Районная олимпиада по русскому языку. 7 класс 2009 2010 уч год





Скачать 223.47 Kb.
НазваниеРайонная олимпиада по русскому языку. 7 класс 2009 2010 уч год
Дата публикации28.06.2015
Размер223.47 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы


Районная олимпиада по русскому языку. 7 класс 2009 – 2010 уч. год.

1.Расставьте ударение:

комбайнер, премировать, металлургия, цыган, ржаветь, облегчить, средства,

сантиметр, каталог, мастерски.

2.Определите количество букв и звуков в словах

1) праздник 2) юрта 3) пятнадцать 4) аллея

3. Разберите слова по составу:

подписать, подберезовик, сопротивление, навсегда, изыскательский.

4. Вставьте пропущенные буквы:

Рост…в, приг…реть, покл…ниться, ур…внение, п…росль, прил…гательное.

5. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1) (Не)приступная крепость остановила врага.

2) Весьма (не)приятное происшествие.

3) Мы шли по (не)освещенной улице.

4) Виднелись еще (не)убранные поля.

6. Найти существительное, которое не имеет формы множественного числа:

1) пузырь 2) родня 3) степь 4) инженер 5) дочь

7. У какого местоимения разряд по значению назван неправильно?

1) Ко мне - личное; 2) всякий - определительное; 3) который- определительное;

4) наш - притяжательное; 5) никто- отрицательное.

8. В каком предложении выделенное слово является кратким прилагатель-

ным?

1)Движение часовой стрелки незаметно.

2)Часовая стрелка движется незаметно.

9. Комплексная работа.

1) Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

2) Сделайте полный синтаксический разбор предложения.

На ра(с,сс)вете я пр…сыпаюсь …бливаюсь к…лодезной в…дой и слушаю звук

пастушьего рожка д…н…сящийся (из)д…лека.

Районная олимпиада по русскому языку. 8 класс 2009-2010 уч. год

1.Расставьте ударение:

диспансер, квартал, красивее, мусоропровод, намерение, партер, приняла,

развитой, статуя, украинский.

2. Определите количество букв и звуков в словах

1) торжествуя 2) путь 3) его 4) плетется 5) почуя

3. Разберите слова по составу:

помолодеть, белоручка, розыгрыш, пол-очка, пятьюстами.

4. Вставьте пропущенные буквы:

выр…щенный, пол…жение, попл…вок, тв…рение, заг…ревший, отр…сль

5. Найти прилагательное, от которого нельзя образовать степени сравнения:

1) громоздкий; 2) красивый; 3) слепой; 4) красный; 5) крепкий

6. В каком предложении выделенное слово является наречием?

1) Жутко ехать ночью по зимнему лесу.

2) Из похода вернулись поздней ночью.

7. Подберите не менее трех синонимов к каждому из слов:

смелость, красивый, идти, говорить, вьюга.

8. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Выстроившись в колонны,

1) вожак подает сигнал, и муравьи отправляются в путь.

2) длина их может достигать 100-200 метров.

3) кочевые муравьи отправляются в двух-трехнедельный поход.

4) начинается двух-трехнедельный поход муравьев.

9. В каком ряду частица НЕ пишется раздельно со всеми словами ряда?

1) (не)лепый поступок, (не)понимая ситуации

2) якорь (не)достает до дна, (не)вмешиваясь в чужие дела

3) (не)владеющий ситуацией, (не)дорогой подарок

4) никому (не)нужный звонок, (не)противление злу

10. Комплексная работа

1) Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

2) Сделайте полный синтаксический разбор второго предложения.

Лис…ца опрометью кинулась проч… то и дело огляд…ваясь и пр…п…дая в

страхе к земле. А ч…довище с бегущими …гнями (долго)долго гр…х…тало и

прон…силось т…ж…ло стуча к…лесами.

Районная олимпиада по русскому языку. 9 класс 2009-2010 уч. год

1.Расставьте ударение:

вручит, доверху, загнутый, насорит, начатый, ненависть, облегчит, сливовый,

согнутый, торты.

2.Определите количество букв и звуков в словах:

1) ель 2) праздничный 3) Россия 4) поющий 5) гроздь

3.Разберите слова по составу:

библиотекарша, воззвание, нагревательный, нагромоздить, палисадник.

4. Вставьте пропущенные буквы:

пром…кашка, Р…стислав, пл…вчиха, подр…внять дорожки, обм…кнуть перо,

приг…ревший.

5.Замените заимствованные слова русскими синонимами:

атлет, шеф, банкротство, лепта, эксперт.

6. Определите, к каким частям речи относятся слова:

два, двойка, двое, второй, второстепенный, во-вторых, вторичный, двояк, двойня.

7. Какими частями речи являются выделенные слова, какую синтаксическую

функцию они выполняют:

1)Хозяйка тепло встретила гостей.

2)Мне стало тепло и радостно на душе.

3)Наконец-то наступило долгожданное тепло.

4)Помещение тепло и просторно.

8. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Находясь в пути,

1)всегда вспоминается дом.

2)всегда думаешь о доме.

3)нам приносили свежие цветы.

4)мне приснился сон.

9. Перепишите, раскрывая скобки:

(Не)детская серьезность, (не)глубокая речка, ни в чём (не)повинные люди, весьма

(не)удачный доклад, (не)яркое, но горячее солнце, (не)проверенные учителем

работы, задание (не)выполнено.

10. Комплексная работа.

1) Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

2) Сделайте полный синтаксический разбор второго предложения.

Я все ещё ст…ял на том(же) месте как дверь к…б…нета отв…рилась и оба с…беседника вошли. Я опять почу(?)ствовал на своей г…л…ве чью(то) руку и в(з,с)дрогнул. То была рука отца нежно гладившая мои вол…сы.

Районная олимпиада по русскому языку. 10 класс 2009-2010 уч. год

1.Расставьте ударение:

балованный, вероисповедание, включит, кухонный, понял, давнишний, жалюзи,

закупорить, исстари, одолжит.

2. Определите количество букв и звуков в словах

1) вьюжный 2) звездная 3) ясень 4) заявление 5) аллея

3.Выделите окончания в тех словах, где они есть:

кто, зимой, свиней, домой, ешь, нос, лисий, себя, щей, депо, пальто, смотреть.

4. В каком предложении НЕ со следующим словом пишется раздельно?

1) Князь проехал через поле ещё (не)кошенного клевера.

2) Повсюду виднелись (не)большие озерки.

3) (Не)грамотный староста не смог прочесть письмо.

4) (Не)где поставить аквариум.

5. Вставьте пропущенные буквы:

утв…рь, р…стовщик, вск…чить, ск…чок, ср…внить, пл…вник, ур…вень.

6. Определите род несклоняемых имен существительных, употребите их с

именем прилагательным:

Токио, Миссури, денди, кольраби, кенгуру, интервью.

7. Подберите синонимы к заимствованным словам:

презентация, спонсор, саммит, имидж, мониторинг.

8. Дайте определение лингвистическим терминам:

фонетика, фразеология, омоформы.

9. Составьте предложения так, чтобы в одном случае данные слова

выступали в роли производных предлогов, а в другом - в роли самостоя-

тельных частей речи:

а) вблизи, б) на встречу (навстречу), в) на счет (насчет), г) не смотря (несмотря на).

10. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Открывая всё новые и новые законы природы,

1)растет могущество человека.

2)это не утоляет жажды познания, живущей в человеке.

3)человек понимает, что никогда не познает все до конца.

4)остается все больше и больше непознанного.

11. Комплексная работа.

1) Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

2) Сделайте полный синтаксический разбор третьего предложения.

Кругом тишина (не)нарушаемая (н…)чем. Вода так густа и тяжела что звезды

отражают(?)ся в ней (не)рябясь и (не)мигая. Раздают(?)ся ленивые шаги ночного сторожа

и я различаю каждый удар его ков…(н,нн)ых рыбач…их сапог о камни тр…туара. Но вот он завернул куда(то) (в)бок в мощ…ный пер…улок и шаги его смолкли.

Районная олимпиада по русскому языку. 11 класс 2009-2010 уч.год

1.В каких словах верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1)навЕрх 2)зАнята 3)сливОвый 4)килОметр 5)окружИт 6)шАрфы

2.В каком слове звуков больше, чем букв?

1) стайка 2) видится 3) подъемный 4) снующий 5) бьётся

3.Подберите слова, морфемный состав которых соответствовал бы следующим

схемам:

а)корень;

б)корень, суффикс;

в)корень, корень, окончание;

г)приставка, корень, суффикс, окончание;

д)приставка, корень, суффикс, суффикс, окончание, суффикс.

4.Вставьте пропущенные буквы:

мак…ть сухарь в чай, р…вномерные колебания, р…внина, пл…вник, отвр…щение,

прекл…няться , распол…жение, сг…рание.

5.От данных существительных образуйте имена прилагательные с помощью

суффиксов –ов- или –ев-:

бахча, груша, клещ, ключ, лапша, лещ, морж, меланж, парча, плечо.

6. Подберите синонимы заимствованным словам:

карьера, легальный, автономия, вульгарный, банальный, гармония.

7.Подберите русские варианты английским пословицам и поговоркам.

а) Не стоит пороха и дроби.

б) Черная овца в семье.

в) Для каждой собаки наступит ее день.

г) Птичка в руке стоит двух в кустах.

д) Называть лопату лопатой.

8. Дайте определение следующим словам:

шлягер, шейпинг, фристайл, продюсер, фурор.

9. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Наделяя героев былины незаурядной физической силой,

  1. все остальные их качества оказывались второстепенными.

  2. это находит объяснение в характере эпохи.

  3. достоинства этих богатырей проверялись в сражении.

  4. сказители подробно описывали их многочисленные подвиги.

10. Комплексная работа.

1) Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

2) Сделайте полный синтаксический разбор третьего предложения.

Это новое стойбище (н…)чем (не)было п…хоже на (не)давно п…кинутый Лисий

оток. Это был лес спл…шной (не)проходимый таежный… У выхода из лагеря и из

леса который был (по)осе(н,нн)ему гол и весь виден (на)сквозь р…сла одинокая

красивая рябина.

Районная олимпиада по литературе. 7 класс 2009-2010 уч. год

Знание текста художественного произведения

  1. Узнай произведение по его началу. Назови произведение и автора.

а) «Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою

вину перед учителями?»

б) «Бабушка возвратилась от соседей и сказала мне, что левонтьевские ребятишки

собираются на увал по землянику, и велела сходить с ними.»

в) «В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переславль-Залесского,

осиротели двое детей.»

  1. Узнай героя произведения по портрету. Назови героя, произведение и автора.

а) «…В хату вошла большая рыжая собака с черным ремешком по всей спине. У нее

под глазами были черные полоски с загибом вроде очков…»

б) «Сам … в теплые вечера выходил на улицу в штанах, державшихся на единствен-

ной медной пуговице с двумя орлами, и в бязевой рубахе вовсе без пуговиц…»

в) «Из нашего класса на полянку иногда набегал …, суетливый, с моргающими гла-

зенками мальчишка, любивший на уроках поднимать руку. Знает, не знает- все

равно тянет. Вызовут- молчит…»

  1. В каких произведениях встречается это?

а) Изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, овцы, куры, петух.

б) Медведь, пистолет, дупло, кольцо, пожар, кошка, кузнец.

в) Калач, земляника, стриж, растерзанная рыба.

4. Чьи поэтические строчки? Автор? Название?

а) Мы вольные птицы; пора, брат, пора!

Туда, где за тучей белеет гора…

б) Ночевала тучка золотая

На груди утеса- великана…

в) Забудь заботы и печали,

Умчись без цели на коне

В туман и в луговые дали,

Навстречу ночи и луне!

Теоретико- литературный блок.

5.Как называется?

а) Картина природы в художественном произведении.

б) Отрывок художественного произведения, обладающий относительной закончен-

ностью.

в) То, о чем говорится в произведении.

6. Определите рифму и размер стихотворения С.А.Есенина по данному отрывку.

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу,

Только белые вороны

Расшумелись на лугу.

Литература и другие виды искусства.

7. Кто создал иллюстрации к произведениям?

М.М.Пришвин «Кладовая солнца».

В.Г.Распутин «Уроки французского».
Районная олимпиада по литературе. 8 класс 2009-2010 уч.год

Знание текста художественного произведения.

1.Узнай произведение по его началу. Назови произведение и автора.

А) «Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке…»

Б) «Отец мой, Андрей Петрович Гринев, в молодости служил при графе Минихе и вышел в отставку премьер-майором в 17… году. С тех пор жил он в своей симбирской деревне, где женился на девице Авдотье Васильевне Ю., дочери бедного дворянина…»

В) « –А поворотись- ка, сын! Экой ты смешной какой! Что это на вас за поповские подрясники?»

2.Узнай героя произведения по портрету. Назови героя, произведение и автора.

А) «…был один из числа коренных, старых полковников, весь он был создан для бранной тревоги и

отличался грубой прямотой своего нрава.»

Б) « …молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно

живым…»

В) «Когда она улыбалась, ее темные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые, крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в темной коже щек, все лицо казалось молодым и светлым…»

3.Герой какого произведения получил такое письмо?

«Государь ты наш, Владимир Андреевич,- я, твоя старая нянька, решилась тебе доложить о здоровье папенькином. Он очень плох, иногда заговаривается и весь день сидит как дитя глупое, а в животе и смерти Бог волен…»

4.Назовите любимую песню Е.Пугачева, героя произведения А.С.Пушкина «Капи-танская дочка»

5.Кто так себя ведет? Назовите героя, автора и название произведения.

1. Шелковые товары раскладывает,

Речью ласковой гостей он заманивает,

Злато, серебро пересчитывает,

Да недобрый день задался ему…

2. «…Она расчесывала гребнем их молодые, небрежно всклоченные кудри и смачивала их слезами».

3. «…Никогда, ни в каком случае, не выдавал своих товарищей.»

Историко-литературный блок.

6. Какие, кроме Е.Пугачева, исторические лица встречаются на страницах повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»?

7. Кто из русских писателей обладал редкой музыкальностью?

А) М.В.Ломоносов В) М.Ю.Лермонтов

Б) Г.Р.Державин Г) А.С.Пушкин

Теоретико-литературный блок.

8. Какое из этих понятий соответствует определению былины?

а) устный рассказ об исторических лицах, событиях, передающийся из поколения в поколение.

б) произведения устной поэзии о русских богатырях и народных героях.

в) древнее народное сказание о легендарных героях, богах, о происхождении явлений природы.

9. Назовите жанр произведения К.Ф.Рылеева «Смерть Ермака».

10. Какие изобразительно-выразительные средства использованы в данном отрывке из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Молитва»? Определите размер и рифму.

В минуту жизни трудную Теснится ль в сердце грусть: Одну молитву чудную Твержу я наизусть.

Районная олимпиада по литературе. 9 класс. 2009-2010 уч.год

Знание текста художественного произведения.

1.Узнай произведение по его началу. Назовите автора произведения.

А) Немного лет тому назад,

Там, где, сливаяся, шумят,

Обнявшись, будто две сестры,

Струи Арагвы и Куры…

Б) «-Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что все дело в среде, что среда заедает. А я думаю, что все дело в случае. Я вот про себя скажу. Так заговорил всеми уважаемый Иван Васильевич …»

В) «В департаменте… но лучше не называть, в каком департаменте. Ничего нет сердитее всякого рода департаментов, полков, канцелярий и, словом, всякого рода должностных сословий…»

2.Узнайте героя произведения по портрету. Назовите героя, автора и произведение.

А) Он был, казалось, лет шести;

Как серна гор, пуглив и дик

И слаб, и гибок, как тростник…

Б) «… был высокого роста, ходил всегда в бараньем тулупчике, покрытом камлотом, сидел согнувшись и всегда почти улыбался, хотя бы рассказывал или просто слушал…»

В) «…был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное, с белыми, а la Nicolas I подвитыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и с зачесанными вперед височками…»

3.В комнате какого героя мы оказались? Назовите героя, произведение и автора.

А) «Комната…была вся уставлена сундуками, ящиками, ящичками и сундучочкам. Множество клубков с разноцветною шерстью, лоскутков старинных платьев, шитых за полстолетие, были укладены по углам в сундучках и между сундучками…»

Б) «Скверная комната, и клопы такие, каких я нигде не видывал: как собаки, кусают…»

4. Какие из перечисленных произведений вышли из-под пера М.Ю.Лермонтова, а какие- Н.В.Гоголя? Какие произведения в списке «лишние»? Назовите их авторов.

« Нос», «Левша», «Парус», «Детство», «Ночь перед рождеством», «Герой нашего времени», «Русский язык», «Когда волнуется желтеющая нива…»

Историко-литературный блок.

5. Назовите место рождения М.Ю.Лермонтова и Н.В.Гоголя.

6. Как называется первое стихотворение, которое Лермонтов решил выпустить в свет под своим именем? Где оно было напечатано?

Теоретико - литературный блок.

7. Найдите «четвертое» лишнее.

А) классицизм, сентиментализм, повесть, реализм В) эпос, лирика, романтизм, драма

Б) завязка, эпитет, кульминация, развязка Г) амфибрахий, анапест, дактиль, хорей

8. В данном отрывке из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Осень» найдите и укажите изобазительно-выразительные средства. Определите размер и рифму.

Листья в поле пожелтели, Под нависшею скалою

И кружатся, и летят; Уж не любит меж цветов

Лишь в бору поникши ели Пахарь отдыхать порою

Зелень мрачную хранят. От полуденных трудов.

Творческий блок.

9. Напишите мини-сочинение на тему: «Какому литературному герою вы бы хотели поставить памятник и почему.

Районная олимпиада по литературе. 10 класс. 2009-2010 уч. год.

Знание текста художественного произведения

1.Перед вами фрагменты из произведений, принадлежащих перу М.Ю.Лермонтова, А.С.Грибоедова, Н.В.Гоголя. Определите автора каждого отрывка, назовите произведение и имя персонажа.

А) « …Человек он светский,

Отъявленный мошенник, плут…»

Б) « Она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в

душу».

В) «… Не красавец, но и не дурной наружности, не слишком толст, не слишком тонок; нельзя сказать,

чтобы стар, однако же и не так, чтобы слишком молод».

2.Узнайте персонажей комедии «Горе от ума».

А) «...И золотой мешок, и метит в генералы». В) « Не то на серебре,

Б) «…С тех пор как числюсь по Архивам, На золоте едал; сто человек к услугам;

Три награжденья получил». Весь в орденах; езжал- то вечно цугом…

Когда же надо подслужиться,

И он сгибался вперегиб».

3.Кому говорит Чацкий:

А) «Блажен, кто верует, тепло ему на свете!»?

Б) «…тот и славился, чья чаще гнулась шея»?

В) «Помилуйте, мы с вами не ребяты,

Зачем же мнения чужие только святы»?

Г) «Послушай! Ври, да знай же меру»?

4. Кто из персонажей романа «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова

А) «…ходил на кабана один на один, а иной раз ветер «ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет»?

Б) «…при встрече с противником «махает шашкой, кричит и бросается вперед, зажмуря глаза»?

Историко-литературный блок.

5.Какое произведение Грибоедова читал Пушкин, находясь в ссылке в Михайловском?

6.О каких географических точках говорится в приведенных ниже цитатах из стихотворений М.Ю.Лермонтова?

А) И вот нашли большое поле: Б) Есть остров на том океане-

Есть разгуляться где на воле: Пустынный и мрачный гранит;

Построили редут. На острове том есть могила,

А в ней император зарыт.

Теоретико-литературный блок.

7.Выберите признаки сентиментализма:

А) способность героя чувствовать и сопереживать; Г) герои- простые люди;

Б) соответствие теории «трех штилей»; Д) изображение красоты природы;

В) в центре произведения- героические личности; Е) соблюдение правила «трех единств»-места,

времени, действия.

Литература и другие виды искусства

8.Кто автор памятника М.Ю.Лермонтову в Пятигорске?

9.Какие стихотворения М.Ю. Лермонтова положены на музыку?

Творческий блок.

10. Напишите мини-сочинение на тему:

« Место литературы в жизни молодежи».


Районная олимпиада по литературе. 11 класс. 2009-2010 уч.год

Знание текста художественного произведения.

1.Узнай произведение по его началу. Назови произведение и автора.

А) «На самом краю села Мироносицкого, в сарае старосты Прокофия, расположились на ночлег запоздавшие охотники. Их было только двое: ветеринарный врач Иван Иваныч и учитель гимназии Буркин…»

Б) « На другой день к завтраку подавали очень вкусные пирожки, раков и бараньи котлеты; и пока ели, приходил наверх повар Никанор справиться, что гости желают к обеду…»

В) «В середине августа, перед рождением молодого месяца, вдруг наступили отвратительные погоды, какие так свойственны северному побережью Черного моря…»

2. Чей это портрет? Назовите героя, произведение и автора.

А) «…Полный, красивый брюнет с бакенами, устраивал любительские спектакли с благотворительной целью, сам играл старых генералов и при этом кашлял очень смешно».

Б) «…Постарел, располнел, обрюзг, щеки, нос и губы тянутся вперед- того и гляди хрюкнет в одеяло».

В) «…Моя незнакомка, высокая брюнетка лет около двадцати- двадцати пяти, держалась легко и стройно. Просторная белая рубаха свободно и красиво обвивала ее молодую, здоровую грудь».

3. Назовите автора и адресата письма, взятого из произведения А.И.Куприна.

«…Умоляю Вас не гневаться на меня. Я краснею при воспоминании о моей дерзости семь лет тому назад, когда Вам, барышне, я осмеливался писать глупые и дикие письма и даже ожидать ответа на них…»

4.Знаешь ли ты действующих лиц пьесы «Вишневый сад»? Кто из них…

А)…Обращался к шкафу с торжественной речью?

Б)…Съел сразу полведра огурцов?

В)…Имел прозвище «двадцать два несчастья»?

Г)…Отдала золотой случайному прохожему, тогда как дома было нечего есть?

Д)…Говорит: «Вся Россия- наш сад!»?

Историко- литературный блок.

5. Назовите журналы, в которых сотрудничал молодой Чехов.

6.Какое большое путешествие и в какие годы совершил Чехов?

7. Какой юбилей со дня рождения А.П.Чехова будет отмечаться в России в 2010 году?

Теоретико- литературный блок.

8. Напишите статью «Эпиграмма» для словаря литературоведческих терминов.

Литература и другие виды искусства.

9. Назовите отечественные кинокартины, созданные по сюжетам произведений А.П.Чехова и А.И.Куприна.

Творческий блок.

10. Напишите мини-сочинение на тему: «Какое произведение русской классической прозы вы предложили бы для телеверсии и почему?»

Учебно- тематический план

№ п/п



Тема

Кол-во часов

Виды деятельности

Формы контроля




Раздел 1. Стилистика

и


культура речи (7 ч.)




1.

Введение. «Уметь гово-рить-искусство. Уметь слушать-культура.» (Д.С.Лихачев)

1 ч.

Беседа

Устный опрос. Сочинение-миниатюра

2.

Место стилистики в системе наук языкознания

1 ч.

Беседа. Редактирование собст-венного текста. Отработка видов подчинительной связи. Устранение ошибок в предложении

Реферат

3.

Задачи грамматичес-кой, функциональной стилистики и стилисти-ки текста

1 ч.

Практикум. Обсуждение и редактирование лучших рефератов




4.

Практическая стилистика

1 ч.

Практикум. Распределение ролей, разыгрывание сценок. Выполнение упражнений повышенной трудности.

Словарная работа(совре-менный лексикон)

5.

Функциональная и ком-муникативная стилис-тика

1 ч.

Игра «На лингвистической конференции»




6.

Формирование комму-никативных единиц

1 ч.

Работа со словом, словарем, с поэтическим и прозаическим текстами

Словарный дик тант на основе ключевых слов темы

7.

Что такое культура речи?

1 ч.

Беседа по вопросам с привле-чением письменных ответов учащихся. Работа с текстом рассказа А.П.Чехова «Детвора»

Словарная работа. Взаимопровер-ка.



Раздел 2. Стилистика и риторика ( 4 ч.)




8.

О древней науке риторике

1 ч.

Устное выступление-защита. Защита рефератов-проектов »Что такое риторика?»

Редактирование рефератов-проектов. Оценка.

9.

Книжнославянская письменная традиция

1 ч.

Устные выступления учащихся. Работа со словарем

Редактрование сообщений.Поисковая работа на примерах текстов.

10.

Три стиля в российском языке

1 ч.

Лекция. Исследование текстов.

Выводы, сделанные в ходе исследования текстов

11.

«Хороший»,» дурной»

и истинный вкус

1 ч.

Лекция с элементами беседы, исследование

Сочинение-размышление

Раздел 3. Стилистика и лексика ( 2 ч.)




12.

Общеупотребительные слова и слова ограни-ченного употребления

1 ч.

Лекция. Беседа. Работа со словарем.

Исследование обще-языковых закономер-ностей на основе поэтического текста

13.

Слово и сфера его употребления. Внутренняя форма слова

1 ч.

Семинар. Составление теста по проверке знаний учащихся 5 кл.

Тест

Раздел 4. Стилистика и фразеология ( 2 ч.)




14.

Устойчивые и свобод-ные словосочетания. Словорасположение

1 ч.

Беседа. Работа с фразеоло гизмами на время

Написание статьи в альманах

15.

Функциональные стили

1 ч.

Семинар. Исследование текста

Выводы на основе практической работы

Раздел 5. Слово и жест ( 1 ч.)




16.

Слово и жест

1 ч.

Лекция. Исследование фрагментов текста романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

Устные ответы на вопросы

17.

Резервный урок

1 ч.










Содержание программы

Раздел 1. Стилистика и культура речи (7 ч.)

Тема №1. Введение. «Уметь говорить-искусство. Уметь слушать-культура» (Д.С.Лихачев)

Уметь говорить, слушать слышать. Выбор слова. Лексическая сочетаемость. Выбор предложения. Преобладание форм и их роль в тексте. Главные признаки текста.

Тема № 2.Место стилистики в системе наук языкознания.

Связь стилистики с культурой речи, с поэтикой, теорией ораторского искусства.

Тема № 3. Задачи грамматической, функциональной стилистики и стилистики текста.

Понятие о стилистике культуре речи. Основные разделы стилистики. Грамматическая стилистика. Функциональная стилистика. Стилистика текста. Практическая стилистика (теория слова)

Тема № 4. Практическая стилистика.

Функциональная и коммуникативная стилистика. Формирование коммуникативных единиц. Нормативная стилистика. Принцип «экономии».

Тема № 5. Функциональная и коммуникативная стилистика.

Тенденции функциональной и коммуникативной стилистики. Комплексный анализ текста.

Тема № 6. Формирование коммуникативных единиц.

Предложение и высказывание. Историческое развитие предложения. Формирование и воспроизведение коммуникативных единиц.

Тема № 7. Что такое культура речи?

Определение культуры речи. Составные части культуры речи. Историческая, социальная, психологическая стилизация.

Раздел 2. Стилистика и риторика ( 4 ч.)

Тема № 8. О древней науке риторике.

Понятие о науке «риторика». Риторика Древней Греции и Рима. О видах речи. Функции ораторской речи.

Тема № 9. Книжнославянская письменная традиция.

Русское письменное двуязычие. Размежевание в пределах единого письменно-литературного языка. Единые общерусские разговорные нормы на базе говора Москвы.

Тема № 10. Три стиля в российском языке.

Истоки возникновения теории «трех стилей». Развитие теории трех стилей на Руси. Макарий и его «Роды речений».

Тема № 11. «Хороший», «дурной» и истинный вкус.

Истоки книжно-письменной речи. Новое отношение к языку и стилю в период классицизма. Эпоха Пушкина-начало современного русского литературного языка.

Раздел 3. Стилистика и лексика ( 2 ч.)

Тема № 12. Общеупотребительные слова и слова ограниченного употребления.

Общеупотребительная (межстилевая) лексика. Отличия литературной разговорной лексики от просторечной. Профессиональная речь. Книжная лексика.

Тема № 13. Слово и сфера его употребления. Внутренняя форма слова. Значение слова и его конкретное употребление. Общеязыковая закономерность. Творческие возможности языка. Прямое и переносное значения слов.

Раздел № 4. Стилистика и фразеология ( 2 ч.)

Тема № 14. Устойчивые и свободные словосочетания. Словорасположение.

Фразеологические обороты. Природа их происхождения. Значения фразеологизмов. Форма фразеологизма. Роль устойчивых сочетаний в речи.

Тема № 15. Функциональные стили.

Понятие о стиле. Время возникновения стилей. Основные признаки каждого функционального стиля. Назначение, сфера употребления.

Раздел № 5. Слово и жест (1 ч.)

Тема № 16.Слово и жест.

Жесты и мимика как невербальные средства общения. Словарь жестов.

Тема № 17. Резервный час.

Литература для учителя.



  1. Булатова Л.Н., Касаткин Л.Л., Строганова Т.Ю. О русских народных говорах.-М.: Просвещение, 1975.

  2. Гольдин В.Е. Речь и этикет.-М., 1983.



  1. Дивненко О.В. Эстетика:серия «Школьная тетрадь».-М.: Спектор-5, 1994.

  2. Кожина М.Н. Стилистика русского языка.- М.: Просвещение, 1977

Литература для учащихся.

1. Баранов В.Ф. А как у вас говорят?- М.: Просвещение, 1986.

2.Грамматико-стилистические упражнения при изучении синтаксиса/

сост. Мызина В.А.- М.: Просвещение, 1976.

3. Григорян Л.Т. зык мой – друг мой.- М.: Просвещение, 1976.

4. Дерягин В.Я. Беседы о русской стилистике.- М.: Знание, 1978.

5. Колосов В.В. История русского языка в рассказах.- М.: Просвещение,

1982.

6. Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы.- М.: Просвещение, 1976.

7. Одинцов В.В. О языке художественной прозы.- М.: Наука, 1973.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Районная олимпиада по русскому языку. 7 класс 2009 2010 уч год iconРабочая программа педагога Троицкой О. Н. учителя русского языка...
Рабочая программа по русскому языку (7 класс) составлена на основе авторской программы С. И. Львовой «Программа по русскому языку...
Районная олимпиада по русскому языку. 7 класс 2009 2010 уч год iconРабочая программа по русскому языку, 6 «а» класс, учитель Булычева...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Краснозвездинская сош им. Г. М. Ефремова»
Районная олимпиада по русскому языку. 7 класс 2009 2010 уч год iconРабочая программа по русскому языку (6 класс) составлена на основе...
Рабочая программа по русскому языку (6 класс) составлена на основе авторской программы С. И. Львовой «Программа по русскому языку...
Районная олимпиада по русскому языку. 7 класс 2009 2010 уч год iconРабочая программа по русскому языку в 9 классе Авторы: М. Т. Баранов,...
Государственного стандарта общего образования (2009), Примерной программы основного образования по русскому языку и программы по...
Районная олимпиада по русскому языку. 7 класс 2009 2010 уч год iconРабочая программа по русскому языку (8 класс) составлена на основе...
Рабочая программа по русскому языку (8 класс) составлена на основе авторской программы С. И. Львовой «Программа по русскому языку...
Районная олимпиада по русскому языку. 7 класс 2009 2010 уч год iconРабочая программа по русскому языку 5 класс пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования...
Районная олимпиада по русскому языку. 7 класс 2009 2010 уч год iconРабочая учебная программа по русскому языку для 6 класса на 2012 -2013 учебный год
...
Районная олимпиада по русскому языку. 7 класс 2009 2010 уч год iconВсероссийская олимпиада школьников по английскому языку 2010-11 год

Районная олимпиада по русскому языку. 7 класс 2009 2010 уч год iconВсероссийская олимпиада школьников по английскому языку 2010-11 год

Районная олимпиада по русскому языку. 7 класс 2009 2010 уч год iconРабочая программа по русскому языку 7 «В» класс Учитель : Воронина...
Примерной программы основного общего образования по русскому языку и с учётом программы С. И. Львовой (С. И. Львова. Программа по...
Районная олимпиада по русскому языку. 7 класс 2009 2010 уч год iconРабочая программа по русскому языку 10 класс
Программа по русскому языку к учебнику для 10 класса общеобразовательной школы авторов В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова, Л. А. Чешко...
Районная олимпиада по русскому языку. 7 класс 2009 2010 уч год iconРабочая программа По русскому языку для 9 б, в класса на 2013/2014 учебный год
Федеральной примерной программой основного общего образования по русскому языку, с базисным учебным планом для общеобразовательных...
Районная олимпиада по русскому языку. 7 класс 2009 2010 уч год iconПояснительная записка к рабочей программе по русскому языку (7 класс)
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Программы...
Районная олимпиада по русскому языку. 7 класс 2009 2010 уч год iconВсероссийская олимпиада по русскому языку и литературе. Школьный этап
Достижения учителей мо русского языка и литературы 2011-2012 учебный год (с сентября месяца)
Районная олимпиада по русскому языку. 7 класс 2009 2010 уч год iconРабочая программа По русскому языку 6 класс 2 ступень, базовый уровень...

Районная олимпиада по русскому языку. 7 класс 2009 2010 уч год iconРабочая программа по русскому языку 6 класс
Баранов М. Т. Программа по русскому языку к учебникам 5-9 классов/ М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский// Программно-методические...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск