Схема конспекта занятия





Скачать 127.06 Kb.
НазваниеСхема конспекта занятия
Дата публикации27.09.2013
Размер127.06 Kb.
ТипКнига
100-bal.ru > Литература > Книга
Схема конспекта занятия


Аттестуемый педагог (ФИО)

Шорина Наталья Валерьевна

Образовательная область

«Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»

Возрастная группа

6-7 лет. Подготовительная

Тема занятия

«Легенды о книгах»


Цель: формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений.

Задачи: познакомить детей с историей происхождения и изготовления книги; показать, как она преобразовалась под влиянием творчества человека; активизировать познавательную деятельность; познакомить с былиной А.Н. Нечаева « Садко»; развитие литературной речи; приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса; воспитывать бережное отношение к книге.
Оборудование: «колесо времени»; иллюстрации: узелковое письмо, петроглифы, береста, глиняные таблички, папирус, кожа, летописец; виды печатных станков. Материал: глиняные пластинки, деревянные палочки, береста, чернильница с пером, книги в подарок. Аудиокнига «Былины». Музыка.
Предварительная работа: чтение книги С.Я. Маршака «Как печатали вашу книжку»; чтение энциклопедической литературы; чтение сказок о богатырях. Просмотр мультипликационного фильма «Алеша Попович и Тугарин Змей»; Рассматривание картин В.М. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье», составление описательных рассказов. Изготовление барельефов из глины.






  1. Организационный момент, начало занятия включающие:

Цель: вызвать интерес к творческой деятельности человека, активизировать познавательную деятельность.

Методы: чтение стихотворения, загадывание загадки, вопросы теме, по сюрпризный момент.
Педагог читает детям стихотворение «Сегодня день у нас особый», далее загадывает загадку о книге для уточнения темы занятия. Дети отгадывают загадку.

правильно – это книга. Показывает книгу. А для чего нам нужны книги? А вы хотите узнать, как книга появилась на свет?

Педагог предлагает детям совершить путешествие на сотни лет назад, и в этом нам поможет «Колесо времени». (Крутят колесо с временными отрезками). Звучит музыка, дети закрывают глаза.


Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети включаются в занятие добровольно, из интереса к предложениям взрослого, стремления быть вместе со всеми.


Дети проявляют интерес к теме занятия.
Отвечают на вопросы: для чего нам нужна книга? Как книги появились на свет?

Дети отгадывают загадку.


Читает стихотворение:

Сегодня день у нас особый!

Я познакомлю вас, друзья,

С предметом, без которого

Прожить на свете нам нельзя!

Загадывает загадку:

Говорит она беззвучно,

Но понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней –

Станешь вчетверо умней!

для организации внимания детей, на установление эмоционального контакта.

приглашает детей к деятельности: «Давайте сегодня отправимся в путешествие в прошлое книги»

Б) использует сюрпризный момент, «колесо времени» специально им смоделированное: внесение в группу предметов с необычным эффектом или назначением.

Педагог поощряет высказывания детей, поиск вариантов решения, придумывание необычных идей

Педагог эмоционально настроен на предлагаемое дело. Включается в деятельность как партнер.

Педагог организует рабочее пространство таким образом, чтобы дети могли общаться, перемещаться во время занятия.

Педагог предлагает детям разнообразные дидактические материалы, оборудование.

Данное упражнение проведено с целью организации внимания детей.
Выполненное задание формирует устойчивое внимание детей.
Результат организационного момента:

- дети включились в занятие;

- у детей сформировался стойкий интерес к происходящему.


2. Основная часть занятия.
Цель: познакомить с историей возникновения письменности и книжной продукции; активизировать познавательную деятельность. Развитие литературной речи; приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса. Вызвать интерес к миру книги; воспитывать бережное отношение к книге.
Методы и приемы: рассказ воспитателя о появлении письменности, творческая деятельность детей, прослушивание аудиокниги, вопросы.
Педагог говорит детям, посмотрите, мы оказались с вами у племени индейцев, чем они

заняты? (Приложение 1) В разные времена люди по-разному передавали друг другу опыт и знания. Первым шагом к современному письму было использование предметов, которые не передавали мысль, а напоминали о ней, например узелки на память. В зависимости от окраски и порядка, в котором они были завязаны, индейцы, например, определяли, о чём идет речь. Так, желтая краска означала золото, белая - серебро, красная – войну. Такое письмо называется узелковым. Воспитатель показывает иллюстрации и демонстрирует детям, как завязывали узелки, разные способы завязывания узелков означали разные буквы. Дети пробуют завязывать узелки.

Педагог спрашивает детей «как ещё люди могли передавать друг другу сообщения?»

Мы с вами очутились среди гор, где на камнях виднеются какие-то непонятные рисунки, давайте подойдем поближе и посмотрим. (Приложение2) Давайте вместе рассмотрим рисунок древнего художника на камне: лодка с гребцами, на ней серп-месяц и три кружочка солнца, а пониже – пронзённые стрелами олени и дикие гуси. Педагог уточняет у детей, что могут означать эти рисунки?

Воспитатель: это письмо можно прочесть так: «Мы плыли на лодке один месяц и три дня. Нашли место, богатое дичью. Добыли много оленей и гусей. Плывите за нами! Воспитатель показывает детям другие иллюстрации и задает вопросы: «что изобразил художник на этой картине?; как можно прочесть этот рисунок?».

Воспитатель спрашивает детей, хотят ли они узнать, как еще передавали информацию люди в прошлые времена. Для этого нам нужно повернуть «колесо времени», звучит музыка.

Сейчас мы с вами оказались в прекрасной древней стране Месопотамии. Книги здесь был сделаны из глины. Учёба в школе начиналась с разминания глины. Как вы думаете, почему?

Дети высказывают свои предположения - на ещё мягких табличках писали деревянной палочкой текст.

Воспитатель показывает иллюстрации (Приложение 3), первая письменность была в виде картинок. Позднее появились знаки, обозначающие эти рисунки - клинопись. Клинописных табличек было в Месопотамии так много, что из них составляли огромные библиотеки.

Воспитатель предлагает детям попробовать, легко ли было ученикам тех времен, работать с глиняной тетрадкой.

Дети выполняют задание, пишут на готовых пластинках свое имя деревянной палочкой. Пластинки кладут сохнуть.

Воспитатель продолжает рассказ, позднее люди изобрели другие материалы для записи

информации, показывает иллюстрации (Приложение 4).

Писались книги и на папирусах. Папирус – травянистое растение, тростник. Особым образом, обрабатывая тростник, получали такую бумагу, которая сворачивалась в большие свитки. Папирус очень хрупкий. Можно ли было писать на нём с двух сторон? Конечно же, нет. Тогда люди нашли новый материал. Они стали писать на пергаменте – это тонкая, как плёнка, специально обработанная кожа. Изготовляли его недалеко от Пергам, вот откуда это название. Пергамент в отличие от папируса не трескался, он был очень прочен, его можно было сгибать, использовать обе его стороны. Эта особенность способствовала появлению новой формы книги.

Дети рассматривают иллюстрации, и материалы «папирус» и кожу.

Воспитатель - о чём мы узнаем с вами на следующей остановке? (звучит музыка). Мы оказались в березовой роще, как вы думаете, почему?

Дети отвечают на вопрос воспитателя, на березовой коре, бересте, тоже писали сообщения.

Воспитатель рассказывает детям, что для письма Русичи использовали кусочки березовой коры. Слова на ней царапали писалом – костяной палочкой. Исписанные кусочки бересты, берестяные письма – грамоты, археологи находят в древних городах и до наших дней. Воспитатель показывает детям бересту и иллюстрации с письмами на бересте и предлагает детям попробовать нарисовать палочкой рисунок. (Приложение 5)

Теперь во всём мире книги печатают на бумаге. Как вы думаете, из чего изготавливают бумагу?

Это сейчас бумагу изготавливают из древесины, сильно размельчив ее и смешав волокнами

хлопка, льна и вспомогательными добавками. А раньше ее делали из тряпок. Тряпки долго варили в котле, пока они не превращались в жидкую массу, которую заливали в специальное сито с частой сеткой. Так получались бумажные листы.

На Руси книги появились давно, так давно, что самые первые из них до нас не дошли. Они погибали во время разных войн, пожаров и наводнение, а иногда и по вине людей. Книгу на Руси издавна любили и почитали. «Великая бывает польза от ученья книжного, «Кто грамоте горазд – тому не пропасть», - вот так говорили про книги. Первые книги были рукописные, не такие, как сейчас. А что значит рукописные? (их писали вручную знающие грамоту люди – писцы.) это были церковные служители. Приступая к работе, писец брал стопку листов и тщательно расчерчивал их параллельными линиями. (Приложение 6)

Педагог показывает иллюстрации и загадывает детям загадку о том, что было основным инструментом писца.

Оно так часто просит пить,

Но понемножку пьёт.

А если будешь торопить

И целиком его топить –

Наделает хлопот. (Чернила и перо.)

Дети отгадывают загадку и пробуют написать чернилами на бумаге.

Рукописи писались очень медленно, около года, при свечах или лучинах, это был тяжёлый труд. Первые исторические сочинения на Руси – летописи, были составлены киевским монахом Нестером, в них рассказывалось о древних временах, о начале Русского государства и его первых князьях. Педагог предлагает детям познакомиться с героями русских былин. Каких русских богатырей вы знаете? (ответы детей) их имена мы узнаем из былин. Былина – это поэтическое произведение, песня - сказание. В ней повествуется о событиях, объединенных между собой одними и теми же персонажами. В былинах много исторически достоверных примет. Кто знает, например, старинное вооружение воинов: меч, шлем, кольчугу? Все это обязательно есть у былинного богатыря. В былинах упоминаются и воспеваются древние города: Киев, Великий Новгород, Чернигов, Муром и т.д. Былины достоверно описывают реальную жизнь наших предков. При всем том, что былины донесли до нас детали жизни, они удивляют и восхищают нас своей фантазией и вымыслом.

Прослушивание аудиокниги отрывка из былины «Садко»

Педагог задает вопросы по содержанию прослушанного произведения.

- Кто является главными героями этого отрывка?

- почему гусляра Садко не звали на пир?

- Как Садко оказался у Морского царя?

- Какие чувства испытывал Садко?

- Что произошло на море, когда заиграл Садко?

- Что же заставило Садко вернуться на землю, хотя Морской царь сулил ему все подводные сокровища? (Огромная любовь к родной земле, к своему Новгороду)

- Как вы думаете, чем прославился сам Садко? (Садко прославился своим талантом. Люди во все времена ценили талант!

- Можно ли Садко назвать патриотом земли Русской?

Вот, мы с вами и совершили путешествие в историческое прошлое (звучит музыка), пора возвращаться в наш 21 век.

Сейчас мы привыкли с вами читать печатные книги. Где печатают книги и на чём? (в типографиях на печатном станке.) первым на Руси стал печатать на станке русский книгопечатник Иван Федоров, а самым первым человеком, придумавшим печатный станок, был немецкий изобретатель Иоганн Гуттенберг. (Приложение 7)


Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети проявляют интерес к новым предметам, обследуют их, задают вопросы.
Дети, отвечая на вопросы педагога, сравнивают, различают и соединяют факты, устанавливают связи между ними.
Дети свободно выбирают рабочие места, работают индивидуально, чтобы взять тот или иной инструмент, материал.
Дети свободно общаются и перемещаются во время занятия, чтобы взять тот или иной материал (при соответствующей организации рабочего пространства).
Отбирают необходимые средства для осуществления цели, определяют последовательность действий
Дети проявляют заинтересованность к процессу и результату деятельности других детей; включается во взаимную оценку и интерпретацию деятельности участников.
Дети свободно выражают свои мысли, чувства, желания, аргументируют свою точку зрения.
Используют и называют различные источники знаний, адекватные возрасту.
Дети выполняют задание самостоятельно или ждут подсказки, или копируют друг у друга.

Педагог создает ситуации для обозначения цели и задач деятельности с детьми.

Воспитатель намечает задачу для совместного выполнения вместе с детьми.

Воспитатель предлагает возможные способы реализации намеченной цели. Отталкиваясь от события – задает вопросы, побуждающие детей при ответе использовать свой опыт.

Воспитатель вместе с детьми обсуждает высказанные идеи, поощряет независимые суждения, предлагает при необходимости свою версию;

Усиливает интерес ребенка к работе сверстника: поощряет содержательное общение, провоцирует взаимные оценки, обсуждения возникающих проблем;

Педагог занимает динамичную позицию

Использует различные варианты получения детьми новой информации: рассказ, прослушивание фрагментов аудиокниги.

Дети называют виды первых книг
Дети свободно ориентируются в видах первобытной письменности.
83% детей имеют активный словарный запас
Дети активно сопровождают речью свою деятельность.
Дети умеют устанавливать причинно-следственные отношения. В своей речи могут употреблять сложные предложения разных видов.




3. Заключительная часть занятия:
Цель: активизировать познавательную деятельность; развитие литературной речи; приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса; воспитывать бережное отношение к книге.

Методы: чтение стихотворений, беседа, сюрпризный момент книга в подарок.
Долгий и трудный путь прошла книга, прежде чем попасть к нам в руки. За сотни лет изменился и способ печатания. Ведь раньше он был длительным и трудоемким. Сейчас уже книги печатают с помощью компьютеров и количество их – тираж книги – насчитывает тысячи экземпляров. С ними вы совершите много путешествий и открытий. Давайте подойдем к нашему книжному уголку и посмотрим, какие книги стоят на наших полочках. Дети перечисляют наименование книг и читают стихотворение.
Это – дом для разных книжек, Приходи в библиотеку -

Ждут тебя давно они. Время проведешь не зря.

Подойди скорей поближе, Книжки дом уютом встретит,

В гости к книжкам загляни. Лампу над столом зажжет.

Здесь порядок, как в аптеке. Здесь за знаниями дети

Полки выстроились в ряд. Отправляются в поход.

Возле них – библиотекарь, Про Египет, фараонов,

Он всегда нас видеть рад. Про индейцев и вигвам,

И девчонкам, и мальчишкам Как растет бамбук зеленый -

Тут же он помочь готов, Все расскажут книги нам.

Принесет любую книжку Здесь, смотри, чертеж ракеты.

Сразу же, без лишних слов. Вот затылок у Луны.

Вот допустим, про жирафа И далекие планеты,

Ты захочешь все узнать. Как на блюдечке, видны.

И про то, как жили графы, Каталог и картотека

Хорошо бы почитать. Книжки адрес нам дадут.

Про вулканы, горы, реки Если б не библиотекарь,

И глубокие моря. Мы бы заблудились тут.
Сегодня, мы с вами совершили путешествие в прошлое книги. Что вы узнали нового об истории создания книг, что больше всего вам понравилось в нашем путешествии. С каким жанром литературы, мы сегодня познакомились. Вам понравилась былина. На память о нашем путешествии я хочу подарить вам книги в ваши домашние библиотеки. Ребенок читает стихотворение.

Книга – лучший друг ты мой,

Мне так радостно с тобой!

Я люблю тебя читать,

Думать, мыслить и мечтать!
Педагог дарит книги.
Берегите книги, будьте аккуратными в обращении с ними, и они откроют вам много нового и интересного.


Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он или нет исследование, работу.
Дети обсуждают работу, задают друг другу вопросы.
Ребенок прогнозирует результат, оценивает действия свои и других (любуется, огорчается, равнодушен).


Педагог творчески использует традиционные способы оценивания: дает косвенную оценку деятельности детей, как сопоставление результата с целью ребенка: что хотел сделать – что получилось.

Организует демонстрацию успешности детей.

Обсуждает с детьми их впечатления от занятия, что они поняли (не поняли), что чувствовали, что понравилось и что не понравилось, что больше всего запомнилось. Уточняет для чего это нужно знать и уметь, где это может пригодиться и т. д.

Педагог побуждает детей к обсуждению, оформлению результатов деятельности

Обеспечивает переход детей к другому режимному моменту

Дети умеют анализировать и делать вывод об усвоенном материале.
Смеряться оценивать свои поступки, выражать свое отношение к окружающему, находя для этого различные речевые средства.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Схема конспекта занятия iconСхема конспекта урока

Схема конспекта занятия iconПравила игры. Краткий ход игры. Варианты использования (усложнения)....
Конспект обычно оформляется на отдельных листах бумаги формата А4 (гарнитура шрифта – Times New Roman, кегль шрифта – 14 пт, межстрочный...
Схема конспекта занятия iconПроект тяговой подстанции с распределительным устройством постоянного...
Структурная схема. Расчетная схема. Схема замещения и ее преобразование. Результаты расчета токов короткого замыкания
Схема конспекта занятия iconТема урока : Цели урока
Схема конспекта урока открытия новых знаний (онз)в соответствии с требованиями фгос ноо
Схема конспекта занятия iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оборудование: страничка конспекта урока на листе ватмана (где приведены определение причастия, причастного оборота, правила его обособления,...
Схема конспекта занятия iconТема: "flowers"
Основной формой квалификационных испытаний является составление конспекта занятия в письменной форме
Схема конспекта занятия iconПрограмма «Физкультура от 3-х до 17»
Основной формой квалификационных испытаний является составление конспекта занятия в письменной форме
Схема конспекта занятия iconЗадание на практику в дошкольных образовательных учреждениях
Основной формой квалификационных испытаний является составление конспекта занятия в письменной форме
Схема конспекта занятия iconСтандарты и методические материалы для дошкольных учреждений
Основной формой квалификационных испытаний является составление конспекта занятия в письменной форме
Схема конспекта занятия iconКонкурс педагогического мастерства "Мой лучший урок"
Основной формой квалификационных испытаний является составление конспекта занятия в письменной форме
Схема конспекта занятия iconМетодический блок Сочинение-эссе «Моя педагогическая философия»
Основной формой квалификационных испытаний является составление конспекта занятия в письменной форме
Схема конспекта занятия iconКонспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста
Основной формой квалификационных испытаний является составление конспекта занятия в письменной форме
Схема конспекта занятия iconМинистерство образования и науки российской федерации (Минобрнауки России)
Основной формой квалификационных испытаний является составление конспекта занятия в письменной форме
Схема конспекта занятия iconАвтор конспекта занятия Киселёва Марина Олеговна
Содействовать формированию умения в выполнении нижней прямой подачи мяча с расстояния 3-6 метров от сетки
Схема конспекта занятия iconМосковская область, г. Пущино Разработка практико-значимого проекта – конспекта занятия
Доставить детям удовольствие от совместной двигательной деятельности в играх, эстафетах на воде
Схема конспекта занятия iconОбзор литературы Октябрь, ноябрь, декабрь 2012 год Автоматизация
Основной формой квалификационных испытаний является составление конспекта занятия в письменной форме


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск