План-конспект урока «Настрою гусли на старинный лад…»





Скачать 82.15 Kb.
НазваниеПлан-конспект урока «Настрою гусли на старинный лад…»
Дата публикации25.09.2013
Размер82.15 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Коротенко Людмила Алексеевна,

учитель музыки I квалификационной категории

МОУ «СОШ №6 г. Балашова

Саратовской области имени Крылова И.В.»

План-конспект урока

«Настрою гусли на старинный лад…»

Тема: «Настрою гусли на старинный лад…»

Форма урока: урок - игра

Цель: познакомить учащихся со значением гуслей в русском фольклоре; образами народных сказителей былин: Баяна и Садко.

Задачи:

- обобщить представления учащихся о жанре оперы на примере фрагментов оперы Глинки «Руслан и Людмила», оперы-былины Римского-Корсакова «Садко»; расширить знания учащихся о народном музыкальном инструменте гуслях;

- развивать эмоционально-образную сферу учащихся;

- формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, презентация Power Point «Настою гусли на старинный лад…»

На доске: тема урока «Настрою гусли на старинный лад…», эпиграф:

«У Баяна вещего, бывало,

Если петь он начинал о ком,

Мысль, как серый волк, в степи, бежала,

Поднималась в облака орлом…»

(«Слово о полку Игореве», перевод Н. И. Рыленкова.)

Ожидаемый результат:

Учащиеся должны уметь соотнести разные виды искусства и найти их общие изобразительные свойства. При разработке урока используется технология развивающего обучения, игровая технология, использование элементов здоровьесберегающих технологий, методы: «мозговой штурм», метод «погружения» в историческую эпоху, метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки. Каждый ученик даёт оценку по эффективности урока, которая является своеобразным индикатором для учителя: понял ли ученик материал урока или нет, на что нужно обратить внимание на последующих уроках.

Список литературы, используемой при подготовке, в том числе ресурсов сети Интернет

Уроки музыки с применением информационных технологий 1-8 классы. М.: Планета, 2010 http://www.playcast.ru/view/1639224/1f5c0072b2318fe8aee11b6010c824edb236fb53pl

http://www.detskiysad.ru/art/kartina072.html http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E0%E4%EA%EE_%28%EE%EF%E5%F0%E0%29

http://files.mail.ru/DUVCKQ

http://www.stihi.ru/2011/09/06/7720

Примечание. Данный урок представляет собой урок – исследование, в течение которого учащиеся заполняют «Дневник урока». Определён ученик, который играет роль гусляра.

В конспекте использованы авторские стихи (вводная песня, стихи гусляра) Л. Коротенко.


Ход занятия

I. Введение в тему урока:

Учитель (поёт):

Прозвенел весёлый озорной звонок

Школьники (по знаку учителя) повторяют:

Прозвенел весёлый озорной звонок

Учитель.

Этой песней начинаем мы урок, (2 раза, 2 раз - школьники)

Музыкальный мир откроет чудеса, (2 раза, 2 раз - школьники)

Мы услышим инструментов голоса. (2 раза, 2 раз - школьники)

Учитель.

Ребята, наша страна имеет богатейшую историю. Сегодня на уроке мы переместимся на многие века назад и встретимся с удивительным древним музыкальным инструментом Руси. Послушайте музыкальный фрагмент и определите, что это за инструмент.

(Слушание музыкального фрагмента. Выход гусляра)

Ответы учащихся: гусли.

Учитель:

К нам на урок пришёл настоящий гусляр!

Гусляр:

Ой, вы гусли – то яровчатые,

Расскажите нашим детушкам,

Как во старину-то вы играли-то,

Звуки издавали гусли звонкие,

Как народ вы потешали-то и радовали,

Как в годину горькую вы плакали,

Как богатырей Руси вы прославляли,

Тех, кто защищал всю землю русскую…

Учитель:

Кто же такие гусляры?

Гусляр:

Гусляры на Руси занимали особое положение. Эти люди и развлекали князя и народ, и рассказывали истории о днях минувших, и рассуждали о том, как устроен мир. Могли при случае и колдовать, своей особой, поэтической магией. Они же и хранители древних законов и предписаний. Считалось, что если гусляр перед исполнением какого-либо важного дела спел песнь, то этому делу обеспечена удача. Без гусляров не обходились похороны князей, богатырей, а свадьба без певца - это вообще не свадьба. Гусляров очень уважали, считали честью для себя их принимать.

Учитель.

Уважаемый гусляр, расскажи нам о своём музыкальном инструменте.

Гусляр:

Слово "гусли" происходит от древнеславянского "густы", что значит "гудеть", а так как гудела струна, то она и получила название "гусла". Значит гусли - это гудящие струны.

Русские гусли - инструмент очень древний. По предположениям историков, у восточнославянских племен гусли были еще в шестом веке. В стародавние времена форма гуслей была шлемовидной, крыловидной и трапециевидной (показ презентации)

Наверное, вы не раз слышали выражение - «гусли звончатые».

Звончатые гусли - самые древние и самые простые. Треугольный корпус ставился на колени музыканта. На корпус натянуты струны (от 7 до 13). Гусляр защипывал струны пальцами, извлекая очень красивые звуки.

В древности гусли изготавливали так: из дерева вырезали форму и натягивали струны. Чаще всего использовали дерево явор - белый клен, растущий на юге. Поэтому сохранилось другое название звончатых гуслей - яровчатые.

Учитель:

Уважаемый гусляр, покажи нам, как играли на гуслях в старину? (Показ: клали на колени и проводили пальцами по струнам, извлекая звук. Дети имитируют показ игры на гуслях.)

Учитель:

Кто же играл на гуслях в древности?

Гусляр:

Во-первых, на них играли скоморохи, которые пели шутливые потешные песенки; а во-вторых, на них играли сказители - люди, которые рассказывали былины медленно, протяжно, нараспев.

Учитель:

Ребята, давайте поблагодарим нашего гостя-гусляра за интересный рассказ и предложим ему принять участие в нашем уроке.

Мы погружаемся в нашу российскую историю всё дальше… Итак, гусляры, они же сказители, исполняли былины. Давайте вспомним, а что такое былина? (Народная песня – сказание, где рассказывается о богатырях – защитниках Родины.)

Как называли сказителя-гусляра на Руси, который под звон гуслей исполнял былины? (Баян)

Давайте посмотрим, как представил гусляра художник.

Рассматривание репродукции В.М. Васнецова «Баян».

Учитель задаёт вопросы учащимся:

  1. Как бы вы назвали эту картину?

  2. Нравится вам картина или нет?

  3. Расскажите об этой картине так, чтобы человек, который её не знает, мог составить о ней представление.

  4. Что, по вашему мнению, автор «хотел сказать» этой картиной? Какова её главная мысль, зачем он её написал?

  5. Что сделал автор для того, чтобы мы поняли его замысел? Какими средствами он этого достиг?

Учитель подводит итог ответам детей.

Известный русский художник Виктор Михайлович Васнецов создал картину, которая называется «Баян»

Перед зрителем предстаёт высокий холм, на котором изображена группа людей. Главного персонажа – Баяна - автор разместил сбоку, вложив ему в руки большие гусли.
Его фигура резко выделяется среди остальных. Баян одет в белоснежные одеяния, украшенные языческими узорами. Он взволнован, рот его открыт, рука динамично поднята вверх, кажется, что рассказчик вот-вот ударит с силой по гуслям. Его серебристые волосы, контрастируя с чёрной бородой, развеваются на ветру. Все пожилые воины, находящиеся рядом с Баяном, сидят в глубокой задумчивости. Почти никто из них не смотрит на поющего старика, они погружены в свои думы и воспоминания. Лица слушающих сосредоточены, видно, что они готовы повторять подвиги своих предков.. Они олицетворяют ту силу, что призвана защитить Россию, ее воинов и заступников. Васнецов стремился показать единство рассказчика и дружины. Преемственность поколений отражает и наличие мальчика-подростка среди компании дюжих дружинников.  Вполне возможно, что тот мальчик – княжеский сын, будущий правитель и воин. Слушая песни Баяна, он готовит себя к тому, что предстоит ему сделать, учится на примере дел его предшественников.   Баян как воплощение русского народа, самой Родины как бы благословляет этих людей, доверяет им самое ценное и дорогое. В целом, картина В.М. Васнецова «Баян» - «русское» произведение, наполненное любовью к родной стране.

Учащиеся делают запись в «Дневнике урока».

Учитель:

В операх русских композиторов можно встретить такого персонажа, как Баян. Послушайте «Песнь Баяна» из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила» и опишите основные черты прозвучавшей музыки.

Слушание музыки.

Ответы учащихся: эта музыка неторопливая, напевная, повествовательная, похожая на сказку.

- В честь былинного сказителя Баяна назван музыкальный инструмент. Какой? (Боян)

Учащиеся делают запись в «Дневнике урока».

Учитель:

Гусли и сейчас звучат в оркестре народных инструментов.

Какие музыкальные инструменты, помимо гуслей, входят в состав народного оркестра? (Жалейки, балалайки, домры, трещотки, баян, ложки и др.)

Деление класса: 1 группа – исполняет русскую народную песню «Со вьюном я хожу», 2- сопровождает исполнение песни игрой на музыкальных инструментах (трещотки, ложки, бубны; учитель имитирует игру на гуслях на синтезаторе)

После исполнения группы меняются: 2 – исполняет русскую народную песню, 1 - сопровождает исполнение песни игрой на музыкальных инструментах.

Учитель:

Гусли, этот удивительный инструмент, попали ещё в одну оперу. Известный композитор Римский-Корсаков, создавая свою оперу, взял за основу былину о Садко.

Рассмотрите портрет композитора. Н.А. Римского – Корсакова называют великим сказочником. Большая часть его музыки – это оперы на сказочные сюжеты: «Снегурочка», «Сказка о Золотом петушке», «Сказка о царе Салтане», «Кощей бессмертный».

Садко - былинный герой, гусляр, который жил в богатом городе Новгороде, и

однажды, попав в гости к морскому царю, поразил его своей великолепной игрой.

"Заиграйте, мои гусельки!" – так называется фрагмент из оперы Римского-Корсакова. Обратите внимание на то, как будет звучать эта музыка.

Просмотр видеофрагмента из оперы «Садко».

Беседа по прослушанному произведению:

Как выглядит Садко в опере?

Какое настроение у вас вызывает эта музыка? Какая она?

Меняется ли? (Нет)

Как вы думаете, кто мог ее исполнять? ( Сказители)

А как вы думаете, что чувствовал Садко, когда играл и пел?

Какие знакомые музыкальные инструменты вы услышали? ( ...)

Какие чувства у вас вызвала эта музыка?

Скажите, звучали гусли или нет?

(Скорее всего, мнения разделятся. Нужно обратить внимание детей на то, что звучали не сами гусли, а была оркестровая имитация, подражание гуслям.)

Учащиеся делают запись в «Дневнике урока».

III. Разыграй песню (сл. Янины Сысоевой)

Учащимся раздаются картинки с изображением животных и музыкальных инструментов. По знаку учителя учащиеся выходят к доске, демонстрируя героев и музыкальные инструменты. Учитель поёт:
На базаре гуси
Раздобыли гусли.

Гусли непростые –
Струны золотые,
Лаковая спинка,
По бокам картинки.

Сели рядом гуси,
Заиграли гусли,
И со скотного двора
Набежала детвора:

И бычки, и поросята,
И утята, и цыплята,
И коза с козленочком,
И овца с ягненочком.

Веселиться всем хотелось
И на месте не сиделось.
Шумно было на поляне:
Кто с жалейкой, кто с баяном.

Прибежала кошка,
Принесла гармошку,
А за нею – утка
С деревянной дудкой.

А баран-то! А баран
Взял огромный барабан,
И рогами – тух-тух!
И ногами – бух-бух!

Ох, и было весело –
Песенка за песенкой,
Кто успел, кто не успел –
Всё равно играл и пел!

(Дети поочерёдно возвращаются и садятся в соответствии с текстом песни на свои места)

Но устали гуси,
Замолчали гусли.
Убежали гуси,

Унеслись и гусли.


И со скотного двора
Побежала детвора:

И бычки, и поросята,
И утята, и цыплята,
И коза с козленочком,
И овца с ягненочком.

Тихо стало на поляне:
Нет жалейки, нет баяна.

Убежала кошка,
Унесла гармошку,
А за нею – утка
С деревянной дудкой.

Убежал –то и баран…
Замолчал и барабан.
Все счастливою гурьбой
Спать пошли к себе домой!

Разучивание фрагментов песни. Исполнение.

IV. Итог урока:

Учащиеся отмечают «Проверь себя!» и оценивают урок в «Дневнике» и сдают свои работы на проверку.

Учитель:

Сегодня на уроке мы соприкоснулись с прошлым нашей Родины.

О каком музыкальном древнем русском народном инструменте сегодня говорили? (О гуслях.)

С какими образами народных сказителей былин познакомились на уроке? (Баяна и Садко.)
Домашнее задание: прочитать «Былину о Добрыне Никитиче»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План-конспект урока «Настрою гусли на старинный лад…» iconПлан-конспект урока «Настрою гусли на старинный лад…» Тема: «Настрою гусли на старинный лад…»
Цель: познакомить учащихся со значением гуслей в русском фольклоре; образами народных сказителей былин: Баяна и Садко
План-конспект урока «Настрою гусли на старинный лад…» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Серебром бубенцы звенят на санках, что взметают пыль столбом… в этой песне звонкой, складной лад старинный, лад обрядный. О, заливисто...
План-конспект урока «Настрою гусли на старинный лад…» iconВ каждом из заданий вставить буквы, расставить знаки препинания и другие знаки
Лад.). По Чехову совесть есть врожде…ая спо­собность души (М. Гр.). Но видимо эти люди еще (не)научились ухищрениям торговли (Лад.)....
План-конспект урока «Настрою гусли на старинный лад…» iconПлан-конспект урока знаки: (меньше), =(равно)
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
План-конспект урока «Настрою гусли на старинный лад…» iconПлан-конспект урока по теме «Choosing a profession»
План конспект урока №4 по теме №6 Shopping for everything с проектной деятельностью в 4-а классе, аттестующегося учителя Шмарцевой...
План-конспект урока «Настрою гусли на старинный лад…» iconПлан-конспект урока 2 класс 2 часть урок 23 План-конспект открытого...
На уроке отрабатывается понятие «умножение», вырабатывать умение осознанно пользоваться умножением, создаются условия для развития...
План-конспект урока «Настрою гусли на старинный лад…» iconПлан урока Методы обучения
План-конспект открытого урока по биологии в 8 классе «Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме»
План-конспект урока «Настрою гусли на старинный лад…» iconКонспект урока. Организационная информация
План – конспект урока математики в 5 классе с применением здоровьесберегающих технологий на тему
План-конспект урока «Настрою гусли на старинный лад…» iconКонспект урока математики 2, 3 классы
План конспект открытого урока русского языка во 2 классе, проведенного 14 марта 2012 г
План-конспект урока «Настрою гусли на старинный лад…» iconКонспект урока математики в начальной школе
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
План-конспект урока «Настрою гусли на старинный лад…» iconКонспект открытого урока по окружающему миру
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
План-конспект урока «Настрою гусли на старинный лад…» iconПлан-конспект урока на тему «Управление велосипедом»
План конспект итоговой непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познание»
План-конспект урока «Настрою гусли на старинный лад…» iconКонспект урока по английскому языку в 10 классе «Социальные сети»
Английский язык, 10класс, (Абрамова В. С.) 15. 11. 2012 План-конспект открытого урока
План-конспект урока «Настрою гусли на старинный лад…» iconКонспект урока по русскому языку
План-конспект урока по курсу «Информатика, логика, геометрия» на тему: «Зеркальное копирование. Осевая симметрия»
План-конспект урока «Настрою гусли на старинный лад…» iconКонспект урока окружающего мира 3 класс Тема: Животноводство
План-конспект урока по английскому языку в 4-м классе по теме "Животные и их места обитания"
План-конспект урока «Настрою гусли на старинный лад…» iconПлан-конспект урока система героев-двойников в романе Ф. М. Достоевского...
Конспект урока №3 по литературе в 10 классе с использованием информационно-коммуникационных технологий


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск