Конспект урока литературы в 5 классе по теме





Скачать 62.65 Kb.
НазваниеКонспект урока литературы в 5 классе по теме
Дата публикации24.09.2013
Размер62.65 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Литература > Конспект
МБОУ «Основная общеобразовательная Владимировская школа»

Конспект урока литературы в 5 классе по теме

«Заглянем в малахитовую шкатулку Павла Бажова» П.П. Бажов «Каменный цветок»

Цель: создание эмоционального настроя для восприятия сказа П.П.Бажова «Каменный цветок» и условий для усвоения понятия «сказа как произведения устного народного творчества о событиях прошлого», его отличительных признаков.

Задачи:

Обучающая

Раскрыть понятие сказа как эстетического жанра литературы, выявить его особенности в сопоставлении со сказкой;

Развивающая

Развивать образное восприятие, творческое мышление, терминологический аппарат;

Воспитательная

Воспитывать мыслящего читателя, способного понимать прекрасное.

Оборудование: текст сказа П.П.Бажова «Каменный цветок», портрет и фотографии П.Бажова, карточки, толковый словарь.

Эпиграф

Он в светлой памяти народа

Останется всегда живой.

И будут жить веками были

В чудесном малахите строк,

И не завянет на могиле

Чудесный каменный цветок

(Е. Хоринская)

Ход урока

1. Организационный момент.

Назовите произведения, которые написал П.П.Бажов

2. Рассказ о П.П.Бажове.

На экране появляются портрет и фотографии П.Бажова (комментарий учителя):

Насупленные брови, добрые внимательные глаза, большая седая борода – на фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым, мудрым сказочником. Он и был сказочником. Только герои его сказок жили, казалось, в самых не подходящих для сказок местах: в горных шахтах, среди заводского шума. Словом, там, где прожил долгую жизнь этот замечательный писатель и человек.

(Идет панорама Уральских гор)

Уральские горы

По каменным плитам

Ведут за собой нас

В страну малахита.

В страну, где не счесть

Драгоценных камней,

В страну работящих

И добрых людей.

В.Степанов

Могуч и величествен горный Урал – колыбель русской тяжелой промышленности, русской металлургии: двести лет назад сподвижником Петра I Акинфеем и Никитой Демидовым здесь было открыто свыше 20 первых медеплавельных заводов, рудников. Богатства его недр неисчислимы: заложены здесь медь и каменный уголь, мрамор и малахит, золото и драгоценные камни. Красочна и своеобразна природа этого края. Мариэтта Шагинян, посетив эти места, писала: «Что ни поворот, то новая выдумка природы, встреча с горным хребтом» или «уход в черную глубь леса, где сосна чистая, раскидистая… взлет на высоту холма, за которым необъятные долины до горизонта, а потом вдруг ущелье», пересекаешь «изумрудную речушку, прозрачную, как горный кристалл», или огибаешь «золотисто-зеленые заросли» у синего озера. «Лежит озеро в полном одиночестве… ни души, ни дымка, ни следа ноги на песке…» Тишина сказочная, таинственная.

На Урале сама земля рождала легенды и сказки, в которых искали объяснения земляным богатствам и выражали свою любовь к родной земле.

Творческий труд славных русских мастеров-умельцев – основная тема творчества Бажова:

Найдут чему здесь поучиться

Любого дела мастера

Д.Бедный

П.П.Бажов родился в 1879 году на Урале. Его детство прошло в городе Сысерти и на Полевом заводе, входившем в Сысертский горный округ, что в 70 километрах от Екатеринбурга. Отец, Петр Васильевич, его в ту пору был рабочим. Независимый характер отца, за острый язык получившего прозвище «сверло», был причиной недовольства им со стороны заводского начальства. За обличение несправедливых порядков его не раз переводили с одного завода на другой, а иногда и увольняли с работы. Однако заводчики не могли обойтись без опытного мастера и снова принимали его в цех.

Мать, Августа Степановна, была искусной кружевницей. Еще в детском возрасте она была отдана в мастерскую – «рукодельню», где научилась искусству плетения кружев и вязания чулок. Природа наградила ее добрым и мягким характером.

Семья была дружная и трудовая. «Единственного ребенка хотя и не баловали – это, как видно, не было принято в заводской семье, - но окружали любовью. Игры, рыбная ловля, походы за грибами и ягодами, сказки, лес, как дом, пруды и речки, как друзья и помощники. Окружали отца в детстве», - вспоминает его дочь Ариадна.

Дома Бажов слушал рассказы отца, бабушки о былой жизни, о труде рабочих и искусстве уральских камнерезов. В Сысерти были хорошие рассказчики – знатоки прошлого А.Е. Клюква, И.П. Короб. Но самым лучшим и любимым у детворы рассказчиком был старый горняк Василий Алексеевич Хмелинин. Он работал сторожем дровяных складов при заводе, и у его сторожки на думной горе собирались ребятишки послушать интересные истории. В то время Хмелинину уже шел восьмой десяток. Старик еще бодро держался, бойко шаркал ногами в пошитых валенках, не без задора вскидывал клинышек седой бороды, но все же чувствовал, что доживал последние годы. Время высушило его, ссутулило, снизило и без того невысокий рост, но все еще не могло потушить веселых искорок в глазах», - писал Бажов.

В.А. Хмелинин рассказывал ребятишкам о Гумёшевском руднике, его истории, хозяевах, загадочных происшествиях, о «тайной силе». О девке Азовке, ящерке и других чудесных помощниках горняков и камнерезов.

Рассказчик часто обращался к слушателям и приговаривал: «Слыш-ко». Так и прозвали старого горняка дедушкой Слышко. Когда мы читаем сказы Бажова, то словно бы слышим добрый, чуть насмешливый голос и видим живую улыбку дедушки Слышко.

Так как Бажов был единственным ребенком в семье, родители смогли собрать денег, чтобы дать ему образование. В своей автобиографии Павел Бажов писал: «Я имел возможность получить образование. Отдали меня в духовную школу, где плата за право обучения была значительно ниже против гимназии, не требовалось форменной одежды. И была система общежитий, в которых содержание было гораздо дешевле, чем на частных квартирах». Он учился в Екатеринбургском духовном училище, а затем в Пермской семинарии. Студенты очень гордились, что в стенах их семинарии учились и получили дипломы писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк и изобретатель радио А.С.Попов. Духовная карьера вовсе не привлекала двадцатилетнего юношу, и он отказал от лестного предложения служить в церкви.

После учебы Бажов почти двадцать лет работал учителем русского языка, собирая все эти годы по селам и деревням фольклорный материал. В годы гражданской войны он сражался в крестьянских партизанских отрядах против белой армии на Урале, в Сибири и на Алтае. После войны он начал работать редактором газеты. В 1936 году, когда Бажову самому было уже 57 лет, в журнале «Красная новь» были опубликованы первые сказы Бажова. Успех этих сказов побудил Бажова продолжить работу. С этого момента и до конца жизни Бажов посвящает себя работе над книгой «Малахитовая шкатулка». Эта книга, действительно, как шкатулка: в нее один за другим писатель складывал все новые и новые сказы о нелегкой жизни и удивительном труде горняков и камнерезов, мастеров по обработке камня – и открывает ее сказ «Медной горы Хозяйка», затем «Каменный цветок», «Серебряное копытце», «Синюшкин колодец», «Две ящерки» и другие сказы.

«Малахитовая шкатулка»

Вопрос: Почему такое название?

3. Работа со словарем

В словаре В. И. Даля читаем: малахит – медная руда, водная углекислая окись меди; по яркости зелени разных оттенков и пригожеству узора, ископаемое это идет на облицовку изваяний и разных украшений. Малахитовый, к нему относящийся, то есть малахит – это минерал ярко-зеленого цвета, используемый для различных поделок или как сырье для получения меди.

Малахит – этот минерал хорошо известен как ювелирный и поделочный камень: изумрудный и темно-зеленый малахит, названный из-за сходства своего цвета с цветом листьев мальвы (по-гречески «малахэ»). Интересно, что уральский малахит, красота которого воспета П.Бажовым в «Малахитовой шкатулке» и который известен как один из ценнейших поделочны камней, на первых порах после открытия его месторождений на Урале в 1635 году, использовался лишь в качестве медной руды.

(Показ изделий из малахита и других самоцветных камней)

Итак, малахитовая шкатулка открыта, и мы будем знакомиться со сказом «Каменный цветок»

4. Словарная работа

Запись в тетрадях отличие сказа от сказки

Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях. (В сказках добро побеждает зло)

Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды, повествование, ведущееся от лица рассказчика.

(В основе сказа лежат события, которые реально происходили когда-то давно)

Отличительные черты сказа:

  • Герои – люди обыкновенные

  • Фольклорная первооснова

  • Присутствие рассказчика – человека из народа

  • Волшебство и таинственность – неотъемлемая часть повествования

Отличительные черты сказки:

  • Волшебные герои – добрые и злые

  • Нет рассказчика

  • Чтобы произошло волшебство, герою надо произнести заклинание

  • Не имеют реальной основы

5. Чтение сказа «Каменный цветок»

Вопросы:

6. Итоги урока

1. После сегодняшнего урока появится ли у вас желание читать другие сказы П.Бажова?

2. Чем отличается сказ от сказки?

Домашнее задание: прочитать сказ «Каменный цветок», нарисовать иллюстрации к сказу.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока литературы в 5 классе по теме iconУрок литературы в 7 классе (общеобразовательный) с применением икт по теме
Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б
Конспект урока литературы в 5 классе по теме iconКонспект урока литературы в 5 классе по теме: Н. А. Некрасов. Крестьянские...
План-конспект урока литературы в 5 классе по теме: Н. А. Некрасов. Крестьянские дети
Конспект урока литературы в 5 классе по теме iconУрок литературы в 7 классе тема: Н. А. Некрасов
План-конспект урока литературы в 5 классе по теме: Н. А. Некрасов. Крестьянские дети
Конспект урока литературы в 5 классе по теме iconКонспект открытого урока чтения в 3 классе
Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б
Конспект урока литературы в 5 классе по теме iconКонспект занятия объединения «юный журналист»
План-конспект урока литературы в 5 классе по теме: Н. А. Некрасов. Крестьянские дети
Конспект урока литературы в 5 классе по теме iconКонспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Конспект урока литературы в 5 классе по теме iconКонспект урока в 6а классе по теме «Нравственная суть взаимоотношений...
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Конспект урока литературы в 5 классе по теме iconКонспект урока математики в 1 классе по учебнику Л. Г. Петерсон
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Конспект урока литературы в 5 классе по теме iconРазработка урока английского языка в 5 классе по теме present Simple
План-конспект открытого урока по английскому языку в 5-м классе по теме: " learning more about each other"
Конспект урока литературы в 5 классе по теме iconЛитература 6 класс пояснительная записка
План-конспект урока литературы в 5 классе по теме: Н. А. Некрасов. Крестьянские дети
Конспект урока литературы в 5 классе по теме iconКонкурс «Учитель года 2007»
План-конспект урока литературы в 5 классе по теме: Н. А. Некрасов. Крестьянские дети
Конспект урока литературы в 5 классе по теме iconКонспект урока по физике в 10 классе по теме «Изопроцессы». Учитель...
...
Конспект урока литературы в 5 классе по теме iconКонспект нод по реализации образовательной области
Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б
Конспект урока литературы в 5 классе по теме iconТема урока: Учимся анализировать стихотворение
Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б
Конспект урока литературы в 5 классе по теме iconПлан урока в 8 классе по теме: Озера, болота, подземные воды
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Конспект урока литературы в 5 классе по теме iconПлан-конспект урока по теме «Choosing a profession»
План конспект урока №4 по теме №6 Shopping for everything с проектной деятельностью в 4-а классе, аттестующегося учителя Шмарцевой...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск