Пояснительная записка. Статус документа





НазваниеПояснительная записка. Статус документа
страница1/4
Дата публикации30.12.2014
Размер0.52 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3   4
Пояснительная записка.

Статус документа

Рабочая программа по литературе разработана на основе:

  • Закона РФ «Об образовании»

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования по литературе, утвержденный приказом МО РФ от 05.03.04 г. № 1089;

  • Федерального базисного учебного плана (приказ Минобразования России «Об утверждении федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» от 9 марта 2004 г. № 1312);

  • примерной программы по литературе для основного общего образования

  • программы по литературе для 5-9 классов общеобразовательной школы», автор-составитель Г.С.Меркин / Москва, «Русское слово», 2007 г

  • образовательной программы МБОУ В(С)ОШ №1

  • базисного учебного плана РТ для вечерних (сменных) общеобразовательных школ

  • учебного плана МБОУ В(С)ОШ №1 г. Альметьевск РТ

  • локального акта «Положение о рабочей программе педагога»

  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от «27» декабря 2011 г. № 2885 о Федеральном перечне учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год.


Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта: «Литература 9 класс» (авторы: Зинин С.А., Сахаров В.И., Чалмаев В.А., в двух частях/ Издательство «Русское слово», Москва, 2009 г., которая обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания образования в соответствии с учебным планом МБОУ В(С)ОШ №1 и рассчитана на один год обучения.

Выбор программы обусловлен следующими мотивами:

  • рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов;

  • соответствует стандарту основного общего образования по русскому языку 2007 года;

  • построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности;

  • включает базовые знания и умения, которыми должны владеть все учащиеся общеобразовательной школы;

  • обеспечивает условия для реализации практической направленности;

  • учитывает возрастную психологию учащихся.


Общая характеристика учебного предмета

Литература базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьников, в формировании их миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества. Данная программа составлена с учётом преемственности с программой средней школы, закладывающей основы литературного образования.

Одна из важнейших задач модернизации российско­го образования воспитание самостоятельно, творче­ски мыслящей личности.

Курс состоит из 6 разделов.

Отличительной особенностью изучения литературы является то, что совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте осуществляется с помощью: использования понятий языка литературоведения, выявления взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирования умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; определения и использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.

Цели и задачи курса:

Целью настоящего курса является усвоение основ историко-литературного процесса в русской литературе.

В ходе ее достижения данной цели решаются следующие задачи:

- дать представление об историко-литературном процессе на основе постижения системных понятий и категорий;

- усилить исторический аспект изучения литературы;

- рассмотреть художественные произведения, изучаемые в данном курсе, в контексте эпохи;

- раскрыть индивидуальные способности, дарования обучающегося и сформировать на этой основе профессионально и социально компетентную, мобильную личность, умеющую делать профессиональный и социальный выбор.

Личностно-ориентированный подход к преподаванию предмета реализуется с помощью основного содержательного принципа этой части УМК: обеспечение изучения литературы на базовом уровне. Представленный в программе «объем литературного материала для текстуального изучения рассчитан на общеобразовательный уровень.

Особенности преподавания литературы в вечерней школе

Согласно действующему в школе учебному плану рабочая программа предусматривает следующую организацию процесса обучения: в 9 А классе: предполагается обучение в объёме 72 часов. В соответствии с этим реализуется программа, исходным материалом для которой явились программа Г.С.Меркина и учебник под редакцией Зинина С.А., Сахарова В.И., Чалмаева В.А.

9 А – дневной класс очной формы обучения, с учётом специфики класса выстроена система учебных занятий, спроектированы цели, задачи.

Ведущая проблема изучения литературы в 9 классе – это усвоение основ историко-литературного процесса в русской литературе, создание образа героя как как героя своего времени..

Чтение произведение зарубежной литературы в 9 классе проводится в конце учебного года.

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.

Обучающиеся должны знать:

- своеобразие литературных эпох;

- национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир литературы;

- ведущие темы и мотивы;

- основные литературные направления;

- жанровые понятия и категории древнерусской литературы;

- историческую и художественную ценность «Слова о полку Игореве»;

- значение «Слова» для русской культуры;

- нравственно-патриотическую идею произведения;

- литературные направления классицизм и сен­тиментализм;

- теорию «трех штилей»;

- идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения.

- определение романтизма;

- исторические предпосылки русского романтизма;

- жанровое и тематическое своеобразие литературы данного периода;

- нравственные и философские уроки русской классики XIX столетия;

- основные этапы жизни и творчества, изученных писателей;

- знать основные теоретико-литературные понятия, изученные в данном разделе;

- литературные направления данного раздела;

- поэтические течения литературы XX века;

- традиции и новаторство этого периода литературы;

- противоречивость и драматизм современной литературной ситуации.

Обучающиеся должны уметь:

- определять темы и мотивы русской классики;

- определять литературное направление;

- оформлять тезисы;

- составить устное сообщение на заданную тему;

- определять идею произведения;

- выявлять психологический параллелизм;

- дать определение классицизму и сентиментализму;

- определять черты данных литературных направлений в произведениях;

- делать письменное или устное изложение основных положений одной или нескольких работ в форме доклада или реферата;

- делать самостоятельный комментарий к поэтическому тексту;

- характеризовать особенность сюжета, композиции;

- выделять и формулировать тему, идею произведения;

- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

- характеризовать роль изобразительно-выразительных средств в художественном произведении;

- владеть различными видами пересказа;

- выделять и формулировать проблематику изученного произведения;

- давать характеристику героям;

- писать отзывы и сочинения на прочитанные произведения;

- воспринимать и анализировать художественный текст;

- определять принадлежность произведения к тому или иному литературному течению;

- выражать свое отношение к прочитанному;

- выявлять авторскую позицию.

Формирование указанных знаний и умений невозможно без организации на каждом уроке работы с текстом художественного произведения, без планомерного обучения учащегося созданию связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка, без реализации деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов.

Содержание тем учебного курса.

Раздел I. Введение .

В данном разделе обучающиеся знакомятся с такими опорными понятиями как историко-литературный процесс, «сквозные» темы и мотивы, знакомятся с целями и задачами изучения историко-литературного курса в 9 классе. Узнают, что история отечественной литературы – это отражение особенностей культурно-исторического развития нации.

Раздел II. Из древнерусской литературы.

Данный раздел знакомит с жанровым и тематическим своеобразием древнерусской литературы. Обучающиеся знакомятся с исторической и художественной ценностью памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», его жанром и композицией, фольклорными, языческими и христианскими мотивами и символами в поэме. Обучающиеся узнают опорные понятия: слово как жанр древнерусской литерату­ры, рефрен, психологический параллелизм.

Раздел III. Из литературы XVIII века

Данный раздел содержит сведения об основных тенденциях развития русской литературы в XVIII столетии, о самобытном характере русского классициз­ма, его важнейшие эстетические принципы и установки. Знакомит обучающихся с вкладом А.Д, Кантемира и В.К. Тредиаковского в формирование новой поэзии, со значением творчества М.В. Ломоносова и Г.Р. Держави­на для последующего развития русского поэтического слова, со своеобразием художественного метода А.Н. Радищева (соединение черт класси­цизма и сентиментализма с реалистическими тенденциями). Дает понятие о теории «трех штилей», классицизме и сен­тиментализме как литературных направлениях.

Раздел IV. Литература первой половины XIX века.

Данный раздел знакомит обучающихся с такими опорными понятиями как романтизм, романтическая элегия, баллада, трагикомедия, вольный стих, двуединый конфликт, монолог и др. Показывает становление и развитие русского романтизма в первой чет­верти XIX века, влияние творчества европейских поэтов и писателей на русский романтизм; исторические предпосылки русского романтизма, его на­циональные особенности. Знакомит с важнейшими чертами эстетики роман­тизма в творчестве К.Н. Батюшкова, В.А. Жу­ковского, К.Ф. Рылеева, Е.А. Баратынского, А.В. Кольцова и др. Гражданское и психологическое течения в русском романтизме. Знакомит с жизнью и творчеством А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя.

Раздел V. Литература второй половины XIX века.

В данном разделе обучающиеся прослеживают развитие традиций отечественного реализма в русской ли­тературе 1840—1890-х годов; расцвет социально-психологиче­ской прозы; лирическая ситуация 50—80-х годов XIX века. Обучающиеся знакомятся с новым этап развития рус­ского национального театра; с А.Н. Толстым и Ф.М. Достоевским как двумя типами художе­ственного сознания; с прозой и драматургией А.П. Чехова в контексте рубежа ве­ков.

.Раздел VI. Литература XX века.

В данном разделе обучающиеся знакомятся со своеобразием русской прозы рубежа веков; с драмой М. Горького; с серебряным веком русской поэзии (символизм, акмеизм, футуризм); с многообразием поэтических голосов эпохи; со своеобразием отечественного романа первой половины XX века. Обучающиеся познакомятся с литературным процессом 50—80-х годов; с но­вейшей русской прозой и поэзией 80—90-х годов. Опорные понятия данного раздела: историко-литературный процесс, лите­ратурное направление, поэтическое течение, традиции и нова­торство.

.Раздел VII. Из зарубежной литературы

В данном разделе учащиеся познакомятся с трагедией В. Шекспира «Гамлет»

Количество часов по учебной программе

Количество часов: 72

Количество часов по рабочей программе в год: 72 часа

Количество часов в неделю: 2 час

Плановых контрольных уроков ____5______, зачетов ___3____, тестов __4_____часа

Виды контроля:

Контроль достижения обучающимися уровня государственного стандарта осуществляется в виде текущего и итогового контроля в форме тестирования, итогового тестирования, контрольных работ, защиты рефератов, сочинений, исследовательских проектов.

Учебно-тематический план.


п/п

Содержание

Кол-во часов (дневные классы)

Контроль

1

Раздел I. Введение

2




2

Раздел II. Из древнерусской литературы

3

Тест

3

Раздел III. Из литературы XVIII века

6

Зачёт

4

Раздел IV. Литература первой половины XIX века

53

Сочинение по комедии «Горе от ума».

Сочинение по роману А.С. Пушкина «Евгений Сочинение «Художественная деталь и ее роль в создании образа Манилова (Коробочки, Собакевича и др. )»Онегин»

Зачёт

5

Раздел V. Литература второй половины XIX века

3

Зачёт

6

Раздел VI. Литература XX века

4

Тест

7.

Из зарубежной литературы










Итого

72



  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка. Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Статус документа. Настоящая программа по русскому языку для 6 класса создана на основе следующих нормативных актов и документов методического...
Пояснительная записка. Статус документа iconПояснительная записка. Статус документа

Пояснительная записка. Статус документа iconПояснительная записка. Статус документа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «основная общеобразовательная школа №26»
Пояснительная записка. Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. – М.: Ооо «тид «Русское слово – рс», 2009г
Пояснительная записка. Статус документа iconПояснительная записка. Статус документа
Ориентирована на учебник Бархударов С. Г., Крючков С. Е. и др. «Русский язык 9»М. «Просвещение» 2006-2008
Пояснительная записка. Статус документа iconПояснительная записка статус документа
Б воспитательная: воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества
Пояснительная записка. Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ мо РФ от 05. 03. 2004 г. №1089)
Пояснительная записка. Статус документа iconПояснительная записка статус документа
Авторы: В. Я. Коровина,В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина Москва «Просвещение», 2010 год
Пояснительная записка. Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
...
Пояснительная записка. Статус документа iconПояснительная записка. Статус документа
Рабочая программа литературе 6 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов
Пояснительная записка. Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Фио учителя: Зубенко Надежда Александровна – учитель математики в мбоу «Уршельская сош»
Пояснительная записка. Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 8 класса и реализована на основе следующих документов
Пояснительная записка. Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами
Пояснительная записка. Статус документа iconПояснительная записка статус документа
...
Пояснительная записка. Статус документа iconПояснительная записка статус документа
Настоящая программа по информатике и икт для основной общеобразовательной школы 9 класса составлена на основе
Пояснительная записка. Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Рабочая программа по литературе для 5 «а» класса на 2013-2014 учебный год составлена на основе


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск