Программа элективного курса предпрофильной подготовки«Язык в мире профессии» (Язык в сферах общения)





Скачать 112.87 Kb.
НазваниеПрограмма элективного курса предпрофильной подготовки«Язык в мире профессии» (Язык в сферах общения)
Дата публикации11.06.2015
Размер112.87 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Литература > Программа
Пояснительная записка

Программа элективного курса предпрофильной подготовки« Язык в мире профессии» (Язык в сферах общения),составлена учителем русского языка и литературы Жуковой В.В.- Волгоград;2005 г. и предназначена для учащихся 9 класса с целью формирования навыков грамотной устной и письменной речи. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, определяя цели общего образования на современном этапе, подчеркивает необходимость ориентации учащихся средней школы на речевое развитие и формирование коммуникативной компетентности, обеспечение наибольшей личностной направленности и вариативности образования, его дифференциации и индивидуализации. Содержание курса предполагает дальнейшее развитие у школьников коммуникативной, лингвистической, языковой и культуроведческой компетентностей, использования их при выборе профессии. Предлагаемый курс помогает обогатить речь учащихся, сделать её богаче, выразительнее, развить их творческие способности.

На занятиях элективного курса «Язык в сферах общения» используются формы работы, расширяющие традиционную классно-урочную систему: лекция, практикум, семинар, самостоятельная работа по теме, поиск информации из разных источников, занятие с использованием ИКТ, дискуссия, написание проектных и исследовательских работ.Курс рассчитан на 17 часов

Цели курса:

- обобщить речеведческие знания учащихся;
- закрепить навыки грамотной ситуативной речи;
- активизировать внимание учащихся к собственной устной и письменной речи;
- преодолеть психологические трудности по отношению к языку в различных сферах общения.

 В общеобразовательных школах количество часов на изучение русского языка как «живого», обслуживающего жизнь человека в реальных жизненных ситуациях недостаточно, учащиеся воспринимают предмет как нечто, оторванное от их повседневной жизни, как свод правил, необходимых лишь при выполнении упражнений на уроках. Поэтому так проблемно для них создание обычного школьного сочинения и сочинения в рамках ЕГЭ. Очень часто даже взрослые люди, имеющие высшее образование, умеют пользоваться языком в ограниченном числе речевых ситуаций, затрудняются в написании обычного письма, объявления, заявления, докладной записки, живая устная речь не нормативна, изобилует этическими, коммуникативными ошибками. Темы, связанные с использованием языка в ситуациях речевого общения, ограниченно представлены в наиболее часто используемых в школе программах, это приводит к тому, что учащиеся приходят к окончанию школы недостаточно подготовленными в области речеведения.

  Данный элективный курс направлен на формирование, кроме коммуникативных, важных учебных компетенций учащихся, организационных, социальных. Он решает важную задачу филологического образования в школе - формирование навыков грамотной устной и письменной речи. В курсе «Язык в сферах общения» приводятся в систему и дополняются знания учащихся, полученные при изучении речеведческих тем в 5-9-х классах, что способствует постижению языка на основе анализа его функционирования в речи, получению дополнительных знаний, умений и навыков по русскому языку, переосмыслению целей преподавания русского языка от обучения «в грамматическом духе» к обучению «в риторическом духе».

 Курс является предметно-, позиционно- и смысло- ориентированным, вопросы, рассматриваемые в нем, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по русскому языку.

Задачи курса:

-способствовать совершенствованию и развитию важных знаний и умений, предусмотренных школьной программой.

-развить навыки овладения надпредметными умениями и навыками, позволяющие ученикам лучше адаптироваться в дальнейшей жизни

-осознать особую роль языка в повседневной жизни каждого человека.

Формы, методы работы и виды деятельности учащихся:

-   тренировочные упражнения

-   практикум,

-   работа со словарями,

-   исследовательская и проектная деятельность детей (написание докладов, рефератов и т.д.),

- творческие задания.

Модель изучения тем курса

1. Справочно-ознакомительный этап: лекция учителя, самостоятельная работа по теме, поиск информации из разных источников, занятие с использованием ИКТ.
2. Тренировочный этап: практикум, семинар, дискуссия, ролевая и ситуационная игра.
3. Контролирующий этап: написание проектных и исследовательских работ, докладов, рефератов.

Содержание обучения

Введение (1 час)

Зависимость выбора языковых средств от сферы общения и речевой ситуации. Функциональные стили речи. Типы речи. Эмоционально-экспрессивная окраска слов: стилистически-нейтральная, сниженная, высокая лексика. Общеупотребительная, книжная, разговорная, просторечная лексика. Общенародная лексика и лексика, имеющая ограниченную сферу распространения.

Язык в различных сферах общения и речевых ситуациях (16 часов)

Тема 1. Этикетные формулы общения. (1 час)

«Вежливые» слова. Русский речевой этикет – приветствия.

Тема 2. Способы организации бесконфликтной сферы общения. (1 час)

Толерантное общение. Учимся вести переговоры, переговоры без поражения. Теория и практика спора.

Тема 3. Язык общения с аудиторией. (1 час)

Приемы ораторского искусства. Правила публичного выступления. Энергетика речи.

Тема 4. Сфера эпистолярного общения. (1 час)

Структура письма. Выделение видов писем по стилистике: деловые, частные, письма в газету; по цели высказывания: дружеские, любовные, письма – поздравления, письма – пожелания, письма – информация. Жанр публицистики - письмо. Д.Лихачёв «Письма о добром и вечном».

Тема 5. Язык СМИ. (1 час)

Язык рекламы.

Тема 6. Сфера молодежного общения. (1 час)

Жаргонизмы в молодежной среде. Школьный сленг. Недопустимость использования жаргонизмов в литературном языке.

Тема 7. Культура общения по телефону. (1 час)

Культура SMS-сообщений. Мобильный этикет.

Тема 8. Коммуникация в компьютерных сетях. (1 час)

Маскарадная коммуникация в сети. Компьютерный жаргон.

Тема 9. Решение речевых задач. (1час)

Тема 10. Сфера делового общения: совещание, пресс- конференция, договор, приказ. (1 час)

Тема 11. Сфера делового общения: автобиография, резюме. (1 час)

Тема12. Сфера делового общения: деловая переписка, заявление, объявление. (1 час)

Тема 13. Язык профессиональной сферы общения. (1 час)

Тема 14. Употребление диалектизмов. Преодоление диалектных ошибок в речи. (1 час)

Тема 15. Этикетные формулы и правила выбора речевых средств в православной среде. (1час)

Заключение (1 час)

Смешение речевых средств различных сфер общения как недостаток речи.

Учебно-методическое планирование элективного курса «Язык в мире профессии»

Класс: 9 класс

Количество часов : Всего 17 часов; в неделю 1 час.

Вид деятельности

Количество часов

Лекция с элементами ролевой игры, дискуссия

11

Практикум

3

Исследовательсая работа(доклад, реферат,проект )

2

Семинар

1


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения курса «Язык в мире профессии » учащиеся должны приобрести следующие умения:


  • Умение адекватно понимать информацию устного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию).

  • Умение сжато излагать содержание прослушанных публицистических и научных текстов различных функционально-смысловых типов речи.

  • Умение обрабатывать информацию звучащего текста.

  • Умение понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме.

  • Умение интерпретировать информацию прочитанного текста.

  • Умение использовать информацию, содержащуюся в прочитанном тексте, в качестве аргумента.

  • Умение создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.

  • Умение последовательно излагать собственные мысли.

  • Умение осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи.

  • Умение использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка.

  • Умение оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.


Тематическое планирование элективного курса (17 часов)

п/п

Название тем курса

Количество часов по теме

Форма занятий

Дата

фак

план

 

Введение

 

 







1

Зависимость выбора языковых средств от сферы общения и речевой ситуации.

Функциональные стили речи. Типы речи. Эмоционально-экспрессивная окраска слов: стилистически-нейтральная, сниженная, высокая лексика. Общеупотребительная, книжная, разговорная, просторечная лексика.

Общенародная лексика и лексика, имеющая ограниченную сферу распространения.

1 ч

Лекция, доклады







 

Язык в различных сферах общения и речевых ситуациях

 

 







2

Тема 1. Этикетные формулы общения. «Вежливые» слова. Русский речевой этикет – приветствия.

1 ч

Лекция, ролевая и ситуационная игра







3

Тема 2. Способы организации бесконфликтной сферы общения.

Толерантное общение. Учимся вести переговоры, переговоры без поражения. Теория и практика спора.

1 ч

Лекция, дискуссия, ролевая и ситуационная игра







4

Тема 3. Язык общения с аудиторией.

Приемы ораторского искусства. Правила публичного выступления. Энергетика речи.

1 ч

Лекция, доклады, ролевая и ситуационная игра










5

Тема 4. Сфера эпистолярного общения. Структура письма.

Выделение видов писем по стилистике: деловые, частные, письма в газету; по цели высказывания: дружеские, любовные, письма – поздравления, письма – пожелания, письма – информация.

Жанр публицистики - письмо. Д.Лихачёв «Письма о добром и вечном».

1 ч

Лекция, практикум







6

Тема 5. Язык СМИ. Язык рекламы.

1 ч

Лекция, самостоятельная работа по теме, поиск информации из разных источников, доклады







7

Тема 6. Сфера молодежного общения.

Жаргонизмы в молодежной среде. Школьный сленг. Недопустимость использования жаргонизмов в литературном языке.

1 ч

Лекция, дискуссия, написание проектных и исследовательских работ, рефераты

 







8

Тема 7. Культура общения по телефону. Культура SMS-сообщений. Мобильный этикет.

1 ч

Лекция, поиск информации из разных источников, занятие с использованием ИКТ, доклады







9

Тема 8. Коммуникация в компьютерных сетях. Маскарадная коммуникация в сети. Компьютерный жаргон.

1 ч

Лекция, поиск информации из разных источников, занятие с использованием ИКТ, доклады







10

Тема 9. Решение речевых задач.

1 ч

Практикум, ролевая и

ситуационная игра







11

Тема 10. Сфера делового общения: совещание, пресс-конференция, договор, приказ.

1 ч

Лекция







12

Тема 11. Сфера делового общения: автобиография, резюме.

1 ч

Практикум







13

Тема 12. Сфера делового общения: деловая переписка, заявление, объявление

1 ч

Практикум







14

Тема 13. Язык профессиональной сферы общения.

1 ч

Лекция, поиск информации из разных источников, доклады







15

Тема 14. Употребление диалектизмов. Преодоление диалектных ошибок в речи.

1 ч

Лекция, самостоятельная работа по теме







16

 Тема 15. Этикетные формулы и правила выбора речевых средств в православной среде.

1 ч

Лекция

 







 

Заключение

 

 







17

Смешение речевых средств различных сфер общения как недостаток речи.

1 ч

Семинар, написание проектных и исследовательских работ, докладов, рефератов







Перечень учебно-методического обеспечения. Список литературы

Название

Автор

Издательство

Год

Школьный фразеологический словарь

В.И.Жуков

«Просвещение»

1980

Орфографический словарь

Б.Т.Панов

«Просвещение»

1985


Школьный словарь антонимов русского язык

М.Р.Львов

«Просвещение»

1980

Современный словарь иностранных слов

В.В.Иванова

«Просвещение»

1990

Путешествие в слово

Э.А.Вартаньян

«Просвещение»

1982

Русский язык и литература.Элективные курсы

Ф.В.Ямалутдинова

Наб.Челны

2005

Умеете ли вы общаться.Русский язык

Н.Н.Куцман


«Корифей»Волгоград

2007

Русский язык.Деловая речь.Деловое письмо

И.Н.Кривенцева

«Учитель»Волгоград

2006

Этика

И.И.Михайлов

«Магариф»

2003

Энциклопедия психологических тестов

С.А.карелин

«Издательство АСТ»

1997

Занимательная орфография

М.В.панов

«Просвещение»

1984

Русские пословицы и поговорки и крылатые выражения

Е.М.Верещагин

«Русский язык»


1979

Научно-популярный журнал .Русский и литература для школьников №1-8




«Школьная пресса»

2008

Интернет-ресурсы

www.studfiles.ru

rus.1september.ru

bestreferat.ru

all-diplom.ru\kultura-rechi


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа элективного курса предпрофильной подготовки«Язык в мире профессии» (Язык в сферах общения) iconПрограмма элективного курса по русскому языку для 10-11-х классов "Язык в сферах общения"
Программа элективного курса по русскому языку для 10–11-х классов "Язык в сферах общения"
Программа элективного курса предпрофильной подготовки«Язык в мире профессии» (Язык в сферах общения) iconПрограмма элективного курса предпрофильной подготовки по теме: «Профессии юридического мира»
Приложение Программа элективного курса предпрофильной подготовки по теме: «Профессии юридического мира». Автор составитель: Черткова...
Программа элективного курса предпрофильной подготовки«Язык в мире профессии» (Язык в сферах общения) iconРабочая программа элективного курса предпрофильной подготовки в 9-ом...
К элективному курсу предпрофильной подготовки учащихся 9-го класса «В бесконечном мире задач»
Программа элективного курса предпрофильной подготовки«Язык в мире профессии» (Язык в сферах общения) iconПрограмма элективного курса в рамках предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов
В настоящее время в странах с высокой культурой быта специальность «ландшафтный дизайнер» является одной из самых престижных, социально-...
Программа элективного курса предпрофильной подготовки«Язык в мире профессии» (Язык в сферах общения) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Русский язык как государственный язык РФ. Русский язык – средство межнационального общения народов России и стран СНГ. Русский язык...
Программа элективного курса предпрофильной подготовки«Язык в мире профессии» (Язык в сферах общения) iconПрограмма элективного курса по географии для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки
Программа элективного курса «Введение в экономику» предназначена для учащихся 9 классов в рамках предпрофильной подготовки
Программа элективного курса предпрофильной подготовки«Язык в мире профессии» (Язык в сферах общения) iconЭкзаменационные вопросы по русскому языку к экзамену 2013 года (теоретическая...
Гоу спо «Нижегородский музыкальный колледж им. М. А. Балакирева» для обучения по специальностям
Программа элективного курса предпрофильной подготовки«Язык в мире профессии» (Язык в сферах общения) iconПрограмма элективного курса предпрофильной подготовки «История Ржевского края в лицах»
Приложение Программа элективного курса предпрофильной подготовки «История Ржевского края в лицах». Автор – составитель: Сорокина...
Программа элективного курса предпрофильной подготовки«Язык в мире профессии» (Язык в сферах общения) iconПрограмма элективного курса предпрофильной подготовки «Русская Православная...
Приложение Программа элективного курса предпрофильной подготовки «Русская Православная Церковь в истории России». Автор-составитель...
Программа элективного курса предпрофильной подготовки«Язык в мире профессии» (Язык в сферах общения) iconНазвание: заключительное занятие элективного курса «Деловой русский язык»
Программа «Деловой русский язык» содействовует формированию открытой для общения личности, способной к сотрудничеству, к межкультурному...
Программа элективного курса предпрофильной подготовки«Язык в мире профессии» (Язык в сферах общения) iconПрограмма элективного курса предпрофильной подготовки «Тверское лингвокраеведение»
Приложение Программа элективного курса предпрофильной подготовки «Тверское лингвокраеведение»
Программа элективного курса предпрофильной подготовки«Язык в мире профессии» (Язык в сферах общения) icon1. Цели и задачи курса «Иностранный язык» Цель преподавания
«Иностранный язык» умение соотносить языковые средства с конкретными сферами, ситуациями, условиями и задачами общения, уровень которого...
Программа элективного курса предпрофильной подготовки«Язык в мире профессии» (Язык в сферах общения) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Русский язык национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения народов...
Программа элективного курса предпрофильной подготовки«Язык в мире профессии» (Язык в сферах общения) iconПрограмма элективного курса для предпрофильной подготовки автор программы
Программа предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений. Содержание программы включает...
Программа элективного курса предпрофильной подготовки«Язык в мире профессии» (Язык в сферах общения) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения
Программа элективного курса предпрофильной подготовки«Язык в мире профессии» (Язык в сферах общения) iconРабочая учебная программа спецкурса сд. В. 03 «Деловой французский...
Курс предусматривает повышение уровня коммуникативной компетенции в профессиональных сферах общения. По окончании курса обучаемый...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск