Скачать 70.01 Kb.
|
Направление "Коррекционная работа в образовательном учреждении" Лушникова Татьяна Фёдоровна, учитель специального коррекционного класса МОУ Гамовская средняя общеобразовательная школа Пермского муниципального района Подходы к организации учебной деятельности с учащимися специального коррекционного класса. 17 лет я работаю с детьми с особыми образовательными нуждами по программе СКК 8 вида, со 2 по 9 класс. В своей работе я имею следующие результаты:
На данный момент все дети в классе имеют достаточно стойкую учебную мотивацию. Добиться данных результатов мне помогло использование следующих подходов. Для повышения качества обучения и воспитания учащихся при работе с несколькими классами большое значение имеет рациональное использование каждой минуты. Но начинать следует с подготовки к нему, – от этого зависит и качество урока, и успехи учеников. В своей работе я использую индивидуальный подход. Сущность принципа индивидуального подхода состоит в учете индивидуальных особенностей учащихся в учебном процессе с целью активного управления ходом развития их умственных и физических возможностей. Он предполагает всестороннее изучение учащихся и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей. Индивидуальный подход – это система воспитания воздействий, методичных приемов, учитывающая особенности развития и состояние ребёнка в данный момент в данных условиях. Индивидуальный подход направлен на преодоление возникающих у ребёнка затруднений путем максимального развития здоровых, положительных качеств его личности. Если ученик отстает в обучении от классного коллектива, испытывает затруднения в каком-либо виде деятельности, если он раздражается, отказывается выполнять требования учителя, его нужно успокоить, вывести из конфликтного состояния, включить в учебный процесс, заинтересовать, пробудить активность, работоспособность, т. е. необходимо применить индивидуальный подход. Индивидуальный подход можно осуществить при условии, если знаешь ученика, его особенности и возможности, положительные склонности, интересы, взаимоотношения с детским коллективом, а так же с семьей, причины возникновения конфликтных состояний, упрямства. Индивидуальный подход – это только одно из условий коррекционно-воспитательного процесса. Его последовательное воздействие неотделимо от других условий и средств воспитания. Второе условие, с помощью которого я стимулирую развитие умственно-отсталого ребёнка – это создание ситуации успеха. На уроках своим подопечным всегда внушаю бодрость, уверенность в силах, вызываю у них интерес к учению, повышаю активность в работе, обеспечиваю успех, облегчаю выполнение учеником требований школы и этим помогаю закрепить необходимые для него навыки. На каждом уроке для детей я готовлю индивидуальные иллюстративные карточки. Они очень любят работать с ними, устраивают соревнования, кто выполнит быстрей, правильней и аккуратней. В малокомплектном классе условия таковы, что требуют на каждом уроке обязательно проводить самостоятельную работу с учащимися каждого класса. В то время как ученики одного или нескольких классов самостоятельно выполняют учебные задания, я объясняю новый материал, спрашиваю, разъясняю очередное задание – занимаюсь с учащимися другого класса. В содержание самостоятельной работы я включаю следующие этапы: - повторение по учебнику или другим источникам ранее изученного материала, необходимого для усвоения новых знаний на данном уроке, или для выполнения тренировочных упражнений; - первичное закрепление изученного на уроке материала разнообразными упражнениями с использованием примеров, приведенных учителем, и детально разработанных заданий; - повторение и обобщение изученного при помощи различных видов тренировочных упражнений с целью закрепления; - проверка усвоения знаний, уровня сформированности умений и навыков у учащихся. Содержание и характер самостоятельной работы определяется задачами конкретного урока и целью изучения всей темы, при этом содержание должно быть посильным, а характер деятельности разнообразным. Необходимо, чтобы в усвоении материала принимали участие разные виды восприятия и памяти (слуховая, зрительная, двигательная). Содержание заданий должно быть доступным. Это означает, что формулировка задания чёткая, лаконичная и понятная ребенку, а характер задания предполагает, что ученик владеет необходимыми для его выполнения исполнительскими операциями, умениями и навыками. При организации индивидуальной самостоятельной работы я использую карточки, на которых записано задание и порядок его пооперационного или поэтапного выполнения. Наиболее трудное в организации урока в классах СКК – его начало, так как учитель может начать непосредственную работу только с одним классом, а другим своевременно дать задание. Необходимую информацию и задания пишу на доске, потом только указываю на них, а учащиеся самостоятельно читают и выполняют. Самостоятельная работа обязательно завершается разными видами контроля её выполнения: самоконтроль, контроль другим учеником, либо контроль со стороны педагогом. А так же в своей работе я использую компьютерные технологии в обучении и воспитании, которые связаны с решением двух функциональных задач: 1. Научить детей пользоваться новыми орудиями деятельности и помочь не чувствовать себя «оторванными» от жизни. Не каждый ученик моего класса имеет дома компьютер, а тем более знает, как он работает. А если у кого и есть компьютер, то он использует не в учебных целях, а только для игр. Уроки с применением ИКТ помогают решить эту проблему и помогают учащимся понять, что компьютер существует не только для игры, но и для серьезной работы, что он поможет учиться, что с его помощью можно выполнить полезную работу, а ученье может превратиться в увлекательное занятие. 2. Использовать новые компьютерные технологии в целях коррекции нарушений общего развития аномального ребенка. Мой личный опыт применения ИКТ позволяет судить об эффективности воздействия ИКТ на развитие школьников. ИКТ-технологии позволяют осуществить более индивидуальный подход к ребенку и обеспечить возможность подбора каждому ребенку заданий, адекватных для его темпа и способа усвоения знаний. Дети с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) ввиду своих индивидуальных особенностей не могут организовать свою самостоятельную деятельность, с трудом улавливают инструкцию, могут действовать только по четкой, несколько раз, отработанной инструкции. А весь процесс самостоятельной работы проходит под контролем педагога. В связи с чем, к сожалению, труд учителя становится более трудоемким, и его энергетические и педагогические затраты возрастают. Но эти затраты компенсируются реальными результатами, которые удивляют. Наблюдения показывают, что ИКТ формируют у моих учащихся умение отвечать на поставленные вопросы полным ответом, способствуют развитию творческих способностей, воображения, практических умений, расширяют кругозор представлений об окружающем мире, обеспечивают взаимодействие и общение с окружающим миром. Под воздействием ИКТ происходит преодолевание негативных качеств формирующего характера, коррекция недостатков в эмоционально-волевой сфере, поведенческих отклонений. Дети СКК лучше воспринимают информацию и запоминают учебный материал, когда на уроке используется наглядность. А компьютер позволяет улучшить качество предложенной наглядности. Дети с удовольствием готовят сообщения на ту или иную тему. В 2011-20112 уч. году мои ученики участвовали в конкурсе проектов по технологии и защищали свой проект перед учителями специально-коррекционных классов района. Группа детей принимала участие в школьном конкурсе на лучшую презентацию, посвященную Великой Отечественной Войне, и заняли призовое 2 место. Данный вид деятельности позволяет у детей будить любопытство, осмысленно задумываться над происходящим вокруг. Недавно в своей практике я стала использовать арт-технологии. Арт-терапия - метод, связанный с раскрытием творческого потенциала человека, высвобождением его скрытых энергетических резервов и, в результате, нахождение им оптимальных способов решения своих проблем. Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием, используется в настоящее время для психологической коррекции клиентов с невротическими, психосоматическими нарушениями детей и взрослых с трудностями в социальной адаптации, при внутрисемейных конфликтах. Техника медиативного рисунка – мандала. Одной из техник изотерапии является создание циркулярных композиций – мандал («магических кругов»). Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Применяю на уроках чтения, развития речи, окружающего мира. Игровая терапия – это метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. Песочная терапия в контексте арт-терапии представляет собой невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении клиента, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходят отреагирование внутреннего напряжения и поиск путей развития. Метод базируется на сочетании невербальной (процесс построения композиции) и вербальной (рассказ о готовой композиции, сочинение истории или сказки, раскрывающей смысл композиции) экспрессии клиентов. Музыкальная терапия – это контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний. Фототерапия, основанная на применении фотографии или слайдов для решения психологических проблем, а также для развития и гармонизации личности, является одним из направлений арт-терапии. Готова поделиться опытом своей работы по обучению и воспитанию учащихся специального коррекционного класса. В данное время готовлюсь к районному семинару для учителей специальных коррекционных классов по теме «Развитие самостоятельной работы на уроках и во внеурочное время», где мной будет представлен мастер-класс «Использование ИКТ на уроках в классах СКК». Кроме этого опыт моей работы был представлен в краевом метод-сборнике, где опубликованы разработки урока развития речи и внеклассного мероприятия «Я, ты и все вокруг». |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В статье раскрываются методические и дидактические подходы обучения грамотной жестовой речи глухих учащихся во внеурочной деятельности... | Рабочая программа 4 специального (коррекционного) класса | ||
Выступление Березиной Натальи Петровны, социального педагога Муниципального... Из опыта работы Муниципального казённого специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников... | Доклад муниципального специального (коррекционного) общеобразовательного... Публичный доклад подготовлен администрацией Муниципального специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения | ||
Виды деятельности Данная программа для специального ( коррекционного) класса для детей с ограниченными возможностями здоровья составлена на основе... | Пояснительная записка к учебному плану Муниципального бюджетного... Муниципального бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными... | ||
Образовательная программа государственного бюджетного специального... Государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными... | Рабочая программа по технологии для учащихся 6 класса уровень специального... «Михайловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида» | ||
Отчет о результатах самообследования муниципального бюджетного специального... Муниципального бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения Омутинского района для обучающихся, воспитанников... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебного курса «география россии» для 9 класса основного общего и специального (коррекционного) образования VII вида | ||
Анализ деятельности по направлению «Социализация слабовидящих детей... | Реферат Современные подходы к организации и содержанию педагогической... Современные подходы к организации и содержанию педагогической деятельности с детьми раннего возраста в адаптационный период | ||
Из опыта работы с детьми с проблемами в развитии в пу №2 В своей деятельности профессиональное училище №2 реализует государственные образовательные программы специального (коррекционного)... | Программа профессионального модуля технология сварки самозащитной... Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса | ||
Земцова Людмила Григорьевна Предмет обучение грамоте (чтение) Класс 1 Тема урок Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сызрань, в дальнейшем «Положение», в соответствии с законодательством РФ и определяет статус, основные понятия, принципы организации... |