Как я воспитываю любовь к чтению Доклад





Скачать 95.66 Kb.
НазваниеКак я воспитываю любовь к чтению Доклад
Дата публикации05.09.2013
Размер95.66 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы

Как я воспитываю любовь к чтению

Доклад

учителя начальных классов

Мощёнской А.Г.

на педсовете МОУ Щербаковская СОШ

2010-2011 учебный год

Все, кто работает с младшими школьниками, знают как не легко обучить ребенка технике чтения, но еще труднее воспитать увлеченного читателя. Ведь научиться складывать из букв слова и овладеть техникой чтения – еще не значит стать читателем. Истинное чтение – это чтение, которое по словам М. Цветаевой, «есть соучастие в творчестве». Только такое чтение способствует развитию личности ребенка. Но для того чтобы ребенок был способен на такое «соучастие в творчестве», необходимо его развивать. Развивать целостно, то есть его интеллект, эмоциональную отзывчивость, эстетические потребности и способности. Главное – организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развивающая личность испытывала потребность в чтении как источнике дальнейшего развития: развитие стимулируется развитием. Это возможно, если чтение детей дает пищу самовыражению, самораскрытию ребенка и пробуждает его творческое «Я».

По традиционной системе обучения я проработала тридцать лет. (Чтение –В.Г. Горецкий, русский язык –Т.Г. Рамзаева, математика –М.И. Моро.) В последние годы эти авторы внесли много нового развивающего материала в свои учебники. Появилась возможность отбирать материал к уроку, исходя из особенностей своего класса, его подготовки и развития.

Но была некоторая неудовлетворенность при подготовке и проведении уроков внеклассного чтения. В условиях сельской школы трудно было подобрать необходимую литературу для самостоятельного чтения на уроке. Зачастую ребята не могли приготовить домашнее задание, так как необходимой книги в библиотеке просто нет. Не очень богаты и домашние библиотеки детей, ведь родители зачастую не имеют возможности купить новую книгу для чтения или выписать детский журнал.

Третий год я работаю по новой программе Л. А. Ефросининой «Литературное чтение» в четырехлетней начальной школе. Курс построен с учетом следующих концептуальных задач: развитие личности ребенка, формирование интеллекта и общей культуры: становление основ читательской деятельности, а также компонентов учебной деятельности. Автор предполагает осуществлять дифференцированное обучение и учитывает индивидуальные возможности каждого ученика. Их реализация потребовала создания такого учебно-методического комплекта, чтобы в процессе обучения нашли свое решение все эти задачи, так как каждая из них направлена на развитие личности ребенка.

Этот курс преследует цель помочь ребенку стать читателем; путем чтения произведения и его элементарного анализа довести до учащихся богатый мир отечественной и зарубежной литературы.

В данном курсе впервые и появляются уроки слушания, которые проводятся с первого по четвертый класс.

Технология работы на уроках литературного слушания и чтения основана на моделировании как специфической деятельности, позволяющей включить каждого ребенка в активный познавательный и творческий процесс на уровне своих возможностей. С первых уроков вводится система «заместителей» (условных обозначений) жанров, тем, героев, а также составление схематических планов и моделей обложки

Для моделирования у детей должны быть чистые листы бумаги(1/4 машинописного листа) и наборы цветных карандашей. Учитель работает на доске, а каждый ребенок – на своем рабочем месте. В конце каждого урока у учащихся есть модель обложки на листочке и вся работа, которую выполняли на уроке (рисунки, схемы, слова и предложения). Из этих листочков делаем книгу-самоделку сразу вместе с детьми, т.е. итогом урока будет книга-самоделка, в которую вошли работы детей.

Например, на уроке в первом классе работаем со сказкой В. Сутеева «Дядя Миша». Вот как это происходит

Упражнения в моделировании

У. Как вы, ребята, думаете, что я вам прочитала?
Д. Сказку.

У. Почему вы так решили? Докажите.

Д. Животные разговаривают, Медведь собирает орехи, грибы, рыбу удит, кур, уток таскает. В реальной жизни такого не бывает.

У. Покажите на своей модели, что я вам прочитала сказку.

У всех ребят на партах лежат листочки (модели), на которых они рисуют круг простым карандашом

- Почему вы нарисовали круг?

Д. Мы нарисовали круг, потому что первая сказка, с которой мы познакомились, была сказка "Колобок", а он очень похож на круг, поэтому мы и решили так обозначать сказки.

У. Подумайте, о ком сказка, которую мы сегодня читали?

Д. О животных.

У. Правильно. Покажите это на своих моделях.

Дети закрашивают круг коричневым карандашом.

У. А теперь посмотрите на свои книги и найдите фамилию автора сказки. Кто ее написал?

Д. Владимир Григорьевич Сутеев.

У. Какая это сказка: народная или авторская?

Д. Эту сказку написал Сутеев, значит, сказка авторская, или литературная.

У. Покажите на модели фамилию автора.

Дети чертят прямоугольник в верхней части модели и пишут фамилию автора.

У.- Сравните с моей моделью.

Учитель показывает заранее заготовленную модель.

У. Смоделируйте название сказки.

Дети чертят прямоугольник внизу модели и пишут название произведения


  1. Сравните с моей моделью.

  2. Ребята, назовите правильно произведение, с которым мы работаем сегодня на уроке.

Д. Сутеев, "Дядя Миша", сказка о животных.

Таким образом, в конце каждого урока рождается книжечка, в которую входит результат труда каждого ученика. Но самое главное то, что в конце урока каждый ребенок знает произведение, с которым он работал. Он готов к тому, чтобы найти книгу с этим произведением, рассмотреть, рассказать родителям. В классе рождается «библиотека развития» нашего класса.

Ученики с большим желанием работают с моделями на уроках слушания, затаив дыхание слушают произведения, стараются не пропустить ни одного слова. А почему?

А это вторая особенность новой программы и курса. Учебный материал подобран с учетом психологических и возрастных особенностей ребенка. Дети знакомятся с классическими произведениями, вошедшими в «золотой» фонд детской литературы, с произведениями народного творчества, русских и современных детских писателей, с образцовыми произведениями зарубежной детской литературы

Особенностью курса Л.А. Ефросининой является и то, что учебный материал, объединенный в тематические блоки «Россия — Родина моя», «Картины родной природы». «Учимся уму-разуму» (1-2кл.) включает разножанровые и разные по объему произведения (стихи, сказки, рассказы, басни, пословицы и т.д.). Это создает условия для осуществления дифференцированного подхода и формирования читательских умений.

Чтобы дать возможность каждому ребенку проявить себя, я стараюсь использовать различные методы и формы работы, сочетать различные виды деятельности, направленные на всестороннее развитие личности маленького читателя. На наших занятиях непосредственное чтение литературных произведений органично переплетается с рисованием, лепкой, сочинительством, драматизацией. Задания ставят детей в активную позицию, пробуждают интерес, развивают воображение и фантазию, способствуют эмоциональной отзывчивости. Вся система заданий направлена на пробуждение творческой активности и позволяет в игровой, занимательной форме многому научиться.

Одной из определяющих линий курса является самостоятельная творческая деятельность ученика

Высшим уровнем самостоятельной творческой работы является создание собственного произведения. Как правило, это сказки, басни, былины, короткие рассказы. Работы такого типа даю только по желанию самих учеников. Принуждение совершенно недопустимо. Творческие работы можно вводить с первого класса после знакомства с произведениями фольклора. Сами попытки создания собственных произведений на основе фольклорных будут способствовать тому, что ученики в дальнейшем смогут глубже понимать и воспринимать фольклорные традиции в творчестве

Во втором классе, прочитав сказку Сладкова «Скворец-молодец», детям было предложено сочинить загадку о скворце. Не у всех получилось, вернее, не получилось. Начали составлять вместе, вспомнив правила составления загадок. Вот результат:

На ветке птичка черная


Поет неугомонная.

В деревянном домике живет

Воробьям там поселиться не дает.

Составляли дети потешки: «Баран Филя бьет в трубу,

А свинья на флейте;

Пляшите, дети, все в кругу,

Ножек не жалейте» (Пелецкая Марина),

скороговорки: «Бежала картошка по дорожке,

А за ней ведро на одной ножке» (Нескоромный Данил),

сказки и небольшие рассказы.

Важным условием развития читательской самостоятельности является проявление личностной заинтересованности к чтению Лучше всего проявляется интерес ребенка и его читательские умения на так называемых нетрадиционных уроках. В первом и во втором классах проводятся уроки творчества, уроки-сказки, уроки-утренники.

В третьем классе, кроме выше перечисленных, проводятся библиотечные уроки. К таким урокам дети готовят выразительное чтение любимых стихотворений, оформляют выставку творческих работ, изготовляют книги-самоделки, соревнуются в распределении книг по темам . Каждая группа ребят работает с отобранными книгами и готовится к их защите (представлению), составляя устную аннотацию на каждую книгу.

На заключительном библиотечном уроке во втором и третьем классах ребята оформляют «Дневники летнего чтения».

Ведение «Дневника летнего чтения» - это форма общения учащихся с книгой и поддержание интереса к самостоятельной читательской деятельности. Это совет учителя каждому ученику, которым может воспользоваться каждый, кому такая работа интересна. Ведение дневника – познавательная игра, интересная для каждого ребенка. В дневнике они могут писать, рисовать, сочинять.

А в новом учебном году на одном из первых уроков литературного чтения будет проведена работа «По страницам дневников летнего чтения».

Для учащихся начальных классов я устраиваю специальные занятия: «Экскурсия в библиотеку» в I классе, «Структура книги» во П-Ш классах. Чтобы проверить, как они запомнили библиотечные термины, в игровой форме провожу викторину.

Класс делится на две команды. Перед каждой на столе горка «билетов», которые берут члены команд одновременно и коллективно готовят ответ. Вопросы напечатаны на белой бумаге с помощью компьютера, лист наклеен на голубой картон. Договариваются, кому отвечать. Если не могут ответить на вопрос, берут подсказку библиотекаря (карточку с ответом).

Вопросы первой команды

Как называется отдел в библиотеке, где выдаются книги на дом? (Абонемент.)

В библиотечных книгах в кармашке лежит... (книжный формуляр).

Что такое суперобложка? Для чего она предназначена? (Дополнительная обложка; защищает книгу от порчи; красочно оформлена, привлекает внимание к книге.)

Как называется страница книги, где перечислены названия глав и номера страниц? (Содержание или оглавление.)

Как называется специальная тетрадка, в которой библиотекарь записывает книги, выданные налом? (Формуляр читателя.)

Из каких частей состоит книга? Покажи.

Как называется стол библиотекаря? (Кафедра.)

Египтяне говорили: «Эти книги делают людей умными и обучают невежду, помогая ему узнать все». Что это за книги? (Энциклопедии.)

Чем журнал отличается от книги? (Книга печатается один раз, а журнал выпускается один раз в месяц или с другой периодичностью. В журналах печатаются новинки литературы, сообщения о новых событиях, кроссворды, загадки и т.д.)

Назови имена, отчества и фамилии трех известных русских поэтов.

Для подсказки на столе лежат книги, в которых указаны полное имя и отчество писателя, книги в суперобложке и др.

Вопросы второй команде

Что такое «абонемент» в библиотеке? (Комната, где выдаются книги на дом.)

Как переводится на русский язык слово «библиотека» (библио - книга, тека - хранить; книгохранилище).

Какие отделы есть в нашей библиотеке? (Абонемент, читательский зал, хранилище.)

Как называется первая страница книги, на которой указаны фамилия автора, название, год издания, издательство? (Титульный лист.)

Что такое «форзац»? Покажи его.

Ты получил новые учебники. Как за ними ухаживать? (Сделать красивую суперобложку и вложить закладку.)

Назови библиотечную мебель. (Стеллажи, стулья, каталожный ящик, кафедра.)

Что означает слово «энциклопедия»?

Определи краткое содержание книги при беглом ее просмотре.

Назови имена и отчества Пушкина, Тургенева, Лермонтова, Чехова, Крылова.

В IV классе дети увлеклись более серьезными произведениями русской и зарубежной литературы. Весь класс прочитал повесть В. Катаева «Сын полка», состоялись диспуты о патриотизме героев ВОВ. Ребята наперебой рассказывали о самых ярких эпизодах в книге, спорили о том, кто храбрее, кто отважнее, увлеченно дополняли рассказы друг друга. Побежали в библиотеку и взяли книги – воспоминания о боевых действиях в нашем районе в 1943 году, читали и рассказывали о подвигах наших земляков - жителей соседних сел. Тарханян Арману и Шевченко Максиму полюбилась героиня повести «Четвертая высота», остальные мальчики увлеклись фантастическими произведениями Жуль Верна. Всем без исключения понравились приключенческие произведения Джонатана Свифта, а «Старик Хоттабыч» был прочитан нашими книголюбами на одном дыхании.

В.А. Сухомлинский писал: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества; этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать».


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Как я воспитываю любовь к чтению Доклад iconУрок обучения грамоте (чтение)
Ц ц, учить читать с этой буквой, закрепить знания об изученных звуках и буквах, учить плавному слоговому чтению с переходом к чтению...
Как я воспитываю любовь к чтению Доклад iconПояснительная записка Программа разработана на основе следующих
«Любовь к природе, как, впрочем, и всякая человеческая любовь, несомненно, закладывается в нас с детства»
Как я воспитываю любовь к чтению Доклад iconРеферат Тема: «Любовь и самосокрушение в жизни христианина в их взаимной связи»
Роль Любви в духовной жизни. Любовь – как царица добродетелей
Как я воспитываю любовь к чтению Доклад iconКнига – твой друг, береги ее
Цель: воспитывать интерес к литературным произведениям; прививать любовь к чтению и бережное отношение к книгам
Как я воспитываю любовь к чтению Доклад iconИсследовательский проект «Аквариум и его обитатели»
Актуальность проекта можно выразить всего лишь одной фразой И. Соколова-Микитова: "Любовь к природе, впрочем, как и всякая человеческая...
Как я воспитываю любовь к чтению Доклад iconКак прекрасен Чувашский край! На первый взгляд – это тихая и спокойная...
Еста и особенно остро испытываем это чувство, когда уезжаем далеко и надолго. Истинную любовь к родному краю не могут заглушить ни...
Как я воспитываю любовь к чтению Доклад iconКнига про все нам расскажет
Цели: Привить любовь к книге, формировать интерес к чтению, учить бережному отношению к книге
Как я воспитываю любовь к чтению Доклад iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели: расширить читательский кругозор учащихся, прививать любовь и интерес к чтению и животным
Как я воспитываю любовь к чтению Доклад iconПрограмма по чтению так же, как и программа по грамматике и правописанию,...
Адаптированная образовательная программа по учебному предмету чтению и развитию речи
Как я воспитываю любовь к чтению Доклад iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели: ввести в круг чтения детей новые авторские сказки; прививать любовь к чтению
Как я воспитываю любовь к чтению Доклад iconКак написать доклад
Доклад есть достаточно неизученная, но довольно часто встречающаяся работа в учебных заведениях. Различают устный и письменный доклад...
Как я воспитываю любовь к чтению Доклад iconКак написать доклад
Доклад есть достаточно неизученная, но довольно часто встречающаяся работа в учебных заведениях. Различают устный и письменный доклад...
Как я воспитываю любовь к чтению Доклад iconКак написать доклад
Доклад есть достаточно неизученная, но довольно часто встречающаяся работа в учебных заведениях. Различают устный и письменный доклад...
Как я воспитываю любовь к чтению Доклад iconКак написать доклад
Доклад есть достаточно неизученная, но довольно часто встречающаяся работа в учебных заведениях. Различают устный и письменный доклад...
Как я воспитываю любовь к чтению Доклад iconКак написать доклад
Доклад есть достаточно неизученная, но довольно часто встречающаяся работа в учебных заведениях. Различают устный и письменный доклад...
Как я воспитываю любовь к чтению Доклад iconКак написать доклад
Доклад есть достаточно неизученная, но довольно часто встречающаяся работа в учебных заведениях. Различают устный и письменный доклад...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск