова и обороты речи. Ученик: Речь воплощается в букве и звуке, в диалогах и монологах, в стенограммах и конспектах. Язык материально не существует никак! Нет такого сундука или сейфа, где хранился бы отлитый или сотканный эталон русского языка. Ученица: Ученые собирают его по кусочкам, внимательно изучая все виды речевой деятельности, создают обширные словари, пишут научные грамматики. Можно представить основные особенности и закономерности языка, хотя и косвенным образом, но можно. Потрогать же его, поглядеть на него- этого вы ни в одном музее не сможете. Нет языка… Ученица: И, однако, он все-таки есть! В каждом из вас, и в ваших соседях, и в ваших родителях. Исчезни он- и вы перестанете понимать друг друга, исчезнут книги, газеты, радио, телевидение, заводы, учреждения. Остановится жизнь, потому что наличие языка - самое незаметное (потому что привычное), но самое существенное условие цивилизации. Значит, есть язык. Русский язык… какой заколдованный круг; язык вне речи не существует, речи без языка нет. А как вы думаете: можно ли узнать сколько слов в русском языке? Ученик: Обратимся к словарям русского языка (под редакцией Ожегова, Ушакова, Даля и др.). 11-томный словарь современного русского языка Академии наук и т.д. Попытку собрать все слова языка, в том числе и диалектизмы, и профессионализмы, предпринял В. Даль, над словарем работал он 47 лет. Ученица: Язык- это история народа, это путь цивилизации. Изучение и исследование и далее сбережение русского языка является не праздным, от нечего делать занятием, но насущной необходимостью. «Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен…»- так писал А. И. Куприн о родном языке. Всегда ли он послушен нам? Внимание на экран! На экране кадр из кинофильмв Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию»: Милославский - Положь трубку ! Бунша: - Не положу! Милославский: -Ложи трубку, сказал !: Попрошу очистить царский кабинет. Учитель : На что вы обратили внимание? Чему вы улыбались? Создана комическая ситуация: в рече героев допущены ошибки. Их речь нельзя назвать ни правильной, ни хорошей. Вопрос. Какие требования предъявляются к хорошей речи?
Учитель: А в чем выражается неточность речи, ее засоренность, бедность? Что мы имеем в виду , когда говорим, что речь неточная. -Люди делают речевые ошибки. -Таким образом, сделаем вывод – что же такое речевые ошибки? Речевые ошибки – это проявление неточности речи, ее засоренности, бедности и невыразительности. Такие ошибки возникают в результате нарушения лексических, стилистических и грамматических норм языка. Учитель: Что может являться причинами речевых ошибок? - Причинами речевых ошибок могут являться незнание точных значений слов, их стилистических характеристик, правил сочетаемости, не различение паронимов, неумение пользоваться синонимическими возможностями языка и его стилистическими ресурсами в соответствии со сферой и ситуацией общения. Неслучайно М.В.Ломоносов в своей «Риторике» приводит нам пример (поскольку суть стили Робкая дева трепещет. Трусливая девка дрожит. (Ломоносов. Риторика) В. В результате чего возникают грамматические ошибки? - Грамматические ошибки возникают в результате нарушения грамматических норм литературного языка, т.е. нарушения правил образования слов и форм слов, а также норм словообразования. В. Почему люди в большинстве своём не задумываются о какой-либо литературной норме, о том, что они совершают ошибки? - Им кажется это нормой, потому что так говорят все. Чем мы будем заниматься на уроке? Определим цель. Цели и задачи урока: Ребята, сегодня нам предстоит поработать не только над классификацией речевых и грамматических ошибок. Наша задача заключается даже не в определении этих речевых ошибок, а в умении их видеть,замечать, не допускать, как можно более в корректной форме поправлять человека и постоянно работать над своей речью, следить за правильностью речи, точностью. В. А как вы думаете, какие ошибки чаще всего встречаются? Вы провели исследовательскую работу- наблюдение за речью граждан, жителей Северодвинска. Ребята в течение месяца исследовали речь горожан Северодвинска: записывали фразы,услышанные в транспорте, магазине, на рынке, в гимназии, в бытовой ситуации и т. д., содержащие речевые ошибки. В этих конвертах - богатый материал, собранный вами, но распределённый по моему усмотрению. (Учащиеся класса разбиты на 3группы. Каждой группе выдан конверт с заданиями). Практическая часть урока. Ваша задача - каждый, работая в группе, должен найти ошибку, исправить её, классифицировать. I группа будет исправлять речевые ошибки, II -грамматические, III - орфоэпические. За 10 минут все предложения нужно будет записать в исправленном виде, классифицируя ошибку. Итак, Двадцать девятое октября. Классная работа. Тема: :. В тетради записывается исправленный вариант и классифицируется ошибка (письменно). Затем каждая группа представляет свою работу. (В каждой группе выбран командир, корректирующий и оценивающий всю работу группы) Речевые нормы. (1 - я группа)
Учащиеся всех групп после получения задания записывают правильный вариант в тетради и выбранный командиром ученик озвучивает ответ(учащиеся 2-х других групп могут дополнять,корректировать и т.д.) Грамматические нормы. (2 - я группа.) (Учащийся2-й группы подготовил индивидуальное задание -презентацию о речевых ошибках А.С.Пушкина (см.Приложение 1, слайд1) Вступление учителя к ответам ребят: - обратим внимание на эпиграф: Как уст румяных без улыбки, Без грамматической ошибки Я русской речи не люблю ! А. С. Пушкин. :Вот уже 16 лет, как я печатаю, и критики заметили в моих стихах 5 грамматических ошибок (и справедливо).
Я всегда был им искренне благодарен и всегда поправлял замеченное место. - Вдумайтесь, Пушкин! И тем не менее, Пушкин правил по много раз свои рукописи, добиваясь,чтоб фраза была точной, лаконичной и красивой. Перейдем к заданию 2-й группы. (Исправление грамматических ошибок.) Грамматические нормы. Новое поступление чулок и носок. (чулок и носков) Работа должна быть закончена к первому августу. (ошибочное словообразование - августа). По плану на этом участке будут построены многоэтажные дома, напротив них будет разбит сквер. (неправильно образована форма местоимения) Требуется диспетчерша для работы в режиме такси. (ошибки в образовании форм рода). Кто нашел утерянный паспорт, верните за вознаграждения(ошибки в образовании форм числа). Стало более красивее . (ошибка в употреблении сравнительной степени наречия) Не допускать этот материал на страницы печати и телевидения. (ошибка в построении предложения с однородными членами). Работая над сочинением, сначала составляются тезисы. (неправильное употребление деепричастного оборота). С тех пор прошли 20 лет. (Нарушение согласования). С двухстами рублями в кармане.(Правильный вариант - с двумястами). Уже без двадцать восемь. (Самая типичная ошибка северодвинцев - неправильное употребление падежной формы: правильный вариант -без двадцати пяти.) Оплатите за проезд. (Или оплатите проезд илизаплатите за проезд.) Орфоэпические ошибки. (3 - я группа).
- Теперь хотелось бы узнать, насколько эта тема усвоена вами. Не секрет, что такого рода задания есть в ЕГЭ, а т.к. мы с вами работаем на перспективу, я предлагаю вам выполнить следующее задание. Тест из ЕГЭ - презентация (на экране).(Приложение1) В каком слове верно выделена буква,обозначающая ударный гласный звук? 1. СоздалАСЬ 2. ДОлжностей 3. ИзогнУтый 4. ЗвОнит В каком предложении вместо слова вечный нужно употребить вековой?
Вывод : Ребята! Цель нашей с вами работы - это не только заметить ошибку, исправить или не допустить. Мы проанализировали, насколько опасно такое небрежное отношение к языку. Северодвинск -культурный, молодёжный город. Не хочется, чтобы дети слышали неграмотную речь. Ведь бывают даже ситуации, что иностранцы, посетившие наш город,не понимают нас из-за неправильно построенных фраз. Можем ли мы считать эту тему законченной? Любой грамотный, образованный человек не должен допускать ошибок. Не должен! Д/З. В качестве домашнего задания предлагается сочинение - рассуждение "Зачем говорить правильно, когда итак тебя все понимают. " Примечание. Во время работы группы командир следит за ответами учащихся и оценивает их к концу урока.Также в ходе урока наиболее активные учащиеся оцениваются учителем. В конце урока тетради с выполненными заданиями сдаются на проверку. В Приложении 2 даны варианты заданий всех трёх групп. стики – сказать одно и то же по – разному): |
Реферат по дисциплине: Безопасность жизнедеятельности на тему: Вулканы... Вулканы и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при извержении вулканов | В своем реферате я рассматриваю данные вопросы Тема моего реферата – «Появление и развитие техники в античности». Я выбрала эту тему потому, что я интересуюсь историей античности... | ||
В своем реферате я рассматриваю данные вопросы Тема моего реферата – «Появление и развитие техники в античности». Я выбрала эту тему потому, что я интересуюсь историей античности... | Мхк 9 урок 13 Эгейское искусство Античности людей разных эпох всегда привлекали жизнеутверждающая сила, сознание ценности и красоты человеческой личности, вера в... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Техногенные чс. Понятие. Классификация. Примеры. Поражающие факторы. Профилактические и защитные мероприятия | Конспект урока времена Должность: у читель начальных классов Гиззатуллина... Тема и номер урока: урок №8, тема: «Времена года» в разделе «Вселенная, время, календарь» | ||
Пояснительная записка данный курс, совмещающий изучение русской и... Лекционный цикл посвящен хронологически освещаемой истории зарубежной литературы от Античности до 19 века | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Задачи: Ввести и первично закрепить новую лексику по теме Времена года, повторить слова, обозначающие действия в разные времена года... | ||
Закон №1 Моё имя Мистер Всезнайка. Я живу в Лондоне – столице Великобритании. Я познакомлю тебя с временами английского глагола. Английские... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В процессе работы учащиеся смогли наглядно изучить состав числа, получили знания о целых и дробных числах, на практике изучали состав... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Оборот there is/there are. Порядок слов в английском предложении (утвердительные, отрицательные, вопросительные). Типы вопросов (общие,... | Урок №18 Музыка и движение Цель: показать способность музыки передавать... Музыкальный материал: А. Вивальди «Времена года», симфоническая сказка С. Прокофьева «Петя и волк» темы утки и птички; Р. Шуман «Смелый... | ||
Темы рефератов I история естественных наук Физические знания в Античности. От натурфилософии к статике Архимеда и геоцентрической системе Птолемея | Возможные темы рефератов ... | ||
Темы рефератов I история естественных наук Физические знания в Античности. От натурфилософии к статике Архимеда и геоцентрической системе Птолемея | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Всем известны красоты горного Алтая, Байкал, живописные озёра Карелии, но и у нас в Западной Сибири есть уникальные природные объекты,... |