Пояснительная записка Программа разработана на основе следующих





Скачать 191.55 Kb.
НазваниеПояснительная записка Программа разработана на основе следующих
Дата публикации06.07.2015
Размер191.55 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Право > Пояснительная записка
e:\мама\учитель докум\мой гранд1\2013-2014 пнпо\копии\обложка программа юный эколог.jpg


 

«Любовь к природе, как, впрочем, и всякая человеческая любовь, несомненно, закладывается в нас с детства».

Соколов-Микитов Иван Сергеевич

(1892-1975) – русский писатель.




Пояснительная записка
Программа разработана на основе следующих основных нормативных правовых документов:
1. Федеральные концепции:

  • Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р.

  • Концепцией общего экологического образования для устойчивого развития (2010).

2. Конституция Российской Федерации

3. Федеральные законы:

  • Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации" (от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

  • Федерального закона от 10 января 2002 года №  7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

4. Федеральные программы:

  • Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы (принята11 октября 2012 года на заседании Правительства Российской Федерации).

  • Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденных Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 года.

5. Федеральные постановления:

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

6. Образовательная программа МБОУ ООШ № 38 на 2013-2014 уч.год:

  • основного общего образования ;

  • в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.



Сегодня экологическое образование и воспитание – два неразрывно связанных, взаимопроникающих и взаимодополняющих педагогических процесса, где важнейшим компонентом экологической культуры школьников является знание основ экологии, главная суть которой заключается во взаимном влиянии составляющих частей экологических систем и их связь с окружающим миром.

Социально-политические и экономические проблемы современного общества привели школу к пересмотру ряда педагогических позиций, к переосмыслению некоторых сторон научно-теоретической и практической системы обучения и воспитания. Одно из центральных мест в образовательной и воспитательной системе МБОУ ООШ № 38 занимает формирование у учащихся экологической культуры, основу которой составляют экологические знания, эмоционально-ценностное отношение к природе как к источнику жизни и красоты, практическая деятельность по охране и восстановлению окружающей среды.

Важное место в экологическом воспитании занимает историко-экологическая тропа, которая является комплексным средством формирования природолюбия школьников. Различные формы и виды деятельности на тропе вырабатывают у школьников навыки экологически грамотного поведения, сознательного отношения к природе.
Цель программы – формирование у школьников целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе через экологизацию образовательного и воспитательного процесса.

Актуальность данной программы:



  • восполнение синдрома дефицита общения с природой у детей, который ведёт к ослаблению чувственного восприятия человека, как в физиологическом, так и в психологическом плане;

  • расширение и углубление теоретических знаний по экологии, зоологии, ботанике, географии и формирование социальной активности подростков;

  • данная программа дополняет школьный курс по экологии и биологии;

  • предоставляет возможность детям из сельской местности познакомиться с красивейшими уголками природы родного края.




Предполагаемые результаты  работы по программе:
Образовательные:

  • эмоционально-ценностное отношение к экологической среде школы и поселка;

  • возрастание познавательного интереса учащихся к общим законам природы, человеческого бытия, стремление приобрести универсальное образование и обширные экологические знания, ориентированные на практику;

  • активизации познавательной деятельности учащихся;

  • вовлечение учащихся в практическую  деятельность;

  • формирование в каждом ребенке творческой деятельности личности с развитым самосознанием;

  • привлечение детей к социально-значимой деятельности, проектам, исследованиям.


Педагогические:

  • использование новых технологий образовательного процесса, способствующих формированию системных знаний, экологического мышления, решению проблемных экологических вопросов;

  • повышение научного уровня экологического образования, слияние обучения и воспитания в единый процесс, профориентации и трудовому воспитанию.


Для достижения поставленной цели и результата,  ставятся следующие задачи:

  • изучение и сохранение экологической тропы школы;

  • воспитание экологической культуры и экологического сознания школьников;

  • активизация практической деятельности школьников экологической направленности;

  • организация систематических контактов учащихся с окружающей природной средой;

  • формирование у школьников представления об активном и здоровом образе жизни;

  • содействие нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию школьников.

  • усилить роль дополнительного экологического образования, научно-исследовательской деятельности учащихся в окружающей среде;

  • вовлечение всех групп учащихся в проектную деятельность, направленную на решение экологических проблем местного социума.

Педагогические технологии, используемые в процессе формирования экологической культуры.

  • технология интерактивного обучения;

  • технология коллективно-индивидуальной мыследеятельности;

  • технология развития критического мышления;

  • технология саморазвития и самосовершенствования личности;

  • технология проектного обучения;

  • технология исследовательской деятельности;

  • технология мониторинга;

  • экскурсии;

  • информационные технологии.


Принципы экологического воспитания.

Занятия по основам экологических знаний, реализуя системно - деятельностный и культурно-исторический подходы, строятся с учетом основных принципов:

  • Принципа междисциплинарности экологического знания, которое базируются на комплексном подходе к развитию человека, общества, природы.

  • Педоцентрического принципа, который предполагает отбор наиболее актуальных знаний для учащихся разных типов образовательных учреждений, необходимых для индивидуального личностного развития каждого обучающегося, предоставление каждому ученику возможности удовлетворить свои познавательные интересы.

  • Культурологического принципа, направленного на воспитание ценностей в соответствии нормами и особенностями национальной культуры, с учётом традиций своего края.

  • Краеведческого принципа, связанного с изучением культурно-исторического наследия малой Родины.


Оценка результативности программы.

Показателями результативности программы могут служить:

  • Количество и качество детских творческих, проектных и исследовательских работ.

  • Участие школьников в экологических конкурсах.

  • Динамика участия школьников в экологических конкурсах.

  • Практическая включенность детей в экологическую деятельность школы.


Практическая значимость программы “Юный эколог”для сохранения природного наследия Ростовской области.

Экологическая деятельность обучающихся школы имеет огромную практическую значимость для сохранения природного наследия Ростовской области, так как:

Природоохранная и исследовательская деятельность направлены на:

    • сохранение видового состава растительного и животного мира и посильный уход за ними;

    • охрану родников посёлка и исследование качества воды;

    • охрану реки Кундрючья и Соколовского водохранилища;

    • борьбу с бытовыми отходами населения, с несанкционированными свалками;

    • пропаганду и разъяснение идей охраны природы с жителями посёлка;

    • сохранение и использование эстетических ценностей природы

Краеведческая работа заключается в изучении истории и возрождении казачества.
Результат экологического воспитания – воплощение модели выпускника МБОУ ООШ №38 , обладающего экологической культурой.

  • Повышенный уровень естественно- научных знаний.

  • Осознание общественно – значимых проблем и готовность к их решению.

  • Экологическая ответственность.

  • Крепкое здоровье, здоровый образ жизни.

  • Осознание общечеловеческих ценностей: Мир, Знания, Труд, Культура, Здоровье, Природа, Человек, Семья, Земля, Отечество.


Привлечение общественности к реализации программы “Юный эколог”.

  1. Администрация поселкового Совета.

  2. Администрация ПСХ “Соколовское”.

  3. СЭС г.Новошахтинска.

  4. Редакция городской общественно-политической газеты “Знамя шахтёра”.

  5. Краеведческий музей г.Новошахтинска.

  6. Совет ветеранов посёлка Соколово-Кундрюченского.

  7. Дружина казаков.

  8. Поселковые библиотеки.

  9. Учреждения культуры посёлка: клуб и дом культуры.

  10. Родительский комитет.


Содержание программы экологического воспитания “Юный эколог”.
Программа экологического воспитания “Юный эколог” разработана для обучающихся 1-9 классов МБОУ ООШ № 38 города Новошахтинска.

1-4 классы участвуют в экскурсиях по экологической тропе, знакомящие с объектами живой и неживой природы, историческими памятниками посёлка. Овладевают первичными навыками исследовательской работы. Ведут наблюдения за объектами расположенными на тропе. Изучают правила поведения в природе.

5-6 классы закрепляют навыки исследовательской работы в природных условиях, устанавливают простейшие взаимосвязи в природе между объектами. Учатся обрабатывать и оформлять результаты исследований в виде рефератов и творческих отчетов. Овладевают трудовыми навыками по защите и улучшению окружающей среды.

7-8 классы учатся самостоятельно проводить исследования. Участвуют в экологических проектах, школьных и городских конференциях, проводят экскурсии по тропе.

9 класс проводит мониторинговые наблюдения, даёт оценку действия антропогенного фактора на окружающую среду, выполняет индивидуальные исследовательские проекты, выступает на областных конференциях, разрабатывает маршруты экскурсий по тропе, которые проводит для учащихся школы. Продолжает работу по оборудованию маршрута экологической тропы и улучшению окружающей среды.

Описание историко-экологической тропы.

Работа по формированию экологической культуры проходит на историко-экологической тропе школы.

Вид тропы: историко-экологическая.

Год создания: 1986 г.

Протяжённость: 8 км.

Станции:
“Подвиг”

Общая площадь которой 5250 м2.

В состав первой станции входят: территория школьного двора, школьный краеведческий музей, сквер памяти “40 лет Победы”, детская игровая площадка, цветочные клумбы.
“Память”

Расположена на западной окраине посёлка, площадь которой 4800 м2. В неё входят мемориальная зона – это братская могила и стела, а также сквер памяти.
“Родники”

На данной территории зарегистрировано 6 родников, 2 из них погибли. 2 находятся на западной окраине посёлка и 2 на берегах реки Кундрючья к западу от Гуковского моста. Каждый родник имеет своё название. Имеются колодцы: на улице I Пролетарская, Писарева, Франко .
“Зелёная”

Бывший парк ШУ “Степановская”. Парк был заложен в 1970 году. Площадь парка 4,5 га. В нём были высажены тополя и акации.
“Лесополоса”

Лесополоса длинной 800 м тянется вдоль водохранилища от западной окраины посёлка с востока на запад. Ширина – 15 м. Справа – водохранилище, слева - поля ПСХ “Соколовское”. Лесополоса была высажена в 1948 году.

“Голубая”

Объектами исследования являются река Кундрючья и Соколовское водохранилище.
Режим пользования: экскурсии, мониторинги окружающей среды, исследования, свободное посещение.
Система работы на экологической тропе включает:

1. Эколого-краеведческую работу:

  • организация работы на экологической тропе;

  • организация и проведение туристических походов;

  • экскурсионная деятельность;

  • проектная деятельность;

  • организация летнего отдыха детей;

  • проведение акций, десантов.


2. Природоохранную трудовую деятельность, которая включает в себя благоустройство и оборудование экологической тропы. Осуществляется круглогодично и заключается в помощи природным объектам.
Содержание программы “Юный эколог”

Станция

Класс

Теоретические занятия

Практические занятия

“Подвиг”

1-4

Правила поведения в природе.

Техника безопасности на экскурсии.

История создания историко-экологической тропы.

Экскурсия “Весенние явления в жизни растений.”


5-6

Понятие экология.

Знакомство с определителями растений и животных, методикой работы с ними.

Сезонные ритмы жизни организмов. Фенология

Фенологические изменения в жизни растений., ведение дневника наблюдений. Практикум по составлению гербария.

Экологическая игра “Все краски осени”, знакомства видовым разнообразием деревьев и кустарников, явлением листопада.

7-8

Особенности изучаемой природной территории, проблемы экологии.

Понятие эколого-краеведческого путеводителя, его назначение.

Методика глазомерной съёмки.

Коллективное составление путеводителя по тропе. Выпуск буклета.

Разработка схемы маршрута, путём глазомерной съёмки.


9

Знакомство с методикой разработки экскурсионного маршрута.

Правила оформления исследовательской работы.

Составление описания экологической тропы. Заполнение паспорта тропы.

Отработка экскурсионных текстов, овладение мастерством экскурсовода.

Участие в конференциях, экологических проектах, акциях.

Экологическая игра “Экологический кодекс жителей Земли”, мозговой штурм по формированию экологического мировоззрения

“Зелёная”

1-4

Беседа о признаках живой и неживой природы.

Слушание музыки из цикла “Времена года” П.И. Чайковского


Экскурсия: “Осень в жизни птиц. Приспособление птиц к сезонным явлениям”

5-6

Экологические группы и жизненные формы растений.

Понятие экологические факторы, их влияние на окружающую среду.

Умение составлять геоботаническое описание экологического объекта.

Оценка экологического состояния растительности парка

7-8

Понятие искусственной экосистемы. Знакомство с видовым разнообразием птиц Ростовской области.


Фенологические наблюдения за птицами: первая весенняя встреча и первая песня.

Изготовление и развешивание кормушек, скворечников.


9

Изучение методики исследования экологического состояния воздуха и растительности в районе террикона.

Мониторинг экологического состояния воздуха, растительного покрова в районе шахтного террикона

“Память”

1-4

Историческая справка о памятнике.

Экскурсия на территорию памятника воинам гражданской войны.

5-6

Понятие «пропаганда». Основные принципы лесоохраной пропаганды. Методика отдельных видов пропаганды. Пути совершенствования пропаганды.


Работа с литературой, подготовка материала к выпуску листовок

7-8

Беседа “Влияние твёрдых бытовых отходов на загрязнение окружающей среды”

Очистка от мусора и благоустройство территории мемориала.

9

Знакомство с элементами ландшафтного дизайна и правилами посадки саженцев.

Работа по дополнительной планировке и посадке новых деревьев.

“Родники”

1-4

Значение воды в природе и жизни человека.

Экскурсия на родник “Пролетарский”.

5-6

Советы по оформлению и изготовлению экологических знаков.

Разработка экологических знаков.

7-8

Советы по оформлению и изготовлению экологических плакатов.

Разработка плакатов о бережном отношении к источникам питьевой воды.

9

Изучение показателей качества воды в источнике.

Очистка и благоустройство родников.

Мониторинг качества воды в подземных источниках.

“Лесополоса”

1-4

Азбука поведения в природе.


Туристический поход. Наблюдение за изменениями погодных условий по признакам растений и насекомых.

Экологическая игра “Мир под ногами” (знакомство с беспозвоночными и насекомыми)

5-6

Знакомство с культурными растениями и их дикими сородичами.

Изучение жизненных форм растений

Составление флористического списка лесополосы. Составление картотеки охраняемых растений. Изготовление стенда «По страницам «Красной книги». Подготовка и проведение бесед учащихся о редких исчезающих растениях родного края.

7-8

Понятие ярусности.

Изучение ярусности в лесополосе. Исследование населения ярусов животными организмами.

9

Что представляют собой полевые исследования?

Знакомство с методиками полевых исследований.

Ландшафтное описание территории.

“Голубая”

1-4

Изучение легенд о реке Кундрючья.

Конкурс рисунков “Как красив мой край родной”

Экскурсия “Человек и окружающая среда”

5-6

Знакомство с видовым разнообразием животных Ростовской области.

Исследование видового разнообразия животного мира водоёма.

Экскурсия на фермы ПСХ “Соколовское’.

Определение экологических проблем.

7-8

Понятие о паспорте водоёма.

Определение доминирующих гидробионтов, заполнение гидробиологических карточек, проведение анализа воды по различным показателям, составление паспорта водоёма.

9

Изучение инструкции по проведению гидрологических наблюдений. Правила оформления полученных результатов в отчёте.

Мониторинг экологического состояния водных объектов.

Гидрологические наблюдения на реке. Оформление результатов наблюдений в виде отчёта.

Очистка береговой линии реки и водохранилища от мусора.


План работы

на 2013-2014 учебный год

по программе “Юный эколог”


Станция “Подвиг”


Мероприятие

Класс

Сроки проведения

1.Природоохранные акции:
“Птицы – наши друзья”,
“Посади дерево”,

“Я гражданин России”,
“Чистодвор”,

“Скворушка”.


2.Тематические дни:
«День птиц»
«День воды»
«День Земли» ”,

“Всемирный день защиты животных”
“День заповедников и национальных парков”


3.Конкурс экологических агитбригад“Экология – безопасность - жизнь”.

4. Походы по экологической тропе.
5. “День здоровья”;
6. Неделя экологии.
7. Экологический десант.
9. Городской экологический фестиваль “Золотая осень”
10. Социальный проект “Я живу в Новошахтинске”.
11.Сетевые экологические фестивали, конкурсы
12. Оформление паспорта историко-экологической тропы.




1-4
5-9

1-9
4-9

1-9


6-7
8-9
1-9

1-7
8-9
1-9


1-9
1-9
1-9
5-9
1-9

1-9

1-9



Март
Сентябрь, апрель
Декабрь
Октябрь, апрель
апрель


апрель
март
март

октябрь
январь
апрель


сентябрь, май
сентябрь
сентябрь
октябрь
октябрь

январь

в течение года
в течение года

Станция “Зелёная”


1.Экологический десант.

5-9

Апрель

  1. Учебные экскурсии

7

Ноябрь, февраль

  1. Исследование экологического состояния воздуха в районе шахтного террикона.

8-9

Сентябрь, январь, май

Станция “Память”


1.Акция ”Посади дерево”

5-9

Апрель

2.Экологический десант

5-9

Апрель, май

  1. Агитационно-разъяснительная работа с жителями посёлка “Берегите природу!”

8-9

Сентябрь, май

Станция “Родники”


1.Экодесант “Очистим родники от мусора”

7-9

Март, апрель

2. Мониторинг качества воды в подземных источниках.

8-9

Октябрь, апрель

  1. Разработка агитационных плакатов о бережном отношение к источникам питьевой воды.

6-9

Май

Станция “Лесополоса”


1.Акция “Сохраним и приумножим зелёные насаждения”

8-9

Апрель, май

2. Изучение видового разнообразия растений, птиц, животных лесополосы.

6,7

Сентябрь, май

3.







Станция “Голубая”


1.Акция”Чистые берега”

7-9

Сентябрь, май

2. Туристические походы

1-9

май

3. Учебные экскурсии на уроках биологии “Растения”

6

Сентябрь, май

  1. Исследование флоры и фауны водоёмов.

6, 7

Сентябрь, октябрь, апрель, май

  1. Мониторинг экологического состояния воды в водоёмах.

7-9

Май, июль, октябрь


Заключение

Программа дает возможность школьникам шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности его природы, истории и культуры, приобщиться к исследованию родного края в разных формах – от простейших описаний до серьезных исследовательских работ, имеющих общественное значение и практическую ценность, принять участие в созидательной деятельности, развивать свои творческие способности.
Деятельность в различных направлениях программы позволяет значительно расширить и углубить знания и представления детей об окружающем мире в процессе участия в практической краеведческой деятельности, в экскурсиях и туристических походах, освоить навыки использования методов различных научных дисциплин для осуществления краеведческих и иных исследований. Одновременно предоставляется возможность получить и развить разнообразные практические навыки: самоорганизации и самоуправления, общественной активности и дисциплины, преодоления препятствий и обеспечения безопасности и другие.


Литература учителя

  1. Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения. – М.: Агропромидат, 1989. – 383с.

  2. Астафьев В.И., Черданцева А.Ф. Советы по домоводству. – Минск: Пламя, 1993. – 412с.

  3. Афанасьева Е. Экология не знает границ // Юный натуралист. – 1990. - №1. – С.30-32.

  4. Бабанова Т.А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками // Начальная школа. – 1993. - №9. – С. 16-17.

  5. Бобылева Л.Д. Повышение эффективности экологического воспитания // Биология в школе. – 1996. - №3. – С. 57-59.

  6. Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и ее охрана: Книга для учащихся – М.: Просвещение, 1985. – 192с.

  7. Дерим-Олгу Е.Н., Фролова Н.А. Материалы для проведения экскурсий на водоем // Начальная школа. – 1994. - №4. – С.34-38. 

  8. Дерим-ОлгуЕ.Н.,ФроловаН.А.Материалы к проведению экскурсий в смешанный лес // Начальная школа. – 1992. - №3 – С.36-40.

  9. Дуденко И.Б. Историко-краеведческий подход в экологическом образовании школьников // Советская педагогика. – 1989. - №9. – С.28-32.

  10. Запартович Б.Б., Криворучко Э.Н, Соловьева Л.М. С любовью к природе – М.: Педагогика, 1983. – 232с.

  11. Захлебный А.Н. Общее и экологическое образование: единство целей и принципов реализации // Советская педагогика. – 1984. - №9. – С.16-22.

  12. Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы – М.: Педагогика, 1981. – 184с.

  13. Захлебный А.Н. Состав понятий межпредметных связей в школьном природоохранительном просвещении // Межпредметные связи в школьном природоохранительном просвещении – М., 1976. С.20-28.

  14. Захлебный А.Н., Зверев И.Д., Суравегина И.Т. Охрана природы в школьном курсе биологии – М.: Просвещение, 1977. – 206с.

  15. Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Научно-технический прогресс и экологическое образование // Советская педагогика. – 1985. - №12. – С.10-12.

  16. Зверев И.Д. Экогласность и образование // Советская педагогика. – 1991. - №1. – С.9-11.

  17. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования. – М., 1980. – 24с.

  18. Зверев И.Д. Цели природоохранительного просвещения в школе // Краеведческая работа в школе – М., 1974. – С.3-10.

  19. Лихачев Б.Т. Экология личности // Педагогика. – 1993. - №2. – С.19-21.

  20. Моисеева Л.В., Кастунов И.Р. Диагностика уровня экологических знаний и сформированности экологических отношений у школьников

  21. Министерство образования Российской Федерации; УГПИ Науч. пед. центр «Уникум». – Екатеринбург, 1993. – 148с.

  22. Отношение школьников к природе / Под ред.: Зверева И.Д., Суравегиной И.Т. – М.: Педагогика, 1988. – 128с.

  23. Печко Л.П. Воспитание у школьников эстетического отношения к природе // Советская педагогика. – 1987. - №3. – С.29-32.

  24. Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии – М.: Топикал, 1994. – С.132-184.

  25. Сенкевич В.М. Экологическое образование: интеграция научных знаний и образных представлений // Советская педагогика. – 1989. - №5. – С.15-19.

  26. Сосновский И.П. Редкие и исчезающие животные. – М.: Лесная промышленность, 1987. – 48с.

  27. Сотник В.Ф. Кладовая здоровья – М.: Экология, 1991. – 34с.

  28. Суравегина И.Т. Методическая система экологического образования //Советская педагогика. – 1988. - №9. – С.31-34.

  29. Суравегина И.Т., Енкевич В.М. Экология и мир: Метод.пособ. для учит. – М.: Новая школа, 1994. – 126с.

  30. Шкарбан И.В. Экологические проблемы в системе содержания общего образования // Советская педагогика. – 1981. - №7. – С. 83-85.

  31. Дзятковская Е. Н. Ключевые противоречия экологического сознания как критерий отбора содержания экологического образования. //Экологическое образование - № 2, 2010 – с. 24 – 30

  32. Дзятковская Е. Н., Захлебный А. Н. Государственный образовательный стандарт: новая функция экологического образования. //Экологическое образование. - № 4, 2009 – с. 6 - 10

  33. Экологический энциклопедический словарь. – М.: Издательский дом «Ноосфера», 1999 – 158 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Программа разработана на основе следующих iconПояснительная записка рабочая программа по изо 5 9 класс разработана...
Рабочая программа по изо 5 – 9 класс разработана на основе следующих нормативно-правовых документов
Пояснительная записка Программа разработана на основе следующих iconПояснительная записка рабочая программа по географии 6 9 классов...
Рабочая программа по географии 6 – 9 классов разработана на основе следующих нормативно-правовых документов
Пояснительная записка Программа разработана на основе следующих iconПояснительная записка в настоящее время целью изучения курса «Основы...
Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов
Пояснительная записка Программа разработана на основе следующих iconПояснительная записка 9 класс (гимназический, 4 часа в неделю) умк...
Программа разработана на основе следующих нормативных документов, определяющих содержание обучения иностранному языку
Пояснительная записка Программа разработана на основе следующих iconПояснительная записка: 3-17 нормативно правовые документы; 3 цели...
Рабочая программа по биологии для основного общего образования разработана на основе следующих нормативно-правовых документов
Пояснительная записка Программа разработана на основе следующих iconПояснительная записка Настоящая рабочая программа по литературе для...
Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (утверждён приказом Минобразования России...
Пояснительная записка Программа разработана на основе следующих iconПояснительная записка рабочая программа разработана на основе следующих...
Приказа Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального...
Пояснительная записка Программа разработана на основе следующих iconПояснительная записка для основного общего образования (Базовый уровень)...
...
Пояснительная записка Программа разработана на основе следующих iconПояснительная записка рабочая программа по биологии ориентирована...
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего...
Пояснительная записка Программа разработана на основе следующих iconПояснительная записка Статус документа рабочая программа по литературе...
Статус документа. Рабочая программа по литературе для 8 класса разработана на основе следующих нормативных актов и документов методического...
Пояснительная записка Программа разработана на основе следующих iconПояснительная записка Рабочая адаптированная основная общеобразовательная...
Федеральный закон от 29. 12. 2012. №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»
Пояснительная записка Программа разработана на основе следующих iconПояснительная записка к рабочей программе по природоведению в 5 классе...
Программа разработана на основе авторской программы по природоведению для общеобразовательных учреждений Пасечника В. В
Пояснительная записка Программа разработана на основе следующих iconПояснительная записка к рабочей программе по обж
...
Пояснительная записка Программа разработана на основе следующих iconРабочая программа по русскому языку в 5 классе Пояснительная записка...
Русский язык является одним из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение...
Пояснительная записка Программа разработана на основе следующих iconПояснительная записка Общие замечания: Программа внеурочной деятельности...
Программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями следующих нормативно — правовых актов
Пояснительная записка Программа разработана на основе следующих iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе следующих...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск