Российской федерации





НазваниеРоссийской федерации
страница1/11
Дата публикации08.03.2016
Размер1.1 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Филиал в городе Тобольске»


УТВЕРЖДАЮ
Директор филиала

Короткова Е.А __________ /Ф.И.О./

__________ _____________ 2015__г.

Зарубежная литература Средних веков и эпохи Возрождения

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 050100.62 педагогическое образование, профиль Русский язык, литература, форма обучения – очная

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Филиал в городе Тобольске»


Косович Д.В.

Зарубежная литература Средних веков и эпохи Возрождения

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 050100.62 педагогическое образование, профиль Русский язык, литература, форма обучения – очная

Тюменский государственный университет

2015__

Косович Д.В Зарубежная литература Средних веков и эпохи Возрождения

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 050100 педагогическое образование, профиль Русский язык, литература, форма обучения – очная Тюмень, 2015, стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО с учетом рекомендаций и ПрОП ВО по направлению 050100.62 педагогическое образование и профилю подготовки Русский язык, литература

Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Зарубежная литература Средних веков и эпохи Возрождения

[электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.utmn.ru, раздел «Образовательная деятельность», свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой филологического образования. Утверждено директором филиала ТюмГу в городе Тобольске

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Хасанова М.С., к.ф.н., доцент

© Тюменский государственный университет, 2014__.

© Косович Д.В., 2014__.



  1. Пояснительная записка



Дисциплина «Зарубежная литература Средних веков и эпохи Возрождения

» входит в блок дисциплин предметной подготовки учителя русского языка и литературы, её изучение является одной из основ формирования компетентного специалиста. Освоение курса осуществляется как через аудиторную (лекционные и практические занятия), так и самостоятельную работу студентов.

Программа предусматривает знание студентом основных этапов истории древнегреческой и римской литератур. В процессе обучения уделяется внимание русско-зарубежным литературным связям. Программа дисциплины предполагает изучение Зарубежной литературы Средних веков и эпохи Возрождения

в соответствии с системой понятий и категорий современной теории и методики преподавания литературы, а также в связях отечественной литературой и мировой историей, историей культуры и общественной мысли, философией, этикой, эстетикой, психологией.

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ


    1. Цели дисциплины:

  • сформировать у студентов представление об основных явлениях и логике развития истории литературного процесса, связанное с памятниками письменной и устной культуры, созданными в Средние века и в эпоху Возрождения;

  • обозначить динамику литературного процесса на синхроническом и диахроническом уровнях.

  • воспитать понимание роли, места и значения литературы 10-16 веков в системе культуры.



Задачи дисциплины:

  • определить национальную специфику каждой из изучаемых в курсе национальных литератур во взаимосвязи с литературами других народов (особенно с русской литературой);

  • обозначить жанровую систему и приверженность к разным литературным направления и школам в зависимости от исторических, философских и религиозных представлений эпох;

  • выделить круг конфликтов и художественных персонажей, составляющих арсенал «вечных» тем и образов;

  • сформировать у студентов навык осознанно-аналитического прочтения художественного текста;



1.2.Место дисциплины в структуре образовательной программы

Зарубежная литература Средних веков и эпохи Возрождения входит в цикл дисциплин Б.3. Курс подготавливает студентов к восприятию всех последующих историко-литературных курсов. Изучение дисциплины строится на знаниях, полученных в курсе литературы общеобразовательной школы, и знаниях, получаемых в ходе изучения дисциплин: Античная литература, Русское устное народное творчество, История отечественной литературы (древнерусская литература), Введение в филологию, Основы филологии.

Таблица 1.

Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами



п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

История русской литературы

+




+













+

+

2.

Филологический анализ текста

+







+

+

+

+







3

Теория литературы

+

+










+

+

+





1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения данной образовательной программы.

В результате освоения ОП выпускник должен обладать следующими компетенциями:

  1. владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

  2. готовностью к толерантному восприятию социальных и культурных различий,

уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным

традициям (ОК-14);

1.4. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю):

знать:

основные этапы развитие Зарубежной литературы Средних веков и эпохи Возрождения

в историко-культурном контексте;

  • национальную специфику каждой из изучаемых литератур в их взаимосвязи с литературами других народов;

  • основные понятия, усвоенные в процессе изучения курса; специфику европейских обработок вечных литературных образов Гамлета, Макбета, Беатриче, Лауры, Короля Лира, Дона Кихота и др. своеобразие развития той или иной темы или мотива в разные периоды развития Всемирной литературы;

уметь:

  • анализировать художественный текст, находить в нем черты эпохи и авторского творческого своеобразия;

  • соотносить типологически сходные явления в русской и европейской литературах;

  • ориентироваться в современной научно-исследовательской литературе по вопросам и персоналиям курса;

собирать, структурировать и излагать (письменно и устно) материал по проблемам Зарубежной литературы Средних веков и эпохи Возрождения

владеть:

основными сведениями о биографии крупнейших писателей Зарубежной литературы Средних веков и эпохи Возрождения

навыками конспектирования литературоведческих текстов;

  • справочной и критической специальной литературой;

  • знанием художественных приёмов в произведениях поэзии, драматургии и прозы;

  • принципами филологического подхода к литературно-художественному материалу в его историческом развитии.

  • Структура и трудоемкость дисциплины.

Семестр 2. Форма промежуточной аттестации - контрольная работа. Форма итоговой аттестации - зачет
3. Тематический план

Таблица 3.



Тема

недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Итого часов по теме

Из них в интерак

тивной форме, в часах

Итого количес

тво баллов

Лекции *

Семинарские (практические) занятия*

Лабораторные занятия*

Самостоятельная работа*










1

2

3

4

5

6

7

8

9

10




Модуль 1

























1.1

Специфика средневекового искусства. Жанры средневековой литературы

1-4

6

6




12










n































Всего






















0-30




Модуль 2

























2.1

Предвозрождение

5-12

2

6
















n































Всего













12













Модуль 3






















0-20

3.1

Картина мира в эпоху Возрождения

13-15

10

6




12










n































Всего






















0-50




Итого (часов, баллов):




18

18




36







0-100

*- если предусмотрены учебным планом ОП.

Примечание: количество часов в столбцах 4-9 указывается в соответствии с учебным планом образовательной программы. Значение столбца 10 (Итого количество баллов) определяется как сумма баллов рейтинговой оценки успеваемости студента.
4. Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля

Таблица 4.

Темы

Устный опрос

Письменные работы

Технические формы контроля

Информации

онные системы и технологии

Итого количество баллов

коллоквиумы

собеседование

ответ на семинаре

лабораторная работа

контрольная работа

тест

реферат

эссе

программы компьютерного тестирования

комплексные ситуационные задания

электронные практикумы

другие формы




Модуль 1

1.1

0-2

0-2

0-2

-

0-2

0-2

0-2

-

0-2

-

0-1

-

0-15

1.2

-

0-1

0-1

-

0-2

0-2

0-2

0-2

-

0-2

0-1

0-2

0-15

n








































Всего





































0-30

Модуль 2

2.1




0-1

0-3

-

0-2

0-2

0-2

-

0-2

-

0-1

0-2

15

2.2




01

0-1

-

0-2

0-2

0-2

0-2

-

0-2

0-1

0-2

15

n








































Всего





































0-30

Модуль 3

3.1

0-1

0-2

0-3

-

0-2

0-4

0-1

0-1

0-2

0-1

0-2

-

20

3.2

0-4

0-2

0-4

-

0-2

0-2

-

-

0-2

-

0-2

0-2

20

n








































Всего





































40


Формы текущего контроля и распределение баллов по ним определяется преподавателем курса (автором рабочей программы дисциплины).
5. Содержание дисциплины.

4.2.Содержание разделов дисциплины
4.2.1. Лекционный курс
Литература периода раннего средневековья.

Особенности средневековой культуры. Роль народного творчества в развитии средневековой литературы. Средневековая литература и античное наследие. Периодизация средневековой литературы

Народная поэзия раннего средневековья. Кельтский эпос: ирландские саги о Кухулине; саги о морских странствиях. Сборник скандинавских песен «Эдда» и языческая мифология.

Поэзия вагантов.

Развитие героического эпоса во Франции и основные циклы французских героических эпопей. «Песнь о Роланде»: прославление рыцарской военной доблести и верности; патриотизм поэмы; героика военных подвигов. Стиль поэмы. Эпический гиперболизм. Роль фантастических мотивов.

Испанский героический эпос. Романсы и поэма о Сиде («Песнь о моем Сиде»). Прославление в поэме национально-освободительной борьбы.

Героический эпос в Германии. «Песнь о Нибелунгах» и ее сюжетные корни в древнейшей поэзии. Особенности формы поэмы.

Литература:

  1. Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. – М, 1981.

  2. Западноевропейский эпос. - Л,, 1977.

  3. Жирмунский В. Народный героический эпос. - М., 1962.

  4. Михальчи Д. Послесловие, комментарии // Песнь о Роланде. - Л., 1968.

  5. Смирнов А. Кто был автором «Песни о Роланда» // Смирнов А, Из истории западноевропейской литературы. - М.-Л., 1965.

  6. Томашевский Н. Героические сказания Франции и Испании // Песнь о Роланде. – М., 1976 (БВЛ, Т. 10).

  7. Хейзинга Й. Осень средневековья. – М., 1988.


Рыцарская куртуазная литература XII-XIII вв.

Развитие рыцарской культуры в XII-XIII вв. Идейно-художественные особенности рыцарской поэзии.

Поэзия трубадуров и ее генезис. Основные формы, жанры и тематика поэзии трубадуров. Связь с народной лирикой и латинской поэзией вагантов. Борьба «темного» и «ясного» стилей в лирике трубадуров.

Куртуазный (рыцарский) роман; его преимущественно светский характер. Тема любви в куртуазном романе, элементы фантастики.

Основные циклы куртуазных романов. Античный цикл: романы об Александре Македонском, романы об Энее и Троянской войне. Романы бретонского цикла. Куртуазная обработка кельтских народных сказаний. Творчество Кретьена де Труа. Повествование о рыцарских похождениях, идеализирование картины рыцарского быта, черты моральной утопии в романах Кретьена де Труа. Роман о Тристане и Изольде.

Литература:

  1. Легенда о Тристане и Изольде. – М., 1978.

  2. Мэлори Т. Смерть Артура. 8 3-х книгах. - М., 1991.

  3. Средневекойый роман и повесть. – М., 1874.

  4. Мелетинский Ё. Средневековый роман. - М., 1§83.

  5. Мелетинский Е. Поэтика мифа. - М., 1976.

  6. Михайлов А.Д. Французский рыцарский роман и вопросы типологии жанров средневековой литературы. - М., 1970.


Городская литература средних веков.

Возникновение городской литературы, ее особенности. Развитие сатиры. Критика существующих порядков в городской литературе. Жанры и стиль городской литературы. Фаблио и шванки. Появление нового литературного героя – деятельного простолюдина. Роман о Лисе как сатирический роман. Демократические тенденции романа. Поздняя духовная драма. Мистерии и миракли. Развитие светских драматических жанров. Моралите, фарсы, соти. Отражение средневекового мировоззрения в городской литературе.

Литература:

  1. Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. – М, 1981

  2. Михайлов А.Д. Старофранцузская городская повесть. «Фаблио» и вопросы специфики средневековой пародии и сатиры. – М.,1986

  3. Михайлов А.Д. Французский рыцарский роман и вопросы типологии жанров средневековой литературы. - М., 1970.

Переход к эпохе Возрождения.

Италия на рубеже XIII-XIV вв. Флоренция и ее культура.

Жизнь и творчество Данте, последнего поэта Средних веков и первого поэта нового времени. «Новая жизнь», ее связь с поэзией «нового сладостного стиля» и ее реалистические тенденции. Трактаты «Пир» и «О народной речи». Защита народного языка. Трактат «О монархии» и политические взгляды Данте. «Божественная комедия» как философско-художественный синтез средневековой культуры и пролог к литературе нового времени. Связь поэмы с аллегорической поэзией средних веков. Преодоление эстетических и идейных канонов Средневековья. Преклонение перед античностью. Публицистическая заостренность поэмы. Критическое отношение Данте к официальной церкви. Интерес к миру и человеку. Идейная насыщенность поэмы. Композиция. Поэтическое мастерство Данте. Всемирное значение поэмы Данте.

Литература:

  1. Алексеев МП. Первое знакомство с Данте в России // От классицизма к романтизму. - Л., 1960.

  2. Асоян А.А. «Почтите высочайшего поэта…»: Судьба «Божественной комедии» Данте в России. – М., 1990.

  3. Баткин Л. Данте и его время. - М., 1965.

  4. Голенищее-Кугузов И. Данте. - М., 1967.

  5. Доброхотов А. Данте Алигьери. - М., 1990.

  6. Лотман Ю.М. Символические пространства. Путешествие Улисса в «Божественной комедии» Данте // Лотман Ю.М. Среди мыслящих миров. - М., 1996. С.249-264.



Литература эпохи Возрождения.


Особенности культуры и мировоззрения эпохи Возрождения.

Понятие о гуманизме эпохи Возрождения. Противостояние возрожденческого гуманизма и церковно-аскетической культуры. «Открытие» мира и человека в искусстве эпохи Возрождения. Художники и писатели эпохи Возрождения о «правдоподобии и подражании природе». Преодоление сословных и корпоративных ограничений в искусстве. Жизненная правда и фантастика. Тяготение к утопии. Гуманизм и народная культура. Утопические мечты гуманистов о переустройстве мира путем духовного перевоспитания просвещенной части общества.

Литература:

  1. Брагина Л.М. Итальянский гуманизм. – М., 1977.

  2. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М., 1978.

  3. Пуришев Б.И. Литература эпохи Возрождения: Курс лекций. – М., 1996.

  4. Шайтанов И.О. Зарубежная литература: Эпоха Возрождения. – М., 1998.


Эпоха Возрождения в Италии.

Италия в XIV-XVI вв. и ее социально-экономическое развитие. Этапы развития итальянской литературы эпохи Возрождения. Раннее Возрождение в Италии.

Петрарка как родоначальник итальянского гуманизма. Его жизнь, литературная и научная деятельность. «Внутренний раздор» Петрарки и его социально-исторический смысл. «Книга песен». Лирика Петрарки и ее значение для развития европейской ренессанской поэзии. Морально-философские трактаты Петрарки.

Творчество Бокаччо. Ранние произведения Бокаччо: «Фьезоланские нимфы», «Фьяметта». Идейно-художественная эволюция Бокаччо. Преодоление традиций куртуазной литературы. «Декамерон» и его значение в истории ренессанкой литературы. Новое мировоззрение и новая мораль. Индивидуалистическое начало в «Декамероне». Особенности композиции «Декамерона». Специфика новелл Бокаччо. Значение «Декамерона» для развития ренессанской новелистики.

Творчество Ариосто. Поэма «Неистовый Роланд». Ирония Ариосто. Черты жизнерадостного свободомыслия. Поэма Ариосто как памятник итальянского Возрождения.

Развитие итальянской гуманистической драмы. «Освобожденный Иерусалим» Тассо: история создания поэмы, актуальность тематики, противоречия.

Литература:

  1. Андреев М., Хлодовский Р. Итальянская литература зрелого и позднего Возрождения. - М., 1988.

  2. Баткин Л. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. - М.,1989.

  3. Брагина Л.М. Итальянский гуманизм. – М., 1977.

  4. Бранка В. Боккаччо средневековый. - М., 1983.

  5. Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. - М., 1986.

  6. Гуковский М. Итальянское Возрождение. В 2-х гг. - Л., 1947, 1961.

  7. Западноевропейский сонет. - Л., 1988.

  8. Лосев А. Эстетика Возрождения. - М., 1982.

  9. Парандовский Ян. Алхимия слова. Петрарка. - М., 1990.

  10. Пинский Л. Реализм эпохи Возрождения. - М., 1961.

  11. Хлодовский Р. Декамерон: Поэтика и стиль. - М., 1982

  12. Хлодовский Р. Франческо Петрарка: Поэзия гуманизма. - М., 1974.

  13. Штейн А.Л. «Декамерон» Боккаччо – книга о любви. – М., 1993.

  14. Эстетика Ренессанса: Антология в 2-х тт. - М., 1981.


Эпоха Возрождения в Нидерландах и Германии.

Особенности исторического развития Нидерландов. Нидерландская культура в эпоху Возрождения. Жизнь и творчество Эразма Роттердамского. Его «Похвальное слово глупости». Осмеяние недостатков и пороков современного общества. Ироническая философия Эразма. Состояние Германии в XVI в. Немецкий гуманизм. «Писмьма темных людей» и литературная деятельность Ульриха фон Гуттена.

Народные книги: «Тиль Эйленшпигель» и «История о докторе Фаусте». Народные немецкие песни и баллады.

Литература:

  1. Культура эпохи Возрождения и Реформации. – Л., 1981.

  2. Пинский Л. Реализм эпохи Возрождения. - М., 1961.

  3. Шайтанов И.О. Зарубежная литература: Эпоха Возрождения. – М., 1998.


Эпоха Возрождения во Франции.

Франция XV-XVI вв. Закат литературы средних веков и подготовка эпохи Возрождения. Поэзия Ф. Вийона. Возникновение гуманизма.

Творчество Рабле. Гаргантюа и Пантагрюэль» – осмеяние высокомерных завоевателей, тупоумных схоластов, религиозных фанатиков и прочих порождений «антиприроды». Гуманистические идеалы Рабле. Утопия Телемской обители. Педагогические воззрения Рабле. Связь Рабле с народным творчеством. Реалистический гротеск Рабле. Место Рабле в литературе Возрождения. Новый этап французского гуманизма. Творчество поэтов «Плеяды». Борьба за права французского языка. Реформа поэтических жанров. Обращение к античности. Лирика Ронсара.

Литература:

  1. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - М., 1990.

  2. Артамонов С.Д. Франсуа Рабле. - М., 1964.

  3. Евнина ЕМ. Франсуа Рабле. - М., 1948.

  4. Пинский Л.Е. Смех Рабле //Пинский Л.Е. Реализм эпохи Возрождения. М., 1961.


Эпоха Возрождения в Англии.

Исторические судьбы Англии в XIV-XVI вв. Предшественники Ренессанса в Англии. Поэма Ленгленда «Видение о Петре Пахаре». «Кентерберийские рассказы» Чосера. Народные баллады о Робине Гуде. Английский гуманизм и его особенности. Жизнь и творчество Томаса Мора. «Утопия» Общественное устройство в «Утопии».

Развитие английской ренессанской литературы в XVI в. Утопический роман Бэкона «Новая Атлантида»; отражение в нем научно-философских воззрений автора. Расцвет драмы и театра. Предшественники Шекспира. К.Марло как создатель английской ренессанской трагедии. («Трагическая история доктора Фауста»). Прославление неограниченных возможностей человека.

Творчество У.Шекспира. Биография Шекспира и так называемый «шекспировский вопрос». Периодизация творчества Шекспира. Сонеты и поэмы Шекспира. Исторические хроники («Генрих IV» и «Ричард III»). Комедии Шекспира, их жизнеутверждающий, оптимистический характер. Тема «земного счастья» в комедиях. Трагическое у Шекспира. Тема большой любви в трагедии «Ромео и Джульетта». Трагический конфликт гуманистической личности и действительности в трагедии «Гамлет». «Отелло» – трагедия «обманутого доверия». Тема власти в трагедиях «Король Лир», «Макбет». Пьесы позднего периода. Драматическая сказка «Буря». Шекспир и традиции народного театра. Язык Шекспира и его богатство.

Литература:

  1. Аникст А. Шекспир: Ремесло драматурга. - М., 1974.

  2. Аникст А. Трагедия Шекспира «Гамлет». - М., 1966.

  3. Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы. – М., 1985.

  4. Кудрявцев О.Ф. Самовластие человека: Преломление одной гуманистической идеи в «Утопии» Томаса Мора // Средние века. - Вып. 57. – М., 1994. –С. 158 –169.

  5. Минц Н.В. Старое и всегда современное. Парадоксы Шекспира. - М., 1990.

  6. Урнов М.В. Вехи традиции в английской литературе. - М., 1986.

  7. Шведов Ю. Трагедия Шекспира «Отелло». М., 1969.

  8. Шведов Ю. Эволюция шекспировской трагедии. - М., 1975.

  9. Шекспир в меняющемся мире: Сб. статей /Пер. с англ. – М., 1966.


Эпоха Возрождения в Испании.

Испания XVI-XVII вв.

Развитие испанского рыцарского романа в XVI в. («Амадис Гальский»). Плутовской роман и его демократическая направленность («Ласарильо с Ториеса»).

Творчество Сервантеса. Жизненный путь Сервантеса. Гуманистическое мировоззрение Сервантеса в «Дон Кихоте». Образ Дон Кихота и его двойственность. Люди из народа в изображении Сервантеса: образ Санчо Пансы. Значение «Дон Кихота» в развитии испанской литературы.

Литература:

  1. Сервантес и всемирная литература. - М., 1969.

  2. Степанов Г. Дон Кихот: Персонаж и личность // Сервантовские чтения. - Л., 1985.

  3. Шкловский В. Медный меч или заключительная глава о «Дон Кихоте» //Шкловский В. О теории прозы. - М., 1981.

  4. Штейн А. На вершинах мировой литературы. - М., 1988.

  5. Светланова О.А. «Дон Кихот» Сервантеса. Проблема Поэтики. - СПб., 1998.


6. Планы семинарских занятий.

Практическое занятие № 1

Тема: « Героический эпос средневековья»
План занятия

1. Возникновение героических поэм. Их бытование в устной традиции (творчество жонглеров, шпильманов, хугларов).

2. Героический эпос Франции, его основная тематика.

3. «Песнь о Роланде». История создания поэмы, поэтика:

  • историческая основа эпоса и ее трансформация а поэме;

  • образы поэмы: Роланд, Оливье, Ганелон, Карл (найдите в тексте описания облика персонажей);

  • художественные особенности поэмы (композиция, язык, художественные приемы).

4. Характеристика испанского героического эпоса («Песнь о Сиде») в сопоставлении с «Песней о Роланда».

5. Характеристика немецкого эпоса («Поэма о Нибелунгах») в сопоставлении с «Песней о Роланда».
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российской федерации iconРоссийской федерации приказ
Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации...
Российской федерации iconБез гражданства в российской федерации
Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав...
Российской федерации iconДоклад Правительства Российской Федерации Президенту Российской Федерации...
«О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. №825 «Об оценке эффективности деятельности органов...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации
Цели и принципы стандартизации в российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом...
Российской федерации iconМинистерство экономического развития российской федерации
Указом Президента Российской Федерации от 01. 02. 2005 n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской...
Российской федерации iconКомплексная программа 5-11 классы Под общей редакцией А. Т. Смирнова
Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности, Стратегии национальной...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации автомобили скорой медицинской помощи
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом...
Российской федерации iconКомментарий к уголовно-процессуальному кодексу российской федерации
Смирнов А. В., доктор юридических наук, профессор, советник Конституционного Суда Российской Федерации, действительный государственный...
Российской федерации iconМинистерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач
Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного...
Российской федерации iconМинистерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач
Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного...
Российской федерации iconМинистерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач
Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного...
Российской федерации iconУтверждаю Президент Российской Федерации В. Путин стратегия развития...
Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 18...
Российской федерации iconМинистерство связи и массовых коммуникаций российской федерации
Российской Федерации от 1 февраля 2005 г n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации гост р 53423- 2009
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом...
Российской федерации iconОб утверждении порядка
Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск