Подходы к организации учебной деятельности с учащимися специального коррекционного класса





Скачать 70.01 Kb.
НазваниеПодходы к организации учебной деятельности с учащимися специального коррекционного класса
Дата публикации17.09.2014
Размер70.01 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
Направление "Коррекционная работа в образовательном учреждении"

Лушникова Татьяна Фёдоровна,

учитель специального коррекционного класса МОУ Гамовская средняя

общеобразовательная школа

Пермского муниципального района
Подходы к организации учебной деятельности с учащимися специального коррекционного класса.

17 лет я работаю с детьми с особыми образовательными нуждами по программе СКК 8 вида, со 2 по 9 класс.

В своей работе я имею следующие результаты:

  • За 2011-2012 уч. год успеваемость учащихся -100%

  • Качество обучения составило 63,2%

  • 9-тиклассники успешно сдали выпускные экзамены, 2 человека из 5 сдали на отлично, двое на хорошо и один удовлетворительно. Двое поступили учиться дальше и трое (достигли 18-летие) трудоустроены.

  • Дети уверенно чувствуют себя в школьном сообществе (на основании диагностики Александровской З.К.)

  • За 2011-2012 уч. год в классе отсутствовали пропуски уроков без уважительной причины.

На данный момент все дети в классе имеют достаточно стойкую учебную мотивацию.

Добиться данных результатов мне помогло использование следующих подходов.

Для повышения качества обучения и воспитания учащихся при работе с несколькими классами большое значение имеет рациональное использование каждой минуты. Но начинать следует с подготовки к нему, – от этого зависит и качество урока, и успехи учеников. В своей работе я использую индивидуальный подход. Сущность принципа индивидуального подхода состоит в учете индивидуальных особенностей учащихся в учебном процессе с целью активного управления ходом развития их умственных и физических возможностей. Он предполагает всестороннее изучение учащихся и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей.

Индивидуальный подход – это система воспитания воздействий, методичных приемов, учитывающая особенности развития и состояние ребёнка в данный момент в данных условиях. Индивидуальный подход направлен на преодоление возникающих у ребёнка затруднений путем максимального развития здоровых, положительных качеств его личности. Если ученик отстает в обучении от классного коллектива, испытывает затруднения в каком-либо виде деятельности, если он раздражается, отказывается выполнять требования учителя, его нужно успокоить, вывести из конфликтного состояния, включить в учебный процесс, заинтересовать, пробудить активность, работоспособность, т. е. необходимо применить индивидуальный подход.

Индивидуальный подход можно осуществить при условии, если знаешь ученика, его особенности и возможности, положительные склонности, интересы, взаимоотношения с детским коллективом, а так же с семьей, причины возникновения конфликтных состояний, упрямства.

Индивидуальный подход – это только одно из условий коррекционно-воспитательного процесса. Его последовательное воздействие неотделимо от других условий и средств воспитания. Второе условие, с помощью которого я стимулирую развитие умственно-отсталого ребёнка – это создание ситуации успеха. На уроках своим подопечным всегда внушаю бодрость, уверенность в силах, вызываю у них интерес к учению, повышаю активность в работе, обеспечиваю успех, облегчаю выполнение учеником требований школы и этим помогаю закрепить необходимые для него навыки. На каждом уроке для детей я готовлю индивидуальные иллюстративные карточки. Они очень любят работать с ними, устраивают соревнования, кто выполнит быстрей, правильней и аккуратней.

В малокомплектном классе условия таковы, что требуют на каждом уроке обязательно проводить самостоятельную работу с учащимися каждого класса. В то время как ученики одного или нескольких классов самостоятельно выполняют учебные задания, я объясняю новый материал, спрашиваю, разъясняю очередное задание – занимаюсь с учащимися другого класса.

В содержание самостоятельной работы я включаю следующие этапы:

- повторение по учебнику или другим источникам ранее изученного материала, необходимого для усвоения новых знаний на данном уроке, или для выполнения тренировочных упражнений;

- первичное закрепление изученного на уроке материала разнообразными упражнениями с использованием примеров, приведенных учителем, и детально разработанных заданий;

- повторение и обобщение изученного при помощи различных видов тренировочных упражнений с целью закрепления;

- проверка усвоения знаний, уровня сформированности умений и навыков у учащихся.

Содержание и характер самостоятельной работы определяется задачами конкретного урока и целью изучения всей темы, при этом содержание должно быть посильным, а характер деятельности разнообразным. Необходимо, чтобы в усвоении материала принимали участие разные виды восприятия и памяти (слуховая, зрительная, двигательная). Содержание заданий должно быть доступным. Это означает, что формулировка задания чёткая, лаконичная и понятная ребенку, а характер задания предполагает, что ученик владеет необходимыми для его выполнения исполнительскими операциями, умениями и навыками. При организации индивидуальной самостоятельной работы я использую карточки, на которых записано задание и порядок его пооперационного или поэтапного выполнения.

Наиболее трудное в организации урока в классах СКК – его начало, так как учитель может начать непосредственную работу только с одним классом, а другим своевременно дать задание. Необходимую информацию и задания пишу на доске, потом только указываю на них, а учащиеся самостоятельно читают и выполняют.

Самостоятельная работа обязательно завершается разными видами контроля её выполнения: самоконтроль, контроль другим учеником, либо контроль со стороны педагогом.

А так же в своей работе я использую компьютерные технологии в обучении и воспитании, которые связаны с решением двух функциональных задач:

1. Научить детей пользоваться новыми орудиями деятельности и помочь не чувствовать себя «оторванными» от жизни. Не каждый ученик моего класса имеет дома компьютер, а тем более знает, как он работает. А если у кого и есть компьютер, то он использует не в учебных целях, а только для игр. Уроки с применением ИКТ помогают решить эту проблему и помогают учащимся понять, что компьютер существует не только для игры, но и для серьезной работы, что он поможет учиться, что с его помощью можно выполнить полезную работу, а ученье может превратиться в увлекательное занятие.

2. Использовать новые компьютерные технологии в целях коррекции нарушений общего развития аномального ребенка. Мой личный опыт применения ИКТ позволяет судить об эффективности воздействия ИКТ на развитие школьников. ИКТ-технологии позволяют осуществить более индивидуальный подход к ребенку и обеспечить возможность подбора каждому ребенку заданий, адекватных для его темпа и способа усвоения знаний.

Дети с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) ввиду своих индивидуальных особенностей не могут организовать свою самостоятельную деятельность, с трудом улавливают инструкцию, могут действовать только по четкой, несколько раз, отработанной инструкции. А весь процесс самостоятельной работы проходит под контролем педагога. В связи с чем, к сожалению, труд учителя становится более трудоемким, и его энергетические и педагогические затраты возрастают. Но эти затраты компенсируются реальными результатами, которые удивляют. Наблюдения показывают, что ИКТ формируют у моих учащихся умение отвечать на поставленные вопросы полным ответом, способствуют развитию творческих способностей, воображения, практических умений, расширяют кругозор представлений об окружающем мире, обеспечивают взаимодействие и общение с окружающим миром. Под воздействием ИКТ происходит преодолевание негативных качеств формирующего характера, коррекция недостатков в эмоционально-волевой сфере, поведенческих отклонений.

Дети СКК лучше воспринимают информацию и запоминают учебный материал, когда на уроке используется наглядность. А компьютер позволяет улучшить качество предложенной наглядности. Дети с удовольствием готовят сообщения на ту или иную тему. В 2011-20112 уч. году мои ученики участвовали в конкурсе проектов по технологии и защищали свой проект перед учителями специально-коррекционных классов района. Группа детей принимала участие в школьном конкурсе на лучшую презентацию, посвященную Великой Отечественной Войне, и заняли призовое 2 место. Данный вид деятельности позволяет у детей будить любопытство, осмысленно задумываться над происходящим вокруг.

Недавно в своей практике я стала использовать арт-технологии.

Арт-терапия - метод, связанный с раскрытием творческого потенциала человека, высвобождением его скрытых энергетических резервов и, в результате, нахождение им оптимальных способов решения своих проблем.

Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием, используется в настоящее время для психологической коррекции клиентов с невротическими, психосоматическими нарушениями детей и взрослых с трудностями в социальной адаптации, при внутрисемейных конфликтах.

Техника медиативного рисункамандала. Одной из техник изотерапии является создание циркулярных композиций – мандал («магических кругов»).

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Применяю на уроках чтения, развития речи, окружающего мира.

Игровая терапия – это метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры.

Песочная терапия в контексте арт-терапии представляет собой невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении клиента, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходят отреагирование внутреннего напряжения и поиск путей развития. Метод базируется на сочетании невербальной (процесс построения композиции) и вербальной (рассказ о готовой композиции, сочинение истории или сказки, раскрывающей смысл композиции) экспрессии клиентов.

Музыкальная терапия – это контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний.

Фототерапия, основанная на применении фотографии или слайдов для решения психологических проблем, а также для развития и гармонизации личности, является одним из направлений арт-терапии.

Готова поделиться опытом своей работы по обучению и воспитанию учащихся специального коррекционного класса. В данное время готовлюсь к районному семинару для учителей специальных коррекционных классов по теме «Развитие самостоятельной работы на уроках и во внеурочное время», где мной будет представлен мастер-класс «Использование ИКТ на уроках в классах СКК». Кроме этого опыт моей работы был представлен в краевом метод-сборнике, где опубликованы разработки урока развития речи и внеклассного мероприятия «Я, ты и все вокруг».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Подходы к организации учебной деятельности с учащимися специального коррекционного класса iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В статье раскрываются методические и дидактические подходы обучения грамотной жестовой речи глухих учащихся во внеурочной деятельности...
Подходы к организации учебной деятельности с учащимися специального коррекционного класса iconРабочая программа 4 специального (коррекционного) класса

Подходы к организации учебной деятельности с учащимися специального коррекционного класса iconВыступление Березиной Натальи Петровны, социального педагога Муниципального...
Из опыта работы Муниципального казённого специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников...
Подходы к организации учебной деятельности с учащимися специального коррекционного класса iconДоклад муниципального специального (коррекционного) общеобразовательного...
Публичный доклад подготовлен администрацией Муниципального специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения
Подходы к организации учебной деятельности с учащимися специального коррекционного класса iconВиды деятельности
Данная программа для специального ( коррекционного) класса для детей с ограниченными возможностями здоровья составлена на основе...
Подходы к организации учебной деятельности с учащимися специального коррекционного класса iconПояснительная записка к учебному плану Муниципального бюджетного...
Муниципального бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными...
Подходы к организации учебной деятельности с учащимися специального коррекционного класса iconОбразовательная программа государственного бюджетного специального...
Государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными...
Подходы к организации учебной деятельности с учащимися специального коррекционного класса iconРабочая программа по технологии для учащихся 6 класса уровень специального...
«Михайловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида»
Подходы к организации учебной деятельности с учащимися специального коррекционного класса iconОтчет о результатах самообследования муниципального бюджетного специального...
Муниципального бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения Омутинского района для обучающихся, воспитанников...
Подходы к организации учебной деятельности с учащимися специального коррекционного класса iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебного курса «география россии» для 9 класса основного общего и специального (коррекционного) образования VII вида
Подходы к организации учебной деятельности с учащимися специального коррекционного класса iconАнализ деятельности по направлению «Социализация слабовидящих детей...

Подходы к организации учебной деятельности с учащимися специального коррекционного класса iconРеферат Современные подходы к организации и содержанию педагогической...
Современные подходы к организации и содержанию педагогической деятельности с детьми раннего возраста в адаптационный период
Подходы к организации учебной деятельности с учащимися специального коррекционного класса iconИз опыта работы с детьми с проблемами в развитии в пу №2
В своей деятельности профессиональное училище №2 реализует государственные образовательные программы специального (коррекционного)...
Подходы к организации учебной деятельности с учащимися специального коррекционного класса iconПрограмма профессионального модуля технология сварки самозащитной...
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса
Подходы к организации учебной деятельности с учащимися специального коррекционного класса iconЗемцова Людмила Григорьевна Предмет обучение грамоте (чтение) Класс 1 Тема урок
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса
Подходы к организации учебной деятельности с учащимися специального коррекционного класса iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сызрань, в дальнейшем «Положение», в соответствии с законодательством РФ и определяет статус, основные понятия, принципы организации...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск