Скачать 57.57 Kb.
|
Тема: Подготовка к сочинению – описанию. Цели : 1. Совершенствование умения правильно строить предложения и употреблять их в тексте; 2. Развитие устной и письменной речи , умение создавать собственное высказывание; 3. Воспитание внимательного и доброго отношения к окружающему. Оборудование: рисунки облаков, карточки с словами разных частей речи, слова : лексика , фонетика, орфография ,словообразование , синтаксис, фразеология, репродукции картин И.И. Шишкина и Ф.А. Васильева, рисунок ёлки ,украшенной облаками и конфетами. Ход урока: 1)Организационный момент. - Здравствуйте ,ребята! Этот урок русского языка мы проведём вместе. Сядут те , кому понравилось первое облако. Второе. Третье. Приятно , что у многих из вас хорошее настроение. Надеюсь ,таким оно и будет до конца урока! В добрый час! Думаю у нас будет «добрый час» и мы сможем говорить всё , что знаем и ничего не будем бояться. (Дети открывают тетради и записывают дату.) 2)Сообщение темы. - Сегодня на уроке мы будем исследовать слово , посмотрим на него с разных сторон науки о русском языке. Какое это слово , я предлагаю вам угадать , посмотрев слайды. (На экран проецируется слайд-шоу, где показаны разные виды облаков .Учитель в это время говорит: -Они могут быть перистые, кучевые, грозовые, лёгкие.) 3)Актуализация знаний. - О чём же мы будем сегодня говорить? -Об облаках. - В этимологическом словаре Шанского говорится , что в современный русский язык слово «облако» пришло из старославянского , где звучало «облакоти» и означало «окружать ,одевать». Первый раздел науки о языке , который нам поможет ЛЕКСИКА - Что же означает слово облако? 1.Скопление сгустившихся водяных паров в воздухе. 2. Сплошная масса мелких частиц чего - нибудь(переносное значение). Например, облако дыма. (На экране появляются слайды с каждым значением слова.) -Способность слова иметь не одно , а несколько значений называется многозначностью. Как назовём слово с несколькими значениями? -К каждому значению как будто тянутся слова единомышленники- синонимы. -Дайте определение синонимов. -Синонимы – слова одной и той же части речи , которые обозначают одно и то же , но могут отличаться оттенками лексического значения. -Подберём синонимы. Если вам будет трудно , я помогу. -Облако – туча, туман. -Произнесём слово. -Что мы слышим? -Их называют звуками речи и изучает их следующий раздел науки о языке- ФОНЕТИКА - Этот раздел поможет нам выполнить фонетический разбор слова. (Ребята выполняют разбор цепочкой по одной букве.) о –[а]- глас., безудар. б –[б] – согл., зв.,тв., парн. л –[л] – согл.,зв., тв., непарн. а –[а] – глас., безуд. к –[к] – согл., глух., тв., парн. а–[а] –глас., удар. 6 б., 6 зв. -Ребята, фонетический разбор мы выполнили для того , чтобы найти расхождения в написании и произношении. - Где вы видите расхождение в звуках и буквах? -Почему? -Как проверить безударный гласный? -Правильно написать слово нам поможет следующий раздел науки о языке ОРФОГРАФИЯ -Подберём устно родственные слова. -Какие слова называются родственными? -Запишем их ,выделяя ударение. (На доске записываются учениками слова : облако, облачко , облачный , безоблачный , облачность.) -Разберём каждое слово по составу. -Ребята , а для чего мы разбирали родственные слова по составу? -Есть ли среди записанных проверочные слова к слову облака? -Слова ,написание которых надо запомнить ,называются словарными. -С помощью каких частей слова мы образовывали однокоренные слова? (С помощью приставок и суффиксов.) -В этом нам помог ещё один раздел науки о языке , который называют СЛОВООБРАЗОВАНИЕ (На данном этапе урока проводится физминутка.) -Мечтая или радуясь ,люди часто смотрят на небо и их завораживает цвет и причудливые формы облаков. Они пытаются их нарисовать . Я предлагаю вам посмотреть на картины великих художников –И.К. Айвазовского ,И.И. Левитана и описать облака. (Снова на экране показываются картины художников.) -Какие облака на этой картине? (Дети высказывают свои варианты и на слайде появляются некоторые из этих слов.) -Какое действие выполняет облако на этой картине? -Составьте предложения. Сначала повторим , что такое предложение? (Ученики придумывают свои предложения и говорят их.) -Облака мы можем не только увидеть на картинах , но и услышать это слово в художественных произведениях. Например, у Сергея Есенина: Плывут в страну далёкую седые облака. (На доске записано предложение с пропущенными буквами.) - Посмотрите внимательно на пропущенные буквы и попробуйте назвать орфограммы. -Какие безударные гласные вставили? - Выполним синтаксический разбор предложения. -Выпишем словосочетания с вопросами. Облака (какие?)седые Плывут (куда?) в страну В страну (какую?) далёкую -Какое это предложение по цели высказывания? -По интонации? -Простое или сложное? -Распространённое или нераспространённое? -Разбор предложения помог сделать другой раздел науки о языке СИНТАКСИС - Я хочу напомнить вам ещё об одном разделе языка ФРАЗЕОЛОГИИ , который изучает устойчивые сочетания слов. - Наверно иногда вам приходилось слышать чей- то адрес фразу учителя : «Вася, ты опять в облаках витаешь?» - Что же хотел сказать учитель? Витать в облаках- пребывать в мечтательном состоянии , не замечая окружающего. - У вас в классе таких нет? - Слушать учителя надо всегда очень внимательно , потому что он говорит много нового и интересного. 4)Первичная проверка понимания. -О каких разделах науки о языке мы говорили? -Какое слово исследовали? -Словарное слово. Какие гласные запоминали? 5)Творческое применение знаний. -Смотрели на картины ,узнали , что с помощью слова можно передать красоту облаков. И теперь я предлагаю вам посмотреть на картины таких художников , как : Шишкин , Васильев и описать облака. Работать будем по рядам. (На доску вывешиваются три репродукции картин- для каждого ряда своя.) -Вам надо описать облака на своей картине, составив 4-5 предложений. Начать я предлагаю с такого предложения : На картине я вижу облака. Вы можете воспользоваться словами ,написанными на карточках. (У каждого ученика лежат карточки со словами разных частей речи ,которые помогут описать облака. На выполнение работы даётся 5 минут. Затем зачитывают несколько сочинений(3-4)) -Вы написали замечательные работы. Молодцы! 6)Информация о домашнем задании. - А хотите ли придумать сказку ,главным героем которой будет облачко? -Это и будет вашим домашним заданием. 7)Рефлексия(подведение итогов). -Ребята, сегодня 19 января. По православному календарю это Крещение. После него все новогодние и рождественские праздники заканчиваются. Люди снимали украшения с новогодних ёлок.У меня тоже есть ёлка , но необычная, а украшенная облаками. Я хочу подарить их вам на память о нашем уроке. Спасибо вам! -Возьмите любое облако, которое понравилось больше всего. |
Тема урока : «подготовка к сочинению-описанию по картине и. Бродского... Тема сегодняшнего урока подготовка к сочинению-описанию по картине И. Бродского «Летний сад осенью». Будьте внимательны, так как... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема урока: Подготовка к сочинению – описанию внешности. Описание картины В. А. Серова | ||
Урок развития речи. 4 класс. Тема : Подготовка к сочинению описанию о весне Цель: Развитие речи, подчёркивание роли прилагательных в описании, бережное отношение к слову | Подготовка к сочинению мое любимое животное ... | ||
Конспект урока русского языка в 6 классе Тема урока: Подготовка к сочинению-описанию Цель урока: Организовать творческую деятельность учащихся по подготовке к написанию сочинения, используя личные наблюдения, произведения... | Урок развития речи в 6 классе подготовка к сочинению-описанию «лес зимой» Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Подготовка к сочинению-описанию предметов прикладного творчества золотой хохломы | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Подготовка к домашнему сочинению-описанию по картине Нестерова «Видение отроку Варфоломею» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Подготовка к домашнему сочинению-описанию по картине Нестерова «Видение отроку Варфоломею» | Урок русского языка в 7 классе на тему «Подготовка к сочинению-рассуждению «Дети и война» Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодняшний наш урок – урок развития речи. Тема урока «Подготовка к сочинению-рассуждению «Дети и... | ||
Конспект урока русского языка по развитию речи учащихся 7 класса... Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета (протокол от 20 г. № ) | Урок развития речи, комплексного применения знаний по теме «Подготовка... Провела Птахина Н. Е. – учитель русского языка и литературы укп при ик-9 с. Талицы | ||
«Имя прилагательное». 6 класс (N4/2011) И. Забродина Подготовка к сочинению-описанию архитектурного памятника Собор Михаила Архангела г. Сердобска. Открытый урок. 8 класс... | Урока по русскому языку на тему Подготовка к сочинению-рассуждению... Тема: Развитие речи. Подготовка к сочинению-рассуждению о родном крае «Прошлое и настоящее родного села» | ||
Александровича Пластова «Сенокос» Тема урока: Подготовка к сочинению по картине фио: Каразбаева Расиля Шарифьяновна | Тема опыта деятельности Интегрированного урока русского языка и искусства «незабудковая гжель. Подготовка к сочинению с элементами описания действия» |