Российской Федерации Саратовский государственный технический университет Балаковский институт техники, технологии и управления





Скачать 355.64 Kb.
НазваниеРоссийской Федерации Саратовский государственный технический университет Балаковский институт техники, технологии и управления
Дата публикации23.05.2015
Размер355.64 Kb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > Литература > Методические указания


Министерство образования и науки Российской Федерации

Саратовский государственный технический университет

Балаковский институт техники, технологии и управления


РУССКИЙ ЯЗЫК


ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ
Методические указания к выполнению контрольных заданий

для студентов заочной формы обучения

всех специальностей

Одобрено

редакционно-издательским советом

Балаковского института техники,

технологии и управления

Балаково 2005
СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………….…………… 3

1. Рекомендации к выполнению и оформлению контрольных заданий... 4

2. Перечень специализированных научных и научно - популярных изданий………………………………………………………………………….... 4

3. Структурные элементы научного письменного текста в форме аннотации и его языковое оформление………………………………………………... 5

4. Структурная схема делового письма. Речевые конструкции...……….. 7

5. Контрольные задания……………………………………………………. 8

Литература………………………………………………………………….. 31


ВВЕДЕНИЕ
Владение русским языком и культурой русской речи является частью профессиональной компетенции современного специалиста, мощным средством регуляции деятельности людей в различных сферах. Умение общаться, вести диалог и добиваться успеха в процессе коммуникации – важнейшее составляющее профессиональных умений в различных сферах деятельности. Каждый образованный человек должен научиться, соотносить свои речевые поступки с конкретной ситуацией общения, с большим вниманием относиться к чистоте и правильности своей речи.

Преподавание курса « Русский язык для профессионального общения» определено Министерством образования и науки Российской Федерации. Вузовский курс « Русский язык для профессионального общения» является частью гуманитарной и профессиональной подготовки специалистов в системе высшего образования. Его изучают студенты разного уровня общекультурной и языковой подготовки, получающие образование по различным специальностям.

Целью данного курса является:1) формирование устойчивого представления о системе норм литературного языка;2) выработка у студентов умения конспектировать печатные тексты, редактировать научные тексты, составлять личную и деловую документации;3) овладение основами культуры общения.

В задачи курса входит:

- изучить стилевые и жанровые разновидности деловой и научной речи, а также научно- техническую терминологию;

- научить студента пользоваться разными способами и приемами общения в соответствии с ситуацией общения, грамотно использовать языковые средства в сфере профессиональной и бытовой коммуникации;

- научить умению отбирать речевой материал в соответствии с требованиями стиля и жанра;

- обучить методике работы с ортологическими словарями.


РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ

КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ


  1. Контрольные задания по курсу «Русский язык для профессионального общения» для студентов – заочников предлагаются в 10 вариантах.

Контрольные задания включают два раздела: нормы русского литературного языка, стилистика. Студент должен выполнить один из 10 вариантов. Вариант определяется по последней цифре зачетной книжки.

  1. Работа выполняется, как правило, в рукописном варианте в ученической тетради. Страницы контрольной работы нумеруются (верхний угол), оставляются небольшие поля для замечаний рецензента.


ИСПРАВЛЕНИЕ КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ НА ОСНОВЕ

РЕЦЕНЗИИ


  1. Получив рецензию на контрольную работу, студенту следует ознакомиться с замечаниями и сделать работу над ошибками.

  2. Руководствуясь указаниями преподавателя, необходимо повторить правила, поработать со словарями русского языка, исправить ошибки в заданиях. Все задания, в которых были обнаружены орфографические ошибки или неточности, надо исправить и переписать в конце работы.

  3. Исправленные контрольные задания необходимо иметь при себе на сессии.


ПЕРЕЧЕНЬ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ НАУЧНЫХ И НАУЧНО – ПРАКТИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ
Для составления аннотации, студенту необходимо подобрать научную статью по своему профилю.

Примерный перечень специализированных научных и научно- популярных журналов:

  • Социальная работа - «Социальная работа», «Работник социальной службы», «Социальная защита», «Социально- гуманитарные знания» и др.

  • Экономика и управления на предприятиях машиностроения - «Вопросы экономики», «Российский экономический журнал», «Общество и экономика», «Экономист», «Экономика строительства» и др.

  • Подъемно - транспортные, строительные и дорожные машины - «Строительные материалы», «Строительные и дорожные машины» и др.

  • Технология машиностроения - «Вестник машиностроения», «Технология машиностроения», «Строительные и дорожные машины», «Известия Вузов», «Машиностроение» и др.

  • Промышленное и гражданское строительство - «Жилищное строительство», «Монтажные и специальные работы в строительстве», «Сельское строительство», «Промышленное и гражданское строительство» и др.

  • Автомобили и автомобильное хозяйство - «Автомобильная промышленность», «Автомеханик», «Автомобильный транспорт» и др.

  • Электроснабжение промышленных предприятий - «Энергия, экономика, техника, экология» и др.

  • Технология переработки пластмасс и эластомеров - «Электрохимия», «Химия и жизнь», «Химические волокна» и др.

  • Промышленная теплоэнергетика – «Энергия, экономика, техника, экология» и др.

  • Архитектура - «Архитектура и строительство России», «Архитектура и строительство Москвы», «Архидом» и др.

Примечание: к зачету студенту необходимо предоставить оригинал научной статьи или ее ксерокопию.
СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ НАУЧНОГО ПИСЬМЕННОГО

ТЕКСТА В ФОРМЕ АННОТАЦИИ И ЕГО ЯЗЫКОВОЕ

ОФОРМЛЕНИЕ
Аннотация - это краткое, обобщенное описание (характеристика) текста книги, статьи.

Перед текстом аннотации даются выходные данные (автор, название, место и год издания) в номинативной форме. Эти данные можно включить и в первую часть аннотации.

Аннотация обычно состоит из двух частей. В первой части формулируется основная тема книги, статьи; во второй части перечисляются ( называются) основные положения, главные вопросы, проблемы.

Образец аннотации.

Статья «Применение тепловизоров в строительстве» автора Милованова С. В., опубликованная в научно- практическом журнале « Промышленное и гражданское строительство» / ПГС / 2005. № 3 раскрывает сущность метода тепловизионного контроля качества теплозащиты зданий.

Автор статьи приводит технические данные тепловизионной техники, описывает методику проведения термографии зданий.
Список глаголов, употребляющихся при аннотировании

1.Глаголы общего характера, передающие действия автора; глаголы, употребляемые для перечисления основных вопросов: автор рассматривает, анализирует, раскрывает, разбирает, излагает, останавливается, описывает, называет, говорит, показывает, освещает, сообщает и др.

2.Глаголы, употребляемые для обозначения исследовательского или экспериментального материала: автор исследует, разрабатывает, доказывает, выясняет, утверждает, высказывает предположение, выдвигает, считает, полагает и др.

3. Глаголы, употребляемые для передачи определений и градаций, классификации конкретных проблем, вопросов: автор определяет ( дает определение), перечисляет ( признаки, черты, свойства), характеризует, формулирует, констатирует, сравнивает, сопоставляет и др.

4. Глаголы, употребляемые для перечисления вопросов, рассматриваемых в первоисточнике попутно, по ходу: автор касается, затрагивает, упоминает, замечает, намечает и др.

5. Глаголы, передающие слова и мысли, которые автор выделяет особо: автор выделяет, отмечает, подчеркивает, утверждает, повторяет, специально останавливается, обращает внимание, уделяет внимание, заостряет внимание, акцентирует внимание и др.

6. Глаголы, используемые для обобщений, подведения итогов: автор делает вывод, приходит к выводу, подводит итоги, подытоживает и др.

7. Глаголы, фиксирующие, отмечающие аргументацию автора с использованием примеров, цитат, иллюстраций, цифр, всевозможных данных: автор приводит примеры ( цифры, таблицы ), ссылается, опирается, аргументирует, обосновывает, иллюстрирует, подтверждает, доказывает, сравнивает, сопоставляет, исходит и др.

8. Глаголы, используемые для выражения позиции автора: автор соглашается, возражает, опровергает, критикует, расходится во взглядах, выдвигает доказательства, приводит аргументы и др.
СТРУКТУРНАЯ СХЕМА ДЕЛОВОГО ПИСЬМА.

РЕЧЕВЫЕ КОНСТРУКЦИИ
По содержанию и назначению письма могут быть следующих типов:

-письмо- сообщение (информационное);

- письмо- инструкция;

- письмо- просьба;

- письмо- запрос;

- письмо – напоминание;

- гарантийное письмо;

- сопроводительное письмо;

- письмо- предложение;

- письмо- приглашение;

- письмо- подтверждение;

- письмо- благодарность;

- письмо- ответ.

Текст любого письма состоит из: 1) обращения, 2) вводной части, 3) основной части, 4) заключения.

1. Обращение (используется стандартная форма: должность, фамилия, имя, отчество). Если не предполагается конкретное лицо, обращение можно опустить.

Языковые клише: возможно использование прилагательных -уважаемый, многоуважаемый, высокоуважаемый, дорогой и др.

2. Вводная часть ( излагается повод для письма).

Языковые клише:

-в связи с…

-согласно контракту от 12. 03. 05. № 16…..

-нами рассмотрены Ваши предложения…

-ознакомившись с программой работы…

-сообщаем Вам…

3. Основная часть ( формулируется главная цель письма: сообщение, предложение, отказ, ответ, запрос, просьба, гарантия, напоминание, приглашение, благодарность и др.). Суть дела излагается от первого лица в ед. ч. или мн.ч., а также от третьего лица.

Языковые клише:

-рады сообщить Вам…

-информируем Вас о том, что…

-извещаю, что…

-ставим Вас в известность, что…

-сообщаю Вам, что…

-к сожалению, мы не можем…

-просим рассмотреть вопрос…

-прошу ответить…

-направляем Вам…

-высылаем Вам..

-напоминаем Вам…

-подтверждаю, что...

4. Заключение ( выражается надежда на ответ, на положительное решение вопроса, признательность, пожелание, чтобы встреча состоялась, переписка была продолжена и т.п.).

Языковые клише:

-надеемся получить ответ в ближайшее время…

-просим ответить в трехдневный срок…

-выражаем надежду…

-надеемся на дальнейшее сотрудничество…

-заранее благодарны…

-с уважением…
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
Вариант 1

I. Нормы литературного языка

Задание 1. Спишите. Поставьте ударения в словах.

Филантропия, мусоропровод, гальванометр, обеспечение, дремота, августовский, километр, христианин, огниво, асимметрия, договор, пуловер, эксперт, цензор, флюорография, квартал, ходатайствовать, цемент, завидно, экспертный, закупорил, ввезен, запломбировал, родился, некролог.

Задание 2. Подберите русские синонимы ( слова или словосочетания ) к словам иноязычного происхождения:

альянс, брифинг, гарантия, остракизм, рэкет, корректировать, сленг, девиация, миссия, сертификат, имидж, эмбарго, мандат, пролонгация, апатия.

Задание 3. Образуйте от данных существительных форму именительного падежа множественного числа. Поставьте ударения. В случае затруднений обращайтесь к словарю.

Рог, берег, директор, черт, корпус, образ, доктор, договор, булка, цех, якорь, человек, тон, округ, ножницы.

Задание 4. Составьте предложения с фразеологизмами.

Например: Ребенок находится между двух огней, когда нет единых требований со стороны родителей.

Манна небесная; кормить завтраками; с распростертыми объятиями; сломя голову; дело в шляпе, рыльце в пуху, не в своей тарелке, выжатый лимон, куда кривая выведет, проглотил язык.

Задание 5. Определите род имен существительных. Подберите прилагательные, правильно согласуя их с существительными. Например: ароматный кофе.

Мозоль, визави, Токио, регби, бюллетень, шампунь, виски, эсперанто, самбо, цунами, какаду, пенальти, кофе, бра, жюри.

Задание 6.Исправьте лексические, грамматические и стилистические ошибки в предложениях. Запишите их в отредактированном виде.

Примечание: в ответе исходные варианты можно не указывать.

  1. Состоялся первый дебют молодой актрисы на московской сцене.

  2. В этом тексте выступления много дефектов.

  3. Во время интервала между уроками в аудиторию вошел преподаватель.

  4. Студенты первого курса для вселения в общежитие должны предоставить справки.

  5. Можно начинать собрание: форум уже есть.

  6. За нетактическое поведение пассажиру сделали замечание.

7. Первое полгода пролетело быстро.
II. Стилистика

Задание 1.Прочитайте предложения, взятые из различных документов. Найдите ошибки, связанные с лексической сочетаемостью, и исправьте их. .

1. Пришлось ознакомиться с выводами комиссии, проведенной год назад. 2. Эта проблема с каждым днем ухудшается. 3. В этом главное место переживаемого момента. 4. Он пытался провозгласить на практике свои идеи. 5. Коллектив завода принял обязательство ускорить выпуск новой модели.

Задание 2. Употребите данные предлоги с существительными в нужном падеже Например: согласно + существительное (закон) - согласно закону.

В целях, в отношении, на предмет, в силу, в части, в связи, в соответствии, по линии, в течение, во избежание, на основании.

Задание 3. Закончите фразы деловых писем:

  1. В ответ на Ваш запрос…

  2. Напоминаем, что…

  3. Мы можем рекомендовать Вам…

  4. Просим принять участие…

  5. Надеемся, что наша просьба…

  6. Все, что Вам необходимо…

7. Сообщаем, что Ваша заявка…

Задание 4. Прочитайте текст. Отредактируйте его так, чтобы он мог быть частью научной статьи. Запишите его в исправленном виде.

Цель моей работы: мне хотелось понять особенности функционирования языка за последние 10- 15 лет, в чем состоит сущность изменений. Ведь раньше язык был другой. Для этого я выписал новые, как мне показалось, слова из газет, книг, журналов. Но тут встал вопрос: эти слова новые для меня или новые в языке вообще? Я стал искать эти слова в разных словарях. Если этих слов не было в словарях, значит, они появились недавно. Бывало и так: слово в словаре я находил, но значение у него совсем другое сейчас. В конце концов я составил список слов – и довольно приличный. Потом нужно было эти слова как- то распределить. После этого я понял, что в русском языке новые слова поступают несколькими путями…

Задание 5. Прочитайте данные слова и словосочетания. Выберите те, которым свойственна окраска: а) официально-делового стиля; б) научно-технического стиля; в) общеупотребительная лексика.

Воздать должное, нетрудоспособность, вода, кибернетическое устройство, точка зрения автора, принять к исполнению, быстро, ключ к проблеме, страховой полис, дерево, предписывать, убедительно звучит тезис, чудесный случай, доводим до Вашего сведения, природа, проводить исследования, автор делает вывод, ходатайствовать, недостатки работы, животные, сущность проблемы сводится, обвинительный приговор, антигидрид, ВАЗ, ГОСТ.

Задание 6.Подберите научную статью по своей специальности. Приведите ее выходные данные.

1.Выпишите из нее 5 терминов, дайте им толкование.

2. Напишите аннотацию (4-5 предложений).
Вариант 2

I. Нормы литературного языка

Задание 1. Спишите. Поставьте ударения в словах.

Квартал, ходатайствовать, атлет, партер, диспансер, мусоропровод, нефтепровод, бармен, полисмен, упрочнение, новорожденный, обеспечение, жалюзи, вероисповедание, каталог, километр, феномен, глашатай, эксперт, завидно, некролог, украинский, филантропия, красивее, закупорил.

Задание 2. Подберите русские синонимы ( слова или словосочетания ) к словам иноязычного происхождения:

вакансия, инцидент, катаклизм, ностальгия, рейтинг, компенсация, иждивенец, интеракция, гендерный, дискриминация, фрустрация, саммит, электорат, вербальный, контракт.

Задание 3. Образуйте от данных существительных форму именительного падежа множественного числа. Поставьте ударения. В случае затруднений обращайтесь к словарю.

Ухо, лифт, инспектор, торт, аптекарь, котенок, мастер, профессор, человек, катер, сторож, флигель, бухгалтер, хлеб, булка.

Задание 4. Составьте предложения с фразеологизмами.

Например: Ребенок находится между двух огней, когда нет единых требований со стороны родителей.

Плакать в жилетку; рог изобилия; прикусить язык; за длинным рублем; лезть на рожон; ни слуху ни духу; мартышкин труд; как об стенку горох; душа нараспашку; сесть в калошу.

Задание 5. Определите род имен существительных. Подберите прилагательные, правильно согласуя их с существительными. Например: ароматный кофе.

Рояль, лебедь, плацкарт, манжет(а), Дели, непоседа, бандероль, кольраби, рандеву, галифе, резюме, шимпанзе, манго, турне, каноэ.

Задание 6. Исправьте лексические, грамматические и стилистические ошибки в предложениях. Запишите их в отредактированном виде.

Примечание: в ответе исходные варианты можно не указывать.

1. В спорте большое значение играет упорная тренировка, выдержка, упорство.

2. Станция может с большим эффектом снабжать энергией завод.

3. В этом тексте выступления много дефектов.

4. Во время интервала между уроками в аудиторию вошел преподаватель.

5. Картины стали неотъемлемой частью вернисажей.

6. Хоккейная команда потерпела фиаско.

7. Теперь эта плеяда тракторов переводится на дешевое дизельное топливо.
II.Стилистика

Задание 1. Составьте и напишите деловому партнеру письмо- ответ. С содержанием данного письма согласуется употребление ключевой формулы: « В ответ на Ваше письмо от….».

Задание2.На основе материалов современной прессы продолжите список прилагательных, сочетающихся со словами:

политика: налоговая, маркетинговая…

оппозиция: политическая, легальная…

цикл: календарный, биологический…

власть: политическая, федеральная…

доход: минимальный, семейный…

Задание 3. Закончите фразы деловых писем :

  1. Просим организовать…

  2. Необходимо подписать контракт…

3.Предлагаем получить…

4.ООО « Милена» извещает…

5. Сообщите о результатах...

6.Торговая кампания предлагает…

7. Агентство недвижимости напоминает…

Задание 4. Составьте объяснительную записку, которую необходимо написать в следующей ситуации: вы опоздали на экзамен.

Задание 5. Прочитайте данные слова и словосочетания. Выберите те, которым свойственна окраска: а) официально-делового стиля; б) научно-технического стиля; в) общеупотребительная лексика.

Социология, поставить на вид, строение вещества, составить конспект, выплата пособий, прогулка, соглашение, отечественные производители, сад, директор фирмы, аннотация, ответчик, техническое содействие, направляем письмо-сообщение, принято к исполнению, проект-контракт, психология, парк, гарантийное письмо, прошу сообщить, культура, дана в учебное заведение, истец, спрос имеется, установленный порядок.

Задание 6. См. вариант 1, раздел « Стилистика», задание 6.
Вариант 3

I. Нормы литературного языка

Задание 1. Спишите. Поставьте ударения в словах.

Генезис, ломота, атлет, диспансер, экспертный, красивее, закупорил, избаловал, немота, апокалипсис, ходатайствовать, газопровод, гастрономия, каталог, гальванометр, хронометр, километр, христианин, кулинария, наркомания, паралич, асимметрия, договор, некролог, бармен.

Задание 2. Подберите русские синонимы ( слова или словосочетания ) к словам иноязычного происхождения:

респондент, конформизм, прерогатива, инцидент, канон, конфронтация, стагнация, апатия, толерантность, санкция, вербальный, ностальгия, рэкет, сленг, дивиденд.

Задание 3. Составьте предложения с фразеологизмами.

Например: Ребенок находится между двух огней, когда нет единых требований со стороны родителей.

Сидеть сложа руки; считать ворон; поймать на удочку; ни к селу ни к городу; мышиная возня; выжатый лимон; шапочный разбор; смотреть сквозь пальцы; перегибал палку; шаром покати.

Задание 4. Образуйте от данных существительных форму именительного падежа множественного числа. Поставьте ударения. В случае затруднений обращайтесь к словарю.

Берег, офицер, колено, том, фронт, погреб, веер, соболь, красота, договор, инженер, очки, колено, ветер, хлеб.

Задание 5. Определите род существительных. Подберите прилагательные, правильно согласуя их с существительными. Например: ароматный кофе.

Авеню, бигуди, галифе, конферансье, сабо, салями, филе, хинди, фрау, цеце, леди, меню, Миссисипи, мозоль, какао.

Задание 6. Исправьте лексические, грамматические и стилистические ошибки в предложениях. Запишите их в отредактированном виде.

Примечание: в ответе исходный вариант можно не указывать.

1. Он пытался на практике провозгласить свои идеи.

2. Коллектив завода принял обязательство ускорить выпуск новой модели.

3. Эта проблема с каждым днем ухудшается.

4. Достижение этой гуманной цели не лимитируется ни состоянием науки и техники, ни запасами труда и средств.

5. Большое значение в управлении производством имеет система маркетинга.

6. Профилактическое влияние новых лекарственных средств еще более разительно.

7. Станция может с большим эффектом снабжать энергией завод.
II.Стилистика

Задание 1.Составьте и напишите деловому партнеру письмо- просьбу, используя все реквизиты делового письма. С содержанием данного письма согласуется употребление ключевого глагола «просить». В тексте возможна стандартная формула мотивации : «В целях ознакомления с…».

Задание 2. Пользуясь толковыми словарями, определите значения следующих слов, их смысловые и стилистические особенности. Составьте с ними предложения.

Группа, группировка, клика, банда; помощник, пособник, соучастник, партнер; договор, пакт, сделка, конвенция, соглашение; доход, рента, дивиденд, прибыль.

Задание3. Закончите фразы деловых писем.

1.Мы будем рады обслужить Вас… 5.Сообщите партнерам…

2.Мы приложим все усилия… 6.Высылаем запрошенную Вами…

3.Просим подтвердить… 7.Поблагодарите партнеров…

4.Благодарим за возможность…

Задание 4. Составьте текст доверенности в ситуации: Вам необходимо, чтобы заработную плату получил ваш коллега.

Задание 5. Прочитайте данные слова и словосочетания. Выберите те, которым свойственна окраска: а) официально-делового стиля; б) научно-технического стиля; в) общеупотребительная лексика.

Единовременное пособие, дипломная работа, несоблюдение, надлежащий, прямые обязанности, ветер, грамматика, режим работы, фтор, изложить факты, вид, директор института, аргументы, медицина, дом, судебный иск, реферат, служебные обязанности, тезис, доказательство, архитектура, преобразователь, испытание автомобиля, эффективность исследования, фильтрация раствора.

Задание 6. См. вариант 1, раздел « Стилистика», задание 6.
Вариант 4

I. Нормы литературного языка

Задание 1. Спишите. Поставьте ударения в словах.

Жалюзи, родился, ходатайствовать, партер, диспансер, газопровод, цыган, нефтепровод, заразит, звонит, новорожденный, феномен, обеспечение, хронометр, диоптрия, вероисповедание, квартал, каталог, километр, благовест, бармен, эксперт, завидно, экспертный, паралич.

Задание 2. Подберите русские синонимы (слова или словосочетания) к словам иноязычного происхождения:

консенсус, бизнес, коррупция, остракизм, альянс, раритет, миграция, рейтинг, эмбарго, цитадель, ликвидация, дифференциация, контракт, конфронтация, дебитор.

Задание 3. Образуйте от данных существительных форму именительного падежа множественного числа. Поставьте ударения. В случае затруднений обращайтесь к словарю.

Человек, тормоз, образ, пояс, красота, трактор, пекарь, длина, бухгалтер, слесарь, порт, почерк, аптекарь, диспетчер, год.

Задание 4. Составьте предложения с фразеологизмами.

Например: Ребенок находится между двух огней, когда нет единых требований со стороны родителей.

Играть первую скрипку; не в бровь, а в глаз; брать быка за рога; длинный язык; сидеть сложа руки; без году неделя; точил лясы; из мухи слона; золотые руки; кот наплакал.

Задание 5. Определите род имен существительных. Подберите прилагательные, правильно согласуя их с существительными. Например: ароматный кофе.

Эскимо, Онтарио, сулугуни, танго, шимпанзе, дитя, такси, сабо, леди, купе, бра, метро, джерси, дитя, бюллетень.

Задание 6. Исправьте лексические, грамматические и стилистические ошибки в предложениях. Запишите их в отредактированном виде.

Примечание: в ответе исходный вариант можно не указывать.

1. В час пик поезда метро наполнены до отвала.

2. Кафедра организовала и руководит производственной практикой студентов.

3. Приведенные факты в докладе свидетельствуют о больших успехах медицины.

4. Председатель собрания представил слово докладчику.

5.Автор статьи пишет еще об одном требовании Л. Н. Толстого к языку, о требовании простоты и ясности, понятливости.

6.Уважаемые студенты, получите студенческие билеты в деканате.

7.Мне некогда заниматься с младшим братом. Я сегодня очень занятый.
II.Стилистика

Задание 1. Составьте и напишите деловому партнеру письмо - благодарность. Основа такого письма может быть следующей : « Благодарим Вас за приглашение участвовать в работе семинара, а также за присланную Вами программу…».

Задание2.На основе материалов современной прессы продолжите список прилагательных, сочетающихся со словами:

политика: налоговая, маркетинговая…

оппозиция: политическая, легальная…

цикл: календарный, биологический…

власть: политическая, федеральная…

доход: минимальный, семейный…

Задание 3. Закончите фразы деловых писем:

1.Просим направить…

2.Благодарим за участие…

3.Сообщите информацию…

4.Необходимо заключить договор…

5.Следует известить…

6.Приглашаем на работу…

7.Возложить контроль…

Задание 4. Дайте полную запись следующих слов, расшифровав сокращения.

З – д ; ин – т; ист.; ф – ка; конф.; хим.; хоз.; пед.; произ.; р-н; зав.; нац.; лаб.; фил.; обл.; пром-ть; отд.; адм.;о-во.

Задание 5. Прочитайте данные слова и словосочетания. Выберите те, которым свойственна окраска: а) официально-делового стиля; б) научно-технического стиля; в) общеупотребительная лексика.

Химическое строение, рецензия, род, имущественная декларация, сберегательная книжка, концентрированный раствор, соль, двор, социология, экономика, доцент, строение молекул, море, судебный пристав, автополигон, метеорологическая служба, электрический заряд, субсидии, коллективный договор, результаты исследований, причина увольнения, принятие решений, поставить на вид, выдвинуть требования, прошу уволить.

Задание 6. См. вариант 1, раздел « Стилистика», задание 6.
Вариант 5

I. Нормы литературного языка

Задание 1. Спишите. Поставьте ударения в словах.

Цемент, обеспечение, ходатайствовать, газопровод, партер, диспансер, алкоголь, пурпур, нефтепровод, бармен, заразит, упрочнение, новорожденный, вероисповедание, каталог, километр, феномен, сосредоточение, эксперт, жалюзи, завидно, экспертный, украинский, красивее, пуловер.

Задание 2. Подберите русские синонимы ( слова или словосочетания ) к словам иноязычного происхождения:

менталитет, иммунитет, дискриминация, компенсация, апатия, электорат, имидж, саботаж, коммюнике, инсинуация, брифинг, нонсенс, индифферентный, превалировать, дефект.

Задание 3. Составьте предложения с фразеологизмами.

Например: Ребенок находится между двух огней, когда нет единых требований со стороны родителей.

Лед тронулся; каши не сваришь; держаться в тени; закрывать глаза; остаться с носом; голова садовая; бить баклуши; как гром среди ясного неба; куда кривая выведет; игра не стоит свеч.

Задание 4. Образуйте от данных существительных форму именительного падежа множественного числа. Поставьте ударения. В случае затруднений обращайтесь к словарю.

Ордер, якорь, образ, паспорт, инженер, брюки, договор, выбор, сын, сектор, ножницы, счет, флигель, фронт, почерк.

Задание 5.Определите род существительных. Подберите прилагательные, правильно согласуя их с существительными. Например : ароматный кофе.

Цунами, рандеву, Дели, регби, бигуди, картофель, рояль, эмбарго, бра, плацкарт, иваси, пальто, МВД , ПО, вестибюль.

Задание 6. Исправьте лексические, грамматические и стилистические ошибки в предложениях. Запишите их в отредактированном виде.

Примечание: в ответе исходные варианты можно не указывать.

1.Очнувшись, я мгновенно припомнил все происшедшее.

2.Результаты следствия ясны всем; осталось резюмировать приговор.

3.Вечером в доме стояла почти полная тишина.

4.На протяжении матча защита не раз оказывалась в затруднительных ситуациях.

5.Я быстро сложил вещи в сумку и развернул письмо.

6.Герою пришлось вынести много препятствий.

7.Это был первый литературный дебют будущего великого писателя.
II. Стилистика

Задание 1.Составьте и напишите деловому партнеру письмо- напоминание. Ключевым словом в тексте такого письма будет глагол « напоминать». Текст письма можно начать с фразы : « Напоминаем Вам, что до открытия выставки остается 2 месяца…».

Задание 2. Составьте предложения, характерные для официально- делового стиля, используя следующие слова:

по линии, в связи, в силу, в части, на основании, в отношении, в целях, ввиду, на предмет, в соответствии, по причине, с согласия.

Задание 3. Прочитайте предложения, взятые из деловых бумаг. Найдите лексические ошибки, определите характер и исправьте их.

1. Гражданка Спиридонова М.С. обратилась с заявлением о разводе брака. 2. Споры нередко доходили до прямых оскорблений во лжи. 3. Пишите Ваши инициалы полностью. 4. Эффективность режима экономии во многом зависит от того, насколько лимитируются финансовые расходы. 5. На вверенной Вам территории необходимо еще возвести баню для жителей села.6. Сообщаем наши реквизиты: Саратов, 413800. Ул. Кирпичная 33. 7. Сим письмом извещаем Вас, что вышепоименованный документ приобщаем к делу.

Задание 4. На основе материалов современной прессы продолжите список прилагательных, сочетающихся со словами:

собрание: отчетное, предвыборное…

отпуск: ежегодный, ученический…

служба: диспетчерская, миграционная…

рынок: инвестиционный, хозяйственный…

система: политическая, экономическая…

Задание 5. Прочитайте данные слова и словосочетания. Выберите те, которым свойственна окраска: а) официально-делового стиля; б) научно-технического стиля; в) общеупотребительная лексика.

Решение принято, прошу уволить, производитель, независимый эксперт, реферат, нормы языка, ложь, доказательство, рабочий день, опровергнуть рассуждения, изменить решение, наградить, привет, проанализировать статью, вопрос, возобновить отношения, точка зрения, независимая экспертиза, иск, логические конструкции, работа транспорта, исследования на автополигоне, магний, постановить, резолюция.

Задание 6. См. вариант 1, раздел « Стилистика», задание 6.
Вариант 6

I. Нормы литературного языка

Задание 1. Спишите. Поставьте ударения в словах.

Знахарь, досуг, пурпур, феномен, каталог, пиала, квартал, заговор, мусоропровод, христианин, договор, эксперт, кулинария, наркомания, римлянин, упрочение, маркетинг, заразит, звонит, мизер, умолит, залеченный , согнутый, цыган, гастрономия.

Задание 2. Запишите русский эквивалент следующих слов иноязычного происхождения:

менталитет, дебитор, инсинуация, консалтинг, нонсенс, паблисити, фиаско, ваучер, эмбарго, миграция, тотем, легитимный, дивиденд, рейтинг, ксенофобия.

Задание 3.Исправьте ошибки в употреблении паронимов.

1. «В его произведениях мало эффективных исторических событий».2. «Действие происходит на Волге, где раскрывается прекрасный пейзаж».3. «Обе покончили жизнь самоубийством из-за непристойного отношения к ним общества».4. « Эти люди не достойны милостыни Христа».5. « Мы не знаем, какие социальные условия сформулировали его характер».6. « Он вызвал у педагогов какую-то неприятность и раздражение».7. «Слово « очарованный» носит некую мистическую ноту в предложении».

Задание 4. Составьте предложения с фразеологизмами.

Например: Ребенок находится между двух огней, когда нет единых требований со стороны родителей.

Дело в шляпе; медвежья услуга; рог изобилия; на всю катушку; лезть на рожон; взять себя в руки; проглотил язык; набивать карман; как гора с плеч свалилась; в поте лица своего.

Задание 5. Определите род существительных. Подберите, прилагательные, правильно согласуя их с существительными. Например: ароматный кофе.

Босоножка, рельс, мансарда, денди, атташе, конферансье, маэстро, колибри, иваси, цеце, кафе, антресоль, бикини, фасоль, шоу .

Задание 6. Исправьте лексические, грамматические и стилистические ошибки в предложениях. Запишите их в отредактированном виде.

Примечание: в ответе исходные варианты можно не указывать.

  1. Герою пришлось вынести много препятствий.

  2. Основной словарный фонд русского языка составляет общенародная лексика.

  3. Погода сопутствовала хорошему отдыху.

  4. Те, кто обладает детьми и внуками, знают, что дети любят сказки.

5.Все зависящие меры от нас для предотвращения катастрофы были приняты.

6.Войдя в автобус, не забудь оплатить за проезд.

7.Докладчик оперировал с непроверенными данными.

II. Стилистика

Задание 1. Составьте текст внутренней докладной записки, состоящей из двух частей- констатации сложившейся сложной ситуации в Вашем учреждении и Ваших предложений по разрешению этой ситуации. Следите за сохранением официально – делового стиля на протяжении всего текста.

Задание 2. Образуйте словосочетания, имеющие окраску официально-делового стиля, добавив к первой группе существительных соответствующие прилагательные, ко второй группе существительных- необходимые глаголы. Составьте фразы с полученными словосочетаниями.

Лицо, дети, действия, полномочия, наказание, пособие, органы.

Контроль, выговор, ошибка, дисциплина, совещание, обязанности, должностные оклады.

Задание 3. Прочитайте фрагменты газетных статей. Найдите в них стилистические ошибки, исправьте их.

1. Президенту следует внести ряд изменений в систему финансирования работ по восстановлению экономики и социальной сферы Чечни.2. Авторы многое придумали для того, чтобы сделать муниципальный эфир более интересным. Программа предложила совершенно новую концепцию музыкальной передачи, сделав ее более модной, стильной, современной, придумав огромное количество компьютерных фишек и наворотов, применив новую технику монтажа. 3. Тут с террористами не цацкались бы, поскольку наша страна строго придерживается положений Чикагской ( 1944г.) конвенции, в соответствии с которыми обязалась выдавать угонщиков.

Задание 4.На основе материалов современной прессы продолжите список прилагательных, сочетающихся со словами:

язык: национальный, литературный…

предприятие: убыточное…

климат: инвестиционный…

запас: годовой...

опыт: политический…

Задание 5. Прочитайте данные слова и словосочетания. Выберите те, которым свойственна окраска: а) официально-делового стиля; б) научно-технического стиля; в) общеупотребительная лексика.

Статья закона, право выбора, личная неприкосновенность, рукописи, приговор, космическая лаборатория, ваучер, пенсионный документ, встреча, ликвидировать задолженность, алюминий, договор- контракт, зачетная книжка, стол, отечественное автомобилестроение, двигатель, история, правовой нигилизм, технические данные, курсовая работа, письмо- приглашение, ответчик, политическая социология, долевое участие, регламент, акционерное общество.

Задание 6. См. вариант 1, раздел « Стилистика», задание 6.
Вариант 7

I. Нормы литературного языка

Задание 1. Спишите. Поставьте ударения в словах.

Аналог, немота, приданое, отрочество, пуловер, вечеря, боязнь, вербовщик, озвучение, ремень, селянин, таможня, добыча, задолго, уведомить, отсвет, грошовый, электропривод ,индустрия, присовокупить, баржа, прожита, клала, асимметрия, приданы.

Задание 2. Подберите русские синонимы (слова или словосочетания ) к словам иноязычного происхождения:

корреляция, лобби, урбанизация, риторика, иллюзия, гендерный, вульгарный, дифференциация, интеграция, волонтер, анархизм, бартер, гуманизм, девальвация, рентабельность.

Задание 3. Образуйте от данных существительных форму именительного падежа множественного числа. Поставьте ударения. В случае затруднений обращайтесь к словарю.

Свитер, инженер, орден, лист, профессор, редактор, трактор, поезд, пропуск, лагерь, кондуктор, лифтер, черт, доцент, лектор.

Задание 4. Составьте предложения с фразеологизмами.

Например: Ребенок находится между двух огней, когда нет единых требований со стороны родителей.

Тянуть волынку; золотые руки; шаром покати; в поте своего лица; ни рыба ни мясо; взять себя в руки; кот наплакал; голова садовая; лить крокодиловы слезы; шапочный разбор.

Задание 5.Определите род существительных. Подберите прилагательные, правильно согласуя их с существительными. Например: ароматный кофе.

Босоножка, рельс, мансандра, денди, атташе, конферансье, колибри, маэстро, иваси, цеце, диван- кровать, бра, шампунь, тюль, бюллетень.

Задание 6. Определите значение паронимов. Исправьте ошибки.

1. Друзья знают об опасности, которая предостерегает Павла. 2. Он продолжал говорить, не давая себе отчета в сказанном. 3. Они закостенели в своем невежестве. 4. Их творчество помогает отечеству не тратить нравственные ценности. 5. При помощи голоса артист умел преподавать тончайшие душевные переживания. 6. Слезы сами нарывались на глаза. 7. Он выглядел красиво и одет был праздно.
II. Стилистика

Задание 1. Прочитайте языковые обороты, взятые из деловой корреспонденции. Предложите более короткую запись этих оборотов без потери информативности.

Абсолютно новый документ; собранные вместе материалы; продолжающиеся далее инциденты; сотрудничать вместе с Вами; каждый в отдельности считает; что приложенное при этом заявление; точно совпадающие данные; повторите снова Ваше предложение; все еще остается не решенным; я прошу Вас.

Задание 2. Составьте и запишите текст делового письма – приглашения (например, на выставку- ярмарку, конференцию или семинар). Текст письма может начинаться так: « Приглашаем Вас принять участие в работе семинара ( выставке)…». Далее следует указать время и место проведения мероприятия..

Задание 3. На основе материалов современной прессы продолжите список прилагательных, сочетающихся со словами:

склад: товарный…

средства: законные…

ресурсы: трудовые…

продукт: некачественный…

помощь: социальная…

Задание 4.Прочитайте предложения. Найдите лишние слова и выражения, « общие фразы», устраните многословие, исправьте предложения.

1.Сегодня коллектив архитекторов этого института по праву может называться молодежным. 2. За истекший период в журнале опубликовано 820 специальных статей различного содержания, кроме того, 50 статей под рубрикой « Из опыта работы проектных организаций» и около 100 заметок. В написании статей и заметок приняли участие около 1000 авторов. 3. Работа здесь всегда проходит в творческом содружестве архитекторов младшего и старшего поколений.4. Предлагаемая вниманию читателей книга содержит перевод первого тома отредактированных лекций по наиболее актуальным вопросам современной квантовой химии.

Задание 5. Прочитайте данные слова и словосочетания. Выберите те, которым свойственна окраска: а) официально-делового стиля; б) научно-технического стиля; в) общеупотребительная лексика.

Конференция, вода, извещение, заключить договор, цветок, спортивный комитет, трудовой договор, санкция, технология машиностроения, психология, физика, техническое оборудование, прошу рассмотреть, паспорт, красота, страховой полис, метод прессования, механика, доверяю получить, совет директоров, парламент, конспект, словарь, атом, знание закона.

Задание 6. См. вариант 1, раздел « Стилистика», задание 6.
Вариант 8

I .Нормы литературного языка

Задание 1. Спишите. Поставьте ударения в словах.

Рефлексия, знамение, искра, перегруженный, инсульт, патриархия, переходный, кухонный, свекла, фетиш, танцовщик, кедровый, незаконнорожденный, дефис, оптовый, баржа, бармен, августовский, жалюзи, вероисповедание, мусоропровод, эксперт, феномен, каталог, диспансер.

Задание 2. Подберите русские синонимы (слова или словосочетания ) к словам иноязычного происхождения:

дилетант, раритет, девальвация, презентация, индифферентный, цита дель, тенденциозность, инаугурация, мануальный, дилер, превалировать, импичмент, презентовать, бартер, корректив.

Задание 3. Составьте предложения с фразеологизмами.

Например: Ребенок находится между двух огней, когда нет единых требований со стороны родителей.

Как гора с плеч свалилась; смотреть сквозь пальцы; след простыл; куда кривая выведет; голова садовая; важная птица; точить лясы; перегнуть палку; земля из- под ног ушла; шаром покати.

Задание 4. Определите значение паронимов. Составьте с ними предложения так, чтобы определить различия в их значении.

Трепетал- трепал; побудить- пробудить; расписывать- описывать; тратить- утратить; нарывались- наворачивались; наступил- ступил; отделить- обделить; роман- романс; воспринимает- приемлет.

Задание 5. Образуйте от данных существительных форму именительного падежа множественного числа. Поставьте ударения. В случае затруднений обращайтесь к словарю.

Снег, конденсатор, колено, кузов, невод, штабель, крейсер, инопланетянин, офицер, кузов, лоскут, джемпер, учитель, пропуск, ректор.

Задание 6. Исправьте лексические, грамматические и стилистические ошибки в предложениях. Запишите их в исправленном виде.

Примечание: в ответе исходные варианты можно не указывать.

1.В свою рекламную компанию фирма предлагает товары по дешевой цене.

2.Эта высокая награда переполняет и чувство радости и чувство гордости, но налагает и чувство ответственности.

3.Я абсолютно согласен о том, что вокруг реформы русского языка слишком много шума.

4.В пакете находилась записка с угрожающим содержанием.

5.Мы будем говорить о телевидении с очень крупным на то специалистом.

6.Для творческих личностей тема родины занимает особое положение. 7.Я подотчетен только перед правлением акционеров.
II. Cтилистика

Задание 1. Составьте предложения, характерные для официально- делового стиля, используя следующие слова:

в течение, во избежание, на основании, в счет, ввиду, в ответ, в случае, по линии, в дополнение.

Задание 2.Составьте небольшое деловое письмо, в котором выразите благодарность Вашим партнерам за предоставленные услуги.

Задание 3. На основе материалов современной прессы продолжите список прилагательных, сочетающихся со словами:

собрание: законодательное…

ответственность: политическая…

язык: международный…

газета: партийная…

предприятие: рентабельное…

Задание 4. Составьте предложения научного стиля, используя обороты:

1. Опыты показали…

2. Как известно…

3. Следует добавить…

4. Нами было проведено исследование…

5. Сделаны выводы…

6. С точки зрения автора…

7. 7. Статья посвящена…

Задание 5. Прочитайте данные слова и словосочетания. Выберите те, которым свойственна окраска: а) официально-делового стиля; б) научно-технического стиля; в) общеупотребительная лексика.

Радость, дипломная работа, сервер, политология, соискатель, сад, указать недостатки, приказ, техническое оснащение, аннотация, акция, исследуемая проблема, геронтология, прошу перевести, отечественные производители, не соответствует действительности, нарушение дисциплины, каучук, алюминий, согласовано, трава, характеристика, генетика, квантовая химия, программирование.

Задание 6. См. вариант 1, раздел « Стилистика», задание 6.

Вариант 9

I. Нормы литературного языка

Задание 1.Спишите. Поставьте ударения в словах.

Ветеринария, благовест, диоптрия, коклюш, созыв, незаконнорожденный, меновой, оптовый, патриархия, приданое, тигровый, исконно, псевдоним, черпать, титульный, дефис, баллотировать, валовой, вчистую, переходный, немота, инсульт, танцовщик, развитой, паралич.

Задание2.Подберите русские синонимы (слова или словосочетания) к словам иноязычного происхождения:

дефект, тенденциозность, реанимация, раритет, превалировать, прерогатива, альянс, эксклюзивный, апеллировать, секвестр, антагонизм, импичмент, респондент, инвестор, аудитор.

Задание3. Составьте предложения с фразеологическими оборотами.

Например: Ребенок находится между двух огней, когда нет единых требований со стороны родителей.

Из мухи слона; след простыл; шапочный разбор; положа руку на сердце; голова садовая; точить лясы; пятое колесо телеги; мартышкин труд; лить крокодиловы слезы; как об стенку горох; рыльце в пуху.

Задание 4.Образуйте от данных существительных форму именительного падежа множественного числа. Поставьте ударения. В случае затруднений обращайтесь к словарю.

Снег, ведро, бланк, заявления, длина, очередь, печь, подпись, вещь, лоскут, невод, инопланетянин, лицо, год, кузов.

Задание 5. Подберите антонимы к словам.

Второпях, трусость, крутой, острый, быстро, разрушать, дерзкий, ругать, радость, слава, мокрый, потерять, война, молчаливый, любить.

Задание 6.Исправьте лексические, грамматические и стилистические ошибки в предложениях. Запишите их в исправленном виде.

Примечание: в ответе исходные варианты можно не указывать.

1.То, что происходит сейчас на факультете, это настоящий анонс.

2.Это исследование имеет большую роль в развитии современной науки.

3.Они уже сейчас готовые к экзамену.

4.Я попросил подругу принести свои записи лекций.

5.Эта статья содержательная и интересна.

6.Следует наметить следующие особенности текста.

7.Не всегда существует взаимопонимание между народом и их представителями в Законодательном собрании.
II. Стилистика

Задание 1.Составьте и напишите текст делового письма- напоминания.

Примечание: ключевым словом в тексте письма будет глагол « напоминать».

Задание 2.Найдите ошибки, допущенные автором заявления, отредактируйте текст.

Декану вечерне- заочного факультета

Александру Ивановичу

Кузнецову

от студента 1 курса

специальности «социальная работа»

Денисова Игоря
Прошу предоставить академический отпуск.

09.08.05.

( Подпись)

Задание 3. На основе материалов современной прессы продолжите список прилагательных, сочетающихся со словами:

стиль: функциональный…

события: исторические…

ошибка: грамматическая…

пособие: единовременное…

власть: региональная…

политика: международная…

Задание 4.Дайте сокращения следующих слов, принятые в деловом стиле:

Санкт – Петербург, административный, ассоциация, высший, город, доктор, доцент, кандидат, кафедра, квартал, хозяйство, министерство, младший, Москва, область, общество, объединение, отдел, отделение, промышленность, раздел, районный, республика, северный, станция, старший, университетский.

Задание 5. Прочитайте данные слова и словосочетания. Выберите те, которым свойственна окраска: а) официально-делового стиля; б) научно-технического стиля; в) общеупотребительная лексика.

Семиотика, исследование проблемы, периметр, технологические факторы, квитанция, резюме, рак, автобиография, треугольник, трудовой договор, письмо- извещение, истец, механика, конспект, педагогическое собрание, избрать на должность, библиография, автор исследует, совместный проект, скорость погрузчика, рыхлительный агрегат.

Задание 6. См. вариант 1, раздел « Стилистика», задание 6.

Вариант 10

I. Нормы литературного языка

Задание 1. Спишите. Поставьте ударения в словах.

Звонит, правы, договор, каталог, начата, соврала, облегчить, плохи, каталог, жалюзи, флюорография, аналог, наркомания, диспансер, упрочение, ходатайствовать, асимметрия, километр, партер, феномен, бармен, селянин, черпать, благовест, инсульт.

Задание 2. Подберите антонимы к словам.

Румяный, храбрость, счастье, второпях, мокрый, смех, миловать, висеть, пропажа, разумник, временный, ругать, награда, война, молчаливый.

Задание 3.Подберите русские синонимы (слова или словосочетания) к словам иноязычного происхождения:

абсурд, вульгарный, антагонизм, прерогатива, секвестр, мораторий, корректив, цитадель, бартер, доминировать, пролонгация, презентация, дефект, компенсация, саботаж.

Задание 4. Составьте предложения с фразеологизмами.

Например: Ребенок находится между двух огней, когда нет единых требований со стороны родителей.

Зеленая улица; остаться с носом; горит в руках; лед тронулся; земля из- под ног ушла; сесть в калошу; без сучка без задоринки; смотреть сквозь пальцы; как гром среди ясного неба; не в своей тарелке.

Задание 5. Образуйте от данных существительных форму именительного падежа множественного числа. Поставьте ударения. В случае затруднений обращайтесь к словарю.

Лагерь, адрес, вексель, диспетчер, договор, токарь, порт, выбор, пояс, дочь, счет, почерк, якорь, брюки, тон.

Задание 6. Исправьте лексические, грамматические и стилистические ошибки в предложениях. Запишите их в исправленном виде.

Примечание: в ответе исходный вариант можно не указывать.

1.Риэлтерские фирмы и люди в этих фирмах зарабатывают весьма приличные деньги.

2.Давайте сличим наши часы.

3.Народ играл огромное влияние в ходе Великой Отечественной войне.

4.Преимущество и недостаток использования материалов Интернета для написания рефератов.

5.Они уже сейчас готовые к экзамену.

6.Правильно определив цели и задачи исследования, эксперимент показал следующее…

7.Профессор показал мне курсовой проект и сказал, что он уже устарел.
II. Стилистика.

Задание 1. Составьте и запишите текст письма- приглашения ( например, на конференцию или семинар, на встречу с ветеранами и др.)

Задание 2. Раскройте скобки, употребив данные в них слова в нужном падеже. Составьте с ними предложения.

Заведующий ( лаборатория)

Благодаря ( умелое руководство)

Вопреки ( требования)

Руководитель ( филиал)

Заведующий ( кафедра)

Руководство ( предприятие)

Согласно ( приказ)

Управляющий ( отдел)

Курировать ( аспиранты)

Задание 3. Образуйте словосочетания, имеющие окраску официально- делового стиля, добавив к существительным прилагательное (сущ. + прил.) :

срок, ответственность, жалоба, полномочия, органы, приговор, власть, доход, политика, цикл.

Задание 4. Прочитайте предложения. Найдите лишние слова и предложения, « общие фразы», устраните многословие, исправьте предложения.

1.Цель книги состояла в том, чтобы сделать первые шаги на своем пути создания общей теории эвристического программирования. 2. Все дорожные испытания автомобилей текущего производства проводятся на Всероссийском автополигоне.3. В ходе осмотра отчетливее стали видны имевшиеся недостатки в организации метеорологической службы, выявились узкие места, наметились пути их устранения. 4. Практика показывает, что наиболее целесообразной являются три формы организации метеорологической службы.

Задание 5. Прочитайте данные слова и словосочетания. Выберите те, которым свойственна окраска: а) официально-делового стиля; б) научно-технического стиля; в) общеупотребительная лексика.

Лабораторные исследования, контрольная работа, лед, делопроизводство, решение принято, вечер, биология, переменный ток, словарь, справка, дипломатические отношения, тень, существительное, аннотация, совещание, нетрудоспособность, договор, великолепный, культурология, магнитное поле, радиоволны, грунтовое основание, координаты оси, гипотеза, заявление.

Задание 6. См. вариант 1, раздел «Стилистика», задание 6.
Литература

1.Баско Н.В. Фразеологизмы в русской речи. Словарь – справочник.-М.: Флинта, 2003.

2.Бельчиков Ю.А. Словарь паронимов русского языка.-М.: АСТ, 2004.

3.Бобылев В.Н. Словарь научно – технических терминов.-М.: Логос, 2004.

4.Бурцева В.В. Словарь иностранных слов.-М.: Русский язык, 2004.

5.Граудина Л.К. Культура русской речи.Учебник для вузов. Изд.Норма.-М,2004.

6.Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: учебное пособие. – М.: Логос, 2003.

7.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.-М.: Русский язык, 2004.

8.Ефремова Т.Ф. Новый словарь иностранных слов.-М.: Русский язык, 2004.

9.Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов.-М.: Русский язык, 2004.

10.Медведева А.А. Большой орфографический словарь русского языка.-М.: Центрполиграф, 2004.

11.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка.-М., 2003.

12.Русский язык и культура речи / под. ред. В.Д.Черняк.-М.: Высшая школа,2004.

13.Русский язык и культура речи. Семнадцать практических занятий / под. ред. Е.В.Ганапольской, А.В.Хохлова.-СПб.: Питер, 2005.

14.Ситникова М.А. Словарь синонимов русского языка.-Ростов н/Д, 2004.

15.Тихонов А.Н. Орфографический словарь русского языка.-М.: Цитадель, 2004.

Бесплатно



.

РУССКИЙ ЯЗЫК


ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ
Методические указания к выполнению контрольных заданий

для студентов заочной формы обучения

всех специальностей
Составили: ПУЧКОВА Людмила Константиновна

КРОШИНА Вера Алексеевна
Рецензенты: А.Г. Кулагина

Л.В. Максимова
Редактор Л.В. Максимова
Подписано в печать Формат 60х80 1/16

Бум. тип. Усл. печ. 2.0 (2.0) Уч.-изд. л. 2.0

Тираж 150 Заказ Бесплатно

Саратовский государственный технический университет

410054, г. Саратов, ул. Политехническая 77

копипринтер БИТТиУ, г. Балаково, ул. Чапаева, 140


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российской Федерации Саратовский государственный технический университет Балаковский институт техники, технологии и управления iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное...
«Московский государственный институт электронной техники (технический университет)»
Российской Федерации Саратовский государственный технический университет Балаковский институт техники, технологии и управления iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное...
«Московский государственный институт электронной техники (технический университет)»
Российской Федерации Саратовский государственный технический университет Балаковский институт техники, технологии и управления iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное...
«Московский государственный институт электронной техники (технический университет)»
Российской Федерации Саратовский государственный технический университет Балаковский институт техники, технологии и управления iconРоссийской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет...

Российской Федерации Саратовский государственный технический университет Балаковский институт техники, технологии и управления iconРоссийской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет...

Российской Федерации Саратовский государственный технический университет Балаковский институт техники, технологии и управления iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Саратовский...
Среди азотистых веществ, входящих в состав пищевых про­дуктов, важнейшая роль принадлежит белкам
Российской Федерации Саратовский государственный технический университет Балаковский институт техники, технологии и управления iconКурс лекций © Саратовский Государственный Технический Университет....
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской Федерации Саратовский государственный технический университет Балаковский институт техники, технологии и управления iconРоссийской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет...
Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» относится к базовой части профессионального цикла Б3+. Б. 3
Российской Федерации Саратовский государственный технический университет Балаковский институт техники, технологии и управления iconСаратовский государственный технический университет
Михеева Е. В. Информационные технологии: Учеб пособие для сред проф образования – М.: Издательский центр «Академия», 2005
Российской Федерации Саратовский государственный технический университет Балаковский институт техники, технологии и управления iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение впо
Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт)
Российской Федерации Саратовский государственный технический университет Балаковский институт техники, технологии и управления iconРоссийской федерации гоу впо «Саратовский государственный университет...
Целью освоения дисциплины «Синтез и свойства водорастворимых полимеров» является формирование у обучающихся компетенций, связанных...
Российской Федерации Саратовский государственный технический университет Балаковский институт техники, технологии и управления iconРоссийской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет...
Дисциплина «Концепции современного естествознания» относится к вариативной части цикла общих математических и естественнонаучных...
Российской Федерации Саратовский государственный технический университет Балаковский институт техники, технологии и управления iconРоссийской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет...
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 10
Российской Федерации Саратовский государственный технический университет Балаковский институт техники, технологии и управления iconРоссийской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет...
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 8
Российской Федерации Саратовский государственный технический университет Балаковский институт техники, технологии и управления iconРоссийской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет...
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 8
Российской Федерации Саратовский государственный технический университет Балаковский институт техники, технологии и управления iconРоссийской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет...
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 11


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск