Рассмотрено на заседании ШМО «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель ШМО Зам директора по УВР Директор МКОУ «Кидышевская СОШ»
________
________ /И.Н Никифорова / __________/П.А.Николаева/ «____»__________2013г. «____»________2013г. «____»_________2013г.
Рабочая программа
по литературе 10 класс
учитель Чепель Р.П.
МКОУ «Кидышевская СОШ»
2013-2014 учебный год
Раздел I. Пояснительная записка.
Статус документа
Рабочая программа по предмету литература для учащихся 10 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов: Федерального компонента государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования по литературе, учебного плана МКОУ «Кидышевская средняя общеобразовательная школа» на 2013-2014 учебный год, образовательной программы МКОУ «Кидышевская средняя общеобразовательная школа», программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. «Просвещение» 2008 года и учебника «Литература» 10 класс. Учебник-хрестоматия» 2 части для общеобразовательных учреждений (авторы В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. –М.: «Просвещение», 2011г.) и представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку, учебно-тематический план, календарно-тематический план, требования к уровню подготовки учащихся, перечень учебно-методического обеспечения. Данная образовательная программа, УМК рекомендованы федеральным перечнем учебников к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
Программа рассчитана на 105 часов (3 часа в неделю). Изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих ц е л е й:
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений разных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения литературы ученик должен
Знать/понимать
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков 19-20 веков;
основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
основные теоретико-литературные понятия;
уметь
воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
определять род и жанр литературного произведения;
сопоставлять литературные произведения;
выявлять авторскую позицию;
выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению;
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка;
участия в диалоге или дискуссии;
самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету
Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, уроки внеклассного чтения. Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса
Знать/понимать:
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков 19 века;
основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
основные теоретико-литературные понятия;
уметь
воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
определять род и жанр произведения;
сопоставлять литературные произведения;
выявлять авторскую позицию;
выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению;
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка;
участия в диалоге или дискуссии;
самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
Реквизиты программы:
Программа для общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. «Просвещение», 2008. Учебно- методический комплект учащихся: 1. Литература: 10 класс: Учебник: в 2 ч./ Под ред. В.И. Коровина. – М.: Просвещение. 2011.
Учебно- методический комплект учителя:
Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе 19 века.10 класс. 1-е полугодие.– М.: ВАКО, 2004.
Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе 19 века.10 класс. 2-е полугодие.– М.: ВАКО, 2004.
Методический журнал «Литература в школе», 2001-2005гг.
Интернет-ресурсы:
htpp://Социальная сеть работников образования.
htpp://Pro Школу
htpp://Открытый класс
htpp://interdu.ru
htpp://pedsovet.org
htpp://festival.1september.ru
htpp://zavuch.info
Учебно-тематический план
Курс рассчитан на 105 часов (3 часа в неделю).
Аудиторных сочинений - 7, домашних сочинений – 2, внеклассных чтений – 11.
№ п/п
| Название раздела
| Количество часов
| Количество внеклассных чтений
| Количество сочинений
| аудиторные
| домашние
| 1
| Введение
| 1
|
|
|
| 2
| Русская литература первой половины 19 века
| 17
|
| 1
|
| 3
| Русская литература второй половины 19 века
| 80
| 7
| 6
| 2
| 4
| Зарубежная литература второй половины 19 века
| 5
| 3
|
|
| 5
| Резерв
| 3
|
|
|
| Итого
|
| 105
| 10
| 7
| 2
|
Контрольно-измерительный материал Для отслеживания результатов обучения по литературе в 10 классе используются следующие виды контроля: текущий, рубежный, итоговый. Основная форма контроля – устный ответ учащихся, самостоятельная работа (письменный ответ на вопрос, тестирование), сочинение, тематические зачеты, тестирование, контрольные работы, письменный ответ по индивидуальным карточкам-заданиям, индивидуальные работы учащихся, доклады, рефераты, мультимедийные проекты.
№п/п
| Вид контроля
| Цели контроля
| Дата
| 17,18
| Аудиторное сочинение №1 по произведениям русской литературы п. п.XIX века
| Уметь: определять основную мысль сочинения в соответствии с темой; составлять план сочинения и следовать ему при написании работы; уместно использовать цитаты из текста.
|
| 27,28
| Аудиторное сочинение №2 по произведениям Островского
| Уметь: определять основную мысль сочинения в соответствии с темой; составлять план сочинения и следовать ему при написании работы; уместно использовать цитаты из текста
|
| 34,35
| Аудиторное сочинение №3 по роману И.А. Гончарова «Обломов»
| Уметь: определять основную мысль сочинения в соответствии с темой; составлять план сочинения и следовать ему при написании работы; уместно использовать цитаты из текста
|
| 63,64
| Аудиторное сочинение № 5 по творчеству Н.А. Некрасова.
| Уметь определять основную мысль сочинения в соответствии с заданной темой, отбирать материал для сочинения
|
| 85,86
| Аудиторное сочинение №6. Самостоятельный анализ эпизода романа –эпопеи «Война и мир»
| Уметь: самостоятельно составлять план анализа эпизода, следовать логике данного плана при анализе выбранного эпизода
|
| 96,97
| Аудиторное сочинение №7 по произведе- ниям А.П. Чехова
| Уметь определять основную мысль сочинения в соответствии с заданной темой, отбирать материал для сочинения, составлять его развёрнутый план при написании работы
|
|
НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
НА ОСНОВЕ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ «ЛИТЕРАТУРА РОССИИ. ЮЖНЫЙ УРАЛ». ХРЕСТОМАТИЯ 10-11 КЛАСС. ЧЕЛЯБИНСК. ВЗГЛЯД 2007Г. И ДРУГИЕ ИСТОЧНИКИ. 10 КЛАСС
Название
раздела
| № нрк
| № урока
| Дата
| Тема урока
| Региональный компонент
| Кол-во
часов
| Русская литература первой половины 19 века
| 1
| 4
|
| Романтическая лирика Пушки на периода южной и михайловской ссылок. «Погасло дневное светило...», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал») «Демон», «Элегия»
| М.Львов «Я не хочу, чтоб честь ушла в подполье», 195
| 1
| 2
| 5
|
| Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина. «Поэт», «Поэту» («Поэт! Не дорожи…), «Осень», «Раз говор книгопродавца с поэтом»
| М.Львов «Поэт – пылающая честность», с.165
| 1
| 3
| 6
|
| Эволюция темы свободы в творчестве А.С. Пушкина. «Вольность», «Свободы сеятель пустынный...», «Из Пиндемонти».
| И. Банников. «С меня содрало время шкуру», с.88
| 1
| 4
| 7
|
| Религиозно-философская лирика А.С. Пушкина. «Подражания Корану», «Вновь я посетил...», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»).
| Л.Татьяничева «Я уходила от любви», с.292.
| 1
| Русская литература второй половины 19 века
| 5-6
| 44,45
|
| Мир поэзии Ф.И. Тютчева. Стихотворения Тютчева «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа», «Умом Россию не понять», «О, как убийственно мы любим» «Нам не дано предугадать», «К.Б.»(«Я встретил вас», «День и ночь», «Последняя любовь», «Эти бедные селенья»
| Г.Скобликов «Наша старая хата», с.26;
С. Семянников «Молебен», с.300
| 2
| 7
| 48
|
| Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Любовная лирика А.А. Фета. Ст. Фета «Это утро, радость эта « Ещё майская ночь», «Одним толчком согнать ладью живую» «Вечер», «Я пришел к тебе..», «Певица». Философская проблема тика лирики Фета. «Сияла ночь. Луной был полон сад»
| Л.Татьяничева «О природе», с.324
| 1
| 8
| 55
|
| Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина.
| И.Гречиков. «По-смешному - о многом», с.364
| 1
| 9
| 77
|
| История создания и авторский замысел романа-эпопеи «Война и мир».
| А.Павлов «У вечного огня», с.133
| 1
|
| 10
| 82
|
| Проблема истинного и ложного героизма в романе.
| А.Куницын «Солдат», с.131
| 1
| |