Тема урока: «Знакомство с лингвистической сказкой»





Скачать 47.84 Kb.
НазваниеТема урока: «Знакомство с лингвистической сказкой»
Дата публикации25.08.2014
Размер47.84 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Право > Урок
Тема урока: «Знакомство с лингвистической сказкой»

(в рамках обобщения темы: «Самостоятельные и служебные части речи»)

Цели урока: 1. Познакомить учащихся с понятием «лингвистическая сказка», с основными принципами написания сказки;

2. Обобщение знаний по теме «Самостоятельные и служебные части речи»

3. Развитие творческих способностей учащихся;

4. Обогащение словарного запаса учащихся, развитие речи, умения выражать свои мысли;

Оборудование: презентация, карточки, мультимедиа проектор

Ход урока

  1. Организационный момент

. Сообщение темы и целей урока.

  1. Вступительное слово учителя. Беседа с классом.

Сегодня я предлагаю вам познакомиться с понятием «Лингвистическая сказка».

– Что такое сказка? Какие виды сказок вы знаете? Сегодня мы с вами познакомимся с еще одним видом сказки – лингвистической сказкой.

- Что такое лингвистика?

Лингвистическая сказка – это сказка, которая объясняет нам законы языка, ей присущи сказочные элементы, волшебные превращения, герои. Данная сказка родилась гораздо позже, чем фольклорная. Она, как и обычная сказка, состоит из: присказки, зачина, сказочного действия, концовки. С помощью лингвистической сказки мы узнаем о процессах, правилах русского языка.
Алгоритм

Как написать лингвистическую сказку

-

- Итак, ребята, теперь вы знаете, как нужно подходить к написанию лингвистической сказки. Сейчас мы с вами попытаемся с вами её сочинить. А для этого давайте вспомним, какие части речи называются самостоятельными, а какие - служебными? (Ответы учащихся)

- Что называется именем существительным? Именем прилагательным? Глагол? Какие части речи относятся к служебным? Какие функции они выполняют?

- А теперь я предлагаю вам приступить к написанию сказки. (Учитель предлагает материал)

  1. лингвистический материал – самостоятельные и служебные части речи

  2. сказочные герои – имя существительное, прилагательное, глагол, служебные части речи.

  3. сказочный сюжет – знакомство самостоятельных частей речи со служебными.

(Один из вариантов лингвистической сказки, совместно созданной)

В некотором царстве некотором государстве под названием Частеречие жили-были добрые и приветливые горожане. Каждый из них занимался своим любимым делом: господин существительное каждый раз обозначал предмет, отвечал на вопросы кто? Что? Госпожа прилагательное любила описывать предмет, в её речи изобиловали слова, отвечающие на вопросы: какой? какая? Господин глагол любил действие, движение. Он задавал вопросы что делать? Что сделать?

Однажды в их Царство попали служебные части речи: союзы, частицы, предлоги. Королева Государства Морфология была очень умной и понимала, что гости будут очень кстати. Для начала она решила проверить их и задала несколько вопросов.

-Для чего нужны служебные части речи?

-Какую функцию они выполняют?

Служебные части речи были очень смекалистыми, недолго думая, они отвечали:

- Я союз служу для связи простых предложений в составе сложного и для связи однородных членов предложений, я предлог служу для связи слов в предложении и словосочетании, а я частица придаю различные дополнительные оттенки словам или предложениям и служу для образования форм слова.

Очень понравился всем самостоятельным частям речи их ответ. Предложили они остаться словам-малюткам в Частеречии. С тех пор живет и здравствует государство Частеречие. Все друг друга очень хорошо понимают благодаря частицам, союзам и предлогам.
-Ребята, какие основные признаки лингвистической сказки вы здесь заметили?

- Какие основные признаки частей речи здесь прозвучали?

- Что такое морфология? Почему она предстала в сказке как королева?

-Какие основные функции служебных частей речи прозвучали в сказке? Какие служебные части речи вы знаете?

3. Работа с текстом

Но вот она приплыла к большому вишневому саду, в котором приютился домик с красными и синими стеклами в окошках и с соломенной крышей. У дверей стояли два деревянных солдата и отдавали честь всем, кто проплывал мимо. Герда закричала им – она приняла их за живых, но они, понятно, не ответили ей. Вот она подплыла к ним ещё ближе, лодка подошла чуть не к самому берегу, и девочка закричала ещё громче. Из домика вышла, опираясь на клюку, старая-престарая старушка в большой соломенной шляпе, расписанной чудесными цветами. (Г. Х. Андерсен)
- Ребята, из какого произведения этот отрывок? Можно ли его назвать текстом?

- Что такое текст?

- Определите тему текста.

- Какова основная мысль? Что хотел автор подчеркнуть данным текстом?

- Выпишите слова с пропущенными буквами, обозначьте орфограмму.

- Выпишите выделенное предложение и выполните его синтаксический разбор.
Дифференцированная работа с текстом:

1 ряд – выписать 5 глаголов, выделить окончание. Определить спряжение

2 ряд – выписать 5 существительных, определить склонение.

3 ряд – выписать прилагательные, определить род, число, падеж.
4. Физкультминутка

Мы писали и устали,

Все мы тихо дружно встали,

Ножками потопали: раз, два, три.

Ручками похлопали: раз, два, три.

Сели, встали, сели, встали.

И друг друга не задели.

