Ноосферакакфилософияэкологи и нагари я 2 о 1 о содержание вступление





НазваниеНоосферакакфилософияэкологи и нагари я 2 о 1 о содержание вступление
страница1/17
Дата публикации23.02.2015
Размер2.14 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


ГЕНРИХ ГРУЗМАН
Н О О С Ф Е Р А К А К Ф И Л О С О Ф И Я Э К О Л О Г И И
Н А Г А Р И Я

2 О 1 О


СОДЕРЖАНИЕ

  1. ВСТУПЛЕНИЕ

  2. МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ЭКОЛОГИЯ. ВЕЛИКАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КАТАСТРОФА И КРАХ СОВЕТСКОГО РЕЖИМА

  3. ИДЕАЛИСТИЧЕСКАЯ ЭКОЛОГИЯ. КОНТУРЫ ГРЯДУЩЕГО МИРОПОРЯДКА

  4. СИСТЕМА ВЕРНАДСКОГО

  5. ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ КАРТИРОВАНИИ


«Так связан, соединён от века

Союзом кровного родства

Разумный гений человека

С творящей силой естества…

Скажи заветное он слово –

И миром новым естество

Всегда откликнуться готово

На голос родственный его»

Фёдор ТЮТЧЕВ
I. ВСТУПЛЕНИЕ

Принято считать, что экология (от греческого oikos – дом, жилище и logos – наука, учение), как объект познания, была объявлена знаменитым эволюционистом Эрнестом Геккелем в 1866 году, и с той поры ведёт своё летоисчисление в качестве самостоятельной научной отрасли. Но эта информация, по крайней мере, не точна, - она даёт знание о времени, с какого человек узнал об экологии, а сама экология как таковая, как познаваемый континуум, зародилась намного раньше. Её возникновение некоторые неординарные исследователи числят феноменом библейского века, и в обширном цикле экологических дисциплин наиболее оригинальной представляется точка зрения, которая показывает библейскую акцию грехопадения (изгнание первочеловеков из их первичной среды обитания) первым экологическим кризисом в человеческой истории.. Однако в собственно религиозном (богословском) ракурсе данная точка зрения не даёт ничего, кроме наукообразного украшения библейского мифа. Более же серьёзное углубление в библейский смысл летописи, учитывая общий символико-метафорический характер стародавних текстов, склоняет к мнению, что мистические знания библейских аллегоризмов не только поучительны, но и доказательны, дающие пищу для недогматического знания.

Грехопадение совершил не человек, а грехопадение совершил Бог, когда Он решился на независимость от человека, позволив Змию соблазнить человека познанием: Бог переселил человека из своего дома (ойкоса) в дом познания. Переход из ойкоса Бога в ойкос познания действительно явился для человека глобальным катаклизмом и судьбоносным потрясением исторического значения: человеческий мир, только возникший, обзавёлся первым сугубо человеческим порядком – своим домом, который, в свою очередь, просигналил о появлении главнейшего отношения: противоречия человека и природы. Нестандартно мыслящий Ф.И.Горенок верно указал: «Экология – это знание о том доме, который мы не строим, но в котором нам, тем не менее, приходится жить» (Ф.И.Горенок «Ускользающее бытие», 1994, с.18). Следовательно, экология есть первое и исходное сознательное произведение человека, и возникло оно тогда, когда появился человек с претензией на своё место в этом мире, когда человек заявил о себе, как о человеке, тобто как домовладельце. Совершенно справедливо сказано на одном из множества электронных экологических порталов: «Экология приобрела практический интерес ещё на заре развития человечества».

Такой аналитический подход с нетрадиционной ориентацией наглядно изображает подлинное коренное понятийное содержание и истинную смысловую предикацию экологии, делая её предметом феноменологического сознания. На фоне этого рельефно выступают шероховатости, несоответствия, несообразия современного экологического языка и терминологические ошибки, которые в текущей реальности «смазываются» и теряются в волнах повседневного обывательского словопотопа, - так, широкораспространённое словосочетание «экологическая опасность» - суть нелепость, ибо дом, первейшая обязанность которого дать человеку безопасность, не может быть для него домом (ойкосом) в отсутствие благонадёжности; аналогичная ситуация с терминами «экология жилья», «экологическая напряжённость», «экологически чистые продукты», «экологический урон» и прочая. Но самое главное, что непосредственно эмпирически и ценно гносеологически вытекает из данной аналитической нетрадиционной ориентации, состоит в опознании человека генеральным объект-субъектом и главным двигателем внутреннего сгорания экологии. Экологически заботы, тобто чаяния и действия по домоустройству, с какой стороны их не брать – физической, психической или духовной – всегда находились на переднем плане человеческих побуждений и установок, стремлений и потребностей, очерчивая полный психологический контур человека как Homo sapiens’а, а данные экологические хлопоты, начиная с первобытной пещеры, достигали своего апогея и результата в облике семьи, и семья является хозяйкой ойкоса, будучи самой важной иконой экологии. Через радение об ойкосе, жилище, обители, семье человек проводит своё жизнеопределяющее противоречие человек – природа, исторически развиваясь до противоречия общество – природа, и далее, превращая его в противоречие Бога и человека, что и образует глубинную первопричину глобального экологического кризиса человечества наших дней, показ чего служит идейным замыслом данного повествования.

Историческое становление ойкоса, выявляемое аналитически, привело к появлению едва ли не самой большой мистерии человечества, имеющей тот же корень oikosэкономика, и какое в своих начальных формах ставит себя как хозяйство домостроя. Экономика в буквальном переводе обозначает искусство ведения домашнего хозяйства; итак, спонтанно возникшая структура человеческого ойкоса состоит из дома и хозяйства. Историческая мистерия экономики состоит в том, что экономическое развитие, тобто прогресс домашнего хозяйства, привело человеческое общежитие не только к состоянию кризиса, но и стало его главным действующим персонажем. Общечеловеческой формой высшего и последнего этапа экономики (домашнего хозяйства) стали капитализм и социализм (В чисто экологическом, ойкосном, плане я не вижу принципиального различия между капитализмом и социализмом, а, как формы хозяйствования, я ставлю впереди капитализм, какой и будет предметом аналитики экологии, и не вижу необходимости отдельно упоминать социализм в этой связи). Капитализмом называется драма, давшая человечеству необъятную содержательность Нового Времени и явившаяся из собственного гнезда – промышленной революции XVI-XVII веков, в этой драме экологическая трагедия стала составной частью. Один из наиболее проницательных философов последнего времени – В.Хёсле в своих московских лекциях сказал, что «…при капитализме складывается хозяйственная система, логика которой не только не сводится к логике «Oikos», но и, сверх того, основательно видоизменяет, если не разрушает последнюю. Одной из главных черт, характеризовавших историю Европы с начала индустриальной революции, следует считать освобождение экономики из-под нормативного гнёта прочих социальных образований, таких, например, как семья и государство. Это, в конечном счёте, способствовало возникновению особой логики экономического разума, которая, как мы уже видели, тоже встаёт в ряд причин, обусловивших нынешний экологический кризис» (В.Хёсле «Философия и экология», 1991, с.103-104).

Итак, с помощью несложной логики возможно, если только понимать человеческую жизнь императивом ойкоса, вывести немаловажное заключение, что человеческий ойкос в своём процессуальном плане или динамическом развитии, распадается на две составные части, коренным и генетическим образом повязанные друг с другом: экология и экономика. Основание такой логики является наглядная историческая аксиома, что как экология не существует без экономики, так экономики нет вне экологии. Лидер европейской философии первой половины ХХ века Мартин Хайдеггер определил: «Как обусловленный техникой, как часть технической реальности, человек уже не может действовать против техники; его решения по природе воспроизводят всё те же технические принципы, он не может мыслить какие-то другие нетехнические действия». А упоминавшийся ранее В.Хёсле эту мысль отразил в своеобразном фразеологизме: « С такими великими задачами, какой, к примеру, является задача спасения окружающей среды, вряд ли удастся справиться без эффективной экономической деятельности, рационализированной в соответствии с пусть и неприятными законами эгоизма».

Таким образом, недогматическое размышление при точке зрения нетрадиционной ориентации приводит к открытию основополагающего гностического соотношения, имеющего вид основного вопроса человеческого ойкоса: экология – экономика. Вне зависимости от предусматриваемой сущности данного ойкоса – научной, мировоззренческой или философской – основной вопрос исходит и в первом приближении опосредует главнейшее отношение: противоречие между человеком и природой. Имея в виду визуальную аналогию с основным вопросом философии (дух – материя), - формальное подобие и сходство в строго определённых рамках, с которым действительно имеет место, ни в коем случае нельзя экологию целиком отождествлять с духом, а экономику – с материей, хотя соотношение экология-экономика исходит из отношения человек-природа.

Итак, понятие об основном вопросе экологии является антитезой традиционному порядку экологического исследования, которое не знает внутренней анатомии своего предмета. Это последнее обычно отражено в двух видах: структурном, где производится структурная деформация отношения и экономическая часть резко доминирует и подавляет экологическую, и функциональную, где экономическая часть исключается из отношения экология – экономика, как враждебный антагонист. Вот как эта идея представлена на Международном Экологическом Форуме: «Экономика является главным препятствием на пути сохранения природной среды. Основа антагонизма между экономикой и экологией лежит в природе рынка, который начинает давать сбои, когда в него вмешиваются с разного рода нерыночными отношениями. В экономической литературе отмечено, что недостатки в работе рынка происходят тогда, когда общество считает некоторые ценности более или менее желательными, чем это обозначается рыночными ценами. Любая сложившаяся система, которая держится на совокупности тесных взаимозависимых отношений, является аналогом живого организма. Любое стороннее вмешательство в физиологию этого организма равносильно ранению или же инфекционному заболеванию. Хотя рынок постоянно совершенствуется и последовательно охватывает все большие сферы человеческой деятельности, его сущность практически не меняется. Давно отмечено, что рынок равнодушен к человеческим проблемам, он не знает ни жалости, ни вражды, он признает лишь холодный расчет в соответствии со своей шкалой ценностей. В то же время он живой и активный, ему свойственна стратегия жизненной экспансии и, как все биосистемы с J-образной динамикой, он совершенно не волнуется о будущем, то есть тяга к экспансии в нем перевешивает инстинкт самосохранения. Во всех странах независимо от политической системы наибольшую ценность имеет то, что создано руками людей. Стоимость любого товара оценивается по количеству вложенных в него средств, сил, времени. Природные богатства, которые даются человеку даром, на рынке ценятся очень мало. Например, стоимость природных ископаемых определяется лишь усилиями по их добыче. Практически не имеет никакой ценности воздух, которым мы дышим. Поэтому любые вложения средств в защиту окружающей среды экономически не выгодны» (http://www.wecoforum.org/page.php?id=497)

.Игнорирование основного вопроса в экологическом познании является наглядным признаком современного экологического злосчастья человечества, а в некоторых аспектах данная ущербность нынешней теории познания выступает даже прямым поводом и ноуменальной предпосылкой, правда, чаще всего, апокрифическими, этой последней. Сегодняшняя теория познания решительно проходит мимо такой силлогистики, ибо современному экологическому представлению в корне чужда гносеологическая ценность основного вопроса, так же, как и весь арсенал мышления нетрадиционной ориентации. Кардинальное различие здесь заложено в фигуре ЧЕЛОВЕКА: если в нетрадиционной проекции человек значится главным объектом познания и основным рычагом явления, то в традиционном, современном порядке когнитации человек не фигурирует вовсе. На Электроном Экологическом портале (http://ecology-portal.ru/publ/4-1-0-408) это обстоятельство выложено следующим образом: «В буквальном смысле экология – это наука об организмах «у себя дома». Наука, в которой особое внимание уделяется «совокупности или характеру связей между организмами и окружающей средой». В настоящее время большинство исследователей считают, что экология – это наука, изучающая отношения живых организмов между собой и окружающей средой, или наука, изучающая условия существования живых организмов, взаимосвязи между средой, в которой они обитают». В работе «Всеобщая морфология организмов» (1866г.) Э.Геккель определял экологию, как «…сумма знаний, относящихся к экономике природы: изучению всей совокупности взаимоотношений животного с окружающей его средой, как органической, так и неорганической, и прежде всего его дружественных или враждебных отношений с теми животными, с которыми оно прямо или косвенно вступает в контакт». Бросается в глаза симптоматичность употребления классиком термина «экономика».

Однако, невзирая на ясную простоту исходных посылок единая, общепринятая дефиниция экологии отсутствует, а наличествует такое множество смысловых и содержательных модификаций, что обоснованными кажутся опасения о ненужности самого термина. И, тем не менее, - что подчёркивается всеми аналитиками, - эти экологические вариации содержат некую общую сущностную линию биологического, но не человеческого, качества. Тот же электронный интернет-источник повествует о данной ситуации: «С того времени (установления термина «экология» Э.Геккелем – Г.Г.) представление о содержании экологии претерпело ряд уточнений, конкретизаций. Однако до сих пор нет достаточно чёткого и строгого определения экологии, и все ещё идут споры о том, что такое экология, следует ли её рассматривать как единую науку или же экология растений и экология животных – самостоятельные дисциплины. Не решён вопрос, относится ли биоценология к экологии или это обособленная область науки. Не случайно почти одновременно появляются руководства по экологии, написанные с принципиально разных позиций. В одних экология трактуется как современная естественная история, в других – как учение о структуре природы, в котором конкретные виды рассматриваются лишь как средства трансформации вещества и энергии в биосистемах, в третьих – как учение о популяции и т.д. Нет необходимости останавливаться на всех существующих точках зрения относительно предмета и содержания экологии. Важно лишь отметить, что на современном этапе развития экологических представлений все более чётко вырисовывается её суть. Экология – это наука, исследующая закономерности жизнедеятельности организмов (в любых её проявлениях, на всех уровнях интеграции) в их естественной среде обитания с учётом изменений, вносимых в среду деятельностью человека. Из этой формулировки можно сделать вывод, что все исследования, изучающие жизнь животных и растений в естественных условиях, открывающие законы, по которым организмы объединяются в биологические системы, и устанавливающие роль отдельных видов в жизни биосферы, относятся к экологическим… Экология сегодня включает ряд дисциплин и отраслей науки, весьма далеких от изначального понимания экологии Геккелем как биологической науки. Несмотря на это, в основе всех без исключения современных направлений экологии лежат все те же фундаментальные идеи биоэкологии. В последнее время в связи с многозначностью слова «экология» нередко высказываются опасения насчет возможности полной утраты первоначального смысла термина».

Подобное обстоятельство гарантированно свидетельствует о внутренней несостоятельности и неустойчивости современных представлений об экологии, как самостоятельного научного фигуранта. Важно понимать, что этот вывод, гносеологически идентичный тому, что выражает мировое научное мнение в виде непогрешимого суждения о глобальном экологическом кризисе, обладает теоретической умозрительной природой, и не имеет прямого отношения к опосредованию совокупностей огромного числа непосредственных фактов и наглядных очевидностей, имеющих место в технолого-экономической реальности мирового производства. Данный силлогизм есть своеобразная грань вселенского многогранника экологического кризиса, его теоретическая характеристика, как результат углублённой постигающей рефлексии. И хотя интенсивность последней, которую можно назвать интеллигенцией научного духа, беспрецедентна, особенно в последнее время, но основное достижение этого духовного подвига, фактически, европейского ума, не было обозначено особыми аналитическими действиями. Духовный подвиг постигающей мысли здесь идейно состоит в том, что на роль первой скрипки в ноуменальной катавасии, связанной с экологической тематикой, она вновь выдвигает человека. Джей Форрестер, блистательный участник знаменитого Римского клуба, заявил от имени европейской научной элиты, входящей в клуб: «Под мировой системой мы понимаем
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ноосферакакфилософияэкологи и нагари я 2 о 1 о содержание вступление iconСодержание Вступление 2-4 стр
Оборудование: плакаты, карточки со словами, ящик для жетонов, жетоны с изображением клоунов
Ноосферакакфилософияэкологи и нагари я 2 о 1 о содержание вступление iconГуторова Инна Васильевна г. Никополь 2013 г. Содержание Вступление 4 Дидактические игры на урок
Дидактические игры на уроках русского языка и чтения как средство активизации внимания и повышенного интереса к предметам 6
Ноосферакакфилософияэкологи и нагари я 2 о 1 о содержание вступление iconУрок по теме «Членистоногие» ход урока вступление (Вступление и заключение...
Все эти персонажи – представители одного типа, типа членистоногих. На уроках мы с вами говорили о многообразии этого типа, об удивительной...
Ноосферакакфилософияэкологи и нагари я 2 о 1 о содержание вступление iconРеферат по литературе на тему «Мария в произведениях А. С. Пушкина»
Вступление
Ноосферакакфилософияэкологи и нагари я 2 о 1 о содержание вступление icon«Синтетические моющие средства» Стукалов Артем
Вступление стр. 3
Ноосферакакфилософияэкологи и нагари я 2 о 1 о содержание вступление iconСодержание. Введение Философский смысл понятия бытия. Формы бытия....
Учебно-методическое пособие предназначено аспирантам и соискателям ученых степеней по всем специальностям для сдачи кандидатского...
Ноосферакакфилософияэкологи и нагари я 2 о 1 о содержание вступление iconВступление
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №40 находится в Заволжском районе г. Твери
Ноосферакакфилософияэкологи и нагари я 2 о 1 о содержание вступление iconКонспект урока. Вступление учителя
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа с углубленным
Ноосферакакфилософияэкологи и нагари я 2 о 1 о содержание вступление iconРеферат по дисциплине «Введение в рекламу» На тему «btl как форма...
Вступление
Ноосферакакфилософияэкологи и нагари я 2 о 1 о содержание вступление iconРечеведческий разбор текста
Свое небольшое вступление о теме (рассказа, повествования, рассуждения, размышления), ее актуальности, важности
Ноосферакакфилософияэкологи и нагари я 2 о 1 о содержание вступление iconПлан урока Вступление
Мы представляемся. Первым выходит Илья и начинает урок. Он говорит на фоне первого слайда презентации
Ноосферакакфилософияэкологи и нагари я 2 о 1 о содержание вступление iconВступление
Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет Русская Земля!
Ноосферакакфилософияэкологи и нагари я 2 о 1 о содержание вступление iconВступление
Героическая оборона Ленинграда. Наступальтельные операции войск на Северо-Западном направлении. Сентябрь 1941- ноябрь 1942 гг
Ноосферакакфилософияэкологи и нагари я 2 о 1 о содержание вступление iconВступление в силу международных договоров российской федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Ноосферакакфилософияэкологи и нагари я 2 о 1 о содержание вступление icon50 ответов на вопросы, связанные с молитвой Вступление
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 111101 зоотехния
Ноосферакакфилософияэкологи и нагари я 2 о 1 о содержание вступление iconЗаявка на вступление в Деловой Клуб Лиги международной молодежной дипломатии
Участие в конференциях, фестивалях, семинарах, форумах и т д. ( название мероприятия, место, год)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск