Тема: «Роль учёных-лингвистов в развитии языкознания» Цели





Скачать 49.07 Kb.
НазваниеТема: «Роль учёных-лингвистов в развитии языкознания» Цели
Дата публикации10.06.2015
Размер49.07 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
Тема: «Роль учёных-лингвистов в развитии языкознания»
Цели: 1) знакомство с трудами выдающихся учёных-русистов, их открытиями и исследованиями;

2) помочь учащимся увидеть и почувствовать неисчерпаемые возможности русского языка;

3) совершенствовать навыки работы со словарями;

4) развитие компетентностей – совершенствовать устную речь и письменную речь, способствовать достижению успеха в деятельности каждого учащегося.

Оборудование: мультимедийный проектор, карточки с заданиями, книжная выставка «От словаря Д.Н.Ушакова к словарю С.И.Ожегова».

Без языка человеческое общение невозможно, а

без общения не может быть и общества, а

тем самым и человека.

А.А. Реформатский
Ход урока:
1. Целеполагание.

Сегодня у нас необычный урок. Мы проводим урок-форум, на котором будут представлены ваши рефераты о выдающихся учёных-русистах. В течение всего урока мы будем совершенствовать навыки работы со словарями; постараемся увидеть и почувствовать неисчерпаемые возможности русского языка. Работая в группах, совершенствуя устную и письменную речь, вы, несомненно, достигнете на нашем форуме определённых успехов.

2. Работа в группах.

Работа со словарями. Сопоставительный анализ словарных статей:

- Пред вами толковые словари В.И.Даля и С.И.Ожегова (в каждой группу словарь). Мы рассмотрим значение слов «язык» и «языкознание». Посмотрите в словарях значения этих слов. Назовите эти значения. (Учащиеся зачитывают значения слов).

- В каком значении слово «язык» интересует нас сегодня?

(Ответы учащихся, работавших со словарной статьёй: язык как средство общения, орудие общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе).

-Что такое «лингвистика»? (Ответы учащихся)

3. Работа над темой урока.

1. Слово учителя.

- Выдающиеся учёные-русисты – люди, посвятившие свою жизнь и свои научные труды изучению русского языка, его структуры, выявлению всех богатств и языковых возможностей. Становление и развитие лингвистики как науки связано с именами таких учёных, как М.В.Ломоносов, А.Х.Востоков, В.И.Даль, А.А.Шахматов, Л.В.Щерба, В.В.Виноградов и многие другие. Сегодня мы вспомним о некоторых их них, но прежде чем вы приступите к защите своих рефератов, вспомним некоторые разделы русского языка, которые прозвучат сегодня на уроке.

Раздел науки о языке, изучающий лексическое значение слов.

Раздел языкознания, изучающий звуки речи.

Раздел языкознания, занимающийся изучением нормативного литературного произношения.

Раздел, изучающий части речи.

Раздел, изучающий постановку знаков препинания.

Раздел, изучающий правильное написание слов.

Раздел, изучающий устойчивые сочетания слов.

Раздел, изучающий происхождение слов.

Раздел, изучающий стили речи.

Наука о языке.
Реферат о В.В.Виноградове (Бондарева А.)

(Представители групп зачитывают свои тезисы по реферату)

Задание 1.

Расставьте ударения в словах, которые часто произносятся неправильно. Какими словарями вы воспользуетесь? (Уч-ся подходят к выставке и выбирают нужный словарь, затем зачитывают полученный результат).
Реферат о С.И.Ожегове (Пономарёва К.)

(Представители групп зачитывают свои тезисы по реферату)

Задание 2.

Запишите слова с данными латинскими и греческими словообразовательными элементами и объясните их значения. (Работа с толковым словарём).
Реферат о Буслаеве (Угнивенко З.)

(Представители групп зачитывают свои тезисы по реферату).

Задание 3.

В различных видах словарей зафиксированы все богатства нашего языка. Подберите фразеологизмы к предложенным словосочетаниям.

Реферат об Ушакове (Нещидимов А.)

(Представители групп зачитывают свои тезисы по реферату).

Задание 4.

Определите род имён существительных и составьте с ними словосочетания.
4. Подведение итогов урока-форума.
5. Домашнее задание.

Письменно объяснить, как вы понимаете русские пословицы:

1. Язык разум открывает.

2. Говорит тоскливо, да слушать тоскливо.

В заключении хотелось бы сказать: любите свой родной язык, изучайте его и берегите. А помогут вам в этом труды великих учёных-лингвистов, которые посвятили свою жизнь науке.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа» с.Уруп

Роль учёных-лингвистов в развитии

языкознания


Конспект открытого урока

русского языка

Учитель: Тюрина С.Г.

с. Уруп

2015 г.
Задание 1.

ВЕРБА ИСКРА ДОСУГ МАСТЕРСКИ КЕДРОВЫЙ

СТОЛЯР ПО СРЕДАМ СРЕДСТВА ЧЕРПАТЬ ЦЫГАН


Задание 2.


АВИА ГРАФ


Задание 3.

Дальний родственник; ещё молод и неопытен; очень умный; оказаться в глупом положении; ничем не проймёшь.


Задание 4.

Банкнот, тюль, прорубь, рельс(а), шампунь, мозоль, манжет(а).

Задание 1.
ОТКУПОРИТЬ ПЕРЧИТЬ КУЛИНАРИЯ ЯЗЫКОВАЯ (КОЛБАСА) СВЕКЛА КЛАДОВАЯ ТОРТЫ ЩАВЕЛЬ ГРУШ…ВОЕ(ВАРЕНЬЕ) ЛОМОТЬ(ХЛЕБА)


Задание 2.

АВТО ТЕЛЕ


Задание 3.
Всё нипочём; бесследно пропасть; очень мало; всем очевидно, сразу видно; избежать заслуженной кары.
Задание 4.


Лебедь, тапок или тапка, жираф, рояль, вуаль, зал или зала, туфель или туфля.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: «Роль учёных-лингвистов в развитии языкознания» Цели iconКалендарно-тематическое планирование № п/п Тема урока Кол-во часов
Из истории русского языкознания. Групповая работа с текстами об ученых-лингвистах
Тема: «Роль учёных-лингвистов в развитии языкознания» Цели iconГрафик мониторинга образовательного процесса по дисциплине «Введение...
Цели и задачи языкознания. Объект и предмет исследования. Структура лингвистики. Основные отрасли языкознания. Связь языкознания...
Тема: «Роль учёных-лингвистов в развитии языкознания» Цели iconТема урока: Дж. Бруно и Галилео Галилей. Их роль в развитии и пропаганде идей Н. Коперника

Тема: «Роль учёных-лингвистов в развитии языкознания» Цели iconТема исследования : Колокшанский агрегатный завод. Прошлое и настоящее....

Тема: «Роль учёных-лингвистов в развитии языкознания» Цели iconПамятка (силлабус) Учебной дисциплины «Технологические процессы в машиностроении»
Модуль Курс Технологические процессы в машиностроении, его составные части. Краткая характеристика, значение в технологической подготовке...
Тема: «Роль учёных-лингвистов в развитии языкознания» Цели iconРабочая программа учебной дисциплины дпп. Ф. 16. Русский язык с основами...
Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждениЕ высшего профессионального образования
Тема: «Роль учёных-лингвистов в развитии языкознания» Цели iconУрок в 10-м классе. Тема: «Покорение Космоса. Космические войска»
История развития географической науки и роль выдающих ученых в формировании системы географических знаний
Тема: «Роль учёных-лингвистов в развитии языкознания» Цели iconМетодические рекомендации по оформлению портфолио Аттестация играет...
Аттестация играет важную роль в профессиональном развитии педагогических работников. Аттестация проводится на основе экспертной оценки...
Тема: «Роль учёных-лингвистов в развитии языкознания» Цели iconРоль отраслей социальной сферы в развитии человеческого потенциала
Важная роль в этом отводится физическому воспитанию детей, молодежи и систематическим занятиям физкультурой и спортом населением...
Тема: «Роль учёных-лингвистов в развитии языкознания» Цели iconВопросы вступительного экзамена в аспирантуру по дисциплине 06. 01. 04 Агрохимия
Роль русских ученых М. В. Ломоносова, М. Г. Павлова, Д. И. Менделеева, А. Н. Энгельгардта. Роль К. А. Тимирязева, К. К. Гедройца,...
Тема: «Роль учёных-лингвистов в развитии языкознания» Цели iconТема 1 занятия
Образование, научное познание, научная деятельность. Образование как ценность. Роль науки в развитии общества. Особенности научного...
Тема: «Роль учёных-лингвистов в развитии языкознания» Цели iconМельникова Л. В., Найденова Л. П. Международная научная конференция...
Коломенского Макария (Булгакова) провел международную научную конференцию "Роль Православной церкви в создании и развитии Российского...
Тема: «Роль учёных-лингвистов в развитии языкознания» Цели iconДействительно так. Прославленные имена ученых, всемирно известные...
Ого из старейших университетов России, которому суждено было сыграть выдающуюся роль в развитии отечественной науки, образования...
Тема: «Роль учёных-лингвистов в развитии языкознания» Цели iconБлаготворительная деятельность в развитии отечественного предпринимательства...
История российского предпринимательства — тема весьма ак­туальная и вызывающая живой научный и общественный интерес. Среди современных...
Тема: «Роль учёных-лингвистов в развитии языкознания» Цели iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важную роль в развитии личности и социализации учащихся,...
Тема: «Роль учёных-лингвистов в развитии языкознания» Цели iconВведение. Роль науки в развитии животноводства как отрасли, обеспечивающей...
Тема введение. Роль науки в развитии животноводства как отрасли, обеспечивающей человека полноценными продуктами пита­ния и легкую...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск