Содержание Вступление 2-4 стр





НазваниеСодержание Вступление 2-4 стр
страница1/4
Дата публикации06.09.2013
Размер0.5 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4


Омская область, с.Седельниково, ул.Советская,22 Телефон: (38164)21-8-23

Иванова Валентина Ивановна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

2013

Из опыта работы

Автор

Из опыта работы

Активизация познавательной деятельности учащихся через применение опорных конспектов на уроках русского языка

Муниципальное казённое образовательное учреждение «Седельниковская средняя общеобразовательная школа №1» Омской области


Содержание

1. Вступление----------------------------------------------------------------------------------2-4 стр.

2. Система работы с опорными конспектами:

    1. Планирование ________________________________________4-5 стр.



    1. Урок________________________________________________5-10 стр.



    1. Работа с алгоритмом__________________________________11-12 стр.



    1. Контроль знаний:



      1. Контроль по перфокарте_____________________13-14 стр.



      1. Урок-зачёт. Общественный смотр знаний_______14-18 стр.



      1. Контрольная работа. Анализ контрольной работы_____________________________________19-20 стр.



    1. Внеклассная работа по изученной теме_________________20-22 стр.

3. Результативный компонент образовательного процесса_________22-24 стр.

4. Литература

5. Приложения


  1. Вступление

Одним из приоритетных направлений развития образования на современном этапе является повышение качества образования. В настоящее время приняты Федеральные Государственные образовательные стандарты, которые во многом меняют подход учителя к работе. Как научить детей учиться? Как развить в ребёнке все его интеллектуальные и творческие возможности? Чтобы знать ответы на все поставленные перед учителем задачи, надо постоянно учиться самому.

В современной школьной методике применяется много технологий, позволяющих активизировать познавательную деятельность учащихся, сделать их активными и востребованными в современном мире. Перед учителем русского языка стоит цель эффективного обучения языку. Для этого необходимо повысить мотивацию учащихся, раскрыть способности каждого школьника, а также усилить практическую направленность изучаемого материала. Следовательно, учитель должен найти такую технологию, которая бы отвечала его взглядам на обучение и воспитание детей, найти такой подход, который бы обеспечил возможность достижения школьниками высокого уровня усвоения знаний. Среди известных методик, созданных для интенсификации обучения, центральное место занимает методика В.Ф.Шаталова.

Ещё в 80-е годы прошлого века я заинтересовалась методикой Виктора Фёдоровича, с интересом смотрела его телеуроки. И когда его последователь, преподаватель русского языка Ю.С.Меженко, проводил в Омске семинары, я с удовольствием посещала занятия. До сих пор бережно храню конспекты тех лекций, хотя знаю их наизусть, и брошюры с опорными конспектами. Методическая система В.Ф.Шаталова—Ю.С.Меженко позволяет успешно решить труднейшие педагогические задачи—приобщить каждого ученика к ежедневному умственному труду, воспитывать познавательную самостоятельность как качество личности, укрепить в каждом ученике чувство собственного достоинства, уверенности в своих силах и способностях.

В своей работе я использую ОК Ю. С. Меженко, а также составляем опорные конспекты на уроке вместе с детьми, извлекая теоретические сведения из текстов параграфов, определений и правил, изложенных в учебнике.

При этом использую традиционные методы объяснения нового материала: слово учителя, беседа, самостоятельная работа над теоретическим материалом.

Составлению ОК предшествуют обычно такие элементы урока, как создание проблемной ситуации и целевая установка с мотивацией необходимости знания вводимых на уроке сведений о языке, а также словарная работа с новыми терминами.

После составления ОК возникает необходимость сформировать у детей умение быстро ориентироваться в нём, мгновенно находить и понимать отдельные звенья конспекта, видеть взаимосвязь между этими звеньями. Для этого используются различные приёмы: «озвучивание» в парах, в виде индивидуальных ответов перед классом и др.

С ОК учащиеся работают в тетрадях – справочниках, где записывают образцы рассуждений по «опоре»

Дальнейшая работа на основе ОК ведётся в системе теоретических и практических методов, при этом в поле зрения учителя три задачи:

  • ученик многократно проговаривает правило, тренируя свои органы речи в произнесении текста формулировки правила;

  • эта тренировка способствует развитию его монологической речи книжного стиля;

  • в результате такой тренировки достигается понимание смысла лингвистического термина, значит, развивается мышление ученика.

Объединение в одном ОК теоретического материала нескольких параграфов школьного учебника даёт учителю возможность «высвободить» большее, чем обычно, количество уроков для закрепления новых знаний и формирования на их основе умений. У учителя появляется возможность организовать самостоятельную работу учащихся через использование ИКТ, а также увеличить объём работы по стилистике.

Опыт работы показал, что на этапе закрепления знаний и формирования умений важна не только система упражнений, дающая возможность отрабатывать образцы рассуждения в различных ситуациях, но и текущая диагностика, показывающая учителю, как конкретно у каждого ученика идёт формирование умения, что усваивается слабо. В этих целях в конце каждого урока предлагается самостоятельная работа, для выполнения которой выбираются приёмы, наиболее экономные с точки зрения времени: графический диктант, взаимопроверка, работа по перфокартам, с сигнальными карточками и т.п.

Такая работа позволяет видеть слабые места в усвоении материала и даёт возможность отобрать дидактический материал для следующего урока.

В чём, на мой взгляд, преимущество такой подачи нового материала.

  1. Подача материала блоком (в учебнике он разбросан) устраняет его дробление, позволяет выделить главное, привести его в систему, поэтому и вызывает интерес у учащихся.

  2. Поскольку материал подаётся блоком, появляется возможность лучше организовать повторение. А чтобы перевести знания в долговременную память, надо чаще повторять изученное ранее.

  3. Такой подход позволяет организовать опережающее обучение. Так в 5 классе при изучении сложных предложений даю характеристику сложносочинённым, сложноподчинённым и бессоюзным сложным предложениям. Разграничение сложных предложений по типам позволяет более целенаправленно и лингвистически обоснованно вести работу по синтаксису и пунктуации на последующих уроках. Умение анализировать структуру сложных предложений и ставить в них необходимые знаки препинания закрепляется в ходе всевозможных тренировочных упражнений.

  4. Работа с ОК помогает развивать устную речь. Дети говорят, отвечая теоретический материал целым блоком.

  5. Такая система работы помогает разнообразить уроки, сделать их непохожими. Стараюсь придерживаться правила: в течение недели ни одного одинакового урока.

  6. ОК-это своего рода наглядность. А наглядность помогает лучшему восприятию через зрительные каналы. Задействованы 3 вида памяти: слуховая, зрительная, моторная.

  7. Опыт работы с ОК показал, что если теоретический материал группировать в крупные блоки, то появляется возможность значительно увеличить объём изучаемого на уроке материала без перегрузки учащихся.

  8. Учебный материал усваивается глубоко и последовательно, при этом развивается лингвистическое мышление учащихся.

Такой подход соответствует современным психологическим рекомендациям, получившим подтверждение в экспериментах Л.В.Занкова и др.

К сказанному хочу добавить, что ОК, конечно же, не единственно возможный способ формирования языковых, орфографических, и пунктуационных умений. В своей работе я использую и другие технологии. С появлением в кабинете компьютера, овладела ИКТ, что дало возможность значительно повысить качество знаний учащихся. Благодаря этому ОК передаются на экран через проектор. Программа Pover Point даёт возможность создавать любые варианты ОК. Теперь я не рисую схемы на доске или на листе ватмана, они все находятся в компьютере. При необходимости проецирую их на экран и работаю.

Опорные конспекты помогут решить проблему успешного обучения русскому языку, если подходить к ним, как и к другим способам обучения, творчески, учитывая тип учебного материала, особенности интеллектуального развития детей в классе.


  1. Система работы с опорным конспектом


Систему работы с ОК покажу на примере изучения раздела «Имя прилагательное» в 5 классе.
2.1 Планирование
Изучив ещё раз рабочую программу и государственные стандарты, ставлю задачи, общие для всех уроков, прописываю их в тетради для поурочных планов.

Познавательные задачи:

  • формировать у учащихся научно – лингвистическое мировоззрение, вооружить их основами знаний о родном языке, убедить в том, что прилагательные широко употребляются в различных видах литературной речи.

Практические задачи:

  • сформировать прочные орфографические умения и навыки, связанные с правописанием окончаний прилагательных, Н-НН в суффиксах отыменных прилагательных, О-Е в суффиксах и окончаниях прилагательных, правописание кратких прилагательных с основой на шипящий;

  • овладеть нормами русского литературного языка, обогатить словарный запас и грамматический строй речи учащихся, так как прилагательные, употребляемые учащимися, отличаются однообразием, особенно беден у детей словарь прилагательных оценочного характера, прилагательных, обозначающих духовные качества человека;

  • продолжить обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Общепредметные задачи:

  • воспитывать у учащихся потребность пользоваться прилагательными в речи;

  • развивать логическое мышление;

  • обучать школьников умению самостоятельно добывать знания по русскому языку;

  • формировать общеучебные умения – работа с книгой, справочной литературой, мультимедийными средствами;

  • совершенствовать навыки чтения, работая с текстами на уроках.

На первом уроке довожу план работы до учащихся, вместе с детьми определяем цель нашей работы. Интенсификация обучения предполагает, что его цели должны удовлетворять следующим требованиям:

  1. Они должны быть достаточно напряжёнными, ориентированными на максимум возможностей учеников и тем самым вызвать высокую активность.

  2. Цели должны быть достижимыми, т.к. завышенные приводят к отключению учащихся от решения поставленных задач.

  3. Цели обучения должны осознаваться учащимися, иначе не будут руководством к действию.

  4. Цели должны быть конкретными, учитывающими учебные возможности данного коллектива в зоне его ближайшего развития.

  5. Цели должны быть меняющимися с изменением условий, возможностей для их достижения.

На этом же уроке даю задание для подготовки внеклассного мероприятия, которое проводится после изучения темы.

Тематический план

Имя прилагательное (11+2)

1-2уроки

Работа по опорному конспекту «Имя прилагательное»

3 урок

Отработка навыков правописания падежных окончаний прилагательных

4 урок

Полные и краткие прилагательные

5урок

Употребление прилагательных в речи. Суффиксы прилагательных –ЧИВ –ЛИВ -ИСТ

6 урок

Н—НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных. Отработка навыков правописания по алгоритму.

7 урок

Правописание О-Е в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных.

8-9 уроки

Развитие речи. По плану уроков развития речи.

10 урок

Систематизация и обобщение материала по теме «Имя прилагательное»

11 урок

Урок-зачёт по теме «Имя прилагательное»

12 урок

Контрольная работа по теме «Имя прилагательное» или тест

13 урок

Конкурс Знатоков «Что? Как? Почему?»


2.2 Урок



  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Содержание Вступление 2-4 стр icon«Синтетические моющие средства» Стукалов Артем
Вступление стр. 3
Содержание Вступление 2-4 стр iconЕщё раз о хозрасчёте стр. 202 Последний штрих стр 204
Что происходит на хлебном фронте стр. 164 О неиспользованных резервах стр. 168 О модернизации стр. 171 Нэп по Ленину в исполнении...
Содержание Вступление 2-4 стр icon2 «А» Математика
Пособие: стр. 139 №1,2,3; стр. 143 №1,2,3; стр. 145 №1,2,3; стр. 149 №2,3; стр. 158 №3,4,6
Содержание Вступление 2-4 стр iconПлан: стр. Вступление 3 Начало царствования Николая II 4 «Бессмысленные мечтания» либералов 4
Человечество всегда будет мучить вопрос: Что же произошло в России в семнадцатом? Является ли Николай II виновником или жертвой?
Содержание Вступление 2-4 стр iconНоосферакакфилософияэкологи и нагари я 2 о 1 о содержание вступление
Материалистическая экология. Великая экологическая катастрофа и крах советского режима
Содержание Вступление 2-4 стр iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Виды преобразования текста» сокращение текста, план (стр. 170-171), тезисы (стр. 173), упр. 324, выписки (стр. 175), конспект (стр....
Содержание Вступление 2-4 стр iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Содержание Вступление 2-4 стр iconТребования к письменным работам Объем текста работы
Объем текста работы определяемом видом работы: выпускная квалификационная работа – 50-75 стр.; курсовая работа – 25-30 стр.; реферат...
Содержание Вступление 2-4 стр iconДомашнее задание Русский язык по тетради стр. 1-24 Украинский по тетради стр. 1-8
Стр. 38-39 вопросы; упр. 365 стр. 40-44 – выучить правила, словарные слова упр. 371,374,378
Содержание Вступление 2-4 стр iconОсновные сведения из теории сплавов. Диаграммы состояния металлов...
Строение и свойства металлов (стр. 45, 49, 50 В. А. Стуканов, стр. 16, 19, 20, 24 В. М. Никифоров)
Содержание Вступление 2-4 стр iconТематическое планирование стр. 7 2 Требования к уровню подготовки...
В числе приоритетных целей изучения музыкального искусства в начальной школе выступают
Содержание Вступление 2-4 стр iconГуторова Инна Васильевна г. Никополь 2013 г. Содержание Вступление 4 Дидактические игры на урок
Дидактические игры на уроках русского языка и чтения как средство активизации внимания и повышенного интереса к предметам 6
Содержание Вступление 2-4 стр iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Плоские черви» стр. 112-113, вопросы 1,2,3 стр. 118; проверка конспекта по теме «Кишечнополостные», стр. 104-111 или ответы на вопросы...
Содержание Вступление 2-4 стр iconРеферат На тему: «Брачный контракт» Работу
Общее положение о брачном договоре стр. 3 Глава Требования к заключению брачного договора стр. 7 Вывод стр. 12
Содержание Вступление 2-4 стр iconЛитература А. Куприн «Слон»
Что могут делать дети в игровом уголки? Учить описывать рисунок классной комнаты. Повторить числительные. К: стр. 18 №2 стр 20 №5...
Содержание Вступление 2-4 стр iconКонспект по параграфу 2 №703, 705 Параграф читать. Стр. 117 118 отвечать...
Стр. 71, упр. 45. Учить стихотворение наизусть Повторить слова, стр. 98, упр. 4, стр. 104 105. Упр. 3(1,2) перевод


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск