Тема: Подготовка к сочинению – описанию





Скачать 57.57 Kb.
НазваниеТема: Подготовка к сочинению – описанию
Дата публикации23.06.2013
Размер57.57 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
Тема: Подготовка к сочинению – описанию.

Цели : 1. Совершенствование умения правильно строить предложения и употреблять их в тексте;

2. Развитие устной и письменной речи , умение создавать собственное высказывание;

3. Воспитание внимательного и доброго отношения к окружающему.

Оборудование: рисунки облаков, карточки с словами разных частей речи, слова : лексика , фонетика, орфография ,словообразование , синтаксис, фразеология, репродукции картин И.И. Шишкина и Ф.А. Васильева, рисунок ёлки ,украшенной облаками и конфетами.

Ход урока:

1)Организационный момент.

- Здравствуйте ,ребята! Этот урок русского языка мы проведём вместе.



Сядут те , кому понравилось первое облако. Второе. Третье.

Приятно , что у многих из вас хорошее настроение. Надеюсь ,таким оно и будет до конца урока!

В добрый час! Думаю у нас будет «добрый час» и мы сможем говорить всё , что знаем и ничего не будем бояться.

(Дети открывают тетради и записывают дату.)

2)Сообщение темы.

- Сегодня на уроке мы будем исследовать слово , посмотрим на него с разных сторон науки о русском языке.

Какое это слово , я предлагаю вам угадать , посмотрев слайды.

(На экран проецируется слайд-шоу, где показаны разные виды облаков .Учитель в это время говорит: -Они могут быть перистые, кучевые, грозовые, лёгкие.)

3)Актуализация знаний.

- О чём же мы будем сегодня говорить?

-Об облаках.

- В этимологическом словаре Шанского говорится , что в современный русский язык слово «облако» пришло из старославянского , где звучало «облакоти» и означало «окружать ,одевать».

Первый раздел науки о языке , который нам поможет

ЛЕКСИКА

- Что же означает слово облако?

1.Скопление сгустившихся водяных паров в воздухе.

2. Сплошная масса мелких частиц чего - нибудь(переносное значение). Например, облако дыма.

(На экране появляются слайды с каждым значением слова.)

-Способность слова иметь не одно , а несколько значений называется многозначностью. Как назовём слово с несколькими значениями?

-К каждому значению как будто тянутся слова единомышленники- синонимы.

-Дайте определение синонимов.

-Синонимы – слова одной и той же части речи , которые обозначают одно и то же , но могут отличаться оттенками лексического значения.

-Подберём синонимы. Если вам будет трудно , я помогу.

-Облако – туча, туман.

-Произнесём слово.

-Что мы слышим?

-Их называют звуками речи и изучает их следующий раздел науки о языке-

ФОНЕТИКА

- Этот раздел поможет нам выполнить фонетический разбор слова.

(Ребята выполняют разбор цепочкой по одной букве.)

о –[а]- глас., безудар.

б –[б] – согл., зв.,тв., парн.

л –[л] – согл.,зв., тв., непарн.

а –[а] – глас., безуд.

к –[к] – согл., глух., тв., парн.

а–[а] –глас., удар.

6 б., 6 зв.

-Ребята, фонетический разбор мы выполнили для того , чтобы найти расхождения в написании и произношении.

- Где вы видите расхождение в звуках и буквах?

-Почему?

-Как проверить безударный гласный?

-Правильно написать слово нам поможет следующий раздел науки о языке

ОРФОГРАФИЯ

-Подберём устно родственные слова.

-Какие слова называются родственными?

-Запишем их ,выделяя ударение.

(На доске записываются учениками слова : облако, облачко , облачный , безоблачный , облачность.)

-Разберём каждое слово по составу.

-Ребята , а для чего мы разбирали родственные слова по составу?

-Есть ли среди записанных проверочные слова к слову облака?

-Слова ,написание которых надо запомнить ,называются словарными.

-С помощью каких частей слова мы образовывали однокоренные слова?

(С помощью приставок и суффиксов.)

-В этом нам помог ещё один раздел науки о языке , который называют

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

(На данном этапе урока проводится физминутка.)

-Мечтая или радуясь ,люди часто смотрят на небо и их завораживает цвет и причудливые формы облаков. Они пытаются их нарисовать . Я предлагаю вам посмотреть на картины великих художников –И.К. Айвазовского ,И.И. Левитана и описать облака.

(Снова на экране показываются картины художников.)

-Какие облака на этой картине?

(Дети высказывают свои варианты и на слайде появляются некоторые из этих слов.)

-Какое действие выполняет облако на этой картине?

-Составьте предложения. Сначала повторим , что такое предложение?

(Ученики придумывают свои предложения и говорят их.)

-Облака мы можем не только увидеть на картинах , но и услышать это слово в художественных произведениях. Например, у Сергея Есенина:

Плывут в страну далёкую седые облака.

(На доске записано предложение с пропущенными буквами.)

- Посмотрите внимательно на пропущенные буквы и попробуйте назвать орфограммы.

-Какие безударные гласные вставили?

- Выполним синтаксический разбор предложения.

-Выпишем словосочетания с вопросами.

Облака (какие?)седые

Плывут (куда?) в страну

В страну (какую?) далёкую

-Какое это предложение по цели высказывания?

-По интонации?

-Простое или сложное?

-Распространённое или нераспространённое?

-Разбор предложения помог сделать другой раздел науки о языке

СИНТАКСИС

- Я хочу напомнить вам ещё об одном разделе языка ФРАЗЕОЛОГИИ , который изучает устойчивые сочетания слов.

- Наверно иногда вам приходилось слышать чей- то адрес фразу учителя : «Вася, ты опять в облаках витаешь?»

- Что же хотел сказать учитель?

Витать в облаках- пребывать в мечтательном состоянии , не замечая окружающего.

- У вас в классе таких нет?

- Слушать учителя надо всегда очень внимательно , потому что он говорит много нового и интересного.

4)Первичная проверка понимания.

-О каких разделах науки о языке мы говорили?

-Какое слово исследовали?

-Словарное слово. Какие гласные запоминали?

5)Творческое применение знаний.

-Смотрели на картины ,узнали , что с помощью слова можно передать красоту облаков. И теперь я предлагаю вам посмотреть на картины таких художников , как : Шишкин , Васильев и описать облака. Работать будем по рядам.

(На доску вывешиваются три репродукции картин- для каждого ряда своя.)

-Вам надо описать облака на своей картине, составив 4-5 предложений. Начать я предлагаю с такого предложения : На картине я вижу облака.

Вы можете воспользоваться словами ,написанными на карточках.

(У каждого ученика лежат карточки со словами разных частей речи ,которые помогут описать облака. На выполнение работы даётся 5 минут. Затем зачитывают несколько сочинений(3-4))

-Вы написали замечательные работы. Молодцы!

6)Информация о домашнем задании.

- А хотите ли придумать сказку ,главным героем которой будет облачко?

-Это и будет вашим домашним заданием.

7)Рефлексия(подведение итогов).

-Ребята, сегодня 19 января. По православному календарю это Крещение. После него все новогодние и рождественские праздники заканчиваются. Люди снимали украшения с новогодних ёлок.У меня тоже есть ёлка , но необычная, а украшенная облаками. Я хочу подарить их вам на память о нашем уроке. Спасибо вам!

-Возьмите любое облако, которое понравилось больше всего.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: Подготовка к сочинению – описанию iconТема урока : «подготовка к сочинению-описанию по картине и. Бродского...
Тема сегодняшнего урока подготовка к сочинению-описанию по картине И. Бродского «Летний сад осенью». Будьте внимательны, так как...
Тема: Подготовка к сочинению – описанию iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока: Подготовка к сочинению – описанию внешности. Описание картины В. А. Серова
Тема: Подготовка к сочинению – описанию iconУрок развития речи. 4 класс. Тема : Подготовка к сочинению описанию о весне
Цель: Развитие речи, подчёркивание роли прилагательных в описании, бережное отношение к слову
Тема: Подготовка к сочинению – описанию iconПодготовка к сочинению мое любимое животное
...
Тема: Подготовка к сочинению – описанию iconКонспект урока русского языка в 6 классе Тема урока: Подготовка к сочинению-описанию
Цель урока: Организовать творческую деятельность учащихся по подготовке к написанию сочинения, используя личные наблюдения, произведения...
Тема: Подготовка к сочинению – описанию iconУрок развития речи в 6 классе подготовка к сочинению-описанию «лес зимой»
Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
Тема: Подготовка к сочинению – описанию iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Подготовка к сочинению-описанию предметов прикладного творчества золотой хохломы
Тема: Подготовка к сочинению – описанию iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Подготовка к домашнему сочинению-описанию по картине Нестерова «Видение отроку Варфоломею»
Тема: Подготовка к сочинению – описанию iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Подготовка к домашнему сочинению-описанию по картине Нестерова «Видение отроку Варфоломею»
Тема: Подготовка к сочинению – описанию iconУрок русского языка в 7 классе на тему «Подготовка к сочинению-рассуждению «Дети и война»
Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодняшний наш урок – урок развития речи. Тема урока «Подготовка к сочинению-рассуждению «Дети и...
Тема: Подготовка к сочинению – описанию iconКонспект урока русского языка по развитию речи учащихся 7 класса...
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета (протокол от 20 г. № )
Тема: Подготовка к сочинению – описанию iconУрок развития речи, комплексного применения знаний по теме «Подготовка...
Провела Птахина Н. Е. – учитель русского языка и литературы укп при ик-9 с. Талицы
Тема: Подготовка к сочинению – описанию icon«Имя прилагательное». 6 класс (N4/2011)
И. Забродина Подготовка к сочинению-описанию архитектурного памятника Собор Михаила Архангела г. Сердобска. Открытый урок. 8 класс...
Тема: Подготовка к сочинению – описанию iconУрока по русскому языку на тему Подготовка к сочинению-рассуждению...
Тема: Развитие речи. Подготовка к сочинению-рассуждению о родном крае «Прошлое и настоящее родного села»
Тема: Подготовка к сочинению – описанию iconАлександровича Пластова «Сенокос»
Тема урока: Подготовка к сочинению по картине фио: Каразбаева Расиля Шарифьяновна
Тема: Подготовка к сочинению – описанию iconТема опыта деятельности
Интегрированного урока русского языка и искусства «незабудковая гжель. Подготовка к сочинению с элементами описания действия»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск