Скачать 346.09 Kb.
|
Зарегистрирована в составе учебного плана __13\2872\1 «__22___» _____04_____ 2015 Зам начальника УОП (ГригорьеваИ.В.) Санкт-Петербургский государственный университет РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «КРИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС-АНАЛИЗ В СФЕРЕ ПОЛИТИКИ» Critical Discourse Analysis in the Area of Policy форма обучения очная язык обучения русский Трудоемкость учебной дисциплины _7_ зачетные единицы регистрационный номер рабочей программы учебной дисциплины
Санкт-Петербург – 2013 Раздел 1. Характеристики, структура и содержание учебных занятий 1.1. Цели и результаты учебных занятий. Основными целями курса являются: представление дискурсологии как новой дисциплины гуманитарного знания, показ методов изучения политического дискурса, классификация современных теорий дискурса, анализ природы российского официального политического дискурса, сравнительный анализ западноевропейского и российского пути развития политического дискурса, расширение границ гуманитарного знания аспирантов. Поставленные цели достигаются путем решения следующих задач курса:
1.2. Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебных занятий (пререквизиты) Специальная дисциплина «Критический дискурс-анализ в сфере политики» конкретизирует знания и навыки, приобретенные при изучении дисциплин «Политический анализ и прогнозирование» и «Политическая культура». Данная дисциплина является специальным курсом и должна читаться во 2 семестре 2 года обучения по аспирантским программам. 1.3. Перечень формируемых компетенций (результаты обучения) Формируемые компетенции: ОКА-1 — готовность применять научный подход в своей профессиональной деятельности, разделять ценности научно-педагогического сообщества; ОКА-2 — готовность работать с текстами профессиональной направленности и сообщать о результатах своей учебной и научной работы на английском/иностранном и русском языках; ОКА-3 — готовность исполнять обязанности исследователя в соответствии с научной специальностью, в том числе обеспечение руководства обучением в индивидуальном порядке и в форме семинаров, проведение исследований по специальности, разработка и подготовка к изданию научных трудов и статей. Учебный материал данной дисциплины способствует (совместно с другими дисциплинами) формированию следующих компетенций: Знание основного понятийного аппарата и базовых концепций теории мировой политики и международных отношений; владение навыками использования теоретических моделей в объяснении тенденции развития международных отношений; Знание природы и назначения политико-административного управления, современного состояния науки, уровней и технологии государственной политики и управления; Знание основных этапов и характеристик развития политических идей в России и зарубежных странах, особенностей исторических традиций в политическом развитии; владение навыками политического анализа исторического прошлого; 1.4. Знания, умения, навыки, осваиваемые обучающимися В результате освоения дисциплины аспирант должен:
1.5. Перечень и объём активных и интерактивных форм учебных занятий. Преподавание курса осуществляется с применением активных методов обучения. Все лекции и семинары носят проблемный характер. На семинарах каждый аспирант обязан в рамках проработки теоретического материала представить аудитории для последующего обсуждения пример (case-study) из реальной политической или международной жизни. По каждому занятию предусмотрено выполнение заданий (домашних работ). Предусматривается выполнение самостоятельных и контрольных работ студентами. Контрольные работы проводятся по темам, входящим в определенный модуль. В качестве самостоятельных работ (по согласованию с преподавателем) могут быть засчитаны: рефераты, эссе, аннотированный список литературы по теме/темам, аннотированный список Internet-ресурсов по теме/темам, анализ события. 1.6. Организация учебных занятий. 1.6.1. Трудоёмкость, объёмы учебной работы и наполняемость групп обучающихся.
1.6.2. Виды, формы и сроки текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.
1.7. Структура и содержание учебных занятий. 1.7.1. Распределение часов по темам и разделам дисциплины.
1.7.2. Содержание учебных занятий. 1.8. Структура и содержание учебной дисциплины:
Лекция: Отечественные модели коммуникации (Р. Якобсон, В. Шкловский, Г. Шпет, В. Пропп, Ю. Лотман, М. Бахтин). Зарубежные модели коммуникации (Информационно-кодовая модель Шеннона и Уивера, Инференционная модель коммуникации Г. П. Грайса, Интеракционная модель Э. Гоффмана, Информационно-коммуникационная модель Мокроса и Харриса). Семинар: обсуждение основных моделей коммуникации, выбор и синтезирование наиболее отвечающей задачам курса модели. Литература: Дейк Теун А. ван. Дискурс и власть: Репрезентация доминирования в языке и коммуникации. – М.: Книжный дом «Либроком», 2013. – 344 с.; Макаров М. Л. Основы теории дискурса. – М.: Гнозис, 2003. – 280 с.; Шейгал Е. И. Семиотика политического дискурса. – М.: Гнозис, 2004. – 326 с.
Лекция: Различие понятий политического дискурса, политического языка, политического текста, политической речи, политической коммуникации. Интердисциплинарность понятия дискурса. 3 поколения теорий дискурса Я. Торфинга. Отличительные признаки официального политического дискурса. Семинар: классификация основных направлений дискурс-анализа по «таблице поколений» Торфинга. Разбор сложных случаев на примере современных политических текстов. Литература: Алтунян А. Г. Анализ политических текстов: Учебное пособие. – М.: Университетская книга; Логос, 2006. – 384 с.; Дейк Теун А. ван. Дискурс и власть: Репрезентация доминирования в языке и коммуникации. – М.: Книжный дом «Либроком», 2013. – 344 с.; Дискурс-анализ. Теория и метод: Коллективная монография / Йоргенсен В. Марианне, Филлипс Дж. Луиза / пер. с англ. (оригинал – дат.). – Харьков: Гуманитарный центр, 2008. – 352 с.; Макаров М. Л. Основы теории дискурса. – М.: Гнозис, 2003. – 280 с.; Шейгал Е. И. Семиотика политического дискурса. – М.: Гнозис, 2004. – 326 с.
Лекция: Признаки политического дискурса (смысловая неопределенность, фантомность, фидеистичность, эзотеричность, дистанцированность, авторитарность, театральность и динамичность). Содержание и границы политического дискурса. Специфика институциональности и информативности политического дискурса. Роль фактора масс-медиа. Базовые концепты политического дискурса (культурно-языковые концепты «власть» и «политик»). Семинар: изучение фактора масс-медиа в организации и структурации политического дискурса. Работа с источниками. Литература: Дискурс-анализ. Теория и метод: Коллективная монография / Йоргенсен В. Марианне, Филлипс Дж. Луиза / пер. с англ. (оригинал – дат.). – Харьков: Гуманитарный центр, 2008. – 352 с.; Каменская О. Л. Текст и коммуникация: Учебное пособие для институтов и факультетов иностранных языков. – М.: Высшая школа, 1990. – 152 с.; Макаров М. Л. Основы теории дискурса. – М.: Гнозис, 2003. – 280 с.; Михалева О. Л. Политический дискурс: Специфика манипулятивного воздействия. – М.: Либроком, 2009. – 256 с.
Лекция: Филологическое направление (лингвостилистика, понятийное направление, семантика, исследование метафорического аппарата, логико-лингвистика, аргументация), критический дискурс анализ (КДА), теория речевого воздействия. Междисциплинарные направления исследования политического дискурса: метод моделирования политического и переговорного процессов, дискурсивная психология, мотивационный анализ, когнитивное картирование, операционный код, ролевой анализ, нарративный анализ, контент-анализ, интент-анализ, ивент-анализ. Семинар: анализ одних и тех же текстов различными методами дискурс-анализа. Литература: Матисон Д. Медиа-дискурс. Анализ медиа-текстов. – Харьков: Гуманитарный центр, 2013. – 264 с.; Методология науки и дискурс-анализ / отв. ред. А. П. Огурцов. – М.: Ин-т философии РАН, 2014. – 283 с.; Шейгал Е. И. Семиотика политического дискурса. – М.: Гнозис, 2004. – 326 с.; Graesser A. C., Gernsbacher M. A., Goldman S. R. Handbook of Discourse Processes. – NJ.: Lawrence Erlbaum, 2003; Young L. The Power of Language: How Discourse Influences Society. – London: Oakville, Equinox, 2006.
Лекция: Дискурс и власть. КДА и роль дискурса в поддержании стабильности, удержании или захвате власти, в воспроизводстве неравенства (гендерного, этнического, группового). Особенности критических исследований в различных странах мира (Австрия, Великобритания, Латинская Америка, США, Франция). Идеология как основа социальных представлений и практик членов группы. Структуры идеологий. Социально-политический контекст. Язык как инструмент социальной власти (функции языка, номинация как политическое явление, политическая корректность). Пропаганда. Семинар: создание собственных примеров, поиск для вторичного анализа. Литература: Макаров М. Л. Основы теории дискурса. – М.: Гнозис, 2003. – 280 с.; Шейгал Е. И. Семиотика политического дискурса. – М.: Гнозис, 2004. – 326 с.; Fairclough N. L. Discourse and Social Change. – Cambridge, 1992.; Young L. The Power of Language: How Discourse Influences Society. – London: Oakville, Equinox, 2006.
Лекция: Зарубежные школы (Французская, Бирмингемская, Австрийская, Американская, Голландская, Скандинавская и т. д.) дискурс анализа. Отечественные исследования и школы (Московская, Уральская, Петербургская). Результаты исследований, их возможности для анализа текущего политического процесса. Семинар: изучение практического аспекта функционирования различных школ дискурс-анализа (Бирбингемская школа, Евробарометр, Чикагская школа). Литература: Водак Р. Язык. Дискурс. Политика. – Волгоград, 1998.; Гаврилова М. В. Когнитивные и риторические основы президентской речи (на материале выступлений В. В. Путина и Б. Н. Ельцина). – СПб., 2004.; Дискурс-анализ. Теория и метод: Коллективная монография / Йоргенсен В. Марианне, Филлипс Дж. Луиза / пер. с англ. (оригинал – дат.). – Харьков: Гуманитарный центр, 2008. – 352 с.; Луман Никлас. Реальность массмедиа / пер. с нем. – М.: Праксис, 2005. – 256 с.; Маклюэн Герберт Маршалл. Понимание Медиа: Внешние расширения человека / пер. с англ. – М.: Гиперборея; Кучково поле, 2007. – 464 с.
Лекция: Исторический аспект развития особенностей политического дискурса в европейских странах и России. Факторы, влияющие на его развитие. Средства трансляции дискурса. Соотношение адресантов и адресатов, целей и задач организации властного дискурса. Семинар: классификация основных жанров политического дискурса (официальный, оппозиционный, лоялистский, маргинальный и т. д.) Литература: Алтунян А. Г. Анализ политических текстов: Учебное пособие. – М.: Университетская книга; Логос, 2006. – 384 с.; Власть и элиты в российской трансформации: Сборник научных статей / под ред. А. В. Дуки. – СПб.: Интерсоцис, 2005. – 296 с.; «Государство» в русской политической мысли: Проблемно-тематический сборник / гл. ред. Ю. С. Пивоваров [Политическая наука, 2000. № 2]. – М.: ИНИОН РАН, 2000. – 192 с.; Дейк Теун А. ван. Дискурс и власть: Репрезентация доминирования в языке и коммуникации. – М.: Книжный дом «Либроком», 2013. – 344 с.
Лекция: Причины и последствия трансформации политического дискурса в США и Западной Европе. Процессы плюрализации и деплюрализации публичного политического дискурса, маргинальные политические дискурсы. Изменение языка и роль масс-медиа (телевидения, прессы, СМК Интернет) в формировании официального дискурса. Состояние политического дискурса в ведущих странах (Япония, Китай, Индия, Бразилия). Семинар: изучение основных примеров политических текстов ведущих стран Запада и Востока. Литература: Дейк Теун А. ван. Дискурс и власть: Репрезентация доминирования в языке и коммуникации. – М.: Книжный дом «Либроком», 2013. – 344 с.; Дискурс-анализ. Теория и метод: Коллективная монография / Йоргенсен В. Марианне, Филлипс Дж. Луиза / пер. с англ. (оригинал – дат.). – Харьков: Гуманитарный центр, 2008. – 352 с.; Добросклонская Т. Г. Вопросы изучения медиатекстов (опыт исследования современной английской медиаречи). – М.: Едиториал УРСС, 2005. – 288 с.; История в дискурсе политики: лингвистический образ «своих» и «чужих» // Е. Н. Молодыченко, В. Е.Чернявская. – М.: Ленанд, 2014. – 200 с.; Маклюэн Герберт Маршалл. Понимание Медиа: Внешние расширения человека / пер. с англ. – М.: Гиперборея; Кучково поле, 2007. – 464 с.; Матисон Д. Медиа-дискурс. Анализ медиа-текстов. – Харьков: Гуманитарный центр, 2013. – 264 с.; Chouliaraki L. The Soft Power of War: Legitimacy and Community in Iraq War Discourses // Journal of Language and Politics, 4(1), 2005.; Steiner J. Deliberative Politics in Action. Analysing Parliamentary Discourse. – New York: Cambridge University Press, 2004.
Лекция: Состояние российского политического дискурса, его континуальное развитие. Периодизация политического дискурса в политической истории России. Советский политический дискурс. Активизация общественно-политической дискуссии, основные политические дискурсы современной России. Семинар: изучение и дискурс-анализ российских политических текстов разных эпох. Литература: Алтунян А. Г. Анализ политических текстов: Учебное пособие. – М.: Университетская книга; Логос, 2006. – 384 с.; Антропология власти, том I. Власть в антропологическом дискурсе: Хрестоматия по политической антропологии в 2 томах / сост. и отв. ред. В. В. Бочаров. – СПб.: СПбГУ, 2006. – 491 с.; Антропология власти, том II. Политическая культура и политические процессы: Хрестоматия по политической антропологии в 2 томах / сост. и отв. ред. В. В. Бочаров. – СПб.: СПбГУ, 2007. – 518 с.; Власть и элиты в российской трансформации: Сборник научных статей / под ред. А. В. Дуки. – СПб.: Интерсоцис, 2005. – 296 с.; Ильин М. В. Слова и смыслы. Опыт описания ключевых политических понятий. М., 1997.; Морозов В. Е. Россия и Другие: идентичность и границы политического сообщества. – М.: Новое литературное обозрение, 2009. – 656 с.; Образы России в научном, художественном и политическом дискурсах (история, теория, педагогическая практика): Материалы научной конференции. Петрозаводск, 04–07 сентября 2000 года / отв. ред. И. О. Ермаченко. – Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2001. – 336 с. |
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального... Одобренной фгу «Федеральный институт развития образования» 10. 04. 2008 г., утвержденной Департаментом государственной политики и... | Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального... Одобренной фгу «Федеральный институт развития образования» 10. 04. 2008 г., утвержденной Департаментом государственной политики и... | ||
Рабочая программа дисциплины иностранный язык в сфере юриспруденции... Рабочая программа учебной дисциплины «Иностранный язык в сфере юриспруденции» подготовлена Пастушковой М. А., к п н., доцентом, доцентом... | Рабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа... Рабочая программа учебной дисциплины «Основы кадровой политики и кадрового планирования» составлена в соответствии с требованиями... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «литература» Фгу «Федеральный институт развития образования» от 10. 04. 2008 г., и Департаментом государственной политики нормативно правового... | Рабочая программа учебной дисциплины история Российской Федерации, реализующих программы общего образования (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины литература черемхово Российской Федерации, реализующих программы общего образования (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового... | Рабочая программа учебной дисциплины литература тамбов Российской Федерации, реализующих программы общего образования (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «обществознание» Фгу «Федеральный институт развития образования» от 10. 04. 2008г и Департаментом государственной политики нормативно правового регулирования... | Рабочая программа учебной дисциплины «физика» Фгу «Федеральный институт развития образования» от 10. 04. 2008г., и Департаментом государственной политики нормативно правового... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины английский язык в сфере профессиональной... Рабочая программа учебной дисциплины «Английский язык в сфере профессиональной коммуникации» разработана на основе Федерального государственного... | Рабочая программа учебной дисциплины русский язык тамбов Российской Федерации, реализующих программы общего образования (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «Информатика и икт» Фгу «Федеральный институт развития образования»10. 04. 2008 г и утвержденной Департаментом государственной политики и нормативно-правового... | Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» Химия для специальностей среднего профессионального образования, одобренной и утвержденной Департаментом государственной политики... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» Химия для специальностей среднего профессионального образования, одобренной и утвержденной Департаментом государственной политики... | Рабочая программа учебной дисциплины Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16. 04. 2008г... |