Настоящая программа по литературе для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение ( Учебник : Литература : 9 класс: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений /Авт.-сост.В.Я.Коровина .-М. Просвещение , 2002 .) Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы : пояснительную записку; учебно-тематический план ;требования к уровню подготовки учащихся .
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
*воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
*развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
*освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
*овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории литературы
*истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, усугубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: от освоения различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя; до начальных сведений об историзме литературы, как искусства слова (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 9 классе – литература в духовной жизни человека, шедевры родной литературы.
Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 9 класс.
Концентр 5-9 классов, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть .
Программа 9 класса рассчитана на 3 часа в неделю ( 102 часа в год , 34 учебных недель)
Требования к уровню подготовки выпускников.
В результате изучения литературы ученик должен знать:
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
историко-культурный контекст изучаемых произведений;
основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
сопоставлять литературные произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
№ урока
| Раздел
| Тема урока
| Кол-во часов
| Тип урока
| Виды учебной деят-ти
| Виды контроля
| Планируемые результаты
| Домашнее задание
| Дата проведения
План/ факт
|
| 1
|
| Введение .
Особенности изучения литературы в 9 классе . Литература как искусство слова
| 1
| Вводный урок
| Чтение учебника, устная работа
| Устные ответы
| Знать роль литературы в общественной и культурной жизни , особенности литературного процесса .
| Прочитать « Слово о полку Игореве»
|
|
|
| ДРЕВНЕРУС-СКАЯ ЛИТЕРАТУРА
|
| 2
|
|
|
|
|
|
|
| 2
|
| «Слово о полку Игореве». Из истории рукописи . Идея произведения
|
| Урок – обзор
| Работа с дополнительной учебной литературой , выразительное чтение фрагментов текста
| Устные ответы , выразительное чтение
| Знать историческую основу памятника ,историю его открытия, содержание, понимать его жанровые особенности.
| Подготовить ответы на вопросы / устно/
|
|
| 3
|
| Сюжет . Герои . Обзор содержания .Анализ эпизода « Плач Ярославны»
|
| Урок-беседа
| Комментиро-ванное чтение, устная работа
| Выразительное чтение
| Индивидуальные задания
|
|
|
| РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 18 ВЕКА . КЛАССИЦИЗМ .
|
| 9
|
|
|
| Знать признаки классицизма , особенности эпохи Просвещения , общую характеристику литературы 18 века , уметь сопоставлять исторические факты и литературные традиции; знать факты жизни и творчества М.В.Ломоносова , Г.Р.Державина , характерные особенности их творчества, новаторство в литературе , уметь выразительно читать оду , показывая ее художественные особенности ; уметь определять черты классицизма в комедии Д.И.Фонвизина « Недоросль», воспринимать ее особенности .
|
|
|
| 4
|
| Из истории классицизма . Классицизм в русской литературе / обзор/
|
| Урок –лекция
| Работа с учебником , устные ответы , конспектиро-вание
| конспект
| Подготовить выразительное чтение стихотворения М.В.Ломоносова
|
|
| 5
|
| М.В.Ломоносов . Слово о поэте и ученом . Прославление Родины , науки и просвещения
|
| Урок –беседа
| Устная работа, выразительное чтение
| Устные ответы
| Прочитать статью в учебнике о творчестве Г.Р.Державина , подготовить выразительное чтение стихотворения
|
|
| 6
|
| Г.Р.Державин .Новаторство поэта . Чтение и анализ стихотворений .
|
| Урок-беседа
| Устная работа, выразительное чтение
| Вырази-тельное чтение
| Прочитать комедию « Недоросль»
|
|
| 7
|
| Д.И.Фонвизин . Творчество писателя – сатирика .
|
| Урок –обзор
| Конспектирова-ние , устная работа
| Устные ответы
| Ответить на вопросы / устно /
|
|
| 8
|
| « Недоросль»- обличение безнравственности крепостного права . Особенности языка комедии .
|
| Урок –беседа
| Комментиро-ванное чтение, чтение по ролям
| Устные ответы
| Прочитать повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»
|
|
|
| СЕНТИМЕНТА-ЛИЗМ
|
|
|
|
|
| Знать основные черты сентиментализма , уметь определять их в художественных произведениях ( «Бедная Лиза»),знать содержание повести, понимать ее проблематику , роль пейзажа в произведении, уметь составлять психологическую характеристику героев по их поступкам , определять авторскую позицию по поставленной проблеме и формулировать свое мнение
|
|
|
| 9
|
| Сентиментализм как литературное направление / общая характеристика /.
|
| Урок –лекция
| Работа с учебником
| Устные ответы
| Подготовить ответы на вопросы , дать характеристику героям повести
|
|
| 10
|
| Н.М.Карамзин « Бедная Лиза»- утверждение общечеловеческих ценностей .Образы главных героев
|
| Урок –беседа
| Работа с текстом , комментиро-ванное чтение фрагментов
| Устные ответы
| Прочитать материал учебника о творчестве Н.М.Карамзина, подготовиться к творческой работе
|
|
| 11
|
| Творческая работа .
|
| Урок развития речи
| Индивидуальная работа
| Сочинение-эссе
| Закончить работу
|
|
| 12
|
| Поэтическое творчество Н.М.Карамзина / обзор /
|
| Урок- обзор
| Работа с учебником , устные ответы
| Устные ответы
| Прочитать «Горе от ума» А.И.Грибоедова
|
|
|
| РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 19 ВЕКА . РОМАНТИЗМ . РЕАЛИЗМ .
|
|
|
|
|
| Знать общую характеристику развития литературы 19 века, отличительные черты романтизма,центральные темы русской литературы ; знать основные факты жизни и творчества А.С.Грибоедова ,историю создания комедии «Горе от ума» , ее содержание, идейно-художественное своеобразие , понимать литературоведческие понятия ( конфликт, интрига,сюжет,кульминация , внесценические персонажи), определять традиции и новаторство комедии,черты классицизма и романтизма ; понимать смысл названия комедии , видеть авторскую оценку ; уметь анализировать эпизод , давать характеристики персонажей , сопоставлять их , уметь выразительно читать монологи; знать критическую статью И.А.Гончарова , понимать ее концепцию и уметь составлять конспект статьи .
|
|
|
| 13
|
| Романтизм и реализм в русской литературе 19 века / общая характеристика /
|
| Урок –лекция с элементами беседы
| Работа с учебником , конспектирова-ние ,
| Конспект, устные ответы
| Прочитать статью в учебнике о творчестве А.С.Грибоедова ;
|
|
|
|
| А.С.Грибоедов : личность и судьба .
|
|
| устная работа, работа с учебником
| Устные ответы
| подготовить сообщение об истории создания комедии
|
|
| 14
|
| История создания комедии « Горе от ума». Знакомство с героями .
|
| Урок –беседа
| Комментированное чтение , устная работа
| Выразите-льное чтение
| Ответить на вопросы / устно/
|
|
| |