Рассмотрено на заседании кафедры утверждаю учителей гуманитарного образования Директор моу «Хибинская гимназия»





НазваниеРассмотрено на заседании кафедры утверждаю учителей гуманитарного образования Директор моу «Хибинская гимназия»
Дата публикации12.10.2013
Размер98.7 Kb.
ТипЭлективный курс
100-bal.ru > Литература > Элективный курс
Рассмотрено на заседании кафедры УТВЕРЖДАЮ

учителей гуманитарного образования Директор МОУ «Хибинская гимназия»

МОУ «Хибинская гимназия» Е.Н. Дубинская____________________

Протокол № 5 от «26» мая 2010г. Приказ № 16 от «30» августа 2010г.

Руководитель кафедры ____________ М.П.

Чиркунова Г.А.

Принято на НМС

Протокол № 6 от «03» июня 2010г.

Руководитель НМС_________________

Т.Е. Черезова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса

по русскому языку

«Секреты хорошей речи. Текст».
для 11 класса
на 2010/2011 учебный год
Программу разработала: Швырева Л.А.

учитель русского языка и литературы

высшей кв. категории


МОУ «Хибинская гимназия»

Мурманская область, г. Кировск

Пояснительная записка.

Настоящая программа элективного курса по русскому языку для 11 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, авторских программ Гордиенко Н.В. «Секреты хорошей речи» и Вялковой Г.М. «Обучение сочинениям различных жанров». Данная программа рассчитана на 34 часа.

Актуальность курса

Культура речи – это совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих автору речи незатруднительное построение речевых высказываний для оптимального решения задач общения.

Если выпускники будут хорошо говорить и писать, то общение с людьми принесет им удовлетворение и радость, они смогут поделиться со всеми своими знаниями, отстоять правоту своих убеждений. Развивать дар слова. Составлять тексты разных жанров поможет курс «Секреты хорошей речи. Текст». Социальная задача данного элективного курса – воспитание элементарной культуры речи на основе научных разработок литературно-языковых норм.

Курс необходим и актуален в связи с тем, что в современных условиях модернизации образования существует новая форма экзамена по русскому языку и литературе за курс основного общего образования.

Учебно-исследовательская деятельность учащихся на занятиях поможет им выразить свою позицию по теме, предложенной на экзамене, привести аргументы, подтверждающие их точку зрения.

Цели курса:

Элективный курс по русскому языку предназначен для учащихся, проявляющих особый интерес к филологии. Программа тесно связана с основным курсом обучения русскому языку. Важнейшей целью курса является повышение лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся.

Задачи курса:

1) Совершенствование умений анализировать текст в единстве формы и содержания;

2) Формирование умений соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числе и орфографические и пунктуационные;

3) Воспитание личности, бережно относящейся к слову как неотъемлемой части русской национальной культуры;

4)создавать свой собственный грамотный текст в условиях ограниченного времени, выражать свои мысли современным литературным языком, выстраивать свой текст по определенной модели, отбирать фактический материал в соответствии с темой.

Формы обучения:

1) лекции, индивидуальные консультации учителя, работа в группе;

2) семинарские занятия; проектно-исследовательская деятельность.

Материалы для контроля

  • отрывки из художественных произведений;

  • тексты;

  • вопросы для обсуждения;

  • тесты.

  • сочинение  на свободную тему.

Ожидаемый результат

На занятиях курса «Секреты хорошей речи. Текст. » через нетрадиционные формы занятий учащиеся научатся понимать текст , его основную мысль, делать переходы от одной части своего сочинения к другой, вводить аргументы.

Такие умения явятся хорошей подготовкой к выпускному экзамену и учебе в вузе.

Программа курса предполагает выход за рамки учебной программы по русскому языку, поэтому ребята познакомятся с  высокохудожественными текстами, различными видами их разбора (лингвистический, стилистический, композиционный). Занимаясь по программе данного курса ,ученики приобретут навык создания на основе чужих текстов собственного, при этом логично выстроенного. Данный курс поможет развить у школьников  общеучебные,  исследовательские, коммуникативные умения и навыки.

Главный результат курса – воспитание творческой личности, умеющей пользоваться всеми достижениями языковой культуры и создавать собственные тексты разных жанров.

Содержание программы.




п/п

Раздел

Темы раздела

Количество часов

Теория

Практика

Контроль

1

Текст. Теория.

1.Текст. Основные признаки текста.

2.Типы текста: описание, повествование, рассуждение.

3.Логичность, точность, простота речи. Построение текста.

4.Лексические, морфологические, синтаксические связи в тексте.

5.Тропы и стилистические фигуры. Их роль в тексте.


8

4

3

1

2

Сочинение как текст .

1.Текст. Культура письменной речи.

2.Сочинение-рассуждение.Тезис, аргументация.

3.Виды вступлений к сочинению. Форма вступления.

4.Сочинения на литературную тему. Слог сочинения.

5.Стили речи. Лингвистический анализ текстов различных стилей.

6. Особенности публицистического стиля речи. Жанры публицистического стиля речи.

7. Художественный стиль речи. Основные признаки художественной речи.

22

7

11

4

3

Публичное выступление. Ученые-филологи

1.Культура устной речи. Правила публичной речи. Составление текста сообщений.

2.Публичное выступление. Ученые-лингвисты

4

1

3





Учебно-тематический план.



Содержание

Кол.часов

Знания, умения и навыки

1

Текст. Основные признаки текста.

1

1.Знания о признаках текста.

2.Умения и навыки анализа текста на основе признаков текста.

2

Типы текста. Описание, повествование, рассуждение.

1

1.Знания о типах текста.

2.Умения различать различные по типу тексты и видеть типы внутри одного текста.

3

Практикум. Признаки текста и типы текста.

1

Контроль знаний

4

Логичность, точность, простота текста.

1

1.Знания о правилах построения текста, логике.

2.Умения построения текста, нахождение логических ошибок.

5

Средства связи в тексте. Практикум.

1

1.Знания о средствах связи в тексте.

2.Умения находить различные средства связи в тексте.

6

Тропы. ИХ роль в тексте.

1

1.Знания о тропах.

2.Умения находить тропы в тексте и определять их роль.

7

Стилистические фигуры. Их роль в тексте.

1

1.Знания о стилистических фигурах.

2.Умения определять стилистические фигуры и их роль в тексте.

8

Практикум. Языковые средства текста.

1

Контроль знаний

9

Текст. Культура письменной речи. Требования к созданию письменного сочинения.

1

1.Знания о требования к созданию письменного сочинения.

2.УЦмения применять на практике опрные конструкции.

10

Сочинение-рассуждение. Тезис, аргументация.

1

1.Знания о тезисе и аргументации.

2.Умения составлять сочинение на основе тезиса и аргументации.

11-12

Практикум. Сочинение-рассуждение

2

Умения и навыки написания сочинений по предложенной схеме.

13-14

Виды и форма вступлений

2

1.Знания о видах и форме вступлений.

2.Умения создавать вступления разных видов.

15

Практикум. Вступления к сочинению.

1

1.Умения и навыки написания вступлений

17-18

Сочинения на литературную тему. Слог сочинения.

2

1.Знания об особенностях написания сочинений на литературную тему.

2.Умения создавать сочинения на литературную тему.

19

Стили речи. Анализ текстов различных стилей.

1

1.Знания стилей речи.

2.Умения различать тексты различных стилей речи

20-21

Культура устной речи. Сообщения об ученых-лингвистах.

2

Устные сообщения об ученых. Презентация.

22

Особенности публицистического стиля. Жанры .

1

1.Знание особенностей публицистического стиля речи.

2.Умения характеризовать текст публицистического стиля.

23

Публицистический очерк. Практикум.

1

1.Знания о жанре очерка.

2.Умения анализировать жанр очерка

24

Публицистические жанры. Практикум.

1

1.Знания о жанрах публицистического стиля.

25

Художественный стиль речи. Признаки.

1

1.Знания о признаках художественного стиля речи.

2.Умения характеризовать худ.стиль.

26-27

Анализ текстов художественного стиля.

2

Практикум. Анализ текстов худ.стиля.

28

Проверочная работа. Анализ текстов публицистического и художественного стилей речи.

1

Контроль знаний.

29-30

Культура устной речи. Сообщения об ученых-литературоведах.

2

Устные сообщения об ученых. Презентация

31

Редактирование и рецензирование сочинений. Анализ ошибок

1

  1. Знания о типах ошибок.

2.Умения редактирования текста.

32

Редактирование. И рецензирование сочинений.

1

  1. Знания о типах ошибок.

2.Умения редактирования текста

33

Текст. Создание сочинений в задания по типу ЕГЭ по русскому языку.

1

Практикум по созданию сочинений по типу ЕГЭ по русскому языку

34

Текст. Создание сочинений по типу ЕГЭ по литературе.

1

Практикум по созданию сочинений по типу ЕГЭ по литературе


Ключевые понятия.

  1. Текст

  2. Типы текста

  3. Стили текста

  4. Тропы

  5. Стилистические фигуры

  6. Жанры сочинений

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

знать/понимать

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;

  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи; текст.

  • основные особенности текста, его признаки;

    • средства связи в тексте

уметь

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

  • создавать сочинения различных типов.

Литература для учителя.

1.Головин Б.Н. Основы культуры речи. –М., 1980.

2.Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. – М.,1993.

3.Ладыженская Т.А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения. –М.,1986.

4.Калганова Т.А.Сочинения различных жанров в старших классах. - М, 1997.

Литература для учащихся.

1.Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Книга о хорошей речи. –М, 1997.

2.Лимонад Т.В. С сочинением на 2ты»: Пособие для старших школьников и абитуриентов. –М., 2001.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рассмотрено на заседании кафедры утверждаю учителей гуманитарного образования Директор моу «Хибинская гимназия» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Утверждаю согласовано рассмотрено на заседании кафедры Директор моу итл №24 Зам директора по увр учителей начальных классов
Рассмотрено на заседании кафедры утверждаю учителей гуманитарного образования Директор моу «Хибинская гимназия» iconРассмотрено и принято утверждаю: на заседании педагогического совета Директор моу «сош №17»
Обсуждена на заседании кафедры экономики производства 27 января 2009, протокол №9
Рассмотрено на заседании кафедры утверждаю учителей гуманитарного образования Директор моу «Хибинская гимназия» iconРабочая программа по музыке 7 класс
Рассмотрено на заседании мо «Согласовано» «Утверждаю» Председатель мо учителей Руководитель структ. Директор гбоу сош
Рассмотрено на заседании кафедры утверждаю учителей гуманитарного образования Директор моу «Хибинская гимназия» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рассмотрено согласовано утверждаю на заседании мо учителей Заместитель директора по увр директор мбоу сош №34
Рассмотрено на заседании кафедры утверждаю учителей гуманитарного образования Директор моу «Хибинская гимназия» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рассмотрено согласовано утверждаю на заседании мо учителей Заместитель директора по увр директор мбоу сош №34
Рассмотрено на заседании кафедры утверждаю учителей гуманитарного образования Директор моу «Хибинская гимназия» iconРассмотрено Утверждаю на заседании мо директор моу сош №1 Руководитель...
Конкурс рисунков, стенгазет, посвященных русскому языку и литературе; смотр произведений собственного сочинения
Рассмотрено на заседании кафедры утверждаю учителей гуманитарного образования Директор моу «Хибинская гимназия» iconПлан работы кафедры педагогики моу «хибинская гимназия» 2011 2012...
...
Рассмотрено на заседании кафедры утверждаю учителей гуманитарного образования Директор моу «Хибинская гимназия» iconЧто такое робототехника для школьников? Ларионова М. А. Учитель информатики, моу «Гимназия №42»
Рассмотрено на заседании кафедры ботаники, биотехнологии и ландшафтной архитектуры, протокол № от 2011г
Рассмотрено на заседании кафедры утверждаю учителей гуманитарного образования Директор моу «Хибинская гимназия» iconГорода Омска «Гимназия №140»
Согласовано (одобрено) утверждаю: на заседании научно-методического Директор бюджетного
Рассмотрено на заседании кафедры утверждаю учителей гуманитарного образования Директор моу «Хибинская гимназия» icon«Рассмотрено» на заседании методического объединения учителей математики...
Ответственный редактор – доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и управления Е. Н. Бизяркина (сф башГУ)
Рассмотрено на заседании кафедры утверждаю учителей гуманитарного образования Директор моу «Хибинская гимназия» iconРабочая программа по химии 9 класса «Неорганическая химия»
Рассмотрено Согласовано: Утверждаю: на заседании мо зам директора по увр директор
Рассмотрено на заседании кафедры утверждаю учителей гуманитарного образования Директор моу «Хибинская гимназия» iconРабочая программа начального общего образования по учебному предмету «изобразительное искусство»
На заседании кафедры искусства Зам директора по увр директор маоу «Гимназия №23»
Рассмотрено на заседании кафедры утверждаю учителей гуманитарного образования Директор моу «Хибинская гимназия» iconБунеев Р. Н., Бунеева Е. В. Литературное чтение. 3 класс («В одном...
«Рассмотрено на заседании мо» «Принято на заседании педсовета» «Утверждаю» Протокол №1 от 28. 08. 2013г. Протокол №1 от 29. 08 2013г...
Рассмотрено на заседании кафедры утверждаю учителей гуманитарного образования Директор моу «Хибинская гимназия» iconПрограмма спецкурса по теме: "Подготовка к гиа по русскому языку"
Утверждаю. Директор школы: Рассмотрено на заседании мо от Протокол №1...
Рассмотрено на заседании кафедры утверждаю учителей гуманитарного образования Директор моу «Хибинская гимназия» iconПрограмма одобрена Утверждаю на заседании педагогического Директор моу ксош№4
Автор: Парунина Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы моу ксош №4, I квалификационная категория
Рассмотрено на заседании кафедры утверждаю учителей гуманитарного образования Директор моу «Хибинская гимназия» iconПрограмма одобрена Утверждаю на заседании педагогического Директор моу ксош№4
Автор: Парунина Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы моу ксош №4, I квалификационная категория


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск