Скачать 61.08 Kb.
|
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКЗАМЕНА ПО ЛИТЕРАТУРЕ ЗА КУРС ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ В 2008-2009 УЧЕБНОМ ГОДУ Класс: 9А Учитель: Сапа Александр Валерьевич Пояснительная записка В пояснительной записке к примерным билетам по литературе для сдачи экзамена по выбору выпускниками 9 классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации сказано буквально следующее: «В соответствии с Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 и 11 (12) классов общеобразовательных учреждений форму проведения устных экзаменов устанавливает общеобразовательное учреждение. На этапе окончания основной школы девятиклассники, выбравшие экзамен по литературе, сдают его, как правило, в устной форме (собеседование, защита реферата, ответы на вопросы экзаменационного билета)… Собеседование целесообразно проводить с выпускниками, имеющими отличные знания по предмету… Сдача экзамена в форме реферата рекомендуется учащимся, проявившим интерес к самостоятельной деятельности по предмету. Не позднее начала второго полугодия учащийся под руководством учителя выбирает тему реферативной работы и собирает по избранной проблеме, регулярно консультируясь с педагогом. В реферате излагается суть проблемы, формулируются выводы на основе исследованного материала, даётся список использованной литературы. Не позднее чем за неделю до экзамена реферат предоставляется выпускником на рецензию учителю. Во время экзамена аттестационная комиссия знакомится с рецензией на работу и выставляет итоговую оценку выпускнику после защиты реферата» (письмо Рособрнадзора от 18.01.2007 № 01-14/08-01 «О примерных билетах для сдачи экзамена по выбору выпускниками 9 классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации, осуществивших переход на новый государственный образовательный стандарт основного общего образования»/ Вестник образования. – 2007. - № 3-4, С.28). Вариант сдачи экзамена в форме реферата в режиме предпрофильной подготовки целесообразен как минимум по четырём причинам: 1.Литература как экзамен по выбору выбирается учениками, которые выбрали обучение на старшей ступени школы в социально-гуманитарном профиле, тем самым определив для себя обязательность самостоятельной и исследовательской работы с текстами художественных и литературоведческих произведений. Работа над рефератом при подготовке к экзамену в 9 классе – это своеобразная «профессиональная проба», проверка правильности выбираемого пути. 2.Программой по литературе С.А.Зинина, по которой обучаются ученики 9А класса, среди важнейших умений, которыми должны овладеть выпускники основной школы, в том числе предусмотрены и следующие:
3.Реализуя требования программы, авторы учебника «Литература. 9 класс. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2006» (С.А.Зинин, В.А.Сахаров, В.А.Чалмаев) к каждому разделу предлагают темы сочинений, докладов и рефератов, которые «дадут возможность обобщить изученный материал и подготовиться к итоговому его анализу на уровне самостоятельной и творческой работы» (С.5). 4.Работа над рефератом, предполагающая, в том числе, и владение умением сокращать текст, отделять главную информацию от второстепенной, помогает ученику в подготовке к сжатому изложению, которое является одной из составных частей экзаменационной работы по русскому языку. Подготовка ученика к написанию реферата включает в себя несколько последовательных шагов:
Реферат должен соответствовать определённым требованиям:
Предлагаемые ученикам темы рефератов должны отвечать следующим требованиям:
Для учащихся, выбравших литературу как экзамен по выбору за курс основной школы, предлагается 40 тем рефератов по произведениям русских и зарубежных писателей трёх временных периодов: Средневековья, 18 века и первой половины 19 века, что соответствует программе 9 класса С.А.Зинина. Часть тем взята из учебника литературы для 9 класса. Темы рефератов 1. «Слово о полку Игореве» в древнерусской литературе 2.Героический эпос в русской и мировой литературе 3.Жанровое и тематическое своеобразие литературы Средневековья 4.Поэтические переложения поэмы «Слово о полку Игореве» 5.Русское летописание 6.Житийная литература прошлого и настоящего 7.Русская комедиография 18 и 19 веков 8.Философская тематика в русской поэзии 18-19 веков 9.Темы, мотивы, образы, новаторство поэзии 18 века 10.Классицизм в русской и зарубежной литературе 17-18 веков 11. Темы, мотивы, образы, новаторство поэзии 19 века 12.Жанр путешествия в русской литературе 18-19 веков 13.Сентиментализм в русской и зарубежной литературе 18-19 веков 14.Русский театр 18 века 15.Лирика Дж.Г.Байрона и творчество русских поэтов-романтиков 16.Литературная сказка эпохи романтизма 17.Жанровое многообразие русской романтической поэзии 18.Жанр послания в лирике поэтов 18- первой половины 19 века 19.Черты «гражданского романтизма» в творчестве поэтов-декабристов 20.Традиции мировой и русской драматургии в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» («Недоросль Д.Фонвизина, «Гамлет» У.Шекспира, «Мизантроп» Ж.Б.Мольера) 21.Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» в русской критике и русском театре 22.Герои и проблематика драматургических произведений А.С.Пушкина 23.Историческая проза А.С.Пушкина 24.Типы конфликтов в романтических поэмах А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова 25.Образ поэта и назначение поэзии в лирике русских поэтов 18-19 веков 26.Литературные мистификации первой половины 19 века («Повести Белкина» А.С.Пушкина и «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В.Гоголя) 27.Пушкин и декабристы 28.Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» в русской критике 29. Творческая история лермонтовского романа (от «Княгини Лиговской» к «Герою нашего времени») 30.Эволюция образа «лишнего человека» в русской литературе первой половины 19 века 31.Образ «маленького человека» в творчестве А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя 32.Традиции европейского романтизма в творчестве Н.В.Гоголя 33.Роль и тематика лирических отступлений в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» и поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души» 34.Исторические мотивы и образы в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души» 35.Образ Петербурга в творчестве А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя 36. «Лики России» в творчестве Н.В.Гоголя 37.Творческая история и идейно-художественные особенности поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души» (1и 2 тома) 38. «Золотой век» русской культуры (Первая половина 19 века) 39.Дуэли в русской жизни и литературе первой половины 19 века 40.Балы и маскарады в русской жизни и литературе первой половины 19 века |
Темы рефератов для проведения экзамена по литературе за курс основной... На этапе окончания основной школы девятиклассники, выбравшие экзамен по литературе, сдают его, как правило, в устной форме (собеседование,... | Анализ уровня воспитанности в 2008-2009 учебном год В 2008-2009 учебном году основной целью воспитательной работы являлось личностно-ориентированное воспитание, направленное на раскрытие... | ||
Методическое письмо Об использовании результатов государственной... В. С. Рохловым, к п н. Г. И. Лернером по материалам аналитического отчета по результатам проведения экзамена в 2008 г для выпускников... | Анализ методической работы моу сош №58. Зам директора по увр коленченко... В 2008-2009 учебном году школа работала над методической темой: Использование возможностей школы – комплекса полного дня для внедрения... | ||
Итоговый тест за курс начальной школы по математике Обсуждение сборника аналитических (статистических) материалов по итогам участия выпускников области в егэ и в новой форме в 2008-2009... | Моу «Школа №17» г. Полысаево Кемеровской области за 2009-2010 учебный год В 2009-2010 учебном году в школе 19 классов-комплектов (18 в 2008-2009 учебном году.) | ||
Для проведения государственной (итоговой) аттестации в форме егэ... Для проведения государственной (итоговой) аттестации в форме егэ была в 2008 году организована работа 11 пунктов проведения экзамена... | Отчет о работе школы-лаборатории инновационного развития моу тулиновской... В 2008-2009 учебном году на базе моу тулиновской средней общеобразовательной школы продолжалась работа в рамках школы-лаборатории... | ||
Публичный отчет о работе гоу сош №212 в 2008-2009 учебном году (август 2009 год) В 2008-2009 уч году в гоу сош №212 сао г. Москвы реализовывались образовательные программы | Методические рекомендации по вопросам проведения государственного... Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки направляет для использования в работе методические рекомендации по вопросам... | ||
Темы рефератов по политологии для студентов Алтгту в 2012-2013 учебном году | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Карточки для самостоятельной работы, «Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы» под... | ||
Рабочая программа по литературе за курс основной школы составлена... Рабочая программа на основе примерной программы по литературе, учебной программы (автор Т. Ф. Курдюмова.) (Литература: программы... | Российской Федерации «Об образовании» Целью устного экзамена является проверка уровня предметной компетентности учащихся 9 классов по геометрии за курс основной школы... | ||
Темы рефератов утверждены на заседании кафедры зоологии позвоночных и экологии ... | Аналитический отчет о работе ноу «эврика» за 2008-2009 год В муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №1 им. А. П. Гайдара» в 2008-2009 учебном году... |