Скачать 82.15 Kb.
|
Коротенко Людмила Алексеевна, учитель музыки I квалификационной категории МОУ «СОШ №6 г. Балашова Саратовской области имени Крылова И.В.» План-конспект урока «Настрою гусли на старинный лад…» Тема: «Настрою гусли на старинный лад…» Форма урока: урок - игра Цель: познакомить учащихся со значением гуслей в русском фольклоре; образами народных сказителей былин: Баяна и Садко. Задачи: - обобщить представления учащихся о жанре оперы на примере фрагментов оперы Глинки «Руслан и Людмила», оперы-былины Римского-Корсакова «Садко»; расширить знания учащихся о народном музыкальном инструменте гуслях; - развивать эмоционально-образную сферу учащихся; - формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей. Оборудование: компьютер, медиапроектор, презентация Power Point «Настою гусли на старинный лад…» На доске: тема урока «Настрою гусли на старинный лад…», эпиграф: «У Баяна вещего, бывало, Если петь он начинал о ком, Мысль, как серый волк, в степи, бежала, Поднималась в облака орлом…» («Слово о полку Игореве», перевод Н. И. Рыленкова.) Ожидаемый результат: Учащиеся должны уметь соотнести разные виды искусства и найти их общие изобразительные свойства. При разработке урока используется технология развивающего обучения, игровая технология, использование элементов здоровьесберегающих технологий, методы: «мозговой штурм», метод «погружения» в историческую эпоху, метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки. Каждый ученик даёт оценку по эффективности урока, которая является своеобразным индикатором для учителя: понял ли ученик материал урока или нет, на что нужно обратить внимание на последующих уроках. Список литературы, используемой при подготовке, в том числе ресурсов сети Интернет Уроки музыки с применением информационных технологий 1-8 классы. М.: Планета, 2010 http://www.playcast.ru/view/1639224/1f5c0072b2318fe8aee11b6010c824edb236fb53pl http://www.detskiysad.ru/art/kartina072.html http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E0%E4%EA%EE_%28%EE%EF%E5%F0%E0%29 http://files.mail.ru/DUVCKQ http://www.stihi.ru/2011/09/06/7720 Примечание. Данный урок представляет собой урок – исследование, в течение которого учащиеся заполняют «Дневник урока». Определён ученик, который играет роль гусляра. В конспекте использованы авторские стихи (вводная песня, стихи гусляра) Л. Коротенко. Ход занятия I. Введение в тему урока: Учитель (поёт): Прозвенел весёлый озорной звонок Школьники (по знаку учителя) повторяют: Прозвенел весёлый озорной звонок Учитель. Этой песней начинаем мы урок, (2 раза, 2 раз - школьники) Музыкальный мир откроет чудеса, (2 раза, 2 раз - школьники) Мы услышим инструментов голоса. (2 раза, 2 раз - школьники) Учитель. Ребята, наша страна имеет богатейшую историю. Сегодня на уроке мы переместимся на многие века назад и встретимся с удивительным древним музыкальным инструментом Руси. Послушайте музыкальный фрагмент и определите, что это за инструмент. (Слушание музыкального фрагмента. Выход гусляра) Ответы учащихся: гусли. Учитель: К нам на урок пришёл настоящий гусляр! Гусляр: Ой, вы гусли – то яровчатые, Расскажите нашим детушкам, Как во старину-то вы играли-то, Звуки издавали гусли звонкие, Как народ вы потешали-то и радовали, Как в годину горькую вы плакали, Как богатырей Руси вы прославляли, Тех, кто защищал всю землю русскую… Учитель: Кто же такие гусляры? Гусляр: Гусляры на Руси занимали особое положение. Эти люди и развлекали князя и народ, и рассказывали истории о днях минувших, и рассуждали о том, как устроен мир. Могли при случае и колдовать, своей особой, поэтической магией. Они же и хранители древних законов и предписаний. Считалось, что если гусляр перед исполнением какого-либо важного дела спел песнь, то этому делу обеспечена удача. Без гусляров не обходились похороны князей, богатырей, а свадьба без певца - это вообще не свадьба. Гусляров очень уважали, считали честью для себя их принимать. Учитель. Уважаемый гусляр, расскажи нам о своём музыкальном инструменте. Гусляр: Слово "гусли" происходит от древнеславянского "густы", что значит "гудеть", а так как гудела струна, то она и получила название "гусла". Значит гусли - это гудящие струны. Русские гусли - инструмент очень древний. По предположениям историков, у восточнославянских племен гусли были еще в шестом веке. В стародавние времена форма гуслей была шлемовидной, крыловидной и трапециевидной (показ презентации) Наверное, вы не раз слышали выражение - «гусли звончатые». Звончатые гусли - самые древние и самые простые. Треугольный корпус ставился на колени музыканта. На корпус натянуты струны (от 7 до 13). Гусляр защипывал струны пальцами, извлекая очень красивые звуки. В древности гусли изготавливали так: из дерева вырезали форму и натягивали струны. Чаще всего использовали дерево явор - белый клен, растущий на юге. Поэтому сохранилось другое название звончатых гуслей - яровчатые. Учитель: Уважаемый гусляр, покажи нам, как играли на гуслях в старину? (Показ: клали на колени и проводили пальцами по струнам, извлекая звук. Дети имитируют показ игры на гуслях.) Учитель: Кто же играл на гуслях в древности? Гусляр: Во-первых, на них играли скоморохи, которые пели шутливые потешные песенки; а во-вторых, на них играли сказители - люди, которые рассказывали былины медленно, протяжно, нараспев. Учитель: Ребята, давайте поблагодарим нашего гостя-гусляра за интересный рассказ и предложим ему принять участие в нашем уроке. Мы погружаемся в нашу российскую историю всё дальше… Итак, гусляры, они же сказители, исполняли былины. Давайте вспомним, а что такое былина? (Народная песня – сказание, где рассказывается о богатырях – защитниках Родины.) Как называли сказителя-гусляра на Руси, который под звон гуслей исполнял былины? (Баян) Давайте посмотрим, как представил гусляра художник. Рассматривание репродукции В.М. Васнецова «Баян». Учитель задаёт вопросы учащимся:
Учитель подводит итог ответам детей. Известный русский художник Виктор Михайлович Васнецов создал картину, которая называется «Баян» Перед зрителем предстаёт высокий холм, на котором изображена группа людей. Главного персонажа – Баяна - автор разместил сбоку, вложив ему в руки большие гусли. Его фигура резко выделяется среди остальных. Баян одет в белоснежные одеяния, украшенные языческими узорами. Он взволнован, рот его открыт, рука динамично поднята вверх, кажется, что рассказчик вот-вот ударит с силой по гуслям. Его серебристые волосы, контрастируя с чёрной бородой, развеваются на ветру. Все пожилые воины, находящиеся рядом с Баяном, сидят в глубокой задумчивости. Почти никто из них не смотрит на поющего старика, они погружены в свои думы и воспоминания. Лица слушающих сосредоточены, видно, что они готовы повторять подвиги своих предков.. Они олицетворяют ту силу, что призвана защитить Россию, ее воинов и заступников. Васнецов стремился показать единство рассказчика и дружины. Преемственность поколений отражает и наличие мальчика-подростка среди компании дюжих дружинников. Вполне возможно, что тот мальчик – княжеский сын, будущий правитель и воин. Слушая песни Баяна, он готовит себя к тому, что предстоит ему сделать, учится на примере дел его предшественников. Баян как воплощение русского народа, самой Родины как бы благословляет этих людей, доверяет им самое ценное и дорогое. В целом, картина В.М. Васнецова «Баян» - «русское» произведение, наполненное любовью к родной стране. Учащиеся делают запись в «Дневнике урока». Учитель: В операх русских композиторов можно встретить такого персонажа, как Баян. Послушайте «Песнь Баяна» из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила» и опишите основные черты прозвучавшей музыки. Слушание музыки. Ответы учащихся: эта музыка неторопливая, напевная, повествовательная, похожая на сказку. - В честь былинного сказителя Баяна назван музыкальный инструмент. Какой? (Боян) Учащиеся делают запись в «Дневнике урока». Учитель: Гусли и сейчас звучат в оркестре народных инструментов. Какие музыкальные инструменты, помимо гуслей, входят в состав народного оркестра? (Жалейки, балалайки, домры, трещотки, баян, ложки и др.) Деление класса: 1 группа – исполняет русскую народную песню «Со вьюном я хожу», 2- сопровождает исполнение песни игрой на музыкальных инструментах (трещотки, ложки, бубны; учитель имитирует игру на гуслях на синтезаторе) После исполнения группы меняются: 2 – исполняет русскую народную песню, 1 - сопровождает исполнение песни игрой на музыкальных инструментах. Учитель: Гусли, этот удивительный инструмент, попали ещё в одну оперу. Известный композитор Римский-Корсаков, создавая свою оперу, взял за основу былину о Садко. Рассмотрите портрет композитора. Н.А. Римского – Корсакова называют великим сказочником. Большая часть его музыки – это оперы на сказочные сюжеты: «Снегурочка», «Сказка о Золотом петушке», «Сказка о царе Салтане», «Кощей бессмертный». Садко - былинный герой, гусляр, который жил в богатом городе Новгороде, и однажды, попав в гости к морскому царю, поразил его своей великолепной игрой. "Заиграйте, мои гусельки!" – так называется фрагмент из оперы Римского-Корсакова. Обратите внимание на то, как будет звучать эта музыка. Просмотр видеофрагмента из оперы «Садко». Беседа по прослушанному произведению: Как выглядит Садко в опере? Какое настроение у вас вызывает эта музыка? Какая она? Меняется ли? (Нет) Как вы думаете, кто мог ее исполнять? ( Сказители) А как вы думаете, что чувствовал Садко, когда играл и пел? Какие знакомые музыкальные инструменты вы услышали? ( ...) Какие чувства у вас вызвала эта музыка? Скажите, звучали гусли или нет? (Скорее всего, мнения разделятся. Нужно обратить внимание детей на то, что звучали не сами гусли, а была оркестровая имитация, подражание гуслям.) Учащиеся делают запись в «Дневнике урока». III. Разыграй песню (сл. Янины Сысоевой) Учащимся раздаются картинки с изображением животных и музыкальных инструментов. По знаку учителя учащиеся выходят к доске, демонстрируя героев и музыкальные инструменты. Учитель поёт: На базаре гуси Раздобыли гусли. Гусли непростые – Струны золотые, Лаковая спинка, По бокам картинки. Сели рядом гуси, Заиграли гусли, И со скотного двора Набежала детвора: И бычки, и поросята, И утята, и цыплята, И коза с козленочком, И овца с ягненочком. Веселиться всем хотелось И на месте не сиделось. Шумно было на поляне: Кто с жалейкой, кто с баяном. Прибежала кошка, Принесла гармошку, А за нею – утка С деревянной дудкой. А баран-то! А баран Взял огромный барабан, И рогами – тух-тух! И ногами – бух-бух! Ох, и было весело – Песенка за песенкой, Кто успел, кто не успел – Всё равно играл и пел! (Дети поочерёдно возвращаются и садятся в соответствии с текстом песни на свои места) Но устали гуси, Замолчали гусли. Убежали гуси, Унеслись и гусли. И со скотного двора Побежала детвора: И бычки, и поросята, И утята, и цыплята, И коза с козленочком, И овца с ягненочком. Тихо стало на поляне: Нет жалейки, нет баяна. Убежала кошка, Унесла гармошку, А за нею – утка С деревянной дудкой. Убежал –то и баран… Замолчал и барабан. Все счастливою гурьбой Спать пошли к себе домой! Разучивание фрагментов песни. Исполнение. IV. Итог урока: Учащиеся отмечают «Проверь себя!» и оценивают урок в «Дневнике» и сдают свои работы на проверку. Учитель: Сегодня на уроке мы соприкоснулись с прошлым нашей Родины. О каком музыкальном древнем русском народном инструменте сегодня говорили? (О гуслях.) С какими образами народных сказителей былин познакомились на уроке? (Баяна и Садко.) Домашнее задание: прочитать «Былину о Добрыне Никитиче» |
План-конспект урока «Настрою гусли на старинный лад…» Тема: «Настрою гусли на старинный лад…» Цель: познакомить учащихся со значением гуслей в русском фольклоре; образами народных сказителей былин: Баяна и Садко | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Серебром бубенцы звенят на санках, что взметают пыль столбом… в этой песне звонкой, складной лад старинный, лад обрядный. О, заливисто... | ||
В каждом из заданий вставить буквы, расставить знаки препинания и другие знаки Лад.). По Чехову совесть есть врожде…ая способность души (М. Гр.). Но видимо эти люди еще (не)научились ухищрениям торговли (Лад.).... | План-конспект урока знаки: (меньше), =(равно) План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | ||
План-конспект урока по теме «Choosing a profession» План конспект урока №4 по теме №6 Shopping for everything с проектной деятельностью в 4-а классе, аттестующегося учителя Шмарцевой... | План-конспект урока 2 класс 2 часть урок 23 План-конспект открытого... На уроке отрабатывается понятие «умножение», вырабатывать умение осознанно пользоваться умножением, создаются условия для развития... | ||
План урока Методы обучения План-конспект открытого урока по биологии в 8 классе «Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме» | Конспект урока. Организационная информация План – конспект урока математики в 5 классе с применением здоровьесберегающих технологий на тему | ||
Конспект урока математики 2, 3 классы План конспект открытого урока русского языка во 2 классе, проведенного 14 марта 2012 г | Конспект урока математики в начальной школе План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | ||
Конспект открытого урока по окружающему миру План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | План-конспект урока на тему «Управление велосипедом» План конспект итоговой непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познание» | ||
Конспект урока по английскому языку в 10 классе «Социальные сети» Английский язык, 10класс, (Абрамова В. С.) 15. 11. 2012 План-конспект открытого урока | Конспект урока по русскому языку План-конспект урока по курсу «Информатика, логика, геометрия» на тему: «Зеркальное копирование. Осевая симметрия» | ||
Конспект урока окружающего мира 3 класс Тема: Животноводство План-конспект урока по английскому языку в 4-м классе по теме "Животные и их места обитания" | План-конспект урока система героев-двойников в романе Ф. М. Достоевского... Конспект урока №3 по литературе в 10 классе с использованием информационно-коммуникационных технологий |