Урок Тема: Народная праздничная одежда (5 класс). Цели: Познакомить учащихся с русским народным костюмом, понятием «ансамбль»





Скачать 78.89 Kb.
НазваниеУрок Тема: Народная праздничная одежда (5 класс). Цели: Познакомить учащихся с русским народным костюмом, понятием «ансамбль»
Дата публикации15.09.2013
Размер78.89 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Литература > Конспект
Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6» г.Киржач


Конспекты уроков

по изобразительному искусству по теме: «Народная праздничная одежда»

2009 год


Урок 1.

Тема: Народная праздничная одежда (5 класс).

Цели:

1. Познакомить учащихся с русским народным костюмом, понятием
«ансамбль», значением колорита в одежде.

2. Сформировать умения и навыки учащихся при использовании различных
видов техники в работе.

3. Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса,
гворческой активности и мышления учащихся.

4. Прививать интерес к русскому народному творчеству.

Ход урока. I. Вводная беседа.

Знаешь ли ты, какой костюм могла носить твоя прапрабабушка? Как выглядели будничные и праздничные народные костюмы, как и зачем их украшали? Взгляните на эти костюмы, на их дивное многоцветие. Будто кто-го собрал краски с цветущих лугов, с синих рек, с огненных закатов и поместил их на одежду. Всё в костюме напоминает о красоте родной земли, рождает ощущение праздника в душе! (Приложение 1).

Из каких элементов состоит народный костюм, какую тайну хранит его нарядное узорочье? Основой женского народного костюма была рубаха. Её шали из белого домотканого льняного или конопляного полотна. Рубашку одевали мужчины, женщины и дети. Она была широкой, украшалась по подолу, вороту, краю рукавов вышивкой и обязательно подвязывалась поясом. Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее будет её владелица. (Приложение 2).

В северных и центральных губерниях поверх рубахи девушки и женщины носили сарафаны. Праздничный сарафан шили из дорогой ткани из холста, домотканого сукна, крашеных и фабричных тканей, шёлка или парчи. Сарафан спереди украшали узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, узорными пуговицами. Сарафаны попроще украшали по подол> лентами разных цветов. На сарафан надевали короткую епанечку, а в холода - душегрею. Демонстрация сарафанов. (Приложение 3).

На юге России вместо сарафана носили понёву, домотканую клетчатую юбку из шерсти, в которую оборачивались, укрепляя по талии поясом. Понёву тоже обшивали лентами и тесьмой. К понёве полагался передник» (запон, занавеска). Передник иногда был сплошь украшен узорными полосами и нёс символику, связанную с землёй (ромбы, волнистые линии - знаки воды, образы матери-земли, птиц, древа жизни). Часто предпочтение отдавалось красному цвету. Недаром старое значение слова «красный» одновременно означало «красивый». Красный цвет считался магическим

одежда с орнаментом красного цвета должна была оберегать владельца от разных напастей. По праздникам поверх понёвы или запона надевали богатую одежду - навершник из нарядной ткани, украшенной вышивкой. Он делал женщину величавой, статной. (Приложение 4).

Самым нарядным и торжественным был свадебный костюм. (Приложение 5).

Особое внимание женщины всегда уделяли головным уборам самой заметной части любого костюма. Головные уборы были чрезвычайно разнообразны, но всегда чётко делились на девичьи уборы и уборы замужних женщин. Замужняя женщина по древнему обычаю должна была тщательно закрывать свои волосы от постороннего глаза. А вот молодым девушкам не возбранялось демонстрировать свои волосы: «Девичья коса - всему миру краса». Отсюда и различие у девушек - лёгкие и воздушные накосники, коруны, венцы, кокошники, ленты, обручи, а у женщин - глухие сороки, кики, повойники, платки.

Рассмотрим форму и декор женских головных уборов. Они нередко украшены изображениями солнца, звёзд, птиц, да и сами названия некоторых головных уборов «птичьи»: кокошник от слова «кокошь» - петух, «кика» или «кичка» - утка, сорока.

Образный строй головных уборов был связан в народных представлениях с небом. Свисающие нити жемчуга, бусы, ожерелья, височные украшения символизировали дождевые струи, капли росы, падающие на землю-матушку. (Приложение 6).

Некоторые женские головные уборы в XVIII веке стоили тысячу более рублей, в то время как хорошая лошадь - всего десять рублей!

И, конечно, в праздничной одежде было много украшений, особенно в костюме молодой женщины. Это - ушные, шейные и нагрудные украшения. Они были весьма разнообразны по форме, составу и размерам. На их изготовление использовались различные материалы со всевозможными вставками из стекла, камня, бусин, бисера, пуха птиц. (Приложение 7).

Основными частями мужской одежды являются рубаха и порты (штаны). Без рубахи не мог обойтись ни крестьянин, ни князь, ни горожанин, ни селянин. Отличие состояло лишь в качестве материала и отделки.

Мужские рубахи обычно шились из ткани одноцветной, клетчатой или с мелким набивным рисунком. Праздничную одежду расшивали цветными шёлковыми нитями. Особое значение придавалось расположению рисунка на рубахе. Так, нагрудные узоры вдоль разреза по центру груди защищали сердце и лёгкие, наплечные охраняли руки, а наподольные не давали пробраться злым силам снизу. Порты были тёмных расцветок, иногда е полоску. Их заправляли в сапоги или обёртывали онучами, а поверх надевали лапти. Приложение 8.

Повседневная женская крестьянская обувь мало отличалась от мужской, женщины обычно носили лапти с онучами, а на праздники обували безкаблучные сапоги из цветной кожи, которые часто украшались вышивками.

Следует отметить бережное отношение крестьян к праздничной одежде. Известно, что крестьянки в особо нарядных сарафанах не только не садились за стол, но даже не присаживались на лавку, боясь запачкать или помять свой наряд. Шерстяные же праздничные наряды не стирали и не гладили вовсе, хранили аккуратно сложенными в специальных больших коробах из липы. Самую красивую и дорогую одежду готовили к свадьбе и нередко случалось так, что невесту в свадебном сарафане под руки выводили к гостям и тут же снова уводили и переодевали в менее дорогое платье.

Таким образом, народная праздничная одежда могла много рассказать интересного о своей владелице: откуда он родом, какого возраста, по какому случаю так одета.

II. Постановка художественной задачи.

На основе увиденного материала о костюме выполнить эскиз костюма: построить общую форму костюма, а затем наметить места украшения и орнамента. Определить колорит и характер, вид головного убора.

III. Индивидуальная работа учащихся:

уточняется композиционный замысел каждого ученика в линейном рисунке, в проработке цветом основных частей костюма; роспись кистью элементов узора; орнаментированная разработка фрагментов украшений.

IV. Подведение итогов.

Просмотр и выставка готовых эскизов, обсуждение и оценка. (Приложение 9).
Урок 2.

Тема: Конструирование сувенирной куклы в русском народном костюме (по теме: народная праздничная одежда).

1. Цели:

  1. Развитие образного и пространственного воображения и эстетического
    вкуса.

  2. Отработка навыков и умений при работе с бумагой.

  3. Воспитание трудолюбия, терпения и аккуратности.

  4. Приобщение учащихся к коллективному творчеству.

2. Форма организации совместной деятельности:

совместно - последовательская, по типу работы конвейера.

3. Принцип организации коллективной композиции:

размещение фигур по кругу.

4. Оборудование и материалы:

  1. Иллюстрации и репродукции с исторических картин русских художников
    с изображением русского народного костюма.

  2. Эскизы русских народных костюмов, выполненные учащимися.

3. Таблица с изображением последовательности изготовления и сборки
куклы. (Приложение 1).

4. Бумага цветная, бумага-картон, фломастеры, клей, ножницы, кисточка.

I. Беседа.

Кукла проста по конструкции, а делает её привлекательной декор одежды -орнамент на платочке, сарафане и рукавах рубахи. Вспомнить с учащимися о декоре и значении цвета в русской национальной женской одежде (материал прошлого урока).

II. Постановка художественной задачи.

Необходимо сделать куклу сообща. Для коллективной работы класс делится на три основных группы, так, что каждый ряд становится своеобразным конвейером с параллельными линиями. На одной выполняю! тело куклы, а на другой - её голову.

Для работы первой линии задаются следующие технологические операции:

  1. свёртывание большого конуса - заготовки для сарафана куклы;

  2. выравнивание конуса сарафана;

  3. изображение на конусе сарафана декоративных элементов и орнамента;

  4. прикрепление рук к конусу сарафана.

Этапы работы второй линии конвейера:

  1. свёртывание малого конуса - заготовки для головы куклы;

  2. вырезание контура платка на конусе головы куклы;

  3. наклеивание изображения лица;

  4. прикрепление косы и изображение декоративных элементов на платке.

Для обеих линий:

изображение зелёной поляны с ромашками плоскости, на которой собираются куклы (выполненные из отдельных фрагментов) в весёлый хоровод.

В работе на этом этапе участвуют учащиеся, закончившие задание на первых этапах работы конвейера.

III. Подведение итогов.

Анализируя итоговые коллективные работы, сделанные на каждом ряду -конвейере, учащиеся оценивают их по двум основным параметрам - красоте и аккуратности.

Примечание: Для соблюдения соразмерности деталей куклы учитель раздаёт заготовки для большого и малого конуса, шаблоны для изготовления рук, лица и косы. Куклы могут стать подарком для первоклассников к празднику «Прощание с букварём», для мам в День 8 Марта.


Литература.

1. Я познаю мир. Детская энциклопедия: История моды. - М.: ООО Фирма «Издательство АСТ», 1998.

2. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества. - М.: Гумат. Изд. центр ВЛАДОС, 2002.

3. Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство е жизни человека. Учеб. для 5 кл. общеобразов. учреждений. Под ред. Б.М, Йеменского. - М.: Просвещение, 2007.

4. Русский праздничный народный костюм: Художник Ольга Птушкина. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

5. Горяева Н.А. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь для 5 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2000.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок Тема: Народная праздничная одежда (5 класс). Цели: Познакомить учащихся с русским народным костюмом, понятием «ансамбль» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели: Познакомить с народным промыслом-ткачеством. Учить работать с цветом, использовать контрастные цвета; формировать эстетический...
Урок Тема: Народная праздничная одежда (5 класс). Цели: Познакомить учащихся с русским народным костюмом, понятием «ансамбль» iconУрок по математике в 6 классе
Цели: познакомить учащихся с отрицательными числами, с координатной прямой, с понятием координаты точки на прямой
Урок Тема: Народная праздничная одежда (5 класс). Цели: Познакомить учащихся с русским народным костюмом, понятием «ансамбль» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели: познакомить учащихся с историей возникновения башкирских танцев, башкирским национальным костюмом. Воспитывать чувство уважения...
Урок Тема: Народная праздничная одежда (5 класс). Цели: Познакомить учащихся с русским народным костюмом, понятием «ансамбль» iconТема урока: «Знакомство с лингвистической сказкой»
Цели урока: Познакомить учащихся с понятием «лингвистическая сказка», с основными принципами написания сказки
Урок Тема: Народная праздничная одежда (5 класс). Цели: Познакомить учащихся с русским народным костюмом, понятием «ансамбль» iconУрок кубановедения тема: «Моя родословная»
Познакомить учащихся с понятием «родословная», научить составлению родословной, дать краткую энциклопедическую справку имен учащихся...
Урок Тема: Народная праздничная одежда (5 класс). Цели: Познакомить учащихся с русским народным костюмом, понятием «ансамбль» iconУрок 10 класс Тема урока
Цели урока: Познакомить учащихся с историей возникновения и развития систем счисления
Урок Тема: Народная праздничная одежда (5 класс). Цели: Познакомить учащихся с русским народным костюмом, понятием «ансамбль» iconУрок №12 Тема : Справедливость
Цель урока : познакомить учащихся с понятием «справедливость» и его воздействие на человека
Урок Тема: Народная праздничная одежда (5 класс). Цели: Познакомить учащихся с русским народным костюмом, понятием «ансамбль» iconЦель: закрепить знания и умения учащихся по теме «одежда и обувь» Задачи
Сегодня у нас последний урок в разделе, который вы изучали с 5 по 11 класс. Какой это раздел? ( одежда и обувь)
Урок Тема: Народная праздничная одежда (5 класс). Цели: Познакомить учащихся с русским народным костюмом, понятием «ансамбль» iconПрограмма : «Культура и быт Костромского края»
Знакомство с народным костюмом нашей местности – одна из тем занятий кружка. Своими руками из подручного материала учащиеся должны...
Урок Тема: Народная праздничная одежда (5 класс). Цели: Познакомить учащихся с русским народным костюмом, понятием «ансамбль» iconУрок родного языка в 6 классе. Тема урока: Образование существительных...
Образовательные: формирование у учащихся новых понятий по теме «Свадебная одежда» и использование их в устной речи
Урок Тема: Народная праздничная одежда (5 класс). Цели: Познакомить учащихся с русским народным костюмом, понятием «ансамбль» iconКонспект урока музыки в 7 м классе Тема: «Память жанров» Цели урока
Познакомить учащихся с понятием “Память жанра”, с разными музыкальными жанрами, получившими свое развитие в крупных музыкальных формах...
Урок Тема: Народная праздничная одежда (5 класс). Цели: Познакомить учащихся с русским народным костюмом, понятием «ансамбль» iconУрока класс : 4б дата: 14 марта 2012 г. Тема : «Одежда»
Образовательная: развитие языковой компетенции в социально-бытовой области по теме «Одежда»
Урок Тема: Народная праздничная одежда (5 класс). Цели: Познакомить учащихся с русским народным костюмом, понятием «ансамбль» iconУрок №16-17 тема: Проект Цель: Познакомить учеников с понятием «проект»...
Цель: Познакомить учеников с понятием «проект» и алгоритмом работы над проектом. Выполнить свой проект – отчёт об изученном курсе...
Урок Тема: Народная праздничная одежда (5 класс). Цели: Познакомить учащихся с русским народным костюмом, понятием «ансамбль» iconУрок по технологии. 6 класс. Тема раздела: «Интерьер жилого дома»
Практическая работа: «Оформление интерьера кухни и столовой изделиями собственного изготовления. Праздничная посуда»
Урок Тема: Народная праздничная одежда (5 класс). Цели: Познакомить учащихся с русским народным костюмом, понятием «ансамбль» iconУрок литературного чтения. Тема : Никитин И. С. «Русь.» Составила
Цели: обеспечение целостного восприятия и осмысления поэтического текста, пополнение словарного запаса, развитие навыков чтения:...
Урок Тема: Народная праздничная одежда (5 класс). Цели: Познакомить учащихся с русским народным костюмом, понятием «ансамбль» iconТема: "Дворцовые перевороты" 7 класс
Цели урока: познакомить учащихся с причинами, хронологией и действующими лицами дворцовых переворотов


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск