УТВЕРЖДАЮ СОГЛАСОВАНО РАССМОТРЕНО на заседании кафедры Директор МОУ ИТЛ №24 Зам. директора по УВР учителей начальных классов
_____________________ ____________________ Протокол №_____ от_________
«_______»____________ г. « _____» ______________ г. «______» _________________ г.
Рабочая учебная программа по учебной дисциплине:
технология
(2012-2013 учебный год)
Учитель: Шубенко О.М
Класс: 3 б
Количество часов в год: 33 часов
Количество часов в неделю: 1часов
Планирование составлено на основе образовательной программы системы «Школа России».
Учебное пособие: «Математика» учебник 3 класс Моро М.И., Колягин Ю.М., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова С.И., Степанова С.В., М.: Просвещение
Программу составили: Московая М.П., Шубенко О.М. Молчанова Л.В., Багрийчук Е.П.
Пояснительная записка
к рабочей учебной программе «Технология» (Труд). Рабочая программа учебного предмета «Технология» (Труд) составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и программой по трудовому обучению «Школа мастеров», разработанной Т.М. Геронимус. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Примерная программа дает распределение учебных часов по крупным разделам курса, определяет минимальный набор практических работ.
Данный учебный предмет реализует следующие цели:
освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира;
развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления;
овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности;
воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда;
умение выделять признаки и свойства предмета;
умение высказывать суждения на основе сравнения качеств предметов;
практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Задачи обучения:
- учить соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при организации рабочего места, при работе с колющими и режущими инструментами, применяемыми для обработки различных материалов, предусмотренных программой;
- учить размышлять по осознанию предстоящей практической деятельности: анализировать конструкцию изделия, технологию его изготовления, давать названия используемых материалов и ряда их свойств;
- учить распознавать способы соединения деталей и их размеров;
- самостоятельно составлять технологическую цепочку при изготовлении изделий;
- учить пользоваться приемами разметки, понимать простейшие технические эскизы и рисунки.
Данная программа изучается во всех классах начальной школы (203 часа), тем самым обеспечивается целостность образовательного процесса. и призвана сформировать у школьника умение самостоятельно ориентироваться в любом задании. Учебная трудовая деятельность рассматривается как средство познания окружающего мира, в котором школьнику отводится активная роль преобразователя. Построена по компонентам практической деятельности: совместное осознание предстоящей деятельности (раздел 1 "Учимся размышлять"), подготовка рабочего места, отбор необходимых материалов и оборудования (раздел 2 "Готовимся к практической работе"), выполнение рабочих операций, изготовление изделия (разделы 3, 4 "Учимся выполнять новые операции и у нас получаются красивые изделия"), контроль и самоконтроль усвоения новых понятий (раздел 5 "За год мы узнали новые слова").
На уроках в 3 классе расширяются и систематизируются знания об аппликационных технологиях, осваиваются новые операции: расплетывание соломенных трубочек в ленточку; изготавливаются планшеты, дается понятие канта и окантовки. Обучающиеся знакомятся с разметкой прямоугольника в 4 шага и экономной разметкой круга циркулем, изготовляют из прямоугольников ажурные игрушки и т.д. проводят опыты и лабораторные работы с ватой, с поролоном и синтипоном. Через них знакомятся с их свойствами.
Обучающиеся учатся работать в бригадах с целью научится работать дружно и согласованно. Работают со спилами, пробкой, проволокой, шишками, приобретают навыки работы с шилом, буравчиком, изучают правила безопасной работы с ними.
Особое место отводится работе с полуфабрикатами, изготовлению необычных упаковок. Расширяется кругозор обучающихся, они осваивают новые инструменты – пилы, лобзики, знакомятся с новыми понятиями, учатся изготавливать упаковки для игрушек, рассчитывают их размеры.
Уделяется большое внимание практической деятельности по освоению текстильных материалов и лабораторным работам по сравнению их свойств. По изготовлению изделий из ткани введены операции по склеиванию деталей полиэтиленом.
Учебным планом отводятся часы на сборку моделей и макетов из бумаги. Однако экономическое состояние общества, материальное положение семей обучающихся вынуждает организовывать труд детей на уроках с применением главным образом тех материалов, которые родители в состоянии приобрести. В связи с этим часы по сборке моделей и макетов из деталей конструктора приходится заменить домашним трудом , где обучающиеся знакомятся с современной бытовой техникой, используемой в домашних условиях .
|
О У У Н
|
У У Д
|
1 Раздел
Вводные уроки.
|
| Анализировать связи человека с природой и предметным миром, предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, традиции и творчество мастеров родного края
| Рассуждать о красоте и неповторимости природы.
Наблюдать связи человека с природой и предметным миром, предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, традиции и творчество мастеров родного края.
|
2 Раздел
Человек и земля.
|
| Сравнивать и анализировать конструктивные и декоративные особенности предметов быта, отмечать их связь с выполняемыми функциями.
| Использовать правильное названия материалов: листья, семена, ветки
Сравнивать и отбирать информацию необходимую для изготовления изделия. Конструктивные и декоративные особенности предметов быта, отмечать их связь с выполняемыми функциями.
Анализировать линии чертежа.
Находить отдельные элементы архитектуры.
Составлять рассказ о значении природы для города.
Размечать детали по шаблону.
| 3 Раздел
Человек и вода.
|
| Создавать модели несложных объектов из разных материалов, выполнять инструкции, несложные алгоритмы при решении учебных задач.
| Искать, отбирать и использовать необходимую информацию о материале, использовать информационно-компьютерные технологии.
Находить и отбирать информацию об особенностях мостов.
Анализировать работу поэтапно.
Оценивать качество и осуществлять самоконтроль и самооценку работы.
|
4 Раздел
Работа с текстильными материалами.
|
|
| Исследовать технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий.
Использовать технологические свойства – способы обработки материалов (разметка, выделения деталей, формообразование, сборка, отделка, конструктивные особенности используемых инструментов (ножницы, канцелярский нож, линейка, угольник, циркуль)
|
Прогнозируемые результаты. Личностные
- изучение технологии являются воспитание и развитие социально значимых личностных качеств, индивидуально-личностных позиций , ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.
Метапредметные
- изучение технологии является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Предметные
- изучение технологии являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
Способы контроля:
устный опрос;
контрольная работа;
контрольный диктант;
комбинированный опрос;
проверка самостоятельной работы;
тестовый опрос;
практикум по решению педагогический ситуаций;
проверка домашнего задания.
№ п/п
| №
урока
| Тема урока
| ЗУН
| дата
| план
| факт
| 1 – полугодие
| 1
| 1
| Подготовка соломки для аппликации.
| Знать виды аппликации; разбираться из чего и как сделаны аппликации; уметь делать соломинку-ленточку
|
|
| 2
| 2 - 3
| Аппликация из соломки. Кленовый лист
| Знать процесс подготовки соломки к работе, правила разметки на просвет, уметь делать плоскую аппликацию из соломки
|
|
| 3
| 4 - 5
| Аппликация «Утенок», «Цыпленок».
| Уметь делать плоскую аппликацию из соломки, использовать инструкционные карты при самостоятельной работе, оборудовать рабочее место
|
|
| 4
| 6 -7
| Аппликация «Бабочка», «Цветок»
| Уметь делать плоскую аппликацию из соломки, использовать инструкционные карты при самостоятельной работе, оборудовать рабочее место
|
|
| 5
| 8
| Аппликация из листьев и цветов «Каркуша в гнезде», «Счастливый жених»
| Уметь делать плоскую аппликацию из соломки, использовать инструкционные карты при самостоятельной работе, оборудовать рабочее место
|
|
| 6
| 9
| Новая мозаика. (прищипывание)
| Иметь представление о видах мозаики, уметь делать изображения методом прищипывания
|
|
| 7
| 10 - 11
| «Мой помощник карандаш»
Прищипанная мозаика.
| Иметь представление о видах мозаики, уметь делать изображения методом прищипывания
|
|
| 8
| 12
| «Картонное кружево»
Аппликация «Рыбка», «Букет цветов»,
| Уметь использовать инструкционные карты при самостоятельной работе, оборудовать рабочее место,
|
|
| 9
| 13
| Аппликация из ваты.
«Дед Мороз»,
«Снеговик»
| Уметь делать аппликацию из ватных шариков, научить сохранять пушистость ватных деталей
|
|
| 10
| 14
| «Веселые струйки» - украшение на праздничный стол.
| Знать, что разметка прямоугольника заданных размеров начинается с чтения эскизов,
|
|
| 11
| 15
| Ажурные гирлянды из бумаги
| Уметь изготавливать ажурные изделия
|
|
| 12
| 16
| «Волшебный фонарик»
| Уметь делать разметку прямоугольника на глаз, делать двухъярусные фонарики,
|
|
|
| 13
| 17
| Коллективная работа «Елка».
| Уметь работать в бригадах, уметь работать с новыми материалами пенопласт и поролон
|
|
|
2 полугодие
№ п/п
| №
урока
| Тема урока
| ЗУН
| дата
| план
| факт
|
| 1
| 1
| Веселые фигурки.
| Уметь изготавливать объемные игрушки из природных материалов; соединять в композицию поделки из природных материалов
|
|
| 2
| 2
| Прорезаем круг.
| Уметь экономно размечать на бумаге, использовать обрезки, продолжать исследовать варианты использования круга, превращения его в объемную деталь.
|
|
| 3
| 3-4
| Игрушки из бумаги и обрезков.
| Знать конструкцию ножниц, правила безопасной работы, изготовление по инструкционной карте
|
|
| 4
| 5
| Гофрируем, складываем во много слоев.
| Знать приемы разметки симметрии, правила склеивания и сушки гофра, актуализировать знания о форме заготовки для гофра , умения работать в группах по образцу разработанной в карточке технологией
|
|
| 5
| 6-7
| Игрушка «Настольная кукла».
| Иметь представление о принципе изготовления игрушек из бумажных трубочек
|
|
| 6
| 8-9
| Пенопласт.
| Иметь представление о новом материале – пенопласте, знать приемы работы с ним, свойства пенопласта,
|
|
| 7
| 10
| Складные упаковки.
| Уметь изготавливать складные упаковки, рассчитывать величину заготовки, знать условные изображения, принятые в оригами, разметку по линейке, складные упаковки
|
|
| 8
| 11-12
| Пенопласт и поролон
| Иметь представление о свойствах пенопласта и поролона, с общими свойствами вспененных пластмасс, провести опыт
|
|
| 9
| 13
| Поролон. Делаем игрушку
| Иметь представление о свойствах пенопласта и поролона, с общими свойствами вспененных пластмасс, провести опыт
|
|
| 10
| 14-15
| Полуфабрикаты и игрушки из них.
| Знать виды полуфабрикатных материалов, уметь охарактеризовать приемы отделки полуфабрикатов, развивать мышление и вкус
|
|
| 11
| 16
| Необычные упаковки.
| Уметь изображать линии на рисунке, делать разметку на просвет, изготовить необычную упаковку
|
|
| 12
| 17
| Циркуль. Разметка циркулем.
| Уметь размечать циркулем треугольник, сгибать часть круга по линейке, дать понятие сегмента, повторить понятие радиус, сектор, изготовить шкатулку-секретик.
|
|
|
| |