Скачать 83.78 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Костромы «Лицей №32» Конспект урока литературы в 6 классе «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В.Астафьева и В.Распутина». Выполнилаучитель русского языка и литературыСлавская Вера Михайловна. Цель: Сформировать у детей представление о нравственных выборах героев произведений В. Астафьева и В. Распутина, определить положительные и отрицательные черты подросткового периода.Задачи:
1.Углубить и систематизировать знания учащихся о характере литературного героя.
2. Развивающие
3.Воспитательные
Методы1. Репродуктивный 2. Частично-поисковый. Оформление
Нравственный выбор моего ровесника
Ход урока Учитель: Отрочество… Именно тогда познаются первые уроки добра и зла, потому что каждый подросток делает свой выбор. Я думаю, что многие из вас слышали выражение «сделать свой выбор». Как вы понимаете это выражение? Ученик: Это совершенный поступок, хороший или плохой. Тема нашего урока «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В.Астафьева и В. Распутина». Подберите однокоренные слова к слову «нравственный». Ученик: Нравственность, нрав. Обратимся к «Толковому словарю» Ожегова и определим лексическое значение слова «нравственность» Нравственность - правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил поведения. Что же такое «нравственный выбор»? Ученик: Это поступки, совершаемые человеком в соответствии с теми правилами поведения, которые приняты в обществе. (Запись темы в тетрадь). Учитель: Исходя из темы, сформулируйте цель нашего урока. Ученик: Сопоставив героев произведений В.Астафьева и В. Распутина, мы определим, какие выборы в отношениях со сверстниками и взрослыми делают герои произведений и почему? Что положительного и отрицательного несут их поступки? (Запись ключевых вопросов в тетрадь). Учитель: Исследователь русской литературы Ю.В.Лебедев утверждает: «Два свойства детской души дороги: непосредственная чистота нравственного чувства и способность легко и свободно восстанавливать гармонию во взаимоотношениях с миром». Насколько прав исследователь русской литературы в своем выводе? На этот вопрос мы ответим сегодня. Я же предлагаю вам вспомнить эпизоды из прочитанных произведений и проанализировать жизненные выборы главных героев. Эти мальчишки общаются с разными людьми: со сверстниками, родителями (или другими родственниками), и учителями. Герои произведений - ваши ровесники. Чье мнение для них и для вас более важное, а чье - менее значительно. Ученик: Более важно мнение сверстников, менее важное - других людей. Учитель: Перед вами – таблица, в которую мы будем записывать выводы. (Таблица продублирована на доске). Нравственный выбор моего ровесника
Учитель: Давайте посмотрим, как складываются их отношениях со сверстниками. Герой В. Астафьева общается с левонтьевскими ребятами. Обратимся к эпизоду «Левонтьевские мальчишки предлагают обмануть бабушку». Прослушайте пересказ этого эпизода и подумайте над вопросом «Как ведет себя герой? Почему он не смог дать отпор левонтьевским мальчишкам?» Ученик: Учащийся пересказывает эпизод близко к тексту от первого лица. Ученик: Для него мнение сверстников было важнее, чем мнение взрослых людей, поэтому он решил доказать ребятам, что не боится бабушку. Учитель: Запишем вывод в таблицу
Учитель: Продолжим наши наблюдения. Обратимся к эпизоду из рассказа Распутина «Игра подростков в «чику». Прослушайте этот эпизод и подумайте над вопросом «Принимает ли главный герой правила игры, навязанные сверстниками? С чем он не может смириться?» Чтение по ролям эпизода из рассказа Распутина «Игра подростков в «чику». Ученик: Этот мальчик не принимает тех условий, которые ему навязывают Вадик и ребята, поэтому оказывается избитым. Учитель: Запишем вывод в таблицу
Учитель: Как ведут себя герои в отношениях со сверстниками? Ученик: Для героя Астафьева мнение левонтьевских ребят значимо, поэтому он «идет у них на поводу», а герой рассказа Распутина более независимый в своих решениях: терпит побои, защищая правоту своих взглядов. Учитель: Как правило, каждый поступок имеет свои последствия. Это находит отражение в отношениях со взрослыми как в школе, так и дома. Вспомните, к чему привел обман героя рассказа «Конь с розовой гривой»? Найдите в тексте строки, которые говорят о душевных переживаниях героя. Ученик: (Чтение эпизода со слов « Бабушку надул…» (стр.95). Учитель: Запишем вывод в таблицу
Учитель: Скажите, как повлияла эта история на его дальнейшие поступки? Ученик: Эта история не прошла для него даром: случай он запомнил на всю жизнь. Чтение эпизода со слов «Сколько лет с тех пор прошло!» (стр. 105). Учитель: Герой рассказа Распутина старается быть честным, но обманывает учительницу Лидию Михайловну. Как он это делает и почему? Ученик: Она была человеком из другого мира. Чтение эпизода со слов «Она сидела передо мной…» (стр.127). Мальчик боялся правды, ему было стыдно: его могли выгнать из школы! Стыдно ему было и из-за того, что он был бедным, и голод заставлял его идти на это «преступление». Учитель: Запишем вывод в таблицу
Учитель: Ребята, нужно ли обманывать взрослых? А почему это делают дети? Ученик: Нет, но дети заблуждаются, ошибаются, поэтому и обманывают взрослых. Учитель: А как вы думаете, взрослым обманывать можно? Почему Лилия Михайловна пошла на обман? Имела ли она право это делать? Ученик: Она не нашла другого способа, чтобы помочь этому мальчику. И этот ее обман можно оправдать. Учитель: Почему этого не понял директор? (Просмотр эпизода из фильма или обращение к эпизоду из текста). Ученик: Ему должность не позволяла – он действовал как руководитель школы. И за «преступление» учителя наказал. Учитель: Как вы думаете, возможны ли дружеские отношения между учителем и учеником? А как сам автор отвечает на этот вопрос? Ученик: Да, если учитель помогает ученику. Учитель: Я бы ответила на этот вопрос словами русского писателя Л. Н. Толстого «Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях». Обратимся к вопросам, поставленным в начале урока. Какие выборы в отношениях со взрослыми и сверстниками делают герои произведений и почему? Что положительного и отрицательного несут их поступки? Ученик: Делает обобщение по материалам таблицы Оба героя примерно одного возраста. Они общаются с ребятами как в школе, так и во дворе. Мнение сверстников для героя рассказа В. Астафьева «Конь с розовой гривой» важно: он хотел доказать левонтьевским ребятам, что не боится бабушку и может ее обмануть. А вот герой рассказа В. Распутина «Уроки французского» не терпит обмана в игре с Вадиком и другими мальчишками, отстаивает свою точку зрения. Он более сильный и независимый. Но оба героя обманывают взрослых: один - бабушку, другой - учительницу. Герой рассказа В. Астафьева «Конь с розовой гривой» обманывает бабушку, стыдится своего обмана, потому что испытывает угрызения совести. Обманув ее, обманывает самого себя: убивает в себе честность. Стыдится того, что обманывает Лидию Михайловну, и герой рассказа В. Распутина «Уроки французского», так как восхищается этим человеком и уважает учительницу. Но оба героя «находят в себе смелость» признать свои ошибки, получают уроки на всю жизнь. Учитель: Произведения, которые мы с вами прочитали, являются автобиографическими, то есть написанными на основе событий из собственной жизни авторов. Как вы думаете, зачем о своих не очень-то хороших поступках авторы нам рассказали? Ученик: Мы должны учиться на чужих ошибках и не совершать собственных. Мы вновь обращаемся к словам Ю. В. Лебедева: «Два свойства детской души дороги: непосредственная чистота нравственного чувства и способность легко и свободно восстанавливать гармонию во взаимоотношениях с миром». «В них заключены бесконечные возможности и резервы нравственного самоусовершенствования»,- пишет он. Но герои этих произведений – люди другой эпохи. Кто из них более близок вам? (Голосование с обоснованием). Домашнее задание Сочинение на одну из тем: «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В.Астафьева и В. Распутина», «Герой произведения, который по характеру мне близок и интересен». |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Из опыта использования гуманно-личностной технологии на уроках литературы конспект урока в 10 классе по повети Распутина «Прощание... | Конспект урока в 5 классе по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино... План-конспект урока в 5 классе по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро» с применением технологии групповой деятельности | ||
Урока, урок 1 Тема урока : «Уроки французского» В. Распутина. Главный... Конспект урока в младших классах (на примере рассказа В. Распутина «Уроки французского») | Конспект открытого урока чтения в 3 классе Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б | ||
Исследование средств выразительности произведений В. П. Астафьева Художественные средства выразительности в произведениях В. П. Астафьева | Урок литературы в 7 классе (общеобразовательный) с применением икт по теме Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б | ||
Урок исследование ( на основе художественных произведений, публицистики... Занятие предусматривает 2 урока литературы в 10 классе после изучения романа Л. Толстого «Война и мир» и предполагает комплексное... | Конспект нод по реализации образовательной области Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б | ||
Конспект открытого бинарного урока (русский язык и литература) 9... Цель урока – проследить общность судеб семей русских классиков во время Отечественной войны 1812 года, рассмотреть освещение темы... | Конспект урока обществознания в 8 классе по теме «Моральный выбор... Способствовать формированию умения анализировать жизненные ситуации, выстраивая алгоритм рассуждения на основе понятий обществоведческого... | ||
Конспект урока литературы в 5 классе по теме: Н. А. Некрасов. Крестьянские... План-конспект урока литературы в 5 классе по теме: Н. А. Некрасов. Крестьянские дети | Тема урока: Учимся анализировать стихотворение Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б | ||
Урок литературы "Нравственные проблемы в повести В. Г. Распутина " Дать краткий обзор творчества В. Распутина, обратить внимание на проблемы, которые ставит писатель в повести | План-конспект урока литературы по теме: «Проблема национального характера... План- конспект внеклассного занятия учителя- логопеда моу сош №13 Догадаевой Т. М | ||
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по речевому... Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б | Урок литературы в 7 классе тема: Н. А. Некрасов План-конспект урока литературы в 5 классе по теме: Н. А. Некрасов. Крестьянские дети |