Тема урока: Атмосфера, ее строение. Атмосферное





Скачать 66.35 Kb.
НазваниеТема урока: Атмосфера, ее строение. Атмосферное
Дата публикации19.09.2013
Размер66.35 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Астрономия > Урок
Ларшина Оксана Олеговна,

учитель географии,

МОУ № 29

Тема урока: Атмосфера, ее строение. Атмосферное

давление

Цели: сформировать представление о понятии атмосфера.
Задачи:

1. Дать общее понятие об атмосфере. Разобрать строение атмосферы, особенности ее слоев. Дать общее понятие об атмосферном давлении.

2. Научить измерять атмосферное давление с помощью приборов: ртутного барометра и барометра-анероида.

3. Показать роль и значение атмосферы и атмосферного давления.
Оборудование: глобус, ртутный барометр, барометр-анероид, стакан с водой, воронка.

План урока:

  1. Орг.момент

  2. Объяснение нового материала

  3. Закрепление

  4. Домашнее задание

Ход урока

Урок начинается с объяснения нового материала.

- Откройте тетради, запишите число и тему урока: Атмосфера, ее строение. Атмосферное давление.
Записано на доске:

Литосфера

+

Гидросфера

+

Атмосфера
+ Биосфера



Географическая

оболочка

Итак, мы приступаем к изучению третьей оболочки нашей планеты – атмосфере, или воздушной оболочки.
Она словно невидимым одеялом окутывает землю, простираясь вверх на несколько тысяч км. Атмосфера не имеет четкой верхней границы. Ее проводят условно на высоте около 3000 км. Более четко выражена ее нижняя граница с литосферой, хотя воздух – смесь газов атмосферы – проникает в литосферу через поры и трещины в почвах и горных породах.

Вопрос: почему воздух атмосферы не рассеивается в космическом пространстве и вращается вместе с землей?

Ответ: из-за земного притяжения. У поверхности притяжение сильнее и поэтому воздух здесь плотнее и тяжелее. Воздух сжат вышележащими слоями. С высотой он становится более разреженным.

На доске рисунок «Строение атмосферы»

-В атмосфере можно выделить три основных слоя: тропосферу, стратосферу и верхние слои.

Нижний, более плотный слой атмосферы – тропосфера. В этом слое около 80% всей массы атмосферы. Толщина тропосферы увеличивается от полюсов к экватору. У полюсов она составляет 8-10 км, а над экватором около 20 км. Воздух тропосферы получает тепло от нагретой Солнцем земной поверхности. Поэтому, чем выше от нее, тем холоднее. На 1 км высоты – температура падает на 6с. В тропосфере сосредоточен примерно весь водяной пар и различные примеси: пыль, копать, СО2 и т.д. Именно в этом слое образуются облака, изменяется погода, выпадают дожди и снег, дует ветер.

Тропосфера – фабрика погоды!

Выше выделяют стратосферу. Верхняя граница ее проводится на высоте около 55 км. В ней практически нет водяного пара. Воздух сильно разрежен. Редко образуются тонкие, как вуаль, облака.

Вопрос: как вы думаете, почему их сравнивают с вуалью?

Ответ: потому что они очень тонкие серебристые облака, состоящие из мельчайших кристалликов льда.

Еще выше находятся верхние слои атмосферы – наиболее разряженная ее часть. Частицы воздуха в этих слоях распадаются под воздействием сильного излучения.

Вопрос: почему в верхних слоях атмосферы небо черное?

Ответ: т.к. воздух сильно разрежен и он почти не поглощает солнечное тепло, не рассеивает солнечный свет.

(объяснительно – иллюстративный 15 мин.)

На доске рисунок «Состав атмосферы»





все остальные газы

Воздух – это смесь газов, в которой больше всего азота (78%) и кислорода (21%). Оставшийся 1 % приходится на все остальные газы.

Кислород выделяется зелеными растениями и необходим для дыхания животным и человеку. В стратосфере на высоте 25-30 км сосредоточен другой газ – озон (разновидность кислорода).

Углекислый газ составляет всего 0,03% воздуха атмосферы. Он поступает в атмосферу при дыхании животных и человека, при горении и гниении. Углекислого газа много в воздухе больших городов. Его «поставляют» многочисленные автомобили.

Вопрос: для какого процесса углекислый газ необходим растениям?

Ответ: для процесса фотосинтеза необходим углекислый газ.
Углекислый газ пропускает на земную поверхность солнечное тепло, но препятствует его возвращению в космическое пространство. Следовательно, увеличение углекислого газа в атмосфере может привести к нежелательному увеличению температуры воздуха. Это явление называют парниковым эффектом.

(объяснительно – иллюстративный 10 мин.)

Значение атмосферы

Атмосфера защищает нашу планету от многих воздействий из космоса. Многочисленные метеоры сгорают в ней, не достигая земли. Земная поверхность не нагревается за день до 120с и больше, как Луна, и не остывает за ночь до -170с.

Озон поглощает губительную для всех живых организмов ультрафиолетовую радиацию Солнца. В конце XX века обнаружено опасное сокращение озонового слоя – озоновые дыры – над отдельными территориями Земли. Ученые изучают причины этого тревожного явления. Без воздушной оболочки на Земле царила бы тишина, и небо было бы не голубым или синим, а черным.

(частично – поисковый 5 мин.)

Закрепление

Обозначьте одинаковыми цифрами название слоев атмосферы и признаки, характеризующие их

Слои атмосферы

Признаки

Ответы

1.Тропосфера
2.Стратосфера
3.Верхние слои атмосферы


Верхняя граница слоя 8-20 км

Верхняя граница слоя 50-55 км

Температура понижается на 6с на 1 км высоты

Содержится наибольшее количество влаги

Температура воздуха постоянная (60-70с)

Водяного пара нет

Происходит изменение силы и направления ветра

Образуются облака

Облака не образуются

1

2

1

1

2

2,3

1

1

2,3


(репродуктивный 5 мин.)
- Второй темой нашего урока является: Атмосферное давление

Вопрос: как вы думаете, воздух имеет вес?

Ответ: да, имеет.
Опыт. Возьмем две колбы, одну нагреем, а другую нет. И взвесим их.

Вопрос: какая колба будет легче и почему?

Ответ: нагретая колба будет легче, потому что при нагревании воздух, находящийся в колбе, расширился, и часть его вышла из сосуда. Количество воздуха в колбе уменьшилось, и она стала легче.

Вывод: значит, воздух имеет вес. У поверхности земли 1м3 воздуха весит 1кг 300 гр.
Задача. Длина комнаты – 8м

ширина – 6м

высота – 4м

Объем (V) комнаты – 192 м3, значит, в классе 192 м3 воздуха. Он весит почти 14 тонны.
- Если воздух имеет вес, то он давит на все, что находится на земле.

На 1 см2 – 1кг воздуха.

Площадь (S) нашей тетради 300 см2. Значит, ответ: на нее давит 300кг воздуха.
Сила, с которой воздух давит на земную поверхность и все находящиеся на ней предметы, называется атмосферным давлением.
Опыт. Возьмем воронку и, придерживая пальцем узкое отверстие, нальем в нее воду. Широкое отверстие прикроем листом бумаги. И перевернем воронку.

Вопрос: почему вода из воронки не выливается?

Ответ: потому что на лист бумаги снизу давит воздух. Он прижимает бумагу к кромкам воронки. Если же палец с узкого конца воронки снять, то воздух устремится в воронку, и вода из нее выльется.
С высотой давление падает. На 10,5м давление падает на 1мм рт. ст.
Давление воздуха измеряется с помощью прибора барометра («барос»-тяжесть, «метр»-мера).

Применяется два вида барометров – ртутный и анероид.

Это интересно знать…


В 1943г. ученик Г.Галилея Эванджелиста Торричелли изобрел прибор для измерения атмосферного давления – ртутный барометр. Он наполнил ртутью запаянную сверху стеклянную трубку и погрузил ее открытый конец в сосуд с ртутью. Сначала какое-то количество ртути из трубки вылилось, но потом высота столбика почти не менялась. Торричелли сделал выводы:

1) m(p) атмосферного воздуха давит на открытую поверхность ртути в сосуде и не дает выливаться ртути из трубки;

2) колебания высоты ртути в трубке зависят от изменения давления.

Нормальным принято считать давление 760 мм рт. ст. Оно определено на уровне моря на параллели 45 при температуре 0с. Если давление более 760 мм, то оно повышенное, меньше – пониженное.

Закрепление


Решение задач

Задача 1. Летчик поднялся на высоту 2 км. Каково атмосферное давление воздуха на этой высоте, если у поверхности земли оно равнялось 750 мм рт.ст.?

Решение: 1) 2000 : 10,5 = 194

2) 750 – 194 = 556 мм рт.ст.

Ответ: 556 мм рт.ст. атмосферное давление воздуха на высоте 2 км.
Задача 2. На вершине горы высотой 3,5 км барометр показал 720 мм рт.ст. Каково давление у подножия горы?

Решение: 1) 3500 : 10,5 = 333

2) 720 + 333 = 1053 мм рт.ст.

Ответ: 1053 мм рт.ст. давление у подножия горы.

(объяснительно – иллюстративный 10 мин.)
Домашнее задание

§ 34,35 читать, отвечать на вопросы после §.

Решить задачи:

1.На дне шахты барометр зафиксировал давление 780 мм рт.ст., у поверхности земли – 760 мм рт.ст. Найти глубину шахты.

2. Какова высота горы, если у подножия атмосферное давление 765 мм рт.ст., а на вершине 720 мм рт.ст.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока: Атмосфера, ее строение. Атмосферное iconТема: «Атмосфера. Строение атмосферы» Цель
Тема и номер урока в теме: «Атмосфера. Атмосфера: строение, значение, изучение», урок №1
Тема урока: Атмосфера, ее строение. Атмосферное iconКонспект урока Тема урока: Атмосфера: строение, значение, изучение....
Тема и номер урока в теме: «Атмосфера. Атмосфера: строение, значение, изучение», урок №1
Тема урока: Атмосфера, ее строение. Атмосферное iconТема урока: Внешнее и внутреннее строение семени (6 класс)
Тема и номер урока в теме: «Атмосфера. Атмосфера: строение, значение, изучение», урок №1
Тема урока: Атмосфера, ее строение. Атмосферное iconТема урока температура воздуха (6 класс)
Тема и номер урока в теме: «Атмосфера. Атмосфера: строение, значение, изучение», урок №1
Тема урока: Атмосфера, ее строение. Атмосферное iconКонспект урока в технологии деятельностного метода
Тема и номер урока в теме: «Атмосфера. Атмосфера: строение, значение, изучение», урок №1
Тема урока: Атмосфера, ее строение. Атмосферное iconКонспект образовательного мероприятия
Тема и номер урока в теме: «Атмосфера. Атмосфера: строение, значение, изучение», урок №1
Тема урока: Атмосфера, ее строение. Атмосферное iconКонспект урока по физике в 7 классе Тема: Атмосфера-5 океан. Атмосферное давление
Автор: учитель географии Лапшанова Светлана Викторовна, первая квалификационная категория
Тема урока: Атмосфера, ее строение. Атмосферное iconУрок №3 по теме 2 четверти «Преобразующая сила музыки»
Тема и номер урока в теме: «Атмосфера. Атмосфера: строение, значение, изучение», урок №1
Тема урока: Атмосфера, ее строение. Атмосферное iconПлан конспект урока по физике в 7 классе Тема урока: «Атмосфера....
...
Тема урока: Атмосфера, ее строение. Атмосферное iconКонспект урока в 6 классе на тему: «Атмосфера: строение, значение, изучение»
Цель урока: сформировать представление об атмосфере как о воздушной оболочке Земли
Тема урока: Атмосфера, ее строение. Атмосферное iconУрок географии в 6 классе Тема: Атмосфера, ее состав, строение и значение
Формат услуг: реализация Основной Образовательной Программы (далее ооп) дошкольного образования с двумя приоритетными направлениями...
Тема урока: Атмосфера, ее строение. Атмосферное iconТема урока «Атмосферное давление»
Оборудование: термометр, веер, стороны света, карточки со словами, картинки с изображением облаков
Тема урока: Атмосфера, ее строение. Атмосферное iconКонспект урока в 7 классе Тема «Вес воздуха. Атмосферное давление»
Автор: учитель географии Лапшанова Светлана Викторовна, первая квалификационная категория
Тема урока: Атмосфера, ее строение. Атмосферное iconКонспект открытого урока по географии. Тема урока: Ветер
Ребята, сегодня мы будем путешествовать по стране Геознания на материке Атмосфера,узнаем о причинно-следственных связях, возникающих...
Тема урока: Атмосфера, ее строение. Атмосферное iconЛекция №11 Атмосферное давление и его влияние на организм
Пониженное атмосферное давление. Горная или высотная болезнь, профилактические мероприятия
Тема урока: Атмосфера, ее строение. Атмосферное iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема и номер урока в теме: «Строение растительной клетки». Урок №2 в теме «Клеточное строение организмов»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск