Липецкой области государственное (областное) образовательное учреждение дополнительного





Скачать 244.87 Kb.
НазваниеЛипецкой области государственное (областное) образовательное учреждение дополнительного
Дата публикации05.07.2015
Размер244.87 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Литература > Пояснительная записка




УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ




ГОСУДАРСТВЕННОЕ (ОБЛАСТНОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛИПЕЦКИЙ ИНСТИТ Т


РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ИНН/КПП 4826043894/482601001

г. Липецк 398035, Циолковского,18

тел. 74-80-73, факс (074-2)74-85-26

E-Mail admiuu@mail.ru
от 16.06 .2009г.№ 337

на № ______________





Руководителю муниципального органа управления образованием





Липецкий институт развития образования рекомендует провести

1 сентября «Урок М.В. Ломоносова».

В связи с этим направляет методические рекомендации Рособразования по проведению «Урока М.В. Ломоносова» в средних общеобразовательных учреждениях и предлагает использовать их в работе.

Приложение на 20 листах.


Ректор Черных Л.А.

Кузнецова Н.М.

32-94-73
Буторина Т.С.


Урок М.В. Ломоносова


Методические рекомендации
Архангельск

2009

Пояснительная записка

В 2011 году исполняется 300 лет со дня рождения первого россий­ского академика Михаила Васильевича Ломоносова (19.11.1711-15.04.1765). Выдающийся ученый, Человек и Гражданин своей страны, он жил и творил в послепетровскую эпоху, когда происходили исторически значимые социальные преобразования. Гений М.В. Ломоносова проявился в его многогранном таланте, благодаря которому он смог стать «первым нашим университетом». (А.С. Пушкин).

Актуальность обращения к жизни и деятельности первого россий­ского академика обусловлена необходимостью познания его наследия, по­требностью изучения личности и судьбы ученого, в том числе через орга­низацию Ломоносовских уроков.

В центре внимания участников урока могут стать передовые идеи ученого о развитии отечественной культуры, науки, образования, явив­шиеся основой для разработки национальной просветительской концеп­ции.

Тематика предлагаемого «Урока М.В. Ломоносова» может иметь как естественнонаучную, так и гуманитарную направленность: «Михаил Ва­сильевич Ломоносов - флагман российской науки», «М.В. Ломоносов -создатель российской риторики, русской грамматики, истории России», «Через учение счастлив будет...», «Науки юношей питают...», «Быть мо­жет собственных Платонов...», «Обо мне дети Отечества пожалеют...» и др.

В рамках подготовки «Урока М.В.Ломоносова» возможна организа­ция выставок книг в школьной библиотеке; мозаичных работ (из бумаги); конкурса чтецов (стихи М.В. Ломоносова и о М.В. Ломоносове); выпуск информационных листов «Ломоносов и химия», «Ломоносов и география», «Ломоносов и физика» и т.п.; проведение викторин «Гений земли рус­ской», «Гениальный школяр» и др.

На «Уроке М.В. Ломоносова» уместно подвести итоги краеведче­ской, научно-исследовательской, музейной, организаторской, поисковой деятельности учащихся.

Форма проведения «Урока М.В. Ломоносова» может быть различ­ной: Ломоносовская ассамблея; Ломоносовская мозаика, литературная гос­тиная; защита рефератов; урок-конференция; урок-аукцион; диспут; пре­зентация, интеллектуальные игры: «Что? Где? Когда?», «Брейн - Ринг», «Звездный час», «Поле чудес» и др.

В данных рекомендациях приведен один из вариантов «Урока М.В. Ломоносова» в форме конференции.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Урок-конференция

Тема: «М.В. Ломоносов — первый российский академик»

Цель урока: воспитание гражданина Отечества на основе изучения жизни, деятельности и творческого наследия М.В. Ломоносова.

Задачи урока:

1. Раскрыть масштабность личности М.В. Ломоносова как сына Отечест­ва.

2. Представить энциклопедичность таланта М.В. Ломоносова.

3. Показать актуальность и востребованность идей ученого в современ­ном обществе.

План урока-конференции

Вступление.

1. Поморье - родина великого ученого.

2. Становление будущего академика.

3. Открытия М.В. Ломоносова в области химии, физики и астрономии.

4. М.В. Ломоносов и развитие отечественной литературы и языка.

5. М.В. Ломоносов - первый историограф российского народа.

6. Деятельность М.В. Ломоносова как организатора российской системы образования.

Заключение.

Содержание

Вступление. В истории отечественной и мировой науки и культуры Михаил Васильевич Ломоносов занимает особое место. Это был один из образованнейших русских людей XVIII века. Сложно назвать область нау­ки, техники и культуры, в которую он не внес бы свой вклад. Его научные интересы были чрезвычайно широки и многогранны. Работы ученого в об­ласти физики, химии, астрономии, оптики, геологии, минералогии и кри­сталлографии, техники, географии и метеорологии, экономики, истории и литературы, педагогики и психологии заложили основы для развития этих наук. Он создал первую в России научную химическую лабораторию, ор­ганизовал астрономические и метеорологические исследования, участво­вал в снаряжении географических и геологических экспедиций, в подго­товке морских плаваний с целью изучения и освоения Северного морского пути. Он разработал проекты переустройства Петербургской академии на­ук. Автор идеи и инициатор вместе с И.И. Шуваловым открытия Москов­ского университета. Многогранен не только талант Ломоносова как ученого-энциклопедиста, но и удивительна сама его личность, отличавшаяся по­стоянным стремлением к научному поиску, неутолимой жаждой знаний, упорством и бескорыстием в науке, самоотверженной любовью к своей стране, к своему народу, «радением за распространение наук в Отечестве».
Тематика докладов:
1. Поморье - родина великого ученого.

Географическое положение и своеобразие культурно-исторического развития региона. Поморы: особенности быта и труда. Поморская народ­ная педагогика. Поморская семья, ее традиции. Поморский характер. Роди­тели М.В. Ломоносова. Ломоносовский род. Первые учебные книги — «врата учености» М.В. Ломоносова. Север и формирование личности М.В. Ломоносова.

2. Становление будущего академика.

Годы учебы М.В. Ломоносова в Московской Славяно-греко-латинской академии. Формирование интереса М.В. Ломоносова к естест­венным наукам. Знакомство с работой Киево-Могилянской академии. Отъезд из Москвы в Петербургскую Академию наук. Учеба и личная жизнь М.В. Ломоносова в Германии. Ученые - учителя М.В. Ломоносова.

3. Открытия М.В.Ломоносова в области химии, физики и астрономии.

Естественнонаучные взгляды М.В. Ломоносова. Корпускулярная теория материи.

Достижения М.В. Ломоносова в области химии. Разработка понятия о химическом элементе. Организация первой в России химической лабора­тории. Открытие новой области естествознания - физической химии. М.В. Ломоносов о взаимосвязи химии, математики и физики.

Достижения М.В. Ломоносова в области физики и астрономии. Тео­рия строения материи. Закон сохранения и движения материи. Механиче­ская теория теплоты. Работы в области электричества. «Теория электриче­ства, разработанная математическим способом». Работы по оптике (усо­вершенствование микроскопа и телескопа («ночезрительной трубы»), соз­дание новых мореходных и оптических приборов). Открытие атмосферы на Венере. Вклад М.В. Ломоносова в развитие метеорологии.

4. М.В. Ломоносов и развитие отечественной литературы и языка.

Ломоносовский период в развитии русского литературного языка. Теория «Трех штилей». «Российская грамматика». Тема Родины, науки и мира в торжественных одах М.В. Ломоносова. Отражение русского нацио­нального характера в оде М.В. Ломоносова 1762 г., посвященной восхож­дению на престол Екатерины П.

5. М.В. Ломоносов - первый историограф российского народа.

Ломоносовская теория происхождения русского народа. «Древняя российская история». Критика нормандской теории. Периодизация исто­рии России. Идея сильного, централизованного русского государства. М.В. Ломоносов о роли Петра I в истории России. Понимание русской ис­тории как героической (25 сюжетов М.В. Ломоносова для живописных картин на темы русской истории).

6. Деятельность М.В. Ломоносова как организатора российской системы образования.

Ломоносовская идея демократизации отечественного образования, учреждения сети начальных школ и гимназий (1760 г.) Роль М.В. Ломоносова в деятельности Академического университета и гимна­зии в Петербурге. Составление «Проекта регламента Академической гим­назии». Расширение социального состава гимназистов. Введение русского языка, русского красноречия и русской истории в программу гимназиче­ского обучения. Публицистическое послание М.В. Ломоносова «О сохра­нении и размножении российского народа». М.В. Ломоносов и развитие высшего образования в стране. Основание Московского университета. По­следние годы жизни ученого. М.В. Ломоносов в воспоминаниях и характе­ристиках современников.

Вопросы для обсуждения:

1. Какие черты характера отличали М.В. Ломоносова?

2. Что повлияло на формирование его личности?

3. Назовите основные естественнонаучные открытия М.В. Ломоносова.

4. Охарактеризуйте заслуги М.В. Ломоносова в развитии русской литера­туры и языка.

5. Что отличало исторические воззрения М.В. Ломоносова?

6. Воспитательное значение истории в понимании М.В. Ломоносова.

7. Что предпринимал М.В. Ломоносов для улучшения деятельности Ака­демического университета и гимназии в Петербурге?

8. Каков вклад М.В. Ломоносова в развитие образования и науки России?

9. Почему М.В. Ломоносов произнес такие слова: «Обо мне дети отечест­ва пожалеют...»?

Заключение. Михаил Васильевич Ломоносов занимает особое место в развитии отечественной и мировой науки и культуры. Неизмерима мас­штабность личности М.В. Ломоносова как первого российского академика, ученого-энциклопедиста, сына Отечества. Разработанные им проекты и открытия в различных отраслях научных знаний не утратили своей акту­альности и востребованы в современном обществе.

Литература:

1. Астафуров В.И. М.В.Ломоносов. — М.: Просвещение, 1985.

2. Белявский М. Т. М.В.Ломоносов и основание Московского университета. -М.: МГУ, 1955.

3. Белявский М. Т. Все испытал и все проник: к 275-летию со дня рожде­ния М.В.Ломоносова. - М.: МГУ, 1986.

4. Белявский М. Т. Ломоносов - наш первый университет. - М.: МГУ, 1961.

5. Буторина Т. С. Своеобразие народной педагогики поморцев // Совет­ская педагогика. - 1989. - № 7. - С. 111 - 116.

6. Буторина Т.С. М.В.Ломоносов и педагогика. - Архангельск, 2001.

7. Буторина Т.С. Ломоносовский период в истории русской педагогиче­ской мысли XVIII века. - Архангельск-Москва, 2005.

8. Буторина Т.С. Педагогическая регионология: Учебное пособие. - Ар­хангельск: Изд-во АГТУ, 2004.

9. Вавилов С.И. Михаил Васильевич Ломоносов. - М.: АН СССР, 1961.

10. Дик Н.Е. Ломоносовский период в развитии русской географии. - М.: Мысль, 1976.

11. Ишлинский А.Ю., Павлова Г.Е. М.В.Ломоносов - великий русский уче­ный. - М.: Педагогика, 1986.

12. М.Карпеев Э.П. Михаил Васильевич Ломоносов - М.: Просвещение, 1987.

13. Коровин Г.М. Библиотека Ломоносова. - М.: Л.: АН СССР, 1961.

14. Кузнецов Б.Г. Творческий путь Ломоносова. - 2-е изд. - М.: АН СССР, 1961

15. Летопись жизни и творчества М.В.Ломоносова. - М.; Л: АН СССР, 1962.

16. Лебедев Е.Н. Михаил Васильевич Ломоносов. Ростов на Дону, 1997.

17. Линков Я. И. М.В.Ломоносов - великий деятель русского просвещения (Биографический очерк). -М.: МГУ, 1940.

18. М.В.Ломоносов в воспоминаниях и характеристиках современников. -М.; Л.: АН СССР, 1962.

19. М.В. Ломоносов о воспитании и образовании / Сост. Т.С. Буторина. -М.: Педагогика, 1991.

20. М.В.Ломоносов Полное собрание сочинений: в И т. / Гл. ред. СИ.Вавилов.-М., Л.: АН СССР, 1950-1959, 1983.

21..Ломоносов М.В. Избранная проза. -М.: Советская Россия, 1986.

22. Ломоносов М.В. Избранное / сост. В.И.Коровин. - М.: Детская литера­тура, 1981.

23. Ломоносов М.В. Избранные труды по химии и физике. - М., АН СССР, 1961.

24. Ломоносов М.В. Избранные философские произведения. - М.: Госпо-литиздат, 1950.

25. Ломоносов М.В. Краткий энциклопедический словарь / редактор-составитель Э.П.Карпеев. - СПб, 1999.

26. Ломоносов М.В. Стихотворения / сост. Е.Н.Лебедев. - М., Советская Россия, 1984.

27. Ломоносов М.В. Избранное. Изд-во: М, Детская литература. - 1976.

28. Михаил Васильевич Ломоносов. Из наследия Ломоносова. Слово со­временников о Ломоносове. «Память вечная»: Венок Ломоносову XIX -XX вв. «Высокий лик в грядущем поколеньи...»: Писатели и ученые XIX -XX вв. о Ломоносове. Под. ред. Е.В. Бронниковой. — М.: Русскiй мiръ. - Жизнь и мысль, 2004.

29. Михайло Ломоносов: Жизнеописание. Избранные труды. Воспомина­ния современников. Суждения потомков. Стихи и проза о нем / Сост. Г.Е.Павлова, А.С.Орлов. - М.: Современник, 1989.

30.Павлова Г.Е., Федоров А.С. Михаил Васильевич Ломоносов. - М.: Нау­ка, 1986.

31. Ченакал В.Л. Музей М.В. Ломоносова. - Л.: Лениздат, 1970.

32. Шумилов Н.А. Род Ломоносовых. Поколенная роспись /Н.А.Шумилов; Изд-во «Правда Севера», 2001.

ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
БИОГРАФИЯ М.В. ЛОМОНОСОВА

ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич родился 8(19).11.1711 г. в деревне Мишанинская Куростровской волости Двинского уезда Архангельской гу­бернии, умер 4(15).О4.1765 г. в г. Санкт-Петербурге. М.В.Ломоносов -ученый-энциклопедист, первый российский академик. Из семьи крестьян -поморов Василия Дорофеевича и Елены Ивановны Ломоносовых. Первые упоминания о роде Ломоносовых относятся к XVI в. ко временам Ивана Грозного. Дед будущего ученого, Дорофей Леонтьевич, и его отец, Васи­лий Дорофеевич, занимались хлебопашеством, но основным делом явля­лась рыбная ловля, зверобойный промысел. Семья Ломоносовых имела средний достаток. Василий Дорофеевич волевой, предприимчивый чело­век, опытный мореход, один из первых в своем крае построил, по-европейски оснастил гукор «Чайка» - двухмачтовый корабль. Использовал его для перевозки товаров по всему побережью Белого моря, Северного Ледовитого океана, Северной Двине. Первые годы жизни Ломоносов нахо­дился на попечении матери, которая в 1720 г. умерла. Отец его женился еще дважды, но с мачехами у Ломоносова отношения не сложились. С 10 лет он помогал отцу на промыслах. Они ходили как в дальние плавания в Северный Ледовитый океан (к Новой Земле, Шпицбергену), так и в ближ­ние - до Соловецких островов. Трудные морские переходы физически за­калили Ломоносова, развили его ум, наблюдательность, обогатили разно­образными знаниями. Он учился мореходному делу, знакомился с промыс­лом морского зверя, наблюдал приливы и отливы, бури в океане, поляр­ные льды, северное сияние. Его интересовали и китобойный промысел, и солеварное дело, жизнь и обычаи ненцев, лопарей, коми-зырян. Юный Ло­моносов быстро освоил грамоту, переписывал церковные книги, читал для прихожан «Псалтырь» и «Жития святых». Известны имена первых учите­лей Ломоносова - сосед Иван Шубный и местный дьяк Семен Никитич Сабельников. В 14 лет Михайло грамотно и красиво писал. С недуховной литературой («Грамматика» М. Смотрицкого, «Арифметика» Л.Ф. Маг­ницкого) и «Псалтырем» С. Полоцкого Ломоносов познакомился впервые в доме Христофора Дудина. Назвал эти книги «вратами своей учености», выучил их наизусть. Стремление к знаниям, проблемы в семье заставили молодого Ломоносова принять решение отправиться в Москву, чтобы «по­ступить там в ученье». Получив паспорт, заняв у соседа Фомы Шубного 3 рубля, в декабре 1730 г. 19-летний Ломоносов отправился с рыбным обо­зом в столицу. Через 3 недели будущий ученый прибыл в Москву. Ломо­носов хотел начать свое обучение с Математической навигационной шко­лы, которая размещалась в Сухаревской башне. В ней изучали грамоту, арифметику, геометрию, тригонометрию, мореплавание и астрономию. Ломоносову необходим был латинский язык, т.к. он считался в то время языком науки. В январе 1731 г. Михаил подал прошение о зачислении его в Славяно-греко-латинскую академию, высшее духовное учебное заведе­ние, которое готовило служителей церкви и государственных служащих, где можно в совершенстве изучить латинский язык. Ломоносов утаил кре­стьянское происхождение и выдал себя за сына холмогорского дворянина, поскольку крестьян в Славяно-греко-латинскую академию не принимали. В течение одного года Ломоносов прошел 3 класса академии, научился чи­тать и писать по латыни, изучил славянскую грамматику, начала истории, географии и арифметику. Он читал летописи, богословские, философские и математические книги, увлекался латинской и русской поэзией. За ко­роткий срок Ломоносов добился больших успехов, стал первым учеником по всем предметам, несмотря на лишения и материальные трудности. В Славяно-греко-латинской академии Ломоносов проучился пять лет. В 1735 г. в числе 12 самых способных студентов Ломоносов направлен для дальнейшего обучения в Санкт-Петербургскую Академию наук, где про­явил огромный интерес к наукам, изучал математику, экспериментальную физику, химию, минералогию. Самостоятельно постигал теорию стихо­сложения, изучал новейшие приборы и инструменты для проведения ис­следований, знакомился с новыми книгами и журналами. В сентябре 1736г. вместе с Д.И.Виноградовым (будущим изобретателем русского фарфора) и Г.У. Райзером его направляют для обучения химии и горному делу в Германию. В Марбургском университете он слушал лекции по тео­ретической химии профессора Ю. Дуйзига, по механике, гидростатике, теоретической физике, логике, аэрометрии, гидравлике профессора X. Вольфа. Наряду с изучением немецкого языка, с мая 1737 г. Ломоносов стал брать уроки французского, рисования, танцев и фехтования. В пись­мах в Петербург X. Вольф отмечал успехи русских студентов в обучении, особенно выделяя достижения Ломоносова. Осенью 1738 г. Ломоносов на­писал первую студенческую работу по физике - «О превращении твердого тела в жидкое, в зависимости от движения предсуществующей жидкости», которая получила положительную оценку академиков Петербурга. В марте 1739 г. им подготовлена «Физическая диссертация о различии смешанных тел, состоящем в сцеплении корпускул». К началу 1739 г. русские студен­ты закончили обучение в г. Марбурге, летом того же года направлены предписанием в г. Фрейберг к И. Генкелю, известному специалисту горно­го дела. Там они изучали минералогию, металлургию, посещали рудники, металлургические заводы. Химические исследования проводились в одной из лучших лабораторий Европы. В г. Фрейберге Ломоносов, кроме занятий горным делом, металлургией и химией, увлекся изучением русского сти­хосложения. Осенью 1739 г., узнав о победе русских войск над Турцией, он написал «Оду на взятие Хотина», которая совершила переворот в русской поэзии. Позднее подготовил научный трактат «Письмо о правилах русского стихотворства», где изложил идеи о реформе русского стихосло­жения. В 1739 г. между Ломоносовым и Генкелем начинаются разногла­сия, в результате чего он покинул г. Фрейберг. 26 мая 1740 г. М.В. Ломоносов обвенчался с Елизаветой Христиной Цильх, дочерью марбургского пивовара и церковного старосты Общины Генриха Цильха. В июне 1741 г. он прибыл в Санкт-Петербургскую Академию наук. С прихо­дом Ломоносова начался новый период в развитии русской науки, который историками был назван Ломоносовским. М.В. Ломоносов в эти годы (1741-1765) занимался составлением минералогического каталога, физическими, химическими исследованиями, переводами с немецкого на русский язык научных статей и т.д. В январе 1742г. М.В.Ломоносов получил звание адъюнкта. В это время он разработал проект химической лаборатории, од­нако руководители Академии оставили его без внимания. В 1745 г. М.В. Ломоносов начал читать публичные лекции на русском языке по фи­зике, переводил труды зарубежных ученых по астрономии. В Академиче­ское собрание он представил диссертацию «О металлическом блеске», ко­торая получила положительные отзывы. Летом 1745 г. М.В. Ломоносов становится профессором химии. В середине 1746г. М.В.Ломоносов до­бился постройки первой в России научно-учебной химической лаборато­рии, где с 1748 г. в течение 10 лет проводил различные эксперименты. Позднее создал лабораторию в собственном доме. С конца 1740-х М.В. Ломоносов приступил к серьезным занятиям русской историей, в ре­зультате чего подготовил уникальный труд «Древняя Российская история». Большим событием в жизни М.В.Ломоносова стало издание в 1751г. сборника литературных произведений. В марте 1751 г. М.В. Ломоносову за достижения в науке был присвоен чин коллежского советника, что дало ему право на потомственное дворянство. М.В. Ломоносов в течение 20 лет обучал студентов химии, физике, натуральной и минеральной «гистории», физической географии, писал учебники, учебные пособия на русском язы­ке. В 1742 г. М.В. Ломоносов подготовил учебное руководство - «Первые основания горной науки, или Горная книжица», в 1743 г. «Краткое руково­дство к риторике на пользу любителей сладкоречия сочиненное», в 1745 -перевел для студентов с латинского языка учебник по физике. М.В. Ломоносов возглавлял Географический департамент Академии наук (1758 г.), руководил Академическим университетом (1760 г.), разработал документы по регламентации их деятельности. М.В. Ломоносов - автор идеи и инициатор (вместе с И.И. Шуваловым) открытия университета в Москве (1755 г.). В истории отечественной и мировой науки М.В. Ломоносов занял особое место, как энциклопедист. Его научные ин­тересы чрезвычайно широки и многогранны. В «Обзоре важнейших от­крытий, которыми постарался обогатить естественные науки М.В.Ломоносов» (1764г.), ученый написал о своих основных девяти от­крытиях:

«1) объяснение причин теплоты и холода, которыми «устраняются смутные деятели о некоторой бродячей, беззаконно скитающейся тепловой материи»;

2) механическое объяснение причин упругости воздуха;

3) создание физико-химических начал теории растворов;

4) создание предпосылок к объяснению явлений, происходящих в не­драх Земли;

5) объяснение наступления внезапных холодов и происхождения се­верного сияния вертикальными перемещениями масс атмосферного возду­ха;

6) открытие явления «совмещения частиц» как причины многих явле­ний в природе;

7) экспериментальное доказательство изменения положения центра тяжести Земли;

8) указание на то, что наблюдения над явлениями в запаянном ртут­ном барометре или «Амонтовом воздушном термометре имеют громадное значение в метеорологических вопросах»;

9) изобретена очень чувствительная «машина», которая сможет экспе­риментально подтвердить теорию М.В. Ломоносова о непостоянстве на Земле силы тяжести» (ПСС, т. 10, с. 404-411, 792).

М.В. Ломоносов заложил основы физической химии, которая была официально признана лишь через 150 лет. Выдвинул учение о цвете. От­крыл атмосферу на планете Венера. Описал строение Земли, объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов. Создал ряд оп­тических приборов. Активный сторонник исследования Северного морско­го пути, освоения Сибири. Критик нормандской теории. Основоположник силлабо-тонического стихосложения, крупнейший русский поэт XVIII в., создатель русской оды и высокого гражданского звучания поэм, поэтиче­ских посланий, трагедий, сатир, фундаментальных филологических тру­дов, научной грамматики русского языка. Возродил искусство мозаики, производство смальты, автор выдающихся мозаичных картин. Член-академик Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств, по­четный член Королевской Шведской и Болонской Академий наук. М.В. Ломоносов оставил после себя богатейшее научное наследие, многие его открытия опережали свое время. Он владел 31 языком. У М.В. Ломоносова и Елизаветы Цильх родилось несколько детей, которые умирали в младенчестве, в т.ч. Екатерина-Елизавета (8.11.1739, Марбург -дата и место смерти неизвестны); сын Иоганн (Иван) (22.12.1741, Марбург - 28.01.1742, там же) и т.д. Продолжательницей рода ученого явилась дочь, названная в честь матери М.В.Ломоносова Еленой (21.02.1749, С.­Петербург - 21.05.1772). М.В. Ломоносов скончался после тяжелой болезни 4(15).O4.1765, похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге «при большом стечении народа».
Литература

1. Буторина Т. С. Ломоносовский период в истории русской педагогиче­ской мысли XVIII века. - Архангельск-Москва, 2005.

2. Пекарский П.П. Дополнительные известия для биографии Ломоносова академика П. Пекарского. СПб., 1865.

3. Меншуткин Б.Н. Жизнеописание М.В. Ломоносова. 3-е изд. М.; Л.; 1947.

4. Морозов А.А. Ломоносов. 5-е. изд. М., 1965.

5. Павлова Г.Е., Федоров А.С. М.В. Ломоносов: Жизнь и творчество. М.; Л., 1980.

6. Ломоносов и Север: Библиогр. указ. лит. /Сост. Г.М. Кошелева. Архан­гельск, 1983.

7. Ломоносов М.В. Краткий энциклопедический словарь / Редактор-составитель Э.П. Карпеев. СПб, 1999.

Приложение 2

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ ИЗ ЖИЗНИ И НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ М.В. ЛОМОНОСОВА

1711, 8 ноября1. У крестьянина из деревни близ Холмогор Василия Доро-феевича Ломоносова и его жены Елены Ивановны (в девичестве Сивковой) родился сын Михайло; приблизительно через 8-9 лет Елена Ивановна уми­рает.

1722-1723. Михайло Ломоносов начинает учиться грамоте.

1730, декабрь. Ломоносов уходит с обозом в Москву продолжать учение.

1731,15 января. Зачислен учеником в Славяно-греко-латинскую академию в Москве.

1734. Некоторое время обучается в Киево-Могилянской академии, возвра­щается в Москву.

1735, 23 декабря. Ломоносов в числе двенадцати лучших учеников на­правлен в Петербургскую Академию наук для дальнейшего обучения. 1736,1 января. Прибывает в Петербург, зачислен студентом «на академи­ческом коште».

1736, 5 марта. Внесен в список отъезжающих за границу вместе с Д.И. Виноградовым и Г.У. Райзером.

1736, 23 сентября. Отплывает из Кронштадта с Д.И. Виноградовым и Г.У .Райзером для изучения химии и горного дела. 1736, ноябрь-1741, май. Обучение в Германии.

1739, осень. Ломоносов пишет «Оду на взятие Хотина» и «Письмо о пра­вилах российского стихотворства».

1741, 8 июня. Возвращается в Петербург, где вскоре узнает о смерти отца, последовавшей весной того же года.

1742, 8 января. Ломоносова зачисляют в штат Петербургской Академии наук адъюнктом.

1743-1744, январь. Ломоносов заканчивает работу над первым вариантом книги по ораторскому искусству «Краткое руководство к Риторике».

1745, 25 января. Заканчивает диссертацию «О причине теплоты и холо­да», в которой формулирует молекулярно-кинетическую теорию теплоты. 25 июля. Утвержден профессором химии Петербургской Академии наук.

1747, январь. Заканчивает работу над расширенным вариантом книги по ораторскому искусству (напечатана в 1748 году под названием «Краткое руководство к красноречию»).

1748, 5 июля. Ломоносов формулирует «всеобщий закон природы» - закон сохранения материи и движения. Октябрь. После длительных хлопот Ло­моносовым создана первая в России Химическая лаборатория.

1750, Написана трагедия «Тамира и Селим» (1 декабря представлена при дворе).

1751. Выходит в свет первое «Собрание разных сочинений в стихах и в прозе Михаила Ломоносова».

1752, 4 сентября. Закончена первая мозаичная картина Ломоносова. Сен­тябрь. Написана трагедия «Демофонт». Декабрь. Сочинено «Письмо о пользе Стекла».

1753, 26 июля. Убит молнией профессор Рихман, вместе с Ломоносовым проводивший опыты по изучению атмосферного электричества.

26 ноября. Ломоносов произносит в Академическом собрании «Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих».

1754, июнь-июль. Ломоносов составляет проект создания Московского университета.

1755, 26 июля. В Москве торжественно открывается университет; в тот же день в Петербурге Ломоносов произносит «Слово похвальное Петру Вели­кому». Сентябрь. Завершает работу над «Российской грамматикой».

1756, Ломоносов строит собственную мозаичную мастерскую, организует домашнюю химическую лабораторию и мастерскую оптических приборов, работает над созданием «ночезрительной трубы». 1 июля - произносит «Слово о происхождении света».

1757, 1 марта. Ломоносов утвержден членом Академической канцелярии высшего административного органа Академии. 6 сентября - произнесено «Слово о рождении металлов от трясения земли». Написано стихотворение «Гимн бороде».

1757 - начало 1758. Ломоносов работает над «Предисловием о пользе книг церковных в российском языке», где излагает теорию «трех штилей».

1758, 8 марта. Ломоносов назначен директором Географического депар­тамента Петербургской Академии наук.

1759. Ломоносов создает ряд навигационных приборов, сочиняет «Рассуж­дение о большей точности морского пути».

1760. Закончена историческая работа «Краткий российский летописец с родословием». 19 января. Ломоносов становится во главе Академической гимназии и Академического университета. Апрель. Ломоносова избирают почетным членом Королевской Шведской Академии наук.

1760, декабрь - 1761, июль. Вышли в свет первые две части поэмы «Петр Великий» (осталась незавершенной).

1761, 26 мая. Открывает атмосферу на Венере. Июнь. Посылает в Швед­скую Академию свою работу «Мысли о происхождении ледяных гор в Се­верных морях». 1 ноября. Направляет И.И. Шувалову записку «О сохра­нении и размножении российского народа».

1763, 10 октября. Ломоносова избирают почетным членом Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств. Выходит в свет кни­га «Первые основания металлургии или рудных дел», сочинено «Краткое

описание разных путешествий по Северным морям и показание возможно­го проходу Сибирским океаном в Восточную Индию».

1764, 24 января. Ломоносов направляет в Академию художеств «Идеи живописных картин из российской истории». 17 марта. Избирается чле­ном Болонской Академии наук. Закончена мозаичная картина «Полтавская баталия».

1765, 28 января. Ломоносов в последний раз присутствует на заседании Академической канцелярии. 4 апреля. Смерть Ломоносова, через три дня погребение на кладбище Александро-Невской лавры «при огромном сте­чении народа».

1 Даты даны по старому стилю.
Приложение 3

СЛОВО О ЛОМОНОСОВЕ

1. Любой век, любая эпоха нашей народной жизни всегда приукра­шена чьей-либо особо яркой и могучей жизнью, деяниями особо славны­ми. Многие звезды украшали русское небо восемнадцатого столетия. Звез­дою первой величины явилась слава Михаила Ломоносова (Б. Шергин).

2. Он создал первый университет, он, лучше сказать, сам был нашим первым университетом (А. С. Пушкин).

3. Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов объял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник: первый углубляется в историю Отечества, утверждает правила общественного языка его, дает законы и образцы классического красноре­чия, с несчастным Рихманом предугадывает открытия Франклина, учреж­дает фабрику, сам сооружает махины, дарит художества мозаическими произведениями и, наконец, открывает нам истинные истоки нашего по­этического языка (А. С. Пушкин).

4. Догадки Ломоносова тем большую имеют цену, что они удачно задуманы и вероподобны (Л. Эйлер).

5. На берегах Ледовитого моря, подобно северному сиянию, блеснул Ломоносов. Ослепительно и прекрасно было это явление. Оно доказало собой, что человек есть человек во всяком состоянии и во всяком климате, что гений умеет торжествовать над всеми препятствиями, какие не проти­вопоставляет ему враждебная судьба, что, наконец, русский способен ко всему великому и прекрасному (ВТ. Белинский).

6. С Ломоносова начинается наша литература; он был ее отцом и пестуном (ВТ. Белинский).

7. Ломоносов страстно любил науку, но думал и заботился исключи­тельно о том, что нужно было для блага его Родины (Н.Г. Чернышевский).

8. Как по своему энциклопедизму, да и по своей легкости восприятия этот знаменитый ученый был типом русского человека... Он был горня­ком, химиком, поэтом, филологом, физиком, астрономом и историком... Его ясный ум, полный беспокойного желания понять, оставляя один пред­мет, чтобы овладеть другим, с удивительной легкостью постигая его (А.И. Герцен).

9. Славься, славься, великий муж!

Ты насадитель наук на Руси!

Доброе семя посеял ты в ней!

Жатва все зреет - что год, то пышней!

Мы уж дети его -

Пожинаем плоды;

Лет немного пройдет,

И вся Русь их пожнет; Весь народ возгласит:

Память вовек Ломоносову!

(Кантата в честь Ломоносова, музыка М.И. Глинки)

10. Деятельность Ломоносова всегда целеустремленно связана с наи­более важными потребностями страны, с ее промышленным, культурным развитием... Историческое значение Ломоносова состоит также и в том, что он настойчиво добивался широкого развития образования в России, привлечения в науку способных людей из народа, показав на личном при­мере, на какие подвиги способны люди для своей Родины. Ломоносов при­надлежит не только истории. (М.В. Келдыш).

11. Только теперь, спустя два века, можно с достаточной полнотой охватить и должным образом оценить все сделанное этим удивительным богатырем науки. Достигнутое им в области физики, химии, астрономии, приборостроения, геологии, географии, языкознания, истории достойно было бы деятельности целой Академии. (СИ. Вавилов).

12. Не камень со иссечением имени твоего принесет славу твою в будущие столетия. Слово твое, живущее присно и во веки в творениях твоих, слово российского племени, тобою в языке нашем обновленное, прилетит в устах народных за необозримый горизонт столетий. (А.Н. Радищев).

13. Все должен был сделать сам, всему положить начало. (ВТ. Белинский).

Приложение 4
M.B. ЛОМОНОСОВ О НАУКЕ И ЯЗЫКЕ
1. Не для того мы живем на свете, чтобы насыщаться, но для того на­сыщаемся, чтобы жить.

2. Наука есть вождь к познанию правды, просвещение разума, успо­коение народов.

3. Легко быть философом, выучась произносить три слова: «Бог так сотворил», и сие дав в ответ вместо всех причин.

4. Ни единому человеку не запрещено в университетах учиться, кто бы он ни был, и в университете студент тот почтеннее, кто больше научил­ся, а чей он сын в том нет нужды.

5. Природа крепко держится своих законов и всюду одинакова.

6. Химик без знания физики подобен человеку, который всего дол­жен искать ощупом. И сии две науки так соединены между собой, что одна без другой в совершенстве быть не могут.

7. Я бы охотно молчал и жил в покое, да боюсь наказания от право­судия и всемогущего промысла, который не лишил меня дарования и при­лежания в учении и ныне дозволил случай, дал терпение и благородную упрямку и смелость к преодолению всех препятствий к распространению наук в отечестве, что всего в жизни моей дороже.

8. Честь российского народа требует, чтоб показать способность и остроту его в науках.

9. Выспрашивать у осторожной и догадливой геометрии, советовать­ся с точною и замысловатою механикою, выведывать через проницатель­ную оптику.

10. Велико есть дело, смертными и преходящими трудами дать бес­смертие множеству народа, соблюсти похвальных дел добрую славу и, пе­ренося минувшие деяния в потомство и в глубокую вечность, соединить тех, которых натура долготою времени разделила. Мрамор и металл, кои­ми вид и дела великих людей, изображенные всенародно возвышаются, стоят на одном месте неподвижно и ветхостью разрушаются. История, по­всюду распростираясь и обращаясь в руках человеческого рода, стихии строгость и грызение древности презирает.

11. Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных толь­ко воображением.

12. Науки сами все дела человеческие приводят наверх совершенст­ва, что их благороднее, что полезнее, что увеселительнее и что бесспорнее в делах человеческих быть может.

13. Все, что находится в природе, математически точно и определен­но; и если иногда мы сомневаемся в этой точности, то наше невежество ничего не отнимает от этой достоверности; если бы весь мир сомневался в том, что дважды два - четыре, то все-таки у всех сомневающихся дважды два дадут четыре.

14. Так химия сильнейшим оружием умалила человеческую пагубу и грозою смерти многих от смерти избавила! Веселитесь, места ненаселен­ные, красуйтесь, пустыни непроходимые: приближается благополучие ва­ше. Умножаются, очевидно, племена и народы и поспешнее прежнего рас­пространяются; скоро украсят вас великие города и обильные села; вместо вояния зверей диких наполнится пространство ваше глазом веселящегося человека и вместо терния пшеницею покроется. Но тогда великой участ­нице в населении вашем, химии, возблагодарить не забудьте, которая ни­чего иного от вас не пожелает, как прилежного в ней упражнения, к вяще­му самих вас украшению и обогащению.

15. Велико есть дело достигнуть во глубину земную разумом, куда руками и оку досягнуть возбраняет натура; странствовать размышлением в преисподней, проникнуть рассуждением сквозь тесные расселины и веч­ной ночью, помраченные вещи и деяния выводить на солнечную ясность.

16. Украшение есть изобретенных идей пристойными и избранными речениями изображение. Состоит в чистоте штиля, в течение слова, в ве­ликолепии и силе оного.


Буторина Татьяна Сергеевна,

профессор, доктор педагогических наук,

зав. кафедрой педагогики, психологии и профессионального обучения Ар­хангельского государственного технического университета, вице-президент Ломоносовского фонда

Методические рекомендации Урок М.В. Ломоносова

Компьютерная верстка - А.В. Борчук

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Липецкой области государственное (областное) образовательное учреждение дополнительного iconРегламент конференции
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
Липецкой области государственное (областное) образовательное учреждение дополнительного iconДоклад о состоянии и результатах деятельности областного государственного...
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Липецкой области государственное (областное) образовательное учреждение дополнительного iconДоклад о состоянии и результатах деятельности областного государственного...
Областное государственное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Липецкой области государственное (областное) образовательное учреждение дополнительного iconДоклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Липецкой...
Закона Липецкой области от 27августа 2001 г. №155 «Об Уполномоченном по правам человека в Липецкой области» Уполномоченный по правам...
Липецкой области государственное (областное) образовательное учреждение дополнительного iconОбластное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного...
Лермонтова, д. 60, г. Томск, 634050,, тел/факс (3822) 52-90-50, 53-54-13, 52-93-26, e-mail
Липецкой области государственное (областное) образовательное учреждение дополнительного iconОбластное государственное бюджетное профессиональное образовательное...
Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «волгореченский промышленный техникум костромской...
Липецкой области государственное (областное) образовательное учреждение дополнительного iconМетодические рекомендации по реализации модуля 10 Рекомендуемая литература 11
Тамбовское областное государственное образовательное автономное учреждение дополнительного профессионального образования
Липецкой области государственное (областное) образовательное учреждение дополнительного iconО проведении I научно-практической областной конференции школьников естественников
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Липецкой области государственное (областное) образовательное учреждение дополнительного iconАвторская программа «Юный исследователь природы» направленность: эколого-биологическая
Областное государственное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Липецкой области государственное (областное) образовательное учреждение дополнительного iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Областное государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Липецкой области государственное (областное) образовательное учреждение дополнительного iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Липецкой области государственное (областное) образовательное учреждение дополнительного iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тамбовское областное государственное образовательное автономное учреждение дополнительного профессионального образования
Липецкой области государственное (областное) образовательное учреждение дополнительного iconОбластное государственное образовательное учреждение Дополнительного...
Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 21. 10. 2011 n 856 "о программе государственных гарантий...
Липецкой области государственное (областное) образовательное учреждение дополнительного iconОбластное государственное автономное образовательное учреждение среднего...
Областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Липецкой области государственное (областное) образовательное учреждение дополнительного iconОбластное государственное автономное образовательное учреждение среднего...
Областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Липецкой области государственное (областное) образовательное учреждение дополнительного iconОтчет о результатах самообследования 2013 Департамент внутренней...
Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области областное государственное автономное образовательное учреждение среднего...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск