Урок № 18
Музыка и движение
Цель: показать способность музыки передавать движение.
Музыкальный материал: А.Вивальди «Времена года», симфоническая сказка С.Прокофьева «Петя и волк» - темы утки и птички; Р.Шуман «Смелый наездник», муз.В. Калистратова, сл. В.Приходько «Пешком шагали мышки».
Дополнительный материал: ксилофон.
Ход урока
№ п\п
| Учебная ситуация
| Микроцели
| Деятельность учащихся
| Методы, приемы
| Формы
| 1.Организация учебного процесса
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
3.Актуализация исполнительского мастерства, развитие музыкальных способностей
Задание для пробного действия.
Выявление места и причины затруднения. Построение проекта выхода из затруднения.
4.Реализация построенного проекта.
5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
6.Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
7.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
| - На прошлом уроке мы убедились в том, что музыка может нарисовать картины природы.
_ Какое время года нарисовала музыка А.Вивальди?
- Почему мы решили (услышали), что это холодная зима? Как звуки помогли нарисовать холодную зиму?
_ Оказывается, звуки не просто так двигаются – они нам помогают увидеть и услышать то, о чем хотел рассказать композитор.
_ Послушайте, что я вам сыграю, и угадайте, куда ведет нас лестница – вверх или вниз? (Учитель играет гамму на ксилофоне).
- Послушайте, как чирикают две птички. У какой из них голос более высокий – у первой или у второй? Какая из инх меньше? (Звучат отрывки из симфонической сказки С.Прокофьева «Петя и волк» темы утки и птички).
Сформулируйте тему урока. О чем сегодня на уроке будем вести речь?
Я желаю вам удачной работы по открытию нового знания.
А как двигается мальчик в этой пьесе?
Как в музыке композитор передает движение мальчика?
Какое настроение передается в пьесе?
На доске записаны слова:
энергично спокойно
гордо звонко
мужественно легко
бодро мечтательно
-Как бы вы назвали эту пьесу?
_ Композитор Роберт Шуман назвал эту пьесу «Смелый наездник». Он очень любил детей и сочинил для них много разных пьес. «Смелый наездник – одно из таких произведений. Оно входит в «Альбом для юношества».
Как двигаются звуки в песенке «Пешком шагали мышки»?
- Какой характер музыки?
- А теперь разучим песню с импровизацией-игрой.
_ Как шагали мышки? Почему вы так решили?
- Как более точно передать настроение песни?
_ Что сделает песню более красочной, более выразительной?
_ Что же музыка изображала сегодня на уроке?
- Оцените свой вклад сегодня в работу классного хора. Всегда ли точно удавалось каждому из вас передать характер музыки.
- На стрелочке отметьте работу класса сегодня на уроке. Отметьте красным карандашом свою работу в классе над открытием нового знания.
| Цель:
1) включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне;
2) определение содержательных рамок урока: музыка выражает настроение и чувства;
3) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.
4) организовать постановку цели и темы урока;
Цель:
1) актуализировать понятия «музыка всегда выражает чувства, настроение», «музыка может изображать»;
2) актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, аналогия;
3) мотивировать к к рассуждению, размышлению и обоснованию;
Цель:
выявить место и причину затруднения.
Цель:
построить план и определить средства достижения цели. Цель:
1) реализовать построенный проект в соответствии с планом;
2) организовать фиксацию преодоления затруднения;
Цель:
зафиксировать во внешней речи смысл того, что «музыка способна передавать движение».
Цель:
тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
Цель:
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) оценить свою работу и работу класса на уроке;
4) наметить направления будущей учебной деятельности;
| Слушание А.Вивальди «Зима».
- Это зима.
_ Мы слышим звон бубенцов и быстрый топот коня по снегу. Дети скользят по льду на коньках…
_ Звуки становятся «тоньше», лестница поднимается вверх;
звуки становятся «толще», лестница ведет нас вниз.
- Сегодня будем говорить о характерах, овысоких и низких звуках, о том, как музыка передает движение.
Звучит пьеса Р.Шумана «Смелый наездник»
- Звуки скачут.
_Веселые прыжки, скачки.
_ Прыг-скок.
Слушание муз.В. Калистратова, сл. В.Приходько «Пешком шагали мышки»
Дети исполняют песню с игрой-импровизацией.
_Мышки шагали весело, задорно, осторожно и т.д.
- Можно добавить движения руками; улыбку, слова произносить более быстро и четко.
Исполнение песни:
1.Пешком шагали мышки
По узенькой дорожке
От деревушки Пешки
До деревушки Ложки.
А в деревушке Ложки
У них устали ножки.
Обратно в Пешки мышки
Поехали на кошке.
Если кошке по пути,
Отчего ж не подвезти?
Отчего ж не подвезти?
2. И пели до порожка,
И щелкали орешки,-
От деревушки Ложки
До деревушки Пешки.
Пешком идти не близко,
Когда идешь обратно,
А на пушистой киске
И мягко, и приятно.
Если кошке по пути,
Отчего ж не подвезти?
- Чтобы передать радостное настроение, мы исполняли песню с улыбкой, выполняли танцевальные движения руками и ногами.
Дети отрабатывают простые движения ногами и руками.
Повторное исполнение песни «Пешком шагали мышки»
- Музыка передавала разные движения: то смелые, быстрые, ритмичные, отрывистые, то осторожные, тихие, плавные.
| Вопросно-ответная технология
Побуждающий диалог
Метод применения знаний, взаимообучения
Подводящий диалог
Создание проблемной ситуации ,метод проблемного изложения .
Активизация деятельности учащихся
Обучение анализу, умению делать выводы и обобщать.
Метод контроля и оценки
| Фронтальная работа
Фронтальная работа
Фронтальная работа
Фронтальная и индивидуальная работа
Фронтальная работа
|
энергично спокойно
гордо звонко
мужественно легко
бодро мечтательно
«Пешком шагали мышки»
муз.В. Калистратова, сл. В.Приходько
1.Пешком шагали мышки
По узенькой дорожке
От деревушки Пешки
До деревушки Ложки.
А в деревушке Ложки
У них устали ножки.
Обратно в Пешки мышки
Поехали на кошке.
Если кошке по пути,
Отчего ж не подвезти?
Отчего ж не подвезти?
2. И пели до порожка,
И щелкали орешки,-
От деревушки Ложки
До деревушки Пешки.
Пешком идти не близко,
Когда идешь обратно,
А на пушистой киске
И мягко, и приятно.
Если кошке по пути,
Отчего ж не подвезти?
Урок № 19
Где живут ноты
Цель: познакомить детей с нотами, нотным станом, звукорядом.
Музыкальный материал: муз. В.Герчик, сл.Н.Френкель «Нотный хоровод», муз В.Дроцевич, сл. В.Сергеева «Семь подружек»
Дополнительный материал: Звуки: шум деревьев, шум ручейка,пение синицы
Ход урока
№ п\п
| Учебная ситуация
| Микроцели
| Деятельность учащихся
| Методы, приемы
| Формы
| 1.Организация учебного процесса
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
3.Актуализация
Задание для пробного действия.
Выявление места и причины затруднения.
Построение проекта выхода из затруднения.
4.Реализация построенного проекта.
5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
6.Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
7.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
| _ Вы уже знаете все буквы? Для чего вам нужны буквы?
День за днём, за годом год
Водят ноты хоровод,
И давно известно всем –
Их на свете ровно семь. Н.Френкель
- Композиторам, для того, чтобы рассказать вам о том, что их волновало, тревожило, тоже нужны буквы. Но эти буквы особенные – музыкальные. Их называют ноты. Всего нот - семь. У каждой есть свое имя: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.
_Жили-были нотки, родные сестрички, добрые подружки. Где жили? То ли в лесу, то ли в поле, то ли на широком лугу, то ли на речном берегу. Жили они поживали, песню напевали.
Очень нотки свою песню любили. Одного было жаль – никто их песни не знает. И захотелось ноткам кому-нибудь эту песню подарить. Вот только кому?
Огляделись нотки. Вокруг деревья стоят, высокие красивые, ветвями небо метут.
_ Деревья, - сказали нотки. – Вы такие высокие, такие красивые, что хочется подарить вам нашу песенку.
И они запели.
_ Спасибо! – сказали деревья.- Очень хороша ваша песенка, да только у нас есть своя, не хуже.
И они зашелестели листьями и зашуршали иглами:
_ Ш-ш-ш! Ш-ш-ш!
Ну что тут поделаешь?
- Своя так своя! – согласились нотки.
Пошли они по лесу. Идут-идут, видят – ручеек бежит, веселый, прозрачный, камушками да веточками играем.
_ Ручеек!- сказали нотки.- Ты такой веселый, прозрачный, что решили мы подарить тебе нашу песенку.
И они запели.
-Спасибо! – сказал ручеек.- Светлая у вас песенка. Да только своя мне больше нравится.
И он побежал по камешкам да по песочку:
- Дзынь-дили-динь, дзынь-дили-динь!
Вздохнули нотки:
- И ручейку наша песенка не нужна.
Пошли они дальше. Идут-идут, видят – на кусте птица-синица сидит, грудка жёлтая, спинка серая, перышки клювом чистит, по сторонам глазками-бусинками поглядывает.
- Синица!- сказали нотки.- Ты такая нарядная, так аккуратно перышки чистишь, что захотелось нам подарить тебе нашу песенку.
И они запели
- Спасибо!- сказала синица- Званкая у вас песенка, но и моя неплоха.
И она вспорхнула с куста, напевая:
-Пинь-пинь-пинь-пинь!
«Кому бы еще нашу песенку предложить?» - задумались нотки.
И тут вдруг налетел на них сзади горячий степной вихрь, закружил-закрутил и понес в поднебесье.
- Степной вихрь!- закричали нотки.- Ты такой горячий, такой могучий. Мы за это подарим тебе нашу песенку.
-Ха-ха-ха!- захохотал вихрь.- Славная у вас песенка, да моя получше будет. Слышите, какая она громкая? У-у-у-у!
Завыл-затрубил вихрь, подкинул нотки своей горячей рукой, дунул на них легонько, и помчались они, полетели вс е дальше и дальше по небу.
Под вечер долетели нотки до большого города и влетели прямо в окошко дома, где жил композитор.
Весь этот день с самого утра композитор пытался сочинить музыку. Уж он итак ее сочинял, и этак.То сядет за стол, то к роялю подойдет, то к окошку. Но все было напрасно – ничего у него не выходило.
- Послушай нашу песенку!- закричали нотки. И они запели.
- Какая прекрасная песенка!-воскликнул композитор.- Да ведь я ее весь день сочинял!
- Тогда мы тебе её дарим!- закричали нотки.
- Вот спасибо!- обрадовался композитор и тут же побежал к стлу и записал песенку на нотной бумаге.
А нотки остались жить у композитора и помогают ему сочинять все новые и новые песни.
- Так кто же из вас знает, а как записывается музыка?
- Подумайте, какова основная мысль сказки и сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Я желаю вам удачной работы по открытию нового знания.
- Ноты живут в специальном доме. У каждой нотки есть свои окошки в общем доме, где они живут. Этот дом называется нотный стан, или нотоносец. Он необычный – всего 5 линеечек, расположенных друг над другом горизонтально.
- Посмотрите на наш нотный стан–дом. Сколько в нем этажей? Можем ли мы открыть окошки – ноты? Что надо сделть, чтобы зайти в дом?
- Чем мы открываем дом?
- Такой ключ есть и у наших нот.
Он помощник наш отличный
И зовется… ключ скрипичный.
- У нашего скрипичного ключа хвостик открывает вторую линеечку – на ней живет нота соль. Каждая нота живет на отдельном этаже – на линеечке или под линеечкой.
- Что же получилось у нас?
Встали ноты в один ряд-
Получился звукоряд!
- Чтобы легче вам было запомнить название нотного дома, мы с вами выучим стишок:
Пять линеек нотной строчки
Мы назвали «нотный стан».
И на нем все ноты – точки –
Разместили по местам.
- Наши ноты так обрадовались тому, что мы помогли им открыть окошки, что тотчас разлетелись. Поднялись к верхушкам деревьев
- Деревья, - сказали нотки. – Вы такие высокие, такие красивые, что хочется подарить вам нашу песенку.
Опустились к ручейку.
- Ручеек!- сказали нотки.- Ты такой веселый, прозрачный, что решили мы подарить тебе нашу песенку.
Завыл-затрубил вихрь, подкинул нотки своей горячей рукой…и помчались они, полетели все дальше и дальше по небу. И залетели… в дом композитора.
Остались ноты жить у композитора и помогают ему сочинять все новые и новые песни.
- Такие песни о нотах мы сейчас выучим. Они помогут вам запомнить названия нот.
Разучивание и обыгрывание песен«Нотный хоровод», «Семь подружек».
- Повторите названия всех семи нот.
- Как называется домик нот?
- Что такое звукоряд?
- Дайте оценку тому, насколько успешно вы сегодня на уроке работали. Насколько точно вы можете воспроизвести новые слова и объяснить, что означает каждое слово.
- На стрелочке отметьте работу класса сегодня на уроке. Отметьте красным карандашом свою работу в классе над открытием нового знания.
| Цель:
1) включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне;
2) определение содержательных рамок урока: музыка выражает настроение и чувства;
3) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.
4) организовать постановку цели и темы урока;
Цель:
1) актуализировать понятия «ноты, ноный стан, звукоряд»,
2) актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, аналогия;
3) мотивировать к к рассуждению, размышлению и обоснованию. Цель:
выявить место и причину затруднения.
Цель:
построить план и определить средства достижения цели.
Цель:
1) реализовать построенный проект в соответствии с планом;
2) организовать фиксацию преодоления затруднения;
Цель:
зафиксировать во внешней речи названия но, закрепить понятие нотного стана, звукоряда. Цель:
тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
Цель:
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) оценить свою работу и работу класса на уроке.
| _ Чтобы написать слова, прочитать сказку, поделиться своими мыслями, оставить на память какие-то размышления и т.д.
Слушание сказки В.Лунина «Песенка» (в сокращении)
- Музыку можно записать с помощью специальных знаков – нот.
Дети рисуют в терадях нотный стан.
- Открыть его.
- Ключом.
Дети учатся рисовать скрипичный ключ.
Дети рисуют ноты.
Окошки открылись, а в них - ноты!
| Вопросно-ответная технология
Побуждающий диалог
Метод применения знаний, взаимообучения
Подводящий диалог
Создание проблемной ситуации ,метод проблемного изложения .
Активизация деятельности учащихся
Метод контроля и оценки
| Фронтальная работа
Работа в парах
Фронтальная работа
Фронтальная работа
Фронтальная и индивидуальная работа
Фронтальная работа
|
День за днём, за годом год
Водят ноты хоровод,
И давно известно всем –
Их на свете ровно семь. Н.Френкель
Он помощник наш отличный
И зовется… ключ скрипичный.
Встали ноты в один ряд-
Получился звукоряд! Пять линеек нотной строчки Мы назвали «нотный стан». И на нем все ноты – точки – Разместили по местам.
Урок № 20
Музыка передает характер сказочных героев
Цель: показать способность музыки описывать характер сказочных героев.
Музыкальный материал: В.Кикта «Баба Яга» (песенка-дразнилка), «Баба Яга», обработка М.Иорданского, «Деревянный поезд» из сборника Г.Ванагайте «Мы и игрушки».
Дополнительный материал:.иллюстрации Бабы Яги
Ход урока
№ п\п
| Учебная ситуация
| Микроцели
| Деятельность учащихся
| Методы, приемы
| Формы
| 1.Организация учебного процесса
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
3.Актуализация исполнительского мастерства, развитие музыкальных способностей
Задание для пробного действия.
Выявление места и причины затруднения.
Построение проекта выхода из затруднения.
4.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
5.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
| - Мы с вами говорили о том, что если внимательно слушать музыку, то она о многом может нам рассказать. Например, изобразить…
- Что может изобразить музыка? Вам поможет эта пьеса. («Деревянный поезд»)
- Что изображает эта пьеса?
- Сегодня на уроке мы обратимся к сказке, точнее, к сказочной героине. Может быть, вы ее сами назовете? Вредная такая, живет в избушке на курьих ножках.
Баба Яга,
Костяная нога,
Нос крючком,
Голова сучком,
Не ходи за селом,
Не мети помелом,
Не стучи ступкою,
Не тряси клюшкою. - Итак, жила бабушка с внучком. Положила она его в кроватку спать и, укачивая, стала напевать:
- А Баба Яга тут как тут, в ступе едет, клюкой упирает, помелом след заметает, пугает: «Ты почто, бабка, меня гонишь да ругаешь? Отдай внучка!» Бабка испугалась да решила схитрить: «Отдам внучка, только возьми его одежку в сундуке». Та полезла в сундук, а бабка крышку и прихлопнула, закрыла на замок. Позвала людей. Взяли они сундук и бросилс в реку: «Плыви, плыви, Баба Яга, до конца веку».
В народе не только сказки, но и игры придумывали про Бабу Ягу. Мы сейчас одну такую игру разучим.
Корректировка игры, уточнение правил игры, анализ учебных действий, способных улучшить игру.
- А сейчас послушайте «Бабу Ягу» В.Кикты. Какой ее представил композитор?
- Что рассказала нам музыка сегодня на уроке?
- На стрелочке отметьте работу класса сегодня на уроке. Отметьте красным карандашом свою работу в классе над открытием нового знания.
| Цель:
1) включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне;
2) определение содержательных рамок урока: музыка изображает разных персонажей, различные движения;
3) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.
4) организовать постановку цели и темы урока;
Цель:
1)актуализировать понятия «музыка изображает разных персонажей, различные движения»;
2) актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, аналогия;
3) мотивировать к к рассуждению, размышлению и обоснованию;
Цель:
выявить место и причину затруднения.
Цель:
построить план и определить средства достижения цели.
Цель:
зафиксировать во внешней речи смысл того, что
«музыка изображает разных персонажей, различные движения»;
Цель:
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) оценить свою работу и работу класса на уроке;
4) наметить направления будущей учебной деятельности;
| Слушание пьесы «Деревянный поезд»
- Движение.
-Баба Яга.
Дети читают с доски и подпевают с пластическим интонированием.
Физкультминутка
В центре круга стоит водящий с завязанными глазами – это Баба Яга. В руках у него ветка – помело. Вокруг бегают ребеята и дразнят Бабу Ягу:
Бабка-ежка,
Костяная ножка,
С печки упала,
Ножку сломала.
А потом и говорит:
«У меня нога болит».
Пошла она на улицу,
Раздавила курицу.
Пошла на базар,
Раздавила самовар.
Пошла на лужайку,
Испугала зайку. Баба Яга скачет в кругу на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться помелом. Кого она запятнает, тот замирает на месте. Баба Яга с завязанными глазамидолжна на ощупь узнать игрока. Если она отгадала, то осаленный становится водящим.
Слушание и обсуждение
В.Кикта «Баба Яга» (песенка-дразнилка)
- Музыка изображает разных персонажей,Бабу Ягу, с разным характером, различные движения.
| Вопросно-ответная технология
Метод взаимообучения
Создание проблемной ситуации ,метод проблемного изложения .
Метод применения знаний, взаимообучения
Подводящий диалог
| Фронтальная работа
Работа в группе
Фронтальная работа
Фронтальная и индивидуальная работа
|
Баба Яга,
Костяная нога,
Нос крючком,
Голова сучком,
Не ходи за селом,
Не мети помелом,
Не стучи ступкою,
Не тряси клюшкою. |