Скачать 57.57 Kb.
|
Знакомство с писателем Владимир Григорьевич Сутеев Цели: ввести в круг чтения детей новые авторские сказки; прививать любовь к чтению. План библиотечного часа: 1.Организационный момент 2. Знакомство с писателем а.) Беседа о жизни и творчестве В.Г. Сутеева б.) Работа над сказкой «Дядя Миша» 3. Физминутка 4. Продолжение работы а.) Просмотр мультфильма «Прививка» б). Сказка «Палочка выручалочка» 5. Итог урока Ход занятия Организационный момент Прозвенел звонок, начался урок. Тихо будем мы сидеть, чтобы знать и всё уметь. Жил да был на свете волшебник Владимир Сутеев. Он рисовал картинки в детские книжки, сочинял сказки и снимал для ребят мультфильмы. И были у него три волшебные палочки – карандаш, кисточка и авторучка. Возьмет он одну в руку – история сочиняется, возьмёт две других – рисунок чудесный выходит, красочный. И все его любили, потому что детские волшебники бывают только добрыми! Беседа о жизни и творчестве В.Г. Сутеева Владимир Григорьевич Сутеев (5 июля 1903, Москва — 10 марта 1993) — Заслуженный деятель искусств РСФСР (1965). Детский писатель, художник-иллюстратор и режиссёр-мультипликатор. Родился в Москве, в семье врача. Отец был одарённым человеком, его увлечение искусством передалось и сыну. Владимир поступил в 11-ю мужскую гимназию, а в последних классах учился уже в советской школе. С 14 лет подрабатывал: рисовал диаграммы для выставок здравоохранения, дипломы для победителей спортивных соревнований, работал санитаром в первом коммунистическом красноармейском госпитале, инструктором физкультуры в младших классах школы. Учился в МВТУ имени Баумана. Поступил на художественный факультет Государственного Техникума Кинематографии. Ещё во время учёбы примкнул к экспериментально-производственной группе мультипликаторов при техникуме. В 1928 году окончил учёбу и устроился на кинофабрику «Межрабпомфильм». В 1931 году поставил первый советский оригинальный звуковой мультфильм «Улица поперёк». Вместе с Львом Константиновичем Атамановым и Дмитрием Наумовичем Бабиченко разрабатывал серийного персонажа — Кляксу. С 1936 года — на киностудии «Союзмультфильм». Воевал, прошёл всю войну. Во время войны поставил ряд учебных фильмов. Затем преподавал на курсах художников-мультипликаторов, внёс вклад в освоение цветного кино. В 1948 году прекратил режиссёрскую деятельность и уволился с «Союзмультфильма. Написал около 40 сценариев для мультипликационного кино, и почти все они были экранизированы. С юношеских лет Владимир Сутеев как художник-иллюстратор периодически публиковался в журналах «Пионер», «Мурзилка», «Дружные ребята», «Искорка», в газете «Пионерская правда». Иллюстрировал множество детских сказок советских писателей: Чуковского, Маршака, Михалкова. Владимир Сутеев написал множество сказок, которые отличаются живостью, остроумием, простотой и доступностью для самых маленьких читателей. Почти каждое предложение сопровождалось яркой иллюстрацией, в которые Сутеев много привнёс из мультипликации: его динамичные рисунки похожи на кадры мультфильмов; персонажи имеют графическую индивидуальность, выраженную в облике, движениях, мимике. В его книгах всегда много юмора, помогающего без морализации объяснить детям простые истины. Умер Владимир Григорьевич 10 марта 1993 года. Владимир Сутеев был амбидекстром, т. е. одинаково владел правой и левой рукой, причём одновременно одной мог писать, а другой — рисовать Работа над сказкой «Дядя Миша» Сегодня на уроке вы познакомитесь с произведением Владимира Григорьевича Сутеева "Дядя Миша". Послушайте текст Чтение сказки Владимира Григорьевича Сутеева «Дядя Миша» Вопрос: Как вы, ребята, думаете, что я вам прочитала? Д. (Сказку) Вопрос: Почему вы так решили? Докажите. Д. (Животные разговаривают, Медведь собирает орехи, грибы, рыбу удит, кур, уток таскает. В реальной жизни такого не бывает) Вопрос: Подумайте, о ком сказка, которую мы сегодня читали? Д. (О животных) Вопрос: А теперь посмотрите на книгу. Кто се написал? Д. (Владимир Григорьевич Сутеев) Вопрос: Какая это сказка: народная или авторская? Д. (Эту сказку написал Сутеев, значит, сказка авторская или литературная) Вопрос: Как Сутеев озаглавил свою сказку? Д. (Дядя Миша) Вопрос: А как бы вы озаглавили эту сказку, если бы были писателями? Д. ("Медведь","Лиса и Медведь","Обманутый Медведь", "Зимние запасы","Звери готовятся к зиме"). Вопрос: Правда, Сутеев красиво озаглавил свою сказку, более точно и в то же время очень просто и ласково? Д. (Да. Нам очень понравилось). Вопрос: Ребята, назовите правильно произведение, с которым мы работаем сегодня на уроке. Д. (Сутеев, "Дядя Миша", сказка о животных). Работа с текстом Вопрос: Кто главный герой в сказке? Д. (Дядя Миша) Вопрос: Что вам понравилось? Д. (Все звери помогали Медведю делать запасы на зиму, животные разговаривают вежливо, употребляя в своей речи волшебные слова -"на здоровье", "спасибо" и другие). Вопрос: Что вам не понравилось? Д. (Дядя Миша никогда не доводил начатое дело до конца) - Вырвал из земли целый куст орешника, полный спелых орехов, прямо с корнями, тем самым погубил дерево, и уже никто не нарвет спелых орешков. - Дядя Миша пошел с лисой воровать кур, уток. Вопрос: Когда вам было весело? Д. (Было весело, когда дядя Миша собирал морковь, ловил рыбу). Вопрос: Когда вам было грустно? Д. (Грустно было, когда на медведя напали собаки и чуть всю шкуру с него не содрали). Вопрос: С какими произведениями этого автора вы уже встречались? Д. Мы читали сказки "Яблоко", "Мешок яблок", "Палочка-выручалочка", "Елка", "Под грибом", "Кто лучше?". Продолжение работы Просмотр мультфильма «Прививка» Чтение Сказки «Палочка выручалочка» Беседа после чтения: - Понравилось это произведение? Какое настроение оно вызвало? Почему? - Назовите героев произведения (Заяц и Ёжик). - Опишите, каким вы представили себе Ёжика, Зайца (мнение детей). - Объясните заголовок произведения. - Какую помощь оказывала друзьям эта палочка? - Как называл её Ёжик? - Попал ли домой Заяц и что важного он для себя понял? Так и привёл Ёжик Зайца к нему домой, а там давно его поджидала Зайчиха с зайчатами. Радуются встрече, а Заяц и говорит Ежу: - Кабы не эта волшебная палочка-выручалочка, не видать бы мне родного дома. Усмехнулся Ёжик и говорит: - Бери от меня в подарок эту палочку, может быть, она тебе ещё раз пригодится. Заяц даже опешил: - А как же сам ты без такой волшебной палочки-выручалочки останешься? - Ничего, - ответил Ёжик, - палку всегда найти можно, а вот выручалочку, - он постучал себя по лбу, - а выручалочка-то вот она где! Тут всё понял заяц: - Верно ты сказал: важна не палка, а умная голова да доброе сердце! - Попал ли домой Заяц? - Кто его там ждал? - За что благодарил Заяц Ёжика? - Почему палочку зайчик назвал волшебной? - Правда ли, что эта палочка была такой волшебной? Почему? Обобщение: - Чему учит сказка В. Сутеева? (быть умным, добрым, дружным, готовым помочь в любых ситуациях своим друзьям и товарищам). Итог урока - Назовите заголовок и автора произведений, с которым вы познакомились на уроке. - Кто из героев вам больше понравился? Почему? - Что главное из сказкок вы узнали для себя? |