Кашапова Эльмира Нахиповна Формы работы над критической статьёй на урок





Скачать 73.98 Kb.
НазваниеКашапова Эльмира Нахиповна Формы работы над критической статьёй на урок
Дата публикации25.09.2013
Размер73.98 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
МБОУ «Гимназия № 4 имени братьев Каменских» г. Перми

Учитель русского языка и литературы

Кашапова Эльмира Нахиповна
Формы работы над критической статьёй на уроках литературы

в 9 – 11 классах

На уроках литературы в старших классах учащиеся знакомятся не только с самими художественными произведениями, но и с критической литературой известных русских авторов XIX – XX в.в. Практически всеми программами по литературе предусмотрен данный вид работы. Как правило, мы, учителя, предлагаем ученикам составить вопросы по статье, написать конспект или составить план статьи. Если литературное произведение было проанализировано несколькими критиками, вызвало споры, то обычным является задание сопоставить разные точки зрения, позиции авторов на роман, повесть или поэму. Разумеется, традиционные формы работы не следует отменять, так как они учат работать с текстом, выделять в нём главное, формулировать тезисы и т.п.

Хотелось бы поделиться своим опытом работы над критической литературой в старших классах.

Один из простых видов деятельности – это викторина на материале литературно – критических статей. Например, обсуждая статью И.А.Гончарова «Мильон терзаний» на уроках, посвящённых изучению комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», предлагаю такой вопрос: «Какому герою даётся характеристика?»

1.Этот персонаж «не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен». (Чацкий.)

2.Они «оказались неспособны к делу, к активной роли, хотя оба смутно понимали, что около них все истлело. Они были даже "озлоблены", носили в себе и "недовольство" и бродили как тени с "тоскующею ленью". Но, презирая пустоту жизни, праздное барство, они поддавались ему и не подумали ни бороться с ним, ни бежать окончательно». (Онегин и Печорин.)

Или по статье Н.А. Добролюбова «Луч света в темном царстве»:

1.Они «хлопочут теперь о том, чтобы

только продолжалась вера в их силу».(Кабанова, Дикой.)

2.«…это характер по преимуществу созидающий, любящий, идеальный».(Катерина.)

3.«Образование отняло унего силу делать пакости, - правда; но оно не дало ему силы противиться пакостям, которые делают другие; оно не развило в нем даже способности так вести себя, чтобы оставаться чуждым всему гадкому, что кишит вокруг него. Нет, мало того, что не противодействует, он подчиняется чужим гадостям, он волей-неволей участвует в них и должен принимать все их последствия. Но он понимает свое положение, толкует о нем и нередко даже обманывает, на первый раз, истинно живые и крепкие натуры, которые, судя по себе, думают, что если человек так думает, так понимает, то так должен и делать».(Борис.)

Разумеется, изучение литературно – критической статьи не ограничивается лишь «узнаванием» персонажей, о которых рассуждает автор. После викторины, которая, кстати, помогла выяснить, насколько внимательно прочитали статью ученики, обращаемся к анализу работы критика.

Работу по изучению критических произведений можно провести в форме игры «Лото». Учащимся раздаются карточки (назовём их «основные») с цитатами из статьи или статей (если рассматриваются разные точки зрения на произведение, например, при изучении романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»), а также карточки поменьше с именем героя, или именем автора статьи, или выдержками из статьи – частью того, что дано в «основной» карточке.

Учитель достаёт из конверта карточки, называет, то, что на ней написано (имя героя, критика, цитату и т.п.), школьники находят у себя эти карточки и соотносят с «основными».

Я проводила эту игру в группах. Та группа, которая быстрее справилась и точно соотнесла карточки, разумеется, побеждала.

Игра «Найди ошибку» также внесёт разнообразие в процесс изучения литературно – критической статьи. Ученикам предлагается фрагмент текста с ошибкой в содержании и ставится задача: найти и исправить неточности.

Вот как может «выглядеть» эта игра по 8 и 9 статьям В.Г.Белинского о романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Это вариант для учителя, где в скобках дана точная цитата. Учащимся, разумеется, раздаются карточки без правильных ответов.

  1. "Онегин" есть поэтически выдумка, прекрасное преображение действительности картина русского общества в известную эпоху. ("Онегин" есть поэтически верная действительности картина русского общества в известную эпоху).

  2. Большая часть публики совершенно отрицала в Онегине душу и сердце, видела в нем человека холодного, сухого и эгоиста по натуре! Нельзя более верно охарактеризовать героя! ( Большая часть публики совершенно отрицала в Онегине душу и сердце, видела в нем человека холодного, сухого и эгоиста по натуре! Нельзя ошибочнее и кривее понять человека!).

  3. Светская жизнь убила в Онегине чувства, а только охолодила к бесплодным страстям и мелочным развлечениям. (Светская жизнь не убила в Онегине чувства, а только охолодила к бесплодным страстям и мелочным развлечениям).

Ещё один вид работы, позволяющий понять, насколько внимательно прочитано то или иное критическое произведение, как оно понято учащимися, - это задание на восстановление текста. Школьникам раздаются ксерокопии с цитатами из изучаемой статьи. Однако в выдержках из текста есть пропущенные места, которые и необходимо восстановить, а затем дать комментарий (на усмотрение учителя) получившейся фразы. Кстати, предложить объяснить фрагменты из статей можно и при выполнении заданий, в которых исправлялись ошибки.

Рассмотрим пример задания из статьи В.Г.Белинского «Герой нашего времени».

Например, изучая роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», главы «Бэла» и «Максим Максимыч», я подготовила карточки с такими фрагментами из статьи В.Г.Белинского: «Умственный кругозор Максима Максимыча очень ограничен; но причина этой ограниченности не в его натуре, а в <…>. Для него "жить" значит <"…"> и <…> . …Но не спешите вашим заключением о его характере; познакомьтесь с ним получше -- и вы увидите, какое <…>, <…>, даже <…> сердце бьется в железной груди этого, по-видимому, очерствевшего человека; вы увидите, как он каким-то инстинктом понимает все человеческое и принимает в нем горячее участие; как, вопреки собственному сознанию, душа его жаждет любви и сочувствия, -- и вы от души полюбите <…>, <…>, <…> в своих манерах, лаконического в словах Максима Максимыча». Вместо угловых скобок и многоточий следует вставить слова из статьи критика, конечно, на пямять.

Интересным видом работы, по моим наблюдениям, была игра «Пазлы». Что это такое? Снова учащимся на уроке раздаются карточки с цитатами, выдержками, отдельными словосочетаниями или даже просто словами, относящимися к какому – либо герою, какой – то особенности художественного произведения. Необходимо подобрать и собрать эти карточки так, чтобы они касались одной темы. Мы выполняли эту работу в группах в целях экономии времени на уроке. Вот выглядят карточки – задания для игры «Пазлы»:

Соберите пазлы (фрагменты текста) и определите, о ком или о чём идёт речь.

1.В чем заключаются главные черты обломовского характера?
2. …с цельным, деятельным характером, при котором всякая мысль

тотчас же является стремлением и переходит в дело
3. …В совершенной инертности*, происходящей от его апатии ко всему, что делается на свете.


  1. …человек деятельный, все о чем-то хлопочет, бегает, приобретает, говорит, что жить - значит трудиться, и пр.




  1. …он любит помечтать и ужасно боится того момента, когда мечтания придут в соприкосновение с действительностью. Тут он старается взвалить дело на кого-нибудь другого, а если нет никого, то на авось...




  1. …не дорос еще до идеала общественного русского деятеля.


Все названные выше формы работы позволяют учителю в игровой форме осуществить так называемый «контроль чтения». При выполнении перечисленных заданий от учащихся потребуется хорошее знание текста, а значит, внимательное прочтение критической статьи; кроме этого, школьники должны соотнести статью с текстом художественного произведения и поделиться своим пониманием мнения критика.

Кстати, учащиеся и сами подбирали материал для подобных игр, викторин, а затем проводили их. Справлялись ребята неплохо!

Однако задача учителя заключается не только в том, чтобы привлечь учащихся к чтению литературно – критических произведений. Нам необходимо научить школьников применять полученную информацию, например, при написании сочинений, докладов. А для этого надо уметь трансформировать исходный текст, это же возможно в случае осознанного прочтения статей критиков.

В связи с этим на уроках, посвящённых анализу публицистических, критических произведений, посвящённых анализу художественных произведений, я предлагаю такое задание: заменить выделенные слова синонимами или синонимичными выражениями. Этот вид работы также способствует пополнению словарного запаса учащихся, позволяет избегать бездумного копирования, переписывания высказываний в сочинениях, творческих работах школьников.

Вот, например, как выглядит задание по статье В.Г.Белинского.

В данном фрагменте замените выделенные слова синонимами или близкими по значению словосочетаниями. Следите за тем, чтобы содержание цитаты не было искажено.

«Посещение дома Онегина и чтение его книг приготовили Татьяну к перерождению из деревенской девочки в светскую даму, которое так удивило и поразило Онегина».

«Действительность на него не имела влияния: его радости и печали были созданием его фантазии».

Самым сложным видом работы над критической статьёй, по моему мнению, является стилизация, намеренная имитация языка, манеры изложения какого – то критика. Я предлагала ученикам это задание выполнять таким образом: выбрать позицию, определить отношение к произведению, его героям, к языку произведения, словом, к разным аспектам изучаемого художественного произведения. А затем попытаться отразить своё видение, выразить своё мнение по поводу прочитанного. Так, например, мы писали стилизацию критической статьи по рассказам А.П.Чехова (по его «Маленькой трилогии»). В принципе, этот вид работы близок к обычному сочинению. Однако, отличается тем, что ученик пишет не совсем от себя, а как бы от имени критика с тем или иным взглядом на проблему, критика с определённой жизненной позицией.

Итак, я всего лишь поделилась своим опытом. Думаю, что в моей работе можно найти недочёты, недоработки… Не сомневаюсь в этом. Однако я всего лишь хотела сделать работу над таким трудным видом литературного творчества более понятным и увлекательным для учащихся. А учителю это даёт возможность осуществить контроль того, в какой степени учащиеся ознакомились с критической статьёй, а главное, понять, как поняли ученики смысл этих произведений.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Кашапова Эльмира Нахиповна Формы работы над критической статьёй на урок iconПодводный мир. (Заключительный урок)
Цель: 1 закрепить у учащихся знание последовательности работы над тематическим рисунком, вспомнить основные понятия, необходимые...
Кашапова Эльмира Нахиповна Формы работы над критической статьёй на урок iconУрок по литературе в 7 классе «Б. Екимов Ночь исцеления» (внеклассное чтение)
Урок внеклассного чтения проводится в 7 классе после работы над рассказом Абрамов
Кашапова Эльмира Нахиповна Формы работы над критической статьёй на урок iconУрок №16-17 тема: Проект Цель: Познакомить учеников с понятием «проект»...
Цель: Познакомить учеников с понятием «проект» и алгоритмом работы над проектом. Выполнить свой проект – отчёт об изученном курсе...
Кашапова Эльмира Нахиповна Формы работы над критической статьёй на урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
План оценивания в проекте «Художественная обработка стекла- витраж» (Витраж, 2 курс, тема «Витражная роспись») График оценивания...
Кашапова Эльмира Нахиповна Формы работы над критической статьёй на урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
А. С. Пушкина. В процессе работы учащиеся закрепляют материал об особенностях Золотого века русской поэзии и Серебряного, формируют...
Кашапова Эльмира Нахиповна Формы работы над критической статьёй на урок iconСовременные технологии, формы и средства логико-математического развития...
Самостоятельные занятия (работа над коллективными и индивидуальными проектами, курсовые работы)
Кашапова Эльмира Нахиповна Формы работы над критической статьёй на урок iconУрок преподавателя Карташевой В. А. на тему «Начальный этап работы...
МО: 29. 09. 14 Открытый урок преподавателя Карташевой В. А. на тему «Начальный этап работы над романсами в классе концертмейстера....
Кашапова Эльмира Нахиповна Формы работы над критической статьёй на урок iconАнализ работы школьной библиотеки в 2011-2012 учебном год
Обучение пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и критической оценке информации
Кашапова Эльмира Нахиповна Формы работы над критической статьёй на урок iconУрок анализа художественного текста в 5 классе 4 Урок изучения теории...
Учеб метод пособие: Для студ сред пед учеб заведений/Л. В. Борикова, Н. А. Виноградова. М.: Академия, 2000. 124с. Реферат. С. 22-...
Кашапова Эльмира Нахиповна Формы работы над критической статьёй на урок iconВ течение более двух лет работы над этой книгой мне пришлось выживать...
Некоторые болезни я могу перечислить: две формы рака, ревматическая полимиалгия, двойная пневмония, нарушение работы сердца, операция...
Кашапова Эльмира Нахиповна Формы работы над критической статьёй на урок iconКрупнейшие страховые компании Японии и их портфели
Реферат выполнила студентка ин и мэ по специальности мэ v-1 Мухамеджанова Эльмира
Кашапова Эльмира Нахиповна Формы работы над критической статьёй на урок iconРасписание занятий
Это важнейший вид планирования процесса образования. Расписание устанавливает распорядок работы в течение дня, недели, месяца, года....
Кашапова Эльмира Нахиповна Формы работы над критической статьёй на урок iconФормы и методы организации работы
В системе обучения русскому языку работа над ошибками, допущенными в письменной речи занимает одно из важных мест, т к эта работа...
Кашапова Эльмира Нахиповна Формы работы над критической статьёй на урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Наряду с обычными уроками я провожу следующие формы уроков: урок-исследование, урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-обзор, урок-расследование,...
Кашапова Эльмира Нахиповна Формы работы над критической статьёй на урок iconУрок творческая лаборатория по физике в 10 классе. Тема: «Диффузия основа жизни!»
Самостоятельные занятия (работа над коллективными и индивидуальными проектами, курсовые работы)
Кашапова Эльмира Нахиповна Формы работы над критической статьёй на урок iconПлан работы библиотеки Задачи библиотеки на 2011-2012 уч год
Продолжить работу по формированию у школьников навыков независимого библиотечного пользователя: обучение пользованию носителями информации,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск