Муниципальное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа с.Кировское
Марксовского района Саратовской области
«Рассмотрено»
Руководитель ШМО
__________
Протокол №______ от «___»____________2013г
| «Согласовано»
Заместитель директора
по ВР ______________
Кондрашова Г.В. «___»______________2013г.
| «Утверждаю»
Директор МОУ-СОШ с.Кировское
_____________________
Н.В.Гельм
«___»_____________2013г.
|
Программа
дополнительного образования
Текст как единица языка
по русскому языку
7 класс возраст уч-ся
Составитель Бычкова Надежда Валерьевна
2013 – 2014 учебный год Пояснительная записка.
Данная программа направлена на обучение детей владеть устным и письменным словом в процессе создания текстов разных стилей и жанров, ему присуща развивающая функция, поэтому в основе работы лежит осознанность учащимися своих речевых действий.
Основное направление программы– организация работы с учащимися, в ходе которой формируется коммуникативная компетенция, т.е. умение создавать речевые произведения, ориентируясь в потоке различных сведений; отбирая материал на заданную тему, связно и грамотно формировать мысли.
Важнейшим направлением данной программы является: научить школьников видеть, слышать и чувствовать текст; формировать умение совершенствовать написанное, развивать такой вид контроля учебной деятельности как самоконтроль и взаимоконтроль, развивая тем самым чувство языка, языковое чутье школьников, их логическое и образное мышление.
Важнейшим условием работы является создание развивающей речевой среды – «пространства культуры», способного вызвать у учащихся состояние «творческой активности», при котором каждый ребенок, начиная с замысла и включая весь процесс его воплощения в работе, максимально полно реализует свои потенциальные способности, дать импульс к творчеству, помочь рождению замысла, желанию писать – создавать собственные произведения.
Цель
Основная цель программы состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью на родном языке, сформировать у них умения и навыки грамотного письма, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в различных коммуникативных ситуациях, выработать потребность самостоятельно учиться всю жизнь и быть успешным в жизни.
Сопутствующие цели программы:
- формирование у школьников интереса к работе над текстом;
- развитие навыков анализа текста;
- развитие навыков построения самостоятельного коммуникативно-мотивированного высказывания;
- развитие умений и навыков оперирования информативным содержанием прочитанных текстов;
- побуждение самих учащихся к оценке того, что они узнали, чему научились, о чём хотели бы узнать, чему хотели бы научиться;
- формирование опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся;
- помощь самоопределению учащихся относительно профиля обучения в старшей школе.
Задачи.
Главная задача программы - формирование у школьников умения создавать тексты, адекватные конкретным ситуациям общения, посредством восприятия и интерпретации текстов разных стилей и жанров и, как следствие, развитие у них потребности постоянного совершенствования своей речи. Помочь учащимся овладеть элементами комплексного анализа текста.
выработка умений:
конструктивно воспринимать чужие мнения и идеи;
определять свою позицию по отношению к проблеме или героям анализируемого текста;
правильно её формулировать и высказывать;
адекватно оценивать свою жизненную позицию и отстаивать свою точку зрения в полемике.
Принципы.
1. Принцип единства развития речи и мышления позволяет решать образовательные и воспитательные задачи.
Развивать речь отдельно от мышления невозможно.
2. Принцип взаимосвязи устной и письменной речи.
Овладение письмом происходит на базе и через посредство устной речи. Достижения на письме отражаются на качестве устной речи, повышая его. В едином развитии устной и письменной речи формируется коммуникативная и логическая функции речи и тем самым стиль общения и стиль мышления.
3. Принцип стилистической направленности в работе.
Практическое знакомство со стилистическими средствами языка способствует обучению детей умению осознанно применять полученные знания в ходе выполнения конкретного речевого задания.
4. Целенаправленное совмещение вышеуказанных принципов позволяет осознать, как человек организует свое речемыслительное пространство, каковы критерии качества порождаемых текстов и, следовательно, нацелено на помощь учащимся в осознанном подходе к речетворчеству.
Данный курс рассчитан на 35 часов. Каждое занятие содержит лекционную и практическую части.
Образовательным продуктом является творческая работа. Практический материал, разрабатываемый на занятии, может служить тренингом при подготовке к итоговой аттестации по предмету.
Итоговый контроль проводится на последнем занятии в форме защиты творческой работы.
Основные виды деятельности:
работа над текстом – создание собственного «банка» данных с выстраиванием логики и закономерности построения текста;
изучение лексики;
работа со словарями;
изучение справочной литературы;
прослушивание лекции с последующим участием в дискуссии.
Литература для учащихся.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.-М., 2000.
Дидактический материал кабинета русского языка.
Дускаева Л.Р., Протопопова О.В. На пути к речевому мастерству. Пермь, 2006.
Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. - М. 1993.
Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. - М. 1979.
Скворцов Л.И. Экология слова. - М. 1996.
Литература для учителя
Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. -М, 1995.
Божко. Беседы о русской стилистике и культуре речи. -Волгоград.,2006.
Дускаева Л.Р., Протопопова О.В. На пути к речевому мастерству. Пермь,2006.
Дускаева Л.Р., Русинова И.И. Работа над текстом: секреты успеха. -Пермь., 2005.
Кривоплясова Г.В.Средстваи приемы выразительной речи. - Волгоград., 2006.
Львова СИ. Уроки словесности. -М., 2001.
Тимофеева Г.В. Организация работы над речевыми нормами. -Пермь., 2004.
Календарно -тематический план.
№
п/п
| Тема
| Кол-во
часов
| Виды деятельности
| Дата
| Примечание
| 1.
| Введение.
Текст.
| 1
| Проблемная беседа. Мини-лекция. Исследовательская работа. Работа над текстом.
| 5.09
|
| 2
| Признаки теста
| 1
| 12.09
|
| 3
| Тема текста.
| 1
| Работа над текстом.
| 19.09
|
| 4
| Проблема текста.
| 1
| Работа над текстом.
| 26.09
|
| 5
| Основная идея текста.
| 1
| Практическая работа
| 3.10
|
| 6
| Позиция автора в тексте.
| 1
| Практическая работа
| 17.10
|
| 7
| Стили речи.
| 1
| Мини-лекция. Исследовательская работа. Работа со словарем. Работа над текстом.
| 24.10
|
| 8
| Разговорный
| 1
| 31.10
|
| 9
| Научный
| 1
| 7.11
|
| 10
| Художественный
| 1
| 14.11
|
| 11
| Публицистический
| 1
| 28.11
|
| 12
| Официально-деловой
| 1
| 5.12
|
| 13
| Типы речи.
| 1
| Мини-лекция. Проблемная
беседа. Работа над текстом.
| 12.12
|
| 14
| Повествование
| 1
| 19.12
|
| 15
| Сочинение - повествование
| 1
| 26.12
|
| 16
| Анализ сочинения
| 1
| Работа над текстом.
| 9.01
|
| 17
| Описание
| 1
| Работа над текстом.
| 16.01
|
| 18
| Сочинение - описание
| 1
| Творческая работа
| 23.01
|
| 19
| Анализ сочинения
| 1
| Работа над текстом.
| 30.01
|
| 20
| Рассуждение
| 1
| Работа над текстом.
| 6.02
|
| 21
| Сочинение-рассуждение.
| 1
| Творческая работа
| 13.02
|
| 22
| Анализ сочинения
| 1
| Работа над текстом.
| 27.02
|
| 23
| Стилистический и типологический анализ текста.
| 1
| Проблемная беседа. Работа над текстом.
| 6.03
|
| 24
| Средства выразительности речи: троп, фигура речи.
| 1
| Мини-лекция. Проблемная
беседа. Работа над текстом.
| 13.03
|
| 25
| Композиция текста.
| 1
| Мини-лекция. Беседа. Исследовательская работа над текстом.
| 17.03
|
| 26
| Виды связи предложений в тексте.
| 1
| Мини-лекция. Исследовательская работа. Работа над текстом.
| 20.03
|
| 27
| Средства связи предложений в тексте.
| 1
| Исследовательская работа. Проблемная беседа.
Анализ текста.
| 27.03
|
| 28
| Анализ текста как основа подготовки к изложению и сочинению
| 1
| Мини-лекция. Анализ текста.
Творческая работа.
| 3.04
|
| 29
| Сочинение-рассуждение.
| 1
|
| 17.04
|
| 30
| Анализ сочинения
| 1
| Работа над текстом.
| 24.04
|
| 31
| Приемы сжатия текста.
| 1
| Работа над текстом.
| 8.05
|
| 32
| Написание сжатого изложения.
| 1
| Проблемная беседа. Мини-лекция. Анализ текста.
Творческая работа.
| 15.05
|
| 33
| Анализ сжатого изложения
| 1
|
| 22.05
|
| 34
| Итоговое занятие.
| 1
|
| 29.05
|
| 35
| Резерв
| 1
|
|
|
| Всего 12ч.
|
|
Содержание курса.
|