Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Инжавинская средняя общеобразовательная школа»





Скачать 204.12 Kb.
НазваниеМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Инжавинская средняя общеобразовательная школа»
Дата публикации20.09.2013
Размер204.12 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Литература > Программа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Инжавинская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрена и рекомендована УТВЕРЖАЮ

методическим советом Директор школы Н.И.Михкельсон

Протокол № ____ от _____2011г Приказ № ______ от ________ 2011г

Программа дополнительного образования «Рукодельница»

на 2011-2012 учебный год

Возраст детей:9-11 лет

Составитель:

Лобанова В.А,учитель технологии

 

  

 

 

Караваино 2011г

Пояснительная записка.

В современном, быстроменяющемся мире возникает необходимость позаботиться об укреплении связей ребенка с природой и культурой, трудом и искусством.

Образовательная программа «Рукодельница» имеет художественно – эстетическую направленность.

Актуальность программы заключается в выполнении творческих работ детьми самостоятельно, в возрождении народных ремесел нашего края, и, наконец, в трудовом воспитании подрастающего поколения. Вещи, выполненные своими руками, всегда красивы, дороги сердцу, неповторимы, привлекательны. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовольствие результатами своего труда, возбуждает желание к последующей деятельности.

Образовательная программа модифицированная, так как внесены изменения в ранее существующую программу Министерства Образования, 1983 года

Использование новых технологий шитья, вышивки, современной методической литературы, составляют новизну программы.

1. Целью программы является развитие художественно-творческих способностей каждого ребенка в процессе постижения мастерства традиционного рукоделия.

2. Задачи программы 1-го года обучения

Обучающие. Изучать мастерство ручного шитья, приемы прокладывания стежков «вперед иголку» и его вариантов, технологический процессов шитья игрушки.

Развивающие. Развивать воображение, творческие способности детей, умение работать с тканью и ножницами.

Воспитательные. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, самостоятельность, любовь к природе.

3.Задачи программы 2-го года обучения.

Обучающие. Расширять кругозор детей по декоративно-прикладному искусству, обучать новым приемам шитья.

Развивающие.Развивать мыслительные способности, уметь анализировать и сопоставлять, развивать внимание, интерес к работе, эстетический вкус.

Воспитательные. Воспитывать умение работать в коллективе – быстро, аккуратно, учитывая мнение других.

4.Отличительные особенности программы

1. Содержание учебно-воспитательного процесса выстроено в соответствии с требованиями Министерства Образования от 11.12.06 г

2. Применение новых технологий.

3. Содержание структурных элементов образовательной программы.

5. В реализации программы участвуют дети в возрасте 9 – 11 лет.

6. Срок реализации программы 2 года.

7.Форма и режим занятий.

Первый год обучения рассчитан на детей 9-10 лет.

72 часа в год (2 часа в неделю, т.е. 2 раза по 1 часу).

Второй год обучения рассчитан на детей 10-11 лет.

72 часа в год (2 часа в неделю, т.е. 2 раза по 1 часу).

Формы занятий:

  • Беседы

  • Объяснения

  • Рассказы

  • Практические работы

  • Выставки

8. Характеристика ожидаемых результатов 1-го года обучения.

В результате прохождения данной программы дети должны знать:

  • Правила рабочего человека

  • Изделия текстильной промышленности: ткани, нитки, ленты, шнуры, их применение

  • Достоинства и недостатки хлопчатобумажных тканей

  • Инструменты и приспособления для работы стканью и правила пользования ими

  • Историю возникновения и развития вышивки.

  • Этапы выполнения аппликации

Должны уметь:

  • Выполнять швы «иголку вперед», «иголку назад», «через край», «потайной», «стебельчатый», «тамбурный», «петельный».

  • Читать эскизы выкроек

  • Размечать ткань по готовой выкройке, разрезать ее.

  • Отделывать изделия вышивкой, аппликацией

  • Выполнять аппликации из кожи, шерсти, ткани.

9. Характеристика ожидаемых результатов 2-го года обучения.

Должны знать:

  • Виды тканей: шерстяные, шелковые, химические

  • Происхождение, назначение, свойства тканей

  • Различные переплетения нитей в тканях

  • Нити основы и утка, лицо и изнанку в тканях

  • Технологию выполнения объемной мягкой игрушки

Должны уметь:

  • Самостоятельно изготавливать выкройку, экономно размечать по ней ткань

  • Вырезать заготовки по прямой и криволинейной линии

  • Обрабатывать края изделий

  • Самостоятельно выполнять игрушки, сувениры

10. Методы обучения

  1. Словесные: рассказ, беседа, объяснение

  2. Наглядные: иллюстрации, демонстрации

  3. Практические: практические занятия

  4. Репродуктивные, проблемно-поисковые: повторение, конструирование

  5. Эвристический: продумывание будущей работы

11. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

1. Выставки детского творчества

2. Участие детей в районных, областных выставках декоративно-прикладного творчества, конкурсах различного уровня.

Учебно-тематический план

1-й год обучения.

п.п.

Наименование разделов и тем

Количество часов

Всего

Теоретические

Практические

1.

Вводное занятие

1

0,5

0,5

2.

Основные сведения о тканях (5 часов)




1. Волокна.

1

1







2. Производство ткани.

2

1

1




3. Виды тканей.

2

1

1

3.

Виды швов и стежков (5 часов)




1. Виды швов и стежков

1

1







2. Шов «иголку вперед»

1




1




3. Шов «иголку назад»

1




1




4. Шов «через край»

1




1




5. «Потайной шов»

1




1

4.

Игрушки из ниток и лоскутков ткани (14 часов)




1. История развития игрушки.

1

1







2. Сувениры из помпонов.

8

1

7




3. Тряпичные куклы.

5

1

4

5.

Аппликация как декоративно-прикладное искусство (22 час)




1. Аппликация. Этапы выполнения.

2

1

1




2. Декоративные аппликации из кожи (украшаем сумочки, кошельки, заколки).

5

1

4




3. Изготовление аппликаций из шерсти.

5

1

4




4. Сюжетная аппликация из ткани по выбору учащихся.

9

1

8

6.

Организация выставки творческих работ

1




1

7.

Азбука вышивания (12 часов)




1. Из истории вышивки. Материал и приспособления для ручной вышивки.

1

1







2. Виды швов: стебельчатый, тамбурный, петельный.

2

1

1




3. Панно из лоскутков ткани с элементами вышивки.

9

1

8

8.

Мягкая игрушка(13 часов)




1. Выкройки.

2

1

1




2. Плоские игрушки с элементами аппликации.

10

1

9

9.

Итоговая выставка творческих работ

1




1

Итого

72

16,5

55,5


Содержание программы.

1-й год обучения.

  1. Вводное занятие (1 час). Введение в образовательную программу. Условие организации труда, оборудование рабочего места. Знакомство с правилами внутреннего распорядка, с правилами техники безопасности. Инструменты и приспособления, применяемые при выполнении ручных работ.

Практическая работа. Вводное тестирование.

  1. Основные сведения о тканях (5 часов). Отличительные особенности тканей из синтетических материалов от хлопчатобумажных, льняных, шерстяных и шелковых тканей. Виды переплетения нитей в тканях. Нити основы и утка, лицо и изнанка в тканях.

Практические занятия. Выполнение образца полотняного переплетения. Оформление коллекции тканей, ниток, тесьмы.

  1. Виды швов и стежков (5 часов). Технология выполнения простейших швов, их назначение, применение и условное обозначение.

Практические занятия. Техника выполнении простейших швов: «через край», «вперед иголка», «назад иголка», «потайной».

  1. Игрушки из ниток и лоскутков ткани(14 часов). Народная игрушка. Историческая справка. Материалы и инструменты. Этапы выполнения. Оформление работы.

Практические занятия. Моделирование игрушек из помпонов. Технология изготовления игрушек из клочков ткани.

  1. Аппликация (22 час). Аппликация. Аппликация в русском декоративно-прикладном творчестве. Материалы, используемые для выполнения аппликации. Основы цветоведения. Этапы выполнения аппликации. Орнамент в технике аппликации.

Практические занятия. Изготовление аппликаций из кожи, шерсти. Выполнение сюжетной аппликации из ткани

  1. Выставка творческих работ (1 час).

  2. Азбука вышивания (12 часов). История развития вышивки. Народная вышивка. Инструменты и материалы для ручной вышивки. Техника выполнения. Способы перенесения рисунка на ткань. Влажно-тепловая обработка вышитых изделий. Понятие цвета. Холодные и теплые тона. План работы над изделием.

Практические занятия. Приемы закрепления нити. Упражнения выполнения украшающих швов. Выполнение панно из лоскутиков ткани с элементами вышивки.

  1. Мягкая игрушка (13 часов). Из истории мягкой игрушки. Правила раскроя, соединения и оформления деталей игрушки. Работа с выкройкой. Способы изменения размеров выкройки. Раскрой материала. Швы соединения деталей. Крепление конечностей. Набивка деталей.

Практические занятия. Упражнения выполнения соединительных швов: потайной, петельный, «козлик». Изготовление плоских игрушек из разного вида ткани по готовым лекалам. Самостоятельное моделирование игрушек и создание лекал по эскизам.

  1. Итоговая выставка творческих работ (1 час). Итоговая аттестация – теория и практика.


Методическое обеспечение программы.

1 год обучения.



Раздел

Оснащение занятий

Форма организации занятий

Методы и приемы обучения

Подведение итогов

1

Вводное занятие

Выставка готовых изделий.

Беседа. Практическое занятие.

Словесные, наглядные, практические

Вводная диагностика.

2

Основные сведения о тканях

Таблица. Простое переплетение нитей в тканях. Коллекции тканей.

Беседа. Практическое занятие.

Словесные, наглядные, контроль, самоконтроль.

Анализ работ. Обобщающая беседа.

3

Виды швов и стежков.

Таблицы. Виды ручных стежков и строчек. Технология выполнения ручных операций.

Объяснение. Практические занятия.

Словесный, наглядный, репродуктивный, практический.

Анализ работ, обобщающая беседа.

4

Игрушки из ниток и лоскутков.

Инструкционно-технологические карты. Образцы изделий.

Беседы, практические занятия

Словесный, наглядный, практический

Анализ работ, выставка

5

Аппликация

Инструкционно-технологические карты. Образцы изделий.

Объяснения, практические

Словесный, наглядный, эвристический

Анализ работ, выставка, обобщающие беседы

6

Азбука вышивания

Образцы изделий. Инструкционно-технологические карты

Беседы, практические занятия.

Словесный, наглядный, индуктивный, практический, эвристический

Анализ работ, выставка, обобщающие беседы

7

Мягкая игрушка

Таблицы методической последовательности.

Беседы, практические занятия.

Словесный наглядный практический

Выставка работ

8

Итоговая выставка творческих работ

Учебно-тематический план.

2-й год обучения.

п.п.

Наименование разделов и тем

Количество часов

Всего

Теоретические

Практические

1

Вводное занятие

1

1




2

Объемные мягкие игрушки (25 часа)




1. Объемные игрушки.

16

1

15




2. Каркасные игрушки.

9

1

8

3

Куклы-сувениры (28 часов)




1. Куклы в народных костюмах с элементами вышивки.

11

2

9




2. Настенные куклы.

7

1

6




3. Веревочные куклы.

9

1

8




Организация выставки творческих работ

1




1

5

Поделки на основе пластмассовой оболочки (9 часов).




1. Поделки на основе пластмассовой оболочки.

1

1







2. Карандашницы.

4




4




3. Шкатулка.

4




4

6

Куклы для домашнего театра (8 часов).




1. Перчаточные куклы

4

1

3




2. Куклы-животные

4




4

7

Итоговая выставка творческих работ.

1




1

Итого

72

9

63


Содержание программы.

2-й год обучения

  1. Вводное занятие (1 час). Вводный инструктаж. Изучение свойств различных тканей при изготовлении поделок.

  2. Объемные мягкие игрушки (25 часа). Изготовление выкроек по криволинейным линиям. Экономный раскрой ткани. Соединение деталей. Аппликация в оформлении игрушек. Каркасные игрушки.

Практические занятия. Технология изготовления нескольких игрушек по криволинейным выкройкам. Изготовление каркаса. Игрушки на каркасной основе.

  1. Куклы-сувениры (28 часов). О русской народной игрушке. Русский народный костюм. Кукольные головки: глаза и подглазники, нос и усы, прически. Материалы используемые для работы. Кукла. Использование элементов аппликации и вышивки в национальном костюме.

Практические занятия. Изготовление кукол в различных национальных костюмах. Выполнение настенных кукол-аппликаций с твердым картонным каркасом.

  1. Выставка творческих работ (1 час).

  2. Поделки на основе пластмассовой баночки (9 часов). Сувенир в подарок. Материал для работы. Этапы выполнения. Оформление работ. Способы соединения деталей: клей ПВА и нитки.

Практические занятия. Выполнение сувениров из пластмассовых баночек (карандашницы, шкатулки).

  1. Куклы для домашнего театра(8 часов). Возникновение кукольного театра. Технология изготовления кукол для театрального представления. Куклы-наперстки. Перчаточные куклы. Куклы животные.

Практические занятия. Выполнение кукол для театрального представления (куклы выполняются к выбранной учащимися сказки). Оформление ширмы.

  1. Проведение итоговой выставки творческих работ учащихся.(1 час).

Методическое обеспечение программы.

2 год обучения.



Раздел

Оснащение занятий

Форма организации занятий.

Методы и приемы

Подведение итогов

1

Вводное занятие.

Выставка готовых изделий.

Беседа, практическое занятие

Словесные, наглядные, репродуктивные.

Вводное тестирование.

2

Объемные мягкие игрушки

Инструкционно-технологические карты. Выкройки.

Беседы и практические занятия

Словесный, наглядный, эвристический

Анализ работ, выставка творческих работ

3

Поделки на основе пластмассовой баночки

Инструкционно-технологические карты. Выкройки.

Объяснение, практические занятия.

Словесный, наглядный, проблемно-поисковый.

Анализ работ, выставка, обобщающая беседа.

4

Куклы для домашнего театра

Инструкционно-технологические карты. Выкройки

Беседа, практическое занятие

Словесный, наглядный, проблемно-поисковый

Анализ работ, выставка, обобщающая беседа.

5

Итоговая выставка творческих работ

Оснащение каждого занятия.

Каждый ребенок должен иметь:

  1. ножницы

  2. лоскутки ткани

  3. нитки

  4. пряжа

  5. иголки

  6. булавки

  7. рабочие тетради

  8. карандаш

  9. ручка

  10. линейка

Список литературы по «Рукоделию».

  1. Литература для учителя:




    1. Барылкина Л.П. Технология. Конспекты уроков. – Москва, 2006 г.

    2. Гусакова А.М. «Работа с тканью на уроках технологии в начальных классах». Москва, «Просвещение», 1990 г.

    3. Жмаева Т.П. «Изучение технологии ручной вышивки в средней школе». Тамбов, 1998 г.

    4. Кашкарова-Герцог Е.Д. «Руководство по рукоделию». Москва, «Радио и связь», 1992 г.

    5. Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки. – Москва, 1980 г.

    6. Миловидов Н.Н. Профессия – хлопко-прядильщица. Москва, 1983 г.

    7. Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров. – Москва, Просвещение, 1990 г.



  1. Литература для детей:




    1. Давыдова М.А. Мягкая игрушка своими руками. – Творческий центр. Москва, 2004 г.

    2. Калинич М. «Рукоделие для детей». Минск, «Полымя», 1998 г.

    3. Соколова Ю. «Мягкая игрушка». Санкт-Петербург, 2004 г.

    4. Терешкович Т.А. «Рукодельница». Минск, «Полымя», 1993 г.

    5. Твердохлебов Е. Мягкая игрушка своими руками. – Книжный клуб. Харьков, 2005 г.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Инжавинская средняя общеобразовательная школа» iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Инжавинская...
Гос впо по специальности 230101. 65 «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети», утвержденный Министерством образования РФ...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Инжавинская средняя общеобразовательная школа» iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №17»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Инжавинская средняя общеобразовательная школа» iconСтатья 1 Общие положения Муниципальное бюджетное общеобразовательное...
«Средняя общеобразовательная школа №6 города Лесосибирска» (далее Учреждение), ранее именуемое муниципальное общеобразовательное...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Инжавинская средняя общеобразовательная школа» iconНаходкинского городского округа муниципальное бюджетное общеобразовательное...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Инжавинская средняя общеобразовательная школа» iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Колесурская...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Карловка Пугачёвского района Саратовской области»...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Инжавинская средняя общеобразовательная школа» iconМинистерство образование и науки рт муниципальное бюджетное общеобразовательное...
Государственное общеобразовательное учреждение-средняя общеобразовательная школа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Инжавинская средняя общеобразовательная школа» iconПубличный доклад мбоу «Средняя общеобразовательная школа №3» городского округа Протвино
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» – это общеобразовательное учреждение...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Инжавинская средняя общеобразовательная школа» iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Асекеевская...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Асекеевская средняя общеобразовательная школа»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Инжавинская средняя общеобразовательная школа» iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение дятьковская...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение дятьковская средняя общеобразовательная школа №1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Инжавинская средняя общеобразовательная школа» iconОтчет о результатах самообследования муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Полное и сокращенное наименование образовательного учреждения в соответствии с уставом муниципальное бюджетное общеобразовательное...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Инжавинская средняя общеобразовательная школа» iconОтчет по результатам самообследования муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Наименование оу: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12 г. Йошкар-Олы»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Инжавинская средняя общеобразовательная школа» iconТамбовское областное государственное бюджетное общеобразовательное...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Косицынская средняя общеобразовательная школа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Инжавинская средняя общеобразовательная школа» iconПрограмма воспитательной работы школы. Срок реализации 2011-2016...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Еленская средняя общеобразовательная школа» функционирует как средняя школа с 1983...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Инжавинская средняя общеобразовательная школа» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательное учреждение: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №3 г. Томск,...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Инжавинская средняя общеобразовательная школа» iconМуниципальное образовательное учреждение «Далисичская средняя общеобразовательная...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Хочашевская основная общеобразовательная школа» Ядринского района Чувашской...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Инжавинская средняя общеобразовательная школа» iconМуниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №178
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск