Кафедра русского языка





Скачать 237.23 Kb.
НазваниеКафедра русского языка
Дата публикации30.06.2015
Размер237.23 Kb.
ТипОсновная образовательная программа
100-bal.ru > Литература > Основная образовательная программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА

ИНСТИТУТ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА


Рабочая программа учебной дисциплины

Коммуникативный практикум (семестр 7)
Основная образовательная программа
035700.62 Лингвистика

Владивосток
Издательство ВГУЭС

2014
ББК
Рабочая программа учебной дисциплины «Коммуникативный практикум» составлена в соответствии с требованиями ООП: 035700.62 Лингвистика, на базе ФГОС ВПО.

Составитель: Гончарук Е.Ю., старший преподаватель кафедры русского языка.
Утверждена на заседании кафедры Русского языка от 17.01.2011 г., протокол № 7, редакция 2014 г. (протокол № 12, от 08.05.2014 г.).

Рекомендована к изданию учебно-методической комиссией Института иностранных языков, № 3 от 30.05.2011 г., редакция 2014 г. ( протокол №5, от 28.05.2014).


© Издательство ВГУЭС

2014
ВВЕДЕНИЕ

Курс «Коммуникативный практикум» входит в базовую или вариативную части цикла Б3.ДВ.12. Для изучения дисциплины необходимы знания в области русского языка, полученные на предыдущем уровне образования.

Изучение данной дисциплины тесно связано с такими дисциплинами, как «Практический русский язык», «Аудирование», «Стилистика русского языка и культура речи», «Межкультурная коммуникация», «Основы русской культуры».

Обучение русскому языку направлено на комплексное развитие коммуникативной, когнитивной, информационной, социокультурной, профессиональной и общекультурной компетенций студентов.


  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ




    1. Цели освоения учебной дисциплины

Целью настоящей дисциплины является овладение русским языком в объеме, обеспечивающем достаточно высокий уровень коммуникативной компетенции во всех сферах общения. Интенсивное развитие навыков и умений письменной и устной речи, диалогической и монологической, расширение и активизация лексико-грамматического материала в речевой деятельности.

Освоение данной дисциплины также обеспечивает:

  1. совершенствование навыков диалогической и монологической речи в общественно-бытовой и социально-культурной сферах общения;

  2. овладение лексикой в рамках изложенных тем, относящихся к общественно-бытовой и социально-культурной сферам;

  3. овладение основными правилами речевого поведения в типичных ситуациях общения;

  4. способность решать вопросы, возникающие в социально-бытовой, социально-культурной и официально-деловой сферах общения.


1.2 Место учебной дисциплины в структуре ООП

Курс «Коммуникативный практикум» входит в базовую или вариативную части цикла Б.З.ДВ.12.


Направление подготовки (профиль)

Цикл/компонент

Модуль

Трудоемкость (З.Е.)

Формы контроля

035700.62, Лингвистика. Лингвистика

Б.З.ДВ.12

Дисциплина по выбору (вариативная часть)




3 з.е.


Экз.




    1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения учебной дисциплины


Таблица 1. Формируемые компетенции

ООП

Вид компетенций

Компетенции

035700.62, Лингвистика. Лингвистика

Общекультурные

Профессиональные

ОК-3 обладает навыками социокультурной и межкультурной коммуникации, обеспечивающими адекватность социальных и профессиональных контактов;







ПК-2 имеет представление об этических и нравственных нормах поведения, принятых в инокультурном социуме, о моделях социальных ситуаций, типичных сценариях взаимодействия;







ПК-3 владеет основными дискурсивными способами реализации коммуникативных целей высказывания применительно к особенностям текущего коммуникативного контекста (время, место, цели и условия взаимодействия);







ПК-4 владеет основными способами выражения семантической, коммуникативной и структурной преемственности между частями высказывания - композиционными элементами текста (введение, основная часть, заключение), сверхфразовыми единствами, предложениями;







ПК-5 умеет свободно выражать свои мысли, адекватно используя разнообразные языковые средства с целью выделения релевантной информации;







ПК-6 владеет основными особенностями официального, нейтрального и неофициального регистров общения.


Таблица 2. Формируемые знания, умения, владения


ОПП

Коды компе-

тенций

Знания, Умения, Владения




035700.62. Лингвистика. Лингвистика

ОК-3

Умения:

вступать в эффективную коммуникацию, адекватное полиэтническое общение;




ПК-2

Умения:

поддерживать эффективную коммуникацию в различных социальных ситуациях с различными представителями данного социума;




ПК-3

Знания:

основные правила и приемы построения эффективной коммуникации;










различные способы выражения контактоустанавливающих, регулирующих, информативных и оценочных интенций;










типологию высказываний по коммуникативной цели;







Умения:

порождать высказывания, адекватные требующейся коммуникативной цели;










регулировать коммуникацию в соответствии с местом, целями проведения и участниками







Владения:

практическими навыками построения эффективной коммуникации;




ПК-4

Знания:

основные способы выражения семантической, коммуникативной и структурной связи между частями высказывания;







Умения:

использовать правила построения высказывания в различных ситуациях общения;







Владения:

навыками построения высказывания, соблюдая семантическую, коммуникативную, структурную связь между композиционными элементами текста;




ПК-5

Знания:

языковые средства изучаемого языка в объеме, достаточном для проведения коммуникации в различных ситуациях в официальном, неофициальном, нейтральном регистре общения;







Владения:

языковые средства изучаемого языка в объеме, достаточном для проведения коммуникации в различных ситуациях в официальном, неофициальном, нейтральном регистре общения;




ПК-6

Знания:

формальные, смысловые и ситуативные различия построения коммуникации в официальном, неофициальном и нейтральном регистрах;







Умения:

поддерживать эффективную коммуникацию в соответствии с различными регистрами общения;







Владения:

навыками дифференцированного использования языковых средств в соответствии с тем или иным регистром общения.



    1. Основные виды занятий и особенности их проведения

ООП

Форма обучения

Часы

Вид занятия

Трудоемкость (З.Е.)

035700.62, Лингвистика. Лингвистика

ОФО

51

Практические занятия с применением активный и интерактивных методов (100%)

3



Основной вид занятий для студентов очной формы обучения – практические занятия с применением информационно-коммуникационных технологий в аудиториях с интерактивным оборудованием. Занятия проходят с применением активных и интерактивных методов обучения. На практических занятиях предполагается работа по освоению лексики, грамматики в режиме тренировки и контроля, прослушивание упражнений, текстов и диалогов по темам повседневного общения; развитие навыков чтения, говорения, аудирования; чтение и анализ аутентичных текстов. Освоение курса предполагает, помимо посещения практических занятий, самостоятельную работу по подготовке к аудиторным занятиям, как с применением компьютерных программ, ресурсов сети Интернет, выполнение контрольных заданий, самостоятельную работу с отдельными темами, посещение консультаций.
1.5 Виды контроля и отчетности по дисциплине

Контроль успеваемости студентов осуществляется в соответствии с рейтинговой системой оценки знаний.

На практических занятиях ведётся текущий поурочный контроль в различных формах: устное, письменное, компьютерное тестирование, фронтальный опрос, дискуссии по основным вопросам изучаемой темы, проверка письменного домашнего задания.

Аттестация студентов осуществляется в соответствии с Положением о рейтинговой системе ВГУЭС.

Итоговой формой контроля является экзамен.


  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1 Перечень тем практических занятий
Семестр 7 (51 час)

Тема 1. Образование, воспитание (10 часов).

Активные и интерактивные формы обучения:

Семинар-диалог по темам: Проблемы образования. Платное или бесплатное образование. Образ учителя. Образ ученика. Учеба за границей.

Дебаты: Нужно ли всеобщее высшее?

Разбор конкретных ситуаций, составление диалогов с интенциями: побуждение собеседника к совершению действия: умение выражать просьбу, совет, предложение, пожелание, требование, приказ, указание; реагировать на побуждение: выражать согласие/несогласие, разрешать, запрещать, возражать, сомневаться, обещать, заверять, давать гарантии, обнадеживать. Итого – 10 часов.
Тема 2. Человек и общество (10 часов).

Активные и интерактивные формы обучения:

Групповые дискуссии по темам: Преодоление трудных ситуаций в жизни, борьба со стрессом, как избежать стрессовых ситуаций. Ты не один. Язык жестов. Депрессия. Дуракам везёт.

Работа в группах: Кто вы: оптимист или пессимист?

Разбор конкретных ситуаций, составление диалогов с интенциями: неопределенность, предположение, несогласие (продолжение), оценка, характеристика лица: кто какой-то + прил., у кого какой + сущ. и.п., кто глагол в личн. форме + как-то + нареч., видимо, вероятно, наверное, очевидно, пожалуй, скорее всего, по-видимому, совершенно не, абсолютно не ни капельки не, вовсе не , совсем не ничуть не + прил., гл. в личн. форме, наречие, кто производит впечатление какого человека, кто кажется каким человеком, что оказалось каким, что говорит, свидетельствует о чем.

Итого – 10 часов.
Тема 3. Человек и закон (8 часов).

Активные и интерактивные методы обучения.

Групповые дискуссии по темам: Закон и справедливость. Преступление и наказание. Ложь во спасение.

Дебаты: Жесткость подростков: проблема наказания.

Разбор конкретных ситуаций, составление диалогов с интенциями: просьба, совет, предложение, пожелание, жалоба, требование, настояние, приказ, указание, напоминание, замечание, предупреждение, предостережение, указание на ошибку, угрозу и др. и реагировать на побуждение: выражать согласие/несогласие, протест, желание/нежелание, подчинение/неподчинение; разрешать, запрещать, возражать, сомневаться, уклоняться, отказываться; обещать, заверять, давать гарантии, признавать свои ошибки, обнадеживать, используя при необходимости разнообразные тактики речевого воздействия.

Итого – 8 часов.
Тема 4. Человек и экономика (9 часов).

Активные и интерактивные методы обучения.

Семинар-диалог по темам:

Ответственность бизнеса перед обществом. Частная и государственная собственность. Финансовая система. Система кредитования. Система страхования.

Проект: Я – бизнесмен.

Разбор конкретных ситуаций, составление диалогов с интенциями: запрос и сообщение, событийной и актуальной информации: об условиях, целях, причинах, следствиях, возможности, вероятности, необходимости фактов, событий, явлений; качественной и количественной характеристики предметов, лиц, событий, явлений; а также при необходимости дополнять, уточнять, переспрашивать, выяснять, объяснять, разъяснять, иллюстрировать и др.

Итого – 8 часов.
Тема 5. Человек и наука (8 часов).

Активные и интерактивные методы обучения.

Дискуссии по темам: Влияние научного прогресса на жизнь человека. Информационные технологии в жизни человека.

Работа в малых группах: Роботы: за и против.

Разбор конкретных ситуаций, составление диалогов с интенциями: выражение и выяснение рациональной оценки, умение сравнивать со стандартом, нормой, оценивать целесообразность, эффективность, возможность/невозможность, истинность, вероятность/маловероятность.

Итого – 8 часов.
Тема 6. Человек и искусство (6 часов).

Активные и интерактивные методы обучения.

Семинар – диалог по темам: Виды искусства. Место искусства в жизни человека. Классика и современность.

Проект: Как привлечь молодежь в музей?

Разбор конкретных ситуаций, составление диалогов с интенциями: выражение и выяснение эмоциональной оценки: предпочтение, удовольствие/неудовольствие, удивление, любопытство, равнодушие, восхищение, разочарование, раздражение, безразличие, расположение/нерасположение, радость/печаль, заинтересованность, озадаченность, страх, обеспокоенность, опасение, надежду, используя вышеперечисленные оценочные акции в соответствии с меняющейся тактикой речевого поведения собеседников.

Итого – 6 часов.
2.2 Самостоятельная работа студентов

Освоение курса предполагает самостоятельную работу по подготовке к аудиторным занятиям, как с применением компьютерных программ, так и без их применения, выполнение домашних заданий, связанных с поиском информации в сети Интернет, а также работу над ситуационными проектами в парах или группах.


  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Программой дисциплины предусмотрено проведение практических занятий, на которых используются активные и интерактивные формы, в том числе с применением игровых и неигровых методов - организуются ролевые игры, разбираются конкретные ситуации повседневного общения, работа проходит в форме дискуссий, дебатов, диалогов. Широко используются информационные технологии (Интернет-ресурсы). В ходе изучения данного курса предполагается использование аудио и видематериалов из различных источников, а также электронных презентаций, подготовленных преподавателем или студентами для представления нового материала или домашнего задания.


  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА


4.1 Перечень и тематика самостоятельных работ студентов по дисциплине
Тема 1. Образование, воспитание.

  • Подготовка к практическим занятиям: работа с новой лексикой; изучение и закрепление нового грамматического материала; чтение текстов по теме образование в учебной литературе и СМИ.

  • Подготовка монологического высказывания на одну из предложенных тем: «Образ учителя», «Мой первый учитель», «Мой любимый учитель», «Идеальный учитель» и т. д.

  • Работа с Интернет-ресурсами — выбор университета для прохождения стажировки: сбор информации, обоснование, почему именно этому университету отдано предпочтение; оценка полноты информации, полученной с сайтов университетов.

  • Подготовка проектного задания на тему «Система образования в России, КНР, Республики Корея и т.д.»: сбор материала в Интернете, перевод текста с родного на русский язык, оформление фото, видео и текстового материала с использованием программы Power Point, подготовка устного выступления на 5 минут.


Тема 2. Человек и общество.


  • Подготовка к практическим занятиям: работа с новой лексикой; изучение и закрепление нового грамматического материала; чтение художественных и научно-популярных текстов по данной теме.

  • Подготовка проектного задания на тему «Невербальная коммуникация»: сбор материала в Интернете, перевод текста с родного на русский язык, оформление фото, видео и текстового материала с использованием программы Power Point, подготовка устного выступления на 5 -10 минут.



Тема 3. Человек и закон.


  • Подготовка к практическим занятиям: работа с новой лексикой; изучение и закрепление нового грамматического материала; чтение учебных и официально-деловых текстов по данной теме.

  • Просмотр видеоматериалов по теме, подготовка к оценке увиденного.

  • Подготовка к дискуссиям на темы: Закон и справедливость», «Преступление и наказание».

  • Подготовка к дебатам «Жесткость подростков: проблема наказания».


Тема 4. Человек и экономика.


  • Подготовка к практическим занятиям: работа с новой лексикой; изучение и закрепление нового грамматического материала; чтение учебных и публицистических текстов по данной теме.

  • Работа с аудио и видеоматериалами: новости экономики.

  • Подготовка проектного задания на темы: «Система кредитования в вашей стране», «Система страхования»: сбор материала в Интернете, перевод текста с родного на русский язык, оформление фото, видео и текстового материала с использованием программы Microsoft Power Point, подготовка устного выступления на 5 -10 минут.

  • Подготовка к дискуссии на тему: «Ответственность бизнеса перед обществом».



Тема 5. Человек и наука.



  • Подготовка к практическим занятиям: работа с новой лексикой; изучение и закрепление нового грамматического материала; чтение учебных и научных текстов по данной теме.

  • Работа с аудио и видеоматериалами: новости науки.

  • Подготовка к дискуссии на тему: «Влияние научного прогресса на жизнь человека».

  • Подготовка монологического высказывания на тему «Один день без телефона, Интернета, телевидения, автомобиля и т.д.»


Тема 6. Человек и искусство.


  • Подготовка к практическим занятиям: работа с новой лексикой; изучение и закрепление нового грамматического материала; чтение учебных и публицистических текстов по данной теме.

  • Просмотр художественного фильма или спектакля, рекомендованного преподавателем; подготовка к обсуждению содержания и художественных особенностей этого произведения.

  • Подготовка к диалогу-рекомендации одного из ваших любимых фильмов, спектаклей, художественной выставки, музыкального концерта и т. д.

  • Подготовка проекта «Как привлечь молодежь в музей».




    1. Контрольные вопросы для самостоятельной оценки качества освоения учебной дисциплины



Тема 1. Образование, воспитание.

  1. Какие проблемы, на ваш взгляд, существуют в современной системе образования в вашей стране, в России?

  2. Какое образование, на ваш взгляд, сегодня востребовано больше высшее или среднее специальное? Какие специальности являются престижными? Почему?

  3. Как вы выбрали свою профессию, род занятий?

  4. Какой образ учителя вам близок?

  5. Учеба за границей — это привилегия, необходимость или возможность?

Тема 2. Человек и общество.

  1. Скажите, легко ли вы знакомитесь с людьми?

  2. Легко ли вы сходитесь с людьми?

  3. Кто ваш лучший друг? С кем вы советуетесь в трудной ситуации?

  4. Общаетесь ли вы со школьными друзьями?

  5. Невербальное общение помогает или мешает? Приведите примеры из вашей жизни.

Тема 3. Человек и закон.

  1. Приведите примеры административных законов вашей страны. Расскажите, как они работают.

  2. Бывают ли ситуации, когда человек несправедливо (по ошибке) получает наказание? Приведите примеры и дайте свою оценку данной ситуации.

  3. Как вы понимаете и относитесь к русской поговорке «Закон, что дышло, как повернёшь, так и вышло».

  4. Как вы относитесь к такому виду наказания, как «смертная казнь»? В каких странах встречается этот вид наказания? За какие преступления?

  5. Как вы думаете, возможно ли общество без преступлений? Постарайтесь аргументировать свою точку зрения.

Тема 4. Человек и экономика.

  1. Какова, на ваш взгляд, ответственность бизнеса перед обществом?

  2. Может ли государство контролировать частный бизнес?

  3. Нужна ли поддержка государства малому бизнесу? Есть ли программы поддержки малого бизнеса в вашей стране? Приведите примеры.

  4. Кредит — это кабала или спасение? Какие виды кредитов вы знаете? Пользовались ли вы кредитной системой? Поделитесь своим опытом.

  5. Какие виды страхования есть в вашей стране? Какие виды страхования являются обязательными? Какими страховками вы пользуетесь? Что хорошо и что плохо в системе страхования в вашей стране?

Тема 5. Человек и наука.

  1. Как научный прогресс влияет на жизнь человека?

  2. Развивая науку, человек губит или улучшает природу?

  3. Может ли человек обойтись без информационных технологий?

  4. Техногенные катастрофы — это результат слишком глубокого изменения окружающей среды или ошибки отдельных людей?

  5. Как вы относитесь к роботам?

Тема 6. Человек и искусство.

  1. Какие виды искусства вам близки?

  2. Какое литературное произведение вам нравится? Объясните почему?

  3. Какое художественное произведение произвело на вас неизгладимое впечатление?

  4. Какой фильм вы смотрели несколько раз, и он вам не надоел? Поясните, почему это происходит?

  5. Приведите пример из своей жизни или жизни вашего знакомого, или литературного персонажа, когда искусство спасло человека от депрессии или необдуманного поступка.

  6. Какое место искусство, на ваш взгляд, занимает в жизни современного человека? А в вашей жизни?


4.3 Методические рекомендации по организации СРС

Самостоятельная внеаудиторная работа студентов является важнейшим условием успешного овладения программой курса. Она тесно связана с аудиторной работой. Студенты работают дома по заданиям преподавателя, которые базируются на материале, пройденном на аудиторном занятии.

В качестве самостоятельной работы предполагается подготовка сообщений, поиск информации в сети Интернет, составление диалогов по ситуациям актуальным в сфере социально-бытового общения, подготовка к участию в дискуссиях по актуальным вопросам, групповая работа над проектами.
4.4 Рекомендации по работе с литературой

В разделе «Основная литература» помещены учебные пособия, используемые для аудиторной и самостоятельной работы студентов над теоретическим материалом и практическими умениями. В разделе «Дополнительная литература» представлены учебные издания, рекомендуемые для расширения словарного запаса при подготовке к занятиям. Все предлагаемые пособия рассчитаны на студентов продвинутого уровня владения языком, направлены на активизацию навыков устной речи, совершенствование коммуникативной и культурологической компетенции учащихся.

Основными учебными пособиями для данного курса являются пособия Волкова С.У. «Мой современник: диалог друзей» и «Вперед!» Головко О.В., посвященные развитию и совершенствованию коммуникативных навыков, а также расширению и активизации словарного запаса. В пособие предлагаются актуальные для обсуждения темы. Пособия Акишиной А.А. «Эмоции и мнения» и «Грамматика чувств» направлены на формирование у учащихся навыков диалогической и монологической речи, активизацию устной речи в разных типах и стилях. В пособиях предлагаются речевые конструкции, выражающие отношение говорящего к событиям, мнениям, фактам, что развивает умение рассуждать и высказывать свою точку зрения.

Для развития навыков чтения аутентичных художественных текстов предлагается пособие Новиковой Н.С. «Синяя звезда. Рассказы и сказки русских и зарубежных писателей с заданиями и упражнениями». Практикум Криницкой М.Ю. «Что происходит вокруг нас? Читаем и обсуждаем вместе» содержит тексты актуальной для Приморского края тематики, что позволяет учащимся получить более подробную информацию об интересных событиях, фактах, насущных проблемах всех сфер жизни региона, в котором они учатся.

В качестве дополнительной литературы для развития навыков устной речи предлагаются пособия «Поговорим?» Поповой Т.И и Юркова Е.Е., «Окно в Россию» в 2 частях Скороходова Л. и Хорохординой О.В., «Он и Она» Одинцовой И.В. Перечисленные пособия содержат живые диалоги, свежую и интересную информацию о современной России, дискуссии по актуальным проблемам постсоветского общества. В пособиях представлены тексты разных жанров. Пособие «Обновленная Россия» Пухаева Л.С. и Ольховой Л.Н. направлено на развитие навыков использования русского языка в профессиональной и общественно-политической сферах, т.е. навыков аналитического чтения текстов различных жанров и переработки их во вторичные тексты: разные виды планов, тезисы, аннотации, конспекты и рефераты. Для развития навыков аналитического чтения аутентичных текстов СМИ для домашнего чтения предлагается пособие А.Родимкиной «Россия: экономика и общество». Для развития навыков продуктивных видов речевой деятельности предлагается учебное пособие Нестеровой Ю.О. «Читаем. Говорим. Пишем».

Все предлагаемые пособия рассчитаны на студентов продвинутого уровня владения языком, направлены на активизацию навыков устной речи, совершенствование коммуникативной и культурологической компетенции учащихся.


  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


5.1 Основная литература

1. Акишина, А.А. Грамматика чувств: пособие по развитию устной русской речи / А. А. Акишина, Т. Е. Акишина. - М.: Русский язык : Курсы, 2010. - 216 с.

2. Акишина, А. А. Эмоции и мнения. Выражение чувств в русском языке: пособие по развитию русской устной речи / А. А. Акишина, Т. Е. Акишина. - 3-е изд.,стер. - М. : Русский язык : Курсы, 2009. - 168 с.: ил. + CD-ROM.

3. Волков, С. У. Мой современник: диалог друзей/ С.У. Волков. - М.: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 2010. (электронный учебник)

4. Головко, О.В. Вперед!: пособие по русской разговорной речи / О. В. Головко. - 3-е изд. - М. : Русский язык : Курсы, 2011. - 184 с

5. Новикова, Н.С. Синяя звезда. Рассказы и сказки русских и зарубежных писателей с заданиями и упражнениями: (для иностранцев, изучающих русский язык): учеб. пособие для студентов-иностранцев вузов / Н. С. Новикова, О. М. Щербакова. - 8-е изд. - М. : Флинта : Наука, 2012. - 256 с.

6. Криницкая, М. Ю. Что происходит вокруг нас? Читаем и обсуждаем вместе: практикум по развитию речи [для иностранных учащихся продвинутого этапа обучения] / М. Ю. Криницкая ; Владивосток. гос. ун-т экономики и сервиса. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2013. - 108 с.
5.2 Дополнительная литература




1. Нестерова, Ю.О. Читаем. Говорим. Пишем: учебное пособие по развитию речи для иностранных студентов: средний и продвинутый этап обучения / Ю. О. Нестерова; Дальневост. гос. ун-т. - Владивосток: Изд-во Дальневост. гос. ун-та, 2006. - 116 с.

2. Одинцова, И. В. Он и она: пособие по развитию навыков чтения и устной речи / И. В. Одинцова. - М.: Флинта: Наука, 2001. - 160 с.

3. Попова Т.И. Поговорим?: Пособие по разговорной практике. Продвинутый этап: учебное пособие по подготовке к сдаче экзаменов по аудированию и говорению II сертификац. уровня / Т. И. Попова, Е. Е. Юрков. - 2-е изд., испр. - СПб. : Златоуст, 2000. - 160 с.

4. Родимкина, А. Россия: экономика и общество: тексты и упражнения: [для англоговорящих учащихся, владеющих рус. яз. в объеме I-II сертификацион. уровня] / А. Родимкина, Н. Ландсман. - СПб.: Златоуст, 2007. - 160 с.

5. Скороходов, Л. Окно в Россию: учебное пособие по русскому языку как иностранному для продвинутого этапа: в 2 ч. Ч. 1. / Л. Скороходов, О. Хорохордина. - СПб.: Златоуст, 2003. - 192 с.

6. Скороходов, Л. Окно в Россию: учебное пособие по русскому языку как иностранному для продвинутого этапа: в 2 ч.. Ч. 2. / Л. Скороходов, О. Хорохордина. - СПб.: Златоуст, 2003. -

5.3 Интернет-ресурсы


  1. http://www.livejournal.com/




  1. http://www.rus-on-line.ru/




  1. http://lingust.ru/russian




  1. http://instagram.com/#




  1. http://vk.com/




  1. http://profacebook.ru


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Программное обеспечение: Microsoft Word, Microsoft Power Point. Техническое и лабораторное обеспечение: аудитории с мультимедийным презентационным оборудованием, сетевые дисплейные классы.


  1. СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ


1. Диалог (греч. dialogos — беседа). Форма речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами. Условия, в которых протечет диалогическая речь, определяют ряд ее особенностей, к которым относятся: краткость высказываний (особенно в вопросо-ответной форме диалога, в меньшей степени при смене предложений-реплик), широкое использование внеречевых средств (мимика, жесты), большая роль интонации, разнообразие особых предложений неполного состава (чему способствует не только естественная опора на реплики собеседника, но и обстановка беседы), свободное от строгих норм книжной речи синтаксическое оформление высказывания, заранее не подготовленного, преобладание простых предложений, характерное для разговорной речи вообще, и т. д.

2. Дискуссия (от лат. discussio — рассмотрение, исследование) — обсуждение спорного вопроса, проблемы. Важной характеристикой дискуссии, отличающей её от других видов спора, является аргументированность. Обсуждая спорную (дискуссионную) проблему, каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию.

Под дискуссией также может подразумеваться публичное обсуждение каких-либо проблем, спорных вопросов на собрании, в печати, в беседе. Отличительной чертой дискуссии выступает отсутствие тезиса, но наличие в качестве объединяющего начала темы. К дискуссиям, организуемым, например, на научных конференциях, нельзя предъявлять тех же требований, что и к спорам, организующим началом которых является тезис. Дискуссия часто рассматривается как метод, активизирующий процесс обучения, изучения сложной темы, теоретической проблемы.

3. Коммуникация

2. Лингв.

Сообщение или передача средствами языка содержания высказывания. Акт коммуникации. < Коммуникативный, -ая, -ое (2 зн.). К-ая функция языка. Коммуникационный, -ая, -ое (1 зн.). К-ые линии.

4. Монолог, -а; м. [от греч. monos - один и logos - слово]

1. Пространная речь одного лица, обращённая к слушателям или к самому себе. Произнести м. перед собравшимися. Обратиться с монологом к слушателям. Назидательный м. родителя.

5. Речь, -и; мн. речи, -ей; ж.

1.

Способность говорить, выражать словами мысль. Органы речи. Расстройство речи. Урок развития речи. Владеть речью. Затруднённая речь. Дар речи

(умение красиво говорить). Лишиться дара речи

(стать немым или утратить способность говорить от изумления, страха).

2. только ед.; с опр.

Тот или иной вид, стиль языка, слог. Устная, письменная р. Разговорная, книжная р. Художественная р. Стихотворная р. Профессиональная, народная, научная, деловая р. Детская р.

3. только ед.

Звучащий язык; индивидуальная манера говорить. Образная речь.

4.

Разговор, беседа; то, что говорят. Заводить р. о чём-л. Пустые речи. Умные речи приятно и слушать. Р. идёт о нашем будущем. Вести р. к чему-л.

(говоря, преследовать какую-л. цель). Об этом речи не было

(ничего не говорилось). Об этом не может быть и речи

(этого не будет, невозможно). О чём р.! (разг.;

несомненно, само собой разумеется).

5.

Публичное словесное выступление. Юбилейная р. Надгробная р. Р. прокурора. Вступительная, заключительная р. Торжественная, предвыборная, программная р. Пламенная, захватывающая р. Краткая, пятиминутная, часовая р. Выступить с речью перед рабочими. Обратиться с речью к избирателям. Транслировать р. президента на съезде. Главы делегаций обменялись речами. ◊ Косвенная речь.

Чья-л. речь, переданная в повествовании придаточным предложением, от лица повествователя. Прямая речь.

Чья-л. речь, переданная в павествавании без изменений от лица говорящего. Части речи (см. Часть). < Речевой, -ая, -ое. (1-3 зн.). Р-ые навыки. Р-ое богатство. Р-ые оттенки. Речуга (см.).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Кафедра русского языка iconВ. А. Родионов циклограмма на 2013-2014 учебный год
Кафедра русского языка и литературы – мероприятия, проводимые кафедрой русского языка и литературы
Кафедра русского языка iconКалендарно-тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе
Знать роль русского языка как национального языка русского народа, отражение в языке культуры и истории народа; функции русского...
Кафедра русского языка iconИнтернет-ресурсы по русскому языку и литературе Грамматика русского языка
Академической грамматики русского языка, составленной Академией наук СССР (Институт русского языка)
Кафедра русского языка iconУрок русского языка, 7 класс. Тема «Словарное богатство русского языка»
Цель урока: создание творческого проекта с использованием знаний о лексическом богатстве русского языка
Кафедра русского языка iconКонспект урока русского языка в 7 классе данилова Наталья Ивановна...
Воспитательные: вызвать интерес к изучаемому материалу, воспитание интереса к изучению русского языка
Кафедра русского языка iconОтдел научной работы центра экологии русского языка
Пгпу им. В. Г. Белинского Центр экологии русского языка провел 1-ю Всероссийскую научную конференцию «Экология русского языка»
Кафедра русского языка iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Знать роль русского языка как национального языка русского народа,отражение в языке культуры и истории народа,функции русского языка...
Кафедра русского языка iconОтчет о проведении «Недели русского языка и литературы» мо учителей русского языка и литературы
«Неделя русского языка и литературы». Цель данного мероприятия-развитие познавательной деятельности учащихся, выявление одаренных...
Кафедра русского языка iconКонспект урока русского языка по теме
Лексические нормы современного русского языка. Богатство лексических средств языка
Кафедра русского языка iconКонспект урока русского языка
Лексические нормы современного русского языка. Богатство лексических средств языка
Кафедра русского языка iconМетодическое объединение учителей русского языка и литературы Советского...
Игровая технология как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы
Кафедра русского языка iconЗадачи изучения курса «Культура речи и Деловое общение» в вузе. Связь...
Роль русского языка в современном мире. Статус русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального...
Кафедра русского языка iconКафедра русского языка
Рабочая программа учебной дисциплины «Введение в профессию» составлена в соответствии с требованиями ооп 035700. 62, Лингвистика
Кафедра русского языка iconКафедра русского языка
Рабочая программа учебной дисциплины «Введение в профессию» составлена в соответствии с требованиями ооп 035700. 62, Лингвистика
Кафедра русского языка iconУрок русского языка и английского языка по теме «Комплексный анализ текста»
Романенко Лариса Владимировна, учитель русского языка и литературы, Лябах Юлия Анатольевна, учитель английского языка моу-сош №28...
Кафедра русского языка icon1. Теоретическая часть. Дать характеристику следующим словарям
«Словарь русского языка» С. И. Ожегова, «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой, Большой толковый словарь...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск