Скачать 1.95 Mb.
|
РУССКИЙ ЯЗЫК ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Статус документа Данная рабочая программа по русскому языку для школ с родным (нерусским) языком обучения составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Авторская программа конкретизирует содержание образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам и темам курса. Примерная программа выполняет три основные функции. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета Организационно-планирующая функция предусматривает примерное распределение часов. Контролирующая функция заключается в том, что примерная программа может использоваться для итоговой и промежуточной аттестации учащихся. Рабочая программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников. Рабочая программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса. Структура документа Рабочая программа включает пояснительную записку, основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов требования к уровню подготовки выпускников. Программа включает следующие взаимосвязанные разделы: «Речь и речевая деятельность (коммуникативная компетенция)»; «Система языка (языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции)»; «Русская культура в языке и речи (культуроведческая компетенция)». Раздел «Речь и речевая деятельность» содержит систему речевед-ческих понятий: общение, текст, тема и содержание текста, основная мысль, структура текста; функционально-смысловые типы речи; стили речи; виды речевой деятельности. Содержание обучения речевой деятельности раскрывается в терминах умений и навыков. Во втором разделе — «Система языка» — язык представлен как систематизированный курс с его традиционными подразделами: фонетика, орфоэпия, словообразование, лексика и фразеология, синтаксис, сведения о русском языке. Отбор материала указанных разделов осуществлен на основе учета типологических трудностей русского языка для нерусских учащихся: отсутствие некоторых грамматических категорий в родном языке, расхождение в способах выражения тех или иных значений (категории рода, одушевленности и неодушевленности, предложно-падежная, видо-временная системы и пр.). В разделе «Русская культура в языке и речи» описан круг явлений русской культуры, с которыми должны познакомиться учащиеся национальных школ в процессе изучения русского языка. Содержание разделов изложено изолированно, однако развитие речи связывается с изучением каждого раздела, каждой темы систематизированного языкового курса. Разделы программы имеют две рубрики: в первой определяется круг теоретических сведений и правил, во второй перечисляются умения и навыки устной и письменной речи, которые должны быть сформированы на основе изученного теоретического материала. Такая структура программы обеспечивает практическую направленность изучения всего курса русского языка и соответствует сложившейся традиции. Общая характеристика учебного предмета В системе общего среднего образования в школе с родным (нерусским) языком обучения русский язык занимает особое место. Он является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения, приобщения к духовным богатствам русской культуры и литературы. Русский язык — важнейшее средство познания других наук, средство развития мышления и воспитания учашихся. Обучение русскому языку в V—IX классах должно сформировать базовый уровень владения русским языком, необходимый и достаточный для общения в жизненно важных ситуациях, и вместе с тем заложить основы для его последующего развития и совершенствования при наличии значимой для учащихся речевой практики. Программа базируется на современных подходах к обучению языку: сознательно-коммуникативном и культуроведческом. Основными принципами обучения русскому языку в основной школе являются принципы коммуникативности и сознательности. Принцип коммуникативности определяет цель обучения языку — формирование коммуникативной компетенции. Реализация этой цели предполагает формирование речевой деятельности во всех ее видах. Коммуникативность, выступая как способ обучения, предполагает речевую направленность учебного процесса, максимальное приближение его к условиям естественного общения. Вся система работы должна вызывать необходимость общения и потребность в нем. Учиться общению общаясь — вот основная характеристика коммуникативности. В соответствии с принципом сознательности языковой материал рассматривается как органическая и системно организованная часть учебного материала, на основе которой формируется речевая деятельность учащихся. Осознанное усвоение языковых явлений, фактов, правил рассматривается как обязательное условие достижения свободного владения русским языком. Принципы коммуникативности и сознательности в своей совокупности определяют сознательно-коммуникативный подход к обучению русскому языку в школе с нерусским языком обучения. Второй подход, реализуемый в обучении русскому языку, — культуроведческий. В соответствии с этим подходом обучение русскому языку должно обеспечивать приобщение учащихся к культуре русского народа, лучшее осознание культуры своего народа, готовность и способность к диалогу культур. Кроме названных принципов обучение русскому языку предполагает: — взаимосвязанное овладение видами речевой деятельности и языковой системы; - учет родного языка, предполагающий: с одной стороны, опору а знания, умения, навыки учащихся, полученные на уроках родного языа, с другой стороны — предупреждение его интерференции; - преемственность и перспективность обучения. Цели Изучение русского языка в основной школе направлено на достиэкени ведующих целей: • воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; • развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения, готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; - формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике. Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической языковедческой), культуроведческой компетенции, которые определяют основные содержательные линии предмета. Коммуникативная компетенция предполагает овладение всеми основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, ;психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ; этапах (V-VII, У1П-1Х классы). Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции предполагают освоение знаний о языке как знаковой системе и общественномм явлении, его устройстве, развитии и функционировании; обших ведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формировние способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов. Культуроведческая компетенция предполагает осознание ж формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и народа, национально-культурной специфики русского языка, овладение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения. дачи предмета русский язык в школе с родным (нерусским) языком обучения: освоение основ знаний о русском языке, его фонетике, графике, лексике, морфемике и словообразовании, грамматике, а также сведений о роли языка в жизни общества, его развитии; овладение самим языком, его словарным и грамматическим строем, усвоение норм русского литературного языка; формирование способности общаться на русском языке в бытовой, уебной, учебно-научной, социокультурной и деловой сферах; формирование знаний о реалиях быта, обычаях, традициях русого народа, его материальной и духовной культуре, о социокульрных стереотипах речевого общения. Место предмета в федеральном базисном учебном плане 5щий объем часов, отводимых на русский язык в основной национальной школе согласно действующему федеральному базисному плану для образовательных учреждений Российской Федерации[ составляет 630 часов. Программа рассчитана на 570 часов, в том: в V—VII классах — по 140 часов, из расчета 4 учебных часа в неделю VIII—IX— классах по 105 часов, из расчета 3 учебных часа в неделю. В рабочей программе отражен региональный (национальный) компонент, на который в федеральном БУПе отводится примерно 10% учебного времени от 630 часов, что составляет 60 часов. Общие учебные умения, навыки и способы деятельности изучения русского языка способствует развитию логического умения учащихся: в ходе обучения приобретаются умения анализироать, сопоставлять, иллюстрировать, делать выводы; отбирать материал в соответствии с темой и основной мыслью высказывания; строить логически правильное и композиционно законченное высказывание; составлять план выступления… В процессе изучения русского языка у учащихся формируются умения, а именно: добывать самостоятельно знания, пользоваться учебной литературой, словарями, справочниками, контролировать правильность и структуру своей речевой деятельности и др. Результаты обучения результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки выпускников, которые содержат компоненты: знать/понимать перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний;уметь-владение конкретными умениями и навыками русского языка ПРОГРАММА Русский язык V класс (138 ч) 1 Повторение пройденного в I—IVклассах (8ч) I. Значение изучения русского языка в национальной школе (вступительная беседа). Произношение и правописание слов с безударными гласными, звонкими и глухими, твердыми и мягкими, шипящими согласными, с ь и ь разделительными знаками. П. Совершенствование навыков произношения в составе слова русских звуков, особенно трудных для учащихся данной национальности. Совершенствование навыков русского литературного произношения и правописания слов с проверяемыми и непроверяемыми гласными и согласными, со стечением согласных. Речь I. Устная и письменная форма речи. Речь диалогическая и монологическая, выразительные средства устной речи (тон высказывания, логическое ударение, паузы, темп речи, громкость голоса, мимика, жесты). П. Умения: — выразительно читать тексты (отдельные отрьшки из художественных произведений), содержащие диалог; — формулировать вопросы, отвечать на них, принимать участие в беседе на темы, связанные с учебой, трудом, экскурсией; — составлять диалог по теме и ситуации; —— воспроизводить содержание услышанного и прочитанного; — самостоятельно строить высказывания; — составлять рассказ о детских играх, работе, прогулке и записывать его. Текст (10ч) I Текст. Тема текста. Тема широкая, тема узкая. Основная мысль текста. Смысловые части текста. Простой план. Связь предложений в тексте. Типы речи: повествование, описание, рассуждение (практически). Умения: — определять тему и основную мысль текста, выраженную в заглавии или в одном из предложений; определять и формулировать основную мысль текста; — делить текст на смысловые части и составлять план текста в форме вопросительных и повествовательных предложений; —создавать зачин текста; —употреблять различные способы и средства связи предложений в тексте и строить концовку текста; — определять типы речи. Здесь и далее количество часов по классам дано примерное. Синтаксис и пунктуация (26ч) I. Словосочетание и предложение, их различие. Связь между словами и словосочетаниями в предложении. П. Умения: — определять связь слов в предложении по вопросам; — употреблять именные, глагольные и наречные словосочетания (существительное + существительное, глагол + существительное в косвенном падеже, прилагательное + существительное, притяжательное местоимение + существительное, порядковое числительное + существительное, глагол + наречие). I. Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные предложения. Их интонирование. Средства выражения вопроса и побуждения. П. Умения: — пользоваться в речи побудительными и восклицательными предложениями, интонировать их, выделять голосом нужные по смыслу слова; — участвовать в беседе с товарищами. I. Главные члены предложения. Способы их выражения. П. Умения: — употреблять в предложениях подлежащие, выраженные существительными, местоимениями, сочетанием существительных, инфинитивом; сказуемые, выраженные глаголами в личной форме совершенного и несовершенного вида; связкой + существительное (местоимение, прилагательное); глаголом в личной форме несовершенного и совершенного вида + инфинитив; — использовать повтор и согласование видо-временных форм сказуемых в качестве межфразовой (параллельной) связи. I. Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Второстепенные члены предложения: дополнение, обстоятельство, определение. Порядок слов в предложении с второстепенными членами предложения. П. Умение употреблять в речи распространенные предложения с дополнениями, выраженными существительными в косвенных падежах без предлогов и с предлогами для обозначения прямого и косвенного объекта; с согласованными определениями, выраженными прилагательными, указательными и притяжательными местоимениями; с несогласованными определениями, выраженными существительными; с обстоятельствами, выраженными существительными с предлогами и без предлогов, наречиями. I. Предложения с однородными членами. Интонация и знаки препинания. Союзы при однородных членах. П. Умение пользоваться предложениями с однородными членами, интонационно правильно произносить такие предложения и ставить знаки препинания в них. Лексика и фразеология (6ч) I. Значение слова. Лексическое и грамматическое значения слова. Многозначные и однозначные слова. Первоначальные сведения о фразеологических оборотах. Знакомство с русско-национальным и национально-русским, толковым, орфографическим словарями. П. Обогащение и активизация словарного запаса. Знакомство с новыми словами и фразеологизмами. Умения: — употреблять в речи однозначные и многозначные слова; — группировать слова по лексическим темам; — пользоваться двуязычными, толковыми и орфографическим словарями. |
Пояснительная записка Статус документа Статус документа. Настоящая программа по русскому языку для 6 класса создана на основе следующих нормативных актов и документов методического... | Пояснительная записка. Статус документа | ||
Пояснительная записка. Статус документа Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «основная общеобразовательная школа №26» | Пояснительная записка Статус документа Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. – М.: Ооо «тид «Русское слово – рс», 2009г | ||
Пояснительная записка. Статус документа Ориентирована на учебник Бархударов С. Г., Крючков С. Е. и др. «Русский язык 9»М. «Просвещение» 2006-2008 | Пояснительная записка статус документа Б воспитательная: воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества | ||
Пояснительная записка Статус документа Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ мо РФ от 05. 03. 2004 г. №1089) | Пояснительная записка статус документа Авторы: В. Я. Коровина,В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина Москва «Просвещение», 2010 год | ||
Пояснительная записка Статус документа ... | Пояснительная записка. Статус документа Рабочая программа литературе 6 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов | ||
Пояснительная записка Статус документа Фио учителя: Зубенко Надежда Александровна – учитель математики в мбоу «Уршельская сош» | Пояснительная записка Статус документа Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 8 класса и реализована на основе следующих документов | ||
Пояснительная записка Статус документа Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами | Пояснительная записка статус документа Настоящая программа по информатике и икт для основной общеобразовательной школы 9 класса составлена на основе | ||
Пояснительная записка Статус документа Рабочая программа по литературе для 5 «а» класса на 2013-2014 учебный год составлена на основе | Пояснительная записка. Статус документа В основной школе «Литература» относится к числу обязательных базовых общеобразовательных учебных предметов, т е является инвариантным... |