бюджетное образовательное учреждение Тарногского муниципального района Вологодской области
«Тарногская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа по литературе 9-в класс (СКК 7 вида)
Учитель Гусева Эльза Гаиловна
Рассмотрено на заседании МО
Протокол № ____
От « » ___________________2013 г
_____________________
Подпись руководителя МО
Согласовано
Заместитель директора школы Н.И.Владимирова
Утверждено
Директор школы Б.А.Тюкачев Приказ №________ от ______________
2013-2014 учебный год Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена с учетом требований федерального компонента государственного стандарта основного общего образования / Сборник нормативных документов. Литература, М: Дрофа, 2010 / на основе авторской программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ автор-составитель С.А.Зинин.- Программа по литературе для 5-11 кл. общеобразовательной школы/ авт.-сост. Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев.- М.: Русское слово, 2009.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся.
Основные цели и задачи
Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение литературы в 9 классе отводится 105 часов, региональному – 102 часа, 3 часа в неделю. согласно учебному плану БОУ «Тарногская средняя общеобразовательная школа» на изучение литературы в 9 – в классе (СКК 7 вида) также отводится 102 часа.
Учебно - методический комплект включает в себя:
У ч е б н и к: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. / Авторы: С.А.Зинин, В.И.Сахаров, В.А.Чалмаев.- М.: Русское слово, 2010.
Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации, соответствует обязательному минимуму содержания
основного общего образования по литературе.
П о с о б и е д л я у ч и т е л я :
Соловьева Ф.Е. Уроки литературы. К учебнику «Литература. 9 класс». Методическое пособие.- М.: Русское слово, 2011.
И н ф о р м а ц и о н н о – м е т о д и ч е с к а я и И н т е р н е т п о д д е р ж к а :
1. Журнал «Литература в школе»
2. Газета «Первое сентября. Литература»
3. Интернет-школа сайт www.Просвещение.ru.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения литературы ученик должен
знать/понимать
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;
- изученные теоретико-литературные понятия;
уметь
- воспринимать и анализировать художественный текст;
- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
- определять род и жанр литературного произведения;
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения..
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Учебно -тематический план
Тема
| Количество часов
| Цель изучения
| Требования к уровню подготовки обучающихся
| Контрольные работы, часы развития речи, внеклассного чтения
| Тема 1. Введение
Тема 2. Из древне-русской литературы
Тема 3. Из русской литературы 18 века
Тема 4. Литература первой половины 19 века
Тема 5. Литература второй половины 19 века (обзор с обобщением ранее изученного)
Тема 6. Из литературы 20 века (обзор с обобщением ранее изученного)
| 1
5
11
71
6
8
| Познакомить учащихся с основными этапами развития отечественной литературы, показать своеобразие литературных эпох, связь русской литературы с мировой культурой, назвать основные литературные направления 18-19 и 20 вв., ведущие темы и мотивы русской классики. Систематизировать сведения о тематике и жанрах древнерусской литературы; познакомиться с поэмой «Слово о полку Игореве» (древнерусский текст, построчный перевод Д.С.Лихачева, поэтические переводы),историей открытия «Слова…» и событиями, отраженными в нем; выявить основную идею поэмы, ее связь с проблематикой эпохи, стилистические особенности поэмы; развивать навык выразительного чтения, различных видов пересказа, умение давать характеристику героям, писать сочинение на литературную тему. Познакомить с основными тенденциями развития русской литературы 18 в., литературными направлениями классицизма и сентиментализма; изучить программные произведения М.В.Ломоносова, Г.Р.Державина, Д.И.Фонвизина, А.Н.Радищева,
Н.М.Карамзина, выявить значение их творчества для последующего развития русской поэзии, прозы и драматургии, их роль в совершенствовании русского литературного языка; развивать умение читать наизусть, самостоятельно подготовить сообщение, реферат. Изучить понятия: русская классическая литература, романтизм и реализм как литературные направления, темы и мотивы лирики, трагикомедия, роман в стихах, поэма в прозе и др.; познакомить с основными фактами и явлениями творческой биографии К.Н.Батюшкова, В.А.Жуковского, А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, изучить программные произведения классиков, выявить художественное своеобразие, проблематику пр-й, позицию автора; продолжить формирование навыков развития речи: чтение наизусть, различные виды пересказа и комментария, чтение по ролям, цитатный план, письменный анализ стихотворения, сочинения различных жанров, письменный отзыв на спектакль, сравнительная характеристика героев, сопоставительный анализ стихотворений. Рассмотреть развитие традиций отечественного реализма в русской литературе 1840-1890-х годов; обзорно познакомиться с произведениями И.А.Гончарова, И.С.Тургенева, М.Е.Салтыкова-Щедрина, лирикой Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, театром Островского, романами Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого, прозой и драматургией А.П.Чехова, воспитывать нравственность на примере произведений 19 века. Познакомиться обзорно с русской прозой рубежа веков (М.Горький, И.Бунин, А.Куприн), русской поэзией Серебряного века(А.Блок, С.Есенин, В.Маяковский, А.Ахматова, М.Цветаева, Б.Пастернак), романом начала 20 в.(М.Шолохов, А.Толстой, М.Булгаков); рассмотреть литературный процесс 50-80-х гг, 80-90-х гг.; воспитывать нравственность на примере произведений 20 века.
| Важнейшими умениями являются следующие: - умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных произведений; - выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть; - осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.); - умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты); - умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении; - умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения; - умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения; - умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника; - умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов; - умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы; - умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения; - умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.
|
РР-1
РР-1
ВЧ-1
КР-1
РР-11
ВЧ-5
КР-2
ВЧ-2
РР-2
ВЧ-2
| Всего
| 102
|
|
| Рр- 15
Вн.чт- 10
КР- 3
Наизусть – 15 стихотворений и отрывков.
| |