Скачать 112.87 Kb.
|
Пояснительная записка Программа элективного курса предпрофильной подготовки« Язык в мире профессии» (Язык в сферах общения),составлена учителем русского языка и литературы Жуковой В.В.- Волгоград;2005 г. и предназначена для учащихся 9 класса с целью формирования навыков грамотной устной и письменной речи. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, определяя цели общего образования на современном этапе, подчеркивает необходимость ориентации учащихся средней школы на речевое развитие и формирование коммуникативной компетентности, обеспечение наибольшей личностной направленности и вариативности образования, его дифференциации и индивидуализации. Содержание курса предполагает дальнейшее развитие у школьников коммуникативной, лингвистической, языковой и культуроведческой компетентностей, использования их при выборе профессии. Предлагаемый курс помогает обогатить речь учащихся, сделать её богаче, выразительнее, развить их творческие способности. На занятиях элективного курса «Язык в сферах общения» используются формы работы, расширяющие традиционную классно-урочную систему: лекция, практикум, семинар, самостоятельная работа по теме, поиск информации из разных источников, занятие с использованием ИКТ, дискуссия, написание проектных и исследовательских работ.Курс рассчитан на 17 часов Цели курса: - обобщить речеведческие знания учащихся; - закрепить навыки грамотной ситуативной речи; - активизировать внимание учащихся к собственной устной и письменной речи; - преодолеть психологические трудности по отношению к языку в различных сферах общения. В общеобразовательных школах количество часов на изучение русского языка как «живого», обслуживающего жизнь человека в реальных жизненных ситуациях недостаточно, учащиеся воспринимают предмет как нечто, оторванное от их повседневной жизни, как свод правил, необходимых лишь при выполнении упражнений на уроках. Поэтому так проблемно для них создание обычного школьного сочинения и сочинения в рамках ЕГЭ. Очень часто даже взрослые люди, имеющие высшее образование, умеют пользоваться языком в ограниченном числе речевых ситуаций, затрудняются в написании обычного письма, объявления, заявления, докладной записки, живая устная речь не нормативна, изобилует этическими, коммуникативными ошибками. Темы, связанные с использованием языка в ситуациях речевого общения, ограниченно представлены в наиболее часто используемых в школе программах, это приводит к тому, что учащиеся приходят к окончанию школы недостаточно подготовленными в области речеведения. Данный элективный курс направлен на формирование, кроме коммуникативных, важных учебных компетенций учащихся, организационных, социальных. Он решает важную задачу филологического образования в школе - формирование навыков грамотной устной и письменной речи. В курсе «Язык в сферах общения» приводятся в систему и дополняются знания учащихся, полученные при изучении речеведческих тем в 5-9-х классах, что способствует постижению языка на основе анализа его функционирования в речи, получению дополнительных знаний, умений и навыков по русскому языку, переосмыслению целей преподавания русского языка от обучения «в грамматическом духе» к обучению «в риторическом духе». Курс является предметно-, позиционно- и смысло- ориентированным, вопросы, рассматриваемые в нем, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по русскому языку. Задачи курса: -способствовать совершенствованию и развитию важных знаний и умений, предусмотренных школьной программой. -развить навыки овладения надпредметными умениями и навыками, позволяющие ученикам лучше адаптироваться в дальнейшей жизни -осознать особую роль языка в повседневной жизни каждого человека. Формы, методы работы и виды деятельности учащихся: - тренировочные упражнения - практикум, - работа со словарями, - исследовательская и проектная деятельность детей (написание докладов, рефератов и т.д.), - творческие задания. Модель изучения тем курса 1. Справочно-ознакомительный этап: лекция учителя, самостоятельная работа по теме, поиск информации из разных источников, занятие с использованием ИКТ. 2. Тренировочный этап: практикум, семинар, дискуссия, ролевая и ситуационная игра. 3. Контролирующий этап: написание проектных и исследовательских работ, докладов, рефератов. Содержание обучения Введение (1 час) Зависимость выбора языковых средств от сферы общения и речевой ситуации. Функциональные стили речи. Типы речи. Эмоционально-экспрессивная окраска слов: стилистически-нейтральная, сниженная, высокая лексика. Общеупотребительная, книжная, разговорная, просторечная лексика. Общенародная лексика и лексика, имеющая ограниченную сферу распространения. Язык в различных сферах общения и речевых ситуациях (16 часов) Тема 1. Этикетные формулы общения. (1 час) «Вежливые» слова. Русский речевой этикет – приветствия. Тема 2. Способы организации бесконфликтной сферы общения. (1 час) Толерантное общение. Учимся вести переговоры, переговоры без поражения. Теория и практика спора. Тема 3. Язык общения с аудиторией. (1 час) Приемы ораторского искусства. Правила публичного выступления. Энергетика речи. Тема 4. Сфера эпистолярного общения. (1 час) Структура письма. Выделение видов писем по стилистике: деловые, частные, письма в газету; по цели высказывания: дружеские, любовные, письма – поздравления, письма – пожелания, письма – информация. Жанр публицистики - письмо. Д.Лихачёв «Письма о добром и вечном». Тема 5. Язык СМИ. (1 час) Язык рекламы. Тема 6. Сфера молодежного общения. (1 час) Жаргонизмы в молодежной среде. Школьный сленг. Недопустимость использования жаргонизмов в литературном языке. Тема 7. Культура общения по телефону. (1 час) Культура SMS-сообщений. Мобильный этикет. Тема 8. Коммуникация в компьютерных сетях. (1 час) Маскарадная коммуникация в сети. Компьютерный жаргон. Тема 9. Решение речевых задач. (1час) Тема 10. Сфера делового общения: совещание, пресс- конференция, договор, приказ. (1 час) Тема 11. Сфера делового общения: автобиография, резюме. (1 час) Тема12. Сфера делового общения: деловая переписка, заявление, объявление. (1 час) Тема 13. Язык профессиональной сферы общения. (1 час) Тема 14. Употребление диалектизмов. Преодоление диалектных ошибок в речи. (1 час) Тема 15. Этикетные формулы и правила выбора речевых средств в православной среде. (1час) Заключение (1 час) Смешение речевых средств различных сфер общения как недостаток речи. Учебно-методическое планирование элективного курса «Язык в мире профессии» Класс: 9 класс Количество часов : Всего 17 часов; в неделю 1 час.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ В результате изучения курса «Язык в мире профессии » учащиеся должны приобрести следующие умения:
Тематическое планирование элективного курса (17 часов)
Перечень учебно-методического обеспечения. Список литературы
Интернет-ресурсы www.studfiles.ru rus.1september.ru bestreferat.ru all-diplom.ru\kultura-rechi |
Программа элективного курса по русскому языку для 10-11-х классов "Язык в сферах общения" Программа элективного курса по русскому языку для 10–11-х классов "Язык в сферах общения" | Программа элективного курса предпрофильной подготовки по теме: «Профессии юридического мира» Приложение Программа элективного курса предпрофильной подготовки по теме: «Профессии юридического мира». Автор составитель: Черткова... | ||
Рабочая программа элективного курса предпрофильной подготовки в 9-ом... К элективному курсу предпрофильной подготовки учащихся 9-го класса «В бесконечном мире задач» | Программа элективного курса в рамках предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов В настоящее время в странах с высокой культурой быта специальность «ландшафтный дизайнер» является одной из самых престижных, социально-... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Русский язык как государственный язык РФ. Русский язык – средство межнационального общения народов России и стран СНГ. Русский язык... | Программа элективного курса по географии для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки Программа элективного курса «Введение в экономику» предназначена для учащихся 9 классов в рамках предпрофильной подготовки | ||
Экзаменационные вопросы по русскому языку к экзамену 2013 года (теоретическая... Гоу спо «Нижегородский музыкальный колледж им. М. А. Балакирева» для обучения по специальностям | Программа элективного курса предпрофильной подготовки «История Ржевского края в лицах» Приложение Программа элективного курса предпрофильной подготовки «История Ржевского края в лицах». Автор – составитель: Сорокина... | ||
Программа элективного курса предпрофильной подготовки «Русская Православная... Приложение Программа элективного курса предпрофильной подготовки «Русская Православная Церковь в истории России». Автор-составитель... | Название: заключительное занятие элективного курса «Деловой русский язык» Программа «Деловой русский язык» содействовует формированию открытой для общения личности, способной к сотрудничеству, к межкультурному... | ||
Программа элективного курса предпрофильной подготовки «Тверское лингвокраеведение» Приложение Программа элективного курса предпрофильной подготовки «Тверское лингвокраеведение» | 1. Цели и задачи курса «Иностранный язык» Цель преподавания «Иностранный язык» умение соотносить языковые средства с конкретными сферами, ситуациями, условиями и задачами общения, уровень которого... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Русский язык национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения народов... | Программа элективного курса для предпрофильной подготовки автор программы Программа предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений. Содержание программы включает... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения | Рабочая учебная программа спецкурса сд. В. 03 «Деловой французский... Курс предусматривает повышение уровня коммуникативной компетенции в профессиональных сферах общения. По окончании курса обучаемый... |