Конспект классного часа «Куликовская битва и преподобный Сергий Радонежский» для учащихся 4-го класса





Скачать 212.13 Kb.
НазваниеКонспект классного часа «Куликовская битва и преподобный Сергий Радонежский» для учащихся 4-го класса
Дата публикации26.09.2013
Размер212.13 Kb.
ТипКлассный час
100-bal.ru > Литература > Классный час


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОУ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
КАФЕДРА

СОЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН И КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
КУРС «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

И ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА»


ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ
«КЛАССНЫЙ ЧАС В 4-ом КЛАССЕ

«КУЛИКОВСКАЯ БИТВА

И

ПРЕПОДОБНЫЙ

СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ»


Работу выполнила

Бартель Ирина Валентиновна,

учитель начальных классов

МОУ Гимназия № 7 г. Химки

Научный руководитель:

кандидат исторических наук,

доцент Московского государственного

областного университета и Педагогической

академии последипломного образования
Розина Ольга Владимировна
МОСКВА

2011

СОДЕРЖАНИЕ

Введение


1. Классный час – как одна из форм воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях

1.1. Роль классного часа в воспитательном процессе и его структура

1.2. Педагогические цели классного часа

1.3. Схема проведения классного часа

2. Конспект классного часа «Куликовская битва и преподобный Сергий Радонежский» для учащихся 4-го класса

2.1. Цели и задачи классного часа по данной теме

2.2. Вступительное слово учителя

2.3. Сообщение учащегося о Дмитрии Донском

2.4. Сообщение учащегося о положении Орды и Руси накануне Куликовской битвы

2.5. Сообщение учащегося о роли церкви и преподобного Сергия Радонежского в историческом событии

2.6. Сообщение учащегося о поводе для начала битвы

2.7. Сообщение учителя о подготовке и ходе битвы

2.8. Итоги, последствия и значение битвы

2.9 Чтение учащимися стихотворения «Куликово поле»

3. Рефлексия.

4. Заключение

5. Список литературы.

6. Приложение.



с.3
с.4-6

с.4-5

с.5-6

с.6
с.7-19

с.7

с.8

с.8-9
с.9-10
с.10-11

с.11-12

с.12-13

с.13-15

с.16-18

с.18-19

с.20

с.21

с.21



ВВЕДЕНИЕ
Долгое время ученик выступал в роли потребителя информации. В результате, по словам А.Н. Леонтьева происходило «обнищание души при обогащении информацией». В наше время происходят радикальные преобразования всей системы образования и воспитания в светской школе.

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» говорится, что в школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого… Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия…, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. В осуществлении воспитательной деятельности в общеобразовательных учреждениях на основе единства учебного и воспитательного процессов залог успеха и качество этого процесса зависит от учителя. Учитель выстраивает взаимодействие с учениками на уроках и во внеурочное время, ориентируясь на потребности общества в формировании духовно-нравственных качеств личности. Но особая роль отводится классному руководителю. Вспомним слова Д.И. Писарева: «В воспитании все дело в том, кто воспитывает».

Одной из самых современных методик считается личностно-ориентированный подход. Как одна из самых важных формулируется задача духовно-нравственного образования школьников.

История России богата примерами высоко духовных личностей. И одна из них – Сергий Радонежский. Именно этот период истории мне бы хотелось рассмотреть в данной работе, потому что подвижничество преподобного Сергия Радонежского в значительной степени повлияло на всю отечественную общественно-политическую мысль, ибо он внес в нее важнейшие для всего русского национального сознания религиозно-философские идеи. Так как, на мой взгляд, для достижения целей изучения данного вопроса необходимо отойти от привычного урока, то для освещения темы я выбрала форму проведения классного часа.

1. Классный час – как одна из форм воспитательной работы

в общеобразовательных учреждениях

1.1. Роль классного часа в воспитательном процессе и его структура

При проведении классных часов в начальной школе надо учитывать индивидуальные и психофизические особенности младшего школьника. В этом возрасте происходит развитие не только познавательных интересов, но и личности ребенка. В связи с этим классные часы должны быть личностно-ориентированными.

Именно эта форма воспитательной работы содержит огромный педагогический потенциал. Классные часы являются основным компонентом системы работы классного руководителя. Иногда в педагогической литературе и школьной практике эту форму организации воспитательной деятельности называют «час воспитания», «воспитательный час», «час классного руководителя». На классных часах важно обеспечить целенаправленное деловое общение классного руководителя с учащимися, создать здоровую нравственную атмосферу.

Существуют различные объяснения понятия «классный час» или «час классного руководителя».

Л.В. Байбородова называет час классного руководителя формой воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагогов включаются в специально организованную деятельность, которая способствует формированию у них системы отношений к окружающему миру.

Традиционно классный час включает в себя следующие компоненты:

Целевой – направленность на усвоение учащимися принятых в обществе ценностей, норм отношений и образцов поведения.

Содержательный– субъектом определения темы и содержание классного часа является педагог, иногда эту роль выполняют учащиеся.

Организационно-деятельностный - организатором совместной деятельности является классный руководитель, практикуются такие формы, как монолог, фронтальная и групповая формы работы.

Оценочно-аналитический – при анализе и оценке классного часа внимание обращается на духовную ценность, объем и новизну передаваемой детям информации, православную культуру и оригинальность ее изложения.
1.2. Педагогические цели классного часа.

Классный час, в моем понимании, это не какая-то определенная форма работы, а та самая «клеточка» воспитательного процесса, которая позволяет классному руководителю найти время общения со своими учениками, открыто провозгласить и высветить запланированное отношение к определенным ценностям, позволяет сделать воспитательное воздействие систематическим и регулярным, а сам процесс воспитания не хаотичным и случайным, а управляемым и целенаправленным.

Классный час ставит педагогические цели:

- обогатить учащихся знаниями о природе, человеке, обществе, культуре, технике;

- помочь в усвоении детьми умений и навыков познавательной и практической деятельности;

- формировать и развивать эмоционально-чувственную сферу, ценностные отношения и личности ребенка;

- содействовать проявлению и развитию индивидуальности, раскрытию личностного потенциала учащихся, развитию его творческих и других способностей;

- формирование и развитие классного коллектива.

Помочь достижению этих целей, помогут задачи, поставленные на конкретном классном часе.

В зависимости от поставленной цели, возраста учащихся, опыта классного руководителя, школьных условий, формы и технологии классного часа могут иметь множество вариантов:

- беседа;

- диспуты;

- встречи с интересными людьми;

- викторины;

- дискуссии;

- КВНы;

- интерактивные игры;

- тренинги;

- конференции.
1.3. Схема проведения классного часа.


  1. Определение цели и задач классного часа.

  2. Проводится подготовительная работа с учащимися (индивидуальные занятия, подбор литература и др.).

  3. Продумываются возможности применения наглядного материала.

  4. Планируется ход проведения:

- вступительная беседа;

- постановка проблемы;

- обсуждение темы;

- высказывания учащихся и учителя;

- выводы.

5. Подводятся итоги.
2. Конспект классного часа

«Куликовская битва и преподобный Сергий Радонежский»


Да ведают потомки православных

Земли родной минувшую судьбу…
А.С. Пушкин


Пока мы храним память

о героях, отстоявших русскую

землю, пока живем так, как они –

честно и с любовью к Родине,

будет жить наша страна

и ее народ».

Б.В. Громов



2.1. Цели и задачи классного часа по данной теме
Данный классный час преследует следующую цель – содействовать формированию у учащихся духовно-нравственных ценностей, патриотизма, гражданственности, воспитывать в подрастающем поколении уважение к родной стране, ее историческим корням и национальным православным традициям.

Данный классный час способствует решению следующих задач:

Воспитательная - формировать ценностные ориентации и убеждения на основе данного исторического и православного материала; воспитание патриотизма и уважения к истории нашей Родины; отметить героизм и мужество русского народа, поддержку Церкви.

Развивающая - содействовать развитию таких видов деятельности как поиск, отбор информации; способствовать развитию навыков работы с различными источниками.

Образовательная - способствовать формированию представления о значении Куликовской битвы; влиянии данного события на дальнейший ход русской истории; показать роль деятельности Дмитрия Донского и Сергия Радонежского в исторической победе.

2.2. Вступительное слово учителя
Сколько раз земля русская подвергалась вражеским нападениям за всю историю своего существования. Сколько горя и слез, унижений пришлось испытать нашим предкам. Это навевает грусть, печаль в сердцах каждого гражданина Отечества, и даже дальность минувших событий не убавляет боли от пережитого.

Но, в то же время, оптимизмом наполняются сердца от других воспоминаний и уроков истории, которыми восславили защитники свое Отечество – это героические победы, выкованные храбростью, любовью к своей Родине, к своему народу. Об одном из таких событий мы сегодня поговорим.

Тема сегодняшнего классного класса «Куликовская битва и преподобный Сергий Радонежский». (Слайд №1).

Мы раскроем величие подвига русского народа, сокрушившего на Куликовом поле могучие ордынское войско, выявим причины победы в Куликовской битве и ее значение, покажем роль православной церкви и преподобного Сергия Радонежского в этой победе.

Почему же именно сегодня, 8 сентября 2010 года мы говорим о Куликовской битве? Да потому, что сегодня празднуется ее 630-летие.

Теперь представим себе Русь XIV века и окунемся в исторические события того времени.
2.3. Сообщение учащегося о Дмитрии Донском
После смерти Ивана II, в 1359 году ярлык на великое княжение Владимирское удалось получить Суздальскому князю Дмитрию Константиновичу, но вскоре этот ярлык в 1362 году был приобретен (за хорошее вознаграждение) для Московского князя Дмитрия Ивановича, сына Ивана II.
Когда он достиг совершеннолетия, он стал вести энергичную и смелую политику, расширял пределы своего княжества. Вел успешную борьбу со своими противниками. (Слайд №2)

Но, главной целью Дмитрия Ивановича было объединение Руси.

2.4. Сообщение учащегося о положении Орды и Руси накануне Куликовской битвы

Слайд № 3

Золотая Орда

Русские земли

  • Начало усобиц – за 20 лет сменилось 25 ханов.

  • Раздел Орды на западную и восточную.

  • Слабость власти ханов.

  • Мамай стремился доказать через захват Руси, что является продолжателем дела Чингисхана и Батыя.

  • Дмитрий Иванович перестал выполнять требования Золотой Орды.

  • Князь становился защитником Русских земель, увеличил дружину.

  • Заключил военные соглашения с другими князьями.

  • В 1377 году рать совершила поход на ордынские земли и взяла с них большой выкуп.

  • В 1378 году князь разгромил ордынцев на реке Воже.


Цель Дмитрия Ивановича – отстоять самостоятельность Москвы в открытой схватке с монголо-татарами, защитить Русь от нового нашествия.

(Слайд №4) . Цель Мамая – повторить поход Батыя, расчленить Русь, посадить своих наместников, истребить русских князей, доказать, что он является продолжателем дела Чингисхана и Батыя и имеет право на ханский титул. Мамай не мог смириться со своим поражением на реке Воже.

Познакомьтесь с отрывком из русской летописи и строками монгольской песни.

1. «Осенью пришел окаянный Мамай на Русь с единомышленниками своими. Возгордившись и считая себя царем, начал осуществлять злой замысел, темных князей звать. И сказал им: « Пойдем на русского князя и всю силу русскую, как при Батые было, христианство уничтожим, и церкви божьи спалим, и кровь их прольем, и законы их погубим».
2. Вспомним, вспомним степи монгольские –

Голубой Керулен, Золотой Онон!

Сколько, сколько монгольским войском

Втоптано в пыль непокорных племен.

Мы бросим народам грозу и пламя,

Несущие смерть Чингисхана сыны!

Пески сорока пустынь за нами

Кровью трусов обагрены…
По всей земле русской звучали призывы Московского князя собираться в войско по всей земле русской звонили церковные колокола. Началась подготовка к сражению.
2.5. Сообщение учащегося о роли церкви и преподобного Сергия Радонежского в историческом событии
(1) Большую роль в поднятии национального самосознания сыграла православная Церковь. В трудные для Родины времена, когда потребна помощь Божия для укрепления веры, Бог посылает на землю своих избранников. Именно к таким Божьим посланникам принадлежит великий православный святой «печальник земли русской» Сергий Радонежский. (Слайд № 5).

Сергий не участвовал в битве, но без него она была бы невозможна. Все, что было связано с именем Сергия, овеяно ореолом святости. Все знали о его бескорыстии, участии к чужим бедам, желании помочь каждому, кто просил у него совета и помощи. Сергия стали считать чудотворцем, верили, что он может предвидеть будущее. Сергий Радонежский стал первым Главой Троицкого монастыря (ныне Троице-Сергиева лавра).

По преданию, накануне битвы Дмитрий посетил Троицкий монастырь и получил благословение отца Сергия Радонежского на борьбу с захватчиками. ( Слайд № 6).

Сергий не только одобрил Дмитрия, но и предсказал ему победу.

(Мультминутка №1).

(3) «Следует тебе, господин, заботиться о порученном тебе богом славном христианском стаде. Иди против безбожных и, если Бог поможет тебе, ты победишь и невредимым в свое Отечество с великой честью вернешься». Такое предсказание сделавшись известным сильно возбудило в войске отвагу и надежду на победу.

В ополчение было направлено много монахов монастыря, среди них выделялись богатыри Пересвет и Ослябя. Это означало, что дело освобождения Родины свято даже для тех, кто давал клятву не брать в руки оружия.

Во время битвы в Троицком монастыре все монахи вместе с самим Сергием ни на минуту не прекращали молитвы за русское воинство. Сам Сергий, как повествует его жизнеописание, «телом стоял в храме, а духом был на поле боя». Он видел все, что там происходит и как очевидец рассказывал монахам о ходе сражения, молил за упокой погибших. Наконец, он возвестил о поражении врагов. Это пророчество подтвердилось. На обратном пути Дмитрий заехал в Троицкий монастырь и лично сообщил о победе русской рати.
2.6. Сообщение учащегося о поводе для начала битвы
Непосредственным поводом столкновения ордынских и русских войск стал отказ Дмитрия от требования Мамая увеличить выплачиваемую дань.

Мамай рассчитывал на объединение усилий с великим князем литовским Ягайло и Олегом Рязанским против Москвы, при этом он рассчитывал на то, что Дмитрий не рискнёт выводить войска за Оку, а займёт оборонительную позицию на её северном берегу.

Однако, Дмитрий, осознавая опасность такого объединения, 26 августа стремительно вывел войско за Оку в рязанские пределы и повёл войско к Дону не по кратчайшему маршруту, а в обход.

Но произошло предательство, Князь Олег Рязанский показал Мамаю броды на Оке, а суздальские князья вообще выступили на стороне орды.


    1. Сообщение учителя о подготовке и ходе битвы


Из Москвы русские войска выступили тремя частями по трём дорогам. (Слайд №7). Отдельно шёл двор самого Дмитрия, отдельно полки его двоюродного брата Владимира Андреевича Серпуховского, Большой полк и весь двор московского князя и отдельно полки подручных белозёрских, ярославских и ростовских князей.

Вечером 7 сентября русские войска были выстроены в боевые порядки. На флангах стали полк правой руки под командованием литовского князя и полк левой руки князя Василия Ярославского. В дубраву вверх по Дону был поставлен засадный полк.

Тогда же, вечером, татарские передовые части, тесня русских разведчиков, увидели русские построившиеся войска.

В ночь на 8 сентября Дмитрий выезжал на разведку и издали осматривал татарские и свои позиции.

(Слайд №8). Утро 8 сентября было туманным. До 11 часов, пока туман не рассеялся, войска стояли готовыми к бою, поддерживали связь («перекликались») звуками труб. Князь вновь объезжал полки, часто меняя лошадей. В 12 часов показались на Куликовом поле и татары. Битва началась поединком татарина Челубея с Александром Пересветом. (Слайд №9). Оба поединщика пали мёртвыми. Далее последовал бой сторожевого полка с татарским авангардом.

(Мультминутка № 2)
Дмитрий Донской сначала был в сторожевом полку, а затем встал в ряды большого полка, поменявшись одеждой и конём с московским боярином Михаилом Андреевичем Бренком, который затем сражался и принял смерть под знаменем великого князя.

(Слайд №10). Основной удар татары направили на русский полк левой руки, он не удержался, оторвался от большого полка и побежал к Непрядве, татары преследовали его, возникла угроза тылу русского большого полка.

Удар конницы из засады с тыла на основные силы татар стал решающим. (Слайд №11). Татарская конница была загнана в реку и там перебита. Татары смешались и обратились в бегство. Ход боя переломился. Мамай, наблюдавший издали за ходом сражения и, увидев поражение, бежал с малыми силами, как только засадный полк русских вступил в бой.

Много русских воинов сложили головы на поле брани. Был ранен, но остался жив князь Дмитрий.

2.8. Итоги, значение и последствия битвы.

(Слово учителя)
(1) Историки считают, что на Куликовском поле билось не менее 300 тысяч воинов. Известно, что погибло 12 князей (из 23), 483 боярина и многие десятки тысяч простых русских воинов. Потери татар - 150 тысяч человек.

Русские воины заплатили большую цену за победу. С 9 по 16 сентября хоронили на Куликовском поле погибших героев. На погребении русских воинов князь Дмитрий произнес: «Положили вы головы свои за святые церкви, за землю за Русскую и за веру христианскую. Простите меня, братья, и благословите в этом веке и в будущем». В летописи было записано: «Была на Руси радость вселенская, но и печаль великая по убитым от Мамая на Дону».

Русская православная церковь узаконила в эти дни обычай поминать убитых, так называемую «Дмитриевскую родительскую субботу».

С победой возвращались русские воины в Москву. Колокольным звоном встречали войско 21 сентября в Коломне, а 1 октября в Москве.

Звон колоколов.

Победа на Куликовом поле была одержана в день большого христианского праздника – Рождества Богородицы.

Это было особенно знаменательно для русских людей того времени. Такая победа означала, что сами небесные силы теперь находятся на их стороне. Многие воины говорили, что во время битвы они видели в небе ангелов, которые длинными копьями поражали ордынцев. Подобные изображения появились вскоре в летописях.

В те дни на Руси очень часто вспоминали слова апостола Павла: «Если Бог за нас кто против нас?»

Народ радовался победе, прозвал Дмитрия Донским. Сергий Радонежский всю свою жизнь молился за людей, за освобождение Руси от ига иноземцев. Именно Сергий и его последователи помогли русским людям осознать, что они имеют право на свободу, что они могут бороться за нее и побеждать.

Победа на Куликовом поле стала началом возрождения Руси. Она показала, что русские люди больше не намерены терпеть иноземное иго, готовы на любые жертвы.

В память о битве было возведено немало церквей в Москве и других городах. (Слайд №12).

Прямым следствием победы на Куликовом поле стали бурное развитие и подъем во всех сферах жизни Руси. Начался быстрый рост городов и торговли, земледелия и промыслов. Яркий рассвет переживала русская культура. Именно тогда творил великий русский живописец Андрей Рублев. В его произведениях, прежде всего в знаменитой иконе «Троица», нашел свое духовное выражение героический период русской истории.

События Куликовской битвы отразились во многих произведениях литературы. Самые известные из них - «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище». (Слайд №13). Главное в этих творениях – мысль о единстве русской земли, как основном условии победы над врагом.

(1) Творцом победы на Куликовом поле был великий Князь Московский Дмитрий Донской. Он прожил короткую жизнь. Большую часть ее провел в походах и битвах. «Как кормчий крепкий, идя навстречу ветру, обходит волны…так и он, правил своим царством и умножилась слава имени его… и расцвела земля русская в годы княжения его…».

Знаменитый русский историк В. Ключевский называл Дмитрия Донского национальным вождем. Великий князь был отважным воином и мудрым государем, но он был еще и самым милосердным правителем своего времени. (Слайд №14).

Не случайно, позже, князь Дмитрий Донской, как и его прапрадед Александр Невский, вошел в число великих полководцев и причислен к лику святых Русской Православной Церкви.

(Слайд №15). А в 1850 году на Куликовом поле был открыт памятник, надпись на котором гласит: «Победителю татар князю Дмитрию Ивановичу Донскому признательное потомство».

В начале прошлого века на Куликовом поле появился и второй памятник. (Слайд №16). Им стал храм-памятник Сергия Радонежского.

К шестисотлетию Куликовской битвы (1980 год) в СССР вышел рисованный мультфильм «Лебеди Непрядвы», повествующий о событиях того времени. (Мультминутка).

Выпущены юбилейные медали в честь 625-летия Куликовской битвы. (Слайд №17). А позже была выпущена памятная марка (Слайд №18).

Ежегодно Куликово поле посещают тысячи жителей России и других стран. Они любуются прекрасными памятниками и изумительной природой этих мест, вспоминают о величайшей битве, чтят память ее героев, потому что Куликовская битва является первым шагом к освобождению русских земель от ордынской зависимости.

Этой битве посвящены книги, картины известных художников, литературные произведения русских писателей. А сегодня мы познакомимся со стихотворением «Куликово поле» которое написала жительница Химок, родиной которой является деревня Непрядва, где и происходила великая битва.

2.9. Чтение учащимися стихотворения «Куликово поле»,

автор А.С. Апыхтина
В России поле есть одно – Куликово Поле,

Напоминает нам оно, сражение былое…
Много веков тому назад, весеннею порою,

Пришел в Россию завоеватель-супостат,

Со своей ордою.
Рушил, жег он города, монастыри,

Святых грабил, убивал,

Непокорных, сильных, молодых

В рабство забирал.
Стонала, плакала Русь святая,

Кровавыми слезами,

От жестокости, жадности Мамая.

И от вражды между своими же князьями.
Князь Московский подавить решил

Татарский гнет,

Святитель Сергий его благословил,

На подвиг тот…
Сплотил дружины он, прекратил вражду,

Не пошел в орду с поклоном

А наметил сраженье Хану дать

Между Непрядвою и Доном
Здесь в поймах рек простор,

Большое поле, луга, отлоги, берега,

А недалеко зеленый бор

Где верная дружина могла укрыться от врага.

Когда рассеялся туман,

Божье провидение!

Русские построили уж стан,

Врагам на удивление.
Крики, скрежет, конский топот раздались,

В дали туманной,

Дружины русские двинулись

Навстречу басурманам.
Звучат трубы боевые, поднят меч!

Всадники несутся удалые,

Началась кровавая сечь!
Звон кольчуг, доспехов и мечей,

Крики, стоны тьмы людей,

Хвала Аллаху и православные молитвы,

Все смешалось на поле битвы.
От силы, ярости удара,

Рвались, трещали латы и доспехи,

Земля под тяжестью дрожала,

Потоки крови стекали в реки.
За Русь, за святость алтаря,

Каждый ратник молодой,

Мог заменить богатыря

В жестокой битве той.
Почти до ночи длился бой,

Ни наш, ни враг не одолел.

Князь, видя это пред собой,

Ввести полки из-за укрытия велел.

Сильная, верная дружина поставила

Точку в сражении том,

Бежать в Сарай орду заставила,

Со всем своим добром.
Страшись рать крикливая, иноплеменная,

В Россию не ходи!

Живой стеною станет сила боевая,

На твоем пути!
Куликово Поле овеяно славой

Русских Богатырей,

В честь победы здесь бывалой

Построен храм-памятник, музей.



  1. Рефлексия (Слово учителя)


Сегодня на классном часе мы говорили об одной из самых ярких страниц истории нашего государства.

Узнали о героизме русского народа, о том, как проявился его патриотизм, вера в победу, желание видеть свою Родину свободной и независимой от татарского ига.

Узнали о роли в победе над врагом князя Дмитрия Донского и православной Церкви в лице преподобного Сергия Радонежского.

На протяжении всей истории, наше государство вело только освободительные войны, одной из которых явилась великая Куликовская битва.

Подведем итог. Дополните фразу своим ответом. «В результате классного часа мне открылись…»: (ответы учащихся):


1. Три самых важных имени (Сергий Радонежский, Дмитрий Донской, Мамай);

2. Три самых важных события (Благословение Сергия Радонежского, победа на Веже, победа на Куликовом поле);

3. Три самых важных чувства (святая вера, гордость за Родину, уважение к предкам);

4. Три самых важных качества (патриотизм, отвага, уверенность в победе).

В книге для чтения В.В. Артемова и Л.А. Соколовой «О битве Куликовской» имеется обращение Губернатора Московской области Б.В. Громова к юным читателям. Он пишет: «Много раз приходили с тех пор завоеватели на нашу землю, но сплоченным строем вставали россияне и, помогала им в бою память о героя, разгромивших полчища Мамая».

Заключение
Классный час «Куликовская битва и преподобный Сергий Радонежский» проводился мною 8 сентября 2010 года в четвертом классе, где я являюсь классным руководителем. Свою зачетную работу я выполняю в апреле 2011 года. У меня была возможность оценить влияние знаний, полученных учащимися на этом классном часе, на поведение, воспитание патриотических чувств, усвоение материала по таким учебным предметам, как «Окружающий мир», «Литературное чтение». Дети поняли, что в трудную минуту на защиту Родины всегда вставал весь народ, а православная Церковь воодушевляла и благословляла людей на правое дело.

Дети научились самостоятельно подбирать, читать и анализировать произведения патриотического и исторического характера.

После классного часа, некоторые учащиеся с родителями посетили Сергиево-Посадскую лавру, основанную преподобным Сергием Радонежским.



  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.




  1. Артемов В.В., Соколова Л.А. «О битве Куликовской» изд. «Учебная книга» БИС Москва 2005 г.

  2. Дробинина Н.Н. «Классные часы: 4 класс» изд. ВАКО Москва 2008 г.

  3. Перевезенцев С.В., Перевезенцева Т.В. «История России. Учебник для 6 класса общеобразовательных школ», изд. «Русское слово», Москва 2009

  4. Энциклопедия истории России 862-1917 годы. Изд. КОМИНФО 1997-2004



  1. ПРИЛОЖЕНИЕ:




  1. Презентация с фото-материалами

  2. Отрывки из мультфильма «Лебеди Непрядвы»

  3. Звукозапись колокольного звона.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект классного часа «Куликовская битва и преподобный Сергий Радонежский» для учащихся 4-го класса iconПриход в честь архангела михаила
Самарская земля – это земля благодатная, овеянная славой многих исторических имён, таких, как Святитель Алексий, преподобный Сергий...
Конспект классного часа «Куликовская битва и преподобный Сергий Радонежский» для учащихся 4-го класса iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
На доске размещены две группы репродукций: репродукции икон (Пресвятая Богородица Владимирская, преподобный Сергий Радонежский и...
Конспект классного часа «Куликовская битва и преподобный Сергий Радонежский» для учащихся 4-го класса iconКонспект классного часа «Организация досуга учащихся» классного руководителя...
Научить их самостоятельно планировать свою деятельность и нести ответственность за выполнение задуманного
Конспект классного часа «Куликовская битва и преподобный Сергий Радонежский» для учащихся 4-го класса iconКонспект классного часа «давайте никогда не ссориться!» для учащихся 1 класса
Создание благоприятной атмосферы в классе и формирование доброжелательных взаимоотношений между одноклассниками
Конспект классного часа «Куликовская битва и преподобный Сергий Радонежский» для учащихся 4-го класса iconКонспект урока по окружающему миру 4 класс «Куликовская битва»
Классный час – как одна из форм воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях
Конспект классного часа «Куликовская битва и преподобный Сергий Радонежский» для учащихся 4-го класса iconКонспект классного часа «БезОпасный Интернет» для учащихся 9 класса
Формирование навыков здорового образа жизни (профилактика зависимого поведения) через демонстрацию преимуществ живого общения
Конспект классного часа «Куликовская битва и преподобный Сергий Радонежский» для учащихся 4-го класса iconКонспект классного часа
Изучить этапы Сталинградской битвы, доказать, что эта битва положила начало коренному перелому в ходе Второй мировой войны, показать...
Конспект классного часа «Куликовская битва и преподобный Сергий Радонежский» для учащихся 4-го класса iconКонспект классного часа «дружба чудесное слово…» для учащихся 1 класса
Сегодня будем говорить о том, что такое дружба и как научиться жить дружно. (Презентация, кадр №1)
Конспект классного часа «Куликовская битва и преподобный Сергий Радонежский» для учащихся 4-го класса iconПрограмма муниципальных образовательных чтений «Преподобный Сергий....
Приветственное слово Управляющего Костромской епархией епископа Костромского и Галичского Ферапонта
Конспект классного часа «Куликовская битва и преподобный Сергий Радонежский» для учащихся 4-го класса iconПриложение 2 Разработка классного часа по теме «Казанская икона Божией...
Можно использовать на уроках внеклассного чтения, краеведения, классного часа, на занятиях факультатива «Основы православной культуры»...
Конспект классного часа «Куликовская битва и преподобный Сергий Радонежский» для учащихся 4-го класса iconКонспект урока по истории. Тема: Куликовская битва
Урок разработан в рамках Интернет- фестиваля с использованием новых сервисов Веб- 0: Learning Apps org ( упражнения «Собери пазлы»,...
Конспект классного часа «Куликовская битва и преподобный Сергий Радонежский» для учащихся 4-го класса iconПлан-конспект классного часа для обучающихся 5 класса
«современные тенденции в обслуживании читателей. Непрерывное образование библиотекарей»
Конспект классного часа «Куликовская битва и преподобный Сергий Радонежский» для учащихся 4-го класса iconКонспект классного часа «Дружба! Какое чудесное слово!» для учащихся 1 класса
Классный час начинается с фрагмента «Песенки друзей». Группа детей играет во дворе в разные игры, постепенно к ним присоединяются...
Конспект классного часа «Куликовская битва и преподобный Сергий Радонежский» для учащихся 4-го класса iconСценарий классного часа «Курская битва»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Новоуколовская средняя общеобразовательная школа» Красненского района Белгородской...
Конспект классного часа «Куликовская битва и преподобный Сергий Радонежский» для учащихся 4-го класса iconКонспект урока собирание Руси вокруг Москвы. Куликовская битва. (Тема...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Ключи муниципального района Аскинский...
Конспект классного часа «Куликовская битва и преподобный Сергий Радонежский» для учащихся 4-го класса iconТема нашего классного часа «вов -сталинградская битва»
Цель: приобщение детей к историческому прошлому нашей страны; расширение кругозора; воспитание патриотизма


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск