Урок биологии в 8 классе "Решение биофизических вопросов и задач по теме "Опора и движение"





Скачать 169.98 Kb.
НазваниеУрок биологии в 8 классе "Решение биофизических вопросов и задач по теме "Опора и движение"
Дата публикации24.06.2014
Размер169.98 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 66» г. Перми

Урок биологии в 8 классе
"Решение биофизических вопросов и задач

по теме "Опора и движение"

(интегрированный урок)

Амировой Светланы

Маликовны

учителя биологии и химии

2013 г

Интегрированный урок

"Решение биофизических вопросов и задач по теме "Опора и движение"

"…Сейчас нельзя обойтись без знания физики,

если ты хочешь достигнуть ясности относительно

физиологических вопросов…".

Ю. Майер

Цель. Показать, что в основе строения и функции опорно-двигательного аппарата лежат физические процессы.

Задачи:

  • Образовательные: повторить и обобщить особенности строения и функции опорно-двигательного аппарата на основе знаний физики (на нескольких примерах);

показать взаимосвязь строения и функции опорно-двигательного аппарата (на примере мышечной деятельности и др.);

продолжить формирование знаний о высокой ценности для здоровья мышечной активности.

  • Развивающие: способствовать развитию у школьников умения использовать имеющиеся знания, жизненный опыт, вести и анализировать самонаблюдения, сосредотачиваться на поставленной задаче, обсуждать проблему, высказывать свое мнение, сравнивать, анализировать информацию, обобщать, делать выводы о значении изученного в практической жизни, находить межпредметные связи, приводить примеры.

  • Воспитательные: понятие о физическом развитии; личностная значимость изучаемого для школьника (эстетика человеческого тела, здоровый образ жизни и др.); профессиональная ориентация.

Оборудование: таблицы ("Скелет человека", "Скелет собаки", "Мышцы человека", "Правило равновесия рычага", "Механическая работа и мощность"), декальцинированная и прокаленная кости (куриные), видеофрагмент "Животные" (из серии "Оксфордская видеоэнциклопедия для детей"), рычаг (длинная деревянная линейка, две игрушки разной величины и массы), секундомер, измерительная лента (рулетка), фотографии спортсменов.

Вступление. Все мы - плоды эволюции. Природа миллионы лет «экспериментировала», прежде чем сделать нас такими, какие мы сейчас есть. К сожалению, не нам с вами судить о результатах этого «эксперимента» в интеллектуальной сфере, но мы вполне можем быть объективны, обсуждая элементы механической конструкции нашего тела, сравнивая их характеристики с параметрами аналогичных элементов, встречаемых в природе, а также используемых человеком в технике и строительстве.

Каркасом тела служит скелет, состоящий из более 200 костей, большинство из которых (кроме черепа и таза) соединено между собой таким образом, что при движении относительное расположение их может изменяться.

Если бы перед инженером-механиком поставили задачу сконструировать скелет человека, то он наверняка сразу потребовал бы объяснения, для чего нужна каждая косточка. Действительно, форма, размеры и внутренняя структура кости должны определяться ее функцией в скелете. Как же работают наши кости? Каким образом осуществляются движения? На эти и многие другие вопросы мы попытаемся ответить с точки зрения науки физики: какие физические процессы лежат в основе строения и функции опорно-двигательного аппарата?

Для активизации необходимых знаний урок можно начать с занимательного эксперимента.

Занимательный эксперимент: Учитель вызывает двух учеников - крепкого и сильного на вид мальчика и хрупкую на вид девочку. Девочке предлагается держать ручку двери, приложив при этом некоторое усилие, а мальчику - попытаться открыть дверь, приложив усилие со стороны дверной оси вращения (ближе к точке опоры). Открыть дверь таким образом, оказывается, невозможно. Почему? (проблемная ситуация)

С целью активизации знаний из курса физики демонстрируются "качели-весы" (качели сделаны из длинной рейки, на которой качаются тяжелая и легкая игрушки) и схема рычага:

l1 O l2



F1

F2


Таблица "Правило равновесия рычага"

Рычаг находится в равновесии только тогда, когда силы, действующие на него, обратно пропорциональны плечам этих сил:

F1 l2

=

F2 l1
"Золотое правило" механики:
S1 F2

= F1 S1 = F2 S2 A1 = A2

S2 F1

S2




S1
F2
Ни один механизм не дает выигрыша в работе:

во сколько раз выигрываем в силе, во столько раз проигрываем в расстоянии.
Повторив "золотое правило" механики, учащиеся находят в нем объяснение эксперименту с "неоткрывающейся" дверью. Мальчик сможет открыть дверь, максимально приблизившись к дверной ручке (к краю, наиболее удаленному от оси вращения). Схема рычага в данном случае примет следующий вид:

F2
l1 l2

О


F1



Рычаг - твердое тело, которое может вращаться вокруг неподвижной точки опоры.


Дополнительный вопрос:

Он жил так давно, что память о нем обросла легендами. Он впервые сам теоретически вывел правило рычага и считал, что рычаг - мощная машина, при помощи которой можно было бы поднять Землю, если бы нашлась подходящая точка опоры. О каком ученом идет речь? (Да, это знаменитый Архимед. Он был первый, кто задумался над вопросом: почему простые механизмы дают выигрыш в силе и почему, пользуясь рычагом, подвижным блоком или воротом, можно поднять большой груз, обладая малой силой. Мимо загадки выигрыша в силе не прошел и знаменитый основатель механики Галилео Галилей. Еще в юности он написал научное сочинение о простых механизмах, в котором убедительно обосновывал "Золотое правило механики".)

1. Вопрос: Подумайте об устройстве своего организма. Вы непременно обнаружите в нем "простые механизмы". Найдите их.

В скелете человека все кости, имеющие некоторую свободу движения, являются рычагами. Например, у человека - кости конечностей, челюсти, череп (точка опоры- первый позвонок), фаланги пальцев.

Рассмотрим условия равновесия рычага на примере черепа (см. рис. 1а). Здесь ось вращения рычага О проходит через сочленение черепа с первым позвонком. Спереди от точки опоры на относительно коротком плече действует сила тяжести головы F1 , позади - сила F2 тяги мышц и связок, прикрепленных к затылочной кости.

Другим примером работы рычага является действие свода стопы при подъеме на пальцы (см. рис. 1б). Опорой О рычага, через которую проходит ось вращения, служат головки плюсневых костей. Преодолеваемая сила F1 - вес всего тела - приложена к таранной кости. Действующая мышечная сила F2 , осуществляющая подъем тела, передается через ахиллово сухожилие и приложена к выступу пяточной кости.

Рычажные элементы есть и в организме животных. У позвоночных животных, как и у человека, кости, имеющие некоторую свободу движения, являются рычагами. Но у животных есть еще свои, специфичные для данного вида, рычажные механизмы. Например, у кошек рычагами являются подвижные когти; у многих рыб - шипы спинного плавника; длинные ноги борзой и оленя определяют их способность к быстрому бегу; короткие лапы крота рассчитаны на развитие больших сил при малой скорости; длинные челюсти борзой позволяют быстро схватывать добычу на бегу, а короткие челюсти бульдога смыкаются медленно, но сильно держат (жевательная мышца прикреплена очень близко к клыкам, и сила мышц передается на клыки почти без ослабления). У членистоногих рычагами является большинство сегментов их наружного скелета. У двустворчатых моллюсков - створки раковины.

Дополнительная информация. В растениях рычажные элементы встречаются реже, что объясняется малой подвижностью растительного организма. Типичный рычаг - ствол дерева и составляющий его продолжение главный корень. Интересные рычажные механизмы можно найти в некоторых цветах (например, тычинки шалфея), а также в некоторых раскрывающихся плодах. Так, у лугового шалфея (рис. 1в) вытянутая тычинка служит длинным плечом А рычага. На ее конце расположен пыльник. Короткое плечо Б рычага как бы стережет вход в цветок. Когда насекомое (шмель) заползает в цветок, оно нажимает на короткое плечо рычага. Длинное плечо при этом пыльником ударяет по спинке шмеля и оставляет на ней пыльцу. Перелетая на другой цветок, насекомое этой пыльцой опыляет его.

В ходе урока желательно продемонстрировать скелеты различных животных, а также таблицы, схемы, рисунки, иллюстрирующие способы прикрепления к скелету мышц.

В ходе обсуждения вопроса об особенностях скелета человека и животных, ученики приходят к выводу, что скелет представляет собой систему рычагов, приводимых в движение при помощи скелетных мышц. Здесь уместно провести физкультминутку. Ребятам предлагается взять в руки книгу и несколько раз поднять и опустить ее, попеременно сгибая руки в локтевых суставах и поднимая груз прямыми руками. После выполнения упражнения задать вопрос: как легче было поднимать книгу и почему? Как правило, ребята догадываются, что здесь решающую роль играет принцип рычага.

2. Вопрос: А как узнать, с какой силой натягиавется мышца при подъеме какого-нибудь груза?

Задача: С какой силой натянута мышца (бицепс) при подъеме ядра весом 80 Н, если расстояние от центра ядра до локтя равно 32 см, а от локтя до места закрепления мышцы - 4 см? (рис. 2)

Решение задачи:

Дано: СИ Решение:

F2

F1 = 80 Н F1 l2

l1 = 32 см 0,32 м 0 l2 =

l2 = 4 см 0,04 м l1 F2 l1

F2 = ? F1


F1 * l1 80 Н * 0,32 м

F2 = ; F2 = = 640 Н

l2 0,04 м

Ответ: F2 = 640 Н. (С силой 640 Н натянута мышца (бицепс) при подъеме ядра весом 80 Н).
3. Проблемный вопрос: Для более быстрого передвижения человек изобрел колесо. Колеса несомненно эффективнее ног. Человек на велосипеде тратит лишь половину энергии пешехода. А почему колесо - эффективное средство передвижения, изобретенное человеком, - никогда не использовалось природой в процессе эволюции? Почему природа избегает колес?

При затруднении для ответа дается наводящий вопрос: в чем преимущество рычажного механизма движения? Здесь также уместно показать видеофрагмент "Животные" из серии "Оксфордская видеоэнциклопедия для детей". В связи с этим ученики отмечают большое разнообразие движений, осуществляемых человеком (приводятся примеры), и большое разнообразие способов передвижения у животных (примеры). Учащиеся анализируют преимущества и недостатки механизмов движения в эволюции животного мира, вследствие чего приходят к выводу, что колеса хороши лишь на гладкой и твердой поверхности, какая в природе встречается редко. Колеса беспомощны на мягкой почве, не приспособлены для перемещения по вертикали, стесняют повороты на ограниченной площади. Работа проводится в парах. Так учащиеся отрабатывают умения проводить анализ, синтез, находить причинно-следственные связи.

4. Вопрос: Достаточно ли прочны наши кости?

В таблице приведены значения критических напряжений, при которых нарушается целостность различных материалов, испытанных на сжатие и растяжение:

Материал


Прочность на сжатие, Н/мм2

Прочность на растяжение, Н/мм2


Сталь

552

827

Кость

170

120

Гранит

145

4,8

Фарфор

552

55

Дуб

59

117

Бетон

21

2,1


Как это не удивительно, но кость по своей прочности уступает только твердым сортам стали и оказывается гораздо прочнее ставших образцами прочности гранита и бетона. Вопрос: чем объясняется такая высокая прочность костного материала?

Учащиеся вспоминают, каков химический состав костей. При этом следует показать заранее прокаленную кость и декальцинированную кость. Вспомнив свойства органических и минеральных веществ, ребята приходят к выводу, что высокая прочность кости определяется сочетанием двух совершенно различных компонентов - органического и неорганического вещества.

Можно привести примеры прочных материалов в технике. Например, стеклопластик представляет собой смесь стеклянных волокон и смолы, бетон - смесь твердого щебня и эластичного цемента. Вопрос: чем еще объясняется прочность кости?

Занимательный эксперимент. Учитель выдает двум учащимся по одинаковому листку бумаги. Один сворачивает лист в полоску, другой - в трубку. Затем начинается первое испытание. На вертикально расположенную полоску бумаги ученик пытается положить книгу. Не удается. После этого испытывают трубку. Ее точно также вертикально располагают и пытаются положить сверху эту же книгу. Бумажная трубка без поддержки ученика выдерживает груз. Учащиеся видят, что эта нагрузка не может согнуть трубку и приходят к выводу: трубка обладает большей прочностью, чем полоска такой же массы. В итоге ребята проводят аналогию бумажной трубки со строением трубчатых костей: кость выигрывает в легкости, не теряя прочность. Трубчатые кости - основа скелета конечностей.

Вопрос: чем объясняется прочность плоских губчатых костей? Губчатое вещество образовано множеством костных пластинок, которые располагаются по направлениям наибольшей нагрузки, т.е. располагаются так, что противостоят растяжению и сжатию (пластинки часто пересекаются под углом 900).

Вопрос: если прочность костей велика по отношению к нагрузке, то почему случаются переломы костей (особенно малой берцовой) при неловком (неправильном) прыжке и при падении? Дело в том, что прочность костей велика по отношению к нагрузке, которая приходится на кость в ее естественном положении в организме. При ударе же, например, при падении, кость может сломаться, так как направление действующей на кость внешней силы не соответствует расположению костных пластинок, придающих ей прочность.

Вопрос: каков же запас прочности у наших костей?

Средняя часть плечевой кости человека имеет площадь поперечного сечения около 3,3 см2. Используя данные, приведенные в таблице …, легко показать, что максимальный вес груза, который может удерживать эта кость, находясь в вертикальном положении и работая на сжатие, близок к 6000 Н. Кость из-за ее устойчивости к внешним воздействиям издавна использовали для изготовления самых различных инструментов.

Прекрасной иллюстрацией прочности костей человека может служить вид спортивных упражнений - карате. Тем, кто впервые видит, как каратеист разбивает крепкие бруски дерева или бетона, кажется, что это мистификация. Однако, даже новичок в карате после недолгой тренировки сможет легко разбить голой рукой сначала один брусок дерева, потом и целую их стопку. То, что рука каратеиста не ломается и при ударе о бетонный брусок, частично объясняется гораздо большей прочностью кости по сравнению с бетоном. Хорошо натренированный каратеист может в течение нескольких миллисекунд передавать в ударе мощность в несколько киловатт. О физике карате, т. е. о том, как может голая рука разбивать такие прочные предметы, не ломаясь, можно узнать из книги К. Ю. Богданова "Физик в гостях у биолога" в главе "Прочнее гранита" (М., "Наука", 1986г.).
5.Вопрос. Какую мощность может развить человек, взбегающий вверх по лестнице? Как это можно выяснить? Ответьте на вопрос, используя свой повседневный опыт.


Механическая работа и мощность

A = Fs

A 1Дж

N = ------ ; 1Вт = ------

t 1с

A F s

N = ----- = ----- = F v N = F v

t t



В повседневности у нас постоянно существует необходимость изменять не только направление, но и модуль скорости тела, а также различных частей (органов) тела, которыми мы оперируем. Примеров так много, что вас совершенно не затруднит привести их достаточное количество, понаблюдав за своим существованием пять - семь минут. (Кстати, многие изменения скорости вы еще и "прозеваете". Не забудьте, например, о движении пальцев, век и других частей вашего тела.)

Чтобы изменить модуль скорости, необходимо совершить механическую работу: /\Ек = А. (/\Ек - изменение кинетической энергии; Ек = mv2/2.) Эту работу (А>0 или A<0) совершают ваши мышцы.

Рассмотрим с этой точки зрения обычное явление - подъем по лестнице (см. рис.). Вы стоите на ступеньке, ставите ногу на следующую, напрягаете мышцы, возникает реакция опоры N, компенсирующая силу f2 , и сила f1 совершает положительную работу (А>0), скорость тела при этом возрастает: /\Ек>0, вы поднимаетесь на одну ступеньку.

Одновременно сила тяжести совершает отрицательную работу А Fт < 0, т.к. a = 1800. Ясно, что работа силы напряжения мышц А должна быть хоть чуть-чуть, но больше работы силы тяжести (по модулю): А>АFт, иначе не удастся увеличить кинетическую энергию Ек.

Затем учитель вызывает двух учеников, вручает им необходимые приборы (измерительную ленту и секундомер) и предлагает им проверить достоверность ответа с помощью эксперимента. После возвращения в класс ученики сравнивают свои ответы, объясняют ход эксперимента и сделанные расчеты.

В то время, когда два ученика проводят эксперимент, остальные учащиеся решают следующую задачу:

Штангист поднял штангу массой 120 кг на высоту 70 см за 0,3 с. Какую среднюю мощность развил спортсмен при этом? (Ответ: N = 2,9 кВт)
Для сравнения: средняя мощность, развиваемая сердцем, равна 2,2 Вт; при прыжке с места или рывке при поднятии тяжести человек может развить мощность в тысячу раз больше (2,2 кВт и более). Можно привести данные о мощности некоторых механизмов в технике.

Полученные значения мощности при решении задач можно сравнить с данными о мощности некоторых механизмов.
6.Вопрос. А зачем нужны сухожилия? Только ли для прикрепления мышц к костям?

Ткани, которые играют роль своеобразных пружин и могут запасать механическую энергию, являются мышцы конечностей и сухожилия, соединяющие их с костями. Сухожилия в большей степени, чем мышцы годятся для хранения потенциальной энергии, так как силы внутреннего трения в них очень малы, и около 90 % этой энергии может быть обратно преобразовано в кинетическую энергию. Кроме того, сухожилия обладают большей жесткостью, чем мышцы, и могут быть растянуты на 6 % своей исходной длины без заметного повреждения, в то же время как мышцы - только на 3%. Все эти свойства сухожилий делают их основными запасниками механической энергии во время бега и других циклических движений.

Свойства сухожилий более или менее одинаковы у всех животных, однако конечности копытных, например, овец и лошадей, наиболее приспособлены для хранения механической энергии. Некоторые мышцы в нижних частях ног этих животных состоят практически целиком из одних сухожилий. В ноге человека самым мощным является ахиллово сухожилие, на которое при беге может действовать растягивающая сила до 4000 Н.

Каждый может сам легко убедиться, что механическая энергия действительно запасается в наших ногах, как в пружинах. Эксперимент: Для этого попробуйте сильно приседать, сильно сгибая колени. Вы сразу заметите, что подниматься гораздо легче, если выпрямлять ноги сразу, чем если задерживаться на секунду и более в положении с согнутыми ногами. Чем это можно объяснить? Это можно объяснить тем, что при сгибании колен часть мышц напряжена, контролируя движение вниз, и их сухожилия растянуты. Если перед подъемом сухожилиям не дать возможность укоротиться, запасенная в них потенциальная энергия перейдет в кинетическую. Если же позволить им укоротиться еще до подъема, то эта энергия перейдет в тепло. Такие же опыты были поставлены на испытуемых, у которых измеряли потребление кислорода. Их заставляли в одном случае приседать и распрямляться сразу после полного сгибания колен, а в другом - после полуторасекундной задержки. Результаты подтвердили субъективное впечатление: в первом случае испытуемый потреблял кислород на 22 % меньше. (К.Ю.Богданов, 1986г., с.64-66 [12]).

После рассмотрения основных вопросов и задач урока важно отметить влияние регулярной, направленной и дозированной двигательной активности на правильное формирование двигательных качеств. Именно в период среднего школьного возраста (12-15 лет) закладывается база здоровья организма в целом. В основе физического здоровья лежат здоровый образ жизни, развитие двигательных качеств. Таких качеств, определяющих физическое развитие, несколько. Это: 1) общая выносливость; 2) скоростная выносливость; 3) силовая выносливость; 4) скоростно-силовая выносливость; 5) гибкость; 6) быстрота; 7) динамическая сила; 8) ловкость (координационные способности). Характеристику основных физических качеств можно оформить в виде плаката и вывесить в кабинете:


Характеристика основных физических качеств

Общая выносливость - способность длительно выполнять работу средней мощности и противостоять утомлению.

Скоростная выносливость - способность противостоять утомлению при достаточно длительных нагрузках силового характера.

Скоростно-силовая выносливость - способность к выполнению достаточно длительных по времени упражнений силового характера с максимальной скоростью.

Гибкость - способность человека выполнять движения с большой амплитудой за счет эластичности мышц, сухожилий и связок.

Быстрота - способность максимально быстро чередовать сокращение мышц и их расслабление.

Динамическая сила - способность к максимально быстрому (взрывному) проявлению усилий с большим отягощением или собственным весом тела.

Ловкость - способность выполнять координационно сложные двигательные действия.

Но: все двигательные качества, как и лежащие в их основе физиологические механизмы, развиваются неравномерно, то ускоряясь, то замедляясь. Это очень важно знать и учитывать при тренировочных занятиях.




В связи с этим нужно обратить внимание учащихся на необходимость учета возможностей и особенностей своего организма при выборе той или иной профессии.

Вывод (итог урока): исходя из положения о взаимосвязи строения и функции (с приведением примеров), сделать общее заключение о приспособленности опорно-двигательного аппарата к функциям опоры, защиты, движения с точки зрения науки физики. В связи с этим сделать вывод о значении мышечной активности для развития опорно-двигательной системы и влиянии мышечной активности на организм в свете общего понятия об организме как целостной и открытой системе. Отметить (подвести учащихся к этому выводу), что для полного и глубокого понимания строения и жизнедеятельности организма важно хорошо знать основы физики.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок биологии в 8 классе \"Решение биофизических вопросов и задач по теме \"Опора и движение\" icon9 февраля 2012 года
Урок математики в 4 классе по теме «Решение задач на встречное движение» каб. №9
Урок биологии в 8 классе \"Решение биофизических вопросов и задач по теме \"Опора и движение\" iconКонспект урока по математике проведенного 19. 03. 2009 в 4в классе
...
Урок биологии в 8 классе \"Решение биофизических вопросов и задач по теме \"Опора и движение\" iconАннотация Ссылка Примечание Иллюстрированная подборка вопросов и...
Иллюстрированная подборка вопросов и задач по теме "Ускорение. Равноускоренное движение"
Урок биологии в 8 классе \"Решение биофизических вопросов и задач по теме \"Опора и движение\" iconМетодическая разработка урока математики в 6-м классе по теме «Проценты. Решение задач»
Форма урока: решение проблемного вопроса «Жить или курить?» при помощи решения задач, урок-беседа, обсуждение
Урок биологии в 8 классе \"Решение биофизических вопросов и задач по теме \"Опора и движение\" iconУрок-исследование в 9-м классе по теме "Решение задач на закон сохранения...
Урок–исследование в 9-м классе по теме "Решение задач на закон сохранения механической энергии"
Урок биологии в 8 классе \"Решение биофизических вопросов и задач по теме \"Опора и движение\" iconУрок математики в 4 классе (по учебнику Л. Г. Петерсон) Решение задач на движение
Моу «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №30»
Урок биологии в 8 классе \"Решение биофизических вопросов и задач по теме \"Опора и движение\" iconУрок математики в 6 классе. Проценты. Решение задач
Форма урока: решение проблемного вопроса «Жить или курить?» при помощи решения задач, урок беседа, обсуждение
Урок биологии в 8 классе \"Решение биофизических вопросов и задач по теме \"Опора и движение\" iconУрок 7 Тема: Криволинейное движение. Решение задач на криволинейное движение
Основные характеристики равномерного движения по окружности (период, частота, центростремительное ускорение)
Урок биологии в 8 классе \"Решение биофизических вопросов и задач по теме \"Опора и движение\" iconУрок математики в 6 ом классе по теме : «решение уравнений»
Обучающие цели: повторение, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Решение уравнений» и их применение отработка практических...
Урок биологии в 8 классе \"Решение биофизических вопросов и задач по теме \"Опора и движение\" iconРешение задач на прямолинейное равноускоренное движение Составление...
Виды движения. Прямолинейное равномерное и равноускоренное движение. Криволинейное движение. Вращательное движение. Колебательное...
Урок биологии в 8 классе \"Решение биофизических вопросов и задач по теме \"Опора и движение\" iconЗанятие по теме «Опора тела и движение»
Оборудование: таблица «Скелет опора тела», опорные знаки «Пра­вильная осанка», шапочки с красным крестом, гимнастические палки, мешки-массажеры...
Урок биологии в 8 классе \"Решение биофизических вопросов и задач по теме \"Опора и движение\" iconПрезентация «Решение задач с помощью кругов Эйлера». Презентация...
Интегрированное занятие математического кружка (математика + информатика) в 5-м классе по теме "Решение задач с помощью кругов Эйлера....
Урок биологии в 8 классе \"Решение биофизических вопросов и задач по теме \"Опора и движение\" iconУрок по физике в 7 классе по теме «Механическое движение. Равномерное движение. Скорость»
Оборудование: тележка, два бруска, видео «Механическое движение», компьютер, проектор, диск «Школа к и М» (7 класс)
Урок биологии в 8 классе \"Решение биофизических вопросов и задач по теме \"Опора и движение\" iconУрок математики в 3 классе Тема: «Решение задач на движение»
«Страны цифр» с обозначенными преградами («Заколдованные цифры», «Дикий зверь – цифрозавр», «Глубокий овраг», «Коварная река», «Задачки...
Урок биологии в 8 классе \"Решение биофизических вопросов и задач по теме \"Опора и движение\" iconУрок математики в 4 классе по теме «Двойные неравенства»
Данный урок является третьим в теме «Неравенство» и опирается на тему «Решение неравенств». Знакомство с неравенствами имеет важное...
Урок биологии в 8 классе \"Решение биофизических вопросов и задач по теме \"Опора и движение\" iconУрок по темам «Прямая, отрезок, луч, ломаная», «Длина отрезка», «Координатный...
Цель: обобщить и повторить знания и умения учащихся по темам «Координатный луч», «Прямая, отрезок, луч, ломаная», «Длина отрезка»,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск