Скачать 47.84 Kb.
|
Тема урока: «Знакомство с лингвистической сказкой» (в рамках обобщения темы: «Самостоятельные и служебные части речи») Цели урока: 1. Познакомить учащихся с понятием «лингвистическая сказка», с основными принципами написания сказки; 2. Обобщение знаний по теме «Самостоятельные и служебные части речи» 3. Развитие творческих способностей учащихся; 4. Обогащение словарного запаса учащихся, развитие речи, умения выражать свои мысли; Оборудование: презентация, карточки, мультимедиа проектор Ход урока
. Сообщение темы и целей урока.
Сегодня я предлагаю вам познакомиться с понятием «Лингвистическая сказка». – Что такое сказка? Какие виды сказок вы знаете? Сегодня мы с вами познакомимся с еще одним видом сказки – лингвистической сказкой. - Что такое лингвистика? Лингвистическая сказка – это сказка, которая объясняет нам законы языка, ей присущи сказочные элементы, волшебные превращения, герои. Данная сказка родилась гораздо позже, чем фольклорная. Она, как и обычная сказка, состоит из: присказки, зачина, сказочного действия, концовки. С помощью лингвистической сказки мы узнаем о процессах, правилах русского языка. Алгоритм Как написать лингвистическую сказку - - Итак, ребята, теперь вы знаете, как нужно подходить к написанию лингвистической сказки. Сейчас мы с вами попытаемся с вами её сочинить. А для этого давайте вспомним, какие части речи называются самостоятельными, а какие - служебными? (Ответы учащихся) - Что называется именем существительным? Именем прилагательным? Глагол? Какие части речи относятся к служебным? Какие функции они выполняют? - А теперь я предлагаю вам приступить к написанию сказки. (Учитель предлагает материал)
(Один из вариантов лингвистической сказки, совместно созданной) В некотором царстве некотором государстве под названием Частеречие жили-были добрые и приветливые горожане. Каждый из них занимался своим любимым делом: господин существительное каждый раз обозначал предмет, отвечал на вопросы кто? Что? Госпожа прилагательное любила описывать предмет, в её речи изобиловали слова, отвечающие на вопросы: какой? какая? Господин глагол любил действие, движение. Он задавал вопросы что делать? Что сделать? Однажды в их Царство попали служебные части речи: союзы, частицы, предлоги. Королева Государства Морфология была очень умной и понимала, что гости будут очень кстати. Для начала она решила проверить их и задала несколько вопросов. -Для чего нужны служебные части речи? -Какую функцию они выполняют? Служебные части речи были очень смекалистыми, недолго думая, они отвечали: - Я союз служу для связи простых предложений в составе сложного и для связи однородных членов предложений, я предлог служу для связи слов в предложении и словосочетании, а я частица придаю различные дополнительные оттенки словам или предложениям и служу для образования форм слова. Очень понравился всем самостоятельным частям речи их ответ. Предложили они остаться словам-малюткам в Частеречии. С тех пор живет и здравствует государство Частеречие. Все друг друга очень хорошо понимают благодаря частицам, союзам и предлогам. -Ребята, какие основные признаки лингвистической сказки вы здесь заметили? - Какие основные признаки частей речи здесь прозвучали? - Что такое морфология? Почему она предстала в сказке как королева? -Какие основные функции служебных частей речи прозвучали в сказке? Какие служебные части речи вы знаете? 3. Работа с текстом Но вот она приплыла к большому вишневому саду, в котором приютился домик с красными и синими стеклами в окошках и с соломенной крышей. У дверей стояли два деревянных солдата и отдавали честь всем, кто проплывал мимо. Герда закричала им – она приняла их за живых, но они, понятно, не ответили ей. Вот она подплыла к ним ещё ближе, лодка подошла чуть не к самому берегу, и девочка закричала ещё громче. Из домика вышла, опираясь на клюку, старая-престарая старушка в большой соломенной шляпе, расписанной чудесными цветами. (Г. Х. Андерсен) - Ребята, из какого произведения этот отрывок? Можно ли его назвать текстом? - Что такое текст? - Определите тему текста. - Какова основная мысль? Что хотел автор подчеркнуть данным текстом? - Выпишите слова с пропущенными буквами, обозначьте орфограмму. - Выпишите выделенное предложение и выполните его синтаксический разбор. Дифференцированная работа с текстом: 1 ряд – выписать 5 глаголов, выделить окончание. Определить спряжение 2 ряд – выписать 5 существительных, определить склонение. 3 ряд – выписать прилагательные, определить род, число, падеж. 4. Физкультминутка Мы писали и устали, Все мы тихо дружно встали, Ножками потопали: раз, два, три. Ручками похлопали: раз, два, три. Сели, встали, сели, встали. И друг друга не задели. Мы немножко отдохнем И опять писать начнем. Ручки выше, шире плечи, Раз, два, три, дыши ровней, От зарядки станешь крепче, Станешь крепче и сильней. 5. Фронтальный опрос с сигнальными карточками («да – нет» по частям речи и их морфологическим признакам) - А сейчас я предлагаю вам немного поиграть, ребята (учитель раздает сигнальные карточки). Если вы согласны с утверждением, то карточка «да», если не согласны – «нет».
Вариант 1. Придумать лингвистическую сказку по следующему лингвистическому материалу (имя существительное – сказочные герои (прилагательные, глаголы) – дружба, ссора) Вариант 2. Придумать лингвистическую сказку по следующему лингвистическому материалу (самостоятельные и служебные части речи – дружба, ссора) – Понравилось вам придумывать лингвистические сказки? О чем они? - Как вы считаете, что в них нужно уметь выражать? 7. Итог урока - Наш урок подходит к концу. Что нового вы сегодня узнали на уроке? (Ребята совместно с учителем делают выводы) Домашнее задание: записать отрывок из любой сказки или рассказа, обозначить все известные вам части речи. |
Тема урока: «Сказки народов мира». Сказка «Общее счастье» из фольклора... Цель урока: продолжить знакомство со сказкой «Общее счастье», углубить представление о жанре народной сказки | Тема урока: Атмосфера, ее строение. Атмосферное Задача: продолжить знакомство с творчеством Г. Х. Андерсена и со сказкой как жанром литературного произведения | ||
Конспект урока Предмет: литературное чтение Класс: 3 Тема: Г. Х. Андерсен «Ромашка» Задача: продолжить знакомство с творчеством Г. Х. Андерсена и со сказкой как жанром литературного произведения | Урок №8 Тема урока : Знакомство с пьесой-сказкой драматическим произведением С. Маршака Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, чтобы мы открыли новые знания | ||
Название урока: Истоки Задача: продолжить знакомство с творчеством Г. Х. Андерсена и со сказкой как жанром литературного произведения | Конспект урока по физике в 7«Б» классе Задача: продолжить знакомство с творчеством Г. Х. Андерсена и со сказкой как жанром литературного произведения | ||
Конспект урока по окружающему миру для 1 класса Задача: продолжить знакомство с творчеством Г. Х. Андерсена и со сказкой как жанром литературного произведения | План-конспект урока барометр-анероид. Манометры Задача: продолжить знакомство с творчеством Г. Х. Андерсена и со сказкой как жанром литературного произведения | ||
Сказка о рыбаке и рыбке Тема: Знакомство со сказкой А. С. Пушкина “ Сказка о рыбаке и рыбке” Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведением нашего любимого писателя Александра Сергеевича Пушкина. Встретимся с героями... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: Вспомнить особенности содержания и построения волшебной сказки через знакомство со сказкой «Несмеяна – царевна» | ||
Тема: «Зимние забавы» Цель урока: Продолжить работу над сказкой, раскрыв тему добра и зла по тексту сказки | Технология критического мышления Задача: продолжить знакомство с творчеством Г. Х. Андерсена и со сказкой как жанром литературного произведения | ||
Урок в начальной школе Задача: продолжить знакомство с творчеством Г. Х. Андерсена и со сказкой как жанром литературного произведения | Урок в 6 классе по информатике и икт Задача: продолжить знакомство с творчеством Г. Х. Андерсена и со сказкой как жанром литературного произведения | ||
Конспект урока тема. В. А. Жуковский «Спящая царевна». Добро и зло... Цель урока: Продолжить работу над сказкой, раскрыв тему добра и зла по тексту сказки | Конспект непосредственно образовательной деятельности по икт тема: «Животные севера» Цель урока: Продолжить работу над сказкой, раскрыв тему добра и зла по тексту сказки |