Пояснительная записка.
Статус документа
Рабочая программа по литературе разработана на основе:
Закона РФ «Об образовании»
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования по литературе, утвержденный приказом МО РФ от 05.03.04 г. № 1089;
Федерального базисного учебного плана (приказ Минобразования России «Об утверждении федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» от 9 марта 2004 г. № 1312);
примерной программы по литературе для основного общего образования
программы по литературе для 5-9 классов общеобразовательной школы», автор-составитель Г.С.Меркин / Москва, «Русское слово», 2007 г
образовательной программы МБОУ В(С)ОШ №1
базисного учебного плана РТ для вечерних (сменных) общеобразовательных школ
учебного плана МБОУ В(С)ОШ №1 г. Альметьевск РТ
локального акта «Положение о рабочей программе педагога»
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от «27» декабря 2011 г. № 2885 о Федеральном перечне учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта: «Литература 9 класс» (авторы: Зинин С.А., Сахаров В.И., Чалмаев В.А., в двух частях/ Издательство «Русское слово», Москва, 2009 г., которая обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания образования в соответствии с учебным планом МБОУ В(С)ОШ №1 и рассчитана на один год обучения.
Выбор программы обусловлен следующими мотивами:
рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов;
соответствует стандарту основного общего образования по русскому языку 2007 года;
построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности;
включает базовые знания и умения, которыми должны владеть все учащиеся общеобразовательной школы;
обеспечивает условия для реализации практической направленности;
учитывает возрастную психологию учащихся.
Общая характеристика учебного предмета
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьников, в формировании их миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества. Данная программа составлена с учётом преемственности с программой средней школы, закладывающей основы литературного образования.
Одна из важнейших задач модернизации российского образования – воспитание самостоятельно, творчески мыслящей личности.
Курс состоит из 6 разделов.
Отличительной особенностью изучения литературы является то, что совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте осуществляется с помощью: использования понятий языка литературоведения, выявления взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирования умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; определения и использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.
Цели и задачи курса:
Целью настоящего курса является усвоение основ историко-литературного процесса в русской литературе.
В ходе ее достижения данной цели решаются следующие задачи:
- дать представление об историко-литературном процессе на основе постижения системных понятий и категорий;
- усилить исторический аспект изучения литературы;
- рассмотреть художественные произведения, изучаемые в данном курсе, в контексте эпохи;
- раскрыть индивидуальные способности, дарования обучающегося и сформировать на этой основе профессионально и социально компетентную, мобильную личность, умеющую делать профессиональный и социальный выбор.
Личностно-ориентированный подход к преподаванию предмета реализуется с помощью основного содержательного принципа этой части УМК: обеспечение изучения литературы на базовом уровне. Представленный в программе «объем литературного материала для текстуального изучения рассчитан на общеобразовательный уровень.
Особенности преподавания литературы в вечерней школе
Согласно действующему в школе учебному плану рабочая программа предусматривает следующую организацию процесса обучения: в 9 А классе: предполагается обучение в объёме 72 часов. В соответствии с этим реализуется программа, исходным материалом для которой явились программа Г.С.Меркина и учебник под редакцией Зинина С.А., Сахарова В.И., Чалмаева В.А.
9 А – дневной класс очной формы обучения, с учётом специфики класса выстроена система учебных занятий, спроектированы цели, задачи.
Ведущая проблема изучения литературы в 9 классе – это усвоение основ историко-литературного процесса в русской литературе, создание образа героя как как героя своего времени..
Чтение произведение зарубежной литературы в 9 классе проводится в конце учебного года.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.
Обучающиеся должны знать:
- своеобразие литературных эпох;
- национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир литературы;
- ведущие темы и мотивы;
- основные литературные направления;
- жанровые понятия и категории древнерусской литературы;
- историческую и художественную ценность «Слова о полку Игореве»;
- значение «Слова» для русской культуры;
- нравственно-патриотическую идею произведения;
- литературные направления классицизм и сентиментализм;
- теорию «трех штилей»;
- идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения.
- определение романтизма;
- исторические предпосылки русского романтизма;
- жанровое и тематическое своеобразие литературы данного периода;
- нравственные и философские уроки русской классики XIX столетия;
- основные этапы жизни и творчества, изученных писателей;
- знать основные теоретико-литературные понятия, изученные в данном разделе;
- литературные направления данного раздела;
- поэтические течения литературы XX века;
- традиции и новаторство этого периода литературы;
- противоречивость и драматизм современной литературной ситуации.
Обучающиеся должны уметь:
- определять темы и мотивы русской классики;
- определять литературное направление;
- оформлять тезисы;
- составить устное сообщение на заданную тему;
- определять идею произведения;
- выявлять психологический параллелизм;
- дать определение классицизму и сентиментализму;
- определять черты данных литературных направлений в произведениях;
- делать письменное или устное изложение основных положений одной или нескольких работ в форме доклада или реферата;
- делать самостоятельный комментарий к поэтическому тексту;
- характеризовать особенность сюжета, композиции;
- выделять и формулировать тему, идею произведения;
- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
- характеризовать роль изобразительно-выразительных средств в художественном произведении;
- владеть различными видами пересказа;
- выделять и формулировать проблематику изученного произведения;
- давать характеристику героям;
- писать отзывы и сочинения на прочитанные произведения;
- воспринимать и анализировать художественный текст;
- определять принадлежность произведения к тому или иному литературному течению;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выявлять авторскую позицию.
Формирование указанных знаний и умений невозможно без организации на каждом уроке работы с текстом художественного произведения, без планомерного обучения учащегося созданию связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка, без реализации деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов.
Содержание тем учебного курса.
Раздел I. Введение .
В данном разделе обучающиеся знакомятся с такими опорными понятиями как историко-литературный процесс, «сквозные» темы и мотивы, знакомятся с целями и задачами изучения историко-литературного курса в 9 классе. Узнают, что история отечественной литературы – это отражение особенностей культурно-исторического развития нации.
Раздел II. Из древнерусской литературы.
Данный раздел знакомит с жанровым и тематическим своеобразием древнерусской литературы. Обучающиеся знакомятся с исторической и художественной ценностью памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», его жанром и композицией, фольклорными, языческими и христианскими мотивами и символами в поэме. Обучающиеся узнают опорные понятия: слово как жанр древнерусской литературы, рефрен, психологический параллелизм.
Раздел III. Из литературы XVIII века
Данный раздел содержит сведения об основных тенденциях развития русской литературы в XVIII столетии, о самобытном характере русского классицизма, его важнейшие эстетические принципы и установки. Знакомит обучающихся с вкладом А.Д, Кантемира и В.К. Тредиаковского в формирование новой поэзии, со значением творчества М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина для последующего развития русского поэтического слова, со своеобразием художественного метода А.Н. Радищева (соединение черт классицизма и сентиментализма с реалистическими тенденциями). Дает понятие о теории «трех штилей», классицизме и сентиментализме как литературных направлениях.
Раздел IV. Литература первой половины XIX века.
Данный раздел знакомит обучающихся с такими опорными понятиями как романтизм, романтическая элегия, баллада, трагикомедия, вольный стих, двуединый конфликт, монолог и др. Показывает становление и развитие русского романтизма в первой четверти XIX века, влияние творчества европейских поэтов и писателей на русский романтизм; исторические предпосылки русского романтизма, его национальные особенности. Знакомит с важнейшими чертами эстетики романтизма в творчестве К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, К.Ф. Рылеева, Е.А. Баратынского, А.В. Кольцова и др. Гражданское и психологическое течения в русском романтизме. Знакомит с жизнью и творчеством А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя.
Раздел V. Литература второй половины XIX века.
В данном разделе обучающиеся прослеживают развитие традиций отечественного реализма в русской литературе 1840—1890-х годов; расцвет социально-психологической прозы; лирическая ситуация 50—80-х годов XIX века. Обучающиеся знакомятся с новым этап развития русского национального театра; с А.Н. Толстым и Ф.М. Достоевским как двумя типами художественного сознания; с прозой и драматургией А.П. Чехова в контексте рубежа веков.
.Раздел VI. Литература XX века.
В данном разделе обучающиеся знакомятся со своеобразием русской прозы рубежа веков; с драмой М. Горького; с серебряным веком русской поэзии (символизм, акмеизм, футуризм); с многообразием поэтических голосов эпохи; со своеобразием отечественного романа первой половины XX века. Обучающиеся познакомятся с литературным процессом 50—80-х годов; с новейшей русской прозой и поэзией 80—90-х годов. Опорные понятия данного раздела: историко-литературный процесс, литературное направление, поэтическое течение, традиции и новаторство.
.Раздел VII. Из зарубежной литературы
В данном разделе учащиеся познакомятся с трагедией В. Шекспира «Гамлет»
Количество часов по учебной программе
Количество часов: 72
Количество часов по рабочей программе в год: 72 часа
Количество часов в неделю: 2 час
Плановых контрольных уроков ____5______, зачетов ___3____, тестов __4_____часа
Виды контроля:
Контроль достижения обучающимися уровня государственного стандарта осуществляется в виде текущего и итогового контроля в форме тестирования, итогового тестирования, контрольных работ, защиты рефератов, сочинений, исследовательских проектов.
Учебно-тематический план.
№ п/п
| Содержание
| Кол-во часов (дневные классы)
| Контроль
| 1
| Раздел I. Введение
| 2
|
| 2
| Раздел II. Из древнерусской литературы
| 3
| Тест
| 3
| Раздел III. Из литературы XVIII века
| 6
| Зачёт
| 4
| Раздел IV. Литература первой половины XIX века
| 53
| Сочинение по комедии «Горе от ума».
Сочинение по роману А.С. Пушкина «Евгений Сочинение «Художественная деталь и ее роль в создании образа Манилова (Коробочки, Собакевича и др. )»Онегин»
Зачёт
| 5
| Раздел V. Литература второй половины XIX века
| 3
| Зачёт
| 6
| Раздел VI. Литература XX века
| 4
| Тест
| 7.
| Из зарубежной литературы
|
|
|
| Итого
| 72
|
| |