Скачать 49.97 Kb.
|
Работа с мини - лабораторией «Весовые измерения» В условиях работы начальной школы младшие школьники осваивали работу с лабораторией на уроках математики. В процессе работы учащиеся смогли наглядно изучить состав числа, получили знания о целых и дробных числах, на практике изучали состав чисел первого десятка. В процессе проведения экспериментов с весами и разновесами получили самостоятельные знания о свойствах различных по составу предметов. Учащиеся получают опыт работы с техническим оборудованием, учатся работать в группах и парах, самостоятельно делают выводы. При этом сам процесс обучения приобретает характер сотрудничества и носит творческий характер. У младших школьников развивается навык самостоятельной реализации поставленных задач, умения делать умозаключения, анализировать и систематизировать полученную информацию. Мини лаборатории являются одним и средств обучения помогающими развивать познавательные психические процессы (наблюдательность, мышление, внимание, воображение) младших школьников. Тема урока: «Сравнение числовых выражений. Работа с комплектом лабораторного оборудования «Весовые измерения»» Цели и задачи урока:1. Обучать детей работать с комплектом лабораторного оборудования «Весовые измерения». 2. Обобщать знания детей по теме: «Сравнение числовых выражений» 3. Развивать мыслительные операции, речь, познавательный интерес, навыки последовательности действий. 4. Воспитывать творческое отношение к учебной задаче, инициативу, интерес к математике. Оборудование 1. Рычажные весы. 2.Набор разновесов. 3. Набор грузов небольшой массы. 4. Индивидуальные карты исследования. 5. Наглядность «Логические весы». Ход урока: 1. Организационный момент. – Ребята. Сегодня на уроке мы будем сравнивать числовые выражения самостоятельно взвешивать предметы на рычажковых весах и сравнивать их между собой по весу и объему. А приступить к этому исследованию позволят ваши знания из предыдущих уроков. 2. Математическая разминка.
3. Сравнение числовых выражений. Учитель. – Посмотрите на доску. Назовите эти записи одним словом. 37 + 8 94 -12 5*8 84+0 50 + 5 62 -10 9*4 54+0 Дети. – Эти записи называются выражения. Учитель. – Найдите значения выражений. Что вы заметили? Дети. – Если одно из слагаемых равно 0, то значение суммы равно другому слагаемому. Учитель. – Давайте сравним число 100 и число 0. Дети. – Трехзначное. Однозначное. Натуральное. Ненатуральное. Учитель. – Что больше? На сколько Учитель. – Давайте посчитаем десятками (на доске 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 Учитель.-
самое большое?
4. Физминутка. 5. Практическая часть урока. Учитель. – Начнем практическое занятие. (На каждой парте рычажные весы, набор разновесов, набор грузов, индивидуальные карты исследования) Учитель. – Ребята. Мы уже знакомились с весами и пробовали на них взвешивать. Давайте вспомним основные правила работы с весами.
Дети.
Учитель. – Ну что ж. Приступили к работе. Учитель. – Представьте, что вы научные сотрудники и находитесь в лаборатории. Вам предстоит произвести взвешивание и заполнить карту исследования. Работаем в парах. Эксперимент 1 Учитель. На левую чашу весов положите 4 прищепки, а на правую пластмассовый кубик, 1 г. Что мы видим? Дети. – Чаша с прищепками оказалась ниже. Это значить, что прищепки тяжелее кубика, 1 г. Учитель. На правую чашу весов поставьте столько пластмассовых кубиков сколько их необходимо, чтобы можно было определить вес четырех прищепок. Дети добавляют еще 4 кубика. Учитель. Что мы видим? Дети. – Чаши весов находятся на одном уровне, процесс взвешивания завершен. В индивидуальных картах исследования появляется запись: 1) Вес прищепок (4 шт.) – 5 грамм. Эксперимент 2 Сравните массы разновеса, 10 грамм и массы 4 пластмассовых прищепок – 5 грамм. Учитель. Ребята, эта латунная гирька весит 10 грамм. Что тяжелее 4 прищепки или латунная гирька? Дети. – Конечно, гирька! Учитель. А на сколько? как узнать? Дети. – Надо составить разность, у которой уменьшаемое 10, вычитаемое 5. Значение разности покажет на сколько гиря весит больше, чем 4 прищепки. В картах исследования появляется запись: 2) 10 – 5 = 5 грамм Учитель. - Прекрасно! Давайте проверим и подтвердим это на весах. Учитель. - На правой чаше у нас латунная гирька, 10 грамм, а на левой 4 прищепки, Что мы видим? Дети. - Чаша с гирей опустилась вниз. Это значит, что гиря тяжелее 4 прищепок. Учитель. Как узнать на сколько гиря тяжелее 4 –х прищепок. Дети. - Сколько граммов в виде пластмассовых кубиков потребуется поставить на левую чашу весов, на столько граммов гиря тяжелее 4 – х прищепок. Учитель. Удивительно! Результат полученный арифметическим действием и на весах – одинаковый. Значит верный. Эксперимент завершен! Физминутка. Эксперимент 3 Сравнение одного грамма ваты и винта весом в 1 грамм. Учитель. Сравните вес винта и ваты. На левую чашу весов положите винт. (Чаша сразу опустилась вниз). На правую чашу поставим пластмассовый кубик. 1 грамм. Что вы видите? Дети. - Чаши весов уравновешены. Винт весит 1 грамм. В карте исследования появляется третья запись: 3) Вес винта – 1 грамм. Учитель. А теперь взвесьте вату. В карте исследования появляется четвертая запись: 4) Вес ваты – 1 грамм. Учитель. Нами взвешено 2 предмета: винтик и вата, что из них тяжелее? Дети. - Они одного веса, по 1 грамму. Они по весу равны. Учитель. А если сравнить их по объему? Дети. - Ваты намного больше. Она пористая, а винт плотный, маленький. Учитель. Что это значит? Дети. - У ваты объем больше, чем у винта, хотя вес у них одинаковый. 6. Итог урока Учитель. Приложение № 1Карта исследования 1. Фамилия, имя научного сотрудника _______________________________________ 2. Предметы исследования: прищепка 4 гиря весом 10 грамм 1 шуруп железный 1 вата 1 3. Результаты исследования: 1) Вес прищепок (4 шт.)_________ 2) На сколько гиря тяжелее четырех прищепок___________ 3) Вес шурупа ___________ 4) Вес ваты ___________ Число____________ Подпись___________ |