Скачать 161.26 Kb.
|
Пояснительная записка к учебному плану Муниципального бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №5 VIII вида» на 2013 – 2014 учебный год Основным предметом деятельности Школы является реализация программ (программы) специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида, программы обучения детей с глубокой умственной отсталостью «Особый ребенок». Цель школы: Школа создается для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество. Основными задачами Школы являются:
Деятельность Школы строится на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, гражданственности, свободного развития личности и светского характера образования. Учебные занятия в школе начинаются 2 – го сентября. В течение учебного года проводятся каникулы: осенние – 7 календарных дней (с 4 по 10 ноября включительно), зимние – 11 календарных дней (с 30 декабря по 9 января включительно), дополнительные каникулы для учащихся 1 классов – 7 календарных дней (с 17 по 23 февраля), дополнительные каникулы для учащихся всех классов – 3 календарных дня (с 24 по 26 февраля), весенние – 8 календарных дней (с 26 марта по 2 апреля включительно). Итого каникулы: 1 класс – 37 календарных дней, 2-9, 2а-8а – 30 календарных дней. Учебных недель: в первой четверти – 9 (02.09.13.-01.11.13.); во второй – 7 (11.11.13.-29.12.13.); в третьей - 10 (10.01.14.-25.03.14.); в 1, 1а классах – 9 (10.01.14.-14.02.14., 27.02.14.-25.03.12); в четвертой – 8 (03.04.14.-30.05.14.). Итого: 2-9, 2а- 8а классы - 34 учебные недели; 1, 1а классы – 33 недели. Учебный год и учебные занятия заканчиваются в 1 -9 классах 30 мая 2013 г. Переводные экзамены в МБ С(К)ОШ №5 VIII вида не проводятся. Школа функционирует по режиму малокомплектной: классов – комплектов – 4; классов – 14;
Образовательная деятельность муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №5 VIII вида» регламентируется: 1. Учебным планом С(К)ОУ VIII вида; 2. Учебным планом индивидуального обучения больных детей на дому; 3. Учебным планом для классов (групп) для детей с тяжелой умственной отсталостью. Учебные планы разработаны в соответствии с:
Учебный план (основной) составлен на основе 1 варианта базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (приложение к Приказу Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида»). Он позволяет реализовать цели образовательной программы специального (коррекционного) образования и ориентирован на: - создание условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся; - формирование полноценной, разносторонней, активной личности на основе интеграции образовательного, воспитательного, коррекционного процессов; - практическую подготовку учащихся с проблемами в развитии к самостоятельной жизни; - социальную и профессионально-трудовую реабилитацию. Учебный план для классов (групп) для детей с тяжелой умственной отсталостью составлен на основе учебного плана для классов (групп) «Особый ребенок» (Программа классов (групп) для умственно отсталых детей (IQ 20-49 по МКБ -10) - Пермь, 2010, ПКИПКРО) и ориентирован на создание условий для реализации права детей данной категории на получение адекватного образования, формирование у обучающихся элементарных умений и навыков коммуникации, предметно-практической деятельности, счета, чтения, письма. Учебный план индивидуального обучения больных детей на дому составлен на основе 1 варианта базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (приложение к Приказу Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида»), учебного плана для классов (групп) «Особый ребенок» » (Программа классов (групп) для умственно отсталых детей (IQ 20-49 по МКБ -10) - Пермь, 2010, ПКИПКРО) и учебного плана школы надомного обучения (приложение №4 к приказу Департамента образования Пермской области №245 от 24.07.03.). Учебный план индивидуального обучения больных детей на дому ориентирован на помощь ребенку в реализации его индивидуальных образовательных возможностей и потребностей и создание условий для успешного развития с учетом индивидуальных особенностей психического и физического здоровья. Все учебные планы рассчитаны на пятидневную рабочую неделю с сохранением количества часов, определенных основным учебным планом. Основной учебный план школы (классно-урочная форма обучения) включает 3 группы курсов: - общеобразовательные курсы; - трудовая подготовка; - коррекционно-адаптационный блок. Содержание учебных предметов определено программами:
Образовательные области представлены учебными предметами: I Общеобразовательные курсы: - «Родной язык и литература»: «Чтение и развитие речи», «Письмо и развитие речи», «Развитие устной речи»; - «Математика»: «Математика»; -«Природа»: «Природоведение», «Биология», «География»; - «Обществознание»: «История отечества», «Обществознание»; - «Искусство»: «Изобразительное искусство», «Музыка и пение», «Физкультура»; II «Трудовая подготовка»: «Трудовое обучение», «Профессионально-трудовое обучение», «Трудовая практика»; III Коррекционные подготовка: - «Коррекционные курсы»: «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности», «Социально-бытовая ориентировка», «Ритмика»; -«Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия»: «Логопедические занятия», «ЛФК», «Развитие психомоторики и сенсорных процессов. Количество часов на учебные предметы всех образовательных областей полностью соответствует 1 варианту базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (приложение к Приказу Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида»). На групповые занятия по логопедии, ЛФК и развитию психомоторики и сенсорных процессов по расписанию отводятся часы во вторую половину дня. Их продолжительность 25 – 45 мин. Для групповых логопедических занятий, развитию психомоторики и сенсорных процессов группы комплектуются с учетом однородности и выраженности нарушений. Комплекс упражнений на занятиях ЛФК в основном направлен на коррекцию нарушений опорно-двигательного аппарата: сколиоз, плоскостопие, нарушение осанки; по остальным медицинским рекомендациям учащиеся посещают занятия ЛФК в отделении восстановительного лечения при Чайковской детской городской больнице – по направлению врача-педиатра. Занятия по ЛФК, ритмике, СБО проводятся без деления комплекта на группы. Групповые логопедические занятия ведутся по адаптированной рабочей программе учителя Коровиной С.Н., составленной на основе программ: а) Кузьминых Е.Л.Формирование коммуникативной функции речи у учащихся 1-5 классов специальной Коррекционной) школы VIII вида: Учебная программа / Управление образования администрации г.Екатеринбурга, 2000г. б)Программа логопедической коррекции для 1-6 классов специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида, Стрельникова Н.В., г.Новороссийск. Рабочая программа одобрена педагогическим советом (протокол от 30.08.2013 №1) и утверждена приказом директора школы. Содержание занятий ЛФК определено пособием «Программно-методическое обеспечение 3-го урока физической культуры (ЛФК) для учащихся 1 – 5 классов «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы – интерната 8 вида»» С.С.Зиянгияровой. – П,:КЦФКиЗ, 2010. Все коррекционные занятия проводятся по специально утвержденным графикам. В школе организуется обучение по профилям: швейное дело, слесарное дело. На уроках швейного дела (5-9 классы) применяется психологическая программа по развитию личностных качеств учащихся ОУ VIII вида. Данная программа имеет рецензию кандидата психологических наук, заведующей кафедрой УдГУ «Педагогическая психология» Вострокнутовой Т.Ф. Администрацией школы определены сроки и порядок прохождения трудовой практики исходя из условий и пятилетнего опыта - в течение учебного года в объеме: в 5 – 7 классах – 1 ч/нед., в 8, 9 классах – 2 ч/нед. во второй половине дня. С целью расширения трудовых навыков учащихся (социальный заказ (родителей)) занятия проводятся по адаптированной рабочей программе, составленной на основе Программ для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.2 – М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2001 (сельскохозяйственный труд, переплетно-картонажное дело, подготовка младшего обслуживающего персонала, цветоводство и декоративное садоводчество) и Сборника программ специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида для детей с умеренной умственной отсталостью, Москва, Северо- Западное окружное управление образования, 2008. Рабочая программа учителя Рогожниковой Л.М. по трудовой практике (5-9 классы) одобрена педагогическим советом (протокол от 30.08.2013 №1) и утверждена приказом директора школы. Количество учеников в классах-комплектах при организации учебных и коррекционных занятий на отдельные учебные предметы варьируется (например, 2,3,4 классы (11 чел.) - комплект для урока физкультуры, а 1 класс на урок физкультуры (3 чел.) присоединяется к 1а,3а,4а классам программы «Особый ребенок» (всего 10 чел.). Аналогичное варьирование комплектов на уроки ИЗО, занятия ЛФК, групповые логопедические занятия, трудовую практику, профессионально-трудовое обучение, математики. Учитывалась преемственность учителя и учащихся при распределении часов письма и развития речи, чтения и развития речи, профессионально- трудового обучения (5-9 классы программы VIII вида). Кроме этого, формирование групп-комплектов для уроков профессионально-трудового обучения определено составом класса по половому признаку (в 9, 8а классах только девочки, в 4а классе – только мальчики), по психологической совместимости учащихся (5а,8 классы; 4а, 5 классы). Таким образом, для занятий по профессионально-трудовому обучению учащиеся 5 – 9, 4а, 5а, 8а классов делятся на группы (с целью обеспечения учащихся рабочими местами в мастерской – до 9 учащихся).
По окончании 9 – го класса обучающиеся сдают экзамен по профессионально - трудовому обучению и получают документ установленного образца об окончании С(К)ОУ VIII вида. С целью снижения обязательной учебной нагрузки при пятидневной учебной неделе не используются часы школьного компонента, предусмотренные базисным учебным планом в 0-7 классах. В школе функционируют классы для детей с тяжелой умственной отсталостью (класс-комплект из пяти классов). Учебный план (дополнительный) для классов (групп) для детей с тяжелой умственной отсталостью (классно-урочная форма обучения) включает 3 группы курсов: - общеобразовательные курсы; - трудовая подготовка; - коррекционно-адаптационный блок. Содержание учебных предметов определено программой:
Образовательные области представлены компонентами: - «Родной язык и литература»: «Чтение», «Письмо»; - «Математика»: «Счет»; - «Искусство»: «Рисование», «Пение и ритмика», «Физическая культура»; - «Трудовая подготовка»: «Трудовое обучение», «Предметно-практическая деятельность, конструирование, ручной труд», «Хозяйственно-бытовой труд и привитие навыков самообслуживания»; - «Коррекционные курсы»: «Развитие речи, предметные уроки и экскурсии»; - «Коррекционные занятия»: «Социально-бытовая ориентировка», «Индивидуальные и групповые логопедические занятия», «ЛФК». Количество часов на учебные предметы всех образовательных областей полностью соответствует учебному плану классов (групп) для умственно детей (умеренная и тяжелая умственная отсталость) (Программа классов (групп) для умственно детей (IQ 20-49 по МКБ-10) (Программа «Особый ребенок») - Пермь, 2010). На учебные и коррекционные занятия происходит объединение классов «Особый ребенок» от 2 до 4, в зависимости от учебного предмета: на уроке ХБТ – комплект из 4 классов, на уроке счета, письма – из 2-3 классов. Объединение классов «Особый ребенок» с классами С(К)ОУ VIII вида предусмотрено на ритмике, пении, физкультуре, ЛФК, групповых логопедических занятиях, трудовом обучении.
Школа обеспечивает индивидуальные занятия с воспитанниками на основании медицинского заключения о состоянии здоровья: индивидуальное обучение на дому и индивидуальное обучение приходящего в школу. Основание: Устав школы, приказы Управления О и ПО Чайковского муниципального района. Учебный план индивидуального обучения больных детей на дому (индивидуальное обучение на дому, индивидуальное обучение приходящего в школу) включает 3 группы курсов: - общеобразовательные курсы; - трудовая подготовка; - коррекционно-адаптационный блок. Содержание учебных предметов определено программами:
Образовательные области учебного плана индивидуального обучения больных детей на дому аналогичны основным учебным планам: учебный план классов (групп) для умственно отсталых детей (умеренная и тяжелая умственная отсталость) и учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Недельная нагрузка на каждого ребенка не превышает нормативов, указанных в письме Министерства народного образования РСФСР от 14.11.1988 г. №17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому». Часы по предметам распределены с учетом индивидуальных особенностей, психофизических возможностей больных детей, заявления законных представителей на содержание индивидуального учебного плана ученика, кадровых возможностей школы. Рабочие программы по предметам для каждого учащегося разработаны учителями с учетом базовых знаний ученика и (или) рекомендаций ПМПК, одобрены педагогическим советом школы (протокол от 30.08.2013.№1) и утверждены приказом директора. Директор МБ С(К)ОШ №5 VIII вида А.С.Лундина
УЧЕБНЫЙ ПЛАН Муниципального бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №5 VIII вида» на 2013 – 2014 учебный год г.Чайковский, 2013 |
Образовательная программа государственного бюджетного специального... Государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными... | Отчет о результатах самообследования муниципального бюджетного специального... Муниципального бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения Омутинского района для обучающихся, воспитанников... | ||
Рабочая программа по предмету «Профессионально-трудовое обучение» (швейное дело) «Владос», 2000 г./, соответствует учебному плану Муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения... | Выступление Березиной Натальи Петровны, социального педагога Муниципального... Из опыта работы Муниципального казённого специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников... | ||
Основная образовательная программа начального общего образования... Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями... | Ф. Н. Закирова Ф. И. О. Ф. И. О. Ф. И. О Государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными... | ||
Доклад Муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного... Публичный доклад Муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников... | Доклад Муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного... Публичный доклад Муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников... | ||
Отчет о самообследовании Муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными... | Доклад государственного бюджетного специального (коррекционного)... ... | ||
Доклад государственного бюджетного специального (коррекционного)... ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Муниципального казенного ( специального) коррекционного образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными... | ||
Публичный отчет муниципального казенного специального (коррекционного)... «Озоно-Чепецкая специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» муниципального образования «Кезский район»... | Санкт-петербурга Государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными... |