Рабочая программа учебного курса «Литература»





Скачать 155.64 Kb.
НазваниеРабочая программа учебного курса «Литература»
Дата публикации03.07.2015
Размер155.64 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 16 г. ХИМКИ


«Рассмотрено»

на заседании ШМО

учителей русского языка

и литературы

протокол № 1

от « 27 » августа 2014 г.

Руководитель ШМО

________ Н.В. Щербакова

«Согласовано»
Зам. директора по УВР
________ С.В. Климова
от « 28 » августа 2014 г.

«Утверждаю»
Директор гимназии № 16
__________ Я.Л. Алёшин
от « 29 » августа 2014 г.


Рабочая программа

учебного курса

«Литература»

для 9 «А», 9 «Б» классов
Рабочая программа составлена учителем русского языка и литературы: Щербаковой Натальей Валентиновной
Учителя: Климова Светлана Валерьевна, Щербакова Наталья Валентиновна
Авторы программы: Р.М. Бунеев, Е.В. Бунеева

Учебник: Р.М. Бунеев, Е.В. Бунеева, Е.В. Чиндилова «Литература» ( «История твоей литературы. Литературное путешествие во времени»), 9 класс М.: «Баласс», 2013 г.

Количество часов в неделю – 3 часа
Количество часов в год – 102 часа
Количество контрольных работ – 5


2014 – 2015 учебный год

Пояснительная записка

Программа курса «литература» для 9 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования по русскому языку (приказ Министерства образования и науки РФ от 17. 12. 2010 г. № 1897 ); Примерной программы основного общего образования по русскому языку (для 5 – 9 классов); Образовательной программы по курсу “Литература” (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева//Образовательная система “Школа 2100” под науч. ред. академика РАО А.А. Леонтьева).

Программа рассчитана на 102 часа в год, 3 часа в неделю.  

Главная задача преподавания литературы в  9 классе -  формирование и развитие у учащихся способности  полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;  воспитание грамотного и вдумчивого читателя, человека, имеющего читать и испытывающего потребность  в чтении  как средстве познания мира и самого себя.

Курс литературы в   9 классе  направлен на достижение следующих целей:

воспитание  бережного отношения к и любви к русской и зарубежной литературе, к ценностям отечественной культуры;

совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения  на основе читательского опыта и с опорой на  достижения предыдущего этапа литературного развития;  развитие эстетического вкуса  как ориентир нравственного выбора.                                                

освоение основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; текстов художественных произведений в единстве формы и содержания,

овладение умениями грамотного использования ресурсов русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний

развитие образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса.       

                                                                               

Произведения, которые изучаются в 9 классе, призваны создать целостную картину развития и достижений великой русской литературы. Материал в учебнике представлен в форме путешествия. Сначала учащиеся отправятся к истокам древнерусской литературы, затем пройдут по страницам 18 века, совершат восхождение на художественные вершины 19 века и закончат путешествие на страницах  литературы  20 века.                 

           На основе творческого чтения  учащиеся смогут  раскрыть основные законы литературы как вида искусства, познакомится  с основными понятиями, позволяющими проникнуть в художественный мир литературного произведения.  Всё это поможет сформировать у учащихся литературный вкус, дать представление об основных этапах развития мировой литературы

   

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

выразительное чтение;

различные виды пересказа;

заучивание наизусть стихотворных текстов;

определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;

анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения;

определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;

самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование художественного текста, установление связи литературы с другими видами искусств и историей;

участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента;

подготовка  докладов, рефератов; написание сочинений разных жанров..

        В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи, на которых учащиеся учатся писать конспект,  аннотацию,  анализировать и интерпретировать поэтический текст, воссоздавать текст по опоре. Продолжается работа над правилами написания сочинения на литературную тему. На этом этапе учащиеся учатся писать сочинение-путешествие, сочинение в эпистолярном жанре, сочинение-рассуждение, сочинение-размышление.

Литература тесно связана с такими предметами как МХК и ИЗО. Особое значение имеет иллюстративный материал – репродукции с картин известных художников, фотографии, портреты писателей и поэтов.

 

Данная программа предназначена для учащихся 9 класса, изучающих предмет на базовом уровне и построена в логике учебника  Бунеева  Р.Н., Бунеевой  Е.В., Чиндилова  «История твоей литературы». Учебник по литературе для 9-го класса в 2-х книгах. - М.: Баласс, 2010                 

В программе не предусмотрены специальные часы для уроков внеклассного чтения, поскольку программа и учебники предлагают достаточный объем произведений, обеспечивающих расширение читательского кругозора учащихся.

 

Контроль знаний  представлен в разных формах: исследовательские  и творческие работы, тесты с выбором ответа и тесты в форме ЕГЭ, урок-зачёт, урок-путешествие.

Учебный предмет « Литература» имеет познавательно-практическую направленность. Поэтому специальной целью преподавания литературы в школе является формирование коммуникативной компетенции учащихся.

      Коммуникативная компетенция реализуется в процессе решения следующих  познавательных задач:

-сферы и ситуация речевого общения, компоненты речевой ситуации;

-эффективность речи, оценка ее коммуникативных качеств;

-совершенствование всех видов речевой деятельности: аудирование, чтение, говорение, письмо;

-развитие навыков монологической и диалогической речи в различных сферах общения;

-использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной установки и характера текста;

-культура учебно-научного и делового общения.

Результаты 9-го года обучения

учащиеся должны ЗНАТЬ:

особенности литературных направлений 18-19 вв (классицизм, романтизм, сентиментализм);

содержание текстов программных произведений в полном издании;

определение основных понятий;

основные этапы развития литературы 18-19 вв.;

системы характеров героев литературных произведений;

основные сведения о русском стихосложении (размер, ритмика, рифма, строфа и т.д.)

Учащиеся должны УМЕТЬ:

определять жанр литературного произведения и особенности того или иного литературного  

направления;

находить  основные художественные приёмы и средства создания литературного образа;

делать самостоятельное устное сообщение по теме;

вести аргументированную и корректную полемику по поводу прочитанного;

выбирать путь анализа произведения, в соответствии  жанрово-родовой природе художественного текста

составлять письменный план устного сообщения или сочинения на литературную тему;

писать аннотацию литературного произведения и конспект критической статьи, составлять план  доклада.

выразительно читать изученные произведения, в том числе выученные наизусть;    

 самостоятельно подбирать цитаты из литературного произведения, делать цитатную    характеристику, составлять цитатный план;

давать сравнительную историческую характеристику двух произведений или двух писателей определённой эпохи; сравнительную характеристику двух героев;

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

писать сочинение – рассуждение на литературную тему и выражать своё отношение к прочитанному;

работать со справочным аппаратом книги, различными источниками информации.

Учащиеся должны понимать:

связь историко-литературного процесса с общественной жизнью и культурой общества;

 этическую, нравственно-философскую, социально-историческую проблематику произведения;

 основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; иллюстрация, таблица, схема)

В данной программе немного сокращено количество часов в разделе «Литература 20века», поскольку более подробно учащиеся будут знакомиться с литературой этого периода в 11 классе.

Учебно-методический комплект:

для учащихся

 1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литература. 9 класс («История твоей литературы »). Учебник в 2-х книгах.- М.: Баласс, 2012

2. Степанов Н.М., Чиндилова О.В.  Рабочая тетрадь к учебнику литературы. 9 класс. – М.: Баласс, 2013.

для учителя

1. Степанов Н.М Уроки литературы в 9 классе по учебнику-хрестоматии «История твоей литературы », М., Баласс, 2010

2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Методические рекомендации для учителя к учебнику «Литература. «История твоей литературы ». 9 класс», Баласс, 2010.

Дополнительные ресурсы:

Средства обучения. Технические средства обучения:

1. Компьютер.

2. Экран.

3. Мультимедийный проектор.

Печатные пособия:

1. Портреты для кабинета литературы «Русские писатели XVIII—XIX вв.».

2. Портреты для кабинета литературы «Русские писатели XX в.».

3. Большой толковый словарь русского языка (Д. Н. Ушаков).

Альбомы раздаточного материала но литературе:

1. А. С. Пушкин.

2. М. Ю. Лермонтов.

3. Н. А. Некрасов.

4. Л. Н. Толстой.

5. А. А. Блок.

6. В. В. Маяковский.

Дополнительные ресурсы:

  1. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 9 кл. – М.: ВАКО, 2010.

  2. Компакт-диск « Библиотека русской классики»

  3. Компакт- диск «Русская поэзия XVIII-XX веков»

  4. Портреты писателей 19- 20 век (портреты, справочные материалы)

Репродукции картин, иллюстрации к произведениям

Календарно-тематическое планирование по литературе 9 класс




урока

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

проведения

Введение

1

Роль художественной литературы в жизни человека. Художественность как общий признак искусства

1

02.09

01.09

Путешествие 1. Путешествие к истокам

2

Особенности древнерусской литературы. Основные жанры. Литературные памятники XI-XIII веков

1

04.09

02.09

3

4

5

«Слово о полку Игореве». История открытия. Историческая основа и проблематика. Композиция и основные сюжетные линии

Образная система «Слова…». Переводы

«Слово…» в оценке наших современников

Художественный пересказ с цитированием

1

1

1

05.09, 04.09

09.09, 08.09

11.09, 09.09

Путешествие 2. Эпоха рассудка и Просвещения

6

От Древней Руси до России Петра I. Основные этапы развития литературы в XVI – XVII веках (обзор)

1

12.09, 11.09

7

Классицизм в литературе. Произведения «низких» и «высоких» жанров

1

16.09, 15.09

8

9
10

Гений Ломоносова. Ломоносов – поэт, филолог

М. Ломоносов «Ода на день восшествия на престол Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» и др.

Поэтический язык XVIII века. Высказывание о Ломоносове в жанре «слова»

1

1
1

18.09, 16.09

19.09, 18.09
23.09, 22.09

11

12

Г. Р. Державин. Жизнь и творчество

Поэзия Ломоносова и Державина в оценке критиков

1

1

25.09, 23.09

26.09, 25.09

13

14
15

16

Судьба Д.И. Фонвизина

Комедия «Недоросль». Смысл названия, проблематика. Система образов в комедии

Критики о героях комедии

Речевая характеристика героя драматического произведения

1

1
1

1

30.09, 29.09

02.10, 30.09
03.02, 02.10

07.10, 06.10

17

18

Р.М. Карамзин: человек, писатель, историк

«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма

1

1

09.10, 07.10

10.10, 09.10




Путешествие 3. Становление самосознания в русской литературе

19

Литература начала XIX века: многообразие индивидуальностей (обзор)

1

14.10, 13.10

20

Романтизм в литературе. Стихотворные произведения

Ф. Шиллера и Дж.Г. Байрона

1

16.10, 14.10

21

22

В.А. Жуковский. Лирика

К.Н. Батюшков. Лирика

1

1

17.10, 16.10

21.10, 20.10

23

24
25
26
27

Судьба А.С. Грибоедова

Особенности чтения комедии «Горя от ума». Система образов. Язык комедии

Сценическая жизнь комедии. «Горе от ума» в оценке критиков и писателей

Р.р. Сочинение – рассуждение на литературную тему (подготовка)

Р.р. Сочинение – рассуждение на литературную тему (написание)

1

1
1
1
1

23.10, 21.10

24.10, 23.10
28.10, 27.10
30.10, 28.10
31.10, 30.10

28

29

Личность и судьба А.С. Пушкина

Становление Пушкина - поэта

1

1

11.11, 10.11

13.11, 11.11

30

31

Свободолюбивая лирика Пушкина

Свободолюбивая лирика Пушкина (продолжение темы)

1

1

14.11, 13.11

18.11, 17.11

32

33

Любовная лирика Пушкина

Любовная лирика Пушкина (продолжение темы)

1

1

20.11, 18.11

21.11, 20.11

34

35

Пушкин о назначении поэта и поэзии

Пушкин о назначении поэта и поэзии (продолжение темы)

1

1

25.11, 24.11

27.11, 25.11

36

Лирика Пушкина в оценке критиков

1

28.11, 27.11

37

Р.р. Интерпретация лирического стихотворения

1

02.12, 01.12

38

39
40
41
42

«Евгений Онегин» - «собранье пестрых глав». Общая характеристика романа как «энциклопедии русской жизни»

Причины разочарованности Онегина. Онегин и Ленский. Татьяна и Ольга (анализ 1,2 глав)

Глубина личности Татьяны. Исповедь Онегина (анализ 3,4 глав)

Завязка трагического конфликта. Гибель Ленского (анализ 5,6 глав)

«Без Онегина» (анализ 7 главы). Татьяна и Онегин в 8 главе

1

1
1
1
1


04.12, 02.12

05.12, 04.12
09.12, 08.12
11.12, 09.12
12.12, 11.12

43

Р.р. Вступление к сочинению на литературную тему

1

16.12, 15.12

44

Личность и судьба М.Ю. Лермонтова. Два взгляда на личность поэта

1

18.12, 16.12

45

46

47

48

49

Лермонтов о судьбе своего поколения

Тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова

Тема Родины и природы в лирике Лермонтова

Тема любви в лирике Лермонтова

Тема любви в лирике Лермонтова (продолжение темы)

1

1

1

1

1

19.12, 18.12

23.12, 22.12

25.12, 23.12

26.12, 25.12

13.01, 12.01

50
51

52

53

54

55

56

Роман Лермонтова «Герой нашего времени». Замысел. Композиция. Жанровые особенности

Анализ повести «Бэла»

Анализ повести «Максим Максимыч»

Анализ повести «Тамань»

Анализ повести «Княжна Мери»

Анализ повести «Фаталист»

Печорин в оценке Белинского

1
1

1

1

1

1

1

15.01, 13.01
16.01, 15.01

20.01, 19.01

22.01, 20.01

23.01, 21.01

27.01, 26.01

29.01, 27.01

57

Р.р. Заключение к сочинению – рассуждению на литературную тему

1

30.01, 28.01

58

Личность и судьба Н.В. Гоголя

1

03.02, 02.02

59
60

61

62

63

64

История создания поэмы «Мертвые души». Особенности жанра и композиции поэмы

Галерея образов помещиков в поэме

Губернский город в поэме

Образ Чичикова. Анализ XI главы

Образ России в поэме

Русская критика о Чичикове

1
1

1

1

1

1

05.02, 03.02
06.02, 05.02

10.02, 09.02

12.02, 10.02

13.02, 12.02

17.02, 16.02

Путешествие 4. Художественные вершины литературы середины XIX века

65

Особенности литературного процесса середины XIX века

1

19.02, 17.02


66

Творчество И.С. Тургенева. Обобщение ранее прочитанного

1

20.02, 19.02

67

Творчество Л.Н. Толстого. Обобщение ранее прочитанного

1

24.02, 24.02

68
69
70

71

Ф.М. Достоевский о себе в письмах и «Дневнике писателя»

Повесть «Бедные люди». Материальное и духовное в повести

Характеристика образов повести, позиция писателя

Развитие темы «маленького человека». Ф.М. Достоевский и Н.В. Гоголь

1
1
1

1

26.02, 26.02
27.02, 02.03
03.03,03.03

05.03, 05.03

72

73
74
75


Становление А.Н. Островского – драматурга

Пьеса «Свои люди – сочтемся!». Двуличие и метаморфозы героев комедии

Особенности композиции комедии. Сценическая судьба пьесы

Русская критика о значении комедий Островского

(Н.А. Добролюбов, В.Г. Авсеенко)

1

1
1
1


06.03, 10.03

10.03. 11.03
12.03, 12.03
13.03, 16.03

76

77

78

79

80

Лирика Ф.И. Тютчева

Лирика А.А. Фета

Особенности поэзии Н.А. Некрасова

Р.р. Лингвистический анализ поэтического текста

Р.р. Лингвистический анализ поэтического текста (продолжение работы)

1

1

1

1

1

17.03, 17.03

19.03, 19.03

20.03, 30.03

31.03, 02.04

31.03, 06.04

02.04, 07.04

Путешествие 5. Литература последних десятилетий Золотого века

81

Особенности литературного процесса последних десятилетий XIX века. Общее представление о творчестве В. Гаршина, Д. Мамина-Сибиряка, Г. Успенского и др.

1

03.04, 09.04

82

83

84

85

Становление личности А.П. Чехова

Проблематика рассказа Чехова «Человек в футляре»

Проблематика рассказов Чехова «О любви», «Крыжовник»

Герои Чехова и их жизненная позиция

1

1

1

1

07.04, 13.04

09.04, 14.04

10.04, 16.04

14.04, 20.04

Путешествие 6. Литература начала XX века

86

87

Особенности литературного процесса начала XX века

Общее представление о творчестве А. Куприна, И. Бунина, М. Горького

1

1

16.04, 21.04

17.04, 23.04

88

89
90

91

Многообразие поэтических талантов в начале XX века

Поэтическое осмысление действительности в творчестве В. Маяковского, А. Блока, С. Есенина

Поэты о своем времени и о себе

Поэтический язык В. Маяковского, А. Блока, С. Есенина

1

1
1

1

21.04, 27.04

23.04, 28.04
24.04, 30.04

28.04, 04.05

92

93

А. Ахматова. Лирика

М. Цветаева. Лирика

1

1

30.04, 05.05

05.05, 07.05

94

95

96

А.Т. Твардовский о себе

История поэмы «Василий Теркин» (главы)

Традиции и новаторство в поэзии Твардовского

1

1

1

07.05, 11.05

08.05, 12.05

12.05, 14.05

97

Общее представление о герое в творчестве М. Шолохова, В. Шукшина, В. Тендрякова, В. Шаламова и др. (обобщение ранее прочитанного)

1

14.05, 18.05

98


Судьба А.П. Платонова

Судьба А.П. Платонова

Необычные герои Платонова (по рассказу «Юшка»)

1

15.05, 19.05

99



Судьба А.И. Солженицына. Рассказ «Матрёнин двор». Характеры героев Солженицына. Герои-праведники.

Солженицын - публицист

1
1

19.05, 21.05

21.05, 22.05

100

Общая характеристика литературного процесса второй половины – конца XX века

1

22.05

101

Резервный урок

1




102

Резервный урок

1




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебного курса «Литература» iconРабочая программа по предмету «Литература»
Ка учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Литература»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...
Рабочая программа учебного курса «Литература» iconГ. Минусинска Красноярского края
Рабочая программа учебного курса "Литература" для учащихся 5 класса направлена на реализацию 2 ч инвариантной части учебного плана,...
Рабочая программа учебного курса «Литература» iconРабочая программа учебного курса Литература
«литература» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования (Минобрнауки)
Рабочая программа учебного курса «Литература» iconРабочая программа учебного курса «Литература»
Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана (приказ мо РФ от 09. 03. 04. года №1312 «Об утверждении...
Рабочая программа учебного курса «Литература» iconРабочая программа учебного курса «Литература»
Издательство «Экзамен», 2008 г., Б. И. Турьянской, Л. Н. Гороховской, Е. В. Комиссаровой, Г. И. Михеевой «Литература в 9 классе:...
Рабочая программа учебного курса «Литература» iconПояснительная записка рабочая программа учебного предмета «литература»
...
Рабочая программа учебного курса «Литература» iconПояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Литература»
...
Рабочая программа учебного курса «Литература» iconРабочая программа учебного курса «Литература»
Рабочая программа составлена учителем русского языка и литературы: Климачёвой Галиной Владимировной
Рабочая программа учебного курса «Литература» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
А учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Литература»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...
Рабочая программа учебного курса «Литература» iconРабочая программа учебного курса «Литература»
Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования (2004)
Рабочая программа учебного курса «Литература» iconРабочая программа Учебного курса «Литература»
...
Рабочая программа учебного курса «Литература» iconРабочая программа учебного курса «Литература»
В основе реализации основной образовательной программы лежит ситемно-деятельностный подход, который предполагает
Рабочая программа учебного курса «Литература» iconРабочая программа Учебного курса «Литература»
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004, №1089....
Рабочая программа учебного курса «Литература» iconПояснительная записка рабочая программа составлена в соответствии с
Положения о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в образовательной организации общего образования. Используется...
Рабочая программа учебного курса «Литература» iconПояснительная записка рабочая программа составлена в соответствии с
Положения о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в образовательной организации общего образования. Используется...
Рабочая программа учебного курса «Литература» iconРабочая программа учебного курса «Технология»
Рабочая программа учебного курса «Технология» для 3 класса составлена на основе авторской, базовой программы курса «Технология» Е....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск