Пояснительная записка Статус документа
Программа по литературе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования(пр. от 05.03.2004г.) и программы под редакцией Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева, М.: Русское слово, 2010.(5-11 кл) Учебник « Литература.» 9кл. Авторы: С.А.Зинин, В.И. Сахаров, В.А.Чалмаев. М.: Русское слово,2010г. Структура документа
Программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.
В IX классе решаются задачи предпрофильной подготовки учащихся, закладываются основы систематического изучения историко-литературного курса. КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ВСЕГО - 102 , В НЕДЕЛЮ - 3 часа
ПЛАНОВЫХ ТЕСТОВЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ - 2
КЛАССНЫХ СОЧИНЕНИЙ - 5
ДОМАШНИХ СОЧИНЕНИЙ - 1
Общая характеристика учебного предмета
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Учебная рабочая программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжатьработу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
выразительное чтение художественного текста;
различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
анализ и интерпретация произведения;
составление планов и написание отзывов о произведениях;
написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.
Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры. Цели
Изучение литературы в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстовхудожественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Учебная рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:
выделение характерных причинно-следственных связей;
сравнение и сопоставление;
умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
самостоятельное выполнение различных творческих работ;
способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиолвизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
составление плана, тезиса, конспекта;
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности: работать с книгой, выявлять авторскую позицию,оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа,строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою,писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения литературы ученик должен
знать/понимать
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творческого пути А.С. Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;
изученные теоретико-литературные понятия;
уметь
воспринимать и анализировать художественный текст;
выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
определять род и жанр литературного произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения). использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета). Содержание курса литературы для IX класса
(102 часа) Введение-2ч.
Своеобразие изучения литературы в 9 классе; историко-литературный процесс. Литературные направления, школы, движения. Периодизация литературного процесса. Развитие литературы от устного народного творчества, древнерусской Литературы, литературы XVIII к XIX и XX векам. Литература история; этические и эстетические взгляды.
Теория литературы: литературная ситуация, историко-литературный процесс, литературное направление.
Развитие речи: запись выводов, составление тезисов.
Из зарубежной литературы-6ч.
У. ШЕКСПИР (обзор)
Жанровое многообразие драматургии У. Шекспира. Проблематика трагедий. Высокое и низкое, сиюминутное и общечеловеческое, доброе и злое в трагедии «Гамлет». Центральный конфликт пьесы. Образы Гамлета и Офелии в трагедии и русском искусстве XX века.
Теория литературы: трагедия.
Развитие речи: различные типы чтения и пересказа; дискуссия. Связь с другими искусствами: трагедия «Гамлет» на театральных сценах мира и в кино.
Ж.Б. МОЛЬЕР
Краткие сведения о драматурге. «Высокая комедия» Б. Мольера (обзор). Тематика и проблематика комедий Мольера. Комедия «Мнимый больной»: основной конфликт пьесы; объекты уничтожающего смеха; группировка образов в комедии.
Связь с другими искусствами: комедии Ж.Б. Мольера на сценах русских театров и в кино.
И.В. ГЁТЕ
Краткие сведения о поэте. И.В. Гёте — выдающийся деятель немецкого Просвещения. «Фауст» — вершина философской литературы. Чтение и характеристика отдельных фрагментов трагедии. И.В. Гёте в России.
Теория литературы: литература эпохи Просвещения.
Связь с другими искусствами: «Фауст» в музыке, живописи, кино.
Из древнерусской литературы-3ч
Художественно-литературные памятники Древней Руси. «Слово о полку Игореве»: история написания и публикации, основная проблематика, система образов (образы-персонажи, образ-пейзаж, образы животных); центральная идея, значение «Слова...» в истории русской литературы и культуры. Оригинал и переводы; мысль о единстве Русской земли; сила, героизм, мудрость, верность, любовь к родине. Проблема ответственности за судьбу Руси в «Слове...».
Теория литературы: жанр слова в древнерусской литературе, плач как прием и жанровое образование.
Развитие речи: различные виды чтения, изложение с элементами сочинения.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями и музыкальными фрагментами. Книжная выставка «Слово...» в истории русского книгопечатания».
Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «Слово...» в истории русской культуры».
Из литературы XVIII века-2ч
А.Н. РАДИЩЕВ
Основные вехи биографии. «Путешествие из Петербурга в Москву»: «Он бунтовщик хуже Пугачева...» Основная проблематика книги (идеи Просвещения: гуманизм, человеческое достоинство, свобода личности; антикрепостническая направленность «Путешествия...»; человек и государство; писатель и власть).
Теория литературы: жанр путешествия.
Развитие речи: различные виды пересказа и комментария, сочинение по самостоятельно сформулированной теме.
Из литературы XIX века-57ч.
А.С. ГРИБОЕДОВ(7ч.)
Основные вехи биографии А.С. Грибоедова: писатель, государственный деятель, дипломат. Комедия «Горе от ума». Творческая история. Личное и социальное в конфликте. Своеобразие языка. Группировка образов. Комедия в истории культуры России. Комедия в русской критике (Гончаров и Писарев о «Горе от ума»). Человек и государство, проблема идеала, нравственная проблематика. Художественное богатство комедии. Современные дискуссии о комедии.
Теория литературы: комедия в стихах, элементы классицизма в комедии («говорящие» фамилии; единство места, времени и действия).
Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, различные виды пересказа и комментария, цитатный план, конкурс на лучшую формулировку темы сочинения, реферат или сочинение-размышление».
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, прослушивание «Вальса» А.С. Грибоедова.
Возможные виды внеурочной деятельности: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Дорогами А.С. Грибоедова», дискуссионный клуб: «Актуальна ли сегодня грибоедовская комедия?»
А.С. ПУШКИН(16ч.)
Творческая биография А.С. Пушкина, темы и мотивы лирики, жанровое многообразие лирики, тема поэта и поэзии: «К порю», «На холмах Грузии лежит ночная мгла... », «Арион», «Пророк», «Анчар», «К***» ( «Я помню чудное мгновенье...»), «Я вас любил...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»; романтическая поэма «Цыганы». Художественные особ6енности поэмы — время, пространство, персонажи, язык; основная проблематика поэмы в контексте литературных дискуссий времени. Переход к реализму: «Повести Белкина». Богатство образов и характеров «Повестей...». Центральная проблематика. Пробуждение в читателе «чувств добрых» — нравственная позиция писателя. Реализм прозы А.С. Пушкина.
Роман в стихах «Евгений Онегин»: творческая история, основная проблематика и система образов. Образ автора в романе. «Энциклопедия русской жизни». Художественные открытия в «Евгении Онегине». В.Г. Белинский о романе. Современные дискуссии о романе. Комментарии к роману.
Теория литературы: романтизм, жанровое многообразие творческого наследия поэта, романтический герой, романтическая поэма (повторение, развитие и углубление представлений); реализм.
Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, различные виды пересказа и комментария, подбор эпиграфов к сочинению, цитатный план, письменный отзыв стихотворении, сочинение с элементами характеристики образно-выразительных средств.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями и музыкальными произведениями, рисунки А.С. Пушкина.
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Дорогами поэта ».
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Любимое стихотворение А.С. Пушкина», литературный вечер «Мой Пушкин», читательская конференция «Венок Пушкину». М.Ю. ЛЕРМОНТОВ(12ч.)
Творческая биография М.Ю. Лермонтова. М.Ю. Лермонтов и А.С. Пушкин: стихотворение «Смерть Поэта». Образ поэта в представлении М.Ю. Лермонтова: стихотворение «Поэт». Темы и мотивы лирики: «Нет, я не Байрон...», «Я жить хочу...», «Пророк», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Три пальмы», «И скучно и грустно», «Дума», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»).
Роман «Герой нашего времени»: обсуждение первичных представлений; сюжет, фабула, композиция. Гражданская активность и смысл жизни, светская жизнь и светские представления, позиция писателя. Внутренняя связь проблематики романа с лирикой поэта. Художественное совершенство романа, Печорин и другие персонажи. Место и роль двух предисловий. Идейно-композиционное значение главы «Фаталист». В.Г. Белинский о романе.
Теория литературы: романтическое движение в литературе, лирический персонаж и лирический герой, фабула. Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, различные виды пересказа и комментария, подбор эпиграфов сочинению, цитатный план, письменный отзыв о стихотворении, сочинение с элементами характеристики образно-выразительных средств.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями и музыкальными произведениями.
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова».
Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «М.Ю. Лермонтов — художник»; вечер в литературной гостиной «Песни и романсы на стихи Лермонтова; читательская конференция «Венок Лермонтову».
Н.В. ГОГОЛЬ(11ч.)
Творческая биография Н.В. Гоголя. Поэма «Мертвые души» (главы из поэмы): образы помещиков, новый тип героя, отношение писателя к изображаемым явлениям, помещичий и чиновничий быт в изображении Н.В. Гоголя, художественное своеобразие произведения.
Теория литературы: развитие реализма.
Развитие речи: различные виды пересказа, составление словаря языка персонажа, составление тезисов, сочинение с элементами характеристики художественно-выразительных средств.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин», вечер в литературной гостиной «Гоголь шутит, Гоголь смеется, Гоголь...» (учащиеся сами добавляют недостающее слово к теме вечера), защита рефератов по теме «Биография и творчество Н.В. Гоголя».
Ф.И. ТЮТЧЕВ(2ч.)
Основные вехи биографии, темы и мотивы лирики: «С поляны коршун поднялся...», «Как весел грохот летних бурь...» и три стихотворения по выбору. Вечные темы и мотивы, нравственная позиция поэта, лирика размышлений и философская лирика. Художественное своеобразие стихотворений.
Теория литературы: философская лирика.
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.
Связь с другими искусствами: Тютчев в музыке.
А.А. ФЕТ(2ч)
Основные вехи биографии, темы и мотивы лирики. Лирика любви, природа и человек: «Какая ночь!..», «Я тебе ничего не скажу...», «Какая грусть!..». Художественное своеобразие стихотворений.
Теория литературы: медитативная лирика.
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.
Связь с другими искусствами: час эстетического воспитания «Песни и романсы на стихи Ф.И. Тютчева и А.А. Фета».
Н.А. НЕКРАСОВ(1ч)
Творческая биография Н.А. Некрасова. Отражение в лирике гражданской позиции и взглядов революционной демократии: «Памяти Добролюбова».
Теория литературы: гражданская лирика.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, сочинение-рассуждение.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ(2ч)
Основные вехи биографии. Роман «Бедные люди»: материальное и духовное в повести, характеристика образов повести, позиция писателя. Развитие темы «маленького человека». Ф.М. Достоевский и Н.В. Гоголь.
Развитие речи: различные виды пересказа, сочинение с элементами сопоставления, например: «Маленький человек» в изображении Н.В. Гоголя и Ф.М. Достоевского».
Л.Н. ТОЛСТОЙ(2ч)
Основные вехи биографии. Автобиографическая проза: совесть «Юность». Нравственные идеалы, мечты и реальность, становление личности, основные приемы создания образа.
Развитие речи: различные виды пересказа, сложный план, устное сочинение, формулировка тем сочинений учащимися.
Из литературы XX века-27ч.
Своеобразие литературного процесса первой четверти ХХ века (реализм, авангардизм, модернизм).(1ч)
М. ГОРЬКИЙ(2ч)
Основные вехи биографии. Своеобразие прозы раннего М. Горького. Рассказы: «Челкаш», «Двадцать шесть и одна» или «Супруги Орловы» — по выбору. Основной конфликт: люди дна» и проблема человека и человеческого; художественная идея. «Песня о Буревестнике».
Теория литературы: романтическое и реалистическое движение, новый тип героя.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, сложный план характеристики персонажа.
Из поэзии Серебряного века-5ч.
Многообразие поэтических голосов эпохи (стихи А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского, М. Цветаевой, Н. Гумилева, А. Ахматовой). Основные темы и мотивы.
Теория литературы: авангардизм, модернизм, фольклор и литература.
Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, цитатный или тезисный план к устному сочинению, письменный ответ на вопрос.
Связь с другими искусствами: использование музыкальных записей, записей мастеров художественного слова, авангардизм и модернизм в живописи, музыка на стихи поэтов Серебряного века, поэты Серебряного века в живописи; творческие работы учащихся (конкурс художников-иллюстраторов).
Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания, литературный вечер, устный журнал, предметная неделя и др.
Краеведение: заочные литературные экскурсии, написание и защита рефератов, литературный вечер.
М.А. БУЛГАКОВ(3ч)
Основные вехи биографии. Повесть «Собачье сердце». Основная проблематика и образы. Литература и история; нарицательный персонаж (Шариков, Швондер). Предшественники булгаковских персонажей в русской литературе XIX века. Пафос произведения и авторская позиция.
Теория литературы: сатира, сарказм.
Развитие речи: различные виды пересказа, сочинение в виде развернутой рецензии.
Связь с другими искусствами: М.А. Булгаков и театр, произведения Булгакова на киноэкране (викторины, выставки).
«Война. Жесточе нету слова...»
М.А. ШОЛОХОВ(3ч)
Основные вехи биографии. Русский характер в изображении М. Шолохова. Рассказ «Судьба человека»: образы, роль сюжета и композиции в создании художественной идеи. Проблемы человека на войне; долг, любовь, сострадание, добро на страницах рассказа. Связь рассказа «Судьба человека» с военным очерком «Наука ненависти ».
Развитие речи: различные виды пересказа; цитатный план, сочинение-рассуждение.
Связь с другими искусствами: экранизация художественного произведения, работа с иллюстрациями.
В.В. БЫКОВ(3ч)
Основные биографические сведения. Тема войны в творчестве писателя. «Альпийская баллада». Проблематика повести. Любовь и война. Образы Ивана и Джулии.
Связь с другими искусствами: произведения В.В. Быкова в кинематографе.
Возможные виды внеурочной деятельности: устный журнал «А на войне, как на войне...» (проза В. Быкова на экране).
А.Т. ТВАРДОВСКИЙ(2ч)
Сведения о поэте. Военная тема в лирике А.Т. Твардовского: «Я убит подо Ржевом», «Лежат они, глухие и немые...». Мотивы исторической и человеческой памяти в послевоенной лирике на военную тему. Художественное своеобразие лирики Твардовского о войне.
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть, цитатный план.
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Мои любимые стихи А.Т.Твардовского».
А.И. СОЛЖЕНИЦЫН(3ч)
Основные вехи биографии писателя. А.Т. Твардовский в Творческой судьбе А.И. Солженицына. Рассказ «Матренин двор». Творческая история произведения. Реалии и обобщение рассказе. Традиции Н.А. Некрасова в «Матренином дворе», образы Матрены и рассказчика. Самостоятельный анализ рассказа «Как жаль».
Теория литературы:реальное и символическое. Развитие речи: тезисы для выступления по проблеме «Традиции Н.А. Некрасова в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор».
Связь с другими искусствами: иллюстрации к рассказу.
Краеведение: годы жизни на рязанской земле.
АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ.(2ч)
Авторская песня — новое явление в русской поэзии XX века. Судьбы российских бардов. Основные темы и мотивы авторской песни.
Военная тема в поэзии Б.Ш. Окуджавы и B.C. Высоцкого.
Развитие речи: дискуссия; Сообщения; составление сценария литературно-музыкальной композиции.
Связь с другими искусствами: авторская песня на эстраде и телевидении; сценическая и театральная судьба В. Высоцкого.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературно-музыкальная композиция; поэтический театр; литературный вечер.Итоговое тестирование (2 час) Итоговый урок по программе 9 класса (1час). Обзор современной литературы.
ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ Художественная литература как искусство слова.
Художественный образ.
Фольклор. Жанры фольклора.
Литературные роды и жанры.
Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.
Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.
Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.
Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа. Интернет-ресурсы прилагаются.
Примерное календарно-тематическое планирование для 9 класса . Количество часов 102, в неделю 3.
Планируется сочинений классных 5, домашних 1, уроков внеклассного чтения 4, контрольное тестирование 2.
№
| Дата
| Тема урока
| Теория литературы
| Развитие речи
| Связь с другими искусствами
| Возможные виды внеурочной деятельности
| 1-2
|
1ур. 2 ур.
| Введение
Подведение итогов изучения литературы в средних классах. Своеобразие изучения литературы в 9 классе; историко-литературный процесс. Литературные направления, школы, движения. Периодизация литературного процесса. Развитие литературы от устного народного творчества, древнерусской литературы, литературы XVIII к XIX и XX векам. Литература и история; этические и эстетические взгляды. Литературные направления, школы, движения.
Развитие литературы от устного народного творчества,древнерусской литературы к 20 веку.
| Теория литературы: литературная ситуация, историко-литературный процесс, литературное направление.
| Развитие речи: запись выводов, составление тезисов.
|
|
| 3-4
|
1 ур. 2 ур.
| Из зарубежной литературы
У. ШЕКСПИР (обзор)
Жанровое многообразие драматургии У. Шекспира. Проблематика трагедий. Высокое и низкое, сиюминутное и общечеловеческое, доброе и злое в трагедии «Гамлет». Центральный конфликт пьесы. Образы Гамлета и Офелии в трагедии и русском искусстве XX века. Проблематика трагедий. Высокое и низкое,доброе и злое в трагедии «Гамлет». Центральный конфликт пьесы.
| Теория литературы: трагедия.
| Развитие речи: различные типы чтения и пересказа; дискуссия.
| Связь с другими искусствами: трагедия «Гамлет» на театральных сценах мира и в кино.
|
| 5-6
| 1 ур. 2 ур.
| Ж.Б. МОЛЬЕР
Краткие сведения о драматурге. «Высокая комедия» Ж.Б. Мольера (обзор). Тематика и проблематика комедий Мольера. Комедия «Мнимый больной»: основной конфликт пьесы; объекты уничтожающего смеха; группировка образов в комедии.
ЖБ.Мольер. Тематика и проблематика комедий Мольера. «Мнимый больной».
Группировка образов комедии «Мещанин во дворянстве».
|
|
| Связь с другими искусствами: комедии Ж.Б. Мольера на сценах русских театров и в кино.
|
| 7-8
| 1 ур. 2 ур.
| И.В. ГЁТЕ
Краткие сведения о поэте. И.В. Гёте — выдающийся деятель немецкого Просвещения. «Фауст» — вершина философскоь литературы. Чтение и характеристика отдельных фрагментов: трагедии. И.В. Гёте в России. И.В.Гете. Фауст-вершина философской литературы.
Чтение и характеристика отдельных фрагментов «Фауста».
| Теория литературы: литература эпохи Просвещения.
|
| Связь с другими искусствами: «Фауст» в музыке, живописи, кино.
|
| 9-11
|
1 ур. 2 ур. 3 ур.
| Из древнерусской литературы
Художественно-литературные памятники Древней Руси. «Слово о полку Игореве»: история написания и публикации, основная проблематика, система образов (образы-персонажи, образ-пейзаж, образы животных); центральная идея, значение «Слова...» в истории русской литературы и культуры. Оригинал и переводы; мысль о единстве Русской земли; сила, героизм, мудрость, верность, любовь к родине. Проблема ответственности за судьбу Руси в «Слове...».
Художественно-литературные памятники Древней Руси. «Слово о полку Игореве».
Центральная идея,значение «Слова…» в истории русской литературы и культуры.
Основная проблематика, система образов (образы-персонажи, образы-пейзажи).
| Теория литературы: жанр слова в древнерусской литературе, плач как прием и жанровое образование.
| Развитие речи: различные виды чтения, изложение с элементами сочинения.
| Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями и музыкальными фрагментами. Книжная выставка «Слово...» в истории русского книгопечатания».
| Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «Слово...» в истории русской культуры».
| 12-13
|
1 ур. 2 ур.
| Из литературы XVIII века
А.Н. РАДИЩЕВ
Основные вехи биографии. «Путешествие из Петербург, в Москву»: «Он бунтовщик хуже Пугачева...» Основная проблематика книги (идеи Просвещения: гуманизм, человеческое достоинство, свобода личности; антикрепостническая направленность «Путешествия...»; человек и государство; писатель и власть).
Обзор литературы 18 века. А.Н.Радищев. Идеи Просвещения.
«Путешествие из Петербурга в Москву». Основная проблематика книги. Человек и государство, писатель и власть.
| Теория литературы: жанр путешествия.
| Развитие речи: различные виды пересказа и комментария, сочинение по самостоятельно сформулированной теме.
Для заучивания наизусть
Г.Р.Державин. Одно-два стихотворения — по выбору.
|
| Для домашнего чтения
М.В. Ломоносов. «Вечернее размышление о Божием величии...»
Возможные виды внеурочной деятельности: библиотечный рок «Судьба книги «Путешествие из Петербурга в Москву» — по материалам статьи Н.П. Смирнова-Сокольского // Смирнов-Сокольский Н.П. Рассказы о книгах. — М.,1969.
| 14-15
|
| Р.речи Классное сочинение. Поэты пушкинского круга. К.Н.Батюшков.
|
|
|
|
| 16-20
|
1 ур.
2 ур.
3 ур. 4 ур.
5 ур.
| Из литературы XIX века
А.С. ГРИБОЕДОВ
Основные вехи биографии А.С. Грибоедова: писатель, госу-
арственный деятель, дипломат. Комедия «Горе от ума».
Творческая история. Личное и социальное в конфликте. Своеобразие языка. Группировка образов. Комедия в истории культуры России. Комедия в русской критике (Гончаров и Писарев
«Горе от ума»). Человек и государство, проблема идеала,
нравственная проблематика. Художественное богатство комедии. Современные дискуссии о комедии.
Из литературы 19 века. А.С.Грибоедов. Писатель,государственный деятель.
Творческая история комедии «Горе от ума». Своеобразие языка, афористичность.
Группировка образов в комедии «Горе от ума». Признаки классицизма.
Комедия в русской критике. (Гончаров и Писарев).
Нравственная проблематика комедии.
| Теория литературы: комедия в стихах, элементы классицизма в комедии («говорящие» фамилии; единство места, времени и действия).
| Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, различные виды пересказа и комментария, цитатный план, конкурс на лучшую формулировку темы сочинения, реферата.сочинение-размышление.
Для заучивания наизусть
А.С. Грибоедов. «Горе от ума» (отрывок по выбору).
| Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, - прослушивание «Вальса» А.С. Грибоедова.
| Возможные виды внеурочной деятельности: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Дорогами А.С. Грибоедова. дискуссионный клуб: «Актуальна ли сегодня грибоедовская комедия?»
| 21-22
|
| Р.речи Классное сочинение по комедии «Горе от ума».
|
|
|
|
| 23-27
28-36
|
1 ур. 2 ур.
3 ур.
4 ур.
5 ур.
1 ур. 2 ур. 3 ур. 4 ур. 5 ур. 6 ур. 7 ур. 8 ур. 9 ур.
| А.С. ПУШКИН
Творческая биография А.С. Пушкина, темы и мотивы лирики, жанровое многообразие лирики, тема поэта и поэзии: «К морю», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Арион»,
Пророк», «Анчар», «K***» («Я помню чудное мгновенье...»),
«Я вас любил...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»; романтическая поэма «Цыганы». Художественные особенности поэмы — время, пространство, персонажи, язык; основная проблематика поэмы в контексте литературных дискуссий времени. Переход к реализму: «Повести Белкина». Богатство образов и характеров «Повестей...». Центральная проблематика. Пробуждение в читателе «чувств добрых» — нравственная позиция писателя. Реализм прозы А.С. Пушкина.
Творческая биография А.С.Пушкина. Темы и мотивы лирики.
Тема поэта и поэзии . Стихотворения «Пророк», «Арион», «Я памятник себе воздвиг…» и др.
Романтические поэмы Пушкина. Художественные особенности поэмы «Цыганы».
Переход к реализму. Богатство образов и характеров в «Повестях Белкина». «Станционный смотритель».
Любовная лирика Пушкина.
Роман в стихах «Евгений Онегин»: творческая история, основная проблематика и система образов. Образ автора в романе. «Энциклопедия русской жизни». Художественные открытия в «Евгении Онегине».
В.Г. Белинский о романе. Современные дискуссии о романе. Комментарии к роману.
Творческая история романа в стихах «Евгений Онегин». Размер поэмы.
Основная проблематика и система образов.
Образ автора в романе. Лирические отступления.
Столичное дворянство в романе. Поместное дворянство в романе. Татьяна Ларина-любимый идеал Пушкина.
Испытание дружбой и любовью в романе.
Художественные открытия в романе. Роман в русской критике.
| Теория литературы: романтизм, жанровое многообразие творческого наследия поэта, романтический герой, романтическая поэма (повторение, развитие и углубление представлений); реализм.
| Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, различные виды пересказа и комментария, подбор эпиграфов к сочинению, цитатный план, письменный отзыв о стихотворении, сочинение с элементами характеристики образно-выразительных средств.
Для заучивания наизусть
А.С. Пушкин. Одно из стихотворений.
| Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями и музыкальными произведениями, рисунки А.С. Пушкина.
| Для домашнего чтения
А.С. Пушкин. «К портрету Жуковского», «Вольность», «Сожженное письмо», «Если жизнь тебя обманет...», «Ты и вы», «Цветок», «Анчар», «Поэт», «Бахчисарайский фонтан».
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Дорогами поэта».
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Любимое стихотворение А.С. Пушкина», литературный вечер! «Мой Пушкин», читательская конференция «Венок Пушкину».
| 37-38
|
| Р.речи Классное сочинение по роману «Евгений Онегин».
|
|
|
|
| 39
|
| Вн. чтение . Своеобразие романтической поэзии Байрона.
|
|
|
|
| 40-41
42-47
|
1 ур.
2 ур.
1 ур. 2 ур. 3 ур.
4 ур.
5 ур.
6 ур.
| М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
Творческая биография М.Ю. Лермонтова. М.Ю. Лермонтов и А.С. Пушкин: стихотворение «Смерть Поэта». Образ поэта в представлении М.Ю. Лермонтова: стихотворение «Поэт». Темы и мотивы лирики: «Нет, я не Байрон...», «Я жить хочу...», «Пророк», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Три пальмы», «И скучно и грустно», «Дума», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»).
Образ поэта в представлении М. Ю.Лермонтова. «Пророк», «Поэт», «Нет,я не Байрон»,»Смерть Поэта».
Философская тема в лирике Лермонтова. Тема одиночества. Роман «Герой нашего времени»: обсуждение первичных представлений; сюжет, фабула, композиция. Гражданская активность и смысл жизни, светская жизнь и светские представления, позиция писателя. Внутренняя связь проблематики романа с лирикой поэта. Художественное совершенство романа. Печорин и другие персонажи. Место и роль двух предисловий. Идейно-композиционное значение главы «Фаталист». В.Г. .Белинский о романе.
Сюжет, фабула, композиция романа «Герой нашего времени».
Светская жизнь и светские представления в романе.
Печорин и другие персонажи романа.
Женские образы в романе.
Место и роль двух предисловий.
Идейно-композиционное значение главы «Фаталист». Белинский о романе.
| Теория литературы: романтическое движение в литературе, лирический персонаж и лирический герой, фабула.
| Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, различные виды пересказа и комментария, подбор эпиграфов к сочинению, цитатный план, письменный отзыв о стихотворении, сочинение с элементами характеристики образно-выразительных средств.
Для заучивания наизусть
М.Ю. Лермонтов. Одно из стихотворений.
| Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями и музыкальными произведениями.
| Для домашнего чтения
М.Ю. Лермонтов. «Поцелуями прежде считал...», «Нищий», «Я не хочу, чтоб свет узнал...», «Расстались мы...», «Есть речи...», «Предсказание», «Молитва» ( «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»).
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова».
Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «М.Ю. Лермонтов — художник»; вечер в литературной гостиной «Песни и романсы на стихи Лермонтова»; читательская конференция «Венок Лермонтову».
| |