Рабочая программа учебного курса «Литература»





Скачать 178.41 Kb.
НазваниеРабочая программа учебного курса «Литература»
Дата публикации02.08.2015
Размер178.41 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 16 г. ХИМКИ


«Рассмотрено»

на заседании ШМО

учителей русского языка

и литературы

протокол № 1

от « 27 » августа 2014 г.

Руководитель ШМО

________ Н.В. Щербакова

«Согласовано»
Зам. директора по УВР
________ С.В. Климова
от « 28 » августа 2014 г.

«Утверждаю»
Директор гимназии № 16
__________ Я.Л. Алёшин
от « 29 » августа 2014 г.


Рабочая программа

учебного курса

«Литература»

для 10 «А»,10 «Б» классов
Рабочая программа составлена учителем русского языка и литературы: Климачёвой Галиной Владимировной
Учителя: Климачёва Галина Владимировна, Матвеева Елена Геннадьевна
Авторы программы: С.А. Зинин. В.И. Чалмаев

Учебник: В.И. Сахаров, С.А. Зинин «Литература», 10 класс М.: «Русское слово», 2012 г.

Количество часов в неделю – 3 часа
Количество часов в год – 105 часов
Количество контрольных работ – 10


2014 – 2015 учебный год

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «литература» составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования, программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы» (авторы - Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А)

Современное школьное литературное образование выполняет важнейшие культуросберегающие, развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. Без знания шедевров русской классики и мировой литературы невозможно полноценное становление личности человека. Именно поэтому в процессе обучения литературе особое внимание будет уделено формированию у учащихся ценностных ориентиров, художественного вкуса, эстетических и творческих способностей.

Для реализации задач литературного образования изучение историко-литературного материала будет проводиться «линейно», что предполагает следование хронологии литературного процесса, и опираться на концепцию систематического и планомерного ознакомления учащихся с русской литературой XIX века. Выбор писательских имен и произведений обусловлен их значимостью для отечественной и мировой культуры, масштабностью их дарований, что соответствует требованиям обязательного минимума содержания образовательной программы по литературе.

Литература первой половины XIX века представлена в начале курса обзором творчества ведущих русских классиков, углубляющим и расширяющим курс 9 класса (А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь). Более широко освещен литературный процесс второй половины столетия (творчество А.Н.Островского, И.А.Гончарова, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, А.П.Чехова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета). Особая роль отводится изучению русской литературной критики при знакомстве с творчеством А.Н.Островского, И.А.Гончарова и др.

Процесс усвоения теоретико-литературных явлений представлен в виде обогащения уже усвоенных в курсе основной школы понятий и одновременно с этим введения новейшей терминологии. Основными видами деятельности по освоению литературных произведений и теоретико-литературных понятий являются: осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров; выразительное чтение, заучивание наизусть, различные виды пересказа; определение принадлежности литературного текста к тому или иному роду, жанру, художественному методу; анализ текстов; устные и письменные интерпретации художественных произведений; выявление языковых средств художественной образности и их роль;  самостоятельный поиск ответа на проблемных вопрос; участие в дискуссиях; подготовка рефератов, докладов, учебно-исследовательских и проектных работ; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

Культуроведческий аспект рассмотрения литературных явлений прослеживается в межпредметных связях с уроками истории (при изучении обзорных тем общественно-политической ситуации в стране в отдельные периоды), изобразительного  искусства и музыки (при использовании наглядно-иллюстративных методов преподавания литературы); мировой художественной культуры (при изучении быта русского дворянства XIX века) и т.д.

Календарно-тематическое планирование по литературе в 10 классе соответствует Федеральному государственному стандарту общего образования и Примерной программе по литературе общего (полного) образования.

Особое внимание уделено проектной и исследовательской деятельности учащихся. Лабораторные работы, уроки-проекты, уроки-исследования включены в календарно-тематическое планирование при изучении творчества А.Н.Островского, И.А.Гончарова, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета.

В практику домашних заданий наряду с традиционными видами работы с текстом включены следующие: составление речевых, цитатных характеристик героев, хронологических таблиц, словарей персоналиев, подготовка эскизов театральных афиш, программ и др.

При планировании части предусматривается использование ИКТ (электронные наглядные пособия, учебники и словари, виртуальные  музейные экспозиции, электронные библиотеки и др.). Ресурсы электронных библиотек позволяют ликвидировать недостаток художественной литературы в школьной и сельской библиотеках.

Уроки контроля представлены рядом зачетных уроков, на которых предполагается использование тестов (мини-тест, экспресс-тест, цифровой, по типу ЕГЭ, с развернутым ответом), что будет способствовать подготовке учащихся к экзамену в форме ЕГЭ, например, развивать умения работать с различными типами тестовых заданий, умением отвечать на проблемные вопросы, анализировать произведения малых жанров.

В основу обучения будут  положены деятельностный, практико-ориентированный и личностно-ориентированный подходы.
Содержание программы
Из литературы первой половины ХIХ века

А.С.Пушкин «Воспоминания в Царском Селе», «Вольность»,  «Деревня», «Погасло дневное светило…», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Вновь я посетил…», «Элегия»  («Безумных лет угасшее веселье…»), «Свободы сеятель пустынный…», «Подражание Корану» (IХ. «И путник усталый на Бога роптал…»), «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» и др. по выбору, поэма «Медный всадник».

М.Ю.Лермонтов «Как часто, пёстрою толпою окружён…», «Валерик», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Я не унижусь пред тобою…», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Выхожу один я на дорогу…» и др. по выбору. Поэма «Демон».

Н.В.Гоголь. Повести: «Невский проспект», «Нос».

Из литературы второй половины ХIХ века

А.Н.Островский «Свои люди  - сочтёмся!», «Гроза».

И.А.Гончаров «Обломов».

И.С.Тургенев «Записки охотника» (2-3 рассказа по выбору), роман «Отцы и дети», стихотворения в прозе «Порог», «Памяти Ю. П. Вревской», «Два богача» и др. по выбору.

Н.Г.Чернышевский «Что делать?» (обзор).

Н.А.Некрасов «В дороге», «Вчерашний день,  часу в шестом…», «Блажен незлобивый поэт…», «Поэт и гражданин», «Русскому писателю», «О погоде», «Пророк», «Элегия (А. Н. Еракову)»,  «О Муза, я у двери гроба…», «Мы с тобой бестолковые люди…» и др. по выбору. Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

Ф.И.Тютчев «Не то, что мните вы, природа…», «Silentium!», «Цицерон», «Умом Россию не понять…», «Я встретил вас…», «Природа-сфинкс, и тем она верней…», «Певучесть есть в морских волнах…», «Ещё земли печален вид…», «Полдень», «О, как  убийственно мы любим!..», «Нам не дано предугадать…» и др. по выбору.

А.А.Фет  «Шёпот, робкое дыханье…», «Ещё майская ночь…», «Заря прощается с землёю…», «Я пришёл к тебе с приветом…»,  «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «На заре ты её не буди…», «Это утро, радость эта…», «Одним толчком согнать ладью живую…» и др. по выбору.

Н.С.Лесков «Очарованный странник».

М.Е.Салтыков-Щедрин «Медведь на воеводстве», «Богатырь»,  «Премудрый пискарь», «Дикий помещик».

А.К.Толстой «Средь шумного бала, случайно…», «Слеза дрожит в твоём ревнивом взоре…», «Когда природа вся трепещет и сияет…», «Прозрачных облаков спокойное движенье…», «Государь ты наш, батюшка…», «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» и др. по выбору.

Л.Н.Толстой «Война и мир».

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание».

А.П.Чехов «Крыжовник», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Студент», «Ионыч» и др. по выбору. Пьеса «Вишнёвый сад».

  Требования к уровню освоения подготовки учащихся
     Важнейшими умениями 
в 10 классе  являются следующие:
 ● воспринимать и анализировать художественный текст;

  ● выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  ● определять род и жанр литературного произведения;

  ● выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;

  ● давать характеристику героев;

  ● характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  ● сопоставлять эпизоды литературных  произведений и сравнивать их героев;

  ● выявлять авторскую позицию;

  ● выражать своё отношение к прочитанному;

  ● выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
 ● владеть различными видами пересказа;
 ● строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
 ● участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
 ● писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
Перечень учебно-методического обеспечения

1. «Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы». Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А. -  М. «Русское слово», 2009.

2. Меркин. Г.С. Учебник «Литература 10 класс».  В двух частях. - М.: ООО «ТИД» «Русское слово»,2009.

3.Меркин Г.С., Зыбина Т.М., Максимчук Н.А., Рябикова О.С. «Развитие речи. Выразительные средства художественной речи. Пособие для учителя», М. «Русское слово», 2008.

4. Крутецкая В.А. Литература в таблицах и схемах. 10 класс – С.-П., 2008.

5. Шпека И. Изучение эпизода художественного произведения на уроках в старших классах. Из опыта работы- М. Чистые пруды, 2007.

6. Шапиро Н.А. «Опыты анализа художественного текста» - М. Издательство МЦНМО, 2008.  

7. Алиева Л.Ю., Торкунова Т.В. Тесты по литературе. Подготовка к экзамену. Контроль. Самооценка – М., Айрис – пресс,2003.
                                   
Дополнительная литература

1. Алексеева Т.В. Как научиться писать сочинение на «отлично». В помощь школьникам и абитуриентам – С.- П., 2004.

2. Диденко С.А. Готовимся к экзамену по русскому языку и литературе: сочинение. Изложение с элементами сочинения, ЕГЭ – Издательский центр «МарТ» - М. – Ростов – на - Дону, 2003.

3. Зинин С.А., Красновский Э.А., Гороховская Л.Н. Сдаём ЕГЭ. Литература – М. ФИПИ, 2007.

4. Книгин И.А. Словарь литературоведческих терминов – Саратов. Издательство «Лицей», 2006.

5. Москвин В.П. Выразительные средства современной русской речи. Тропы и фигуры. Терминологический словарь – Ростов -  на – Дону «Феникс», 2007.

6. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи – М. Айрис – пресс,2007.

7. Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь – М. Айрис – пресс,2003.

8. Прутцев Б. « Л.Н.Афонин – писатель, учёный, литературовед».  Орёл, 2007.

9. Мостовская Н.Н. « П.В.Анненков и И.С.Тургенев. История одной творческой дружбы». Орёл, 2007.
Календарно-тематическое планирование по литературы 10 класс


урока

Тема урока

Дата (план)

Дата

(факт)



Введение. «Прекрасное начало…» (История русской литературы 19 века)

01.09

01.09






Основные этапы творческой эволюции А.С.Пушкина. Обзор лирики «петербургского» периода. Анализ стихотворения «Вольность»

03.09

02.09






Годы странствий. Обзор лирики «южного» и «михайловского» периодов. Анализ стихотворения «К морю»

04.09

04.09






«Я думал стихами…» Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. Анализ стихотворений «Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа»

08.09

08.09






Проблема личности и государства в поэме «Медный всадник»

10.09

09.09






Особенности поэтического мира

М.Ю. Лермонтова

11.09

11.09






Тяжкое бремя пророчества. Образ Поэта

в лермонтовской лирике. Анализ стихотворений «Пророк», «Поэт»

15.09

15.09






«Когда мне ангел изменил…» Любовная лирика Лермонтова. Анализ стихотворений «Я не унижусь пред тобой…», «Молитва»

17.09

16.09






Нравственно-философская проблематика поэмы «Демон»

18.09

18.09






Художественный мир Н.В.Гоголя

22.09

22.09






Художник и «страшный мир» в повести «Невский проспект». Понятия «романтическое двоемирие», «романтическая ирония»

24.09

23.09






«Необыкновенно странное происшествие…» Проблематика и художественное своеобразие повести «Нос»

25.09

25.09






Р.р. Сочинение по произведениям 1-ой половины 19 века

29.09

29.09






Литература и журналистика 2-ой половины

19 века

01.10

30.09






Личность и творчество И.А.Гончарова

02.10

02.10






Утро Обломова (Знакомство с героем романа «Обломов»)

06.10

06.10






К истокам обломовщины. Анализ главы «Сон Обломова»

08.10

07.10






Обломов и Штольц: два направления русской жизни

09.10

09.10






Любовная тема в романе. (Образы Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной)

13.10

13.10






Р.р. Сочинение по роману И.А.Гончарова «Обломов»

15.10

14.10






А.Н.Островский – создатель русского театра. Этапы биографии и творчества

16.10

16.10






Мир города Калинова в драме А.Н.Островского «Гроза»

20.10

20.10






Катерина и Кабаниха: два полюса нравственного противостояния

22.10

21.10






Трагедия совести и её решение в пьесе. Образ Катерины в критической литературе. (Статьи Н.А.Добролюбова и Д.И.Писарева)

23.10

23.10






Образная символика и смысл названия драмы «Гроза»

27.10

27.10






Идейно-художественное своеобразие драмы А.Н.Островского «Бесприданница»

29.10

28.10






Р.р. Сочинение по творчеству А.Н.Островского

30.10

30.10






Жизненный и творческий путь И.С.Тургенева

10.11

10.11






История создания романа «Отцы и дети»

12.11

11.11






Мир отцов в романе. Взаимоотношения Базарова с Кирсановыми

13.11

13.11






Базаров и Одинцова

17.11

17.11






Базаров и его родители

19.11

18.11






Базаров перед лицом смерти

20.11

20.11






Роль эпилога в романе. Смысл заглавия. Русские критики о романе

24.11

24.11






Р.р. Подготовка к сочинению по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»

26.11

25.11






Р.р. Сочинение по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»

27.11

27.11






Личность Н.Г.Чернышевского и история создания романа «Что делать?»

01.12

01.12






Разумна ли теория «разумного эгоизма»?

03.12

02.12






«Будущее светло и прекрасно…» Черты социальной утопии в романе

04.12

04.12






Жизненный и творческий путь Н.А.Некрасова

08.12

08.12






Народные характеры и типы в некрасовской лирике. Анализ стихотворений «В дороге», «Огородник», «Тройка»

10.12

09.12






«Муза мести и печали» в лирике Некрасова. Анализ стихотворений «Блажен незлобивый поэт…», «Вчерашний день, часу в шестом…»

11.12

11.12






«За великое дело любви…»

15.12

15.12






«В каком году – рассчитывай…» Жанр и проблематика поэмы «Кому на Руси жить хорошо»

17.12

16.12






Народ в споре о счастье

18.12

18.12






«Пел он воплощение счастия народного…» Философские итоги некрасовского эпоса

22.12

22.12






Р.р. Сочинение по творчеству Н.А.Некрасова

24.12

23.12






Жизнь и творчество Ф.И.Тютчева

25.12

25.12






«И ропщет мыслящий тростник…» Личность и мироздание в лирике Тютчева

12.01

12.01






Любовная лирика Ф.И.Тютчева

14.01

13.01






Жизнь и творчество А.А.Фета

15.01

15.01






Тема любви в лирике А.А.Фета

19.01

19.01






Природа и человек в лирике А.А.Фета

21.01

20.01






Р.р. Сочинение «Поэзия Ф.И.Тютчева и А.А.Фета»

22.01

22.01






Жизнь и творчество Ф.М.Достоевского

26.01

26.01






Авторский замысел и история создания романа «Преступление и наказание»

28.01

27.01






Образ Петербурга в романе

29.01

29.01






Мир «униженных и оскорбленных» в романе

02.02

03.02






Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе

04.02

04.02






«Двойники» Раскольникова

05.02

05.02






«Вечная Сонечка» как нравственный идеал автора

09.02

09.02






«Преступление и наказание» как роман-предупреждение. Ф.М.Достоевский и современность

11.02

10.02






Р.р. Сочинение по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

12.02

12.02






Жизнь и творчество Н.С.Лескова

16.02

16.02






Тема «очарованной души» в повести «Очарованный странник»

18.02

17.02






Жизнь и творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина

19.02

19.02






Жанрово-композиционное своеобразие романа «История одного города»

25.02

24.02






Судьба глуповцев и своеобразие финала в романе «История одного города»

26.02

26.02






Сюжеты и проблематика «Сказок для детей изрядного возраста»

02.03

02.03






Сатира на «хозяев жизни» в сказках Салтыкова-Щедрина. Анализ сказок «Медведь на воеводстве», «Дикий помещик»

04.03

03.03






«Жил – дрожал, и умирал – дрожал…» Образ обывателя в сказке «Премудрый пискарь»

05.03

05.03






Р.р. Сочинение по творчеству Н.С.Лескова и М.Е.Салтыкова-Щедрина

11.03

10.03






Природный мир в лирике А.К.Толстого. «Прозрачных облаков спокойное движенье…», «Когда природа вся трепещет и сияет…»

12.03

12.03






«Коль любить, так без рассудку…» Любовная лирика А.К.Толстого

16.03

16.03






Р.р. Анализ стихотворения А.К.Толстого

18.03

17.03






Жизненный и творческий путь великого русского художника- мыслителя Л.Н.Толстого

19.03

19.03






Авторский замысел и история создания романа-эпопеи «Война и мир»

30.03

30.03






Логика начала. Анализ первых эпизодов романа

01.04

31.03






Испытание эпохой «поражений и срама». Анализ эпизодов кампании 1805-1807гг. Тема истинного и ложного патриотизма

02.04

02.04






Этапы духовного совершенствования Андрея Болконского

06.04

06.04






Этапы духовного совершенствования Пьера Безухова

08.04

07.04






Образ Наташи Ростовой и женские образы в романе

09.04

09.04






Начало «общей жизни»: война за Отечество

13.04

13.04






Проблема личности в истории: Кутузов и Наполеон

15.04

14.04






Бородинское сражение (анализ эпизода)

16.04

16.04






«Мысль народная» в романе. Анализ ключевых эпизодов «военных» глав

20.04

20.04






Образ Платона Каратаева в романе

22.04

21.04






Нравственно-философские итоги романа. Анализ эпилога романа

23.04

23.04






Р.р. Подготовка к сочинению по роману-эпопее «Война и мир»

27.04

27.04






Р.р. Сочинение по роману-эпопее «Война и мир»

29.04

28.04






Жизнь и творчество А.П.Чехова

30.04

30.04






Трагикомедия «футлярной» жизни. Анализ рассказов «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»

04.05

04.05






Выбор доктора Старцева. Анализ рассказа «Ионыч»

06.05

05.05






Идейно-художественное своеобразие рассказов «Дом с мезонином», «Попрыгунья», «Дама с собачкой»

07.05

07.07






Своеобразие образной системы и конфликта комедии «Вишневый сад»

11.05

11.05






Главные герои произведения «Вишневый сад»

13.05

12.05






Молодые герои комедии «Вишневый сад»

14.05

14.05






«Здравствуй, новая жизнь!» Образ сада и философская проблематика пьесы

18.05

18.05






Своеобразие образной системы и конфликта комедии «Чайка»

20.05

19.05






Новаторство А.П.Чехова в создании драматических произведений

21.05

21.05






Р.р. Сочинение по произведениям А.П.Чехова

25.05

25.05






Обобщение материала историко-литературного курса

27.05

26.05






Итоговый урок

28.05

28.05






Резервный урок









Резервный урок







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебного курса «Литература» iconРабочая программа по предмету «Литература»
Ка учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Литература»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...
Рабочая программа учебного курса «Литература» iconГ. Минусинска Красноярского края
Рабочая программа учебного курса "Литература" для учащихся 5 класса направлена на реализацию 2 ч инвариантной части учебного плана,...
Рабочая программа учебного курса «Литература» iconРабочая программа учебного курса Литература
«литература» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования (Минобрнауки)
Рабочая программа учебного курса «Литература» iconРабочая программа учебного курса «Литература»
Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана (приказ мо РФ от 09. 03. 04. года №1312 «Об утверждении...
Рабочая программа учебного курса «Литература» iconРабочая программа учебного курса «Литература»
Издательство «Экзамен», 2008 г., Б. И. Турьянской, Л. Н. Гороховской, Е. В. Комиссаровой, Г. И. Михеевой «Литература в 9 классе:...
Рабочая программа учебного курса «Литература» iconПояснительная записка рабочая программа учебного предмета «литература»
...
Рабочая программа учебного курса «Литература» iconПояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Литература»
...
Рабочая программа учебного курса «Литература» iconРабочая программа учебного курса «Литература»
Рабочая программа составлена учителем русского языка и литературы: Щербаковой Натальей Валентиновной
Рабочая программа учебного курса «Литература» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
А учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Литература»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...
Рабочая программа учебного курса «Литература» iconРабочая программа учебного курса «Литература»
Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования (2004)
Рабочая программа учебного курса «Литература» iconРабочая программа Учебного курса «Литература»
...
Рабочая программа учебного курса «Литература» iconРабочая программа учебного курса «Литература»
В основе реализации основной образовательной программы лежит ситемно-деятельностный подход, который предполагает
Рабочая программа учебного курса «Литература» iconРабочая программа Учебного курса «Литература»
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004, №1089....
Рабочая программа учебного курса «Литература» iconПояснительная записка рабочая программа составлена в соответствии с
Положения о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в образовательной организации общего образования. Используется...
Рабочая программа учебного курса «Литература» iconПояснительная записка рабочая программа составлена в соответствии с
Положения о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в образовательной организации общего образования. Используется...
Рабочая программа учебного курса «Литература» iconРабочая программа учебного курса «Технология»
Рабочая программа учебного курса «Технология» для 3 класса составлена на основе авторской, базовой программы курса «Технология» Е....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск