Скачать 139.92 Kb.
|
МОУ Каргапольская средняя общеобразовательная школа №4 Программа одобрена Утверждаю на заседании педагогического Директор МОУ КСОШ№4 совета школы Банникова Л.А. от «____»___________200___г. «___»__________200__г. М.П. Литературное краеведение. Рабочая программа для 8 класса Разработана в 2009 году. Автор: Парунина Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МОУ КСОШ №4, I квалификационная категория. Рецензент: Федотова Лариса Николаевна, учитель русского языка и литературы МОУ КСОШ №4, I квалификационная категория. Утверждено на заседании педагогического совета школы от «____»______________ 200___года. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена на основании программы курса «Фольклор и литература Зауралья. 6-11 классы» в соответствии с законом «Об образовании», отражает обязательный минимум содержания образования по литературному краеведению, разработанный на основе регионального компонента государственного образовательного стандарта «Фольклор и литература Зауралье». Представляемый курс является отдельным модулем литературного образования в средней школе. Программа «Фольклор и литература Зауралья» основывается на следующих принципах: - связи искусства и литературы с жизнью; - единства формы и содержания; - историзма; - взаимосвязи традиций и новаторства в литературе и искусстве и др. Программа «Фольклор и литература Зауралья» направлена на формирование и развитие читательской компетенции обучающихся, развитие у них культуры устной и письменной речи. Школьный курс литературного краеведения «Фольклор и литература Зауралья» связан с возрастными особенностями обучающихся, складывается из следующих этапов: 1)начальные классы, 2) 5-6 классы, 3)7-8 классы, 4) 9 классы, 5)10-i 1 классы. В 5-6 классах ученики входят в мир литературы, достигают определенного уровня начитанности, позволяющего делать первые обобщения о характерах, особенностях изображения действующих лиц и окружающей их обстановки, проводить необходимые наблюдения над языком произведений, выполнять устные и письменные работы. Это положение стало ведущим для включение в программу произведений фольклора (сказок, исторических, лирических песен, частушек Зауралья). В 7-8 классах усложняется содержание изучаемых произведений, обогащаются знания учащихся о писателях, об особенностях художественной литературы, поэтому изучают произведения эпических жанров. В 9 классе произведения изучаются в историческом освещении. Более обстоятельно в контексте творчества писателя и литературной жизни эпохи литературные произведения изучаются в 10-11 классах Изучение литературного краеведения направлено на достижение следующих целей: • воспитание гражданина и патриота родною края; формирование представления о литературе Зауралья как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание своеобразия литературы родного края; • развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии, необходимой для зауральского региона; • освоение знаний о литературе Зауралья как многофункциональной системе и общественном явлении; • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать произведения зауральских авторов; • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня культуры. Изучение литературы Зауралья способствует решению следующих задач: • обогатить духовно-нравственный опыт учащихся при параллельном изучении классической литературы и литературы Зауралья; • расширить эстетический кругозор обучающихся при параллельном изучении литературы Зауралья и классической литературы; • сформировать умения соотносить нравственные идеалы произведений классической литературы и литературы Зауралья; • развить речевую деятельность учащихся. Главной идеей предлагаемой программы является изучение литературы Зауралья в развитии от фольклора до наших дней. Объект изучения курса «Фольклорное и литературное Зауралье» - тексты зауральских авторов. В системе литературного образования особая роль принадлежит чтению художественных произведений, поэтому на занятиях необходимо организовать этот процесс. Программа «Фольклорное и литературное Зауралье» создает основу для развития исследовательских умений и навыков обучающихся и педагогов, для их самореализации. Курс «Фольклор и литература Зауралья» опирается на основные виды деятельности по освоению произведений: - осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров; - выразительное чтение; - заучивание наизусть стихотворных текстов; - различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с творческим заданием); - анализ и интерпретация произведений; - составление планов и написание отзывов о произведениях; - написание изложений с элементами сочинения; - написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений; - выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания; - самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование художественного текста; - подготовка рефератов, докладов, исследовательских работ на основе и по мотивам литературных произведений. В связи с переходом на новый БУП, а также учитывая особенность программы А.Г. Кутузова по литературе, были произведены изменения в содержании программы:
Планирование рассчитано на 17 часов. Требования к уровню подготовки. В результате изучения курса «Фольклор и литература Зауралья» обучающиеся должны знать/понимать: - жанровое и тематическое своеобразие литературы Зауралья; - содержание изученных литературных произведений; - историко-литературный контекст и творческую историю изученных произведений литературы Зауралья; - основные теоретико-литературные понятия; уметь: - воспроизводить содержание изученных литературных произведений; - производить отбор наиболее значимых в тематическом и жанровом отношении произведений литературы Зауралья; - анализировать и интерпретировать произведения литературы Зауралья, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, система образов, особенности композиции); - соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; - раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии Зауралья; - определять жанровую специфику литературного произведения; - выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя; - выразительно читать изученные произведения; - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка; - определения своего круга чтения; - оценки литературных произведений; - для участия в диалоге или дискуссии; - самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости; - поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, Интернет). Учебно-тематический план.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (17 ЧАСОВ) Тема 1. Алексей Кузьмич Югов - переводчик «Слова о полку Игореве» (1 час - практ.). А.К. Югов - переводчик. Алексей Кузьмич Югов - переводчик «Слова о полку Игореве». Сопоставление переводов Д.С.Лихачева, А.К.Югова, Н.Заболоцкого. Художественные особенности каждого перевода. Теория литературы: углубление понятия о «Слове...» как жанре древнерусской литературе. Примерные темы исследовательских работ. «Слово о полку Игореве» в судьбе А.К.Югова. Тема 2. Алексей Кузьмич Югов -исследователь «Слова о полку Игореве» (1 час - практ.) Алексей Кузьмич Югов - исследователь «Слова о полку Игореве». Изучение летописей. Изучение древнерусской культуры. Исследователи «Слова о полку Игореве»: Д.С. Лихачёв, А.К. Югов и др. Проникновение А.К. Юговым в языковую ткань произведения. Теория литературы: углубление понятия о «Слове...» как жанре древнерусской литературе. Примерные темы исследовательских работ. «Слово о полку Игореве» в судьбе А.К.Югова. Тема 3. Исследователи и собиратели фольклора. (1 час- лекция) Исследователи и собиратели фольклора как особая категория людей. Отличительные черты этой категории людей: любовь к народному искусству, глубокое знание народной жизни, энциклопедичность знаний, целеустремлённость, преданность своему делу. Роль исследователей фольклора в сохранении народной культуры: А.Н. Афанасьев и др. Собиратели фольклора Зауралья: А.Н. Зырянов, М.Д. Янко, В.П. Бирюков, В.П. Фёдорова, Д.А. Белоусов. В.П. Бирюков как воплощение лучших качеств исследователя и собирателя фольклора.. Советы В.П. Бирюкова собирателям фольклора. Межпредметные связи: портреты собирателей фольклора, посещение краеведческого музея, фильмы о музеях, собирателях фольклора. Примерные темы исследовательских работ: В.П. Бирюков – собиратель сказок. Исследователь фольклора, о котором хочется рассказать. Тема 4. Исторические песни Зауралья (1 час - практ.) Исторические песни Зауралья. Сюжеты и образы исторических песен в Зауралье. Темы исторических песен Зауралья: Петр Первый, «татарский полон». Собиратели исторических песен в Зауралье (В.П. Бирюков) Теория литературы: углубление представления о народной песне. Примерные темы исследовательских работ. 1. Собрать исторические песни вашей местности. 2. Тематическое своеобразие исторических песен нашей местности. Тема 5. Лирические песни Зауралья (2час - практ.) Лирические песни Зауралья. Человек и природа в лирических песнях. Разновидности лирических песен: казачьи, солдатские, игровые, хороводные. Место действия в лирических песнях Зауралья. Межпредметные связи: встреча с исполнителями народных песен. Теория литературы: углубление представления о народной песне. Примерные темы исследовательских работ. 1. Собрать лирические песни вашей местности. 2.Тематическое своеобразие песен нашей местности. Тема 6. Встреча третья. Частушки в Зауралье. Свадебный обряд (2час - практ.) Частушки в Зауралье. Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек. Зауральский свадебный обряд. Свадебные песни. Теория литературы: развитие представлений о частушке. Примерные темы исследовательских работ. 1. Собрать частушки песни вашей местности. 2. Тематическое своеобразие частушек нашей местности. 3. Поэтика частушек моего края. Литература. Тема 7-8. А.Е. Федоров. «Шадринский гусь» (2 часа) Жизнь и творчество А.Е. Федорова (1 час - практ.) Урал и Зауралье в жизни писателя. Многогранность литературной деятельности А.Е.Федорова: очерк, публицистика, художественная литература. Тематика произведений. История Урала в творчестве писателя: «Каменный пояс», «Ермак», «Горная дорога», «Большая судьба» и др. Сатирическая повесть «Шадринский гусь» (1 час - практ.). Сатира на век Екатерины. Время создания повести. Отражение в повести 30-х годов 20 века. Образы чиновников. Образ главного героя -писца Епишки. Эволюция главного героя. Композиция повести. Художественные особенности повести. Межпредметные связи: портреты писателей, репродукции зауральских художников о природе. Теория литературы: сатира в литературе. Примерные темы исследовательских работ Речевая характеристика героев повести А.Е.Федорова «Шадринский гусь» (по выбору учащихся) Роль диалектизмов в произведении А.Е. Федорова. Литература Тема 9. Тема борьбы старообрядцев за свои убеждения. В. Трегубое. «Повесть дивная» (1час - практ.) Тема борьбы старообрядцев за свои убеждения. В. Трегубое. «Повесть дивная» Теория литературы: углубление представления о жанрах прозы. Тема 10. Русская литература X1X века. Поэты пушкинской поры. Лицейские друзья Пушкина (В.К. Кюхельбекер). Поэма С.Васильева о Кюхельбекере «Изба над Тоболом». (2 час - практ.) Образ поэта. Незаурядность личности В.К. Кюхельбекера. Теория литературы: углубление представления о стихосложении. Примерные темы исследовательских работ. 1. Тематическое своеобразие поэзии Кюхельбекера. 2. Личность Кюхельбекера на страницах романа Ю.Тынянова «Кюхля». Тема 11. Образ Родины в стихах зауральских поэтов. А. Пляхин «Зауралье мое». С. А.Васильев. «Прямые улицы Кургана» (по выбору учителя и обучающихся) (1час). С.А.Васильев. Прямые улицы Кургана. Краткая справка о жизни и творчестве С.А.Васильева. Роль Кургана в жизни и творчестве поэта. Стихи поэта о Кургане и Зауралье. «Прямые улицы Кургана...». Автобиографичность стихотворения. Исповедь поэта. Лиризм, доверительность произведения. Лирический герой поэта. А.Пляхин «Мое Зауралье». Автобиографичность произведения. Исповедальность стихотворения «Мое Зауралье». Межпредметные связи: портреты писателей, репродукции зауральских художников о природе, Кургане. Теория литературы: лирический герой поэта. Примерные темы исследовательских работ. Тематическое своеобразие поэзии С.А.Васильева (по выбору учащихся) Природа в поэзии А.Пляхина. Тема 12. Природа родного края в творчестве писателей и поэтов Зауралья. (2 час - практ.). Природа родного края в творчестве М.С. Керченко. Михаил Степанович Керченко. Слово о поэте. Главная тема творчества - жизнь живой природы. Природа в произведениях М.С. Керченко: мать, наставница, источник сил, вдохновения. Лиризм произведений М.С.Керченко. Анализ прозаических миниатюр о природе: смена времен года, передача тончайших психологических оттенков представлений. Анализ стихотворений о природе: рифма, метафоры. Природа в творчестве поэтов Зауралья: А. Еранцев. Т.Лепихина. А.Пляхнна и др. Природа - средство выражения внутреннего состояния лирического героя. Художественные особенности стихов. Чтение стихов наизусть. Межпредметные связи: портреты зауральских поэтов и писателей, репродукции зауральских художников о природе, Кургане. Теория литературы: лиризм в литературе. Примерные темы исследовательских работ. Природа в поэзии А.Ераниева. Природа в поэзии Т.Лепихиной. Легенды о цветах М.С.Керченко. Темы, идеи, образы. Язык поэзии М.С.Керченко. Тема 13. Люди родного края в произведениях зауральских писателей Н.Аксенов «Гармонь» (1час) Н.А.АКСЁНОВ - коренной житель Зауралья. Глубокое знание людей, проблем села. Люди села - герои произведений. Рассказ «Гармонь» - посвящение Д.А.Белоусову. Основная идея рассказа. Герои рассказа. Незаурядность характеров. Межпредметные связи: репродукции зауральских художников о природе. Теория литературы: речевая характеристика героев. Примерные темы исследовательских работ. Добро в произведениях Н.А.Аксенова. Речь героев рассказа Н.Л.Аксенова «Гармонь». Литература.
|
Программа одобрена Утверждаю на заседании педагогического Директор моу ксош№4 Автор: Парунина Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы моу ксош №4, I квалификационная категория | Рассмотрено и принято утверждаю: на заседании педагогического совета Директор моу «сош №17» Обсуждена на заседании кафедры экономики производства 27 января 2009, протокол №9 | ||
Программа рассмотрена на заседании «Утверждаю» педагогического совета... Эти изменения касаются приоритетных целей образования, принципов построения образовательного процесса, особенностей организации учебного... | Рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Согласована Утверждаю на заседании педагогического Директор школы Гонцова О. А | ||
«Утверждаю» «Согласовано» Директор моу гимназии №14 Директор моу дпо Выступление зам директора по увр моу гимназии №14 Е. Л. Варламовой «Компетентностно-ориентированное образование –основа для эффективного... | Рассмотрено Утверждаю на заседании мо директор моу сош №1 Руководитель... Конкурс рисунков, стенгазет, посвященных русскому языку и литературе; смотр произведений собственного сочинения | ||
Программа рассмотрена на заседании Согласовано (одобрено) утверждаю: на заседании научно-методического Директор муниципального | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Утверждаю согласовано рассмотрено на заседании кафедры Директор моу итл №24 Зам директора по увр учителей начальных классов | ||
Образовательная программа дошкольных групп моу «сош №3» с п. Исламей... Учредителем Учреждения являетсяместная администрация с п. ИсламейБаксанского муниципального района кбр | «Утверждаю» Директор моу сош №2 Н. П. Артемова Главы администрации муниципального образования «Чердаклинский район на заседании региональной конференции «Стратегия социально-экономического... | ||
Расписание уроков для обучающихся 1 4 классов на 2012-2013 учебный... ... | Программа принята на заседании педагогического совета моу «Средняя... Программа принята на заседании педагогического совета моу средняя общеобразовательная c. Питерка | ||
Утверждаю Директор школы Веретёхина Н. М. Приказ №22 от «29» апреля... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Косицынская средняя общеобразовательная школа | Утверждаю директор кгбоу спо «Минусинский педагогический колледж имени А. С. Пушкина» Конкурс педагогического мастерства среди студентов выпускных группы специальностей проводится в соответствии с планом мероприятий... | ||
Рассмотрено на заседании кафедры утверждаю учителей гуманитарного... Станьял, Чебоксары, Чувашское книжное издательство, 2003г. Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание программы, определяет... | Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. Литературное чтение. 3 класс («В одном... «Рассмотрено на заседании мо» «Принято на заседании педсовета» «Утверждаю» Протокол №1 от 28. 08. 2013г. Протокол №1 от 29. 08 2013г... |