Мы немножко отдохнем

И опять писать начнем.

Ручки выше, шире плечи,

Раз, два, три, дыши ровней,

От зарядки станешь крепче,

Станешь крепче и сильней.
5. Фронтальный опрос с сигнальными карточками

(«да – нет» по частям речи и их морфологическим признакам)

- А сейчас я предлагаю вам немного поиграть, ребята (учитель раздает сигнальные карточки). Если вы согласны с утверждением, то карточка «да», если не согласны – «нет».

  • Имя существительное – часть речи, обозначает предмет, отвечает на вопросы: кто? что?

  • Глагол – часть речи, обозначает признак предмета, отвечает на вопросы: что делать? что сделать?

  • В русском языке 3 спряжения глагола.

  • Спряжение – это изменение по лицам и числам.

  • Прилагательное обозначает признак предмета, отвечает на вопросы: какой? чей?

  • Существительные спрягаются.

  • Существительные относятся к мужскому, женскому, среднему роду.




  1. Работа в группах

Вариант 1. Придумать лингвистическую сказку по следующему лингвистическому материалу (имя существительное – сказочные герои (прилагательные, глаголы) – дружба, ссора)

Вариант 2. Придумать лингвистическую сказку по следующему лингвистическому материалу (самостоятельные и служебные части речи – дружба, ссора)
– Понравилось вам придумывать лингвистические сказки? О чем они?

- Как вы считаете, что в них нужно уметь выражать?

7. Итог урока

- Наш урок подходит к концу. Что нового вы сегодня узнали на уроке? (Ребята совместно с учителем делают выводы)

Домашнее задание: записать отрывок из любой сказки или рассказа, обозначить все известные вам части речи.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока: «Знакомство с лингвистической сказкой» iconТема урока: «Сказки народов мира». Сказка «Общее счастье» из фольклора...
Цель урока: продолжить знакомство со сказкой «Общее счастье», углубить представление о жанре народной сказки
Тема урока: «Знакомство с лингвистической сказкой» iconТема урока: Атмосфера, ее строение. Атмосферное
Задача: продолжить знакомство с творчеством Г. Х. Андерсена и со сказкой как жанром литературного произведения
Тема урока: «Знакомство с лингвистической сказкой» iconКонспект урока Предмет: литературное чтение Класс: 3 Тема: Г. Х. Андерсен «Ромашка»
Задача: продолжить знакомство с творчеством Г. Х. Андерсена и со сказкой как жанром литературного произведения
Тема урока: «Знакомство с лингвистической сказкой» iconУрок №8 Тема урока : Знакомство с пьесой-сказкой драматическим произведением С. Маршака
Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, чтобы мы открыли новые знания
Тема урока: «Знакомство с лингвистической сказкой» iconНазвание урока: Истоки
Задача: продолжить знакомство с творчеством Г. Х. Андерсена и со сказкой как жанром литературного произведения
Тема урока: «Знакомство с лингвистической сказкой» iconКонспект урока по физике в 7«Б» классе
Задача: продолжить знакомство с творчеством Г. Х. Андерсена и со сказкой как жанром литературного произведения
Тема урока: «Знакомство с лингвистической сказкой» iconКонспект урока по окружающему миру для 1 класса
Задача: продолжить знакомство с творчеством Г. Х. Андерсена и со сказкой как жанром литературного произведения
Тема урока: «Знакомство с лингвистической сказкой» iconПлан-конспект урока барометр-анероид. Манометры
Задача: продолжить знакомство с творчеством Г. Х. Андерсена и со сказкой как жанром литературного произведения
Тема урока: «Знакомство с лингвистической сказкой» iconСказка о рыбаке и рыбке Тема: Знакомство со сказкой А. С. Пушкина “ Сказка о рыбаке и рыбке”
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведением нашего любимого писателя Александра Сергеевича Пушкина. Встретимся с героями...
Тема урока: «Знакомство с лингвистической сказкой» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: Вспомнить особенности содержания и построения волшебной сказки через знакомство со сказкой «Несмеяна – царевна»
Тема урока: «Знакомство с лингвистической сказкой» iconТема: «Зимние забавы»
Цель урока: Продолжить работу над сказкой, раскрыв тему добра и зла по тексту сказки
Тема урока: «Знакомство с лингвистической сказкой» iconТехнология критического мышления
Задача: продолжить знакомство с творчеством Г. Х. Андерсена и со сказкой как жанром литературного произведения
Тема урока: «Знакомство с лингвистической сказкой» iconУрок в начальной школе
Задача: продолжить знакомство с творчеством Г. Х. Андерсена и со сказкой как жанром литературного произведения
Тема урока: «Знакомство с лингвистической сказкой» iconУрок в 6 классе по информатике и икт
Задача: продолжить знакомство с творчеством Г. Х. Андерсена и со сказкой как жанром литературного произведения
Тема урока: «Знакомство с лингвистической сказкой» iconКонспект урока тема. В. А. Жуковский «Спящая царевна». Добро и зло...
Цель урока: Продолжить работу над сказкой, раскрыв тему добра и зла по тексту сказки
Тема урока: «Знакомство с лингвистической сказкой» iconКонспект непосредственно образовательной деятельности по икт тема: «Животные севера»
Цель урока: Продолжить работу над сказкой, раскрыв тему добра и зла по тексту сказки


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск