Пояснительная записка Статус документа Программа по литературе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования(пр от 05. 03. 2004г.) и программы





НазваниеПояснительная записка Статус документа Программа по литературе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования(пр от 05. 03. 2004г.) и программы
страница1/3
Дата публикации07.03.2016
Размер0.55 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3
c:\users\1\desktop\работа с сайтом\работа 2015 г\рабочие программы на сайт 2015-2016 г\литература 2015-2016\img_0006.jpg


Пояснительная записка
Статус документа

Программа по литературе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования(пр. от 05.03.2004г.) и программы под редакцией Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева, М.: Русское слово, 2010.(5-11 кл) Учебник « Литература.» 9кл. Авторы: С.А.Зинин, В.И. Сахаров, В.А.Чалмаев. М.: Русское слово,2010г.
Структура документа

Программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.

В IX классе решаются задачи предпрофильной подготовки учащихся, закладываются основы систематического изучения историко-литературного курса.
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ВСЕГО - 102 , В НЕДЕЛЮ - 3 часа

ПЛАНОВЫХ ТЕСТОВЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ - 2

КЛАССНЫХ СОЧИНЕНИЙ - 5

ДОМАШНИХ СОЧИНЕНИЙ - 1


Общая характеристика учебного предмета

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Учебная рабочая программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжатьработу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение художественного текста;

  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • анализ и интерпретация произведения;

  • составление планов и написание отзывов о произведениях;

  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
Цели

Изучение литературы в 9 классе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстовхудожественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Учебная рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

  • выделение характерных причинно-следственных связей;

  • сравнение и сопоставление;

  • умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  • осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиолвизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

  • составление плана, тезиса, конспекта;

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Результаты обучения

Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности: работать с книгой, выявлять авторскую позицию,оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа,строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою,писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать

образную природу словесного искусства;

содержание изученных литературных произведений;

основные факты жизни и творческого пути А.С. Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;

изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

воспринимать и анализировать художественный текст;

выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

определять род и жанр литературного произведения;

выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

выявлять авторскую позицию;

выражать свое отношение к прочитанному;

выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

владеть различными видами пересказа;

строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Содержание курса литературы для IX класса

(102 часа)
Введение-2ч.

Своеобразие изучения литературы в 9 классе; историко-литературный процесс. Литературные направления, школы, движения. Периодизация литературного процесса. Развитие литературы от устного народного творчества, древнерусской Литературы, литературы XVIII к XIX и XX векам. Литература история; этические и эстетические взгляды.

Теория литературы: литературная ситуация, историко-литературный процесс, литературное направление.

Развитие речи: запись выводов, составление тезисов.

Из зарубежной литературы-6ч.

У. ШЕКСПИР (обзор)

Жанровое многообразие драматургии У. Шекспира. Проблематика трагедий. Высокое и низкое, сиюминутное и общечеловеческое, доброе и злое в трагедии «Гамлет». Центральный конфликт пьесы. Образы Гамлета и Офелии в трагедии и русском искусстве XX века.

Теория литературы: трагедия.

Развитие речи: различные типы чтения и пересказа; дискуссия. Связь с другими искусствами: трагедия «Гамлет» на театральных сценах мира и в кино.

Ж.Б. МОЛЬЕР

Краткие сведения о драматурге. «Высокая комедия» Б. Мольера (обзор). Тематика и проблематика комедий Мольера. Комедия «Мнимый больной»: основной конфликт пьесы; объекты уничтожающего смеха; группировка образов в комедии.

Связь с другими искусствами: комедии Ж.Б. Мольера на сценах русских театров и в кино.

И.В. ГЁТЕ

Краткие сведения о поэте. И.В. Гёте — выдающийся деятель немецкого Просвещения. «Фауст» — вершина философской литературы. Чтение и характеристика отдельных фрагментов трагедии. И.В. Гёте в России.

Теория литературы: литература эпохи Просвещения.

Связь с другими искусствами: «Фауст» в музыке, живописи, кино.

Из древнерусской литературы-3ч

Художественно-литературные памятники Древней Руси. «Слово о полку Игореве»: история написания и публикации, основная проблематика, система образов (образы-персонажи, образ-пейзаж, образы животных); центральная идея, значение «Слова...» в истории русской литературы и культуры. Оригинал и переводы; мысль о единстве Русской земли; сила, героизм, мудрость, верность, любовь к родине. Проблема ответственности за судьбу Руси в «Слове...».

Теория литературы: жанр слова в древнерусской литературе, плач как прием и жанровое образование.

Развитие речи: различные виды чтения, изложение с элементами сочинения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями и музыкальными фрагментами. Книжная выставка «Слово...» в истории русского книгопечатания».

Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «Слово...» в истории русской культуры».

Из литературы XVIII века-2ч

А.Н. РАДИЩЕВ

Основные вехи биографии. «Путешествие из Петербурга в Москву»: «Он бунтовщик хуже Пугачева...» Основная проблематика книги (идеи Просвещения: гуманизм, человеческое достоинство, свобода личности; антикрепостническая направленность «Путешествия...»; человек и государство; писатель и власть).

Теория литературы: жанр путешествия.

Развитие речи: различные виды пересказа и комментария, сочинение по самостоятельно сформулированной теме.

Из литературы XIX века-57ч.

А.С. ГРИБОЕДОВ(7ч.)

Основные вехи биографии А.С. Грибоедова: писатель, государственный деятель, дипломат. Комедия «Горе от ума». Творческая история. Личное и социальное в конфликте. Своеобразие языка. Группировка образов. Комедия в истории культуры России. Комедия в русской критике (Гончаров и Писарев о «Горе от ума»). Человек и государство, проблема идеала, нравственная проблематика. Художественное богатство комедии. Современные дискуссии о комедии.

Теория литературы: комедия в стихах, элементы классицизма в комедии («говорящие» фамилии; единство места, времени и действия).

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, различные виды пересказа и комментария, цитатный план, конкурс на лучшую формулировку темы сочинения, реферат или сочинение-размышление».

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, прослушивание «Вальса» А.С. Грибоедова.

Возможные виды внеурочной деятельности: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Дорогами А.С. Грибоедова», дискуссионный клуб: «Актуальна ли сегодня грибоедовская комедия?»

А.С. ПУШКИН(16ч.)

Творческая биография А.С. Пушкина, темы и мотивы лирики, жанровое многообразие лирики, тема поэта и поэзии: «К порю», «На холмах Грузии лежит ночная мгла... », «Арион», «Пророк», «Анчар», «К***» ( «Я помню чудное мгновенье...»), «Я вас любил...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»; романтическая поэма «Цыганы». Художественные особ6енности поэмы — время, пространство, персонажи, язык; основная проблематика поэмы в контексте литературных дискуссий времени. Переход к реализму: «Повести Белкина». Богатство образов и характеров «Повестей...». Центральная проблематика. Пробуждение в читателе «чувств добрых» — нравственная позиция писателя. Реализм прозы А.С. Пушкина.

Роман в стихах «Евгений Онегин»: творческая история, основная проблематика и система образов. Образ автора в романе. «Энциклопедия русской жизни». Художественные открытия в «Евгении Онегине». В.Г. Белинский о романе. Современные дискуссии о романе. Комментарии к роману.

Теория литературы: романтизм, жанровое многообразие творческого наследия поэта, романтический герой, романтическая поэма (повторение, развитие и углубление представлений); реализм.

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, различные виды пересказа и комментария, подбор эпиграфов к сочинению, цитатный план, письменный отзыв стихотворении, сочинение с элементами характеристики образно-выразительных средств.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями и музыкальными произведениями, рисунки А.С. Пушкина.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Дорогами поэта ».

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Любимое стихотворение А.С. Пушкина», литературный вечер «Мой Пушкин», читательская конференция «Венок Пушкину».
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ(12ч.)

Творческая биография М.Ю. Лермонтова. М.Ю. Лермонтов и А.С. Пушкин: стихотворение «Смерть Поэта». Образ поэта в представлении М.Ю. Лермонтова: стихотворение «Поэт». Темы и мотивы лирики: «Нет, я не Байрон...», «Я жить хочу...», «Пророк», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Три пальмы», «И скучно и грустно», «Дума», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»).

Роман «Герой нашего времени»: обсуждение первичных представлений; сюжет, фабула, композиция. Гражданская активность и смысл жизни, светская жизнь и светские представления, позиция писателя. Внутренняя связь проблематики романа с лирикой поэта. Художественное совершенство романа, Печорин и другие персонажи. Место и роль двух предисловий. Идейно-композиционное значение главы «Фаталист». В.Г. Белинский о романе.

Теория литературы: романтическое движение в литературе, лирический персонаж и лирический герой, фабула. Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, различные виды пересказа и комментария, подбор эпиграфов сочинению, цитатный план, письменный отзыв о стихотворении, сочинение с элементами характеристики образно-выразительных средств.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями и музыкальными произведениями.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова».

Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «М.Ю. Лермонтов — художник»; вечер в литературной гостиной «Песни и романсы на стихи Лермонтова; читательская конференция «Венок Лермонтову».

Н.В. ГОГОЛЬ(11ч.)

Творческая биография Н.В. Гоголя. Поэма «Мертвые души» (главы из поэмы): образы помещиков, новый тип героя, отношение писателя к изображаемым явлениям, помещичий и чиновничий быт в изображении Н.В. Гоголя, художественное своеобразие произведения.

Теория литературы: развитие реализма.

Развитие речи: различные виды пересказа, составление словаря языка персонажа, составление тезисов, сочинение с элементами характеристики художественно-выразительных средств.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин», вечер в литературной гостиной «Гоголь шутит, Гоголь смеется, Гоголь...» (учащиеся сами добавляют недостающее слово к теме вечера), защита рефератов по теме «Биография и творчество Н.В. Гоголя».

Ф.И. ТЮТЧЕВ(2ч.)

Основные вехи биографии, темы и мотивы лирики: «С поляны коршун поднялся...», «Как весел грохот летних бурь...» и три стихотворения по выбору. Вечные темы и мотивы, нравственная позиция поэта, лирика размышлений и философская лирика. Художественное своеобразие стихотворений.

Теория литературы: философская лирика.

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.

Связь с другими искусствами: Тютчев в музыке.

А.А. ФЕТ(2ч)

Основные вехи биографии, темы и мотивы лирики. Лирика любви, природа и человек: «Какая ночь!..», «Я тебе ничего не скажу...», «Какая грусть!..». Художественное своеобразие стихотворений.

Теория литературы: медитативная лирика.

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.

Связь с другими искусствами: час эстетического воспитания «Песни и романсы на стихи Ф.И. Тютчева и А.А. Фета».

Н.А. НЕКРАСОВ(1ч)

Творческая биография Н.А. Некрасова. Отражение в лирике гражданской позиции и взглядов революционной демократии: «Памяти Добролюбова».

Теория литературы: гражданская лирика.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, сочинение-рассуждение.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ(2ч)

Основные вехи биографии. Роман «Бедные люди»: материальное и духовное в повести, характеристика образов повести, позиция писателя. Развитие темы «маленького человека». Ф.М. Достоевский и Н.В. Гоголь.

Развитие речи: различные виды пересказа, сочинение с элементами сопоставления, например: «Маленький человек» в изображении Н.В. Гоголя и Ф.М. Достоевского».

Л.Н. ТОЛСТОЙ(2ч)

Основные вехи биографии. Автобиографическая проза: совесть «Юность». Нравственные идеалы, мечты и реальность, становление личности, основные приемы создания образа.

Развитие речи: различные виды пересказа, сложный план, устное сочинение, формулировка тем сочинений учащимися.

Из литературы XX века-27ч.

Своеобразие литературного процесса первой четверти ХХ века (реализм, авангардизм, модернизм).(1ч)

М. ГОРЬКИЙ(2ч)

Основные вехи биографии. Своеобразие прозы раннего М. Горького. Рассказы: «Челкаш», «Двадцать шесть и одна» или «Супруги Орловы» — по выбору. Основной конфликт: люди дна» и проблема человека и человеческого; художественная идея. «Песня о Буревестнике».

Теория литературы: романтическое и реалистическое движение, новый тип героя.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, сложный план характеристики персонажа.

Из поэзии Серебряного века-5ч.

Многообразие поэтических голосов эпохи (стихи А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского, М. Цветаевой, Н. Гумилева, А. Ахматовой). Основные темы и мотивы.

Теория литературы: авангардизм, модернизм, фольклор и литература.

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, цитатный или тезисный план к устному сочинению, письменный ответ на вопрос.

Связь с другими искусствами: использование музыкальных записей, записей мастеров художественного слова, авангардизм и модернизм в живописи, музыка на стихи поэтов Серебряного века, поэты Серебряного века в живописи; творческие работы учащихся (конкурс художников-иллюстраторов).

Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания, литературный вечер, устный журнал, предметная неделя и др.

Краеведение: заочные литературные экскурсии, написание и защита рефератов, литературный вечер.

М.А. БУЛГАКОВ(3ч)

Основные вехи биографии. Повесть «Собачье сердце». Основная проблематика и образы. Литература и история; нарицательный персонаж (Шариков, Швондер). Предшественники булгаковских персонажей в русской литературе XIX века. Пафос произведения и авторская позиция.

Теория литературы: сатира, сарказм.

Развитие речи: различные виды пересказа, сочинение в виде развернутой рецензии.

Связь с другими искусствами: М.А. Булгаков и театр, произведения Булгакова на киноэкране (викторины, выставки).

«Война. Жесточе нету слова...»

М.А. ШОЛОХОВ(3ч)

Основные вехи биографии. Русский характер в изображении М. Шолохова. Рассказ «Судьба человека»: образы, роль сюжета и композиции в создании художественной идеи. Проблемы человека на войне; долг, любовь, сострадание, добро на страницах рассказа. Связь рассказа «Судьба человека» с военным очерком «Наука ненависти ».

Развитие речи: различные виды пересказа; цитатный план, сочинение-рассуждение.

Связь с другими искусствами: экранизация художественного произведения, работа с иллюстрациями.

В.В. БЫКОВ(3ч)

Основные биографические сведения. Тема войны в творчестве писателя. «Альпийская баллада». Проблематика повести. Любовь и война. Образы Ивана и Джулии.

Связь с другими искусствами: произведения В.В. Быкова в кинематографе.

Возможные виды внеурочной деятельности: устный журнал «А на войне, как на войне...» (проза В. Быкова на экране).

А.Т. ТВАРДОВСКИЙ(2ч)

Сведения о поэте. Военная тема в лирике А.Т. Твардовского: «Я убит подо Ржевом», «Лежат они, глухие и немые...». Мотивы исторической и человеческой памяти в послевоенной лирике на военную тему. Художественное своеобразие лирики Твардовского о войне.

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть, цитатный план.

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Мои любимые стихи А.Т.Твардовского».

А.И. СОЛЖЕНИЦЫН(3ч)

Основные вехи биографии писателя. А.Т. Твардовский в Творческой судьбе А.И. Солженицына. Рассказ «Матренин двор». Творческая история произведения. Реалии и обобщение рассказе. Традиции Н.А. Некрасова в «Матренином дворе», образы Матрены и рассказчика. Самостоятельный анализ рассказа «Как жаль».

Теория литературы:реальное и символическое. Развитие речи: тезисы для выступления по проблеме «Традиции Н.А. Некрасова в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор».

Связь с другими искусствами: иллюстрации к рассказу.

Краеведение: годы жизни на рязанской земле.

АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ.(2ч)

Авторская песня — новое явление в русской поэзии XX века. Судьбы российских бардов. Основные темы и мотивы авторской песни.

Военная тема в поэзии Б.Ш. Окуджавы и B.C. Высоцкого.

Развитие речи: дискуссия; Сообщения; составление сценария литературно-музыкальной композиции.

Связь с другими искусствами: авторская песня на эстраде и телевидении; сценическая и театральная судьба В. Высоцкого.

Возможные виды внеурочной деятельности: литературно-музыкальная композиция; поэтический театр; литературный вечер.Итоговое тестирование (2 час)
Итоговый урок по программе 9 класса (1час). Обзор современной литературы.

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ
ПОНЯТИЯ

Художественная литература как искусство слова.

Художественный образ.

Фольклор. Жанры фольклора.

Литературные роды и жанры.

Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.

Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.

Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.

Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.
Интернет-ресурсы прилагаются.





Примерное календарно-тематическое планирование для 9 класса .
Количество часов 102, в неделю 3.

Планируется сочинений классных 5, домашних 1, уроков внеклассного чтения 4, контрольное тестирование 2.




Дата

Тема урока

Теория литературы

Развитие речи

Связь с другими искусствами

Возможные виды внеурочной деятельности

1-2


1ур.
2 ур.

Введение

Подведение итогов изучения литературы в средних классах. Своеобразие изучения литературы в 9 классе; историко-литературный процесс. Литературные направления, школы, движения. Периодизация литературного процесса. Развитие литературы от устного народного творчества, древнерусской литературы, литературы XVIII к XIX и XX векам. Литература и история; этические и эстетические взгляды.
Литературные направления, школы, движения.

Развитие литературы от устного народного творчества,древнерусской литературы к 20 веку.

Теория литературы: литературная ситуация, историко-литературный процесс, литературное направление.

Развитие речи: запись выводов, составление тезисов.








3-4



1 ур.
2 ур.

Из зарубежной литературы

У. ШЕКСПИР (обзор)

Жанровое многообразие драматургии У. Шекспира. Проблематика трагедий. Высокое и низкое, сиюминутное и общечеловеческое, доброе и злое в трагедии «Гамлет». Центральный конфликт пьесы. Образы Гамлета и Офелии в трагедии и русском искусстве XX века.
Проблематика трагедий.
Высокое и низкое,доброе и злое в трагедии «Гамлет». Центральный конфликт пьесы.

Теория литературы: трагедия.


Развитие речи: различные типы чтения и пересказа; дискуссия.


Связь с другими искусствами: трагедия «Гамлет» на театральных сценах мира и в кино.





5-6

1 ур.
2 ур.

Ж.Б. МОЛЬЕР

Краткие сведения о драматурге. «Высокая комедия» Ж.Б. Мольера (обзор). Тематика и проблематика комедий Мольера. Комедия «Мнимый больной»: основной конфликт пьесы; объекты уничтожающего смеха; группировка образов в комедии.

ЖБ.Мольер. Тематика и проблематика комедий Мольера. «Мнимый больной».

Группировка образов комедии «Мещанин во дворянстве».







Связь с другими искусствами: комедии Ж.Б. Мольера на сценах русских театров и в кино.





7-8

1 ур.
2 ур.

И.В. ГЁТЕ

Краткие сведения о поэте. И.В. Гёте — выдающийся деятель немецкого Просвещения. «Фауст» — вершина философскоь литературы. Чтение и характеристика отдельных фрагментов: трагедии. И.В. Гёте в России.
И.В.Гете. Фауст-вершина философской литературы.

Чтение и характеристика отдельных фрагментов «Фауста».



Теория литературы: литература эпохи Просвещения.





Связь с другими искусствами: «Фауст» в музыке, живописи, кино.





9-11



1 ур.
2 ур.
3 ур.

Из древнерусской литературы

Художественно-литературные памятники Древней Руси. «Слово о полку Игореве»: история написания и публикации, основная проблематика, система образов (образы-персонажи, образ-пейзаж, образы животных); центральная идея, значение «Слова...» в истории русской литературы и культуры. Оригинал и переводы; мысль о единстве Русской земли; сила, героизм, мудрость, верность, любовь к родине. Проблема ответственности за судьбу Руси в «Слове...».

Художественно-литературные памятники Древней Руси. «Слово о полку Игореве».

Центральная идея,значение «Слова…» в истории русской литературы и культуры.

Основная проблематика, система образов (образы-персонажи, образы-пейзажи).

Теория литературы: жанр слова в древнерусской литературе, плач как прием и жанровое образование.


Развитие речи: различные виды чтения, изложение с элементами сочинения.


Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями и музыкальными фрагментами. Книжная выставка «Слово...» в истории русского книгопечатания».


Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «Слово...» в истории русской культуры».


12-13


1 ур.
2 ур.

Из литературы XVIII века

А.Н. РАДИЩЕВ

Основные вехи биографии. «Путешествие из Петербург, в Москву»: «Он бунтовщик хуже Пугачева...» Основная проблематика книги (идеи Просвещения: гуманизм, человеческое достоинство, свобода личности; антикрепостническая направленность «Путешествия...»; человек и государство; писатель и власть).

Обзор литературы 18 века. А.Н.Радищев. Идеи Просвещения.

«Путешествие из Петербурга в Москву». Основная проблематика книги. Человек и государство, писатель и власть.

Теория литературы: жанр путешествия.


Развитие речи: различные виды пересказа и комментария, сочинение по самостоятельно сформулированной теме.

Для заучивания наизусть

Г.Р.Державин. Одно-два стихотворения — по выбору.




Для домашнего чтения

М.В. Ломоносов. «Вечернее размышление о Божием величии...»

Возможные виды внеурочной деятельности: библиотечный рок «Судьба книги «Путешествие из Петербурга в Москву» — по материалам статьи Н.П. Смирнова-Сокольского // Смирнов-Сокольский Н.П. Рассказы о книгах. — М.,1969.

14-15




Р.речи Классное сочинение. Поэты пушкинского круга. К.Н.Батюшков.













16-20


1 ур.

2 ур.

3 ур.
4 ур.

5 ур.



Из литературы XIX века

А.С. ГРИБОЕДОВ

Основные вехи биографии А.С. Грибоедова: писатель, госу-

арственный деятель, дипломат. Комедия «Горе от ума».

Творческая история. Личное и социальное в конфликте. Своеобразие языка. Группировка образов. Комедия в истории культуры России. Комедия в русской критике (Гончаров и Писарев

«Горе от ума»). Человек и государство, проблема идеала,

нравственная проблематика. Художественное богатство комедии. Современные дискуссии о комедии.

Из литературы 19 века. А.С.Грибоедов. Писатель,государственный деятель.

Творческая история комедии «Горе от ума». Своеобразие языка, афористичность.

Группировка образов в комедии «Горе от ума». Признаки классицизма.

Комедия в русской критике. (Гончаров и Писарев).

Нравственная проблематика комедии.

Теория литературы: комедия в стихах, элементы классицизма в комедии («говорящие» фамилии; единство места, времени и действия).


Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, различные виды пересказа и комментария, цитатный план, конкурс на лучшую формулировку темы сочинения, реферата.сочинение-размышление.

Для заучивания наизусть

А.С. Грибоедов. «Горе от ума» (отрывок по выбору).

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, - прослушивание «Вальса» А.С. Грибоедова.

Возможные виды внеурочной деятельности: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Дорогами А.С. Грибоедова. дискуссионный клуб: «Актуальна ли сегодня грибоедовская комедия?»


21-22




Р.речи Классное сочинение по комедии «Горе от ума».













23-27

28-36



1 ур.
2 ур.

3 ур.

4 ур.

5 ур.

1 ур.
2 ур.
3 ур.
4 ур.
5 ур.
6 ур.
7 ур.
8 ур.
9 ур.


А.С. ПУШКИН

Творческая биография А.С. Пушкина, темы и мотивы лирики, жанровое многообразие лирики, тема поэта и поэзии: «К морю», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Арион»,

Пророк», «Анчар», «K***» («Я помню чудное мгновенье...»),

«Я вас любил...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»; романтическая поэма «Цыганы». Художественные особенности поэмы — время, пространство, персонажи, язык; основная проблематика поэмы в контексте литературных дискуссий времени. Переход к реализму: «Повести Белкина». Богатство образов и характеров «Повестей...». Центральная проблематика. Пробуждение в читателе «чувств добрых» — нравственная позиция писателя. Реализм прозы А.С. Пушкина.

Творческая биография А.С.Пушкина. Темы и мотивы лирики.

Тема поэта и поэзии . Стихотворения «Пророк», «Арион», «Я памятник себе воздвиг…» и др.

Романтические поэмы Пушкина. Художественные особенности поэмы «Цыганы».

Переход к реализму. Богатство образов и характеров в «Повестях Белкина». «Станционный смотритель».

Любовная лирика Пушкина.

Роман в стихах «Евгений Онегин»: творческая история, основная проблематика и система образов. Образ автора в романе. «Энциклопедия русской жизни». Художественные открытия в «Евгении Онегине».

В.Г. Белинский о романе. Современные дискуссии о романе. Комментарии к роману.

Творческая история романа в стихах «Евгений Онегин». Размер поэмы.

Основная проблематика и система образов.

Образ автора в романе. Лирические отступления.

Столичное дворянство в романе.
Поместное дворянство в романе.
Татьяна Ларина-любимый идеал Пушкина.

Испытание дружбой и любовью в романе.

Художественные открытия в романе.
Роман в русской критике.

Теория литературы: романтизм, жанровое многообразие творческого наследия поэта, романтический герой, романтическая поэма (повторение, развитие и углубление представлений); реализм.


Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, различные виды пересказа и комментария, подбор эпиграфов к сочинению, цитатный план, письменный отзыв о стихотворении, сочинение с элементами характеристики образно-выразительных средств.

Для заучивания наизусть

А.С. Пушкин. Одно из стихотворений.


Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями и музыкальными произведениями, рисунки А.С. Пушкина.


Для домашнего чтения

А.С. Пушкин. «К портрету Жуковского», «Вольность», «Сожженное письмо», «Если жизнь тебя обманет...», «Ты и вы», «Цветок», «Анчар», «Поэт», «Бахчисарайский фонтан».

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Дорогами поэта».

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Любимое стихотворение А.С. Пушкина», литературный вечер! «Мой Пушкин», читательская конференция «Венок Пушкину».

37-38




Р.речи Классное сочинение по роману «Евгений Онегин».













39




Вн. чтение . Своеобразие романтической поэзии Байрона.













40-41

42-47


1 ур.

2 ур.


1 ур.
2 ур.
3 ур.

4 ур.

5 ур.

6 ур.

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Творческая биография М.Ю. Лермонтова. М.Ю. Лермонтов и А.С. Пушкин: стихотворение «Смерть Поэта». Образ поэта в представлении М.Ю. Лермонтова: стихотворение «Поэт». Темы и мотивы лирики: «Нет, я не Байрон...», «Я жить хочу...», «Пророк», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Три пальмы», «И скучно и грустно», «Дума», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»).

Образ поэта в представлении М. Ю.Лермонтова. «Пророк», «Поэт», «Нет,я не Байрон»,»Смерть Поэта».

Философская тема в лирике Лермонтова. Тема одиночества.
Роман «Герой нашего времени»: обсуждение первичных представлений; сюжет, фабула, композиция. Гражданская активность и смысл жизни, светская жизнь и светские представления, позиция писателя. Внутренняя связь проблематики романа с лирикой поэта. Художественное совершенство романа. Печорин и другие персонажи. Место и роль двух предисловий. Идейно-композиционное значение главы «Фаталист». В.Г. .Белинский о романе.

Сюжет, фабула, композиция романа «Герой нашего времени».

Светская жизнь и светские представления в романе.

Печорин и другие персонажи романа.

Женские образы в романе.

Место и роль двух предисловий.

Идейно-композиционное значение главы «Фаталист». Белинский о романе.

Теория литературы: романтическое движение в литературе, лирический персонаж и лирический герой, фабула.


Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, различные виды пересказа и комментария, подбор эпиграфов к сочинению, цитатный план, письменный отзыв о стихотворении, сочинение с элементами характеристики образно-выразительных средств.

Для заучивания наизусть

М.Ю. Лермонтов. Одно из стихотворений.


Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями и музыкальными произведениями.


Для домашнего чтения

М.Ю. Лермонтов. «Поцелуями прежде считал...», «Нищий», «Я не хочу, чтоб свет узнал...», «Расстались мы...», «Есть речи...», «Предсказание», «Молитва» ( «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»).

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова».

Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «М.Ю. Лермонтов — художник»; вечер в литературной гостиной «Песни и романсы на стихи Лермонтова»; читательская конференция «Венок Лермонтову».
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Статус документа Программа по литературе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования(пр от 05. 03. 2004г.) и программы iconПояснительная записка статус документа
Рабочая программа по физике составлена на основе примерной общеобразовательной программы федерального компонента государственного...
Пояснительная записка Статус документа Программа по литературе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования(пр от 05. 03. 2004г.) и программы iconПояснительная записка. Статус документа
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...
Пояснительная записка Статус документа Программа по литературе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования(пр от 05. 03. 2004г.) и программы iconПояснительная записка. Статус документа
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...
Пояснительная записка Статус документа Программа по литературе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования(пр от 05. 03. 2004г.) и программы iconПояснительная записка Статус документа
Рабочая программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования....
Пояснительная записка Статус документа Программа по литературе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования(пр от 05. 03. 2004г.) и программы iconПояснительная записка. Статус документа
Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденный приказом Минобразования России от 05. 03....
Пояснительная записка Статус документа Программа по литературе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования(пр от 05. 03. 2004г.) и программы iconПояснительная записка рабочая программа по литературе составлена...
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. (Приказ №1069 от 05. 03. 2004г.)
Пояснительная записка Статус документа Программа по литературе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования(пр от 05. 03. 2004г.) и программы iconПояснительная записка. Статус документа
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования по литературе,...
Пояснительная записка Статус документа Программа по литературе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования(пр от 05. 03. 2004г.) и программы iconПояснительная записка. Статус документа
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования по литературе,...
Пояснительная записка Статус документа Программа по литературе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования(пр от 05. 03. 2004г.) и программы iconПояснительная записка статус документа рабочая программа основного...
Бований федерального компонента государственного стандарта общего образования (утверждён приказом Минобразования России «Об утверждении...
Пояснительная записка Статус документа Программа по литературе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования(пр от 05. 03. 2004г.) и программы iconПояснительная записка Статус документа Настоящая программа по литературе...
Цель рабочей программы – совершенствование технологии и методики преподавания литературы с целью повышения качества образования и...
Пояснительная записка Статус документа Программа по литературе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования(пр от 05. 03. 2004г.) и программы iconПояснительная записка Статус документа рабочая программа по литературе...
И. Н. Сухих (М.: Издательский центр «Академия», 2010) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта...
Пояснительная записка Статус документа Программа по литературе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования(пр от 05. 03. 2004г.) и программы iconПояснительная записка Статус программы
...
Пояснительная записка Статус документа Программа по литературе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования(пр от 05. 03. 2004г.) и программы iconПояснительная записка Статус документа
Примерная программа по физике на профильном уровне составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего...
Пояснительная записка Статус документа Программа по литературе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования(пр от 05. 03. 2004г.) и программы iconРабочая программа по литературе в 7 классе Пояснительная записка...
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и Программы...
Пояснительная записка Статус документа Программа по литературе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования(пр от 05. 03. 2004г.) и программы iconПояснительная записка Статус документа рабочая программа разработана...
Авторской программы (Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская «Искусство 8-9 классы» Москва Просвещение 2007 г.)
Пояснительная записка Статус документа Программа по литературе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования(пр от 05. 03. 2004г.) и программы iconПояснительная записка. Статус документа
«Основ безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск